Главная страница :: Анализ

Похоже на саботаж Поставки титана не прервутся Компактный гигант Мнимый больной За длинной деньгой Звездный час тепловых сетей Газ отправят в химию Нацпроект «здравоохранение» хромает Забыть «незабудку» мягкая мебель

Первые итоги летнего сезона в металлоторговле показали: рынку удалось избежать повторения прошлогодней «арматурной лихорадки». Тогда галопирующий рост цен на арматуру, вызванный резким превышением спроса над предложением, поверг участников рынка в шок - они месяцами не могли выкупить заказанный товар, срывали сроки поставок сортового проката клиентам. В нынешнем году компании, наученные арматурным кризисом, заранее озаботились не только пополнением складов, но и развитием переребатывающих мощностей. О том, что происходит на арматурном рынке Урала, «Э-У» рассказал заместитель директора дивизиона «Сталепромышленная компания - Свердловская область» Алексей Букреев. - Алексей Вячеславович, какова конъюнктура рынка арматуры сегодня?

Алексей Букреев: «Хотя рентабельность металлотрейдеров снижается, будущее рынка безоблачно»

- Почему в прошлом году металла не было, а в этом есть?

- Я практически на 100% уверен, что прошлогодняя ситуация не повторится. Мы уже входим в пик сезона, но цены стабильны, лихорадки на рынке нет, металл есть у всех трейдеров. Цена в среднем на 15% ниже, чем на пике прошлого года: тогда были моменты, когда арматура № 10 продавалась по 30 тыс. рублей за тонну. Сейчас 25 - 27 тыс. рублей.

Производители арматуры, меткомбинаты, тоже заранее заложили большие объемы выпуска, чем год назад. Кроме того, на среднеуральском рынке наблюдается стабильный приток арматуры из других регионов и даже изза рубежа. А в европейской России появилась турецкая продукция. До нас она не доходит, но отчасти заполняет рынок центральной части страны, и от нас отправляется туда меньше арматуры, чем раньше.

- Производители и трейдеры неверно спрогнозировали спрос. Поэтому когда он начал расти взрывными темпами, рынок не смог перестроиться. В этом году компании подготовились основательнее. Трейдеры, и мы в том числе, тщательнее подошли к планированию, внимательно оценили потребности строителей, провели переговоры с крупными застройщиками Среднего Урала. Оценить металлоемкость региона в принципе несложно.

- Мы работаем с Китаем, Египтом, Белоруссией.

- Откуда идет импорт?

- В прошлом году несколько компаний пытались закупать китайскую арматуру, но остались недовольны ее качеством. Вас оно устраивает?


- Есть ли какие-то серьезные конкурентные преимущества или недостатки у импортной арматуры?

- Сказать, что китайская арматура заметно уступает нашей по качеству, я не могу. То же - по поставкам из Египта. Вся продукция сертифицирована, внешние данные, геометрия зачастую лучше, чем у отечественных производителей. Скажем, на каждом китайском прутке стоит клеймо, торцы окрашены. Она просто эстетически привлекательнее. Если говорить о функциональных свойствах, то их арматура не хуже и не лучше нашей. Сертификация подтвердила соответствие качества нашему ГОСТу.

- Вы контактируете с зарубежными компаниями напрямую или через посредников?

- Я считаю, что главный минус - сроки поставок. Учитывая границы, таможню, заказ нужно делать за два-три месяца вперед. В России можно работать оперативнее, кроме того, если появляются какие-то проблемы со сроками, повлиять на поставщика.

- Условия сотрудничества с зарубежными компаниями отличаются?

- С Китаем напрямую. Иногда приходится работать с компаниями, аффилированными с производителями.

- Можно ли сказать, что именно импортная арматура «закрыла» неудовлетворенный спрос прошлого года и ликвидировала дефицит?

- Особых отличий нет. Если партнеры еще плохо известны друг другу, то идет 100процентная предоплата. Если есть положительный опыт сотрудничества, то с европейскими компаниями действует такая схема: процентов 10 - предоплата, когда металл произведен - следующий платеж, а после его прихода оплачивается остаток.

- Есть ли разница по уровню цен?

- Пожалуй, нет. В нашем объеме торгов импортный сортовой прокат составляет около 5%. А кроме СПК на среднеуральском рынке никто импортом на постоянной основе не торгует - есть единичные поставки, в основном через Москву. Роль импорта в другом - он позволяет закрывать отдельные бреши, не запускать эффект домино когда незначительный дефицит приводит к общей лихорадке рынка.

- Насколько важна ценовая конкуренция на рынке?

- Цены, с учетом дороги, вполне адекватны и конкурентны. Не могу сказать, что китайская арматура, проехавшая в вагоне 5 тыс. км, дороже, чем местная. Думаю, тут сказывается ценовая политика отечественных производителей.

- Значит, опасения, что торговые дома меткомбинатов вытеснят с рынка независимых металлотрейдеров, безосновательны?

- Фактор цены важный, но не самый главный. Строители не купят себе на склад вагон дешевой арматуры одного диаметра. Им нужен ассортимент, комплексный заказ, удобные условия поставки. Одним словом - сервис. Поэтому, кстати, меткомбинаты и их торговые дома не вытесняют с рынка независимых металлотрейдеров. Что может предложить завод покупателю? Самые низкие цены при прямых поставках. Но при условии покупки партии арматуры максимум двух диаметров объемом от вагона и больше через несколько недель. А строителям не нужен вагон завтра, им требуется 10 тонн арматуры разного диаметра, причем сегодня. Мы же можем скомплектовать до 30 позиций в рамках одной партии.

- Что вы вкладываете в это понятие?

- В целом, да. Хотя идет постепенное сокращение небольших компаний, торгующих мелкими партиями проката, в том числе арматуры, с наценкой 1 - 2%. Этим фирмам не хватает ресурсов, чтобы развивать сервисную составляющую.

Если клиент приезжает к нам сам, мы до минимума сокращаем время его пребывания на складе. Для этого заранее просчитывается логистика, происходит предварительная комплектация заказов.

- Мы максимально сокращаем время между возникновением потребности в металле и его поставкой. Создаем собственную транспортно-логистическую компанию. Ей уже сегодня принадлежит около 30 единиц транспорта, в основном длинномеры. Их услуги очень востребованы: в сумме они делают до 200 рейсов за день. Были случаи, когда автотранспортом до Красноярска довозили металл. Если надо, можем воспользоваться железной дорогой.

- Вы планируете реализацию крупных инвестпроектов в области сервисных услуг?

Не менее важно наличие широкого ассортимента, хорошая упаковка, предварительная обработка. Имеет значение, может ли фирма по заказу клиента сама порезать металл, сделать перфорацию, изготовить различные полуфабрикаты. Поэтому мы инвестируем именно в это направление развития бизнеса. Да и другие участники рынка собираются двигаться в этом направлении.

- Если говорить о перспективах развития сервисной составляющей, какие цели ставят перед собой компании?

- Мы уже реализовали один такой проект: год назад запустили производственный комплекс для переработки арматурного проката стоимостью около 3 млн евро. Его производительность - до 2,5 тыс. тонн арматуры в месяц. Пока перерабатываем 400 - 500 тонн ежемесячно, но объемы растут. Большинство строительных компаний пока используют ручной труд, а он однозначно проигрывает механизированному по точности изготовления и уровню издержек. По нашим подсчетам, автоматизация изготовления конструкций из арматуры экономит до 30% накладных расходов на этот вид продукции. Сегодня еще две-три компании предлагают подобные услуги.

- Можно ли спрогнозировать ближайшее будущее рынка арматуры?

- Мы планируем поставку готовых плоских и объемных пространственных каркасов непосредственно на стройку. Со временем заберем у строителей большую часть этой непрофильной, на наш взгляд, работы. Думаю, пока этим направление передела арматуры ограничится. Дальше уже идет монтаж. Но это - хлеб строителей. Мы на него не покушаемся.

- Почему?

- На пять лет - оно безоблачно. Объемы продаж арматуры в Свердловской области сейчас составляют около 30 тыс. тонн ежемесячно, и в ближайшем будущем падения объемов не предвидится. Группа «Ренова» уже в нынешнем году приступает к застройке района Академический на 9 млн кв. метров, а «ИтераИнвест-Строй», девелоперское подразделение нефтегазовой компании «Итера», заявило о намерении построить жилой массив в районе ВИЗПравобережный. Уже разработан проект, предполагающий застройку 1 млн кв. метров, в том числе 820 тыс. метров жилья. УГМКХолдинг возводит деловой центр - Екатеринбург-Сити. Так что в ближайшие годы спрос на арматуру резко возрастет. Думаю, на рынок попытаются зайти металлотрейдеры федерального уровня, пока на Среднем Урале из федералов работают только торговый дом «Мечел» и Комтех. Правда, закрепиться на местном рынке новым игрокам будет непросто.

Словом, выход очень непростой. С нуля построить компанию, которая бы занимала серьезное место на рынке, невозможно. Придется серьезно вложиться в оборудование, сервис. Могут возникнуть проблемы с площадками под склады и сервисные металлоцентры - в Екатеринбурге и окрестностях не хватает таких площадей.

- Свердловский рынок уступает московскому и по объемам продаж, и по уровню сервиса, но мы развиваемся в том же направлении, что и центр страны. Уже сегодня федеральные игроки не смогут предложить ничего такого, чего нет на местном рынке. Остается только ставка на низкие цены. Но, как я уже говорил, одной цены мало. Потребители будут требовать отсрочек платежа. И тут встанет вопрос, как долго новые участники рынка смогут работать, демпингуя и в долг.

- Она уже сейчас неуклонно снижается.

- По мере роста рынка и усиления конкуренции рентабельность будет расти или падать?


По данным областного министерства промышленности, за 10 лет из отходов получено продукции на сумму более 23 млрд рублей. Сейчас в рамках программы реализуется 74 проекта. Ее координация поручена Государственному научному центру РФ - ОАО «Уральский институт металлов» (УИМ).

29 июня в Ревде на базе Нижнесергинского метизно-металлургического завода прошло совещание по проблемам переработки отходов металлургического производства в Свердловской области. В нем участвовали представители областных министерств, Ростехнадзора и руководители служб охраны окружающей среды и промышленной безопасности предприятий. Актуальность поднятой проблемы для Среднего Урала очевидна: ежегодно здесь образуется более 160 млн тонн отходов производства. Всего их скопилось свыше 8 млрд тонн, из них почти 80% - продукт предприятий горно-металлургического комплекса. Отвалы и шламохранилища негативно влияют на окружающую среду, кроме того, занимают земли, которые могли бы использоваться для других целей.Между тем отходы - как правило, ценное сырье. Уже сейчас перерабатывается 100% шлаков, образующихся в черной металлургии, ряд предприятий начали разработку отвалов. Из шлаков и шламов извлекают металл, производят строительные материалы, цемент, сельскохозяйственные удобрения, многое другое. На внедрение технологий для этого нацелена областная инвестиционная программа переработки техногенных образований, действующая с 1996 года.

- Юрий Васильевич, что уже удалось сделать?

О том, какие технологии переработки уже удалось внедрить, и о перспективах новых проектов рассказывает заведующий отделом переработки металлургических шлаков УИМ, исполнительный директор дирекции программ «Переработка техногенных образований Свердловской области» Юрий Сорокин.

- За это время утилизировано180 млн тонн отходов. В целом в области перерабатывается 40% от ежегодно образующихся 160 - 180 млн тонн отходов. Оговорюсь: далеко не все проекты переработки, реализуемые на предприятиях, включены в программу. Она учитывает только комплексы, введенные за последние 10 лет.

В черной металлургии мощности переработки шлаков уже в два раза превышают годовой объем образования этих отходов, то есть в дело идут не только шлаки текущего производства, но и ранее накопленные отвалы. В рамках программы утилизируется до 5,5 млн тонн шлаков в год при текущем выходе около 2,5 - 3 млн тонн в год.

Юрий Сорокин
Установки переработки шлаков внедрены на всех предприятиях черной металлургии в Свердловской области. На Нижнетагильском металлургическом комбинате эксплуатируется крупнейший в Европе цех мощностью 3 млн тонн в год. Дробильносортировочные комплексы работают на Северском трубном, Нижнесергинском метизно-металлургическом (имеет две площадки - в Нижних Сергах и Ревде) и Серовском металлургическом заводах.

- Каков экономический эффект от этих проектов?

Внедрение технологий переработки в цветной металлургии идет гораздо медленнее. Проекты рециклинга металлов реализуются на предприятиях УГМК и у переработчика «СЕАЛиК» (пос. Монетка, Свердловская область). Строится обогатительная фабрика на Ключевском заводе ферросплавов: она начнет заниматься отвальными шлаками, мощность 300 тыс. тонн исходного сырья в год. Там впервые будет применяться разделение по видам металла (феррохром, хром, ферротитан, феррониобий и другие) и видам шлаков.

- Сколько стоит внедрение технологий переработки и каковы сроки окупаемости?

- За время работы программы - 22 млрд рублей. В основном эффект достигнут за счет более низкой стоимости получаемой продукции по сравнению с аналогичной из природного сырья: не нужно разрабатывать новые месторождения, открывать карьеры. Есть и социальный аспект - создано более 3 тыс. рабочих мест.

- Какие технологии применяются при переработке шлаков металлургических производств?

- Сроки, как правило, не превышают 3 лет. Максимальные, до пяти, у проектов переработки красных шламов - отходов цветной металлургии. Но там и капитальные вложения велики, до 300 - 400 млн долларов. Остальные проекты дешевле: их стоимость варьируется от того, из каких отходов и что именно производится. Например, установки брикетирования стоят 50 - 100 млн рублей, а оборудование для получения абразивов еще экономичнее. Дешевле всего выборка из отвальных шлаков металла: там одна статья расходов - приобретение напольного оборудования. Мы это называем «снимать сливки»: передвижная техника вскрывает верхний слой отвалов и выбирает металл без использования минеральной части. Окупается такая установка менее чем за год. Но это неправильный подход: он не решает проблем, а лишь ухудшает экономику дальнейшей переработки. Получается, что самый ценный металл извлечен, а перерабатывать на щебенку минеральную часть менее выгодно: щебень на два порядка дешевле металла. В результате 90 - 95% шлаков так и остается в отвале.

У нас разработаны типовые технологические задания на проектирование установок мощностью от 50 тысяч до 3 млн тонн в год. При такой технологии получается практически стопроцентная переработка: металл возвращается металлургам, а минеральная часть идет на производство щебня для дорожного строительства. Даже пыль, выделяющаяся при дроблении, улавливается и находит применение как добавка для укрепления грунтов. Поэтому можно сказать, что производство тут безотходное.

- На всех предприятиях черной металлургии внедрена механическая переработка: кусковые материалы измельчаются на дробильно-сортировочных установках.

- Мы работаем по нескольким направлениям. В частности занимаемся технологией брикетирования для дисперсных материалов: пыли газоочистки, замасленной окалины, шламов и прочее. В отличие от кусковых материалов, их нужно окомковывать. Разработали технологию получения брикетов для сталеплавильного производства без дополнительных связующих добавок. Это позволит предприятиям перейти на полную переработку твердых отходов. Причем составы подбираем таким образом, чтобы брикет содержал около 50% железа плюс восстановитель и шлакообразующие материалы: это повышает выход металла, улучшает условия его очистки от фосфора, способствует экономии электроэнергии. Сейчас мы отрабатываем эту технологию на Северском трубном заводе.

- Какие новые направления в развитии технологий переработки вы считаете перспективными?

Очень перспективное направление - переработка шлаков в жидком состоянии. Это мировая тенденция. Дробильносортировочные установки довольно затратны: для них нужно строить здания, закупать большое количество оборудования. Для переработки твердых лежалых шлаков они подходят идеально, но для текущих отходов - технология, на наш взгляд, нерациональна. Сейчас мы у расплава отнимаем тепло, тратим энергию, чтобы превратить его в твердый материал, а потом изыскиваем оборудование, с помощью которого его можно раздробить. Если же перерабатывать расплавленные шлаки, они будут измельчаться в кашеобразном состоянии. Затрат гораздо меньше, а продукция получается качественнее: улучшаются условия разделения металла от шлака, щебень образуется с более устойчивой структурой.

Есть решения по переработке распадающихся рафинировочных шлаков: технология их стабилизации позволяет получать кускообразное сырье для производства щебеночных строительных материалов. Разработана технология получения абразивов из шлаков. Они используются для очистки металлических поверхностей в различных отраслях, вплоть до обработки корпусов морских судов.

С учетом того, что земля становится дороже, внедрение новой технологии позволит более рационально использовать заводскую территорию. По капиталовложениям эта установка в 3 - 5 раз дешевле дробильно-сортировочной, а ее энергетические затраты на порядок ниже.

Еще огромный плюс этой технологии в том, что она не требует больших площадей для охлаждения шлаков. Шлак подается в установку, которая занимает гораздо меньше места, чем шлаковые «поля».

- А как получилось, что китайцы воспользовались этой технологией раньше российских металлургов?

Нашим проектом заинтересовались в Китае. Мы продали лицензию и рабочие чертежи для изготовления установки переработки шлаков в жидком состоянии одному из крупнейших производителей стали в мире - Baosteel. Когда она была внедрена, китайцы сказали, что это революционное решение. По их словам, степень извлечения металла достигает 90%. Для сравнения: на дробильно-сортировочных установках - не более 60%.

Дополнительные материалы:

- У нас всегда так получается: за рубежом российские разработки внедряются быстрее, чем на родине. А потом мы доказываем, что это наше изобретение. Работая над технологией переработки шлаков в жидком состоянии, мы создали экспериментальные установки на нескольких уральских предприятиях, опробовали их на всех видах шлаков: сталеплавильных, ферросплавных, доменных. Казалось бы, внедряй - не хочу. Но, видимо, руководство предприятий рассуждает так: старая технология работает - и ладно. Вот китайцы мыслят подругому, они собирают все новое, ищут любые возможности снизить издержки. Думаю, и владельцы наших меткомпаний со временем сориентируются и начнут внедрять современные технологии переработки.

В настоящее время в институте функционируют Институт комплексной переработки природнолегированных и техногенных материалов, Институт цветной металлургии, Институт комплексного проектирования металлургических производств, Центр по экологии и санитарно-гигиенической оценке технологических процессов, Центр промэкологии.

Уральский институт металлов Создан в 1929 году. В 1994 году преобразован в ОАО «Уральский институт металлов». Основные направления деятельности - создание технологий металлургии и комплексная переработка техногенных образований в черной и цветной металлургии. В 1996 году институт стал уполномоченным органом правительства Свердловской области по реализации программы «Переработка техногенных образований Свердловской области». Выручка в 2006 году составила 84,1 млн рублей.


Главная страница :: Анализ :: Шлаковые копи
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz