Главная страница :: Новости

Много бума из ничего Изображая жертву Социологи и очки Безналичное лицо Выйти из клетки Зеленая милиция против черных лесорубов Германия войдет в четверку ведущих внешнеторговых партнеров свердловской области по итогам года Переведите старушку через дорогу На мигающий зеленый мягкая мебель

Эффективный человек использует ресурсы, которые дает ему жизнь. Мне нравится метафора: жизнь - это путешествие по океану. Вам не изменить течение, направление ветра. Но если вы знаете, куда плыть, вы живете осознанно: меняете парус, гребете веслами. И достигнете желаемого. Основная масса людей не знает, куда плыть. Их кудато несет, они просто сидят в лодке, страдают от ветра и волн. И сетуют на то, что родились не в Америке или что фамилия не Абрамович. А чтобы знать, куда плыть, получать удовольствие от путешествия, нужно понять главное - что в жизни приносит тебе кайф, - излагает жизненную философию соликамский предприниматель Армен Петросян.

Армен Петросян

- Есть тысячи ниш, где можно зарабатывать тысяч сто в месяц и больше ни о чем не думать, ездить в Эмираты загорать раз в квартал. Но каждый раз, когда ты удовлетворил основные потребности, ты упираешься в проблему мотивации: как себя заставить сделать что-то еще. Начинаешь задаваться философскими вопросами: для чего живешь. Я считаю, главное - определиться с софтом в голове, программа какаято должна быть. У нас малый бизнес по совковой привычке наращивает «железо», а программное обеспечение старое. Предприниматели не понимают, что делать дальше, куда двигаться.

Представить Петросяна только как успешного учредителя и издателя СМИ, чей медийный бизнес за год в полтора раза увеличивает обороты, будет недостаточно. Это как искать путешественника, встреченного вами в точке N, в старых координатах: он уже в другой точке. Сказать, что у Петросяна постоянно обновляющаяся линейка различных бизнесов - тоже почти ничего не сказать. Проблема с определением возникает оттого, что Армен Петросян - человек инновационный, человек-энциклопедия, человек-интернет, зарабатывающий виртуальным путем больше, чем реальным, и общающийся со всем миром. Впрочем, себя он называет интеллектуальным рантье. Много лет увлекается системами и методиками самосовершенствования. И именно этим непохож на большинство предпринимателей:

Не загружать мозги страданиями- Армен Анатольевич, вас не смущает ваша прозрачность? На сайте вы пишете о привычке с детства вести дневник. Но дневник в интернете - наедине с миллионами.

Личная эффективность заключается в четком осознании, где ты находишься в каждую минуту и к чему стремишься, в умении двигаться из одной точки в другую, конвертировать личные ресурсы: «Кто сможет эффективнее использовать 24 часа в сутках, тот и выиграет. Не суть важно, сколько у тебя оборудования, капиталов и прочего».

- Человеком мира?

- Перестала смущать. Да, в провинции публичность сложна. Но будущее мира за прозрачностью: ты приезжаешь в Америку и вдруг встречаешь людей, которые тебя читают, которым ты интересен. Ощущаешь себя подругому.

Я думаю, что будущее за такими вторыми уральскими городами, как Березники, Соликамск: здесь хорошая экология и близко преимущества большого города. Я два-три раза в неделю езжу в Пермь: на машине два часа. Сел на Lufthansa и еще через пять часов - во Франкфурте, а оттуда улетел в любую страну. Провинциалы думают, что переедут в мегаполис и их жизнь сразу переменится. Внешне - да. Но провинциальность - она в головах.

- Это громко сказано. Просто если у тебя есть спутниковая тарелка, интернет и автомобиль, перестаешь загружать мозги страданиями, что живешь на периферии, в маленьком Соликамске, где кончается железная дорога. Появляется много внутренней энергии, возникают мысли о другом. Для чего я трачу столько времени на поддержание сайта и выворачиваюсь наизнанку на виду у всех? Когда излагаешь свои мысли, анализируешь и раскладываешь свои опыты по полочкам, лучше себя понимаешь. Прозрачным быть выгодно. Блог - это шанс привлечь к себе внимание избирательной публики. Я получаю удовольствие от обратной связи, возможности оттачивать свою мысль в дискуссиях. Это форма самореализации, поиска новых идей. Меня ежедневно читает много понимающих людей в разных городах и странах.

- Я просто повзрослел. Видение будущего не вырисовывается во владении материальными активами, приобретенными в конце 90х. Каждый день думаешь: на фига тебе надо торосы, как ледокол, ломать, чтоб в фарватере плыли лодочки? Может, не надо тратить так много топлива, лучше стать таким маленьким и юрким катерком. Я понял, что для меня лично идеальный бизнес - тот, который завязан только на мне: интеллектуальные услуги. Одна из разновидностей - пригласили вести курс личной эффективности для руководителей бизнеса в Перми. А тренируемые часто хотят пригласить меня провести у них и корпоративные тренинги. Мне это интересно не столько ради денег, сколько для расширяющихся контактов. Проблема в том, что я - не настоящий бизнестренер. У настоящих есть множество сертификатов, дипломов. А я - как говорящая собака Павлова: сначала на себе все испытал, теперь другим рассказываю. Совсем в идеале я бы хотел писать прозу, ни за что и ни за кого не отвечать как собственник и работодатель. Пока рецензирую новые книги для издательств.

- На сайте вы пишете, что в 2006 году интерес к полиграфии и к любой производственной деятельности, дальнейшему приобретению материальных активов у вас прошел. А к чему появился? И как это отразится на вашем основном бизнесе - медиа?

- На самом деле мне приятно заботиться о моих людях. Не для того, чтобы они при встрече со мной восемь раз приседали или даже лучше работали. Приятно, когда в итоге человек живет лучше. Единственный способ организовать медиабизнес здесь - собственник должен быть местный, с идеями, с пониманием ситуации, а специалистов нужно завозить, у меня они из разных городов, в том числе из Москвы. Потому что в небольших городах их просто нет. Я плачу за работающих налоги, предоставляю соцпакет, помогаю приобрести жилье. Иначе как вы сюда человека сдернете?

- Но вы собственник и руководитель. Зачем тогда ввергли себя в несвободу?

- Еще не решил. Пока я большой ледокол с сознанием катерка: встану - льды раздавят, и меня, и тех, кто за мной с 1997 года. Это и останавливает. Когда на ежегодную тусовку собираются местные журналисты, общий плач стоит: издания рушатся, загибаются. Не знаю, у меня очень прибыльная общественно-политическая газета «Наш Соликамск» и весь медиабизнес. Оборот газеты в 2005м (доход от рекламы и продажи тиража) был 8 млн рублей, а в 2006м - 14 миллионов. Газету мы продаем в розницу почестному, до 12 тысяч тиража.

- Значит, все-таки ледокол?

Четыре года делаю деловой журнал «Дело НС». Регион давно нуждался в таком инструменте, площадке для общения элит. Курьер разносит его по адресной базе. Бесплатно. Мы в плюсе за счет рекламы, низких издержек на содержание редакции. Конкурентоспособны за счет того, что пишем на местные темы. Эта ниша целиком наша.

В Березниках и Соликамске присутствую журналом и информагентством «Верхнекамье». Медиабизнес - это услуги: мне нравится помогать людям трансформироваться в лучшую сторону. Выгоднее всего издавать желтую прессу и бесплатные газеты, обманывая в тиражах, как это делают многие, разводя рекламодателей. Но мне это не интересно. Врать хлопотно и неперспективно.

- Что на ваших весах помимо экономических параметров?

Медийная линейка продуктов разрастается. Сейчас у меня свое радио в стадии оформления. Кроме того, в Соликамске мы только что запустили новый городской блог www.solikamsk.org: это не просто сайт и не электронная версия газеты, от этого мы давно ушли. В дальнейшем будем продвигать совершенно новый, перспективный для рынка формат медиа - делать живые 10минутные передачки, выкладывать на сервер. Собрал пул интересных мне авторов. В Америке социальные медиа в моде. Никто не мешает делать их здесь. В этом весь кайф.

Способы заработать- Как вы ввязались в ваше ледокольство?

- Самый главный показатель - насколько бизнес удовлетворяет его собственника. Потому что срубить денег на быстро растущем рынке легко, особенно на коротком промежутке, например, в торговле. Но это не интересно. Интересно, когда бизнес - способ не прокорма, а самореализации. Пусть не очень доходный, и тебе нужно время от времени отходить в сторону, зарабатывать деньги покрупнее, а потом возвращаться.

Я был готов научиться хоть носки крючком вязать и продавать: вопрос выживания на периферии стоял остро, на предприятиях люди мало получали. Кто приворовывал, кто на трех работах работал. Я взял напрокат видеокамеру: попросили снять свадьбу. С тех пор шесть лет снимал свадьбы, корпоративные пьянки, физиономии в салате: при виде свадебного кортежа до сих пор тошнит. Параллельно занимался разнообразной коммерцией, торговал на бирже. Позвали собирать рекламу для газеты - пошел. Обучал редакцию муниципальной газеты компьютерной верстке.

- В начале 90х занимался всем, что приносило хоть какие-то деньги. Я никогда не мог лишь одного: работать под чьимто «чутким» руководством. Хватило опыта слесаря 4го разряда на ТЭЦ: все время снился навязчивый сон, что меня провожают на пенсию и дарят ту же желтую каску, что и при приеме на работу.

- Нигде. Молодость и голод толкали на безрассудство. Меня спросили: можешь делать газету «Будь здоров»? Я сказал - конечно. И стал редактором. А справочник медицинских учреждений можешь сверстать? Я взял заказ и стал искать книжку: как верстать. Три ночи посидел - сверстал. Через два года я уже был соучредителем фирмы, которая торговала компьютерами. Мы выиграли тендер только за счет того, что пообещали: не только поставим городской газете компьютеры, но и верстать научим.

- Вы пропустили: где вы сами ей обучились?

- Время было такое. Случалось, бизнес не выгорал, я терял деньги, знакомился с бандитами. Не самые худшие, кстати, люди. У нас же закон - полуфабрикат. Из него каждое сообщество лепит то, как оно его понимает. Мало было цивилизованных предпринимателей, до середины 90х весь бизнес в провинции был таким, о котором я рассказываю. Сначала хватаешься за все, чтобы прокормиться, затем выбираешь то, что приносит больше денег. Третья стадия - можешь позволить себе зарабатывать тем, что тебе нравится.

- Значит, ввязывались в любое мероприятие, ничуть не смущаясь, что чегото не знаете?

- В 96 - 97м я собирал рекламу для муниципальной и частной газеты. Но я не был наемным менеджером. Я был сам по себе, имел сумасшедшие скидки, мог диктовать и 40, и 50%. Заработал репутацию универсального человека, который может сделать все без проблем: сам придумал рекламу, сам сверстал. Но в соучредители газеты меня не взяли, дав понять, что я к тому не готов. Тут случился августовский кризис. Начинать надо, когда всем плохо, все потеряли деньги. В октябре я подал заявку на регистрацию собственной газеты «Наш Соликамск». (Сейчас этот локомотив позволяет запускать другие проекты.) Через девять месяцев закрылась та газета, которая не захотела брать меня в соучредители. Может, не выдержала конкуренции. Через год я купил и закрыл еще и «Соликамск вечерний», который был в коме.

- Как вас вынесло к медийному берегу?

Однажды Армена Петросяна пригласили в МГУ рассказывать студентам про взаимодействие бизнеса, власти и общества через СМИ. Пригласившего заинтересовала эта треугольная схема: Армен начертил ее на ходу, поясняя рассуждения. Петросян удивился приглашению и отказался: что тут особенного, простое объяснение понятных вещей

Прибыль у «Нашего Соликамска» пошла с 2002 года, с ростом общего благосостояния. Тогда мы стали поднимать свои цены и следом весь рекламный рынок. Хотя крупные градообразующие предприятия долго с нами не работали. А изза конфликта с почтой, там начали задирать цены за доставку, я в ультимативной форме отказался от ее услуг. Поэтому тираж продается только в розницу по магазинам. Теперь наши рекламодатели - все бизнесы, которые присутствуют в городе, начиная от общефедеральных сетевых структур, заканчивая мелкими лавочниками.

Параллельно с медиабизнесом я зарабатывал деньги формулированием смыслов. Местные предприниматели меня часто просили: помоги найти тему. Я долго разговаривал с человеком, помогал отбросить ненужное и найти нужное - прояснить мозги. Мне говорили: как здорово, что мы с тобой пообщались. Потом эти «здорово» превращались в соучредительство, я стал входить в доли. Потому что брал на себя ответственность. Да и достало. Ночь-полночь - звонят: есть мысль, как думаешь, попрет - не попрет? Я начал брать деньги за советы.

Санитар рынка- Каковы издержки вашего медиабизнеса?

В декабре повысились цены на бумагу с 17 до 22 тыс. рублей за тонну. До этого повышения деньги, получаемые от продажи тиража, покрывали расходы на печать. Реклама шла на заработную плату, накладные расходы, я получал прибыль.

- Почему вы псевдопредприниматель?

- Я ощущаю, что у меня в руках большая дубина. Она мне мешает как пассажиру в переполненном автобусе: как ни уворачивайся, неизбежно заденешь чьи-то интересы. Я мог бы эту дубину комуто продать, дать попользоваться за деньги, но поскольку я псевдопредприниматель, я упускаю прибыль оттого, что ни того, ни другого не делаю.

Несмотря на перевес моральных издержек, наши финансовые показатели растут. Об этом невыгодно говорить: сразу появляется куча желающих повторить твой опыт. Они входят в рынок и портят его. Открывают газету, сбивают потребителей услуг с толку: был установившийся уровень цен на рекламу, а новички демпингуют. Работают себе в минус, через 3 - 4 месяца закрываются. Если бы на рынке было два игрока, я зашел, демпингую до того момента, когда оппонент, порусски выражаясь, сдохнет. Тогда я опять поднимаю цены и наверстываю упущенное. Но в том-то и дело, что игроков больше, и вам не хватит жизни демпинговать. Я убираю тех, кто портит рынок. У меня появилась репутация санитара местного медийного рынка.

- Потому что я всегда взвешиваю моральные издержки и те деньги, которые выручу. Пока моральные перевешивают прибыль в моем понимании. Это меня тяготит. Настоящий предприниматель не должен так заморачиваться: пока я об этом думаю, упускаю темп. Я просто другой. Когда торговал на бирже в начале 90х, терзала мысль: так легко зарабатывать огромные деньги нельзя.

- Почему многие игроки рынка указывают мнимый тираж?

Чем лучше у меня идут дела, тем больше я переживаю о том, как сохранить этот уровень. Американская модель бизнеса - ты на двухколесном велосипеде: пока крутишь педали - едешь, остановился - упал. Российская модель бизнеса иная - ты в цирке на одноколесном велосипеде: хотя педали крутишь, но вращаешься на месте, а еще и жонглировать надо. То есть мне надо постоянно думать, как бы еще пару булав подкинуть, чтобы продолжали хлопать. Рано или поздно появится кто-то, кто сделает хорошую альтернативную газету. На этот случай я усиливаю свои позиции журналом, информационным агентством, радио, начинаю другие проекты. Не от хорошей жизни.

И я готов к тому, что толстый 54страничный «Наш Соликамск» станет бесплатным. Мир так развивается, тренд такой - информация будет бесплатной и доступной.

- Потому, что крупные клиенты - иногородние компании - подходят к распределению рекламного бюджета формально. Качество изданий в расчет не берется. Но главная проблема все-таки не эта. У меня стойкое убеждение, что лет через пять интернет убьет массовые газеты. Они станут бесплатными, надо будет налаживать логистику, доставлять газету из рук в руки.

- На рекламе, на услугах. Ведь люди платят за упакованную воду. Станут платить и тому, кто будет упаковывать информацию.

- На чем же вы будете зарабатывать?

- Ответ прост: нужно думать не о том, сколько заработаешь на клиенте, а о том, чем можешь ему помочь. Мы честно говорим, если не можем его проблему решить газетой. Предлагаем журнал. Если и это не срабатывает - информационное агентство, типография, где можно сделать печатную рекламную продукцию. Предлагаем тренинг персонала, маркетинговое исследование рынка. И если клиент видит: ты заботишься о его прибыли, он всегда ее с тобой поделит.

- Как вы завоевываете рекламодателя?

- Вы на фондовом рынке всерьез?

Все думают: чтобы постигнуть секреты бизнеса, нужно заплатить кучу денег, пройти MBA. На самом деле нужно просто понять, что бизнес - это та же жизнь, взаимодействовать нужно на взаимовыгодной основе. Мне иногда самому становится страшно оттого, что все так просто. Например, я сейчас соскочил с фондового рынка, вывел все деньги. Потому что боюсь - не может быть всегда все хорошо.

- Ловлю вас на противоречии: газета - это материальные активы, к которым вы якобы потеряли интерес?

- Хотел понять, как он работает. Убедился, что это не мое: газета встраивается в мое видение будущего, а игра на фондовом рынке - нет.

- То есть свободы слова на периферии в принципе не бывает?

- Я считаю, это более интеллектуальный актив. Ты можешь делать ее, только четко ориентируясь на местности, зная «розу ветров», вектора влияния, понимая, каким ожиданиям в обществе ты должен соответствовать. Тогда ты будешь востребован. Я не могу не вмешиваться в содержание, не выверять его - мы живем в маленьком городе. Сразу подрезают тормозные шланги и ты вылетаешь на обочину. Я это испытал. Через угрозы по телефону мне и моей семье я тоже прошел. С тех пор у меня внутренний цензор.

- Как вы определяете цели и задачи медиа?

- Ее и в Москве быть не может. Иначе я, собственник, как садомазохист должен создать издание, которое мне же принесет проблемы. Я независим от внешних источников вливания денег. Это так. Остается зависимость от реальной обстановки. Потому что я обладаю мощным инструментом на уровне города. Я в этом отношении очень предусмотрителен.


- Что вы думаете по поводу влиятельности издания?


- Это инструмент трансформации общества к лучшему. Когда бизнес нарисует себе свое будущее, он начинает искать инструменты. Вот мы ему и предлагаем газету, журнал, агентство, типографию, тренинги, исследования рынков. Моя команда выполняет множество функций. За счет этого удается зарабатывать больше, быть универсальными. Кроме того, что я редактирую и пишу в каждый номер, моя работа - сидеть и думать, как развиваться дальше, реагировать на то, что происходит вокруг. Думанье приносит самые большие деньги.

У общества тоже есть желание что-то донести до власти, самый эффективный канал - СМИ. Мы завели банальный автоинформатор. Указываем номер телефона. В день записываем по восемьдевять вопросов. Приношу мэру звуковые файлы, он понимает, что это реальные голоса. Его ответы публикуем. И на этом зарабатываем уже лояльность наших читателей.

- В треугольнике «власть - общество - бизнес» мы, СМИ, посередине. У этих трех сил есть потребность налаживать между собой коммуникации. Власть хочет взаимодействовать с бизнесом. Но когда она пытается что-то донести до бизнеса напрямую, встречает элементарное отторжение. Бизнес прячется, потому что после «здрасьте» ему придется спросить «сколько?». Власть обращается к СМИ, мы перерабатываем эту информацию, «переводим» на язык бизнеса и доводим до него. На этом зарабатываем. У власти есть потребность доносить информацию и до общества. Если она делает это напрямую, получается пропаганда в чистом виде. Приходится обращаться к СМИ. И на этой передаче мы зарабатываем если не деньги, то хотя бы нормальные отношения с властью. Когда не лоялен власти, а сотрудничаешь с нею - она для тебя более предсказуема. И ты для нее предсказуем, и она от тебя не шарахается.

Интернет-проекты позволяют мне оказывать услуги кому угодно, быть интеллектуальным рантье. Беда провинциальных городов - люди здесь скисают, спиваются. Пока интернетмедиа не могут прокормить, но только пока.

Бизнес хочет донести до общества информацию, какие товары и услуги он предлагает. Для этого у нас рекламная служба. Но и общество хочет донести до власти и бизнеса свое мнение. Для этого мы организовали бюро коммуникаций «Лоцман».

Армен ПетросянРодился в 1966 году в семье военного. Учился в Ереванском университете на факультетах радиофизики и филологическом. Предприниматель с 1990 года. Бизнес-тренер.

Дополнительные материалы:

Женат, воспитывает сына и дочь.

Шесть лет назад открыл персональный сайт www.pespanosian.ru, через полгода начал вести на нем «живой журнал», вошел в мировые сообщества по интересам. Сегодня - собственник и соучредитель нескольких бизнесов в Березниках и Соликамске: издательского, полиграфического, рекламного и других. Главный редактор газет «Наш Соликамск», «НС удача», «Теле НС», журнала «Дело НС», информационного агентства «Верхнекамье».


Бизнесмены, напротив, уверены: ставить крест на городе с развитой промышленностью и богатой сырьевой базой абсурдно. По мнению топ-менеджеров березниковских предприятий, вопросы обеспечения безопасности производства, равно как и проблемы развития инфраструктуры и привлечения кадров, вполне решаемы. Поэтому компании не только не собираются сворачивать деятельность, но и берутся за реализацию амбициозных инвестпроектов. По мнению директора по экономике и финансам ОАО «Березниковский содовый завод» (БСЗ) Владимира Шестакова, они помогут обеспечить рост городской экономики и остановить отток населения.

В частных беседах жители Березников не скрывают, что чувствуют себя людьми, живущими на мине замедленного действия. Опасения, что проседание почвы над выработанными рудниками, расположенными под железной дорогой и жилыми кварталами, может оставить город без транспорта, а людей - без жилья, заставляет многих всерьез задумываться о переезде в соседние города.

- Напрямую нет. Шахтное поле первого рудоуправления находится в 200 метрах от нашей площадки. Так что под нами все спокойно. Но возникла другая опасность. Вас докуда довез пассажирский поезд?

Не подкопаться- Владимир Валентинович, в последнее время Березники чаще всего вспоминают в связи с аварией на калийном руднике. Ваше предприятие не пострадало?

- Вот именно, потому что участок железной дороги проходит над затопленным рудником. Поскольку существует опасность обвала, пассажирские поезда останавливают заблаговременно. Товарные составы пока ходят, но если почва под дорогой осядет, грузопоток прервется, и предприятия встанут. В том числе и наше.

- До станции БерезникиСортировочная - полчаса езды от города…

Владимир Шестаков не паникует из-за подземных аварий
Надеюсь, этого не случится. Уже прорабатываются варианты строительства обходной ветки. Мы вкладываем в этот проект 3 млн рублей.


- Есть опасения, что изза аварии может затормозиться реализация важного для нас энергетического инвестпроекта. Березниковскосоликамский энергоузел имеет недостаточную надежность электроснабжения. Энергетики из ТГК9 разработали план достройки Новоберезниковской ТЭЦ. Мы участвовали в проработке этого проекта, информировали о своих потребностях. На площадке уже стоят здания под станцию. Однако авария на БКРУ1 тормозит принятие решения по строительству этого объекта.

- Больше вас никак это ЧП не задело?

- Нет, но калийщики планируют начать разработки под территорией ТЭЦ через 30 лет. И энергетикам это очень не нравится. Кстати, под нашим заводом тоже начнутся работы. Но я думаю, сейчас, после детального анализа ситуации на первом руднике «Уралкалия», эти планы будут скорректированы. Пока вопрос о строительстве ТЭЦ повис в воздухе. И если пауза затянется, мы рассмотрим вопрос о создании собственных энергетических мощностей.

- Он тоже стоит над опасным участком?

- Действительно, предприятию пришлось пройти через тяжелый период. ОАО «Сода» в конце 1998 года оказалось в непростой ситуации, были периоды, когда производство останавливалось. В итоге в 1999 году проведена процедура оздоровления предприятия. На базе «Соды» образованы Березниковский содовый завод и «Сода-Хлорат». В 2001 году старую «Соду» ликвидировали. «Сода-Хлорат» сосредоточилась на выпуске хлорной группы продуктов - едкого калия, бертолетовой соли. А мы выпускаем кальцинированную соду.

- Раз вы задумываетесь о подобных инвестпроектах, значит, кризисный этап в жизни предприятия миновал?

- До 2004 года были общие собственники. Теперь разные: БСЗ вошел в состав Русской содовой компании.

- БСЗ и «Сода-Хлорат» аффилированы между собой?

- Разработана стратегия развития. Определены четкие производственные планы.

- Что изменилось на БСЗ с приходом Русской содовой компании?

- Конечно, этот вопрос для нас важен. Надо признать, что наш конкурент Стерлитамакский завод пережил кризисные времена с меньшими потерями, чем БСЗ. Но мы ликвидируем разрыв. Из пяти элементов абсорбции и дистилляции один уже модернизирован. Сейчас идут работы на втором элементе, тоже устанавливается новое оборудование. На Сумском машиностроительном заводе заказали колонну для третьего элемента. Всего в этом году в модернизацию вложим 300 млн рублей. Но самые большие планы связаны с расширением производства, запуском цеха для производства нового вида продукции - тяжелой соды.

Вывести на чистое стекло- Насколько остро стоит вопрос износа оборудования? В среднем по отрасли он превышает 50%.

- Гендиректор Русской содовой компании Валерий Закоптелов был одним из акционеров нашего предприятия еще с 90х годов, и предложил наладить выпуск тяжелой соды еще десять лет тому назад. Так что проект не новый, но возможность осуществить его появилась только сейчас.

- Этот проект тоже предложили новые собственники БСЗ?

- Объем производства составит 500 тыс. тонн тяжелой соды в год, инвестиции - около 25 млн евро. Запуск намечен на середину 2009 года.

- Какой объем инвестиций понадобится вложить в новый проект и какова будет его мощность?

- Сушилку поставит датская фирма Niro, кристаллизатор будет польским, упаковочное оборудование и пневмотранспорт - немецкие. Что касается финансовой стороны, то уже подписано соглашение с инвестором - Сбербанком России. Срок окупаемости составит 5 - 6 лет: точнее сказать сложно, ситуация на рынке меняется. Растет цена металлопроката, рабочих рук. За последний год стоимость человекочаса в нашем регионе поднялась на 28%. Все это может повлиять на отдельные параметры проекта. Но в целом его успех не вызывает сомнений.

- Известен механизм финансирования, сроки окупаемости, поставщики оборудования?

- ТЭО проекта сделано польской фирмой SodaConsult. Она имеет опыт строительства точно такого же цеха в Польше. Так что мы взяли, по сути, проверенную разработку, скорректировав ее под свои нужды. Сейчас она находится на рассмотрении в органах госэкспертизы. На площадке под цех уже ведутся подготовительные работы.

- В какой стадии он находится сейчас?

- Продукция точно будет поставляться на стекольный завод Русской содовой компании, строящийся под Петербургом. Также мы будем работать с нашими давними партнерами - алюминиевыми заводами, ранее входившими в состав СУАЛа, стекольщиками из других регионов.

- Покупатели тяжелой соды известны?

- Спрос явно превышает предложение. При этом имеет место и импорт из Крыма и Лисичанска. Наши расчеты показывают, что через несколько лет дефицит тяжелой соды сохранится. А вот легкой будет избыток.

- Насколько насыщен внутренний рынок?

- Новое оборудование, установленное в рамках инвестпроекта, позволит снизить издержки. Теоретически экономия достигнет около 100 - 150 рублей на тонну продукции. Возрастет и рентабельность работы завода. Сейчас в Европе разница в цене тонны легкой и тяжелой соды достигает 20 долларов. У нас в стране - 30 долларов.

- Появятся ли у БСЗ дополнительные конкурентные преимущества после запуска нового цеха?

- У нас предусматривается создание около 100 рабочих мест, из них около 30 - замещение цеха отгрузки.

- Будут созданы новые рабочие места?

- Проблема кадров в Березниках, действительно, стоит очень остро. Не хватает квалифицированных сотрудников, от рабочих до управленцев. Но мы заключили соглашение с Пермским политехническим институтом о взаимодействии, работаем с профтехучилищем.

- В небольших городах, подобных Березникам, часто приходится сталкиваться с нехваткой рабочей силы. Сможете найти 70 новых специалистов?

- Мы подняли зарплату, и сейчас средний заработок составляет 10 - 11 тыс. рублей в месяц. Это вполне сопоставимо с другими предприятиями в Березниках: «Уралкалием», «Ависмой».

- Уровень зарплат позволяет привлекать специалистов?

- Да, мы ощущаем поддержку властей в решении ряда важных вопросов. Например, после аварии на первом рудоуправлении Ростехнадзор потребовал от мэрии тщательнее подходить к выдаче разрешений на строительство. Мэр города учел это пожелание, но заявил, что сделает все возможное, чтобы наш проект был реализован. Конечно, если опасностей при этом не возникнет.

- Городские власти как-то участвуют в судьбе вашего инвестпроекта?

- Экономика Березников - сырьевая. Мы тут, по сути, сидим на сырье. Верхнекамское калийное месторождение, единое для нашего города и Соликамска, - уникальное, единственное в России. Сырье прямо здесь добывается и здесь же перерабатывается. В итоге, видимо, наши предприятия пострадали в 1990е годы меньше, чем пермские машиностроители. Сохранились квалифицированные кадры. Поэтому, думаю, инвестиционная привлекательность города достаточно высока. Единственная большая проблема - отток этих самых кадров. Люди уезжают в Пермь, Екатеринбург… Но, думаю, эта ситуация нормализуется по мере роста городской экономики. В том числе с помощью нашего инвестпроекта.

- Как вы в целом оцениваете инвестиционную привлекательность Березников?

ОАО «Березниковский содовый завод» Зарегистрировано в 1999 году. Контролируется ОАО «Русская содовая компания» (основной акционер - Михаил Гуцериев). Ежегодно выпускает около 520 тыс. тонн легкой кальцинированной соды марки Б (92% продукции предприятия). Рентабельность - свыше 10%. В планах компании - выпуск тяжелой кальцинированной соды марки А, идущей на производство высококачественного оконного и автомобильного стекла.

Дополнительные материалы:


Главная страница :: Новости :: Некоторые любят потяжелее
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz