Главная страница :: Анализ

Здравая идея Политики воюют с едой За ресурсами на запад Первые инвестиции — казенные Разверните государственный корабль Никто не застрахован Свой рынок ближе к телу Нерентабельные папиросы Меньше норм — больше ответственности мягкая мебель

В сентябре должна завершиться сделка покупки дочерним предприятием Газпрома - ZGG GmbH - 19,9% акций ОАО «Новатэк». Эпоха независимых производителей газа в России закончится: в акционерном капитале всех крупных газодобывающих компаний будет присутствовать доля российского монополиста. О том, как «Новатэк» уживается с Газпромом, о планах компании и перспективах отрасли в целом, рассказывает первый заместитель председателя правления «Новатэка» Михаил Попов.

Михаил Попов

- Мы рассчитываем, что Газпром усилит наши позиции и выступит в качестве стратегического партнера, заинтересованного в развитии компании. По условиям соглашения, достигнутого акционерами, два представителя Газпрома войдут в совет директоров «Новатэка». Это позволит им лучше понимать ситуацию. А нам поможет решать вопросы, связанные с получением технических условий на подключение новых месторождений и допусков к Единой системе газоснабжения (ЕСГ в собственности Газпрома. - Ред.) на прокачку газа до потребителей.

Наш адрес - Ямал
- Михаил Викторович, какие перспективы вы связываете с вхождением Газпрома в состав акционеров?

- На 2006 год бизнесплан добычи углеводородов утвержден советом директоров компании и опубликован. По природному газу запланирован рост до 10 - 12%, газовому конденсату - до 15 - 17%. Мы уже объявляли о намерениях увеличить к 2010 году объем добычи газа до 45 млрд кубометров, конденсата - до 5 млн тонн. Ресурсная база компании позволяет выпускать больший объем газа, поэтому мы прорабатываем долгосрочную программу развития производства, и после ее принятия сможем точно определить уровень добычи.

- Каковы планы «Новатэка» по объемам добычи газа? Недавно заявлено, что ваша компания может увеличить ее на треть, до 60 - 65 млрд кубометров ежегодно, к 2012 - 2015 годам. Пересмотр связан с появлением в числе акционеров Газпрома?

- Сегодня у нашей компании две основные добывающие площадки в Ямало-Ненецком округе: район Тарко-Сале, где находится ряд месторождений, и Юрхаровское месторождение. В 2006 году мы хотим завершить обустройство действующего Ханчейского месторождения (ЯНАО), довести его до проектной мощности 5 млрд кубометров газа в год. Основной прирост добычи к 2010 году планируем получить за счет развития Юрхаровского месторождения. А кроме того, ведем геологоразведочные работы с целью обеспечения прироста запасов компании и последующей добычи углеводородов на новых площадках.

- За счет чего вы намерены увеличить добычу? Есть ли планы выхода на новые месторождения?

- Мы внимательно изучаем информацию о любых открытых торгах по реализации углеводородных активов, проводимых Минприроды РФ.

- Есть ли планы участия в лицензионных аукционах?

- Нет, в перспективных планах компании приоритет попрежнему отдается работе в ЯНАО.

- Собираетесь ли идти на восток России?

- Когда мы строили первую очередь, то синхронизировали ввод в строй производственных мощностей с теми объемами сырья, которые добываем. Результат закономерен: с начала работы Пуровского ЗПК мощности первой очереди были загружены на 100%, мы перерабатывали практически весь добываемый на наших месторождениях газовый конденсат. Также планируем вести работу и по второй, чтобы по максимуму и как можно быстрее загрузить ее мощности. Ориентировочный срок ввода - 2009 год.

Газ, но не только

- В прошлом году «Новатэк» приступил к собственной переработке газового конденсата: заработала первая очередь Пуровского завода. Когда планируете запустить вторую и каких инвестиций она потребует?

- Российские или зарубежные нефтегазовые компании привлекать к строительству второй очереди не собираетесь?

Основной объем инвестиций вложен в первую очередь ЗПК. Вторая потребует меньших затрат, в основном - на создание новых технологических мощностей. Сейчас мы финансируем развитие железнодорожных путей и расширение парка для хранения продукции, производимой на заводе.

- Куда компания экспортирует стабильный конденсат?

- Мы вели переговоры с компаниями, добывающими на Ямале, однако конкретных договоренностей не достигли: точек соприкосновения для создания единого перерабатывающего комплекса не нашли. Поэтому развиваем мощности Пуровского ЗПК сами.

- Когдато обсуждалась идея строительства для его транспортировки трубопровода…

- Основные рынки сбыта - северозапад Европы и США. Как видите, географическая диверсификация поставок достигнута. «Новатэк» ежемесячно выявляет конъюнктуру спроса на сырье в различных регионах мира, за счет этого определяются конкретные направления экспорта конденсата. На этот год планируем экспортировать порядка 1,5 млн тонн стабильного конденсата.

Рука об руку с Газпромом

- А готовы ли вы участвовать в развитии ЕСГ? Какой объем средств сможете вложить в строительство трубопроводов?


- О создании конденсатопровода говорили еще в 70 - 80х годах. Проект прорабатывался, затем от него почемуто отказались. Сегодня, с ростом объемов добычи газоконденсата, многие компании возвращаются к этой идее. «Новатэк» как один из производителей конденсата готов поддержать любое экономически выгодное начинание по строительству конденсатопровода из ЯНАО. Но наша компания не стремится доминировать в проектах подобного рода.

- В свое время Газпром критиковали за дискриминацию при допуске независимых производителей газа в ЕСГ. Как дела обстоят сегодня?

- Сейчас Госдума РФ готовит закон «О магистральном трубопроводном транспорте», который закрепляет государственную собственность на действующие и будущие магистральные трубопроводы при одновременном участии частного капитала в их эксплуатации и строительстве. Это правильно: в этой сфере должно присутствовать именно частногосударственное партнерство. Мы понимаем, что собственная труба для одной нашей компании - слишком большая роскошь, и планируем занять нишу в трубопроводных проектах.

- В газовом сообществе обсуждается инициатива создания в стране стратегического резерва газа. Компаниям рекомендуется направлять туда 10% от добычи.

- В июне 2005 года мы заключили соглашение о сотрудничестве. В числе прочих оно касается вопросов, связанных с газотранспортной системой и работой на рынке. Сейчас мы взаимодействуем на уровне технических специалистов и совместными усилиями решаем проблемы «расшивания трубы», чтобы увеличить транспортные мощности ЕСГ.

Как показала практика последних лет, 10% - это сезонное колебание спроса на газ. Бизнес-идея такова: летом, при минимальных объемах потребления, излишки добытого газа закачивать в хранилища, зимой, при повышенном спросе, выкачивать и потреблять.

- Она уже в значительной степени воплощена в жизнь. Вместе с развитием газотранспортной системы Газпрома в стране создано достаточно много функционирующих подземных хранилищ газа. Они должны сглаживать нагрузки на газодобывающие мощности и обеспечивать дополнительными объемами газа потребителей в зимние пиковые периоды потребления. Прошедшая зима с ее экстремально низкими температурами показала необходимость дополнительного резерва.

- «Новатэк» еще раньше поддержал позицию Газпрома по формированию единого экспортного канала. Мы согласны с тем, что эффективнее управлять экспортной политикой «из одного центра». В рамках одной компании легче прогнозировать маркетинговую политику, вести переговоры, заключать долгосрочные контракты. Газпром выбрал правильную стратегию, направленную на расширение географии рынков сбыта. Основная задача Газпрома, да и в целом России, - сохранить имеющиеся ниши на внешних газовых рынках и занять новые. Собственно, именно на это нацелены такие проекты, как Северо-Европейский газопровод, двукратное увеличение мощности газопровода «Голубой поток», которое в дальнейшем позволит российскому природному газу увеличить сегмент присутствия на Балканах и в странах Южной Европы.

- В июле этого года Госдума приняла закон «Об экспорте газа», которым за Газпромом закрепляется право экспорта не только природного, но и сжиженного и попутного газа. Оцените законопроект как представитель независимой компании.

- «Новатэк» поставляет газ в 20 регионов страны. Часть уходит по регулируемой цене. Устраивает ли она производителей? И на каких условиях с вами работают крупные промышленные компании?

Между тем вопрос, распространяется ли действие нового закона на экспортируемые сжиженные углеводородные газы (СУГ), не получил однозначного ответа. В законе четко прописано: через единый канал экспортируется весь добываемый на всех видах углеводородных месторождений газ. Но СУГ - продукт промышленного производства, и действие закона на него распространяться не должно.

Нас как производителей газа существующий уровень цен не устраивает. Повышение внутренних цен - экономическая необходимость, а не прихоть газодобывающих компаний: растет себестоимость добычи, возникает потребность строить дорогостоящие перерабатывающие мощности, значительные средства инвестируются в расширение ЕСГ, увеличивается стоимость транспортировки. За счет повышения цен появится возможность реинвестировать вырученные средства в воспроизводство запасов, рост газодобычи, создание новых трубопроводных мощностей.

- Примерно 10% добываемого газа мы поставляем в Тюменскую и Курганскую области по ценам, устанавливаемым ФСТ. Остальной объем газа идет потребителям (например, Магнитогорскому металлургическому комбинату, генерирующим компаниям) по договорным ценам, но и на них существенное влияние оказывает уровень цен, устанавливаемых государством. Условия: товар - деньги. Остальное - коммерческая тайна.


Лучше раз увидетьУфимский телерынок - микромодель будущего телевидения. Преувеличения в таком утверждении немного: благодаря кабельному ТВ среднестатистический телезритель в столице Башкирии может сегодня смотреть столько каналов, сколько у прочих соотечественников появится только с введением цифрового телевещания.

Мы продолжаем исследования рынка СМИ крупных городов Урала на основе данных TNS Gallup Media (см. «Говорит и показывает», «Э-У» № 36 от 02.10.06, «В условиях малой видимости», «Э-У» № 47 от 18.12.06, «Никому не кабельность», «Э-У» № 7 от 19.02.07). На очереди публикация, посвященная специфике аудитории Уфы.

Два крупнейших игрока на этом рынке установили очень низкую ежемесячную плату для подписчиков: «Кристалл» - 70 каналов за 110 рублей, Ufanet - 62 за 9 Это одно из самых выгодных предложений в городах России (например, в Перми за 40 каналов оператору «ДиванТВ» надо платить 179 рублей в месяц). Такая политика и относительная простота прокладки кабеля в спальных районах привели к тому, что сейчас около 85% уфимских домохозяйств подключены к «ТВ по проводам».

В некоторых городах, где TNS Gallup Media проводит измерения телеаудитории, есть почти стопроцентное покрытие кабельным ТВ. Но в Уфе маркетинговая политика операторов ориентирована на расширение не только клиентской базы, но и количества каналов.

Локальное вещание в городе представлено слабо, партнеры национальных сетевых каналов реализуют в основном лишь рекламные возможности. Собственные передачи есть на ГТРК, «Всей Уфе», «Башкирском спутниковом телевидении» (БСТ), СТС и ТНТ. Долго не было местного телеканала, вещающего самостоятельно, но с января этого года им стал БСТ, расставшийся с РБК.

Остальных жителей можно охватить только при помощи эфира, и здесь «дециметровые» каналы проигрывают в проникновении «метровым», как и в других регионах. К тому же ограниченный эфирный ресурс не вмещает всех: «Домашний», MTV, МузТВ, «Звезда», 7ТВ и «Вести» есть только в кабеле.

«Первый канал» не всегда занимал доминирующее положение, но в 2007 году он лидирует: в топ-15 прежде всего входят его передачи. Рост почитателей НТВ, который наблюдается во всей стране, есть и в Уфе, но это не помогло ему обогнать «Россию». РенТВ с февраля этого года начал вещание еще и в эфире (вместо «Спорта»), что сразу увеличило его аудиторию.

Особенность города - использование трех языков: русского, башкирского и татарского. Местные новости только на русском жители узнают от ГТРК и «Всей Уфы», на русском и башкирском - от БСТ, а в кабеле есть телеканал «Татарстан Новый век» (ТНВ) с новостями на татарском.

Остальные каналы в городе народ смотрит так же, как и во всей стране. Главный пострадавший с начала года - «Спорт». Пропав с метровой эфирной частоты, он потерял почти всю аудиторию: в прошлом году она составляла 2 - 3%, сейчас - 0,1%.

Низкие показатели ТНТ могут иметь много объяснений, но один факт любопытен. В феврале «Дом2» в России смотрели в основном незамужние женщины до 35, а в Уфе - женщины старше 40, занятые на производстве. Видимо, целевая аудитория этого проекта в Уфе может выбирать другие программы.

Работать на лекарстваПо данным Атласа российских СМИ, на территории Башкортостана существует 107 изданий. Большая часть из них зарегистрирована в Уфе. Крупнейшая товарная категория, рекламируемая в местной прессе в 2006 году, - лекарственные препараты и пищевые добавки. По количеству размещенных материалов она опережает услуги связи и финансовые услуги почти в 1,5 раза. В число крупнейших рекламодателей в уфимских изданиях вошли «Материа Медика» и «Эвалара» (производство лекарственных препаратов), МТС и Билайн.

При взгляде на рейтинг становится понятно: не будь кабельного ТВ, телевизионные предпочтения жителей Уфы были бы очень похожи на среднероссийские (по крайней мере первые шесть позиций в начале списка повторяются). Но «кабельные каналы» здесь смотрят так много (или их так много), что среди всех измеряемых городов в Уфе имеют самую большую долю аудитории (под этим названием объединены все кабельные каналы, которые не оцениваются отдельно: Jetix, Discovery, Animal Planet и прочие). Для рекламодателей в Уфе важно, что на 75% аудиторию этого контента составляют люди до 45 лет - привлекательная целевая группа.

В таких случаях для ответа на вопрос, где эффективнее дать рекламу на широкую аудиторию, надо использовать показатель RPC (число читателей на копию). Он считается как отношение AIR (в тысячах человек) к тиражу. Даже если учесть, что часть отпечатанных экземпляров «Курьера», например 20%, распространяется за пределами Уфы, то RPC у него будет раза в четыре меньше, чем у «Евразииинформ» (1,3 против 4,9). При этом у ПочтыPress, стоящей третьей в списке, RPC за последние полгода составил 9,7 (около 195 тыс. читателей и 20 тыс. заявленный тираж).

По результатам исследования National Readership Survey, проведенного TNS Gallup Media в мае - октябре 2006 года, лидерами по объему аудитории остались еженедельные издания. Две первых строчки с примерно одинаковым AIR (средней аудитории номера) занимают бесплатные рекламноинформационные газеты: «Курьер» и «Евразияинформ». Обе доставляются по почтовым ящикам, но имеют разный заявленный тираж: у «Курьера» - 250 тыс. экземпляров, у «Евразииинформ» - 50 тысяч.

Государственный холдинг ВГТРК занимает первое место по количеству слушателей: среднесуточный охват «Радио Башкортостана» - 10,3% жителей Уфы от 16 лет и старше. Но это немного: число людей, переключающихся на нее за день, в 1,5 раза меньше, чем у лидирующих станций в Екатеринбурге или Челябинске - 15,1% и 15,7% соответственно. В принципе радиослушание в городе похоже на общероссийское: за день какуюнибудь кнопку на приемнике нажимают около 60% населения. Но аудитория в Уфе сильно сегментирована и мало пересекается.

Мало охотников за ушамиВ радиоэфире и проводном радио Уфы в рамках проекта Radio Index за период май - октябрь 2006 года мы измерили аудиторию 14 станций. Это мало для крупного города России: в городах-миллионниках сегодня в среднем присутствует более 20 радиовещателей. Пять станций Уфы локальны и программируют эфир самостоятельно.

Итак, Уфа - город телевизионного будущего. Маркетинговая политика кабельных операторов направлена на предоставление максимального предложения, чем пользуются молодые и обеспеченные. Как следствие, неэфирное ТВ имеет самую большую аудиторию среди всех городов страны. Количество радиостанций - одно из самых маленьких среди крупных городов. Среди лидеров в прессе - бесплатные рекламные еженедельники, но издания, распространяющиеся за деньги, имеют гораздо больше читателей на копию.

Небольшое количество конкурентов приводит к тому, что существующее не во всех уральских городах радио «Ретро FM» занимает третью строчку, а лучшая из локальных станций «Манхэттен» совсем немного проигрывает «Европе Плюс». Остальные местные вещатели замыкают таблицу с аудиторией от 0,5% до 2,3% населения города.

70% всех носителей в Уфе - билборды, 15% - световые короба. В 2006 году соотношение почти не менялось, да и весь рынок оставался устойчив. От месяца к месяцу поверхности как устанавливались, так и демонтировались и прирост в декабре 2006 года относительно января составил всего 2%.

Устойчивый билбордРынок наружной рекламы Уфы стабилен и изменения на нем связаны в основном со слияниями и поглощениями. По данным компании «ЭспарАналитик», в 2006 году на рынке работало более 65 операторов. Ресурсы их совершенно различны: от одной до 330 поверхностей. Так, в течение всего года у «Чайной фабрики» был один щит, при этом у лидера, компании «Орион», в январе стояло 18 конструкций, а в мае, после получения ею почти всех щитов компании «ЭГОДизайн», - уже 33 Сегодня «Орион» остается крупнейшим игроком, затем идут «Ночной проспект» и «Солнечный круг» (около 180 поверхностей).

В 2006 году больше всего наружной рекламы отдавали под некоммерческую информацию социального характера. Максимум пришелся на январь и февраль. Крупнейшим рекламодателем, как и в остальных городах Уральского региона, стала пивоваренная компании «Балтика», которая таким образом восполняет законодательные потери в телеэфире. МТС и Билайн почти полностью повторяют друг друга в тактике размещения в течение года, но используют разное количество поверхностей. Реклама табачных компаний и торговых домов практически стабильна по годам и может измениться только при появлении новых игроков.

Структура наружной рекламы в Уфе типична для России - магазины, сотовая связь, табак, пиво. Анализ динамики активности рекламодателей по товарным категориям показывает, что пики покупательской активности в магазинах города приходятся на май, сентябрь и декабрь: зимой меньше пьют пиво, летом - курят; машины чаще всего покупают осенью, а в сентябре начинается новый телесезон.


Главная страница :: Анализ :: Город каналов
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz