Главная страница :: Новости

Офис без муды* Титан до индии доведет К европейской самобытности Золотой дождь Высшая лига V международная научно-практическая конференция «проблемы устойчивого развития городов» пройдет в миассе Кот в мешке Слава на халяву Тюменьэнерго привлекает инвестиционный кредит мягкая мебель

Вместо эпиграфа - старый анекдот. Умирающий Брежнев призывает к себе близких соратников - членов полит-бюро и сообщает последнюю волю: «Во время моих похорон положите меня в гроб лицом вниз». Все вокруг в недоумении: «Почему, Леонид Ильич?». «А я уверен, что вскоре после моей смерти вы все побежите мне ж… целовать».

Павел Кобер

На фоне экономической разрухи 90х годов, как и предрекал Леонид Ильич в анекдоте, нашлись целовальщики. Причем в количестве почти достаточном для возвращения в светлое прошлое (вспомним создание ГКЧП в августе 91го, московские кровавые события 93го, драматичные президентские выборы 96го).

19 декабря исполняется сто лет со дня рождения орденоносного генсека, правившего страной с 1964 по 1982 год. При Брежневе этот период официально именовался эпохой развитого социализма, во времена перестройки - застоем. В современной России отношение вновь стало более лояльным: на официальном уровне всякая критика прекращена, а на обыденном ее никогда и не было (о покойных - или хорошо, или ничего). И уже сам термин «застой» трактуется положительно: стояли - не в том смысле, что не двигались, а в том, что не падали.

И не потому, что на это наложен официальный запрет. А потому, что у нас появился… (в этом месте на телевидении поставили бы рекламную паузу, мы же можем мысленно прослушать фрагмент Пятой симфонии Бетховена) новый Брежнев. Я не о внешней схожести, боже упаси. Речь идет о собирательном образе, исторической альтернативе беспрестанным революционным преобразованиям и сменам эпох, эдаком стабилизаторе.

А что сегодня? В России начала XXI века о золотых годах социализма, какими по праву может именоваться брежневский 18летний отрезок отечественной истории, вспоминают значительно реже.

В обоих случаях наши стабилизаторы от имени правящей элиты заключили с населением негласный и неформальный договор: народная лояльность к существующим политическому режиму и экономической системе в обмен на высокий уровень общественного благосостояния (правда, в сравнении не с западными странами, а с собственной державой, но десятилетием ранее). Откуда Леонид Ильич брал деньги на покупку лояльности? Оттуда же, откуда и Владимир Владимирович. Оба периода стабилизации чудесным образом совпали с повышением мировых цен на нефть. Кстати, брежневский и путинский методы использования нефтедолларов практически идентичны и направлены на финансирование экономик США и Западной Европы: при первом правителе закупались западные товары народного потребления, при втором - западные государственные ценные бумаги.

Попробуем сравнить брежневскую стабильность и путинскую. Что им предшествовало? В первом случае - голод, репрессии, жесточайшая война, разруха, хрущевские шараханья от одной авантюры к другой. Во втором - распад Советского Союза и ельцинское лихолетье. Как Брежнев, так и Путин, в отличие от предшественников, по головам не шли: власть досталась им неожиданно, как дар небес (и, судя по слухам, обоих пришлось еще и уговаривать ее принять).

Проблема в том, что сама по себе стабильность не хороша и не плоха. Она становится эффективным средством политического и экономического развития, если ее умело применять в определенный исторический период. Наиболее успешно, на мой взгляд, это удавалось сделать в России в XIX столетии, когда царьконсерватор сменял царяреформатора и наоборот. Смелые преобразования Александра II были насколько долгожданными, настолько и губительными для устойчивости всей государственной системы. Вовремя оказавшийся на троне Александр III смог стабилизировать ситуацию.

Пожалуй, самое неприятное в схожести Брежнева и Путина в том, что правящего ныне стабилизатора окружает очередная команда целовальщиков (это я о пресловутом третьем президентском сроке). А может, и в самом деле спеть хором известный романс «Не уходи, побудь со мною…»? Там дальше: «Я поцелуями покрою…». Если все так удачно складывается, к черту Конституцию с ее ограничениями. В конце концов, не мы для закона, а закон для нас.

В этом смысле стабилизатор Путин пришел к власти даже поздновато.

Государственные реформы можно проводить долго и даже очень долго. Это как ремонт в квартире, который никогда нельзя закончить, а можно только прекратить, чтобы пожить хотя бы немного в спокойной обстановке. Для этой цели и нужны стабилизаторы. В конце XX века России не повезло не столько с реформами, сколько с тем, что длились они весьма долго. Гармонии в переходе власти от реформатора к стабилизатору не произошло: вслед за перестройщиком Горбачевым главой государства стал революционный демократ Ельцин. От груза преобразований страна надломилась.

Банальная истина: все хорошо, что в меру (в данном случае - в срок, вернее, в два). Здесь принципиально важно не столько вовремя сменять конкретного человека у кормила власти, сколько периодически изменять характер правления - со стабилизационного на реформаторский и обратно. А потому, господа целовальщики, работа в следующем году вам предстоит серьезная. Тщательно продумывая последствия, ищите другую ж…

Но стабильность также бывает чрезмерно долгой. В таком случае она начинает искусственно подавлять новые процессы, которые постоянно возникают в политической и экономической системах по объективным причинам. Государственная машина костенеет и уже неспособна безболезненно адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Там, где раньше можно было обойтись постепенными реформами, теперь приходится использовать радикальные меры. Печальный пример - царствование консервативного Николая II, перенявшего эстафету власти у консервативного же Александра III. Основная масса населения России в ту пору после длительного перерыва ожидала очередной порции реформ, но они не последовали. В котле слишком долго сдерживали пар, и котел взорвался.


Сегодня мы находимся на пороге очередного этапа. Предприятия малого бизнеса начали активно интересоваться более сложными ИТпродуктами, в первую очередь управленческим софтом (решения класса ERP, CRM, BI). Доля предприятий, его внедривших, пока невелика. Но динамика - налицо.

Вспомните, как лет 15 назад росли коммерческие ларьки: во дворах, на остановках, просто на каждом углу - где придется. И торговали они всем подряд: на одной витрине рядом с дрянной водкой в металлических банках висело дамское белье, а заграничные шоколадные батончики и жевательная резинка соседствовали с пиратскими видеокассетами. Дикая торговля продолжалась недолго, первые отечественные малые предприятия постепенно приняли цивилизованный вид. Примерно то же происходило в сфере автоматизации малых предприятий. Поначалу верхом ИТпродвинутости считался компьютер с пиратским софтом и принтер. Затем пришел черед средств связи (факса и электронной почты) и бухгалтерского ПО. Согласно данным исследования Microsoft, проведенного в 2006 году, 87% малых предприятий сегодня используют компьютеры для ведения бухгалтерии, 85% - для доступа в интернет, 80% - для работы с электронной почтой, 70% - для ведения баз данных.

С коллегой соглашается заместитель генерального директора по корпоративному рынку ООО «ПарусЕкатеринбург» (екатеринбургское отделение корпорации «Парус») Яков Фишелев: «Активный интерес малых предприятий к серьезным ИТрешениям растет с 2003 года. Уходит в прошлое идеология, когда считалось, что все ПО для малого бизнеса должно быть бесплатным. Теперь качественная ИТинфраструктура - источник конкурентных преимуществ».

Неясный бум- В последнее время мы наблюдаем серьезное повышение интереса к ИТ со стороны малого и среднего бизнеса. Такие предприятия вынуждены мгновенно отвечать на изменения рыночной ситуации, что невозможно без высокой степени управляемости бизнесом. Это подталкивает руководителей компаний искать решение проблем с помощью инноваций, современных ИТ. По результатам исследования Economist Intelligence Unit, проведенного в 2006 году среди российских предприятий этого сегмента, 68% топ-менеджеров расценивают ИТ как одно из средств получения конкурентных преимуществ, - рассказывает директор по маркетингу компании «АйТи» Дмитрий Ведев.

Дело в том, что в среде специалистов по ИТ до сих пор не сформированы критерии малого предприятия. Так, Microsoft сегментирует рынок по количеству компь-ютеров и относит к малым организации, где установлено до 25 машин (это в среднем соответствует предприятию с общим штатом до 100 человек). В корпорации «Парус» планка ниже: к малым здесь относят предприятия с количеством компьютеризированных рабочих мест (пользователей системы) до 15ти. Исполнительный директор ООО «АБ Консалт» Александр Гуревич также считает, что предел малого предприятия - сто сотрудников. Он вводит еще один параметр - годовой оборот компании не более 10 млн евро в год. А в компании «АйТи» к малым предприятиям относят предприятия с годовым оборотом не выше 30 млн долларов и числом компьютеризированных рабочих мест порядка 5 Галина Фролова, директор ООО «Прайм1СЕкатеринбург», описывая параметры малого предприятия, и вовсе указывает нижнюю границу: «Под понятием “малое предприятие” мы представляем небольшую организацию, занимающуюся практически любой сферой деятельности, с количеством компьютеров не менее пяти».

Игроки ИТ-рынка сходятся: малые предприятия все больше заинтересованы во внедрении серьезных решений. Но при попытке количественно оценить динамику приобретений и объем сегмента начинается путаница.

Витамин роста
Конечно, малый бизнес - понятие растяжимое. Каким должно быть предприятие, чтобы его ИТ-потребности переросли уровень базовых телекоммуникационных технологий и средств Microsoft Office? «Обычно в первую очередь к таковым относят бизнесы, чью деятельность можно кардинально улучшить с помощью ИТ, - говорит Дмитрий Ведев. - Например, без ИТ трудно представить быструю и слаженную работу компании, имеющую электронный способ ведения бизнеса или ориентированную на массовую доставку услуг большому числу клиентов».

В общем, сколько компаний, столько и представлений. Поэтому так сильно разнятся оценки ключевых параметров рынка ИТ для малого бизнеса. Так, долю его описывают диапазоном от 10 - 15 до 50 - 55%. Относительно динамики спроса у игроков также нет единого мнения: от 4 до 20% в 2006 году. Согласно исследованию Cnews Analytics среди ведущих поставщиков ИТрешений, в настоящее время российский малый бизнес ежегодно расходует на информатизацию 45 млрд рублей. При этом лишь около 12% этого бюджета тратится на программное обеспечение, остальное - закупка «железа» и создание инфраструктуры.

Решение о внедрении сложных ИТ для руководства малого предприятия - непростой шаг. Даже сумма в 10 - 20 тыс. долларов (примерно так оценивается минимальный размер ИТпроекта внедрения управленческого ПО на малом предприятии) может показаться слишком большой. Что заставляет руководителей малых предприятий пойти на этот шаг?

К числу главных потребителей ИТ среди малых компаний безусловно можно отнести оптовую и розничную торговлю. Как поясняет Галина Фролова, «это наиболее динамично развивающая отрасль, и ее представителям нужно смотреть не только в “завтра”, но и в “послезавтра”. Именно поэтому внедрение ИТ здесь идет наиболее активно: есть риск оказаться аутсайдером». ИТ нужны торговле в первую очередь для обработки большого количества данных. Следующая категория активных потребителей - предприятия сферы услуг. Они внедряют ИТ для упорядочивания работы с клиентскими базами и повышения контроля качества. Активно внедряют сложные ИТрешения небольшие промышленные предприятия, компании финансового сектора, транспортные и телекоммуникационные предприятия.

- появляется новая стратегия развития (планы выхода на новый рынок). Как правило, пустых ниш на рынке уже нет, и при входе в новый бизнес предприятию необходимо озаботиться созданием конкурентных преимуществ. В том числе - с помощью информационных технологий;

Выделим несколько причинимпульсов:

- динамичный рост. Работает правило «записной книжки»: как только количество клиентов превышает объем некой условной «записной книжки», все бизнеспроцессы руководитель лично контролировать уже не может и возникает необходимость в автоматизации;

- есть несколько постоянных контр-агентов, взаимодействие с которыми логично автоматизировать (к примеру, туристическое агентство, работая с несколькими туроператорами, нуждается в ИТподдержке каналов взаимодействия);

- подготовка к реструктуризации (дроблению или поглощению крупной компанией, консолидации в группу компаний с партнерами). Этому шагу должно предшествовать упорядочивание бизнеспроцессов, что зачастую проще сделать с помощью ИТ;

- открытие дополнительных подразделений, филиалов, дочерних структур, территориально отдаленных от базовой компании. Без отлаженных ИТ управлять удаленными структурами очень сложно;

Дешевле и гибче Потребность номер один для малых предприятий (если отбросить ПО для бухгалтерского учета: оно внедрено на большей их части) - автоматизация управления основными бизнеспроцессами. Речь идет о внедрении своего рода мини ERPсистем. Далее следуют «облегченные версии» CRMсистем.

- кризис. Как правило, поиски выхода из него приводят менеджмент к необходимости повышения эффективности труда сотрудников и «снижению уровня бардака». Инструментом становятся ИТ.

Потребность малых предприятий в сложных ИТ уловили все отечественные производители. Так, корпорация «Галактика» предлагает решения «Галактика Старт» (максимальное количество рабочих мест - 5) и более продвинутое «ГалактикаПрогресс» (до 15 одновременно работающих пользователей). В борьбу за мелких потребителей включились и мировые лидеры. Компания Microsoft предлагает Microsoft Navision, который позиционируется как стартовый управленческий софт для малых предприятий, а HewlettPackard - системы хранения данных HP StorageWorks AllinOne, SAP продает решение для малых предприятий SAP Business One, а Oracle - приложение Oracle Standard Edition One. «Большинство управленческих ИТрешений для малого бизнеса - это усеченные в функциональном плане версии полномасштабных ERPсистем тех же разработчиков», - констатирует генеральный директор Уральского регионального отделения корпорации «Галактика» Сергей Осадчиков.

- Долгое время наша компания была сконцентрирована только на рынке крупных заказчиков. Но рынок малого и среднего бизнеса развивался, и постепенно потребности в ИТ некоторых компаний малого бизнеса перестали уступать тяжеловесам экономики. Мы подхватили эту тенденцию и выпустили линейку ИТ продуктов класса ERP для малого и среднего бизнеса - систему управления «Парус Standard Edition», - рассказывает Яков Фишелев.

Среди типичных проблем Сергей Осадчиков выделяет четыре основных: ограниченность финансовых ресурсов, высокую конкуренцию и необходимость снижения издержек, непрозрачность и неформализованность бизнеспроцессов, нехватку квалифицированных кадров. Эти проблемы в полной мере отражаются на особенностях выбора ИТрешений для малых предприятий.

На первый взгляд предложение на рынке разнообразно. Но проникновение управленческого софта среди малых предприятий до сих пор чрезвычайно мало, поставку решений для них никак нельзя назвать основной статьей доходов ИТкомпаний. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, чем принципиально отличаются ИТзапросы малого предприятия.

Производителям на заметку
Итак, решения для малых предприятий должны отвечать четырем правилам: внедряться быстро (как правило, рост компании опережает темпы автоматизации, и критически важно, чтобы разрыв не увеличивался слишком сильно); стоить недорого (значит, быть максимально готовым и не требовать сложных настроек); легко перенастраиваться и дополняться (на малых предприятиях бизнеспроцессы быстро меняются); быть удобными и дешевыми в эксплуатации (отнимать минимум времени и денег на поддержку).

- Самый важный критерий выбора - стоимость. Как правило, компании малого бизнеса работают в условиях жесткой конкуренции, ограниченности финансовых ресурсов на развитие бизнеса и автоматизацию в том числе. Соответственно, предприятиям малого бизнеса по карману ИТрешения стоимостью максимум в 1,5 млн рублей. Другие значимые критерии - быстрота внедрения и функциональная наполненность ИТпродукта. Малым компаниям требуется продукт типа «все включено»: им нужно в одной системе автоматизировать и логистику, и CRM, и зарплату, и т.п. Также важны удобство настройки и поддержки. Как правило, в штате компаний этого сегмента нет или недостаточно квалифицированных ИТспециалистов, поэтому продукт должен легко и удобно настраиваться и адаптироваться под задачи пользователя, - комментирует Сергей Осадчиков.

- С этой точки зрения, показателен проект аутсорсинга управления информационной безопасностью, который мы выполняем для компании АвтоСпецЦентр. Она занимается продажей автомобилей и их последующим обслуживанием. У компании есть информация, утечка которой может быть критична для бизнеса: стратегия продаж, а также персональные данные клиентов. Как гарантировать клиентам, что информация о них не станет достоянием широкой общественности? Ответ очевиден - построить надежную систему защиты информации. Однако, по расчетам руководителей, содержание службы информационной безопасности оказалось бы для небольшой компании слишком дорогим. Поэтому АвтоСпецЦентр решил прибегнуть к помощи сторонней организации - передать защиту информации на аутсорсинг. Также, на наш взгляд, для малого бизнеса очень перспективна услуга аренды приложений, например, с недавнего времени мы предлагаем Sugar CRM - аналог CRMсистемы, доступный за небольшую абонентскую плату.

У поставщиков ИТ-решений есть два основных пути. Первый - развивать ИТ-аутсорсинг для малых предприятий. Поясняет Дмитрий Ведев:

Второй путь - совершенствование предлагаемых на рынке решений по ключевым критериям. Повторимся: они должны иметь меньшую стоимость, более гибкие настройки, короткий срок внедрения (значит, минимум дополнительных настроек и доработок), быть проще и дешевле в эксплуатации. В идеале решения для малого бизнеса должны по максимуму учитывать отраслевую специфику потребителей. Производители могут, конечно, дорабатывать согласно этим принципам имеющиеся решения - то есть и дальше усекать под потребности малого бизнеса продукты, созданные для крупных компаний. Но стратегическое преимущество получит тот, кто с нуля разработает продукт, изначально заточенный под потребности малого бизнеса. Лучшее доказательство - позиции на рынке решения «1 С: Предприятие», пожалуй, единственного, специально разработанного для нужд этого сегмента: оно на две головы опережает ближайших конкурентов. Это как с Windows или приложениями Microsoft Office: не критикует их только ленивый, но пользуются все, потому что ничего лучше в разрезе цена - качество пока не придумано.

Последний подход на Западе получил название SaaS - софт как услуга. Его суть в том, что предприятию для автоматизации той или иной функции не нужно приобретать и устанавливать софт на собственный сервер. Достаточно заключить договор с компанией-поставщиком и за абонентскую плату через интернет пользоваться сервисами на портале поставщика. SaaS решает большую часть ИТпроблем малого бизнеса: предприятию не требуется нести больших стартовых расходов, срок внедрения сокращается до нескольких дней подключения и настройки, обслуживание и гарантию бесперебойной работы берет на себя поставщик. Доказательством того, что подобные решения будут востребованы в России, служит, например, бешеная популярность среди предприятий малого бизнеса услуги по сдаче бухгалтерской отчетности и налогообложению онлайн (см. «Подъем переворотом», «Э-У» № 42 от 13.11.06).


Главная страница :: Новости :: Мелкий и мягкий
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz