Главная страница :: Анализ

Хорошо в краю родном Титановая недостаточность Держать ответ Подряд сверху донизу Утроение города Экспансия московских банков в регион продолжается, а конкуренция растет От наброска к портрету Шлаковые копи Ижнефтемаш ищет хозяина мягкая мебель

Недавно автора этих строк какпредставителя прессы пригласили на московскую конференцию с моднымназванием «Приоритетные национальные проекты. Меры эффективнойреализации». В организаторах значился Центр развития стратегическихпрограмм. Анонс мероприятия обещал выступления и дискуссии на темы,которые пока не принято обсуждать в СМИ. В частности, предлагалосьпоговорить о законодательных изменениях, необходимых для успешнойреализации национальных проектов, подготовке управленческих кадров дляпервичного звена здравоохранения и образовательной системы, доступесельхозпредприятий к кредитным ресурсам, механизмах взаимодействия всехветвей власти, банков, строительных и риэлторских организаций приреализации программы «Доступное жилье - гражданам России», наконец,о методах контроля реализации национальных проектов и оценкеих эффективности. Сообщалось, что на конференцию приглашены вицепремьерДмитрий Медведев, министр экономического развития и торговли ГерманГреф, председатель Счетной палаты Сергей Степашин, другие ответственныелица.

Иллюстрация: Валерия Первушина

Все это было бы похоже на классическую аферу, еслибы в конце прошлого года Центр развития стратегических программне провел успешную конференцию по особым экономическим зонам, еслибы за три дня до конференции в одной из центральных газет не появиласьзаметка о том, что мероприятие скорее всего провалится, а за два днядо открытия налоговики не арестовали счет организаторов, на которомнаходились собранные средства. Более того, в день несостоявшийсяконференции все ее участники получили из рук исполнительного директораЦентра Святослава Кашина расписку с подтверждением того, чтоорганизаторы обязательства не выполнили и деньги будут возвращены.

Я отложил текущие дела и отправился за недостающимизнаниями о нацпроектах. Оказалось, не зря. Пропустить столь полноценноешоу в стиле произведений Николая Васильевича Гоголя было бы обидно.Двухдневная конференция продлилась полтора часа. Когда приглашенным,съехавшимся со всей страны - от Камчатки до Калмыкии, представилипрезидиум, зал взвыл от возмущения. В качестве почетных гостейи главных докладчиков предлагались некие Ирина Рукина и Павел Горячкин:их обозначили как эксперта Совета Федерации и помощника министрарегионального развития соответственно. Ни Грефа, ни Медведеване наблюдалось. После выступления г-жи Рукиной, человек,представившийся заместителем губернатора Волгоградской области,потребовал прекратить конференцию и вернуть деньги. Как выяснилось,на мероприятие прибыло более сотни региональных чиновников уровнемот начальника управления областного минздрава (минобразования,минсельхоза) до первого заместителя губернатора. Каждый перевел на счеторганизаторов 36 437 рублей. (Журналисты участвовали бесплатно.) Какбы между прочим в зале появился представитель правоохранительныхорганов, который предложил всем приглашенным тут же обратитьсяв милицию. Через полчаса у него на руках было около семидесятизаявлений на имя начальника департамента экономической безопасности МВДС.Г. Мещерякова с просьбой привлечь к уголовной ответственностиорганизаторов конференции, которые «мошенническим способом завладелибюджетными средствами».

Понятно, что искать в действиях Кашина и егосотрудников злой умысел - дело органов, которые принято называтькомпетентными. Но в этой истории поражают два обстоятельства.

«Да, возможно, мы не рассчитали свои силы, допустилиорганизационные промахи. В частности, не стоило назначать конференциюв один день с заседанием правительства РФ. Но мне также совершенноочевидно, что нам дали понять: мы залезли в чужой бизнес. С мероприятийтакого рода кормится большое количество чиновников и аффилированныхс ними консалтинговых компаний, и столичная экспертная мафия ни с кемделиться не собирается. Никакой “крыши” у нас не было, мы игралив открытую: собрали приличную аудиторию, договорились с федеральнымичиновниками о выступлениях, но те за ночь до открытия вдруг заявили,что не придут», - сообщил мне один из работников Центра.

Второе: местные чиновники абсолютно не готовы к самостоятельному мышлению. Они по-советскиждут указаний сверху и не желают (боятся?) обозначать собственнуюпозицию. К полудню все участники конференции разъехались по столичныммагазинам: нет Грефа и Медведева, нечего и обсуждать…

Первое: оказалось, что спрос региональных чиновниковна разъяснение сути национальных проектов необычайно велик, но никтоиз властей высшего порядка не спешит его удовлетворить, никому на самомделе не интересно, что волнует людей на местах. Между тем проектныйподход предполагает максимальную открытость. Она формирует единение,общую цель и стремление к ее достижению. Достаточно взять в любомкрупном магазине книгу Фила Бэгьюли «Управление проектами», чтобыузнать: «Большинство проблем, связанных с реализацией тех или иныхпроектов, характеризуется недостатком информации, отсутствием структурыи четких вариантов».


Фундаментальные образовательные проблемы - кадры,материальная база, отсутствие содержательных стандартов. Все это вещисистемного порядка. А национальный проект действует точечно: выбираетнесколько (достаточно много) точек, куда будут сделаны финансовыевливания. О системных преобразованиях речь не идет. Не дается ответна краеугольный вопрос - о целеполагании: какой результатобразовательного процесса нужен стране? Невозможно найти пути решениязадачи, если не ясно, что искать.

С каждым годом российскоеобразование снижается в мировых рейтингах. А спуск с горы, какизвестно, происходит с ускорением. Сначала покинули первую десятку,теперь на грани «вылета» из второй. Образование, конечно,не состязание, но становится все более значимым компонентоммеждународной конкуренции. Срочно требуется средство, способноепрекратить движение вниз. Приоритетный национальный проект мог и,по логике, должен был им стать. Но он лишь выполняет функцию парашюта,позволяющего сделать приземление менее болезненным.

Мимо УралаИз четырех уровней образования (дошкольный, школьный,средний профессиональный, высший) национальный проект касается толькодвух: школ и вузов. Председатель комитета Совета Федерации РФ по науке,культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов считает, что этот проект - один из самых неподготовленных: из поля зрения выпали целые отрасли.

В расписании современной школы, кроме уроков, где идетнакопление знаний, есть так называемые динамические паузы, времяпсихологической разгрузки. Национальный проект по образованию подобендинамической паузе. Его явная цель - выпустить пар, уменьшитьсоциальную напряженность в сфере, а не привнести новые знания в систему.

Среди шестисот государственных высших учебных заведенийРоссии будут определены 30 инновационных, которые получат поддержку.Сейчас идет борьба на уровне критериев: что считать инновационнымвузом.

В отношении вузов проект немногословен. Заявлено о двухбизнесшколах и двух национальных университетах. К Уралу они отношенияне имеют. Первые будут создаваться в Москве и Санкт-Петербурге, вторые - в регионах, выбранных по географическому принципу: юг - Ростов-на-Дону,Сибирь - Красноярск. Никакого конкурса проектов национальныхуниверситетов не объявлялось. В Екатеринбурге концепция такогоуниверситета разработана давно и подробно, но она осталась личным деломобласти и города. Выбор непонятен даже «счастливчикам». Владимир Золотарев,ректор Ростовского государственного экономического университета: «Идеясоздания университетов мирового уровня заманчива. Но для объективнойоценки нужно знать, для чего это делается. Пока все разговоры сводятсяк объединению и слиянию». В то время как в Японии ставится вопросо всеобщем высшем образовании, у нас говорят о сокращении вузов. Дажепод идеей национальных университетов многие усматривают стремлениесократить количество студентов и преподавателей, облегчив финансовую«ношу» государства.

Бонусный характер проекта вызывает разное отношение. Министр образования Свердловской области Валерий Нестеровпринцип поддерживает: «Я не считаю, что помогать надо всем в равнойстепени. Поддержка нужна тем, кто совершает движения, а не сидит бездела». Президент Удмуртской республики Александр Волковпредлагает учительскую премию разделить, чтобы досталась большемуколичеству людей. В Челябинской области идут своим путем: помимонововведенных президентских, там уже несколько лет существуютгубернаторские гранты.

Передовики школьного производстваВ школьном сегменте упор также сделан на инновации.Поисковая направленность очевидна: определить, выделить, наградитьлучших. И таким образом активизировать педагогическую среду, создавв ней дух конкуренции. 259 образовательных учреждений Уральскогофедерального округа получат гранты в размере 1 млн рублей каждый, почти800 педагогов - по 100 тыс. рублей. В среднем выбирается один учительиз двух крупных школ. «Разнарядка» лучших учреждений на Свердловскуюобласть - 7

Классные! руководители50 тысяч педагогов региона получат вознаграждениеза классное руководство в размере 1 тыс. рублей ежемесячно. Такнациональный проект подчеркивает важность воспитательной функцииобразования. Отдельно взятая сумма невелика даже на фоне учительскойзарплаты. Но в масштабах страны выплаты выглядят внушительно: этодополнительные 15 млрд рублей в год. (Для справки: ровно столько денегнеобходимо для того, чтобы окончательно решить проблему пробок и плохихдорог в Екатеринбурге.)

Казалось бы, с данным пунктом проекта более-менееясно: разрабатываются конкурсные критерии, доводятся до школ.Но и здесь возможны подводные камни. Первой неожиданностью стала вялаяответная реакция образовательной сферы. Ажиотажа не наблюдается, а вотнедоверие и нежелание «зря» тратить время и силы на оформлениедокументов присутствуют. Отвыкла школа от внимания к себе. «На берегу»возникают сомнения, будут ли награждены действительно самые достойные.После прохождения технической экспертизы (соответствия необходимымтребованиям) в действие вступает гражданская. Экспертными институтамимогут быть ассоциации родителей, выпускников, советы ректоров и такдалее. Однако опыта в проведении подобных «экзаменов» пока нет. Поэтомусуществует реальная опасность круговой поруки, реализации цеховых,узкокорпоративных интересов. Оценка педагогического труда до сих поростается одним из самых сложных и спорных вопросов в образовании.

Если не будут созданы равные условия для разных категорий воспитателей, по словам заместителя губернатора Челябинской области Андрея Косилова,«вместо политических плюсов мы получим минусы». Некоторые территории:Югра, Ямал - взяли на себя выплату вознаграждения за классноеруководство тем, кто не вписался в проект. Вот только любопытный фактпроявился по данным госстатистики: кое-где количество классных руководителей уже превысило количество классов…

Вокруг этой тысячи и возникло больше всегопротиворечий. Кто ее получит, а кто нет? Первоначально прозвучало: те,у кого в классе не менее 25 человек. А если 24? В Челябинской области,например, 40% классных руководителей не подпадали под установленныйпоказатель, в Курганской области - еще больше. Теперь решено, чтоза «недостающих» учеников сумма будет несколько уменьшена. Для сельскихшкол норма иная - 14 человек. В категорию вошли учителя начальныхклассов (хотя для них классное руководство дополнительной функциейне является, а входит в должностные обязанности), но не вошли работникиинтернатов (они называются воспитателями) и коррекционных учреждений.

Техническое перевооружение школы - одна из задачнационального проекта «Образование». На него выделяется более трехмиллиардов федеральных рублей. Для большинства областей Уральскогоокруга важнейшим вопросом остается приобретение автобусов, которыедоставляют детей к месту учебы. В бюджете Удмуртии заложены средствана покупку 50 автобусов, а потребность - 12 В Зауралье, где 86%образовательных учреждений - малокомплектные школы, этот вопрос тожестоит остро.

Сорок к одномуНа 40 учеников должен приходиться один компьютер- такой уровень компьютеризации общего образования принят за норму.Уралу еще предстоит поработать. В достаточно успешной в данном планеСвердловской области пока одна машина приходится на 46 учеников. Лишь14% школ имеют двусторонний доступ в интернет. Планируется ежегодноподключать к всемирной сети до 500 школ, тратя на это 10 - 12 млнрублей, и тогда к концу 2007 года их компьютеризация в области будетзавершена. Как предполагается, компьютерная техника будет закупатьсяцентрализованно и затем отправляться в регионы.

Уже сейчас можно констатировать: практически всесубъекты Уральского федерального округа существенно увеличили в этомгоду расходы на образование. Челябинская область заявляет с гордостью,что на каждый федеральный рубль в рамках нацпроекта она дает три.Свердловская область называет цифру 2 млрд рублей, выделенныхиз областного бюджета на реализацию национального проектапо образованию (это помимо традиционных трат). Министр образованияСвердловской области Валерий Нестеров подчеркивает, что магистральным является путь повышения зарплаты всем работникам сферы. В Салехарде (Ямало-Ненецкийавтономный округ) за счет городского бюджета поддерживаются не тольколучшие учителя, но и ученики: 20 лучших школьников старших классовполучают стипендии в размере 1 тыс. рублей. В Ханты-Мансийскомокруге выделено более 200 млн рублей на проекты, устанавливающиесоответствие между средними профессиональными учебными заведениямии потребностями рынка труда. Регионы своими силами пытаютсявосстановить то, что упущено нацпроектом.

Побочный эффектНациональный проект в сфере образования снимает острыесимптомы, но не устраняет причин неполадок в организме. Любое«лекарство» имеет побочный эффект. Возможно, здесь он окажется сильнееи важнее, чем конкретные меры, заложенные в проект. Это привлечениек сфере внимания власти и общественности. В стране, где выстраиваетсявластная вертикаль, привлечение внимания не менее важно, чемпривлечение денег.

Дополнительные материалы:

Но возможен и иной побочный эффект. Концентрациявнимания на отдельных точках может создать иллюзию перемен илипо крайней мере активного действия. Вроде бы все движется: работа идетпо графику, доклады, отчеты, деньги поступают и тратятся. Значит,должен быть и результат. А где он? И каков он?

Опрос общественного мнения, проведенный региональной организационнойгруппой в ходе реализации нацпроектов «Образование» и «Здоровье»,показал: о проектах знает лишь половина граждан. Причемв заинтересованных сферах уровень информированности не выше среднего.Побывав в нескольких школах Екатеринбурга, я убедилась: ряд педагоговвообще не слышали о национальном проекте. Другие в курсе, но безподробностей. Восторгов по поводу нововведений и даже денежныхпоощрений никто не изъявлял, господствовало отношение недоверия.Проблемы, озвученные представителями реального образования, отличалисьот тех, что пытаются решить властные структуры.

Страшно далеки они от народа
Коллективное мнение учительской о национальном проекте.


Преподаватель химии: «Чиновники озабочены, как бы детине переучились. По­моему, назрела другая опасность: дети недоучиваются.Учебные часы сокращаются, ряд предметов идет факультативно».

Завуч: «Критерии отбора лучших школ и учителей слишком жесткие. Ониподразумевают идеальную схему, а школа - живой организм, возможныи сбои».

Преподаватель обществоведения: «Нет объективных критериев оценкитруда учителя. Среди моих коллег есть такие, кто достоин поощрения,но я не уверена, что они сумеют доказать это какимито цифрами. Говорят,важна «динамика ученика». То есть в прошлом году у него была тройкапо предмету, а теперь четверка. А если школьник был и остаетсяотличником? Оценками не проверишь качество работы педагога».

Учитель начальных классов: «Должна быть адекватная затратам ставка.Чтобы заработать 6 - 7 тыс. рублей, мы вынуждены перерабатывать вдвое,решать проблемы за счет внутренних ресурсов».

А приход достойных людей в образование напрямую зависит, вопервых, от зарплаты, вовторых, от статуса учителя».

Директор школы: «Материальную базу мы потихоньку подтягиваемк приличному уровню. Но остается самый страшный и неразрешимый вопрос- кадровый. Без молодых, энергичных, современно мыслящих учителей школане изменится.


Главная страница :: Анализ :: Плюс-минус результат
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz