Главная страница :: Анализ

Беслан повсюду Амбиции неамбициозного За и против Местный роспотребнадзор напугал федеральные банки, Полугодовалый монстр Пригодится — пива напиться Силы небесные Металлурги плетут сеть Концептуальные выгоды мягкая мебель


Одна из причин снижения темпов - насыщение крупных потребителей. Средневзвешенная доля затрат на оборудование в общем объеме ИТбюджетов российских компаний машиностроения, металлургии, энергетики и добывающих отраслей сократилась с 55,3% в 2005 году до 41,6% в 2006м.

В 2006 году уральский сегмент сборки и дистрибуции ИТоборудования увеличился всего на 10 - 15% (выручка участников рейтинга выросла на 13,5%). Это значительно меньше показателя 2005 года: тогда прирост достиг 20 - 24%, как по выручке, так и по объему.

Усредненный компьютерОбщеизвестно: железо дешевеет постоянно, технологии развиваются непрерывно. В итоге неплохой компьютер всегда стоит около тысячи долларов. В прошлом году развитие технологий перешло на новый качественный этап: функционал среднего (того самого - за тысячу) компьютера превысил средние потребности хоть домашнего пользователя, хоть офисного работника. В итоге при выборе компьютера потребители все меньше обращают внимание на железо и его составляющее, а ориентируются на цены и бренд. Генеральный директор Уральского завода вычислительной техники (УЗВТ, Екатеринбург) Александр Сарафанов подтверждает: «Первостепенное значение на розничном рынке компьютеров в 2006 году приобрела цена. Клиент приходит в компьютерный салон и смотрит в первую очередь на нее. Если устраивает - покупает. Остальные параметры компьютера волнуют все меньше: максимум, на что еще обращают внимание, - частота процессора».

А главную роль сыграло окончательное установление на рынке ценовой конкуренции, изза которой средняя рентабельность сборки и дистрибуции компьютеров падает, а количество игроков сокращается.

Мелкие на выходНебольшие фирмы, занимающиеся сборкой и дистрибуцией, утрачивают основное конкурентное преимущество - индивидуальный подход к клиенту: точечное конфигурирование машин не востребовано. В итоге они существенно сократили обороты, некоторые просто ушли из сегмента сборки. Количество местных игроков перестало расти: последняя компания появилась на рынке в начале прошлого года. А вот филиалы московских фирм открываются заметно активнее, нередко путем приобретения небольших локальных.

Компьютеры превращаются во все более стандартизированный продукт. Ходовые комплектации начали активно продаваться в сетях бытовой электроники. Еще три года назад это казалось нонсенсом.

Но развивая новые направления, от традиционных, вроде сборки компьютеров, крупные фирмы тоже не отказываются. Это помогает диверсифицировать риски: новые виды оборудования хоть и дают порой в два раза большую прибыль, но спрос на них не столь велик. Поэтому «кормит» компании по большей части привычная номенклатура.

Крупным игрокам, способным поставить сборку и продажу компьютеров на конвейер, стандартизация, напротив, на руку. Они сокращают издержки за счет выпуска больших партий однородной продукции. Не снижать прибыльность бизнеса им помогает расширение продуктовых линеек за счет более рентабельной продукции. Так, УЗВТ помог прошлогодний существенный (на 70%) рост спроса на серверы, платежные терминалы и оборудование для «тонких клиентов».

Годдва назад наиболее перспективной считалась Челябинская область, по оценкам экспертов, она отставала в качественном развитии от Екатеринбурга на год-полтора. Сейчас южноуральский рынок занят: там насчитывается около 200 компаний, работающих в производстве и дистрибуции компьютерного оборудования.

Крупные на входЖелание расширить масштабы деятельности на рынках соседних регионов прослеживается у большинства производителей и дистрибьюторов оборудования. «Наша первоочередная задача - усиление присутствия в Свердловской области, - поделился планами генеральный директор компании “Трилайн” Павел Татарченков. - После этого мы будем осваивать Курганскую, Тюменскую, Челябинскую и, возможно, Пермский край».

Экспансия среднеуральских производителей и дистрибьюторов оборудования в другие регионы может снизить там цены на персональные компьютеры, офисное оборудование и средства телекоммуникаций.

Теперь большинство игроков выгодным регионом для экспансии считают Пермь. Рынок оборудования здесь в 2006 году увеличился на 20% (против 12% в Екатеринбурге). Заместитель генерального директора пермской компании «ИВСсети» Лев Кутман отмечает, что в Прикамье усиления ценовой конкуренции практически не было.


Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ» (Екатеринбург) открыла второй (после Перми) региональный центр - в СанктПетербурге, зарегистрировав здесь дочернюю компанию «Пумори-Северо-Запад». По словам генерального директора корпорации Александра Баландина, в следующем году «Пумори-СИЗ» намерена учредить аналогичные компании в Новосибирске и Нижнем Новгороде, выстроив «мост» региональных представительств от центральной России до Сибири.


Александр Баландин

- Мы хотели бы, чтобы в крупнейших машиностроительных регионах России наши потенциальные клиенты могли получать все те услуги, которые мы сегодня предлагаем в Екатеринбурге. В этом году у нас был план создать две региональные компании в нашей корпорации. Но нам нужно, чтобы эти компании стали не просто дочерними, а зависимыми - мы должны управлять стратегией их развития. В Перми у нас была дочерняя компания, но доля нашего участия в ней составляла 40%. Недавно мы докупили пакет акций до контрольного. Теперь начинаем активно заниматься в первую очередь продажами станочного оборудования известных поставщиков, в частности японской корпорации ОKUMA. Так предприятия, расположенные в регионе, смогут получить лучшие предложения по поставке оборудования и его дальнейшей эксплуатации. В Перми, как и в Екатеринбурге, будет весь комплекс услуг: технологии, возможность проводить эксперименты в демонстрационных залах, обучение специалистов, выполнение гарантийных обязательств.

Ближе Японии
- Александр Иванович, для чего вашей корпорации географическое расширение?


- Так же будете развиваться в Петербурге?

Нет такого оборудования, которое бы никогда не ломалось, хоть какие звезды на нем рисуй. Поэтому сегодня многие покупатели обращают внимание не только на конкурентные характеристики самого станка, но и на вопросы технического обслуживания. Конечно, в Японии вам все наладят, но эта страна неблизко. А когда станок стоит день, два, неделю - это прямые убытки в десятки и сотни тысяч рублей. Я знаю, что это такое: специально делал такой расчет для директоров компаний. Поэтому когда региональные покупатели слышат, что в Перми теперь есть база, своя экспериментальная площадка, специалисты, готовые прийти на помощь, - для них это дополнительный повод поверить в наши возможности.

Грести турбинной лопаткой
- Какие инвестиционные проекты уже реализуются на предприятиях вашей корпорации?


- Да, продажи инструмента и станков, сервис и обучение. В общем, полный комплекс услуг для машиностроительного предприятия, чтобы покупатель тратил меньше энергии и ресурсов на решение специфических вопросов. Северо-Запад - промышленно развитый регион с очень сильным машиностроением. Правда, там, как и в Екатеринбурге, собраны все наши основные конкуренты. Но чем сложнее задачи, тем они интереснее. И не факт, что наше производство останется только в Екатеринбурге. В Петербурге есть заманчивое предложение об организации производства турбинных лопаток. Есть подобные перспективы и в Перми.

Сегодня мы развиваем еще одну интересную тему. Я и многие менеджеры нашей корпорации - выходцы с Уральского турбомоторного завода. Когдато мы мечтали сделать инжиниринговый проект для наших заказчиков по производству турбинных лопаток: поставить инновационную технологию вместе с оборудованием под ключ. Но мы настолько хорошо поработали в этом направлении, что решили эту технологию оставить у себя: сами стали брать заказы на лопатки. Сегодня эта тема получила развитие, поскольку энергетика России переживает подъем. Мы уже сформировали производственный план на 2007 год. Поэтому когда к нам обращаются клиенты, мы отвечаем: извините, вы опоздали, работать в четыре смены мы не можем. Если на следующий год тенденция сохранится, закупим дополнительное оборудование. Сроки окупаемости этих проектов достаточно хорошие - три-пять лет. Всего в производство турбинных лопаток мы вложили свыше 3 млн долларов.

- Пока все производство у нас сосредоточено на территории Свердловского инструментального завода в Екатеринбурге, где мы делаем традиционный металлорежущий инструмент: завод изготавливал его на протяжении 50 лет. На территории России по этому направлению мы либо уже остались в одиночестве, либо скоро останемся: не так-то просто сегодня инвестировать в производство высокоточногометаллорежущего и вспомогательного инструмента. Тем не менее последние три года мы занимаемся развитием этой темы, поскольку считаем ее перспективной: уже вложили 4,5 млн евро. Когда отечественное машиностроение выйдет из застоя, потребуется много современного оборудования, в первую очередь - станков с ЧПУ. В ожидании этого момента мы и инвестируем. Динамика роста спроса на вспомогательный инструмент уже подтверждает наши предположения.

- Мы никогда не ограничивали себя рамками нашей страны. Мы - внешнеэкономическая компания, импортируем оборудование из США, Японии, Западной Европы, ЮгоВосточной Азии, недавно появились интересные контакты с Индией. Хотя все предыдущие годы у нас было недостаточно экспорта. Вообще экспорт - цель каждого производителя, и не только потому, что есть возможность получить прибыль. В первую очередь это признание того, что ты делаешь продукт, конкурентоспособный на мировом уровне. Для нас экспорт - цель номер один. В частности, мы хотим поставлять на внешние рынки наш вспомогательный инструмент. Для производства у нас имеется современная технология мирового уровня. Есть крупный иностранный партнер, который намерен заказать к началу следующего года серьезный объем: его представители приезжали знакомиться с нашим предприятием. Надеюсь, они поняли, что мы не подведем ни по качеству, ни по срокам.

- Ваши планы развития направлены только на внутрироссийский рынок?

- На какой ценовой сегмент рынка вы ориентируетесь?

Кроме того, мы поставляем турбинные лопатки итальянским компаниям: на 2007 год экспортный заказ составляет 200 тыс. долларов. Думаю, внешнеэкономическое сотрудничество в этой сфере будет расширяться.

Станки для ФГУП

- Насколько я знаю, вы продаете не только импортные, но и российские станки. Значит, можете сравнить качественные и ценовые характеристики оборудования. Каковы, на ваш взгляд, перспективы отечественного станкостроения? Может, имеет смысл прекратить выпуск неконкурентоспособной продукции и переориентироваться, как ваша корпорация, на торговое представительство иностранных компаний?

- Возможно, в нашей предыдущей жизни мы искали нишу на рынках дешевого, несложного инструмента. Но сегодня хотим, чтобы нашу продукцию считали качественной, поскольку уровень наших разработок, особенно сложных технических решений, очень высок. При этом цена на наш инструмент в сравнении с западным достаточно привлекательна. А в Китае работу такого уровня просто никто не делает. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы нашу сложную в техническом отношении продукцию ценили и покупали как в России, так и за рубежом. Делать простую втулку могут многие, конкуренция по простым видам изделий очень плотная. Соответственно, прибыль там получается небольшая, иногда ее просто нет. Наверное, и не следует биться за этот товар. Но если клиент имеет такое желание, в комплексе с технически сложным, дорогостоящим изделием мы продаем ему и более дешевые продукты, но высокого качества.

Я часто бываю на машиностроительных выставках, подхожу к стендам российских производителей станков, изучаю технические характеристики оборудования, сравниваю их с западными аналогами. По качеству исполнения, срокам поставки наши производители уже идут вровень с зарубежными компаниями. Но ценовое предложение, которое мне делают, неконкурентно. Хотя я вижу, что станок продан какомуто ФГУП. Видимо, работают механизмы прямой административной поддержки станкостроения. Но это не рыночный механизм. Вот если бы этот станок купила негосударственная компания… Хотя ощущения полной безнадежности уже нет.

- Раньше Советский Союз входил в пятерку крупнейших станкостроительных держав. Потенциал для возрождения отечественного станкостроения сегодня еще есть. Наши заводы могут претендовать на часть того сегмента российского машиностроительного рынка, куда стремятся зарубежные компании. Но это случится, если отечественное машиностроение как главный потребитель станков будет развиваться, а государственная промышленная политика станет понятной. Пока же не ясно, какие у государства приоритеты в машиностроительной отрасли, куда оно намерено направить свои деньги и ресурсы - то ли в авиастроение, то ли в сельхозмашиностроение… Одна профанация.

Уральская машиностроительная корпорация «Пумори-СИЗ»
Создана на производственных площадях Свердловского инструментального завода, управляет бизнесом 15 компаний, специализирующихся на производстве технической оснастки, режущего и вспомогательного инструмента, лопаток паровых, газовых и авиационных турбин, поставках на условиях лизинга станков для машиностроительных предприятий.

Дополнительные материалы:


Главная страница :: Анализ :: Качественный преобразователь
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz