Главная страница :: Анализ

Внутреннее дело Хорошо затопленное старое Не искушай Господа офицеры Стратегическая небезопасность Не в кайф Постный день Бюджет на энергетике отдыхает Человек и паровоз мягкая мебель

В российском спорте начинается новая эра - эра вымирания региональных спортивных клубов. Конечно, отдельные команды исчезали и раньше, но сейчас это явление, во-первых, приобрело массовый характер, а во-вторых, коснулось легендарных коллективов, таких как чемпион России по футболу владикавказская «Алания».
В зоне «Урал - Поволжье» чемпионата России по футболу еще в прошлом году играло 19 команд. В этом - только 1 Когда этот номер «Э-У» поступит в продажу, их число может сократиться еще на единицу: на ладан дышит нижнетагильский «Уралец». Долги клуба достигли 4 млн рублей, а игроки заявили, что бесплатно играть больше не будут.

- Андрей Порубов

Еще недавно Пермь из всех уральских городов была наиболее полно представлена в элите российского спорта, там базировались команды сильнейших дивизионов. Но в конце мая «добровольно» покинул суперлигу хоккейный «Молот», а в июне разгорелся очередной финансовый скандал вокруг баскетбольного «Урал-Грейта»: игроки до сих пор не получили обещанных денег за сезон, закончившийся в апреле, и написали открытое письмо краевой общественности.

В Екатеринбурге за последний год прекратили существование сразу две команды элитных лиг - «Евраз» (баскетбол) и УПИДДТ (минифутбол). Челябинск нынешней зимой потерял футбольный клуб первого дивизиона «Спартак», а Курган - ФК «Тобол».

Но такая позиция вступает в резкое противоречие с политикой федеральных властей, которые в последнее время, наоборот, считают развитие спорта одной из приоритетных задач. Многие федерации лично курируются крупными государственными чиновниками. Например, глава ФСБ Николай Патрушев возглавляет федерацию волейбола, а министр обороны Сергей Иванов руководит попечительским советом баскетбольной федерации.

Причина всех этих катаклизмов одна. Бизнес, на рубеже веков охотно бравший на содержание спортивные команды, убедился в полной экономической бесперспективности этого занятия. И либо вовсе отказался от дорогостоящих игрушек - как «ЕвразХолдинг», либо резко сократил их финансирование - как руководство ВАЗа (годовой бюджет тольяттинского хоккейного клуба «Лада» этой зимой уменьшился вдвое, с 18 до 9 млн долларов). Власти небольших городов не в состоянии обеспечить постоянно растущие запросы спортивных команд, а руководители мегаполисов все чаще приходят к выводу, что спорт - это непрофильный актив, от которого следует избавляться (именно так считают в Перми). И это, в общем-то, справедливо.

У федералов, впрочем, его тоже нет. Они просто выполняют соответствующее распоряжение президента. При этом «развитие спорта» в большинстве случаев понимается очень узко - как передача денег. Финансирование получают в основном те, кто находится под боком у федеральных чиновников, то есть московские и подмосковные клубы. Как следствие, чемпионаты России все больше напоминают не национальные соревнования, а открытые первенства столицы.

Причина столь разного отношения к спорту двух уровней власти заключается в их финансовых возможностях. Государство, замыкающее денежные потоки на себя, не испытывает недостатка в средствах, а вот регионы, мягко говоря, не шикуют. Выбирая приоритеты, они задают простой вопрос: «А что дает нам спорт?». И ответа не находят.

Получается, что если завтра цена на нефть упадет, а страну возглавит человек, равнодушный к футбольно-хоккейным баталиям, поток инвестиций в отрасль иссякнет так же неожиданно, как это уже случалось в начале 90-х. И тогда не выживут даже москвичи.

Критерием оценки эффективности вложений для чиновных структур служит занятое место. Это вынуждает руководителей команд прибегать к массовому импорту иностранных игроков: своих растить долго, а отчитываться за полученные деньги нужно уже через год. В результате российский спорт вместо того, чтобы развиваться, гибнет, а страна это еще и оплачивает, причем в колоссальных размерах: общая сумма зарплат, которые получают гастарбайтеры «на полях», - 600 млн долларов в год.

Одна из тактик развития бизнеса - приобретение других компаний или объединение с ними (Merger and Acquisition - M&A). Мотивы слияний и поглощений разнообразны. Самые распространенные - рост производственных мощностей, географическая экспансия, получение синергетического эффекта, диверсификация, повышение эффективности. Альтернатива M&A - организация бизнеса «с нуля» (тактика greenfield). Но это не всегда выгодно, а иногда просто невозможно. Если, к примеру, открывать филиал торговой сети, то выбирать еще можно: создать собственные торговые точки или купить местного ритейлера. А вот в металлургии строить завод при имеющихся мощностях явно нецелесообразно.

- Андрей Порубов

Причина номер один: это один из индикаторов развития бизнеса региона. Преобладают горизонтальные сделки? Значит, бизнес прошел период накопления капитала, рынок консолидируется и в перспективе следует ожидать обострения ценовой конкуренции. После завершения горизонтальных поглощений придет черед вертикальных: их основная цель - снижение сырьевых и сбытовых издержек. Местные активы покупают в основном приходящие компании? Значит, во-первых, свой бизнес недостаточно зрел, а во-вторых, на территории создан благоприятный инвестиционный климат. Региональные компании идут на соседние рынки с помощью приобретения компаний-аборигенов? Они накопили достаточно собственного капитала.

Почему стоит уделять внимание этому виду экономической активности?

Россия по миру
2005-й стал самым интересным годом на мировом M&A-рынке за последние пять лет. По данным Thomson Financial (подразделения поставщика интегрированных решений для бизнеса на базе информационных технологий The Thomson Corporation), стоимость завершенных M&A-сделок составила 2162,9 млрд долларов, что на 34,1% выше уровня 2004-го. Текущий год обещает быть еще лучше: за первые шесть месяцев объем сделок по сравнению с первым полугодием-2005 увеличился на 42,8%.

Причина номер два: информация о проведенных M&A может быть полезна бизнесу как основа для планирования и успешного проведения собственных сделок.

С одной стороны, динамика российского рынка M&A в 2005 году говорит об улучшении инвестиционного климата и развитии бизнеса в стране. Стоимостный объем сделок приобретения российских компаний иностранными сократился, по данным Ernst & Young, на 14%, но их количество почти удвоилось. Зарубежный капитал в основном интересуют предприятия пищевой, нефтегазовой промышленности и финансового сектора (69% от стоимости всех иностранных покупок). Возросла активность российских покупателей: на внутреннем рынке на 57%, за рубежом - на 117%. Основными рынками экспансии российских компаний стали страны СНГ.

Российский рынок растет быстрее мирового. По данным Ernst & Young и KPMG, динамика 2004 года - 70% (около 30 млрд долларов), 2005-го - 65% (50 млрд долларов), в первом полугодии-2006 - 57% (24 млрд долларов). В конце 90-х в России начался период активного холдингостроения. Сегодня он продолжается: группы «перетасовывают» активы между собой и приобретают новые - сырьевые или для следующего передела. В процесс включаются предприятия сферы потребительских товаров и услуг, финансового сектора.

Покупатель интересуется в основном сырьевыми, экспортно-ориентированными активами, а иностранный капитал - также потребительским сектором. На мировом рынке слияний и поглощений в тройке лидеров - ТЭК и финансовый сегмент (каждый дает около 15% совокупной стоимости сделок), а также телекоммуникации. На российском - более половины (56%) у нефтегазовой промышленности.

С другой стороны, в процесс слияний и поглощений в России пока вовлечен достаточно узкий круг отраслей. На три основных сектора, компании которых приобретались в 2005 году, пришлось 74% от совокупной стоимости сделок. Мировой масштаб - 41%.

Территория объектов сделок не особо разнообразна: Москва, заграница, Ленинградская область. В качестве покупателей регионалы выступают существенно реже, чем в качестве объекта сделки. Локальные рынки M&A достаточно узки и подвержены серьезным колебаниям. К примеру, компании Большого Урала как активы для приобретения в 2005 году по сравнению с 2004-м потеряли в доле 20 процентных пунктов.

С точки зрения территориальной структуры российский M&A-рынок также высоко концентрирован. 60% всех объектов, проданных в России в 2004 - 2005 годах, приобрели московские покупатели. При этом москвичи проводили более крупные сделки (на 60% их сделок приходится 70% суммы, потраченной российскими покупателями). По количеству проведенных операций активны оказались иностранцы - 14% сделок с российскими объектами.

Посмотрим подробнее, что происходит на рынке M&A в Уральском регионе.

Тем не менее M&A-рынок Уральского региона - один из самых крупных в России. После сокращения рынка по итогам 2005 года регион был пятым по стоимости купленных на его территории компаний (без учета двух мегасделок: покупки Газпромом в 2005 году за 13 млрд долларов Сибнефти, большая часть активов которой расположена в Тюменской области, и приобретение Юганскнефтегаза в Тюменской области компанией «Байкалфинансгруп» за 9,35 млрд долларов) и третьим по их количеству. Уральские покупатели занимают второе место в России и по стоимости, и по количеству проведенных сделок (наряду с Поволжьем).

Крупных самостоятельных промышленных предприятий на Урале практически не осталось - все они вошли в состав холдингов. Сделок, подобных покупке Ижстали «Мечелом», все меньше. В 2005 году по сравнению с 2004 годом активность на рынке сократилась почти на 30% по стоимости и 21% по количеству сделок. За прошедшие два года цена по большинству совершенных сделок (82%) не превышала 100 млн долларов. Крупнейшая - покупка Саратовнефтегаза, Орскнефтеоргсинтеза, Оренбургнефтепродукта и Нефтемаслозавода компанией «Русс-Нефть» за 600 млн долларов.

Московский Урал
По данным журнала «Слияния и поглощения», в 2004 - 2005 годах с участием уральских компаний совершено порядка 93 M&A-сделок общей стоимостью 7,7 млрд долларов. Это примерно 17% российского рынка (с учетом двух мегасделок - 68%).

Головные организации холдингов, скупающих уральские активы, расположены по преимуществу в Москве (64% сделок по количеству, 76% по стоимости). Кроме того, заметны покупатели из Челябинской области и заграницы: первые благодаря покупке группой ЧТПЗ Первоуральского новотрубного завода; вторые - вследствие покупки компанией Eurasia Drilling Company Limited (зарегистрированной на Кипре) Лукойл-Бурения за 130 млн долларов.

Во всех регионах России за исключением Москвы и Санкт-Петербурга предприятия чаще выступают в качестве объекта сделки, чем покупателя. В 2004 - 2005 годах уральские компании были «покупкой» в 88% случаев (доля по стоимости 75%).

По итогам 2004 - 2005 годов международные сделки с участием уральских компаний составляют 2,6% от совокупной стоимости (0,5% в качестве объекта, 2,1% - покупателя). Причем приобретались в основном небольшие активы (доля таких сделок по количеству выше, чем по стоимости, - 8,6%). Крупнейшая сделка - Eurasia Drilling Company Limited купил Лукойл-Бурение.

В качестве покупателей (28% сделок, 32% стоимостного объема) уральские компании совершали более крупные сделки, чем российские или иностранные. Основной объем покупок по стоимости - предприятия Курской области (66%): «курская аномалия» - следствие приобретения Михайловского ГОКа. Картина по количеству сделок более адекватна. Территориально интересы уральских компаний распределены равномерно. Из «соседей» по региону чаще всего совершались сделки с компаниями Свердловской, Челябинской, Тюменской (включая ХМАО и ЯНАО) областей и Удмуртии. За пределами - покупали активы в Ленинградской области (основная сделка - покупка в 2004 году компанией «Уралкалий» 50% акций Балтийского балкерного терминала приблизительно за 60 млн долларов). За два года проведено три сделки с иностранными активами. Крупнейшая - покупка концерном «Калина» в 2005 году немецкой парфюмерно-косметической компании Dr.Scheller Cosmetics оценочно за 21 млн долларов.

По стоимости сделок уральский M&A-рынок более концентрирован, чем российский: более трех четвертей стоимостного объема сделок 2004 - 2005 годов на Урале приходится на черную металлургию (48%) и нефтегазовую промышленность (25%). Отпечаток накладывает специфика региона. В составе Уральского региона - основные нефтегазовые провинции России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Здесь работает множество нефтегазодобывающих предприятий - потенциальных активов сделок. Кроме того, Урал обладает мощным металлургическим комплексом.

Товар первой необходимости
С точки зрения количественного состава сделок, покупку и продажу активов в 2004 - 2005 годах совершали компании широкого круга отраслей, от нефтегазовой промышленности до науки. Наибольшее (66%) количество сделок приходится на пять секторов: нефтегаз, черную и цветную металлургию, машиностроение и финансовый.

Сделки в черной металлургии направлены на консолидацию собственности и обеспечение сырьевой базы. Лидерство отрасли создано двумя крупными сделками. Первая - выкуп за 1,66 млрд долларов 34,8% ММК структурами, дружественными менеджменту комбината, что позволило ему консолидировать 94% акций. Вторая - приобретение альянсом «Уральская сталь» Михайловского ГОКа.

Основной покупатель в нефтегазовой отрасли региона - НК «Русснефть»: за 2004 - 2005 годы компания приобрела десять предприятий на общую сумму порядка 850 млн долларов. Крупнейшая сделка нефтяного холдинга - покупка четырех компаний в Саратовской и Оренбургской областях за 600 млн долларов. Среди совершенных в 2004 - 2005 годах уральских сделок самый дорогой нефтяной актив - 56% акций Роспан Интернэшнл (Тюменская область): компания ТНК-ВР приобрела его за 357 млн долларов.

Сухой остаток
Пока о полноценном участии уральского бизнеса в процессе M&A говорить не приходится. В подавляющем большинстве случаев он выступает объектом покупки для московских компаний. Урал участвует в M&A-рынке в качестве «банка» инвестиционно привлекательных активов (в основном нефтегазовой и металлургической промышленности) для инорегиональных покупателей.

Предприятия доминирующих отраслей Урала сосредоточены в Западной Сибири, Свердловской и Челябинской областях. Это обусловило географию сделок в регионе. Более половины (64%) сделок с участием уральских компаний, проведенных в 2004 - 2005 годах, приходится на три области - Свердловскую, Челябинскую (обе - в металлургии) и Тюменскую (нефтегазовая промышленность).

M&A на Урале - пока прерогатива крупного промышленного бизнеса. В регионе заключается мало сделок среднего по стоимости масштаба. Основной стоимостный объем рынка формируется несколькими крупными сделками, цена подавляющего большинства (по количеству) не превышает 100 млн долларов. Формирование промышленных холдингов завершается, и пока в процесс не включится средний бизнес, объем уральского M&A-рынка будет сокращаться.

Кроме того, наибольшую активность (по стоимости сделок) на рынке проявляют компании всего двух экспортно-ориентированных отраслей.

Дополнительные материалы:

По мере развития уральского бизнеса M&A-активность крупных компаний начнет смещаться на зарубежные рынки. В процесс приобретения компаний все больше будет включаться средний бизнес - в первую очередь, в потребительском и финансовом секторах. Этому способствует и повышение благосостояния населения, и формирование традиции использования M&A как инструмента развития. Примеры M&A в малом и среднем бизнесе уже есть: екатеринбургская сеть сотового ритейла «SIMфония» в марте текущего года приобрела салоны федеральной сети «Цифроград» в Екатеринбурге, Каменске-Уральском и Новоуральске. В мае челябинская аудиторско-консалтинговая компания «ЛИСТИК И ПАРТНЕРЫтм» пришла на рынок Свердловской области, купив екатеринбургскую компанию «Контур-Аудит».

M&A-понятия
Слиянием акционерных обществ признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением деятельности последних (федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). В зарубежной практике могут прекращать существование все компании кроме одной - центр слияния, куда переходят все активы других частников.
В российском праве эта ситуация называется «присоединение».

Таблица. 50 крупнейших M&A-сделок с участием уральских компаний в 2004 - 2005 годах

Поглощение компании можно определить как установление контроля над компанией с помощью приобретения абсолютного или частичного права собственности на нее. Поглощение зачастую осуществляется путем скупки акций предприятия на бирже.

Присоединением акционерного общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу (федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Горизонтальные M&A - M&A компаний, производящих один и тот же товар.

Зачастую трудно определить, чем является сделка, поэтому эти понятия используют как синонимы.

Кто свечку держит
Комиссионные за сопровождение M&A-сделок в 2005 году в мире выросли до 31 млрд долларов (в 2004 году - 24 млрд долларов). Не менее шести компаний в прошлом году получили более 1 млрд долларов каждая. На первом месте Goldman Sachs с суммой 2 млрд долларов, далее идут Morgan Stanley с 1,6 миллиарда и JP Morgan с 1,3 миллиарда.

Вертикальные M&A - M&A компаний, находящихся на разных этапах производства или сбыта товара или услуги.

По данным Thomson Financial

В 2005-м восьмой год подряд компания Goldman Sachs стала первым финансовым консультантом при слияниях и поглощениях: она участвовала в сделках суммарной стоимостью 867 млрд долларов, что на 57,5% больше, чем в прошлом году. Второе место занимает Morgan Stanley: он удвоил результат 2004 года - с 363,3 до 726 млрд долларов. На третьем месте - JP Morgan, сопровождавший сделки на сумму 659,4 млрд долларов, что на 41,4% выше уровня 2004 года.


- Как вы оцениваете рынок слияний и поглощений на Урале?


Четче шаг
«Четкий экономический расчет и проектирование модели бизнеса, образующейся в результате сделки,- редкость», - констатирует управляющий группы компаний «ЛЕВЪ & ЛЕВЪ¬АУДИТ» Евгений Артюх

- Компании каких отраслей обращались к вам по вопросам приобретения или продажи предприятий?

- Цивилизованного рынка в классическом понимании нет. Легальный, прозрачный рынок позволяет анализировать сделки. Но в России номинально публичная компания (открытое акционерное общество) реально таковой не является.

- Какие отрасли будут активизироваться в сегменте среднего бизнеса?

- Различных: банки Свердловской и Челябинской областей, предприятия металлообработки на Южном Урале, а кроме того - торговли алкогольной продукцией, сферы туристических услуг. Мы сопровождали целую серию сделок покупки-продажи страховых компаний.

- При сопровождении сделок по слияниям и поглощениям какие услуги наиболее востребованы?

- Строительство - из-за усиления государственного регулирования. Рынок общественного питания - все большую популярность у потребителей набирает формат фаст-фуда, адаптированный к территориальной специфике (к примеру «Уральские пельмени»). Государство намерено ввести дополнительные условия работы для туристических фирм - внесение депозитов в банки. Многие не смогут их выполнять, что приведет к уменьшению количества игроков, в том числе за счет слияний. В целом концентрация капитала - общеэкономическая тенденция, связанная с процессами глобализации в мире. В наименьшей степени она заденет сферы, где государственное регулирование не столь значимо.

- На какие аспекты сделок стоит обращать особое внимание?

- Разработка правовой модели и сопровождение сделки, аудит финансовой отчетности, выплачиваемых налогов, частично финансовый анализ. Иногда клиенты пользовались услугами аттестации существующего персонала и подбора нового.

- На ваш взгляд, что определяет успешность сделки?

- Практика показывает, что у большинства предприятий - объектов присоединения - не оформлены в надлежащем виде права на активы, в первую очередь на недвижимость: она не инвентаризирована, не зарегистрирована должным образом.
А совершение сделок с этим имуществом невозможно без регистрации. Также можно отметить неполный или недостоверный учет обязательств по поставщиками: не описаны бизнес-процессы, отсутствуют системы внутреннего контроля качества работы всех служб, нет полноценных юридических служб, в том числе и на крупных предприятиях.

Если рассматривать сделку как стратегический шаг, то для принятия успешного решения необходимы маркетинговый анализ, осознание происходящих процессов в экономике (глобализации, укрупнения капиталов и т.д.). К сожалению, четкий экономический расчет и проектирование модели бизнеса, которая образуется в результате сделки, проводятся редко.

- Один из факторов - профессионализм специалистов, привлеченных для проектирования и реализации сделки. Кроме того, важно насколько стороны сделки при достижении договоренности правильно друг друга понимают и добросовестно исполняют обязательства. Юридическое закрепление договоренностей не позволит ни одной из сторон на любой стадии реализации сделки менять условия.


Главная страница :: Анализ :: Бизнес-shopping
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz