Главная страница :: Анализ

Гоэлро: тюменский вариант Хорошо в краю родном Титановая недостаточность Держать ответ Подряд сверху донизу Утроение города Экспансия московских банков в регион продолжается, а конкуренция растет От наброска к портрету Шлаковые копи мягкая мебель

Наиболее известна и прорекламирована правительствомвнешняя сторона - изменение правил, регулирующих отношения операторовсвязи с потребителями услуг, а также либерализация дальней связи.Внутреннюю часть реформы - коренную перестройку системы регулированиямежоператорских отношений - разработчики законодательства комментируютне столь охотно, упирают на термин «упорядочивание». Между тем,по словам представителя одной из компаний связи, изменения «больноударили по всем операторам без исключения».

«Комментариев полно, цензурных мало», - с такой экспрессивной оценки началась беседа корреспондента «Э-У»с представителем оператора местной связи о последних измененияхв законодательстве, регулирующем работу отрасли. Ушедший год войдетв ее историю как время самых масштабных перемен. Приняты несколькодесятков постановлений правительства и изменений в закон о связи, рядпоправок еще рассматривает Госдума. Большинство нормативных актоввступило в силу 1 января 2006-го. В совокупности объем изменений стольвелик, что связисты говорят о них не иначе как о реформе отрасли.

Сетью, отвечающей заданным характеристикам, обладает,помимо Ростелекома, только Международный Транзит Телеком, близкик этому Голден Телеком и ТрансТелеКом. Именно они станут в этом годуконкурентами бывшему монополисту. Вариантов действий для остальныхкомпаний, получивших лицензию, три. Первый - построить сетьв соответствии с требованиями. Это маловероятно: по оценкеспециалистов, на создание внутризоновой сети придется потратитьот 5 до 10 млн долларов в каждом из 88 субъектов РФ, а на строитель-ствополноценной междугородной сети - от 50 млн долларов. Срок окупаемоститакой сети - минимум пять лет, перспективы бизнеса туманны: компаниярискует не отвоевать необходимое количество абонентов у игроков,вошедших на этот рынок раньше. Второй путь - расстаться с лицензией.Начало оказания услуг в большинстве выданных лицензий датируетсяапрелем этого года. Если через три месяца лицензией не воспользовались,Россвязьнадзор имеет право ее отозвать. Вариант третий - арендоватьинфраструктуру у того же Ростелекома. Скорее всего, часть операторовтак и поступит.

Так называемая либерализацияС 1 января ОАО «Ростелеком» утратил статусединственного оператора в сегменте дальней связи. Теперь этолицензируемая услуга. Лицензиатов уже 1 Чтобы начать работу, онидолжны построить сеть, имеющую точки в каждом регионе России: какминимум по одному транзитному междугородному узлу связи в федеральныхокругах и четыре международных, соединенных с иностранными операторами(по два в европейской и азиатской частях России). Власти объясняютстоль жесткие требования тем, что все жители РФ должны иметь равныевозможности доступа к дальней связи: оказывать услуги, к примеру, лишьна половине территории оператору нельзя (см. «Ждите ответа», «Э-У» № 38 от 10.10.05).

Еще один факт в пользу того, что жесткой конкуренциине будет: любой абонент, хоть раз позвонивший через «восьмерку»по межгороду после 1 января, тем самым автоматически заключил договорс Ростелекомом. Чтобы воспользоваться услугами другого оператора,клиенту придется каждый раз набирать после «8» специальный код илиявиться в офис компании для заключения письменного договора. Врядли это сделают многие. (Еще одна аналогия: размещать пенсионныенакопления в НПФ выгоднее, однако обратилась к услугам фондовнезначительная часть населения. Большинство повело себя пассивно:доверило пенсионные накопления государству, поскольку для этогоне нужны были какие-то действия.)

В этом случае они смогут оказывать услуги дальнейсвязи, но вряд ли станут ему конкурентами. (Налицо фикция конкуренции.Аналогия: формально частные компании, осуществляющие грузоперевозкина железной дороге, - конкуренты ОАО «РЖД». Реально - нет, посколькуработают на основных фондах РЖД и полностью зависимы от монополиста.)

Где добавилось, а где убавилосьДа что там перспектива… Либерализация дальней связи ужесегодня создала любопытный эффект: до 1 января рынок был куда болееконкурентным. Дело в том, что одновременно с выдачей лицензийна дальнюю связь потенциальным конкурентам Ростелекома, лицензиина оказание услуг международной и междугородной связи отозваныу межрегиональных компаний (МРК). Они не могут оказывать эти услугиот своего имени. Как пояснил заместитель генерального директора ОАО«Уралсвязьинформ» Андрей Белобоков, компании в новыхусловиях становятся агентом лицензированного оператора дальней связи(сегодня на Урале это только Ростелеком), своеобразным посредникоммежду ним и абонентом. МРК будет выставлять счета, проводить билинг,станет своеобразным «доверенным лицом» Ростелекома в маркетингеи взаимоотношениях с клиентами. Но саму услугу может оказывать тольколицензированный оператор дальней связи, а МРК под это определениене подпадают.

На ближайший год самый оптимистичный прогноз таков: у Ростелекома появится два-три конкурента, которые «отъедят» у него 10 - 15% рынка. Вряд ли это можно назвать конкуренцией.

У МРК осталась зоновая связь, а междугороднаяи международная выпали. Не секрет, что доходы от двух последнихнаправлялись дочерними компаниями Связьинвеста на дотирование зачастуюубыточной местной телефонии. Для компенсации с нового года вводитсянадбавка, которую будут платить «дальние» операторы дочерним компаниямСвязьинвеста. Для Уралсвязьинформа размер надбавки - 75 копеекза минуту. Андрей Белобоков считает его «достаточным, если объемымеждугородного и международного трафика не изменятся в меньшуюсторону». В этом случае уральская МРК не понесет убытки от того, чтобольше не будет заниматься междугородной и международной связью.Уралсвязьинформ прогнозирует даже 7процентный рост доходов в этом году.Но его удастся добиться только благодаря бурному развитию интернетаи мобильной связи. Другие МРК более пессимистичны. Например, Северо-ЗападныйТелеком объявил, что изза выпадения междугородной составляющей доходыкомпании в 2006 году по сравнению с предыдущим снизятся на 8%.

В результате, если раньше дальняя связь приносила ОАО «Уралсвязьинформ» около 30% выручки, теперь только 12%.

Новое законодательство практически ставит крестна развитии рынка. Дело в том, что технически IPтелефония возможнав двух вариантах.

Малый бизнес помножили на нольПарадокс: до начала реформы у Ростелекома были реальноработающие конкуренты. Сотни (по другим оценкам - тысячи) малыхи средних операторов предлагали услуги IPтелефонии и успешно отбиралиу монополиста долю рынка в корпоративном и частном сегментах. (Еслине вдаваться в технические подробности, IPтелефония - это передачаголосового трафика в оцифрованном и сжатом виде по интернетканалам.Конкурентное преимущество технологии - преодоление больших расстояний,минуя сети как зонового, так и международного оператора. Благодаряменьшему количеству звеньев в цепочке, пропускающей трафик, IPзвонокобходился на 20 - 80% дешевле, чем по традиционным каналам.)До 1 января для работы в IPтелефонии требовалась всего-навсеголицензия на оказание услуг передачи данных, имевшаяся практическиу любого интернетпровайдера. Поэтому такие услуги предоставляли оченьмногие. Рынок набирал обороты, качество связи росло, а цены в силувысокой конкуренции падали.

С 1 января, признается руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи по Свердловской области Владимир Жернов,IPтелефония в нынешнем ее виде вне закона. Пока операторы работаютпо инерции, однако правовая почва изпод их ног выбита. Падениесложившегося рынка IPтелефонии в России - вопрос времени и вниманияконтролирующих органов.

В первом оконечными устройствами служат, условноговоря, два компьютера, а вместо номеров абонентов используютсяспециальные коды идентификации. В итоге два интернетпользователя могутобщаться друг с другом вслух. Наиболее массовый и востребованныйвариант - абонент телефонной сети может поговорить с другим абонентомпо обычной схеме: снять трубку телефона и позвонить в другой городпо IPканалу (например, используя карточку IPтелефонии). Пикантностьситуации в том, что вторая разновидность отныне относится к обычнойтелефонии, а значит, подчиняется общим правилам пропуска трафика.То есть IPпровайдеры, фактически оказывая услуги дальней связи, должныиметь лицензию на такой вид деятельности. Напомним: для этогонеобходимо построить сеть по всей России, потратить десятки миллионовдолларов, которых у малых и средних предприятий (а это большинствоIPпровайдеров) нет и быть не может.

В этом случае их бизнес перейдет в руки операторадальней связи (читай - ОАО «Ростелеком»), а они в лучшем случае получатправа распространителей услуги на местах и будут работать за небольшойпроцент. Этот прогноз подтверждает, в частности, Владимир Жернов.На вопрос, что будет с IPоператорами, он ответил: «К ним придути сделают предложение, от которого они не смогут отказаться». Путьвторой - в тень. Как показывает мировая практика, многие его и выберут.Серый рынок станет черным. Пример подает Китай: там IPпровайдерыв ответ на попытку урегулирования вообще перестали замечать государствои стали предлагать свои услуги на улице изпод полы.

Выбор у IPпровайдеров невелик. Путь первый: поглощение (скорее всего, недружественное) крупным игроком.

Говорят, хочешь опошлить идею - доведи ее до абсурда.До либерализации рынка дальней связи услуги оказывали Ростелеком,дочерние предприятия Связьинвеста и альтернативные операторы IP-телефонии. После - только Ростелеком.

Разрушение рынка IPтелефонии - самое негативноепоследствие реформы связи, вызывающее максимальное число критическихотзывов участников рынка. Шаг, мягко говоря, непродуманный. Во-первых,Мининформсвязи попыталось «запретить прогресс»: вставитьзаконодательные палки в колеса более продвинутой, чем традиционнаятелефония, технологии, бурно развивающейся во всем мире. Во-вторых,создав парутройку крупных конкурентов Ростелекому, правительство убиломножество реально работающих мелких, появившихся в силу развития рынкабез всякой «либерализации». Государство в очередной раз не озаботилосьсудьбой этих малых и средних предприятий.

Законодатель диктует такой порядок прохождения трафика:междугородный звонок абонента местной телефонной сети должен попастьот местного оператора на сеть оператора зоновой связи, и только оттуда- на сеть оператора междугородной связи (затем вновь на сетьвнутризонового оператора в другой области, оттуда к местному операторуи от него к абоненту). Ничего подобного до сих пор не было:взаимоотношения операторов определялись техническими возможностямии выгодами от сотрудничества. Оператор местной телефонной сети могзаключить договор напрямую с оператором междугородной и международнойсвязи, чтобы звонки его абонентов (при технической возможности) моглипопадать сразу на междугородные каналы. Новые правила и приказМининформсвязи предусматривают совсем другое: местному операторузапрещено (!) заключать договоры присоединения напрямую с операторомдальней связи, даже если их оборудование стоит в одной комнате.

Упорядочили или закабалили?Основная часть реформы - глобальные измененияв регулировании межоператорских отношений. Здесь важны два документа:вступившие в силу с 1 января 2006 года Правила присоединения сетейэлектросвязи и их взаимодействия и приказ министерства информационныхтехнологий и связи № 98 «Об утверждении требований к порядку пропускатрафика в телефонной сети связи общего пользования». Они устанавливаютпроцедуру присоединения сетей разных операторов, порядоких взаимодействия, существенные условия и содержание межоператорскогодоговора. По сути, это жесткий регламент межоператорских отношений:технических, организационных, а главное - финансовых.

Один из возможных выходов для местных операторов- получить статус зонового оператора. Но для этого нужно существеннодостраивать сеть (требование: доступ к сети зонового оператора долженбыть предоставлен абонентам во всех муниципальных районах). Затратымогут вылиться в несколько миллионов долларов. Многие местные компанииуже получили лицензию на зоновую связь и собираются строить сеть.Делается это по большей части не для того, чтобы составить конкуренциюсуществующим зоновым операторам (МРК), а чтобы пропускать междугородныйтрафик через собственные сети, как это было до реформы, минуяпосредника. Таким образом, многомиллионные затраты операторовобусловлены не технической и экономической необходимостью, а формальнымтребованием, заложенным в подзаконные акты.

Еще пример. Многие операторы междугороднойи международной связи имеют в крупных городах страны лицензиина местную связь и некоторое количество абонентов. Теперь им формальнопредписано пропускать звонки этих абонентов на свою же сеть дальнейсвязи через другого оператора, абсолютно не нужного технически. Лишениеместных операторов возможности работать напрямую с междугороднымии международными может вылиться в ухудшение качества связи (появитсялишний сегмент сети, через который проходит звонок) и удорожаниезвонков (за пропуск трафика через лишнего оператора придется платить).Серьезно пострадают доходы небольших местных операторов. Как поясняетАндрей Белобоков, в основном они зарабатывали на том, что приобреталидальний трафик существенно дешевле, чем соблюдавшие все лицензионныетребования компании Связьинвеста. Теперь дешевле не получится: трафикпридется проводить через всю цепочку и каждое звено оплачивать.

Либерализацией не пахнет и на рынке связи в целом.Мы видим усиление государственного регулирования, сокращение числавозможных вариантов поведения для операторов, сужение кругапотенциальных контрагентов по межоператорским договорам. Финансовыепотоки сводятся напрямую в центр, региональные операторы теряют доходы,а региональные бюджеты - налоги. Для операторов связи прокладываются«рельсы» без ответвлений: создается унифицированная системамежоператорских взаимоотношений в масштабах страны.

Подмена понятийСоздается впечатление, что основная цель реформыв сфере дальней связи (по крайней мере, на краткосрочный период)- сведение денежных потоков от услуг междугородной и международнойсвязи в Москву, в руки нескольких крупных операторов (в первую очередьРостелекома). Способ достижения этой цели - фактическое уничтожениеIPтелефонии как дешевой альтернативной дальней связи. Заодно реформапозволяет имитировать в глазах Запада «либерализацию» рынка услуг связив преддверии вступления в ВТО: формально на рынок дальней связидопущены все желающие, а право выбора оператора получает абонент.На деле, если до реформы Ростелеком монополистом не был, то сегодня емумонополию вернули (будем надеяться, лишь на переходный период). Выбороператора дальней связи абонентом пока обставлен в лучших советскихтрадициях - кандидатура одна.


Игра в поддавкиВ чем преимущества лизинга коммерческой недвижимости? Во-первых,он подразумевает выкуп имущества после окончания лизинговых выплат,поэтому можно начать работу на собственных площадях, не изымаяиз оборота слишком больших денег. Во-вторых,лизинговая сделка не отражается на балансе предприятия, поэтомуне ухудшает финансовые показатели. Втретьих, применяется механизмускоренной амортизации, значит, экономим на налогах.

Лизинг в России в принципеиспользуется недостаточно активно (его доля в ВВП составляет около 1%,а в инвестициях в основные средства не превышает 5,7%), при этомнедвижимость - самый «заброшенный» его сегмент. Между тем развитиелизинга недвижимости помогло бы решить основную проблему практическилюбого бизнеса - нехватку помещений. Особенно полезна финансовая арендаможет быть малому и среднему предпринимательству. Цена квадратногометра коммерческой недвижимости, например в Екатеринбурге, колеблется,по данным Уральской палаты недвижимости, от 1450 до 1650 долларов.Значит, стоимость наиболее востребованных помещений (около100 - 150 кв. метров) составляет около 200 тыс. долларов. Чтобы купить,у некрупного бизнеса нет денег, а кредит получить проблематично:не всегда есть залоги.

Безусловный плюс лизинга - снижение налога на прибыль.При покупке недвижимости предприниматель не может списать всюпотраченную сумму на расходы сразу, процедура растягивается на весьпериод амортизации объекта. А лизинговые платежи относятся к текущимрасходам предприятия, что уменьшает налогооблагаемую базу.

Обычно предпринимателя интересуют объекты со срокомамортизации до 30 лет. По федеральному закону о финансовой аренде, прииспользовании лизинговой схемы процесс амортизации ускоряется втрое.Если сделку заключить на 10 лет, к ее завершению предпринимательстановится обладателем полностью амортизированной недвижимостис нулевой балансовой стоимостью. Правда, пока условия банковскихкредитов не позволяют заключать такие сделки (максимум - пять лет),поэтому срок выплат меньше срока полной амортизации здания. Но еслиобъект присмотрен на вторичном рынке, решить эту проблему можно,считает ведущий специалист каменск-уральской компании «Риэл-лизинг» Андрей Артемов:«Необходимо найти документы, подтверждающие износ здания. Такимобразом, срок оставшегося использования сокращается. При отсутствиитаких документов здание ставится на баланс как новое».

По подсчетам специалистов, сумма, выплаченнаяпредпринимателем по лизинговому договору, будет примерно на 20% меньше,чем сумма, потраченная на покупку такого же здания, только за счетэкономии на налогах (на прибыль и имущество) и ускоренной амортизации.

Споры среди экспертов вызывает налог на имущество,приобретенное в лизинг. Российское законодательство предлагает выбор:лизинговое имущество может учитывать как лизингодатель, таки лизингополучатель. Имущество, находящееся на баланселизингополучателя, учитывается в качестве основных средств и налогомоблагается. Если недвижимость отягощает баланс лизинговой компании, то,согласно разъяснительному письму Минфина РФ, она не считается основнымисредствами. Платить ли тогда налог на имущество? К единому мнениюдо сих пор не пришли не только лизинговые компании, но и налоговыеинстанции, отмечает директор ЗАО Лизинговая компания «Гран»(Екатеринбург) Сергей Федоров. По словам управляющего партнера юридической фирмы «Ардашев и партнеры» Владимира Ардашева,платить налог надо в любом случае: «Недвижимость не может находитьсяв подвешенном состоянии». По его мнению, разъяснения Минфина смахиваютна заигрывание с бизнесом. Чем он с успехом и пользуется, подтверждаетдиректор аудиторской группы «Капитал» Татьяна Басманова:«Многие лизинговые компании обращались к нам с просьбой помочь вернутьиз бюджета уплаченный за последние несколько лет налог на имуществои получали эти деньги».

Темная лошадка
Региональный рынок лизинга коммерческой недвижимости находитсяв зачаточном состоянии. «Этот бизнес на Урале измеряется покане миллионами, а тысячами долларов, и чрезвычайно важная для экономикиниша практически свободна», - говорит председатель Экономическогокомитета по программам развития Уральского региона Сергей Воздвиженский.

Идеальный на первый взгляд финансовый инструмент имеет,однако, свои издержки. Первое - в структуру лизинговых платежейвключается гонорар за работу лизинговой компании (около 12% в год).Второе - до окончания выплат имущество является собственностьюлизинговой компании, следовательно, если у предпринимателя возникаютпроблемы с выплатами, он не может претендовать на выкуп предметализинга.

Этап регистрации документов для лизинговой сделкивызывает затруднения изза несовершенства законодательства. Многиевопросы никак не урегулированы нормативно, все решают практика и опытлизинговых компаний. Лизинг предполагает заключение и госрегистрациюминимум двух договоров: лизинга и купли-продажи.Первым должен заключаться договор лизинга, по которому предпринимательпередает лизинговой компании полномочия приобретения для него объектанедвижимости. Этот договор должен быть зарегистрирован в региональномуправлении Федеральной регистрационной службы. Но в договоре лизингадолжен быть указан приобретаемый объект, а он может перейтив собственность лизинговой компании только после заключения договора купли-продажис продавцом. Круг замыкается. Игроки рынка выходят из ситуацииследующим образом: готовят пакеты документов для двух договорови подают их в регистрационную палату одновременно. «На выходе мы имеемзарегистрированное право собственности и существующее обременениев виде лизинга», - рассказывает Сергей Федоров. Заключениерегистрирующего органа выдается через 28 дней и обходитсяпредпринимателю в 15 тыс. рублей (по 7,5 тысячи за договор).Получается, что с момента подписания лизингового договора до моментарегистрации сделка не имеет юридического веса и держится исключительнона доверии участников друг к другу (см. «Надуманная проблема»)«Разночтение в законодательстве тормозит развитие лизинга, необходимоликвидировать все спорные моменты на федеральном уровне», - подводититог Алексей Захаров.

В чем причина? Во-первых,бизнессообщество пока плохо информировано о возможностях финансовогоинструмента. «В целом понятие “лизинг” хорошо знакомо предпринимателям,но о возможностях и проблемах лизинга коммерческой недвижимостибизнесмены знают мало», - считает Сергей Федоров. Во-вторых,на рынке коммерческой недвижимости часто просто не найти необходимогопредпринимателю помещения. Как отмечает начальник коммерческогоуправления общества «Малышева-73» Виктория Халина,объекты вторичного рынка, как правило, не удовлетворяют требованиямбизнеса, а предложение на первичном рынке недостаточно. Втретьих,существует проблема инвестиций, банки не спешат выдавать долгосрочныекредиты (см. «В сжатые сроки»).Вчетвертых, длительный процесс оформления сделки с недвижимостью. Длясравнения: лизинг оборудования или автотранспорта можно оформитьза деньдва, а для недвижимости понадобится несколько месяцев. Нужнопроверить полномочия продавца, произвести при необходимости оценкунедвижимости, собрать техническую информацию по зданию и земельномуучастку (см. «Специфика заземления»). «На каждом из этапов могут возникнуть непредвиденные проблемы, - говорит заместитель генерального директора компании “Риэл-лизинг” Алексей Захаров. - Сейчас рынок формируется, банки присматриваются к возможностям этого инструмента и лизинговым компаниям-первопроходцам».

Перспективы рынка огромны, считает Алексей Захаров:«Если не произойдет кардинальных изменений в действующемзаконодательстве и темпы роста цен на коммерческую недвижимость смогутукладываться в 10 - 15% в год, он будет ежегодно расти на 50 - 100%».Пока динамика перекрывает даже такие оптимистические прогнозы: еслив первом полугодии 2004 года сделки с недвижимостью, по даннымАЦ «ЭкспертУрал», составляли 0,03% от общего портфеля лизинговых сделокуральских компаний, то к концу 2005-го их было уже 4%. «Уже сейчасспрос на данную услугу значительно превышает предложение», - резюмируетСергей Федоров.

Прогнозы оптимистичныВсе эти проблемы долгое время не позволяли раскрытьэкономический потенциал лизинга недвижимости. По словам ВладимираАрдашева, рынок начал активно формироваться только в прошлом году:«В 2002 - 2004 годах такие сделки были уникальны и редки. Теперьих стало на порядок больше. Снижение цены на кредитные ресурсы, в томчисле благодаря снижению ставки рефинансирования с 16 до 13%,капитализация банков и лизинговых компаний, общая стабилизацияэкономики дали новый импульс рынку».

Надуманная проблема
Какиепробелы необходимо заполнить в законе «О государственной регистрацииправ на недвижимое имущество и сделок с ним», чтобы дать импульск развитию лизинга недвижимости, объясняет управляющий партнерюридической фирмы «Ардашев и партнеры» Владимир Ардашев.

Дополнительные материалы:


Владимир Ардашев




Подготовила Вера Морозова

- Согласно законодательству, лизинг представляет собой цепочку сделок: сначала заключается договор лизинга, потом договор
купли-продажипредмета лизинга. По Гражданскому кодексу РФ, договор арендынедвижимости, заключенный на срок более года, подлежит государственнойрегистрации. Однако зарегистрировать договор лизинга до переходак лизингодателю прав собственности на недвижимость (до регистрациидоговора купли-продажи) невозможно. Отсюда и проистекаетглавная дилемма: какой договор регистрировать в первую очередь?Поскольку закон о финансовой аренде четко указывает, что договорлизинга должен заключаться первым, он считается заключенным даже приотсутствии государственной регистрации. На практике сначала происходитгосрегистрация договора купли-продажи и только послеэтого регистрируется договор лизинга. При правильном оформлениидокументов обычно процесс регистрации занимает не больше месяца. Собственно судебной практики для успешнойдеятельности лизинговых компаний достаточно, но в нашей стране частовозникают проволочки изза некомпетентности чиновников, подходящихк лизингу формально. Следовательно, нужны изменения в законодательстве,которые урегулируют эту ситуацию. Я убежден, что благодаря роступопулярности лизинга недвижимости в 2006 году появятся законодательныеинициативы. Кроме того, необходимы поправки в закон о госрегистрации,которые позволили бы лизингополучателю решать вопросы регистрациидоговоров, оформления страховки (именно эта идея заложена в законео финансовой аренде). Сейчас это вправе делать только лизинговаякомпания. Но она лишь финансовый посредник. Больше всего заинтересованв скорейшем оформлении сделки лизингополучатель. Поэтому вполнесправедливо, если именно он будет это делать.



В сжатые сроки
Однаиз сложностей лизинговых сделок с недвижимостью - малый срок кредитов,выдаваемых банками. О том, почему банкам невыгодно предоставлятьдлительные кредиты, рассказывает начальник отдела лизинга ОАО«Уралвнешторгбанк» Игорь Овечкин

- Зачастую объектом лизинга становятся относительно новые постройки,имеющие большой срок полезного использования - 15 - 30 лет. Это выгодноне только лизингополучателю, но и банку: длительный срок делает объектнедвижимости ликвидным. Следовательно, в случае расторжения лизинговойсделки, лизинговая компания или банкзалогодержатель может продатьздание без убытков для себя. Но даже при ускоренном коэффициенте 3 срокамортизации нового здания составит 5 - 10 лет. Отвлекать ресурсына такой длительный срок банки не решаются по ряду причин. Во-первых, у лизинговых компаний поканедостаточно опыта: рынок лизинговых сделок начал формироваться толькодесять лет назад, его игроки еще просто не готовы к таким длительнымсрокам сделок. Банки не готовы тоже: привлекая ресурсы на короткийсрок, а выдавая на длинный, они жертвуют ликвидностью. Во-вторых,следует учитывать пробелы в законодательстве, которые создают проблемыдля лизинговых компаний и банков. Втретьих, настораживает примерразвития лизингового рынка за рубежом. В ряде стран не существуетналоговых и амортизационных преимуществ лизинга. Маловероятно, чтов России в дальнейшем льготы могут отменить, но такой вариант возможен.В таком случае лизинговые сделки потеряют большую частьпривлекательности.


Игорь Овечкин



Главная страница :: Анализ :: Сними крышу
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz