Главная страница :: Инфраструктура

В улан-удэ установили более 40 уличных камер видеонаблюдения Lenel разработал новую версию по onguard 2008 Мурат алтуев: рынкам ит и безопасности суждено слиться Trassir на выставке «технологии безопасности-2008». Усилена охрана музея холокоста Подмосковное гаи будет следить за гаишниками "безопасные" планы столичной подземки Учебный центр домодедово будет готовить специалистов по авиационной безопасности Первая в россии уличная видеокамера с двухсенсорной технологией мягкая мебель

Согласно исследованию американской аналитической компании IDC, размер цифровой вселенной, то есть всей цифровой информации в мире, в прошлом году составил 281 эксабайт (281 млрд гигабайт), что на 10% больше, чем ожидалось. Таким образом, на каждого жителя планеты уже сейчас приходится по 45 гигабайт информации, и этот показатель продолжает расти почти в геометрической прогрессии. Объем информации в прошлом году по сравнению с тем же показателем годом ранее вырос на 60%, а до 2011 года он превысит уровень 2006-го в 10 раз - до 1,8 зеттабайт (1,8 тысячи эксабайт). Одним из локомотивов роста цифровой вселенной является развитие систем видеонаблюдения. Именно они становятся причиной образования огромной «цифровой тени» - информации, которая создается о человеке автоматически, без его участия.



Сложная организация дорожного движения приводит к нарушениям и, как следствие, может закончиться транспортным коллапсом. Большое количество многоэтажных домов приводит к повышению уровня преступности: когда соседи не знают друг друга, преступникам легче действовать. В Москве, как признают в правоохранительных органах, увеличивается количество преступлений против жизни и здоровья граждан, краж и воровства личного имущества, противоправных действий из хулиганских, националистических или расистских побуждений.

По данным IDC, впервые в 2007 году люди создали менее половины всей информации в цифровом виде. Остальное - «тень» человека, создаваемая без его участия: данные в финансовых отчетах, имена в списках рассылки, хронология посещения сайтов в интернете, а также данные о человеке с камер видеонаблюдения в общественных местах. Россия в этом движении не исключение. Бум видеонаблюдения происходит сегодня прежде всего в самом крупном российском мегаполисе - Москве. И это не удивительно. Чем крупнее и урбанизированнее населенный пункт, тем больше опасностей он таит.

Мечте мешает действительность

Террористов привлекают места массового скопления людей: метро, общественный транспорт, вокзалы и т.п. В такой ситуации городские власти многих стран посчитали, что видеонаблюдение - самый эффективный способ контроля ситуации. Ради безопасности, правда, в этом случае приходится жертвовать ощущением свободы. Социологи, изучающие поведение европейцев, следующим образом объясняют их законопослушание: чувство справедливости и уважение к ближним является лишь второй причиной, по которой, например, немец останавливается, чтобы пропустить пешехода. Первая причина - видеокамера, которая висит над каждым светофором и фиксирует все происходящее.

При современных возможностях интеллектуального видеонаблюдения зачастую заказчик (как правило, городские чиновники) ограничивается только съемкой и наблюдением оператора за изображением. В результате большинство установленных в Москве систем видеонаблюдения малоэффективны: человек, как известно, начинает терять бдительность уже через пять минут после начала наблюдения. Дело в том, что «умные системы» (с соответствующим программным модулем), способные без помощи человека распознать драку, заметить посторонние предметы, устанавливаются только в местах массового скопления людей, на крупных автомобильных развязках и стратегических объектах. В подъездах и на придомовых территориях устанавливаются более простые системы: цифровой регистратор просто записывает в архив все происходящие события в течение 30 дней, после этого архив обновляется. Между тем разбойное нападение в подъезде вряд ли является менее опасным, нежели превышение скорости на дороге. Но по данным с видеокамеры на дороге планируется взимать с автовладельцев штраф. А по данным с камер в подъезде одни хлопоты: нужно еще и поискать преступника.

Похоже, не уйти от подобного руководства поведением и России, по крайней мере Москве. Здесь уже давно принята программа по повсеместной установке видеокамер. В рамках создания в Москве системы обеспечения безопасности города (СОБГ), которая предусмотрена комплексной городской целевой программой профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006–2010 годы, во всех подъездах жилых домов, в частности, устанавливают видеокамеры и создаются локальные центры мониторинга. При этом московские власти заявляют, что видеонаблюдением уже охвачено 70% территории города. Однако, как отмечают многие специалисты, единая система видеонаблюдения в Москве пока так и не заработала.

В идеале, как всегда, все замечательно: система должна будет представлять собой целый комплекс по обеспечению безопасности. Единый диспетчерский пункт должен управлять тремя подсистемами: сбора информации, оповещения и реагирования. Кроме этого в городе должны быть установлены пункты экстренной связи (пока такие есть только в метро), системы контроля доступа на чердаки, в подвалы и другие служебные помещения, а также системы учета и диспетчеризации ресурсов - горячей и холодной воды, тепла, электроэнергии. Однако это должно быть воплощено на следующем этапе программы, а когда он будет реализован, неизвестно.

Да и сама программа СОБГ затормозилась. На конец 2007 года в рамках программы в столице установлено более 70 тысяч камер видеонаблюдения, а многие районы Москвы до сих пор не охвачены. СОБГ, согласно постановлению правительства Москвы, должны были завершить к 2008 году, однако процесс продолжается до сих пор и завершится не ранее 2009 года.

Дорожный видеопатруль

Впрочем, как это ни странно, даже в тех местах, где видеонаблюдение есть, уровень преступности почти не снижается. Дело в том, что из-за несовершенства законодательной базы в этой области до сих пор съемка с камеры видеонаблюдения не является доказательной базой ни для правоохранительных органов, ни для судебной системы. Нарушения и преступления, зафиксированные на камеру, необходимо доказывать другими способами. Над острой проблемой задумались только сегодня: с 1 июля в Кодекс об административных правонарушениях будет внесена поправка, согласно которой съемку с камеры можно будет использовать как доказательство.

Осуществлять всю работу будет система «Каскад» (бывшая «Старт», созданная еще в 1990-х годах). «Цель новой системы - обеспечить реализацию поправки в КоАП, в соответствии с которой видеофиксация будет признаваться доказательством нарушения водителями ПДД»,- рассказал «Газете» Вадим Деянышев, директор департамента отраслевого бизнеса компании «АйТи», участвующей в программе «Каскад». Он рассказал, как функционирует система: блок видеофиксации, включающий радар, инфракрасный прожектор для работы в темное время суток, центральную камеру и группу дополнительных камер для высокоточного захвата изображения, фиксирует регистрационный номер автомобиля. Изображение передается на сервер распознавания, который распознает регистрационный номер машины и выявляет, какое нарушение было совершено (проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу, разворот в неположенном месте). После этого фото- и видеоматериалы и уже определенные виды нарушений ПДД поступают в процессинговый центр УГИБДД, где система устанавливает статус транспортного средства (наличие в розыске, прохождение ТО и др.) и принимает решение о наложении взыскания. Квитанция о штрафе распечатывается автоматически и отправляется водителю по почте. Если ситуация требует немедленного реагирования, процессинговый центр через коммуникатор УГИБДД передает линейному экипажу сигнал на перехват или на выезд к месту события. Причем если патрульный автомобиль или перехватчик оснащен автоматизированным рабочим местом (АРМ) «Патруль», инспектор имеет возможность сразу распечатать квитанцию об оплате штрафа.

Первыми, кто будет пользоваться данной поправкой, станут сотрудники ГИБДД. Для того чтобы контролировать ситуацию на дорогах, они активно вводят автоматическую систему видеонаблюдения, информация с которой будет стекаться в единую базу данных. Такие установки, как сообщал ранее начальник ГИБДД Москвы Сергей Казанцев, с 1 июля 2008 года появятся на дорогах столицы, в первую очередь на МКАД, проспекте Мира, Третьем транспортном кольце. Всего до конца года планируется установить 27 приборов видеофиксации.

Системы видеонаблюдения сейчас активно внедряют и на дорогах Московской области. Правда, в отличие от Москвы, где такие комплексы будут устанавливать на аварийно опасных участках основных магистралей, в области камеры будут установлены преимущественно в патрульных машинах. В настоящий момент около 600 машин оснащены таким оборудованием, и их количество будет увеличиваться.

Из последних новинок «Каскада» - интеллектуальные системы видеонаблюдения в Ленинградском и Серебряноборском тоннелях. По словам Вадима Деянышева, в Ленинградском тоннеле на развязке Ленинградского и Волоколамского шоссе на 600 м приходится 46 камер, а в Серебряноборском тоннеле на Звенигородском шоссе - 90 камер на 3 км. «Тоннель имеет диспетчерский зал для контроля текущей ситуации и управления светофорами, в который поступают данные видеонаблюдения. Система автоматически обрабатывает информацию, полученную со всех 90 камер. При возникновении внештатного события (остановки транспорта, выпавшего предмета, въезда в тоннель негабаритного автомобиля, появления пешехода на проезжей части, перестроения через сплошную) изображение с камеры, зафиксировавшей его, выводится на видеостену в зале»,- говорит эксперт.

Минус системы в том, что за те нарушения, которые были зафиксированы камерами видеонаблюдения, штрафы будут получать собственники автомобилей вне зависимости от того, кто сидел за рулем. Дело в том, что с 1 июля 2008 года будет применяться практика, согласно которой в любом нарушении, зафиксированном камерой, будет виноват владелец автомобиля.

Для того чтобы лишить инспекторов и водителей возможности решить ситуацию на месте, в программную часть комплекса внесена строгая необходимость заполнить и распечатать протокол о правонарушении. Не удастся избежать наказания, даже если залепить номер грязью: инфракрасные прожекторы способны считывать информацию даже в этом случае.

Позаботившись об усилении контроля за населением как в городе, так и на дороге, чиновники позабыли о том, что видеонаблюдение можно использовать и как эффективное средство от коррупции в собственных рядах.

Камеры как лекарство от коррупции

«Видео- и аудиофиксация того, что происходит в патрульной машине, крайне важна, так как она практически полностью решает проблему коррупции,- говорит вице-президент Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский.- Непонятно, почему ГИБДД не хочет этим озаботиться».

В частности, столичная и подмосковная ГИБДД, которая скоро будет фиксировать на камеру все, что происходит за пределами патрульной машины, до сих пор не собирается фиксировать то, что происходит в самой машине: камеры в автомобилях ДПС будут смотреть наружу. Установка аналогов бортовых самописцев (системы аудио- и видеофиксации внутри машины), давно являющаяся нормой в дорожной полиции США и Европы, до сих пор не предполагается ни в одной из российских программ. А представители Госавтоинспекции на неоднократно задаваемый «Газетой» вопрос «почему?» вежливо отговариваются, ссылаясь на то, что оборудование не сертифицировано в России и для его внедрения существует много административных преград.

Тонкая грань

Использовать камеры в потенциально коррупционных ситуациях предлагало и Минэкономразвития в 2007 году, однако дальше разговоров дело так и не пошло.

Кроме того, увеличение количества камер в городе может привести, особенно в России, к использованию видеоинформации в корыстных целях. Любую систему при желании можно взломать и, например, организовать слежку за партнером по бизнесу или конкурентом. Есть опасность того, что и видеонаблюдение, получив массовое распространение, превратится в бизнес так же, как и прослушивание телефонных разговоров на заказ и за деньги. И если злоумышленники заполучили все возможные государственные базы данных, то нет сомнений в том, что они получат доступ и к камерам видеонаблюдения.

Есть и еще одна важная проблема, которая в российских условиях многократно увеличивается. Несмотря на то что технологии в области видеонаблюдения продвинулись далеко вперед, их законодательное обеспечение, по крайней мере в России, до сих пор стоит на месте. Где и в каких случаях можно устанавливать камеры видеонаблюдения, у нас, в отличие от западных стран, почти ничего не сказано. Таким образом, остается размытой грань между сохранением безопасности и вторжением в личную жизнь.

Зарубежный опыт

Однако в нынешней ситуации, как показывают социологические опросы, люди готовы пожертвовать личной жизнью ради безопасности. В России, по опросам ВЦИОМа, 40% граждан ставят интересы государства выше приватности частной жизни.

На втором месте по массовости систем видеонаблюдения - Швеция и Германия, где установка камер в конце 1990-х годов помогла снизить количество правонарушений в два раза буквально за один год. А в Стокгольме уже в начале 1990-х годов не было ни одной улицы, не снащенной видеокамерами.

Самый «наблюдаемый» город в мире - Лондон. Во-первых, здесь полностью контролируется въезд в центр. Камеры автоматически считывают номера автомобиля и сверяют их с базой данных полиции. Так как въезд для частного автотранспорта платный, система оформляет квитанцию за каждый въезд и отправляет на адрес владельца автомобиля. Таким же образом приходит и квитанция за нарушение правил. Всего в Англии установлено около 4 млн видеокамер. Согласно статистике, преступность в местах их установки сократилась на 30%.

gzt.ru

Особенно активное развитие городские системы видеонаблюдения в США получили после событий 11 сентября 2001 года. Теперь в крупных американских городах камеры можно увидеть на каждом шагу.


В парижском метро устраивают драки, берлинское и нью-йоркское, открытое по ночам, превращается в жилище для бомжей. В Петербурге пока такого, к счастью, нет, но и безопасностью подземных дворцов-станций, как в пятидесятые, уже не похвастаться. В том, что обстановка в нашей подземке тоже становится криминогенной, повинны не только ее сотрудники, но и мы, пассажиры.



- В прошлом году к нам поступили сотни жалоб на сотрудников УВД, - сообщил «Известиям» прокурор метрополитена Дмитрий Захаров. - Мы провели проверку по 251 случаю, но ни одного дела не завели: не было исчерпывающих доказательств. Где считали нужным - перенаправили документы в Управление метрополитеном, чтобы приняли дисциплинарные меры. Если милиционер или любой другой сотрудник попадает под подозрение несколько раз, его увольняют.

Главный криминальный жанр в метрополитене - кражи. Карманников, похитителей мобильных телефонов и тех, кто отнимает сумки у старушек, дежурные по станциям давно знают в лицо. В «Автово» сотрудница метро как-то призналась «Известиям», что все бандиты - наперечет, потому что ездят только до соседней станции и обратно. Но у дежурных нет полномочий ловить их с поличным, сотрудники Службы контроля на метрополитене (СКМ) обязаны находиться на станциях (тогда как воры чаще всего работают в вагонах). А милиция зачастую просто игнорирует эту ценную информацию. Пассажиров и сотрудников метро это может навести на мысль, что стражи порядка материально заинтересованы в «работе» воров и нелегальных торговцев. Более того, бывали случаи, когда милиционеры сами отнимали телефоны и деньги у припозднившихся горожан.

- Конечно, у нас, как и везде, есть недобросовестные работники, но мы с ними боремся, - уверяет замначальника УВД на метрополитене Сергей Баранов.

Это происходит даже в случаях, когда работника обвиняют в грубости. Так что смысл жаловаться есть. На рядовых сотрудников - начальникам станций, на дебоширящих пассажиров - в милицию, на сотрудников УВД - в прокуратуру метрополитена.

- Жулики приноровились, - сетует начальник СКМ Надежда Смирнова. - Например, торговцы барахлом несут с собой по вагонам только пару пластырей или ламп, чтобы наши сотрудники не могли отобрать много товара. А основную партию тащат следом подельники. Что тут сделаешь? Штраф несоизмеримо меньше прибыли. С попрошайками тоже проблема. Если человек опустил жетон в турникет, он считается пассажиром. По закону, мы не можем его не пустить или выгнать, даже если заранее знаем, что он идет попрошайничать.

Его ведомство состоит из двух больших подразделений: милиция общественной безопасности и криминальный отдел. Задачи у них принципиально разные, и жалобы поступают в основном на сотрудников первой структуры. Именно они должны заниматься драками в вагонах и на станциях, пресекать незаконную торговлю, разгонять попрошаек. Ситуация осложняется тем, что патрулирование станций и переходов идет не все время работы метро, а только до 21-22 часов. Обычно торговцы игрушками, пиратскими дисками и фальшивым золотом появляются как раз после этого времени: расписание милиции они выучили наизусть. Сотрудников СКМ, отвечающих за выполнение правил пользования метрополитеном, тоже не боятся: знают, что их мало, один-два человека на каждую станцию, и присматривать одновременно за вестибюлем, зоной вокруг турникетов, эскалаторами и платформами они просто не успевают.

Все сотрудники метро в один голос просят пассажиров проявлять благоразумие. Безопасность горожан в немалой степени зависит от их бдительности. Нужно помнить несколько простых истин: ценности лучше класть во внутренние карманы одежды, сумки крепко прижимать к себе, а телефоны без лишней надобности не доставать. Самый популярный способ кражи мобильника - вырвать его из рук пассажира, сидящего близко к выходу, и выскочить в закрывающиеся двери. Таких воров поймать практически невозможно: в вагонах видеонаблюдения нет. Зато на всех станциях сейчас установлены камеры. Нужно это знать. Однажды у корреспондента «Известий» тоже украли мобильный в метро, и следователь, видимо, поленившись заниматься поиском, сказал, что к видео обращаются только в случаях тяжких преступлений. Это не так. Сергей Баранов заверил, что записями пользуются всегда, когда этого требует расследование.

- Мы просим петербуржцев не покупать подозрительные товары в метро, они как минимум некачественные, а то и вредные, - напоминает Сергей Баранов. - Милосердие тоже должно быть разумным, ведь все «афганцы» и «погорельцы», бродящие по вагонам, не имеют к войне или бедам никакого отношения. Это бизнес. Инвалидов собирают по деревням специальные группировки, а потом отправляют работать в подземку.

«Известия» напоминают: в сложных ситуациях нужно обращаться к тем, кто отвечает за нашу безопасность. Телефон дежурной части метрополитена: 251-65-6 Телефон прокуратуры: 301-98-57.

Впрочем, и с пассажирами «скучать» не приходится. В прошлом году поймали 16 тыс. курильщиков и тех, кто мусорил на станциях. Было изъято почти 2 кг взрывчатых веществ, 267 боеприпасов и 1,5 кг наркотиков. Почти сотню беспризорников отправили в детские дома, двести человек задержали из-за дебоша на станциях после митингов, демонстраций и футбольных матчей.

В метрополитене продолжается капитальный ремонт эскалаторов. На станции «Площадь Ленина-2» один эскалатор закрыт с четверга дня до 14 мая. Вход на «Проспект Большевиков» будет ограничен до 17 марта в промежуток с 8 до 9 утра.

Эскалаторы в ремонте

До конца года планируется модернизировать подъемники на «Площади Ленина-2», «Василеостровской», «Маяковской» и «Площади Александра Невского-1», «Спортивной», «Чкаловской», «Чернышевской», «Площади Восстания», «Пушкинской» и «Невском проспекте-2».

Лестничный спуск на «Проспекте Ветеранов-1» будет работать в особом режиме до 4 апреля. Эскалатор на «Гостином дворе» обещают запустить уже 3 марта, на «Удельной» - 21 апреля.

izvestia.ru

В начале лета эскалаторы поставят на новом пересадочном узле Фрунзенского радиуса «Площадь Мира-2» - «Сенная площадь» - «Садовая».


Главная страница :: Инфраструктура :: Под землей небезопасно
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz