Главная страница :: Новости

Ушла в народ История ес — это история успеха Вспомните трамвай Россия снижает пошлину на экспорт нефти на 113,6 долларов за тонну Явка не провалена Гостиницы премиум-сегмента будут. дело за гостями Точка отрыва Канал перекрыт Новый проект евраза будет полезен компании еще не скоро мягкая мебель

С прогнозом энергопотребления, приведенным в принятойсовсем недавно (2003 год) Энергетической стратегии России, реалии резкоразошлись: цифра, достигнув 73 млрд кВт/час, уже в 2005 году в полторараза превысила самый оптимистический сценарий. Это событие, по мнениюЧубайса, абсолютно ускользнуло из зоны внимания не толькообщественности, но и профессиональных кругов. Масштаб цифр не поняти не оценен в стране. В ближайшие год-двабольшинство регионов ожидает кризис генерации, энергодефицит, грозящийзатормозить развитие экономики. Не допустить его можно только однимспособом - вводом новых мощностей. Однако даже при самой динамичнойи профессиональной работе по всей линейке от проекта до ввода менее чемза четыре года ситуацию по определению не разрешить.

Анатолий Чубайс
В декабре председательправления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс представил правительствустраны только что разработанную новую энергетическую политику.Заявленная программа развития ЕЭС России претендует по масштабампреобразований на роль второго ГОЭЛРО. Состоявшуюся вскоре после этого пресс-конференцию,в которой участвовали журналисты из российских регионов, Чубайс началс презентации НЭП, а затем несколько часов отвечал на вопросы прессы,в том числе и «ЭУ». «Энергетика страны в 2005 - 2006 годах подошлак рубежу, рядом с которым никогда не находилась, - заявил реформатор.- Важно понимать, что мы собираемся делать, чтобы преодолетьсложившуюся ситуацию».

Это долгожданное 7 декабря - Анатолий Борисович, видите ли вы акционеровформирующихся ТГК в качестве инвесторов и кого именно: переговоры уженаверняка ведутся?

Суть того, что нужно делать, изложена в НЭП. В чем оназаключается? Если коротко (в одном из ближайших номеров мы расскажемоб этом подробнее. - Ред.), то в немедленной и масштабной активизацииинвестиций в энергетику России. Причем именно немедленнойи долгосрочной. Механизм привлечения инвестиций создан и запускается.Свершилось?

Мы положили на стол правительства конкретную технологиюпривлечения инвестиций. Например, перед Новым годом определилиих ключевые параметры в ходе проекта дополнительных эмиссийIPO Мосэнерго. Мы понимаем, на какие цифры выйдем, какие инвестиционныепроекты будут реализованы за счет полученных средств. Сейчас начинаемреализовывать тот инвестиционный процесс, ради которого затеваласьреформа и были созданы предпосылки для финансирования.

- Речь идет о миллиардах долларов. Естественно,мы ведем интенсивнейшие переговоры с российскими и зарубежнымиинвесторами. Все будет абсолютно правильно, если две-тригенерирующие компании окажутся под стратегическим контролем западных,которые понимают в энергетической стратегии. Этих стратегов в Европевсего четыре-пять.С президентом каждой такой компании я детально проговаривал ситуацию.Надеюсь, российские и западные инвесторы в 2006 году появятся, именатам только солидные, потому что и деньги это солидные.

- Инвестор ждет главного: когда появятся механизмы гарантирования возврата вложенных средств?

Логика IPO позволяет нам привлечь самые масштабныеинвестиции. Я всем генеральным директорам всех ТГК и ОГК поручил в срокдо 1 марта завершить разработку инвестиционной стратегии, перечняинвестиционных проектов на пять лет одновременно со схемойдополнительных эмиссий в этих компаниях. То есть, с одной стороны,допэмиссии как источник, а с другой - перечень конкретных проектов. Онидолжны соединиться. 31 марта все это будет у меня на столе. Далеея отбираю лучшее, прихожу с четырьмя-пятьюпроектами в правительство и говорю: вот перечень ТГК и ОГК, которыемы в этом году готовы выстроить под IPO, под допэмиссию, вотинвестпроекты, которые будут выполнены без единого рубля бюджетныхсредств.

Я думаю, что в число первых энергодефицитных регионов,где мы будем обкатывать механизм возврата инвестиций, точно войдетУрал. Урал и Центр сейчас - самые «горячие точки» в энергосистеместраны. Честно говоря, я планировал первые тендеры объявить во второмполугодии 2005 года, но мы не смогли прорваться. Только подключение премьер-министраи его поддержка позволили получить необходимый документ. К сожалению,время мы потеряли. Первое полугодие 2006 года уйдет на подготовку,но в третьем квартале тендеры с использованием этого механизманачнутся.

- Это еще одна схема, которую мы предложили, чтобыускорить процесс прихода инвестиций. Потратили полтора года на то,чтобы ее разработать, прошли все круги ада, в итоге добились: 7 декабряпремьер-министр Михаил Фрадковподписал постановление, утвердившее положение о механизмегарантирования инвестиций в энергетике. Документ принят. Это означает,что вскоре мы составим график проведения тендеров, которые будетобъявлять Российское агентство инвестиций вместе с нашим системнымоператором.

- У меня двойственное отношение к этому. С однойстороны, плохо, что не мы это делаем. А с другой стороны: точно помогу!Если готовы вести реальный серьезный разговор по строительству новойстанции на Урале с пониманием того, откуда денежки берутся, - точнопомогу и точно поддержу! И по сетевому строительству тоже, потому чтоситуация слишком остра. Мы провели реформу в части разделения, обособивсети и генерацию. Честно вам скажу: увидели такой масштаб проблемв сетях, который прежде сами не до конца понимали. Ситуация с сетямигораздо тяжелей, чем с генерацией. Как продвигаться? Рассчитыватьна значительные частные инвестиции тут не приходится. Проводитьприватизацию сетей? На это я со всем моим либерализмом не готов.Остается либо бюджет, либо тариф.

- Как будет разрешаться ситуация в таких регионах,как Урал, где с 2006 года энергодефицит - уже реальность? Перепуганныепромышленники, в частности металлурги, спешно разрабатывают бизнеспланысооружения собственной генерации.

- По тарифам я скажу свежие вещи, недавно нами понятые.Возьмем Питер. Там нет сейчас кризиса мощности. При этомкатастрофический кризис присоединения: 600 неисполненных договоров,начиная от ларьков и кончая крупнейшим металлургическим производствомв Колпино, которое невозможно вести из-затого, что по сетям нет соединения. То есть сетевой кризис налицо:доставить электроэнергию до потребителя невозможно. Что тут сделаешь?IPO? Вряд ли. Здесь нужна особая схема, особая экономическая технология- плата за присоединение. Мы говорим: существующие потребители ужеоплатили присоединение. Но если вы новый потребитель и для вас придетсяпостроить новую линию электропередачи, подстанцию, обеспечитьустановленные мощности в единой системе, вы за это заплатите,пожалуйста. Это новый вид платежа, новый тариф.

- Как будет проводиться корректировка тарифовв рамках НЭП и когда возможно введение платы за присоединение новыхпотребителей мощности?

Другое - собственно уровень тарифов. Тарифына генерацию находятся в установочном режиме «инфляция минус». То естьдва года они принципиально ниже инфляции. Только в зазоре междуплановой и фактической инфляцией энергетика потеряла 500 млн долларов.Вот вам реальная ситуация. Но не хочется всю жизнь быть крайним.Поэтому позиция у нас такая - решайте, дорогие друзья: если нужнопродолжать жить в режиме инфляция минус, мы точно справимся, два-тригода еще продержимся. Только не удивляйтесь, когда так грохнет, чтоникому мало не покажется. Скорей всего, после нас. Вот суть нашейпозиции по тарифам.

Нас поняли: 7 декабря появилось еще одно решениеправительства - Федеральной службе по тарифам до 1 апреля установитьплату за присоединение. В сетях механизм IPO не сработает. Потомумы и отделили сети от генерации: у них разная природа, разныеэкономические процессы, даже текущие. А инвестиционные проекты точноотличаются. Таким образом, в сетевую часть необходимо введение такихтарифов. Это одно измерение тарифной политики.

- Спасибо, не надо, уже пробовали.

- Не хотите для убедительности показательные локауты провести?

- Еще как собираемся. Это одна из составляющих, которуюмы очень серьезно проработали и намерены в 2006 году перевестив практические решения. Действительно, ситуация ненормальная. Мы черезреформу снимаем бюджетную нагрузку по инвестициям в тепловую генерацию.Но есть проблемы в реформировании энергетики, которые без бюджетане решить никакому инвестору. Среди них - перекрестное субсидирование,которое сводится к заниженным тарифам для населения и завышенным дляпромышленности. Оно сдерживает частные инвестиции в тепловую генерацию,потому что тарифы искажены.

- Перекрестное субсидирование - тоже тормоз для прихода инвесторов. Вы собираетесь его корректировать в связи с НЭП?

Наконец Чубайс не одинок - Что будет с самим РАО: раньше утверждалось, что к 2008 году структура перестанет существовать?

Уход от перекрестного субсидирования означает повышениетарифов для населения. Это тяжелая тема. Она упирается в реальныевозможности населения по платежам. Но если государство хочет создатьусловия для привлечения частных инвестиций, то эту проблему оно должнорешить с помощью бюджетной поддержки. Цена вопроса - 62 млн рублей.Мы предлагаем дотировать население по временной схеме: все равнопридется повышать заниженные тарифы, но давайте сделаем это не за двагода, а за пять-семьлет. Одна из наших идей ликвидации «перекрестки» такова. Хорошоизвестно, что энергопотребление прямо связано с уровнем жизни: вышеуровень жизни - больше энергопотребление. Это универсальныймеждународный закон. Предлагается установить ставку на семью (абонента,по нашей терминологии), по которой вводится дотируемый пониженныйсоциальный тариф. Потребление сверх этого будет оплачиваться по полномутарифу. Бедные семьи окажутся внутри этого объема, и на них не ляжетнагрузка по перекрестному субсидированию. Это способ их защиты.Но я хочу напомнить: предложение наше, но решение по тарифу принимаемне мы, а государство в лице федеральной службы по тарифам.

- Двадцатилетняя программа развития энергетикивыглядит не менее амбициозно, чем в свое время план ГОЭЛРО. Вы веритев ее реализацию?

- Стратегия у нас та же: частная генерация, рынок,отсутствие РАО. РАО - акционерное общество, главной целью которогоявляется получение прибыли. Вам не кажется странным, что менеджеркомпании, которая должна приносить прибыль, битых два часа рвет на себерубашку с криком: «Государству нужна новая энергетическая политика!»?Это не вопрос компании РАО ЕЭС, это абсолютно государственный вопрос.Не мы должны его ставить. То, что мы об этом говорим, - плохои неправильно. В реформированной энергетике не должно быть РАО вообще.У рынка не может быть начальника. По завершении реформ, после запускарынков всех видов, РАО ЕЭС должно передать свои функции государствуи инфраструктурным организациям. Это важнейший элемент стратегиипреобразований.

Я знаю, что федеральное правительство тут не поможет. А внятные мужики-губернаторы,бизнес отлично знают ситуацию. Чего там Чубайс делит, режет, какойрынок создает - не понимали, а вот это сразу всем понятно. Завершаюпреамбулу к ответу на ваш вопрос - верю.

- Когда мы начинали реформу электроэнергетики, онатяжело принималась всеми: губернаторами, депутатами, политическимипартиями, бизнесом. Об усилиях, которые нам пришлось приложить дляее реализации, знает только господь Бог. До ее завершения остался год-полтора- рынок достроить. В отличие от реформы, идеи 20-летней программы новойэнергетической политики, которые всего три-четыре месяца назад пришлинам в голову, на старте выхватываются просто на «ура». Сейчас нампрежде всего нужно понимание спроса по каждому региону: развитие какихкрупных проектов на ближайшие три-пять лет мы должны там обеспечить.

- Мы хотим проанализировать разные стратегии развитиявыделившихся в самостоятельный бизнес сбытовых компаний. Когда до концане знаешь ситуацию, лучше с плеча не рубить. Скорее всего, они должныбудут взять на себя функции гарантирующего поставщика, то естьобеспечивать энергоснабжение социальной сферы.

- Типовое ли решение для большинства сбытовыхкомпаний, когда их акции передают в доверительное управление ТГК? Длячего это делается?

Чего нам не хватает- В структуре Газпрома создается Газпромэнерго.Как будут у вас выстраиваться отношения с этой структурой? Будетели вы рассматривать ее как полноценного игрока рынка?

Чтобы яснее увидеть, что делать с их акциями,мы проводим несколько пилотных проектов. В десяти регионах сбытразвивается в разных технологиях. В одних случаях приближаемих к региональным властям. В других - передаем оптовым генерирующимкомпаниям. В третьих - просто идем на лобовую осознанную продажусбытовых компаний на открытом аукционе тому, кто купит. Под ложечкойсосет - как оно будет, но хочу рискнуть. Хотя в этой сфере с рискомнадо быть осторожнее. Сбыт населению, гарантирующий поставщик - оченьуязвимая сфера. Смысл этого для нас не в деньгах, хотим посмотреть:способен ли современный частный бизнес управлять сбытом и какиеварианты окажутся лучшими.

- Будет ли осуществляться поставка электроэнергии в Китай?

- Вы задаете тяжелый вопрос: Газпром - мой акционер,а об акционере либо хорошо, либо никак. Главное, чего нам не хватаетво взаимоотношениях с Газпромом, - ответа на вопрос: что он хочетделать в энергетике через три, пять, десять лет? В чем суть егостратегии? Газпром немалые деньги вложил в наши акции. К сожалению,ответ не очень просматривается, а нам он остро необходим. Конфликтанет. Есть неясность, и это очень смущает.

- Возможны ли точки соприкосновения между НЭП и четырьмя национальными проектами или вы с энергетикой сами разберетесь?

- У нас есть колоссальный проект «Китай». Объемпотенциального спроса, который заявляют наши китайские партнеры,- 70 млрд кВт/час. Объем выработки электроэнергии на Дальнем Востокесегодня в целом - 32 млрд кВт/час. Иными словами, Китай хочет столькоэлектроэнергии, что нам придется построить еще две такие энергосистемы,какие сейчас там есть, вместе с Нерюнгринской, Приморской ГРЭС, ЕйскойГЭС и так далее. Речь идет о десятках миллиардов долларов. Проектовтакого размаха в стране никто никогда не делал. Мы очень серьезно надним работаем. По Якутии в этом проекте дилемма: либо наращиватьмощности Нерюнгринской ГРЭС, либо взяться за Южно-Якутскийгидроэнергетический каскад. Анализируем, ведем сложные переговорыс Китаем. Пока неочевидно, что мы договоримся по цене. Если рядомс нами через Амур есть колоссальный, фантастический спрос, это благодля страны, уникальная возможность, которой срочно надовоспользоваться. За китайские деньги мы построим две энергетикиДальнего Востока. Это работа тысячам российских строителей, сотнимиллионов рублей в российский бюджет, мощнейший импульс развитиюрегиона.


Абоненты сетей Билайн, Мегафон и МТС, заранее подписавшиеся на эту услугу, также будут получать SMS c промежуточными результатами голосования. Пока представители Тюменского облизбиркома затрудняются ответить, сможет ли SMS-информирование существенно повлиять на явку избирателей. Однако перспективы у SMS-технологии есть, уверен доцент Уральской академии государственной службы кандидат политических наук Ярослав Старцев.- Ярослав Юрьевич, в чем специфика новой формы информирования?

Ярослав Старцев

- Могут ли SMS в перспективе использоваться для политической агитации?

- В целевой аудитории, на которую она рассчитана. Это те, кто редко смотрит телевизор и читает листовки, - молодые бизнесмены. Зато SMSнапоминание вполне вписывается в их график работы. Таких избирателей сегодня «ловят» многие политические партии, но поймать пока не могут. Еще одно важное новшество - игровой аспект. В силу разных причин SMSсообщения ассоциируются с развлекательной интерактивностью, с игровой культурой. Это могло бы привлечь молодежь, но необходимость предварительной подписки существенно снижает шансы омоложения электората.

- SMSинформирование будет влиять на избирательную явку?

- Могут и безусловно будут. Ничто не мешает политическим партиям использовать SMSсообщения как средство рекламы. Правда, подобная агитация малоэффективна: практика российских предвыборных кампаний показывает, что из адресной рекламы-агитации результативней личные контакты «от двери к двери».

- Противоречит ли новая форма агитации существующему законодательству?

- Незначительно: за счет оперативной мобилизации уже готовых сторонников различных партий.

Тюменская область - Екатеринбург

- Информирование о результатах и сроках выборов при соблюдении законодательных ограничений может рассматриваться как предоставление информуслуг по подписке - наравне с информацией о погоде.


Главная страница :: Новости :: Бессмысленная мобилизация
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz