Главная страница :: Анализ

Птичьи бега Рациональное мышление — на свалку Был бы витте… Марьяж в шоколаде Клуб вменяемых людей Туристов — вагон Даешь десять процентов Банки за инвестиционную грамотность Качественная еда силовым методом мягкая мебель

Виновата веснаВ течение почти всего последнего года наблюдалось жесткое противостояние Кольцово и «Авиапрада» с одной стороны и УАЛ - с другой. Власти аэропорта критиковали УАЛ за увлечение московским направлением и слабое развитие региональной маршрутной сети, стремились передать часть его «исторических» слотов (времени вылета) дружественному «Авиапраду». В «Уральских авиалиниях» обвиняли Кольцово в неконструктивной работе с крупнейшим в Екатеринбурге авиаперевозчиком и завышенных ценах на керосин. Конкурентная борьба между УАЛ и «Авиапрадом» за наиболее прибыльное московское направление проявилась даже за пределами Кольцово, в челябинском аэропорте Баландино. Но конфронтация имела и важную положительную сторону: обе авиакомпании в конце прошло года буквально обвалили цены на пассажирские авиаперевозки и повели гонку за приобретение современных западных самолетов - Airbus и Boeing, начав тем самым активное развитие регионального рынка.

Смена менеджмента екатеринбургского аэропорта Кольцово, последующее за этим быстрое решение проблемы летних слотов для авиакомпании «Уральские авиалинии» (УАЛ), а также неожиданно возникшая взаимопомощь между УАЛ и вторым базовым перевозчиком Кольцово «Авиапрадом» позволяют говорить о переходе среднеуральского рынка авиаперевозок на некий новый этап развития. Речь пока не идет о приходе новых игроков, слияниях или поглощениях, хотя задел для этого создан. Этап характеризуется изменением диспозиций основных участников этого рынка. Взаимная показная любовь омрачается опасностью повышения цен на авиабилеты по причине снижения накала конкурентной борьбы.

Смена менеджеров Кольцово почти сразу сказалась на взаимодействии УАЛ и «Авиапрада». «Изменения, хотя и не кардинальные, в отношениях “Авиапрада” с аэропортом Кольцово и “Уральскими авиалиниями” наступают. Принцип нового этапа этих отношений определен в ходе переговоров топ-менеджеров и ведущих специалистов и основан на взаимной коммерческой выгоде, - сообщил “Э-У” коммерческий директор “Авиапрада” Владимир Кравченко. - Сотрудничество с “Уральскими авиалиниями” сегодня осуществляется по нескольким направлениям. В частности, PR-службы двух авиакомпаний готовы составлять совместные заявления для прессы».

Теперь можно с определенной уверенностью утверждать - период противостояния завершен. Смена фазы обозначилась в мае этого года, когда появилось неожиданное известие об отставке генерального директора Кольцово Михаила Максимова и его первого зама Филиппа Федулова. Новым руководителем екатеринбургского аэропорта на собрании акционеров 30 июня был утвержден Кирилл Шубин, ранее занимавший пост технического директора Кольцово, должность первого зама упразднена. Вероятнее всего, инициатором отставок стала Росавиация: этому ведомству надоел конфликт между аэропортом и «Уральскими авиалиниями», в который ему периодически приходилось вмешиваться.

Столь тесное сотрудничество бывших соперников породило в СМИ версию о возможной покупке «Авиапрада» «Уральскими авиалиниями», но пока она не подкреплена официальными заявлениями. В беседе с нами источник, близкий к УАЛ, признал, что предложение о покупке «Авиапрада» поступало, но «цена не соответствует качеству». «Никаких предложений о продаже мы никому не делали, - прокомментировал ситуацию Владимир Кравченко. - Также нам неизвестна информация о предложениях по покупке нашей авиакомпании. Мы об этом узнаем из желтой прессы. Объемы рынка пассажирских авиаперевозок в Кольцово позволяют иметь там двух базовых авиаперевозчиков. Работы хватит всем».

По словам Владимира Кравченко, в середине июня «Авиапрад» заключил с «Уральскими авиалиниями» два письменных соглашения. Первое - об обмене блоками мест для удовлетворения спроса на конкретные маршруты (код-шеринг). Второе - о взаимном предоставлении парка воздушных судов на случай непредвиденных обстоятельств (касается чартерных перевозок).

По словам Юлии Федотовой, отношения аэропорта с «Уральскими авиалиниями» и «Авиапрадом» строятся «на принципах честной конкуренции, конструктивного и продуктивного сотрудничества. Как бы ситуация ни развивалась, аэропорт и авиакомпании заинтересованы в модернизации и расширении парка самолетов, увеличении регулярности полетов, развитии маршрутной сети. Застоя на авиационном рынке Урала вряд ли стоит ожидать. Уже сегодня бурный рост пассажиропотока подхлестывает этих и других перевозчиков к пополнению парка воздушных судов, расширению географии полетов».

Подчеркнуто теплыми стали взаимоотношения УАЛ и с екатеринбургским аэропортом. Интересный факт: миллионный с начала текущего года пассажир Кольцово зарегистрирован 5 июля на рейсе до Санкт-Петербурга именно «Уральских авиалиний», хотя в северную столицу летает и «Авиапрад». «Символичным можно назвать то, что пассажир-миллионник полетит на самолете “Уральских авиалиний”, - отметил тогда финансовый директор Кольцово Антон Федотов. - Эта авиакомпания - наш самый крупный перевозчик, который дает нам наибольший ежегодный рост пассажирских перевозок». Не смогло остановить взаимные реверансы даже случившееся на следующую ночь ДТП: машина цеха бортового питания аэропорта «Кольцово» при подъезде к лайнеру «Уральских авиалиний» Airbus А320 повредила дверь отсека. «Это страховой случай и все затраты на ремонт компании “Уральские авиалинии” будут возмещены», - сообщила директор по связям с общественностью Кольцово Юлия Федотова.

Как сговорилисьЗавязавшаяся дружба не очень обрадовала других участников рынка авиаперевозок. «Мы заказываем чартеры только у “Уральских авиалиний”, - рассказывает коммерческий директор туристической компании “Оранж тур” (Екатеринбург) Светлана Столярова. - С марта цена авиабилета на чартерные рейсы выросла в среднем на 25 долларов».

Отметим также предельно политкорректные высказывания представителей всех трех игроков относительно отставного руководителя Кольцово Михаила Максимова. Не мудрено: он назначен генеральным директором ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», которое находится в ведении Минтранса России. Теперь он решает вопросы управления имущественным комплексом, не подлежащим отчуждению, и реконструкции взлетно-посадочных полос (ВПП, во всех аэропортах страны они находятся в федеральной собственности). Напомним, в Кольцово планируется реконструкция двух ВПП и строительство третьей.

Представители базовых авиакомпаний не отрицают начавшееся повышение цен. «За последние два месяца цены на пассажирские авиаперевозки в “Авиапраде” по наиболее популярным направлениям - московскому, питерскому и южному - повысились от 13 до 18%, - сообщил Владимир Кравченко. - Основных причин две: сезонное увеличение спроса на эти перевозки, а также рост главной составляющей себестоимости - тарифов на авиатопливо. Динамика цен до конца текущего года будет зависеть от трех факторов: объема пассажиропотока, деятельности других авиакомпаний и себестоимости перевозок. В прошлом году с июля по декабрь цены выросли примерно на 12%. Думаю, в этом году рост не выйдет за этот показатель».

Директор уральского представительства турфирмы Tez Tour Игорь Авдокушин пока отмечает благотворное влияние конкуренции: «Заказывая чартерные рейсы, мы пользуемся услугами обоих базовых перевозчиков Кольцово - УАЛ и “Авиапрада”. Это позволяет нам выбирать оптимальные условия. В Египет мы летаем с УАЛ, с “Авиапрадом” - в Барселону и Анталью. Конкуренция базовых перевозчиков в Кольцово не дает авиакомпаниям искусственно завышать цены. Например, УАЛ по сравнению с осенью прошлого года поднял цены на чартерные рейсы в Египет всего на 10 долларов. “Авиапрад” цены с марта вообще не поднял, а по направлению Екатеринбург - Анталья цены у этой компании выросли меньше, чем у УАЛ, что и обусловило ее выбор для организации чартеров».

- Да, в СМИ появилась информация о возможном сговоре «Уральских авиалиний» и «Авиапрада», в результате которого начали расти цены на авиабилеты. После этого мы запросили документы у обеих компаний. УАЛ их предоставил, «Авиапрад» - нет. С самого начала работы на рынке пассажирских авиаперевозок, мы ни разу не получали официальных бумаг от «Авиапрада». За непредоставление запрашиваемых документов эта авиакомпания уже дважды привлекалась УФАС к административной ответственности. В настоящее время мы обратились в суд с иском об истребовании документов. Что касается документов УАЛ, из них следует, что, погнавшись за «Авиапрадом», компания в первом квартале 2007 года сработала себе в убыток. Закон о конкуренции это не нарушает. Почему у «Авиапрада» были такие низкие цены? Есть гипотеза, что они платили Кольцово не все сборы, которые положены по закону. Согласованные действия (сговор) должны отрицательно сказываться на конкурентах. Если цены на авиабилеты растут, а на конкурентов это никак не влияет, то никакого нарушения нет.

Мы попросили прокомментировать ситуацию руководителя Свердловского управления Федеральной антимонопольной службы России Татьяну Колотову:

По информации Юлии Федотовой, в этом году Кольцово трижды повышал цену на авиатопливо: «Если поставщик меняет цену - аэропорт пропорционально меняет цену и для авиакомпаний, уведомляя об этом УФАС. Возражений в антимонопольной службе это не вызвало. Значит, по их мнению, цена рыночная, и сегодня она составляет 17 810 рублей за тонну без НДС».

Отметим, что Свердловское УФАС уже вмешивается в процесс авиаперевозок: с марта 2007 года оно контролирует цены на авиатопливо в Кольцово. Согласно предписанию, аэропорт должен отчитываться о состоянии цен ежемесячно, а если желает увеличить стоимость топлива, то за 10 дней до планируемого повышения обязан присылать в УФАС обоснование. «С момента введения контроля Уральская нефтяная компания (поставщик топлива) повысила цены на 10%, аэропорт - на 8%», - рассказала ведущий специалист-эксперт Свердловского УФАС Анастасия Орлова.


Для воплощения замысла в течение года будут полностью реконструированы площади разорившегося мясоперерабатывающего завода под Асбестом. Здесь по голландским технологиям появятся тепличный комплекс на 30 гектаров и два овощехранилища по 16 тыс. тонн, автобаза и технические мастерские, лаборатория контроля качества продукции, административный и жилой комплексы. Обрабатываться продукты будут методом шоковой заморозки на оборудовании, специально изготовленном датской компанией Cabinplant (такое же использует лидер российского рынка польский холдинг Hortex). Окончание строительных работ и запуск производства намечен на конец декабря 2007-го - первый квартал 2008 года.

Предприятие «Русская зима» создано специально для реализации проекта. Собственник - ЗАО АПК «Русская зима», структура и учредители не раскрываются. В течение двух лет ЗАО намерено вложить порядка 800 млн рублей (более 50% - банковские кредиты, выплата процентов по которым полностью компенсируется из областного бюджета, поскольку «Русская зима» включена в нацпроект «Развитие АПК»). Мощность производства составит до 4 тонн готового продукта в час (500 тыс. тонн в год). По подсчетам руководителей компании, проект должен окупиться за пять лет.

Реализовать продукцию компания намерена на рынках УрФО, в том числе Екатеринбурга и Свердловской области. В долгосрочных планах - выход в другие субъекты Урало-Сибирского региона и Сибири. «Мы намеренно выбрали для реализации проекта Асбестовский район: через него проходят автотрассы на север, северо-восток и юг страны. Это позволит нам в кратчайшие сроки транспортировать продукцию в Челябинск, Тюмень, Башкирию. Постепенно мы планируем охватить рынок от Перми до Хабаровска», - рассказывает Валерий Меркулов.

Производиться на предприятии будут овощные смеси и монопродукты, готовые замороженные блюда. Сырье на 90% обеспечат отечественные сельхозпроизводители (уже есть договоренность о поставках с хозяйствами Белоярского района Свердловской области), а 10% овощей (зеленый горошек, фасоль и др.) будут собственного производства. «Использование продукции местных производителей, с одной стороны, обеспечит уральские хозяйства заказами. С другой - даст нам весомое конкурентное преимущество перед западными и отечественными игроками, - говорит заместитель директора по развитию АПК “Русская зима” Валерий Меркулов. - Дело в том, что весь ассортимент замороженных овощей, за исключением лесных ягод и грибов, сейчас производится за рубежом, а в России только расфасовывается под отечественными брендами. При этом длительная перевозка сырья приводит к размораживанию и потере качества: продукт начинает “дышать”, покрываться льдом и теряет полезные свойства. Мы сократим цепочку между производителем и потребителем».

Российские игроки рынка глубокой заморозки овощей, ягод и грибов делятся на две категории: работающие с собственной продукцией и с европейскими поставщиками. Производство овощей для заморозки развивают Томская продовольственная компания (Томск), НПО «Росток» (марка «Росток», Москва), «Пятый сезон» (марка «Замороженная свежесть», Рязанская область), ООО «ЭлАйсТорг» (марка «Эликом», Московская область), хладокомбинат «Западный» (марка «4 сезона», Московская область). Производством и заморозкой лесных ягод и грибов занимаются «Ледово» (марка «Снежана»), «Скан-Нева», «Ладога-Фудс», «Норфрюз» и Томская продовольственная компания. Европейские овощи представлены под российскими марками «Зимовье» (ЗАО «Скайс», Москва), «Снежная радуга» (ООО «Фета», Новосибирск).

Деньги на льду
Российский рынок глубокой заморозки, по данным компании Symbol-Marketing, последние пять лет растет очень динамично, до 30% в год. По словам Лилии Гамазковой, специалиста компании «Межрегиональные маркетинговые центры» (Москва), сегмент замороженных продуктов в структуре продовольственного рынка России составляет 16 - 17%. Для сравнения: в США - 72%. Причем замороженные овощи - наиболее динамично развивающийся сегмент, говорит представитель компании «Dr. Oetker» Сергей Сокол: «В Москве и Санкт-Петербурге их продажи постепенно перекрывают продажи свежих овощей и фруктов. В Екатеринбурге порядка 25 - 30% холодильного пространства в магазинах сегодня занято морожеными овощами и морепродуктами. Однако в большей степени, конечно, представлены зарубежные производители». Они составляют от 75 до 90% российского рынка заморозки. Наиболее крупные поставщики - Польша (до 70% всей европейской заморозки), Венгрия, Бельгия.

Наполеоновские планыАПК «Русская зима» намерен занять до 50% рынка глубокой заморозки сначала Свердловской области, а затем и Урало-Западносибирского региона. Конкурировать с европейскими поставщиками он намерен главным образом за счет качества овощей и себестоимости продукции ниже среднерыночной за счет больших объемов производства.

В Урало-Западносибирском регионе заморозка развита слабо. На производстве, заготовке, переработке и реализации дикорастущих грибов и ягод специализируется тюменская группа компаний «Дикорос-Тюмень» (марка «Щедрый лес»): объем выпуска в 2006 году - 40 тонн грибов и около 120 тонн ягод. В Свердловской области работает только структура «УГМК-Агро» - ООО «Улыбка лета». Ее мощность - порядка 2 тыс. тонн замороженных овощей в год, однако большая их часть поставляется в школы и больницы. Введение продукции в розницу - в перспективе.

Помешать реализации амбициозных планов может ряд объективных причин. Представитель крупной московской компании, занимающейся заморозкой овощей, замечает:

Главный локальный конкурент - «УГМК-Агро» - видит в появлении крупного местного производителя только позитив: «Создание таких профильных предприятий позволит отечественным компаниям постепенно потеснить иностранцев. Заявленные объемы, безусловно, выведут “Русскую зиму” в число крупнейших производителей и поставщиков», - говорит заместитель директора по маркетингу «УГМК-Агро» Константин Человечков.

Сергей Сокол уверен: «Так как “Русская зима” участвует в нацпроекте, очевидно, ее интересы будут лоббироваться во всех уровнях власти. В чем-то при запуске и раскрутке бизнеса ей поможет административный ресурс. Но для того, чтобы занять значительную долю рынка, необходима четкая маркетинговая стратегия. Чтобы завоевать розничного потребителя, компании придется всерьез задуматься о выкладке в магазинах и рекламе - на рынке сегодня много марок, имеющих постоянных потребителей».

- Пять лет рынок бурно развивался, на него выходило большое количество игроков, создавших значительный объем предложения. Теперь можно ожидать некоторого снижения темпов роста. Усиление конкуренции привело к тому, что европейские производители готовятся к созданию собственных заводов на территории России (польская компания Hortex, например, намерена строить такой на юге). Российские национальные бренды агрессивно осваивают новые регионы. Так что, когда «Русская зима» запустит производство, мелких игроков на рынке не останется, конкурировать ей придется с крупными, имеющими развитую сеть дистрибуции и получившими признание у потребителей.

Полезная технологияТехнология шоковой заморозки построена на форсировании режимов охлаждения, подмораживания и домораживания продуктов. Его обеспечивают снижение температуры в камере до -35 °С и ускоренное движение хладоносителя. При быстром замораживании образуются мелкие кристаллы льда, которые равномерно распределены по всей толще продукта. Шоковая заморозка позволяет сохранить структуру тканей, экологическую чистоту и биохимию за счет того, что продукт не подвергается термической и химической обработке.

Дополнительные материалы:


Главная страница :: Анализ :: Шоковые амбиции
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz