Главная страница :: Анализ

Угмк ввела новый цех на метзаводе им. серова От имени и по поручению Город каналов За себя и за «родину» За чем стоим? за искусством Все средства хороши Я — патриотически настроенный человек Все в семью Надувные шторы для коровника мягкая мебель

Как уже отмечал «Э-У», внимание лизинговых компаний к альтернативным источникам финансирования растет (см. «Рубль - здесь, рубль - там», № 33 от 11.09.06). Однако практическое воплощение этого интереса - скорее исключение, чем правило. Что мешает лизинговым компаниям отходить от привычных схем работы - этот вопрос стал темой круглого стола «Альтернативные инструменты финансирования лизинговой деятельности», организованного АЦ «Эксперт Урал» и журналом «Эксперт Урал».

В середине октября Уральский лизинговый центр (Уфа) выпустил информационный меморандум - обязательный документ, предшествующий размещению облигационного займа. Предварительная дата размещения на Московской межбанковской валютной бирже - ноябрь 2006 года. Если все пройдет удачно, компания станет второй в этом секторе на территории Урала, решившей использовать в качестве источника ресурсов корпоративные облигации (первой в 2005 году на рынок вышла «Ханты-Мансийская лизинговая компания - Открытие»). Всего на данный момент на рынке обращаются бумаги семи российских лизинговых компаний.

- Компании предстоит раскрыть о себе большой объем информации. К сожалению, не все готовы к этому. Чтобы выяснить конечных собственников бизнеса, аудиторам приходится проделать немалую работу. Среди прочих эмитентов из числа финансовых компаний в лизинге самые закрытые структуры, - отмечает заместитель генерального директора по аудиту банков, финансовых, инвестиционных и страховых компаний «БДО Юникон» (Москва) Елена Копанева.

Размер имеет значение
Исторически основным источником ресурсов для лизинговых компаний в России были средства учредителей и банковские кредиты. До поры до времени это всех устраивало. Но рынок не стоит на месте: спрос на финансовую аренду со стороны промышленности, торговли и транспорта растет. Для его обеспечения лизинговым компаниям требуются более длинные и дешевые пассивы. Найти их можно на фондовом рынке. Из всех способов заимствований лизинговые компании чаще всего выбирают три: эмиссии облигационных или вексельных займов внутри страны, размещение кредитных нот за рубежом и привлечение синдицированных кредитов от западных банков. Инструменты разные. Но трудности, с которыми могут столкнуться компании при их использовании, схожи. И первая - обеспечение прозрачности. Инвестор должен понимать, куда он собирается вкладывать деньги:

Помимо наличия отчетности, у менеджмента должно быть формализованное понимание целей развития бизнеса, определены проекты, под которые привлекаются деньги. И конечно, надо реально оценивать собственные возможности. Ведь лизинговая компания - не совсем обычный заемщик.

Причины кроются в специфике организации лизингового бизнеса. Сегодня это уникальный сектор рынка, который никем не контролируется: институт лицензирования отменен в 2002 году, а саморегулируемая организация так и не создана. В результате любая компания, в уставе которой есть пункт о финансовой аренде, может заключать лизинговые сделки. Отсутствие грамотной отчетности по российским стандартам характерно для большинства лизинговых компаний региона. О международных стандартах и говорить не приходится. «Между тем МСФО - это своеобразное лицо компании, инструмент для общения с акционерами и западными инвесторами», - акцентирует внимание участников круглого стола Елена Копанева.

Недостаток собственных активов - действительно серьезная проблема. «Чтобы занять много и дешево, необходимо найти соответствующего поручителя. Хорошо, если у лизинговой компании есть крупный собственник, который может выступить в качестве гаранта. Независимые компании, не принадлежащие никакой финансовой или промышленной группе, имеют меньше шансов выпустить облигации на внутреннем или международном рынке», - убежден генеральный директор «Агентства по инвестициям и лизингу» (Ижевск) Александр Солодянкин.

- На рынке облигационных заимствований есть четкая зависимость объема займа от размера бизнеса, - говорит начальник отдела корпоративных финансов ИФК «Еврогрин» Антон Джуган. - Как, правило, объем одного выпуска составляет треть активов или четверть квартальной выручки. У лизинговой компании нет собственных активов. Поэтому инвесторы оценивают объем лизингового портфеля и сумму лизинговых платежей. От этих показателей во многом и зависит процентная ставка по займу.

- Мы предлагаем региональным компаниям среднего уровня попробовать частное размещение корпоративных облигаций.

Начни с малого
Однако попробовать все-таки стоит. При этом не обязательно сразу начинать с публичного размещения облигаций или привлечения синдицированного кредита на большую сумму, считает руководитель департамента корпоративных финансов ИК «РФЦ» (Магниторгск) Юлия Ищенко:

Участников рынка схема заинтересовала. «Думаю, в ближайшее время мы попробуем выпустить облигации в пределах 20 - 30 млн рублей», –– поделился в завершение круглого стола директор Сибирской нефтяной лизинговой компании (Тюмень) Олег Бердышев.

В этом случае требуется гораздо меньший пакет документов. Клиенты с нашей помощью проходят все необходимые этапы: приводят в порядок отчетность, разрабатывают информационный меморандум, организуют road show и так далее. Следующий этап, выход на публичные заимствования гораздо большего объема, будет гораздо проще.

С точки зрения инвесторов, это дополнительные риски. И если все прочие проблемы лизинговые компании в состоянии снять с помощью консультантов и аудиторов, эта требует консолидации усилий.

Между тем ожидаемого результата все это может не принести. Причина объективна - это противоречивая практика применения налогового законодательства в отношении и лизингодателей и лизингополучателей. «У государственных органов очень часто нет единого мнения, как применять нормы закона: департамент налогового и таможенного регулирования министерства финансов может дать разные заключения на одну и ту же спорную тему», - констатирует финансовый директор компании «Европлан» Вадим Константинов.

Дополнительные материалы:

К сожалению, лоббировать интересы лизинговых компаний некому: влиятельного профессионального объединения, способного защитить их интересы, нет.


Выбивают

Непродуманная налоговая политика в отношении лизинговых компаний негативно отражается на инвестиционной привлекательности отрасли, считает финансовый директор компании «Европлан» Вадим Константинов

Вадим Константинов

Сейчас представители лизинговых компаний бьются над проблемой выкупной стоимости, которая возникает при завершении договора лизинга. Во время срока действия договора предмет лизинга, например автомобиль, учитывается на балансе лизинговой компании. Как только завершается срок договора, заканчивается период амортизации, и предмет лизинга списывается с баланса. Теперь право собственности должно быть передано лизингополучателю. Как это сделать? Раз предмет лизинга списан с учета, логично, что лизинговая компания передает его клиенту по договору купли-продажи по минимальной стоимости, условно говоря, за тысячу рублей. Это нормальный способ завершения лизинговой сделки. Но налоговые органы могут посчитать, что раз право собственности переходит за такие деньги, заключается липовый договор купли-продажи. По их мнению, должны быть применены рыночные цены. А это означает заставлять клиента платить дважды. Между тем в данном случае договор купли-продажи - вспомогательный, это только инструмент передачи прав собственности: клиент уже выплатил всю сумму по договору лизинга. Однако налоговые органы рассматривают такой случай как нарушение закона, некую попытку оптимизации.

- Сколько в России существует лизинг, а это примерно десять лет, столько лизинговые компании сталкиваются с проблемами бухгалтерского учета, вернее, трактовкой законодательства налоговыми органами. Сегодня, например, налоговые инспекции в массовом порядке отказывают лизинговым компаниям в праве на возмещение НДС из бюджета. И вместо того, чтобы сконцентрироваться на бизнесе, финансисты тратят и время, и ресурсы на отстаивание прав в судах.

С точки зрения инвесторов, оценивающих потенциал лизинговых компаний как заемщиков, проблемы с налогообложением - риски, и весьма высокие. В лучшем случае это означает повышение процентных ставок при заимствовании, в худшем - решение кредиторов будет отрицательным. Пострадает инвестиционная привлекательность всей лизинговой отрасли. И это в то время, когда в России активно идет техническое перевооружение, основным финансовым инструментом которого служит как раз лизинг. То есть мы непродуманными действиями просто выбьем из рук нормальный, законный инструмент привлечения инвестиций. Это нужно нашей стране? Думаю, нет.

Безусловно, прецеденты использования лизинга для прикрытия схем ухода от налогов были. Но нельзя на этом основании всех участников рынка считать недобросовестными налогоплательщиками.


Успехи нефтегазохимических предприятий объясняются просто: вслед за ростом цен на сырую нефть (средняя цена нефти марки Urals в 2005 году была на 47% выше средней цены в 2004м), повышалась стоимость продуктов ее переработки.

По итогам 2005 года в совокупной выручке 400 крупнейших компаний Урала и Западной Сибири на нефтегазовый сектор пришлось 50%, на химию и нефтехимию - 6%. Кроме того, компании ТЭК росли в среднем быстрее, чем промышленность: темп - 45%. В результате вклад компаний этого сектора в совокупный прирост выручки топ-400 превысил ее долю и составил 62%.

Догнали и перегнали
Главное событие 2005 года - смена лидера в нефтедобывающей промышленности.

В конце 2004 года НК «Роснефть» купила на аукционе ОАО «Юганскнефтегаз» (ХантыМансийский АО): его продали за налоговые долги материнской компании ЮКОС. Лишившись главного добывающего актива, ЮКОС по итогам прошлого года слетел с первого места по объемам добычи на седьмое. Лидирующие позиции занял ЛУКойл (основные активы - в ХантыМансийском АО и Пермском крае), на втором месте - ТНКВР (ХантыМансийский АО, Оренбургская и Тюменская области), на третье после приобретения Юганскнефтегаза вышла государственная Роснефть.

А уже в 2006 году консорциум «Роснефти» и китайской Sinopec выкупил у ТНКВР ОАО «Удмуртнефть». Эта стратегия нетипична для отечественных нефтедобывающих компаний: они предпочитают накапливать активы, а не избавляться от них.

Отраслевые эксперты отмечают, что ОАО «Сургутнефтегаз» (четвертое место по добыче) в прошедшем году в очередной раз отметился тем, что продолжал накапливать средства на своих счетах, не приобретая активы и не вкладывая средства в инвестпроекты. Согласно отчету компании за третий квартал 2005 года, в ее распоряжении может быть 9,3 - 13,8 млрд долларов. ТНКВР запомнилась тем, что провела ревизию активов и сосредоточилась только на крупных проектах: в результате продала несколько предприятий (в том числе Орский НПЗ, «Оренбургнефтепродукт» и «Нефтемаслозавод» в Оренбургской области) компании «Русснефть».

Амбициозные планы российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний натыкаются, однако, на серьезную проблему - падение роста добычи. В прошлом году она составила около 470 млн тонн, что всего на 2,5% больше показателей 2004 года (прирост по сравнению с 2003 годом 8%). По прогнозам Росэнерго, в 2006 году общероссийская добыча нефти не превысит 475 млн тонн, что означает снижение темпов роста до 1%. Причина - после краха СССР начался сокрушительный спад геологоразведочных работ, новые месторождения к разработке не готовились. Теперь компании наверстывают упущенное. Президент ТНКВР Роберт Дадли считает, что компании возобновят рост уже в 2009 году, когда начнется разработка новых проектов.

Безусловными фаворитами 2005 года называют госкомпании - Роснефть и Газпром. Президент первой Сергей Богданчиков заявил на исходе прошлого года, что к 2015 году компания будет стоить больше 100 млрд долларов (сейчас - около 50) и добывать 128 млн тонн нефти (в 2005 году - 74,6). Лейтмотив стратегии 2005 года для Газпрома - превращение из российского газового монополиста в глобального игрока на мировом энергетическом рынке с целью составить конкуренцию таким транснациональным корпорациям, как Exxon Mobil, ChevronTexaco, Royal Dutch/Shell, BP. Председатель правления Газпрома Алексей Миллер заявил, что через пять лет стоимость концерна может вырасти до 200 млрд евро (с нынешних 160). Для этого у Газпрома есть все. Во-первых, на долю концерна приходится четверть мирового экспорта газа. Во-вторых, компания расширяет географию присутствия за пределами России. Втретьих, Газпром активно занимается диверсификацией бизнеса и имеет активы в энергетическом, нефтяном и газохимическом секторах. Главное приобретение 2005 года - 72% акций Сибнефти (ныне - Газпромнефть, добыча по итогам года - 45,2 млн тонн). Перед нефтяной «дочкой» Газпрома уже поставлена задача: увеличить ежегодную добычу до 80 млн тонн к 2020 году.

Положительная динамика достигнута за счет благоприятной внешней конъюнктуры и конкурентных преимуществ отечественной химии (цены на энергоносители и природный газ в России ниже мировых). Чтобы застраховаться от будущего повышения тарифов естественных монополий, компании продолжают инвестировать в модернизацию производства, строитель-ство энергомощностей, создание собственного вагонного парка. Так, Уралкалий планирует в текущем году завершить проект развития энергетической базы, Уральская химическая компания строит первую очередь ТЭЦ мощностью 2,5 МВт, «Сильвинит» приобрел 500 минераловозов общей стоимостью 612,6 млн рублей. Предприятия, зависимые от цен на газ (например, ОАО «Метафракс», Пермский край), вкладывают средства в глубокую переработку и начинают выпускать конечную продукцию.

Вышли из тени
В химической отрасли большинство предприятий Уральского региона побили рекорды 2004 года по физическим и финансовым показателям. Предприятия, вошедшие в топ-400, увеличили объем реализации в 2005 году на 41%, что выше, чем в среднем по рейтингу. Более трети прироста выручки - доля ОАО «Уралкалий» (Березники, Пермский край) и ОАО «Сильвинит» (Соликамск, Пермский край).

Минувший год продемонстрировал и новую тенденцию: игроки химической отрасли становятся открытыми. «Компании выходят из тени: они начали публиковать реальные финансовые показатели, в том числе прибыль, - подтверждает аналитик ИК “ЦентрИнвест групп” Максим Иванов. - За прошедшие год-два предприятия стали уходить от трансфертного ценообразования и торговли через аффилированных посредников, на счетах которых оседала значительная часть прибыли». За прошедший год капитализация химических компаний выросла в 2 - 5 раз: так, рыночная стоимость Уралкалия увеличилась в 2,5 раза до 64,4 млрд рублей, «Сильвинита» - в 4 раза до 31,5 млрд рублей. «Химические компании достигли справедливой стоимости», - констатирует Максим Иванов.

Благодаря высокому спросу на мировых рынках и росту цен наиболее прибыльна в химпроме сегодня калийная отрасль. Объем мирового рынка калийных удобрений в 2002 - 2005 годах расширился на 25%, но дефицит хлористого калия возникает периодически. Ожидается, что спрос будет увеличиваться ежегодно не менее чем на 2 - 3%. Это ведет к росту цен: за прошлый год на ключевых рынках мира они поднялись на 10 - 20%. Единственные российские производители хлористого калия - Уралкалий и «Сильвинит» - попрежнему демонстрируют самую высокую рентабельность среди уральских химиков и продолжают наращивать производство.


Главная страница :: Анализ :: Сырьевое счастье
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz