Главная страница :: Анализ

Dura lex, ой, дура… Научить рисовать за полчаса Деньги — в капитал Идея конкурсов дискредитирована Рукой подать Разворот на 360° Чтоб не свернулось Не медведи в берлоге Бизнес — партнер территории мягкая мебель

Рынок продаж мебели в УрФО растет на 15% в год во всех секторах. При этом сектор мебели для дома в пять раз крупнее сектора офисной мебели. Рост обусловлен строительным бумом: динамика ввода жилья - не менее 10% в год, а каждые три квадратных метра новых квартир - это единица купленной мебели. Продажи мебели стимулирует также развитие потребительского кредитования. Еще один фактор - рост среднедушевых доходов населения, например, в 2006 году - на 11,5%. Люди вкладываются в приобретение товаров длительного пользования: в последние несколько месяцев отмечается всплеск продаж автомобилей, квартир и мебели.

- Андрей Порубов

В Челябинске ситуация похожа на екатеринбургскую, а Курган - город, где доминирует производящая и торгующая мебельная компания «ПотютькоВ».

В структуре продаж мебели по УрФО импорт и продукт отечественный (в том числе произведенный в регионе - 2 млрд рублей) составляли в первом полугодии-2006 равные доли. Объем продаж за 9 месяцев 2006 года в Свердловской области, по разным оценкам, - от 3 до 5 млрд рублей, в Тюменской - 2,5 млрд рублей, в Челябинской - 2 - 4 млрд рублей. При этом каждый регион специфичен. Екатеринбург - столица продаж, хотя имеет многочисленные, но небольшие собственные производства. Тюмень, наоборот, - центр крупного мебельного производства. Здесь развиваются три компании: «Красный Октябрь» (10% уральского и 3% российского рынков), «Интеди» и «Заречье». Они же строят собственные торговые сети.

Чтобы удовлетворять возросшим потребностям покупателей, мебельный рынок должен становиться более цивилизованным. Пока ему остро не хватает качественных торговых площадей и современных технологий продаж, коими силен западный ритейл. Яркий пример: за месяц до открытия в Екатеринбурге 7 октября шведского мебельного гипермаркета IKEA продажи на рынке значительно упали.

Емкость мебельного рынка Екатеринбурга, самого крупного в регионе, в десять раз меньше московского. Но по стране столица Урала на третьем месте после Москвы и Питера. При этом, по оценке игроков, спрос далек от удовлетворения, с каждым годом уральцы тратят на мебель все больше, становятся все взыскательнее. По прогнозам, в ближайшие пять, а скорее, и десять лет продолжится строительный бум. Значит, и рост мебельного рынка - на 15%, а со всплесками и до 20% в год. Причем первый всплеск прогнозируется по итогам 2006 года как результат прихода в Екатеринбург крупного международного оператора IKEA, а второй ожидается при сдаче первой очереди домов нового огромного района Академический.

Будущее - за мебельными гипермаркетами

- IKEA - противоположность тому, что уральцы видели до сих пор. Это грамотно выстроенное торговое предприятие, где человек обязательно что-нибудь купит: если не диван, то хотя бы рамочку для графии, - так определяет суть того, чем будут удивлены покупатели, директор группы компаний «ЭЛЕККОМ» Константин Селицкий.

Появление мирового гиганта, предлагающего мебель и предметы интерьера в ценовой категории средней и ниже средней, стало главным событием года, значительно меняющим конфигурацию рынка. В результате ужесточения конкуренции большие отечественные компании начнут терять вес (см. «IKEA откусит у всех», «Э-У» № 29 от 14.08.06), а мелкие и средние просто уйдут. И дело даже не в стоимости товаров или известности бренда международной корпорации. IKEA принесла на Урал успешные технологии продаж, опыт создания концептуального мебельного бизнеса.

Отсутствие больших и качественных торговых площадей у местных ритейлеров сдерживает приход на рынок крупных федеральных компаний и региональных сетей-производителей. Рассказывает директор некоммерческого партнерства «Союз арендаторов» Александр Потапов:

Плюсы - большие торговые площади (26 тыс. кв. метров против 4 - 5тысячеметровых екатеринбургских), четкая концепция компании и подчиненная ей структура торгового пространства центра, подогнанная в результате исследований под специфику потребностей покупателей региона. Мощные рекламные бюджеты и профессиональные PRкампании, наработанные десятилетиями технологии продаж и обучения персонала - против интуитивно развивающегося местного рынка. Как утверждает директор салона «День и ночь» Алла Эбель, в Екатеринбурге «дефицит хорошо организованных мебельных центров, а интерьерных центров среднего и выше среднего уровня практически не существует». Большинство игроков разделяют это мнение.

Регионалам хватит и 3 - 4 тыс. кв. метров под магазин. Например, тюменская фабрика ДОК «Красный Октябрь» в начале 2007 года планирует открыть такой в Екатеринбурге. Как утверждает генеральный директор Андрей Мединцев, компания развивает национальную сеть специализированных мебельных центров «Мебельвилль». К концу 2006 года она будет насчитывать более десятка крупных площадок. Эта сеть нанесет мощный удар по мелким магазинам.

- Мы вели переговоры с москвичами: они ждут появления площадок на 50 тыс. кв. метров, как, например, у мебельного салона «Гранд» в Москве. Меньше им неинтересно. Региональные производители хотят подгрести под себя еще и розничную маржу. Они считают, что торговцы зарабатывают больше. Хотя чистая прибыль в рознице не превышает 10%, даже если наценка - 50%.

Мебельные центры
Специализированные мебельные центрыТорговая площалдь,
тыс кв метровНеспециализированные торговые центрыПлощадь,
тыс кв метров МЦ Галерея, 11


Понимая, что IKEA оттянет на себя потребителя в низком и среднем ценовом диапазоне, игроки еще до ее прихода начали перепозиционироваться. Они улучшают сервис, пересматривают ассортимент. Большинство старается уйти в более высокую ценовую нишу. В Екатеринбурге, как и во многих крупных городах Урала, мелкие салоны объединяются на больших площадях, появляются центры продаж. Александр Черкасов, директор управляющей компании претендующего на специализированность ТЦ «Восточный», подчеркивает: «Мебельщики всегда хотели сидеть большой компанией, чтобы привлекать больше покупателей». Того же мнения директор мебельной фабрики «Кристи» Владимир Кошкин: «Мы раньше брали в аренду отдельно стоящие магазины, потом поняли, что продавать нужно в специализированных больших торговых центрах с максимально широким ассортиментом и современным маркетингом». Вместе с IKEA уже 37% продаж мебели для дома в Екатеринбурге приходится на крупные торговые центры.

ТЦ Восточный

4

МЦ ЭМА

27

ТГ Дирижабль

6

МЦ А2

35

ТЦ Сити центр

3

МЦ Аист

10

ТРЦ Екатерининский

2

МЦ Сибирский тракт

38,5

ТРЦ Гринвич

10

ТЦ Красный дом

53

ТЦ Парк хаус

1,1

ТЦ Полтинник

62



5

3

МЦ Мартин

Вопрос в другом: как организуется работа на этих площадках. В более развитых сегментах ритейла (продукты питания, бытовая техника) современные технологии продаж пришли в Россию после многолетней апробации на Западе, там есть грамотный маркетинг. Мебель в этом ряду - исключение: нет ни высокоэффективных розничных площадок, ни товаропроводящих сетей. Кстати, это характерно не только для нашего региона.



Специализированных центров в Екатеринбурге немного: «А2», «Галерея 11», «ЭМА», «Восточный», КОР, «Красный дом», «КИТ» и открывшийся пару месяцев назад «Аист». Большинство из них не удовлетворяют требованиям как покупателей, так и арендаторов площадей. Во-первых, они маленькие, не более 5 тыс.кв. метров.

Торговые центры в Екатеринбурге, где можно купить мебель для дома, делятся на две группы - по наличию специализации или ее отсутствию. Игроки сходятся во мнении: продавать мебель в центрах торгово-развлекательных («Екатерининском», «Гринвиче», «Парк-Хаусе») и торговых («Сити-центр», «Дирижабль») сложно. Поток покупателей большой, но мимо мебели. Люди идут в основном за одеждой, обувью, продуктами и за развлечениями. А выбор дивана или шкафа - отдельное дело, оно требует неспешности.

- Плюсы нашего ТЦ «Восточный», одного из самых цивилизованных на сегодня, - расположение в центре города, транспортная доступность, удобная система разгрузки, - утверждает Александр Черкасов. - В других центрах, случается, люди путаются в торговых залах. А у нас - длинные коридоры и торговые помещения справаслева. Центр сразу строился как торгово-офисное здание: три этажа торговых, три офисных, есть грузовые лифты, эскалатор, парковка.

Во-вторых, неудобно расположены. «Все здания изначально строились под другие цели: это детские сады, столовые, производственные корпуса. Параметры помещений не отвечают требованиям мебельного торгового центра, - рассказывает директор МЦ “Аист” Михаил Шкляр, - туда неудобно подъезжать, нет ни грузовых лифтов, ни складских помещений.

В-третьих, ТЦ дороги. Средняя арендная плата в Екатеринбурге - от 700 до 1200 рублей за метр в зависимости от этажа и размеров помещения, в «Гринвиче» и «Парк-Хаусе» мебельщики платят до 2 тысяч. Чем меньше помещение, тем оно дороже. В арендную плату входят коммунальные платежи, охрана, эскалаторы. Электроэнергия и уборка помещения, как правило, оплачиваются отдельно. Ставка фиксирована на год и не привязана к объему продаж, как это практикуется за рубежом. Здесь оборот на метр вам никто не скажет: коммерческая тайна. Вопрос, почему аренда такая дорогая, имеет один ответ - так договариваются. Собственники торговых центров хотят быстрей вернуть вложенные средства, а центр окупается более пяти лет. К тому же конкуренции, по признанию владельцев центров, они не чувствуют - город разрастается, рынок «съел» бы еще много торговых площадей.

Участники рынка иного мнения: «Восточный» пытается стать мебельным центром, но пока не стал. 20 его совладельцев - мебельных арендодателей (всего 50 совладельцев) никак не договорятся по поводу концепции. Парковка используется как стоянка, заезд неудобный. Рекламы мало.

От стоимости аренды зависит и розничная наценка на мебель. На окраинах она составляет 25%, в центре, например, в «Парк-Хаусе», достигает 50%: иначе арендатор за счет оборота не отобьет вложения. В общем, за все в конце концов платит потребитель. «Это не от жадности продавцов, просто оборот невелик, а аренда высока, - объясняет Александр Потапов. - Аренда не должна быть больше 10% от оборота, даже это уже много. Есть рентабельность, ниже которой просто нельзя опускаться - 10%. А у некоторых, в основном небольших семейных ИП, остается меньше 5%». Практически к каждому существующему мебельному центру можно применить определения: «маленькие площади», «неудобно покупать», «нет концепции».

- В одном из самых престижных дизайнцентров Лондона квадратный метр обойдется всего в 270 долларов за год, - сравнивает Алла Эбель. - Цены за аренду не оставляют нашим ритейлерам возможности рекламировать свой товар, выстраивать концепцию центра, развиваться.

Полтора проекта
Сейчас в Екатеринбурге разрабатываются два проекта мебельных гипермаркетов. На февраль намечено открытие третьей очереди ТК «Сибирский тракт» (на пересечении федеральных трасс тюменского и челябинского направлений, рядом расположен центр мелкооптовой торговли MEspanO Cash & Carry, строительный супермаркет «СтройАрсенал»), его площадь - 15 тыс. кв. метров. Ведет строительство «Сибирского тракта» компания DVI GROUP. Предполагается, что это будет первый концептуальный мебельный гипермаркет для среднего класса. Суть концепции - сегментирование мебели разных производителей по зонам: прихожие, гостиные, спальни, кухни, детские. Соседство торговых центров разной направленности способно привлечь большее количество покупателей.

Рост рынка в среднем ценовом сегменте происходит в основном за счет открытия специализированных торговых мебельных центров или салонов в неспециализированных ТЦ. «Если в прошлом году подобных отделов в нашем городе было всего 63, то в этом - уже 241, - рассказывает специалист комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Татьяна Карамышева. - Помимо ТЦ в Екатеринбурге насчитывается 85 специализированных мебельных магазинов». В Челябинске магазинов - 41, в Тюмени - 6

Средний ценовой сегмент - широкая полоса
Даже первые часы работы IKEA показали: интересы уральских потребителей перемещаются из сегмента мебели эконом-класса в средний (динамика производства и продаж в нем существенно превышает аналогичные показатели сегмента недорогой мебели) и премиум. «Во второй половине дня флажки, которые вручали покупателям на входе в шведский гипермаркет, валялись и в наших магазинах, - делятся наблюдениями участники рынка, работающие в среднем сегменте. - А покупатели говорили: посмотрели на IKEA, а покупать пришли к вам».

Появление второго проекта проблематично. Независимое партнерство «Мебельщики Урала» (23 участника) решили создать современный, отвечающий всем требованиям мебельный гипермаркет и тоже для среднего класса. Стоимость проекта - 10 млн долларов и площадь - 20 тыс. кв. метров. Заявка в мэрию на выделение земельного участка на южной окраине города подана год назад, пул инвесторов сформирован. Однако переговоры с мэрией пока безрезультатны. «Инвестиционные инструменты сегодня позволяют найти деньги для строительства центра, - рассказывает Михаил Шкляр, - но для этого городская администрация должна выделить участок для строительства. На покупку земли у нас денег нет».

Премиум-сегмент представлен в основном небольшими магазинамисалонами (400 - 500 кв. м), предлагающими брендовую мебель из стран Европы, специализирующихся в эксклюзивных нишах и стилях (Torketti, AlexZander, «Мебель как искусство», «День и ночь» и др.). «Наши клиенты - специфическая категория, - рассказывает PRменеджер салонов брендовой мебели Ligne roset и Bulthaup Studio Глеб Бородинский, - это своего рода клуб, объединяющий личности с определенным отношением к жизни и взглядом на обстановку, которая их окружает». Продажи идут не из салона, а на заказ, салон - по большей части визитная карточка. По признанию игроков, это «тяжелый сегмент», владелец бизнеса должен «присутствовать» в надзоре за салоном, велика роль его личных знакомств, дизайнерских услуг, индивидуальной работы с клиентом. Вложения в магазин премиум-класса очень велики.

Четких ценовых интервалов, определяющих принадлежность мебели к тому или иному сегменту, нет. Причин много: конечная цена существенно зависит от эффективности работы производителей и товаропроводящих сетей, их аппетитов и компетенции. Разница в цене на одно и то же изделие, даже в одном городе, может достигать 15 - 30%. Поэтому в отраслевом обиходе часто используют не только деление по основным сегментам, но и по дополнительным (например, нижний средний, средний и верхний средний).

А у нас в магазинах это дефицит, потому что прибыльность тут - только за счет оборота, а для оборота нужны большие площади. Часть продавцов эконом-сегмента сейчас уходит с рынка, часть перепозиционируется на средний. Например, «Центромебель» (низкий ценовой сегмент) недавно открыла торговый центр «Элефант», где представлена более дорогая мебель.

Самый рискованный сегмент - эконом. Но за него больше всего бьются: сюда проще войти и производителю (есть и такие, что делают мебель «в гараже», используют труд гастарбайтеров, при этом умудряются выигрывать тендеры на поставку мебели в школы), и продавцу (достаточно 100 тыс. рублей стартового капитала). Но в этот сегмент явилась IKEA. Она ударит сильно и, по опыту Москвы, красиво: здесь умеют продавать не товар, но образ. А философия местного производителя проста: цена минимальна, значит, минимально и качество. IKEA, например, может продавать совсем простые и дешевые сосновые полки.

Дополнительные материалы:

В перспективе рынок будет двигаться в сторону укрупнения игроков, появления больших специализированных центров. Это первая долгосрочная тенденция. Вторая - уменьшение количества игроков в эконом-сегменте и значительное расширение среднего. Третья - усиление роли дизайна, культуры создания стильной обстановки в домах уральцев уже не только в премиуме, но и в других сегментах. Эту тенденцию привнесла IKEA, подхватят все.

В среднем сегменте цены колеблются от 15 (нижний средний сегмент) до 80 тыс. рублей (верхний средний) за диван. Диван российского производства изготовят и привезут за одиндва месяца, импортный пришлют со складов в течение пары месяцев. Кухни среднего класса (без бытовой техники) обойдутся от 25 до 200 тыс. рублей. Дополнительные услуги (дизайн, сборка и т.д.) постепенно перемещаются из сегмента премиум в средний.

Суета вокруг дивана
В новые квартиры прежде всего приобретают кухни и диваны. Салоны премиум-класса хороши тем, что в 100% случаев они предлагают услуги дизайнера, который разработает интерьер, подберет материал и фурнитуру. От двух до восьми месяцев ожидания - и вы обладатель премиум-дивана (от 60 до 500 тыс. рублей) или кухни (от 200 тыс. рублей).



Юрий Осинцев


Юрий Осинцев (председатель палаты представителей законодательного собрания Свердловской области, председатель филиала Клуба политического действия «4 ноября»)

Сделанный в свое время Советским Союзом индустриальный рывок во многом осуществлен именно благодаря развитию отечественного машиностроения. В послевоенную эпоху доля советских станков в производственных процессах оборонного комплекса составляла более 90%, в гражданском сегменте - две трети, а импортное оборудование было либо уникальным, либо ввезенным в качестве контрибуции из послевоенной Германии.

В послании Федеральному собранию в этом году президент поставил перед страной задачу «в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение…». Безусловно, ее решение имеет стратегический характер, определяющий развитие России на многие десятилетия вперед. Но можно ли успешно развивать высокотехнологичные сферы без мощной материально-технологической базы?
Ответ напрашивается однозначный: без подъема отечественного машиностроения, которое создает орудия труда не только для самого себя, но и для всех отраслей хозяйства, это невозможно. Причем именно машиностроительная отрасль является основой экономического суверенитета и национальной безопасности любого государства. Не зря США, Япония и ведущие страны Западной Европы сформировали национальную промышленность, импортонезависимую в сфере машинообеспечения основных отраслей.

По основным структурным показателям мы постепенно скатываемся к самому началу XX века. Тогда на долю России приходилось 19% вывоза всей продукции машиностроения Германии: станки для обработки металлов и древесины, насосы, машины для бумажной промышленности и т.п. Тогда же Россия получала оттуда более 90% общего объема импортируемых электротехнических изделий, более 20% сложных сельскохозяйственных машин и орудий.

В свое время по производству металлообрабатывающего оборудования Советский Союз находился на втором месте в мире. Россия же к 2004 году оказалась в начале третьего десятка стран-производителей станков. Производственные мощности изношены морально и физически на 80%. По оценкам ряда экспертов, в стране необходимо заменить в течение 15 - 20 лет около 2 млн станков на более современные и производительные, а для этого требуется не один триллион рублей. По объему экспорта мы откатились на 25 место, по импорту металлообрабатывающего оборудования - на 19е. Мало того, в машиностроении начала падать ранее обнадеживающая динамика: против 20% роста в 2004 году - обвал до минус 0,1% в 2005м.

И не зря, как в советское время, так и сейчас, мы вспоминаем 1913й как год наивысшего подъема в дореволюционной России.

Но в то время руководство России не сидело сложа руки. Благодаря активной позиции председателя совета министров Сергея Витте, утверждавшего, что «современное государство не может быть великим без национальной развитой промышленности», правительство усилило протекционистскую политику. Для иностранных товаров была установлена пошлина в размере 35% от их стоимости, а для некоторых - вообще вводились заградительные тарифы.

И сегодня отечественное машиностроение не может осуществить масштабное перевооружение без государственной поддержки. В первую очередь, как и 100 лет назад, имеется в виду государственная протекционистская система.

По итогам прошлого года российское машиностроение практически не имеет иностранных инвестиций. Да можно ли их ждать, когда весь мировой опыт показывает: никакая иностранная корпорация не будет вкладывать средства в производство средств производства чужого государства. Только во второстепенные отрасли, производящие сырье, товары широкого потребления или услуги.

Во-вторых, один из экономических рычагов государства - варьирование ставки НДС: при перепроизводстве и нехватке рынков сбыта продукции НДС увеличивают и, наоборот, его снижают, если хотят стимулировать рост производства. Сейчас, по оценкам специалистов, общая собираемость НДС в стране составляет примерно 11%. Это происходит изза полного или частичного возмещения налога в экспортных операциях. Наибольшие объемы возврата - в торговле нефтью и газом, металлургическими заготовками, соответственно, и выигрывают от возврата налога структуры, у которых рентабельность производства и без того высокая. Таким образом, снижение НДС до 10 - 11% при обязательном условии отмены его возмещения - мера, способная дать мощный импульс национальной промышленности и в частности тяжелому машиностроению и станкостроению.

Во-первых, государство должно прекратить политику низких пошлин для импортного оборудования и инструмента, которые зачастую изготавливаются из вывозимого российского сырья. Складывается парадоксальная картина: при 5 - 10процентной таможенной пошлине для иностранного производителя отечественные платят 18процентный НДС. Кроме того, мы забываем, что внутри Европейского Союза вообще осуществляется беспошлинная торговля, а, следовательно, там импортные комплектующие к станкам не поднимают стоимость продукции.

Еще одну системную проблему можно обозначить крылатой фразой - «кадры решают все!». В практику последних лет вошла «мода» принимать на высшие должности «капитанов промышленности» иностранных топ-менеджеров, в надежде на то, что те отладят производственный процесс и вообще решат все наши внутренние проблемы. Считаю, что эта практика порочна. Сейчас не начало «петровских времен», когда во главе возводимых заводов вынужденно ставили «де генниных». Для любого иностранца в России (как и для любой коммерческой структуры) основной целью является получение прибыли, ему и дела нет до будущего нашей Родины. Поэтому мы просто обязаны воспитывать своих управляющих, формируя, таким образом, собственную национальную управленческую элиту. И это тоже - сфера интересов и забот государства.

Втретьих, государство обязано создать налоговые стимулы для опережающего роста производства в отраслях с наукоемкими технологиями, снижая налоговое бремя и вообще освобождая от налогов инвестиции в станкостроение.


Главная страница :: Анализ :: Был бы витте…
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz