Главная страница :: Анализ

Кто купит «семью»? С шиком Nissan teana: ставка на роскошь и комфорт Новое русло молочной реки С широко закрытыми глазами мягкая мебель

В Верхней Салде сложилась особая ситуация: несмотря на относительно высокий потребительский потенциал, в городе иногородние бренды практически не представлены. Почему?

Развивая крупный сетевой бизнес, собственники традиционно интересовались только региональными центрами-миллионниками. Сейчас, когда они в первом приближении освоены, планка снижается. Огромный потенциал для развития бизнеса компании видят во «вторых городах» с населением 300 - 500 тысяч. Многие регионалы и некоторые федералы (такие как «Эльдорадо», «Евросеть») уже пришли в 30 -50тысячники. Последние примеры: продовольственная сеть «Монетка» (Екатеринбург) в конце апреля открыла магазины в Качканаре и Реже (оба - Свердловская область, численность населения - до 50 тыс. человек), СКБбанк (Екатеринбург) недавно начал работать в Алапаевске (Свердловская область, около 40 тыс. жителей). Для крупнейших игроков российского рынка это, как правило, франчайзинговые проекты. По словам директора по связям с общественностью сети «Техносила» Надежды Сенюк, в 2007 году компания планирует открыть 100 объектов, из них не менее 65 франчайзинговых магазинов в региональных городах на 50 - 150 тыс. жителей.

Расширив базу исследования в этом году, мы оценили ситуацию в Верхней Салде. Результаты показали: город возглавил группу наименее привлекательных для ведения бизнеса. в городе слабо развита деловая инфраструктура, не хватает коммерческих площадей. К примеру, нет ни одного крупного торгового центра. Все магазины и офисы располагаются преимущественно на первых этажах жилых домов. При этом стоимость одного квадратного метра велика и превышает цены в таких городах, как Магнитогорск и Березники. Рынок складской недвижимости не сформирован.

Не в фавореВ прошлом году аналитический центр «Эксперт Урал» провел исследование «Вторые города Большого Урала» (методику и результаты см.«Посторонним вход», «Э-У» № 47 от 18.12.06). Мы сравнили потребительские возможности и условия ведения бизнеса в 15 малых городах региона. Определены лидеры по всем показателям - Магнитогорск, КаменскУральский, Нижний Тагил, Первоуральск, Стерлитамак. Это города первой волны экспансии: здесь давно работают многие сетевики. Отрицательный сигнал для новых игроков - деловая инфраструктура близка к максимальной загрузке, уровень конкуренции высок. Наибольшим потенциалом для приходящих компаний обладают Соликамск, Орск, Нефтекамск и Златоуст: бизнес выгодно развивать здесь и сейчас.

Ситуацию усугубляет плохая транспортная доступность. К примеру, прямое железнодорожное сообщение с крупными областными центрами и столицей отсутствует. По оценкам экспертов, этот фактор существенно влияет на принятие решения о выходе в тот или иной город (его вес - 10,4%).

Высоки издержки на поиск и привлечение персонала. За высшим образованием молодежь уезжает в областной центр, а средние специальные учебные заведения выпускают недостаточное количество специалистов: четыре на тысячу жителей (против девяти, например, в Глазове, входящем в ту же группу по привлекательности). Основные кадровые ресурсы сосредоточены на градообразующем предприятии. Высокие цены на жилье в Верхней Салде и большие зарплаты в областном центре делают привоз топ-менеджеров и менеджеров среднего звена дорогим удовольствием.

Быстро растет среднемесячная заработная плата - на 57,5% за последние два года. Оборот розничной торговли составил в 2005 году 36,1 тыс. рублей на одного жителя: примерно столько же, сколько в Чайковском и Первоуральске. За 2006 год показатель вырос на 21%. Хорошую динамику показал оборот общественного питания - 30,8% к 2005 году. Высока обеспеченность населения автомобилями.

В ожидании волны
Тем не менее Верхняя Салда имеет все шансы войти в группу наиболее перспективных. Город обладает чрезвычайно высоким потребительским потенциалом. Это определяющий фактор при выборе точки для экспансии: его вес - 48%.

А это значит, что сейчас как местным предпринимателям, так и иногородним компаниям выгодно вкладываться в развитие инфраструктуры. Свободные ниши для инвестиций существуют в недвижимости (коммерческой и жилой), банковской сфере, сегменте образования, страховом и лизинговом бизнесе. Интересно развивать сети интернеткафе, салоны сотовой связи, точки общественного питания с высоким качеством обслуживания в определенных районах города.

Большие потребительские возможности ставят Верхнюю Салду по этому показателю в один ряд с Орском, Нефтекамском, отчасти даже с Нижним Тагилом. Неизбежно город будет привлекать внимание иногородних сетевых компаний.


Движение в регионы иностранных банков, работающих в России, - наиболее яркая тенденция последних лет. И для многих именно Урал с его напряженной конкурентной средой в банковском секторе становится экспериментальной площадкой отработки стратегии присутствия на незнакомых территориях.

Во время недавних «Дней Швеции в Екатеринбурге» менеджеры Handelsbanken объявили о намерении развивать в России филиальную сеть. По словам Пера Лундберга, директора департамента корпоративных клиентов банка, второй точкой после СанктПетербурга станет Екатеринбург. Подчеркнем: дочерний Svenska Handelsbanken зарегистрирован в России только в мае 2005 года.

Кризис 1998 года заставил ЕБРР пересмотреть тактику. Через год после дефолта на базе Российского банка проектного финансирования, основным акционером которого был ЕБРР, появилось специализированное учреждение поддержки малого бизнеса - КМБбанк. Естественно, возникла потребность в организации сетей для продвижения банковских продуктов. Первое представительство КМБбанка открылось в Екатеринбурге в 1999 году (в 2004 году на его базе создан филиал).

Неконкурент
Западный капитал в финансовый сектор Урала начал приходить еще в 90е годы. Основным каналом стал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР): через специально созданный Фонд поддержки малого бизнеса он предоставлял российским банкам ресурсы для кредитования этого сегмента. Всего по России у Фонда было 13 партнеров, в основном из числа крупных московских учреждений с широкой филиальной сетью.

ЕБРР продолжает влиять на ситуацию в банковском бизнесе и ресурсами, и технологиями. Однако для региональных банков эта международная финансовая организация прежде всего партнер. Иное дело - универсальные кредитные учреждения. Они - конкуренты и, как показывает практика, весьма серьезные.

Со временем динамичное развитие банковской системы России подтолкнуло ЕБРР к возобновлению сотрудничества с действующими кредитными учреждениями. Сегодня он предоставляет регионалам кредитные линии: в УРФО в рамках программ торгового финансирования и финансирования малого бизнеса по ним работают Уралвнешторгбанк, Челиндбанк и Уралтрансбанк. Кроме того, ЕБРР инвестирует в капитал: в 2002 году приобрел 25% акций Уралтрансбанка, сейчас, по информации «ЭУ», идут переговоры об аналогичных проектах с ХантыМансийским банком и СКБбанком.

- Для представительства достаточно арендовать офис и поставить компьютер.

Верный расчет
Интерес к Уралу со стороны универсальных иностранных банков, работающих в России, еще до недавнего времени был сосредоточен исключительно в секторе крупнейшей клиентуры. Предприятия базовых отраслей экономики региона - металлургии, машиностроения, нефтедобычи - остро нуждаются в дешевых и длинных ресурсах, которые как раз готовы предоставлять иностранные банки. Как правило, компании обслуживались через московский офис банка, а для поддержки контактов на местах открывались представительства. Если бизнес шел успешно, на их базе создавался филиал со всем спектром банковских операций. Председатель правления Международного московского банка (ММБ) Илкка Салонен считает, что такая стратегия оправдана:

Однако стремительное развитие рынка банковских услуг в России заставляет менять подходы даже сверхосторожных западных банкиров. В 2004 году Райффайзенбанк первым из «дочек» вышел на региональный рынок сразу через открытие филиала. Принципиальное отличие этой стратегии - одновременное и быстрое продвижение не только корпоративных, но и розничных продуктов (автокредитования и ипотеки). И первой точкой в программе построения сети опять же стал Екатеринбург. Председатель правления банка Иоханн Йонах считает, что в расчетах не ошиблись. Филиал в соответствии с принятой программой уложится в запланированный трехлетний срок окупаемости. Практика выхода на рынок именно по такой схеме получила распространение в других регионах: вслед за Екатеринбургом филиалы Раффайзенбанка появились в Новосибирске, а затем в Челябинске. В планах - Пермь и Тюмень.

А инвестиции в филиал - минимум 25 - 30 млн рублей: такими деньгами не разбрасываются. Мы должны почувствовать региональный потенциал и понять, насколько нас воспринимает местное экономическое окружение. Именно так мы поступаем по всей России, в том числе и на Урале.

Nordea

Иностранные банки на Урале
БанкОсновной акционерСтрана акционераГорода присутствияФорма присутствия ММБ

Челябинск

Швеция

Екатеринбург

Филиал

Райффайзенбанк

Филиал

Австрия

Raiffeisen International Bank-Holding AG

Филиал

Екатеринбург

Филиал

Челябинск

Soсiete Genaralе

Банк Сосьете Женераль Восток

Екатеринбург

Франция

Екатеринбург

Представительство

КМБ-банк

ККО * дочернего банка Русфинанс Банк (Самара)

Италия

Intesa

Филиал

Екатеринбург

Доп офис

Нижний Тагил

Доп. Офис

Каменс-Уралський

Доп офис

Первоуральск

ККО *

Челябинск

Citigroup

Сити банк

Екатеринбург

США

* кредитно-кассовый офис

Представительство

- Свердловская область и Урал в целом - большой, растущий, интересный рынок с хорошей конкуренцией, именно здесь можно обкатывать решения, которые будут затем применяться в других регионах России.

По мнению директора представительства «Банк Сосьете Женераль Восток» в Екатеринбурге Алексея Павина, такой результат закономерен:

По словам директора департамента развития малого и среднего бизнеса КМБбанка Ларисы Беляевой, темпы развития екатеринбургского филиала в разы опережают другие территории страны, здесь формируется самый большой (до 11%) кредитный портфель:

«Банк Сосьете Женераль Восток» пришел на Урал практически одновременно с Райффайзенбанком, однако по несколько иной схеме. Сначала в Екатеринбурге открылось представительство, которое естественно сконцентрировалось на финансировании крупных корпораций (предположительные сроки преобразования его в филиал - первый квартал 2007 года). А вот для завоевания рынка розницы совместно с фондом Baring Vostok Capital Partners создана специализированная компания Русфинанс, филиалы которой начали предоставлять населению займы в торговых точках и автосалонах Екатеринбурга. В 2005 году группа Soсiete Genaralе приобрела самарский банк ПРОМЭКС и, проведя ребрендинг, перевела на него активы Русфинанс. В результате на рынке появился Русфинанс Банк. В Екатеринбурге он обозначил присутствие в форме кредитнокассового офиса (ККО). «Сейчас перед нами стоит задача открыть ККО во всех крупных центрах от Уфы до Тюмени, - говорит заместитель директора дирекции Уральского федерального округа ООО «Русфинанс» Вадим Васильев. - Основным продуктом остаются экспресс-кредиты в магазинах и автосалонах шести городов Большого Урала».

Получается, выбор столицы Среднего Урала в качестве старта для многих проектов со стороны западных банков - уже тенденция.

- В нашем банке принята стратегическая программа на ближайшие годы. Речь идет о расширении инфраструктуры для обслуживания малого предпринимательства и развитии нового розничного направления бизнеса (потребительского и ипотечного кредитования, предоставления розничных банковских услуг для физических лиц). И именно екатеринбургский филиал выбран в качестве стартовой площадки для отработки этого проекта.

Конкурентным преимуществом дочерних иностранных банков попрежнему будет более низкая стоимость ресурсов. Однако многие вовсе не собираются по этой причине брать рынок демпингом. Говорит Илкка Салонен:

Поборемся еще
Усиление присутствия в регионах банков с мировым именем и столетней историей - хороший стимул развития и без того сильных регионалов. «Мы должны постоянно улучшать качество сервиса, чтобы защитить позиции», - говорит председатель правления СКБбанка Владимир Пухов.

Такой подход грозит местным банкам оттоком кадров, а они и без того в дефиците. Однако регионалы уверены: у них есть запас времени. Иностранные структуры еще долго будут осваивать преимущественно областные и республиканские центры, вряд ли тот же Райффайзенбанк пойдет в ближайшее время в КаменскУральский или Миасс. «Рынки за пределами Екатеринбурга никого из иностранных игроков пока особо не интересуют, поэтому мы свою задачу видим в расширении географии бизнеса: эффективно идти туда, где нет конкурентов ни со стороны москвичей, ни со стороны иностранных банков», - обрисовывает стратегию Владимир Пухов.

- Ценовые войны - путь в никуда. Не этот фактор строит успех. Главное - команда, которая будет обслуживать клиентов и делать это лучше, чем другие банки. Мы уверены, что нам удастся сформировать в Екатеринбурге лучшую команду.

- Иностранным банкам, не имея широкой филиальной сети, сложнее достигать охвата целевых сегментов. У региональных и сеть больше, и база розничных клиентов шире (включает категории с доходами средними и ниже средних). Плюс правильная оценка кредитных рисков, многолетний опыт взаимоотношений с клиентами. Охватить огромную массу корпоративной клиентуры иностранным банкам не позволят объективные факторы: небольшой размер уральских предприятий, не всегда высокий уровень финансового менеджмента, немалое число компаний, связанных рамками финансово-промышленных групп. Таким образом, сегмент, с которым работали банки с иностранным участием, сводился к «голубым фишкам», отчетность которых отвечала международным стандартам.

С коллегой согласен и вицепрезидент - финансовый директор Уральского банка реконструкции и развития Антон Соловьев:

Мы не ожидаем бурного роста сделок по покупке иностранными банками собственно региональных учреждений. «Банки в России слишком дорогие, что связано с неким ажиотажем в этой сфере. На самом деле банковский бизнес в России еще формируется, поэтому есть возможность расти органически. Это дешевле: ты не платишь за чужие ошибки. И в то же время успеваешь получить свою часть торта», - подтверждает прогнозы Илкка Салонен.

Предпродажная подготовка
По всей видимости, количество иностранных «дочек» в регионах через создание собственных подразделений будет расти. Как нам сообщили в пресс-службе Сити-банка в Екатеринбурге, уже зарегистрировано представительство, а до конца года планируется открыть ККО по работе с физическими лицами: «Мы начнем с кредитных карт и будем расширять продуктовую линейку до полного ассортимента банковских продуктов и услуг, доступных нашим клиентам в Москве и СанктПетербурге». По информации «Э-У», еще один банк, BNPPariba, уже заключил предварительный договор аренды помещения в Екатеринбурге.


Главная страница :: Анализ :: Не бойся данайцев
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz