Главная страница :: Анализ

Точки роста Стальные нервы Зачем трясти старого коня Рубль — здесь, рубль — там Смело, товарищи, в сети Туризм с финансовой гарантией Угмк ввела новый цех на метзаводе им. серова От имени и по поручению Город каналов мягкая мебель

Разрывать и качать Российские эксперты давно говорят, что отечественной нефтянке требуются новые технологии интенсификации нефтеотдачи. Как уже не раз писал «Эксперт» (см., например, «Мы ее теряем», № 46 за 25.12.06), доля трудноизвлекаемых запасов растет, а коэффициент извлечения нефти падает. Хрестоматийные фонтаны нефти, бьющие изпод земли, ушли в легенду. От года до шести лет эксплуатации месторождения - и фонтан иссякает. Тогда разработчикам приходится стимулировать приток нефти.

В конце января глава ханты-мансийского окружного департамента ТЭК Вениамин Панов объявил: компании округа планируют в 2007 году увеличить добычу нефти. Правда, не намного (2,2 - 2,5% по сравнению с 2006 годом, когда было добыто около 276 млн тонн нефти) и при условии, что нефтяники будут использовать геотехнические мероприятия для увеличения нефтеотдачи. В противном случае роста добычи не предвидится.

Применение методов, однако, еще не гарантирует результата. Директор Института новых нефтегазовых технологий Игорь Чиркин, например, отмечает, что нефтяникам приходится сталкиваться с некачественной водой или химическими реагентами для гидроразрыва. Нередки и технологические ошибки. Скважины между тем теряют потенциал. В итоге несмотря на широкое применение методов повышения нефтеотдачи, коэффициент извлечения нефти продолжает падать. Сегодня он не превышает 0,25 - 0,4 Это значит, что больше половины нефти остается в месторождении.

Самый распространенный в России способ - заводнение: в нефтяной пласт нагнетается вода, она поддерживает нужное давление. Правда, некоторые ученые, например академик Иван Нестеров, считают его варварским, а бизнесмены из венчурных компаний - просто экономически неэффективным. Излюбленной технологией российских нефтяников остается гидроразрыв пласта: в скважину закачивается жидкость под давлением до 650 атм для образования трещин в породе. Трещины закрепляются искусственным песком (проппантом): он не позволяет им сомкнуться. Через них нефть просачивается в скважину. По данным ООО «СибНИИНП», гидроразрыв приводит к увеличению притока нефти на месторождениях Западной Сибири от 1,8 до 19 раз. Активно используется технология горизонтального бурения: стволы скважин уходят не вертикально вниз, а под углом. По данным Сургутнефтегаза, дебит таких скважин в 4 - 5 раз превышает дебит обычных. Но горизонтальное бурение втрое дороже.

Во времена СССР подобные технологии разрабатывались: на нефтяные пласты воздействовали электрическими разрядами, ударными волнами (в том числе с помощью ядерных взрывов) и т.д. Но, как признавался бывший глава министерства нефтяной промышленности СССР Николай Байбаков, должного внимания им не уделялось. После распада СССР исследовательские работы были практически свернуты.

Третичный периодВ нефтяных компаниях склонны считать, что гидроразрыв и горизонтальные шахты - и есть современные технологии. Однако независимые эксперты возражают. Профессор Аркадий Боксерман, автор Концепции программы преодоления падения нефтеотдачи, указывает, что в России распространены первичные и вторичные методы нефтедобычи (закачка воды и бурение скважин), в то время как за рубежом все больше используются так называемые третичные методы - методы увеличения нефтеотдачи (МУН). К ним относятся вытеснение нефти из пласта с помощью химических агентов, газов, полимерных веществ и даже, например, бактерий с их продуктами жизнедеятельности. По данным Аркадия Боксермана, использование этих технологий позволило бы увеличить мировые извлекаемые запасы нефти в 1,4 раза (на 65 млрд тонн) и поднять среднее значение нефтеотдачи к 2020 году с 35 до 50%. Именно с этими методами специалисты связывают будущее нефтяной промышленности.

В структуре Лукойла существует специальная компания, разрабатывающая и апробирующая МУН, - ОАО «РИТЭК». РИТЭК добывает с помощью инновационных технологий более 40% нефти. В частности, компания применяет парогазовое воздействие на пласт (технология объединяет термические и газовые методы, что позволяет поднять нефтеотдачу на 10 - 15%), газовое заводнение (комбинацию воздействия газом и жидкостью, увеличивающую нефтеотдачу вдвое).

Ракетой по скважине
Как констатируют авторы Концепции государственного управления рациональным использованием нефти (подготовлена ОАО «Зарубежнефть»), официальная статистика применения МУН в России отсутствует. По их оценкам, вклад этих методов в общий объем добычи незаметен. Это странно: российские нефтяники неплохо знакомы с современными технологиями. Например, «Татнефть» активно разрабатывает микробиологическое направление, Тюменский нефтяной научный центр - воздействие акустикой. С ноября 2006 года «Холмогорнефть» («дочка» ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз») на месторождениях в ЯНАО применяет новые кислотные композиции, позволяющие снизить обводненность скважин вдвое и увеличить дебит в среднем на 5 тонн в сутки.

Легкий переход к трудностямОднако большинство нефтяных бизнесменов относятся к применению подобных технологий без энтузиазма. Скепсис легко понять: с точки зрения экономики применение новых технологий не слишком привлекательно (см. таблицу). Компании предпочитают сосредотачивать усилия на извлечении легкодоступных запасов, не обращая внимания на потери в нефтеотдаче изза вывода малодебитных скважин. Однако эпоха «легкой» нефти скоро закончится. По расчетам Аркадия Боксермана и главы экспертноученого совета при руководителе Роснедр Евгения Козловского, при сохранении нынешних тенденций уже через несколько лет нефтяникам придется иметь дело в основном с «трудными» запасами.

Два способа интенсификации притока нефти разработал академик Иван Нестеров, заведующий кафедрой Геологии нефти и газа Института проблем геологии нефти и газа СО РАН. Во-первых, он предложил использовать миниракеты для пробивания глиняных пропластов, разделяющих нефтеносные сегменты пласта. По его словам, обычно используются пули, опускаемые в шахту в перфораторе - устройстве с пороховыми зарядами. Но у пуль небольшая глубина проникновения, всего 80 см, и они просто застревают в глине. Ракетная перфорация (заряд с 40 миниракетами) оставляет отверстия большего диаметра и действует значительно глубже, до трех метров. «Я изобрел способ, эффект от которого равен бурению 40 горизонтальных скважин, а стоимость в четыре раза ниже, чем бурение одной вертикальной», - заявляет академик. Во-вторых, Нестеров предложил вставлять в колонну скважины минитурбины: давление выталкивает их в пропласты. Получается то же, только еще дешевле.

МетодВ освоенных районах В новых районах За счет геологоразведочных работ$3-4

Таблица. Стоимость увеличения добычи на каждую тонну нефти

За счет первичных и вторичных методов $25-30

$10-12

За счет первичных и вторичных методов и ГРР$28-34

$60

За счет третичных методов (МУН) $40

$70-72


Источник: Концепция государственного управления рациональным использованием запасов недр


-

Поскольку руководство большинства нефтяных компаний, более всего озабоченное максимизацией прибыли и минимизацией издержек, не склонно вкладываться в дорогостоящие (особенно на первых порах) методы увеличения нефтеотдачи, единственный выход - госрегулирование. Ученые-нефтяники уже неоднократно предлагали сформировать Федеральную программу по испытанию и освоению МУН. Но подвижек не заметно. Пока государственная политика движется в противоположном направлении.

Авторы Концепции госрегулирования рационального использования нефти отмечают: если не принять экстренных мер, уже через восемьдесять лет может начаться необратимый процесс превращения страны из экспортирующей нефть в импортирующую.

Нет геолога в своем отечестве
По мнению академика Ивана Нестерова, главная проблема повышения нефтеотдачи пластов - отсутствие специалистов, способных грамотно применять современные технологии.




- Иван Иванович, насколько сильно технологическое отставание российских компаний от зарубежных в использовании методов увеличения нефтеотдачи?

В пересчете на современные цены это около 7,5 трлн долларов.

- Оно огромно. У нас коэффициент извлечения нефти (КИН) все время падает (за последние десятилетия с 51 до 29%), а во всем мире - повышается. Например, у американцев он вырос с 28 до 41%. За последние 20 лет мы потеряли около 20 млрд тонн нефти изза его снижения.

- Нет кадров, способных применять современные технологии?

Мой иностранный коллега, объехавший все наши основные вузы, сказал: «В России не выпускают специалистов по разработке нефти. По добыче есть, а по разработке - нет». Тут есть тонкость: специалист по разработке должен быть на 95% геологом и только на 5% техником. У нас выпускаются тысячи специалистов по эксплуатации и разработке месторождений, но они не имеют права так называться, потому что фундаментальных геологических знаний у них нет. Во всех вузах страны геология как дисциплина фактически ликвидирована. Еще в 1970е годы советское правительство решило сократить геологию в вузах. В результате в нефтяных компаниях геологи по должности есть, а по знаниям - нет. На мой взгляд, это основная причина, определяющая снижение уровня коэффициента извлечения нефти и неграмотного применения методов интенсификации нефтедобычи в нашей стране.

- Что вы считаете варварскими методами разработки?

- Да просто нет кадров. А дальше будет еще хуже: недавно вышел регламент, по которому резко сокращается число обучаемых по специальности «инженер». Правительство решило, что нужно 100 тысяч инженеров в год по всем отраслям экономики, а мы выпускаем 700 тысяч. Значит, лишнее надо убрать. А на мой взгляд, нам требуется до миллиона грамотных инженеров. Причем в их подготовке для нефтегазовой отрасли упор должен делаться на изучение методов повышения КИН. И не только по нефти, про которую все говорят, но и по газу. Мы можем использовать до 80% газового конденсата, но теряем почти все. Нет технологий и показателей, на которые можно было бы ориентироваться в этом вопросе, они просто не разработаны: нет понятия «газовый КИН». В результате варварских методов разработок мы теряем гигантское количество углеводородного сырья. Все эти проблемы были заложены еще в советское время, а сейчас просто гипертрофированы.

Причина в том, что геологи правильно умеют считать геологические запасы, но не извлекаемые. Они при расчетах полагают, что пласт однороден. Но он чаще всего неоднороден, значит, формулы, по которым идет подсчет, некорректны, их надо менять. А так как закачивают слишком много воды, вместо нефти в скважине появляется именно она. Обводненность достигает критических величин - более 80%, а по многим основным скважинам - 95%.

- Самый главный метод разработки у нас - поддержание пластового давления с помощью закачки воды. Причем еще в советское время Госплан установил жесткие параметры: 1,2 кубометра воды на 1 тонну нефти. А по ХМАО в среднем закачивают 7 кубов на тонну, доходит до 16.

- Нет. Можно уменьшить количество закачиваемой или выкачиваемой воды, правда, сразу же снизится уровень добычи, а это невыгодно.

- Есть методы борьбы с излишней обводненностью?

- У них нет такой обводненности. Они разрабатывают свои месторождения очень мягко, в щадящем режиме. У нас же идет просто дикая закачка воды. Задача одна: как можно больше получить нефти! В результате по многим залежам текущее пластовое давление больше начального, и вода не пускает нефть в скважину. Это результат абсолютного незнания геологии. На многих участках, пострадавших от неправильных действий, еще 50 - 60 лет нельзя будет добывать нефть. Но нефтедобывающие компании это не интересует. Они стремятся как можно больше заработать сейчас.

- А что делают на Западе?


Мы продолжаем серию исследований рынка СМИ крупных городов Урала на основе данных TNS Gallup Media (см. «Говорит и показывает», «Э-У» № 36 от 02.10.06, «В условиях малой видимости», «Э-У» № 47 от 18.12.06). Нынешняя публикация посвящена специфике аудитории Челябинска.

Любопытная особенность - резкая разница в телесмотрениимежду работающими и неработающими. В Челябинске дети и пенсионерысмотрят телевизор существенно меньше, чем в других городах России.А вот аудитория работающих зрителей, напротив, больше среднероссийской.При этом в предпочтениях горожан - абсолютная поляризация. Двабезусловных лидера по объему аудитории - Первый канал и «Россия»- держат практически половину рынка. Затем в одиночестве идет НТВ.Следом, через пропасть, - СТС. Остальные телекомпании привлекаютвнимание не более 3 - 4% зрителей. «Россия» в 2006 году не выигралав Челябинске у главного конкурента ни одного месяца.

Толчея в метровом диапазонеВ телеэфире столицы Южного Урала присутствуют17 национальных, сетевых и локальных телеканалов. Свободныхразработанных частот для всех национальных вещателей не хватило: «7ТВ»и «Домашний» есть только в кабеле. Отчасти это объясняется нетипичнымдля регионов наличием сразу двух местных телеканалов с собственнымпрограммированием - 31м и «Восточным экспрессом». Зато здесь почтине развито кабельное телевидение. Поэтому для компаний крайне важновещание в метровом диапазоне: это позволяет быть «видимым» для большегоколичества зрителей. Из дециметровых каналов заветный рубеж в 90%охвата по городу преодолели только «Восточный экспресс» и НТВ.

Отсутствие среди лидеров ТНТ объясняется вещаниемканала на краю дециметрового диапазона: в среднем за день на негонастраивается около 20% горожан (в России - около 30%). И смотрят этотканал в Челябинске в 1,5 - 2 раза меньше времени, чем в остальнойРоссии.

В Топ20 за год - больше половины списка передачпринадлежат Первому каналу. НТВ и СТС, еще недавно плотноконкурировавшие между собой, разошлись. Причины те же, что и во всейстране - проблемы в программном наполнении федерального СТС послесверхуспешного предыдущего телесезона. На этом фоне «Городские новости»на СТСЧелябинск имеют показатели выше, чем передачи московскогопартнера.

Местные каналы - 31й и «Восточный экспресс» прочнозанимают свою нишу с долей аудитории 2 - 3%: показатели от сезонане зависят и на протяжении года практически не меняются.

Особо надо отметить появление в городском эфирев октябре 2006 года «Петербург5 канал». В стране его доля аудиториипока не превышает 0,5%, поэтому челябинские почти 1,5% в крайне сложномдекабре можно назвать пусть маленьким, но успехом. Монополия большихфедеральных каналов на зрительское внимание в новогодние праздникиразрушена не была, но своих зрителей канал нашел. Кстати, Пермьи Челябинск сегодня - в лидерах среди городов сети «Петербург5 канал».

Крупнейшая товарная категория, рекламируемаяв челябинской прессе, - лекарственные препараты и пищевые добавки.Сразу после введения нового закона, который регулирует правила рекламытаких товаров, в июле и августе ее объемы сократились вдвое, но ужес сентября восстановились, а в ноябре даже увеличились. Вторую и третьюстрочки рейтинга занимает реклама финансовых услуг и автомобилей:пресса может донести до потребителя важную дополнительную информацию.

Лекарство для прессыПо данным Главного управления по делам печатии массовых коммуникаций Челябинской области, за десять лет количествоизданий на рынке печатной продукции увеличилось в два с лишним раза.В 2006 году действовали более 800 городских и районных СМИ, при этомактивно развивались сетевые издания. Совокупный заявленный тиражв последние годы стабилен и составляет 174 тыс. экземпляров.

В жесткой конкуренции среди еженедельных изданий пока побеждают «Соседи», но очень значительна аудитория «Ва-банка».Классические телегиды - «Телесемь» и «Программа телевидения и радио»- привлекают читателей дополнительной информацией о программной сеткеканалов и описаниями будней звезд шоу-бизнеса.

По результатам исследования National Readership Survey,проведенного TNS Gallup Media в мае - октябре 2006 года, многолетнийлидер среди ежедневных изданий «Вечерний Челябинск» уступил пальмупервенства «Комсомольской правде». Аудитория ежедневной прессыуменьшается: еще полтора года назад один номер «Вечернего Челябинска»читали в среднем около 17% горожан, сейчас - 3%.

Навострили уши
Всего в Челябинске 22 радиостанции, причем семь- локальные, программирующие вещание самостоятельно. Из крупныхнациональных игроков в эфире нет «Love Radio». Интересная особенность- одновременная работа в нескольких диапазонах. Например, «РадиоРоссии» есть на СВ, УКВ, FM диапазонах, а также в проводном радио,локальные «Интерволна» и «Студия 1» - на УКВ и FM.

Среди самых читаемых ежемесячных журналов - руководствапо красивой жизни: «Cosmopolitan», «Glamour» и «Выбирай: соблазныбольшого города». Автомобильные издания приобретают через розницу илиполучают по подписке 2 - 4% горожан в возрасте от 16 лет.

Лидер по объему аудитории - «Русское радио». Главныйего конкурент в стране - «Европа Плюс» - традиционно не входит дажев тройку, проигрывая по количеству слушателей почти вдвое. «РадиоШансон» прочно заняло нишу и планомерно расширяет ее, за год увеличиваудиторию почти в полтора раза. Приход новых национальных вещателейпока не привел к падению показателей локальных станций: 4 - 6%челябинцев в среднем за день все равно переключаются на программы«Интерволны», «Lрадио», «Студии 1».

По результатам последних трех исследований TNS GallupMedia аудитория радио в городе нарастает. Но это не значит, чточелябинцы слушают его больше прочих россиян: просто раньше слушалименьше. В других городах России среднесуточная аудитория всего радиосоставляет примерно 60%, в Челябинске год назад она была 48%, а теперь,с увеличением количества станций, дошла до 61%.



Подведем итог. Телевизионная аудитория Челябинскасегодня смотрит то, что показывают в эфире, не имея более широкоговыбора. Со строительством сетей кабельного ТВ зритель сможетперераспределить свое время по новым каналам и тогда мы увидим другуюкартину предпочтений. Новых радиослушателей не появится (как этопроисходило последние год-полтора),и с выходом на рынок новых игроков борьба за слушателя активизируется.Рынок прессы можно назвать устоявшимся, теперь его рост напрямуюзависит от планов национальных издателей.

Самый популярный формат - билборд (65% всех конструкций), 12%приходится на световые короба, 7% - на призмаборды (щитысо сменяющимися изображениями). Отчасти это может объясняться ценовойполитикой: билборд наиболее дешев, по официальному прайс-листуза месячное размещение просят в среднем 350 долларов. Самое дорогое- нестандартные конструкции и крышные установки с подсветкой: так,каждая из трех зарегистрированных в мониторинге крышных конструкцийобходится рекламодателю в сумму около 3700 долларов в месяц.

Наружная реклама с «балтийским» акцентом
Согласно мониторингу компании «ЭспарАналитик», в 2006 году на рынкенаружной рекламы города зафиксировано более 200 операторовс количеством поверхностей от 1 до 130 Крупнейший игрок - «Армада»:1300 поверхностей (данные ноября), за ним идут - «Карус» (около 550),NEWS OUspanOOR (400) и Elis (370).

В 2006 году крупнейшим рекламодателем стала пивоваренная компания«Балтика», увеличившая бюджет на наружную рекламу в разы. Такова,вероятно, ее общая стратегия: в Перми ситуация аналогична. Социальнаяреклама и информация МВД России занимают больше всего поверхностейв городе.

В остальном список рекламы почти предсказуем - национальныеи региональные операторы сотовой связи, производители сигарет, сетевыемагазины бытовой электроники. Но два местных рекламодателя все же вошлив список. А продукция Челябинского трубопрокатного завода настольконе подвержена сезонным колебаниям спроса, что каждый месяц городукрашают 32 щита с информацией о ней. Бурный рост продаж новых иномарокпривел к резкому увеличению рекламы в этой сфере: за период январь- ноябрь 2006 года это пятая по объему размещения товарная категория.Электронные СМИ с началом нового телесезона расширили внеэфирное промовчетверо по сравнению с летом. Вдвое по сравнению с началом годаувеличился объем рекламы услуг банков.


Главная страница :: Анализ :: Никому не кабельность
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz