Главная страница :: Анализ

В новой плоскости Контролировать суд через интернет Машиностроение: чужие среди своих Кто топчет лыжню Даешь стране угля Звезда с звездой не говорит Тсз меняет ориентацию Проекты савельева Из монополиста в — лидеры мягкая мебель

Страховая компания «Крона» (Екатеринбург), принадлежавшая СК «Северная казна», продана екатеринбургской страховой фирме «Мединком». Стороны не разглашают условия сделки, однако, как стало известно «Э-У», после завершения процесса реорганизации «Кроны» и преобразования ее в филиал, «Северная казна» получит долю в уставном капитале «Мединкома».

Александр Меренков

По словам генерального директора СК «Северная казна Александра Меренкова, его компания решила сконцентрироваться на рисковых видах страхования, поэтому руководство не видит смысла в дальнейших инвестициях в «Крону». «Судьба мелких региональных компаний, кроме парытройки крупных игроков с количеством клиентов от 2 миллионов, предрешена. Их выдавят с рынка или через увеличение требований к уставному капиталу, или административным ресурсом. Поэтому лучше начать объединяться с более сильными игроками», - убежден Александр Меренков.

С 1 июля повышаются требования к минимальному капиталу страховых компаний, который должен составлять минимум 30 млн рублей. Это обстоятельство и подталкивает участников рынка к более активному использованию инструментов слияний и поглощений. Так страховая группа «Югория» приобрела недавно омскую медицинскую страховую компанию «АСКОЗабота».

Екатеринбург

«Мединкому», лидирующему на рынке медстрахования Среднего Урала, сделка позволит усилить позиции: по словам генерального директора Андрея Шандалова, объединенная структура займет 30% рынка медстрахования Свердловской области.

АЦ «Эксперт Урал» продолжает серию публикаций по проблемам социальной ответственности бизнеса (см. «Вопросы, требующие ответов», «Э-У» № 19 от 22.05.06). На Урале, где большинство предприятий металлургии, машиностроения, химии, нефтегазового комплекса - градообразующие, вопросы сотрудничества бизнеса и власти в интересах развития территорий наиболее остры.

Иллюстрация - Полина Ганзина

Одним из таких механизмов становятся соглашения о социально-экономическом партнерстве между бизнесом и администрациями территорий, на которых он работает. Рассмотрим практику использования и эффективность этого инструмента в Уральском регионе.

Предпринимательство и власть вкладывают в понятие «социальная ответственность» не одно и то же. Единого подхода, как свидетельствует опрос компаний и сторонних экспертов, нет (см. подборку мнений). Президент финансово-промышленного холдинга AVS Group, депутат палаты представителей законодательного собрания Свердловской области Валерий Савельев отмечает, что власть порой требует от бизнеса больше, чем он готов дать: «Это похоже на перекладывание ответственности за благосостояние граждан с государства на предприятия. Безусловно, бизнес должен обеспечивать достойный уровень жизни населения, но полностью взять на себя социальные функции государства он не в состоянии. Нужно находить механизмы частногосударственного партнерства, выгодные обеим сторонам».

Предмет нашего интереса - внешняя сторона деятельности компании, методы ее работы на территории присутствия. Основные направления социальной политики крупных предприятий: поддержка молодежи и детей, социально незащищенных слоев населения (ветеранов, инвалидов, сирот, многодетных семей), а также учреждений и программ, направленных на развитие малочисленных народностей; защита здоровья населения и поддержка здорового образа жизни; экология.

Внутри и снаружи
Социальную политику предпринимательства можно разделить на внутреннюю, для своих работников, и внешнюю - для населения территории, на которой оно действует. Основной инструмент внутренней политики - заключение коллективных договоров, в которых прописываются социальные гарантии сотрудникам. Договоры регулярно пересматриваются и совершенствуются совместно с профсоюзами, другими заинтересованными сторонами.

Тандем
Социальноэкономическое партнерство - форма взаимодействия бизнеса и власти, при которой компания помимо стандартных обязательств перед работниками и бюджетом берет на себя обязательства развития территории, определяя вместе с властью его приоритеты.


Нельзя забывать, что если предприятие градообразующее, то граница между работниками предприятия, членами их семей и прочим населением очень размыта. И бизнес в вопросах социальной политики должен ориентироваться на интересы всего населения территории: ее благополучие - важнейшее условие благополучия самой компании. Александр Давыдов, заместитель директора по общим вопросам УГМКХолдинга (Екатеринбург): «На наших предприятиях работают в общей сложности более 75 тыс. человек, поэтому мы не можем работать на территории и быть в стороне от ее проблем».

Можно выделить несколько эффективных моделей сотрудничества в цепочке «компания - местная администрация - общественность». Среди них конкурсный подход к отбору социальных программ, реализация их как бизнеспроектов, то есть с ориентацией на конечный результат и последующей оценкой эффективности, совместная работа администрации и финансовых служб компании над бюджетом муниципалитета.


На Урале практика заключения соглашений о социально-экономическом партнер-стве развивается довольно активно. Так, СУАЛХолдинг работает в этом направлении с 2001 года, сегодня есть программы со всеми городами присутствия. УГМК в 2003 году заключила соглашение с правительством Оренбургской области, а с 2004 года с правительством Свердловской области совместно реализует программу «Вместе». «Лукойл-Пермь» официально закрепила отношения уже с 18 районами Пермского края. Холдинг «РусПромАвто» сотрудничает с администрацией Челябинской области. Газпром заключил соглашения со всеми десятью регионами Урала. У «ОРМЕТОЮУМЗ» и «Уральской стали», входящих в холдинг «Металлоинвест», действуют соглашения о сотрудничестве с властями Оренбургской области. ТНКВР развивает совместные программы с правительством Тюменской и Оренбургской областей, Удмуртии и также муниципалитетами на этих территориях.

Но чтобы прийти к взаимодействию в социальном партнерстве, и власти, и бизнесу необходимо преодолеть определенный путь. Первоначально социальная ответственность бизнеса рассматривалась компаниями в контексте благотворительности, разовых акций, причем зачастую вынужденного характера: власти попросили - бизнес вынужденно откликнулся. Тема эффективности подобных вложений и не поднималась. Затем благотворительность стала увязываться с долгосрочными целями компании. Ныне целенаправленная политика в вопросах социальной ответственности и взаимоотношений с местным сообществом подразумевает, что программы рассматриваются как инвестиции в социальную сферу: тогда выгоды получают и компании, и территория. Текущие вложения заменяются долгосрочными программами развития территорий. Власть в свою очередь перестает рассматривать бизнес просто как источник доходов для «латания дыр» в соцсфере. «Социальное партнерство власти и бизнеса - как велосипед-тандем, - говорит вицепрезидент СУАЛХолдинга Василий Киселев. - Руль один, а педали крутят оба. Чтобы условия жизни людей на территории улучшались, нельзя делить, кто крутит больше, а кто меньше».

Заключая соглашение о социальном партнерстве, бизнес может упорядочить и планировать свои расходы на социальные программы всех направлений, отслеживать их эффективность, учитывать свои интересы. Повышается результативность взаимодействия с властью и местным сообществом, снижается вероятность возникновения социальной напряженности. Наиболее осязаемый позитивный бизнесэффект от социальных программ - повышение лояльности и мотивации персонала, а в конечном счете - рост производительности труда. Для холдингов, чьи предприятия расположены в разных регионах, соглашения служат инструментом унификации управления социальными расходами и позволяют координировать социальную политику из центра.

И это далеко не полный перечень компаний. Причем чем больше масштаб производственной деятельности и шире перспективы развития бизнеса, тем больше социальные инвестиции.

Порой программы, начатые бизнесом на территории, приобретают федеральный масштаб. Например, организация «Матери против наркотиков», действующая в Североуральске, привлекла внимание Группы СУАЛ к острой на Северном Урале проблеме наркомании: в 2001 году запущен совместный проект, направленный на снижение ее негативных последствий. К участию приобщены международные организации, такие как Национальный фонд мира, Американский совет по международному образованию. В 2003 году по решению министерства труда и социального развития России проект перешел на национальный уровень.

Исследование Ассоциации российских менеджеров показало: наиболее эффективная для бизнеса модель взаимодействия с государством - совместное определение приоритетов социальной политики. Сторонниками этой модели выступили 52,94% опрошенных руководителей высшего звена.

Парадокс: согласно данным исследования Ассоциации менеджеров России и программы развития ООН, приведенным директором Департамента по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления ОАО «СУАЛХолдинг» Ольгой Федосеевой (Москва), расходы российского бизнеса на социальные программы составляют от 8 до 36% чистой прибыли, в то время как аналогичные затраты западных корпораций - лишь 0,5 - 1%. Объемы корпоративной благотворительности должны уменьшаться, а эффективность использования средств - увеличиваться, указывает на перспективу директор российского представительства британского благотворительного фонда CAF Мария Черток (Москва). При этом частная благотворительность, по ее мнению, должна расти.

Как добиться эффективности
Ключевая проблема - повышение эффективности социальных инвестиций. Эта тема стала главной на прошедшей 30 мая в Екатеринбурге конференции «Социальная среда корпораций: поиск эффективных подходов», организованной Агентством культурной информации и Институтом корпоративного развития Группы компаний Ренова.

СУАЛХолдинг, Лукойл-Пермь, УГМК реализуют целевые программы, направленные на взаимодействие с муниципалитетами: «Вместе» (УГМК), «Тагил - наш общий дом» (НТМК), «Содействие реформе местного самоуправления и разработка программы комплексного социально-экономического развития территории до 2010 года»

Однако эффективность реализации
проектов во многом упирается в эффективность расходования муниципалитетами выделенных средств. В деловых кругах растет недовольство тем, как органы региональной власти и местного самоуправления тратят бюджетные средства и управляют социальной сферой. Бизнес готов помогать в менеджменте. Александр Давыдов: «Муниципалитеты сегодня и хотели бы проводить грамотную бюджетную политику, но многим необходима методологическая помощь. Возможный выход - совместное формирование структуры бюджетных отношений. Но этот вопрос должен рассматриваться не только в аспекте определения объема финансовых средств. Необходимо создание взаимоотношений бизнеса, местных и региональных властей на основе прозрачности и взаимного уважения. Это основа благоприятного инвестиционного климата».

Выгода для всех
Какую бы форму ни приобретало взаимодействие бизнеса, власти и общества, практическим итогом его должна стать вполне определенная ситуация: участие компаний в социальном развитии территории, согласованные действия с местными и региональными властями, вовлечение в этот процесс малого и среднего предпринимательства.

(СУАЛХолдинг совместно с Агентством США по международному развитию), «Ответственный бизнес - прозрачный бюджет» (СУАЛХолдинг), «Оптимизация расходования бюджетных средств» (Лукойл-Пермь). Расходы по ним значительны. Так, на программу «Вместе» УГМК планирует затратить 3,5 млрд рублей в течение пяти лет. В 2005 году на эти направления наши предприятия израсходовали 630 млн рублей.

Дополнительные материалы:

Главная задача - выстроить партнерские отношения. Муниципалитеты имеют информацию о состоянии дел на территории, а бизнесу она порой недоступна. Зато в распоряжении предпринимателей - эффективные инструменты управления бизнеспроектами, вполне применимые в социальной сфере. Действуя на основе социального партнерства, бизнес сможет реализовать программы в общем контексте региональной социальной политики и получить наибольшую отдачу. Следствием станет положительный имидж региона, благоприятный инвестиционный климат, рост доверия населения и к власти, и к бизнесу.

Первый заместитель главы Орска (Оренбургская область) Роман Гафаров:

Производственная деятельность и забота о территории - единое целое. Власть рассматривает такой бизнес как серьезного стратегического партнера
Представители власти - о практике социального партнерства с бизнесом

Мы внедряем систему договоров о социально-экономическом партнерстве между администрацией и предприятиями. Главные цели - достижение социальной стабильности в городе, увеличение финансирования социальных объектов, повышение эффективности взаимодействия городской власти и представителей бизнеса. На сегодня уже заключено более ста договоров, и это не предел. Орскнефтеоргсинтез, Южуралникель первыми откликнулись на инициативу администрации.

- В широком смысле слова термин «социальная ответственность» можно трактовать как влияние бизнеса на общество и процессы его развития. Выделим внутреннюю сторону ответственности - это социально-значимый уровень зарплаты и стабильность ее выплаты, безопасность труда, дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников, повышение их квалификации, оказание помощи в критических ситуациях. Внешняя сторона - это спонсорство и благотворительность, охрана окружающей среды, взаимодействие с местными сообществом и властью, готовность к участию в кризисных ситуациях. Цель социально-экономического партнерства - достижение стабильности в городе и повышение эффективности взаимодействия городской власти и представителей бизнеса.

Иногда мы наталкиваемся на негативное отношение некоторых представителей бизнеса к данному процессу, но надеемся переломить ситуацию. Мы должны сделать эту политику прозрачной и строить ее на доверии.

Возможно, в дальнейшем будет развиваться сеть благотворительных фондов. Только их должны создавать не чиновники, а бизнесмены с привлечением общественности, авторитетных людей города. Тогда фонды будут эффективны. Второй вариант развития - система грантов от крупных компаний города, объединений, ассоциаций, которые направлялись бы в общественные организации, занимающиеся социальными программами. Эти нововведения призваны активизировать жителей города. А госструктуры должны стать посредниками и координаторами таких программ.

- Вопросы социальной ответственности особенно касаются градообразующих компаний и корпораций, которые зачастую становятся уже и регионообразующими. Девиз первых уральских горнозаводчиков Демидовых «честь выше прибыли» снова приобретает широкое распространение.

Виктор Китаев, консультант департамента внутренней политики губернатора Свердловской области:

Препятствуют развитию института социального партнерства на Среднем Урале следующие факторы: «серые» схемы минимизации налогов и «зар-плата в конвертах», что приводит к возрастанию нагрузки на социально ориентированные компании; проявившаяся в практике некоторых предприятий тенденция перевода практически всей прибыли в дивиденды без заботы о будущем; отношение предприятий малого и среднего бизнеса к нормам социальной ответственности как к вынужденным мерам для построения нормальных отношений с властью: они выполняются без инициативы, «от сих и до сих».

Подвижки подтверждаются и социологическими исследованиями. По итогам недавнего углубленного экспертного опроса представителей деловых кругов выявлены три основные категории уральских промышленников и предпринимателей по отношению к вопросам социальной ответственности бизнеса*. Первая - социально ориентированные компании, такие как УГМК, СУАЛХолдинг, Трубная металлургическая компания, Группа Ренова и многие другие. Они стремятся не только выполнять деловые обязательства, но и развивать территории, на которых работают. Всего сторонники этого подхода составили примерно 50% опрошенных. Власть начинает рассматривать такой бизнес как серьезного стратегического партнера. Кодексом социальной ответственности бизнеса, выдвинутым губернатором Эдуардом Росселем, руководствуются практически все крупные компании области. Вторая группа - бизнес, готовый быть социально-ответственным при условии, что ему в свою очередь поможет власть. Эта позиция характерна для предприятий оборонного комплекса, которым сложно без поддержки государства. Доля этой группы в числе опрошенных - около 20%. Третью группу, приблизительно 25% опрошенных, составляют бизнесмены, придерживающиеся либеральной позиции в вопросах социальной ответственности: «Мое дело - вести честный, конкурентоспособный бизнес, платить налоги, создавать и содержать достойные рабочие места, остальное - дело государства».

Подготовила Елена Орлова

* Опрос проведен московскими социологами в Свердловской области (руководитель проекта - Алла Чирикова) при участии ведущих уральских экспертов - заместителя руководителя администрации губернатора, директора департамента внутренней политики губернатора Свердловской области Анатолия Гайды, председателя Уральской гильдии политконсультантов Константина Киселева и других.

Александр Давыдов, заместитель директора по общим вопросам УГМКХолдинга (Екатеринбург):

Цели бизнеса и власти должны быть скоординированы. Необходимы новые формы работы с социальной средой

Представители крупнейших металлургических холдингов - о механизмах реализации социальной политики и практике социального инвестирования на территориях присутствия

Несколько лет назад на стадии формирования холдинга социальная ответственность заключалась в основном в «латании дыр», что приводило к распылению финансовых возможностей. Сегодня наши действия экономически просчитаны, соотнесены с общей корпоративной стратегией компании. Соблюдается баланс интересов бизнеса, власти и общества. По форме это уже близко к тому, что называется социальным инвестированием.

- Политика социально-ответственного бизнеса нашей компании включает как социальную защиту персонала (коллективные договоры), так и программы развития территории, на которой мы работаем. Основной механизм этих программ - заключение договоров о социально-экономическом партнерстве с администрациями регионов. Наряду со стандартным пакетом социальных обязательств они содержат обязательства компании по участию в местных и региональных социальных программах.


Василий Киселев, вицепрезидент СУАЛХолдинга (Москва):


Стратегической целью УГМК должно стать совершенствование методов взаимодействия наших предприятий с администрациями муниципальных образований (МО), на территории которых они расположены. Это позволит соотносить экономические и социальные приоритеты развития МО со стратегическими интересами холдинга, способствовать развитию социальной сферы и объектов инфраструктуры, содействовать формированию бюджета МО с учетом особенностей территории, обеспечивать соблюдение норм корпоративной этики во взаимоотношениях бизнеса и органов местного самоуправления.

Предприятие, даже если оно градообразующее, не может тащить всю социальную сферу. Оно будет неконкурентоспособно по сравнению с теми, у кого такой нагрузки нет. Нужно найти оптимум. Мы никому не отдадим свои профилактории, детские лагеря, дворцы культуры. Но все что свыше - забота местных властей. При этом компания должна активно участвовать в создании программ и привлечении к участию остальных предприятий, помогать местной власти. Например, мы можем передать опыт бюджетирования, эффективной организации производства и управления. В конце концов, три четверти власти - это тоже производство, правда, специфическое - общественных благ. Соответственно, бизнеспроцессы схожи.

- Нашу работу по социальной ответственности можно представить в виде трех этажей. Нижний - внутренние социальные программы (повышение квалификации персонала, охрана труда, безопасность, медицинское страхование; их объем приближается к миллиарду рублей в год), а также экологические и природоохранные программы (стоимость - сотни миллионов рублей). Средний этаж - взаимодействие с местными органами власти. Для Каменска-Уральского, Шелехова, Сегежи мы помогаем разрабатывать стратегии социально-экономического развития, создавать инфраструктуру поддержки малого бизнеса как важного компонента развития сферы услуг. Способствуем развитию малого предпринимательства также в Североуральске и Михайловске. Верхний этаж - создание инфраструктуры поддержки социальных инициатив, базирующейся на фондах местных сообществ территории.

- Чтобы гармонично существовать во внешней среде, мы должны создать ряд самонастраивающихся механизмов отклика на изменения политики, бизнеса, культуры, традиций. С каждым из участников процесса - персоналом, профсоюзами, властью, акционерами, общественными некоммерческими организациями - мы выстраиваем свои системы взаимодействия. Организован общественный совет по социальному партнерству. Его цель - формирование качественно новой модели сотрудничества градообразующих предприятий и муниципальных властей, основанной на социально-экономическом партнерстве, комплексном подходе к решению общих задач и взаимной выгоде.

Михаил Черепанов, директор дирекции региональных проектов Трубной металлургической компании (Екатеринбург):

Подготовила Елена Орлова

Система взаимодействия с персоналом попрежнему основана на коллективных договорах, в которых акцент сделан на развитие сотрудников. Именно в этом мы видим залог развития территории, а также необходимое условие для решения стоящих перед нами амбициозных задач. Взаимодействие с общественными организациями строится через благотворительный фонд. Мы активно работаем в Союзе металлургов Свердловской области, что позволяет влиять на процессы, происходящие во власти. Наша совместная с властью задача - двигаться навстречу друг другу, создавать законодательные акты, позволяющие направлять деятельность бизнеса на решение региональных и общегосударственных задач.


Главная страница :: Анализ :: В поисках эффективности
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz