Главная страница :: Анализ

За ресурсами на запад Первые инвестиции — казенные Разверните государственный корабль Никто не застрахован Свой рынок ближе к телу Нерентабельные папиросы Меньше норм — больше ответственности Большая алюминиевая реформация Городской фермер мягкая мебель

В декабре прошлого года президент Владимир Путин,находясь в Новосибирске, выслушал накопившиеся претензии банковскогосообщества. По сложившейся практике на свет появился «список поручений»министерствам и ведомствам. Назначено заседание Госсовета, на которомбудет рассматриваться развитие регионов с точки зрения финансовойсистемы. К этому заседанию банковское сообщество в лице Ассоциациироссийских банков (АРБ) намерено подготовить программу «Национальнаябанковская система России 2010 - 2020». «Нам очень важнопроанализировать опыт регионов, чтобы не оторваться от практикии не сделать кабинетную программу. Для этого и нужен коллективныйразум», - так президент АРБ Гарегин Тосунян обозначил цель межрегиональной конференции, собравшей в Екатеринбурге руководителей ведущих банков Урала и Западной Сибири.

Все 15 лет существованиябанковской системы российские банки слышат в свой адрес упреки в том,что они малы, слабы и по этой причине плохо кредитуют промышленность.В ответ все это время банкиры твердят: нужно стимулировать наш рост,а для этого решать массу вопросов на законодательном уровне.



Геннадий Меликьян




Круг обсуждаемых вопросов в очередной раз замкнулсяна том, как сделать банковскую систему сильной и почему не принимаютсянеобходимые для этого законодательные изменения. По большому счету,банки не могут угнаться за потребностями промышленности по двумпричинам - изза недостатка капитала и отсутствия долгосрочных ресурсов.Поэтому сегодня в структуре инвестиций банковские кредиты составляютвсего 8%, тогда как в развитых странах - до 50%.

Открывая конференцию, Гарегин Тосунян предложил определиться с терминологией: - Мне не нравится, когда говорят «банковский сектор».Это не сектор и не отрасль. Банки - это база экономики, ее фундамент.Если мы хотим добиться качественного изменения уровня жизни и положениястраны на международной арене, то должны в первую очередь решитьпроблемы базовой части. Президент страны поддержал нашу позицию. Теперьнаша задача - добиться понимания на всех ветвях государственной власти.

Объединение капиталов? Хороший способ. Но банки,которые уже прошли эту процедуру, говорят, что она сложна техническии организационно.

Как повысить капитализацию? Прежде всего стимулироватьсобственников банков реинвестировать прибыль. Но для этого нужно какминимум предоставить им налоговые льготы: эти деньги вернутсяв экономику на кредитование той же промышленности, аргументировалвицепрезидент Уральского банка реконструкции и развития Вадим Хлебников. «Минфин категорически против», - ответил на это разумное предложение г-н Тосунян. Мотивация, по его словам, странная: «Это невозможно, потому что невозможно никогда».



Заместитель председателя Банка России Геннадий Меликьян,присутствующий на конференции, соглашается: упростить процедуру можно.Но, очевидно, даже усилий Банка России иногда не хватает, чтобыпродавить решения. Тот же Меликьян, к примеру, был категорически противрезкого повышения норматива достаточности капитала. Но Госдума в началегода все равно повысила норматив с 2 до 8%. И если он не выполняется,Центробанк обязан отозвать лицензию.

- Никто не понимает, ради чего это делается, - возмущается ГарегинТосунян. - Ктото по инерции вбросил эту идею, и она по инерции пошлавживаться. Между тем все это приведет к сокращению объемовкредитования, так как банки будут вынуждены создавать дополнительныерезервы. По инерции или сознательно, но в Думе прошло еще однонеприятное для банков решение - о повышении планки минимальногокапитала до 5 млн евро с 2007 года. Тосунян недоумевает: «70%региональных банков имеют капитал меньше 5 млн евро, 80% из нихустойчиво работают 10 - 15 лет, обслуживая массу клиентов. Зачемвводить это требование в отношении действующих организаций?».Банковское сообщество его поддерживает.

Гарегин Тосунян

Почему принимаются ненужные, а иногда вредные законы,попытался объяснить аудитории заместитель председателя комитетапо кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной думыАнатолий Аксаков:

«У нас в Курганской области всего четыресамостоятельных банка и ни у одного нет капитала в 5 млн евро,- говорит председатель правления банка “Кетовский” Евгений Кафеев.- Ну, уйдем мы с рынка, и люди лишатся банковского обслуживания.Я не думаю, что крупные московские банки придут в нашу глубинку». БанкРоссии между тем не видит причин для беспокойства. Меликьян:«Я сторонник того, чтобы рынок отрегулировал этот процесс,но катастрофы нет. Укрупнение будет, хотим мы того или нет».

Преодолеть чиновничьи барьеры, разумеется, непросто.Но отечественным банкам срочно необходима понятная, стимулирующаяразвитие законодательная база. Западные финансисты, идущие на нашрынок, имеют не только опыт и деньги - они работают в благоприятнойправовой среде. И перед банковским сообществом России стоит важнаязадача - убедить чиновников отбросить сиюминутные интересы и занятьсясозданием законов, которые помогают, а не вредят формированию достойнойбанковской системы.

- Мы постоянно ощущаем сопротивление и непонимание.Например, надо решать проблему долгосрочных ресурсов. Как кредитоватьобновление основных фондов, если средний срок частного вкладав российском банке - один год? Нужно искать механизмы, чтобы банкимогли выпускать ценные бумаги под имеющиеся кредитные портфели.Я подготовил соответствующий законопроект, который прошел и Думу,и Совет Федераций. А президент не подписал. Но вы же понимаете, чтозаконы читает не президент, а его юридические советники. Кто-то увидел в нем несоответствие Гражданскому кодексу - вот и все.


Посетители же были ограничены только морозамида пропускной способностью дверей, перед которыми время от временивозникали заторы. Два павильона выставочного комплекса «Пермскаяярмарка» свободно дышали лишь в сонные утренние часы, в пиковые моментызрители-покупатели наступали шеренгами. Пермский арт-салон,прошедший в восьмой раз, подтвердил: вопервых, он уникален - по крайнеймере в пределах региона; вовторых, выставке необходима смена концепции.Втретьих: подспудная, томящаяся нереализованностью любовь самых разныхслоев россиян к искусству ищет выхода, в том числе на рынок.

Композиция Алексея Залазаева Пермяк соленые уши победила на городском конкурсе скульптуры
За пару недель до 20 января, дня открытия «Арт-Перми»,самый известный современный художник Прикамья Юрий Лапшин отключилтелефон. Желающих принять участие в выставке было еще очень много,а места не осталось: 6 тысяч экспозиционных квадратных метровраспределились уже в первой половине прошлого года.



Парадоксы арт-рынкаВ рейтинговом ряду легальных видов бизнеса торговляпроизведениями искусства стоит на третьем месте после оружияи драгоценностей. Оборот мирового арт-рынкасоставляет около 150 млрд долларов в год и имеет устойчивую тенденциюроста. Объем же рынка современного искусства в России чрезвычайно мал,по оценкам некоторых экспертов, всего 0,34% от мировой доли. В столицахв этой сфере еще что-токрутитсявертится. Так, на «Артманеже» в 2002 году совершалось продажна 200 тыс. долларов в день. Но в регионах ситуация малоподвижная.В Перми, например, три-четыречастные галереи и несколько муниципальных залов, отведенных подвыставки. По мнению директора Гидгалереи Михаила Суркова, в городене сформирована привычка приобретать картины. Мало не количествосвободных денег вообще, а та условная их часть, которую жители готовыпотратить на искусство.

Все так. И тем не менее ажиотаж, возникающий вокруг выставкиярмарки«АртПермь», - явление реальное. В прошлом году ее посетило 30 тысяччеловек за десять дней - небывалые цифры для культурных мероприятий(исключая кино). В нынешнем году цифры несколько ниже, прежде всегоизза погодных условий. Автоматически
арт-рынок не возник, но салон заполнил пустующую нишу и начал формировать рыночное пространство в сложной сфере визуальных искусств. Равносторонний треугольникТри силы сегодня наравне участвуют в «АртПерми»:власть, бизнес, общество. Наиболее динамичной, чувствующей потребностибудущего, проявил себя бизнес, инициировав мощный культурный проект.Власть, поддержав, придала ему значимость и стабильность; обществоактивно откликнулось, поскольку оказались задействованы его интересы.

Сергей Казук



Началось все как будто случайно. Задача стоялаисключительно бизнесовая: оживить выставочное пространство в мертвыйпосленовогодний сезон. Руководство центра «Пермская ярмарка» поручилоее решение человеку, который когда-тоработал в театре и был знаком со сферой не только коммерции,но и искусства. Сергею Казуку вспомнилась давно виденная картинка:южный город, художественная экспозиция, желающих поучаствоватьв которой было столько, что работы висели едва ли не друг на друге.Почему бы не создать подобное?

Восьмой год стал для проекта переломным. Официальногоотбора художников и экспонатов попрежнему нет, но отказывать ужеприходится: места на всех не хватает. В результате январский салон сталносить профессиональный характер. Председатель департамента культурыи искусства администрации Пермской области Ольга Ильиных: «Теперьмы позиционируем арт-салонкак некий “творческий отчет” художников. Здесь они могут заявитьавторскую концепцию». Зато в марте пройдет еще одна выставкаярмарка,на которой будет представлено уже декоративно-прикладное искусство.

Идея была поддержана руководством. Плату с участников решили братьсимволическую: проект изначально позиционировался какблаготворительный. На первых порах художников приходилось раскачивать,уговаривать, набиралось всего до 20 имен, зато каждому доставалосьпо сто с лишним метров площади. Господствовала концепция: никакойхудожественной концепции. Каждый, кто занимается творческим трудом,от создания скульптур до вышивания полотенец, имеет право и должениметь возможность предложить результаты своего труда вниманию людей.«Спектр посетителей-покупателей,по нашей задумке, должен быть широк. Один придет за большой картиной,другой за крохотным сувениром, сделает приобретение на 20 рублей илина 20 тыс. рублей, - разные потребности должны быть удовлетворены»,- говорит директор «АртПерми» Сергей Казук. Интерес «Пермской ярмарки», организации коммерческой,- прежде всего имиджевый. «Артсалон, постоянно находясь в сферевнимания СМИ, делает рекламу всему выставочному центру. В последниегоды растет и коммерческая составляющая за счет продажи входных билетови привлечения соинвесторов. Самое же главное вот в чем, - подчеркиваетСергей Казук. - Затевая это дело, мы и не подозревали, что у насстолько людей, занимающихся и интересующихся искусством. Таких“очередей за искусством”, как в Перми, я не видел нигде, ни в Эрмитаже,ни в парижском музее д’орсе».



Мейнстрим, традиционалисты и маргиналыЯ была свидетелем того, как некоторые стенды пустели на глазах. Самые удачливые художники реализовывали на арт-салонедо 30 картин, освободив себя от забот о хлебе насущном на полгодавперед. Лидерами продаж были и остаются пейзажи: российский покупатель- традиционалист в пристрастиях. Да и большинство художников продолжаютпривычную линию добротного реалистического искусства.



Но тем и хорош арт-салонв своем новом идейном «обличии», что представляет временной срезвизуальных искусств края в российском и даже мировом контексте.На выставке представлены работы из США, Чехии, Франции, Китая. Естьи совместный российско-голландсконемецкийпроект «Все течет, все изменяется». Он не предназначен для торговойреализации, некоторые его части скоро исчезнут сами по себе илидеформируются, как, например, картины из песка. Концептуальноеискусство представлено в основном иностранными и столичными проектами(Москва и СанктПетербург на «АртПерми» заявлены широко), оно пока слабоприжилось на местной почве. Но современные тенденции ощутимыи в художественной провинции. Принты соседствуют с живописнымиоригиналами (разница в цене - в 20 раз). графия все чащевоспринимается как не только техническое, но и художественноетворчество, появились качественные картины местного производства.Представители актуального искусства уже никому не кажутся маргиналамии даже объединились в ассоциацию «Артемида», которой собственнымволевым усилием придали международный статус. Перформанс в рыбном отделеВременное пространство выставки было заполнено деловымивстречами, круглыми столами и обсуждениями, шоу, презентациямии прочая. Например, представители «Артемиды» в оранжевых футболках(цвет не только политической, но и художественной альтернативы)и прозрачных полиэтиленовых халатах организовали акцию «Диалог цветом»,когда желающие из толпы выходили на сцену и общались друг с другоми окружающими молча, исключительно посредством кисти и красок. Былонепривычно, но общий язык найти удалось.

Кризис среднего возрастаКак любое явление, пермский арт-салонпережил святой момент рождения, период развития и роста. Кризиссреднего возраста обычно застает на взлете, оценивает - сделано много,задает вопрос - что дальше?

Артсалон полноценно и всесторонне, порой в неожиданных формах помогал прокладывать путь народа к искусству. В этом проявилась его социальная функция. Но назреваетпотребность и в обратном движении: искусства - к народу. Именно здесь,на выставкеярмарке, среди художников и властьпредержащих заявлялисьи обсуждались проекты под актуальным лозунгом «искусство должноприсутствовать не только в музеях, но и в общественном пространстве».Например, «картина в витрине», когда художественные произведениявыставляются в бутиках, торговых центрах. «Блуждающие» художественныеакции с использованием нетрадиционных материалов. Безудержнаятворческая фантазия готова все что угодно превратить в объект искусстваи где угодно найти для него место. «Выставку можно сделать и в рыбномотделе, - совершенно серьезным тоном предлагает Юрий Лапшин. - Собрать“черный квадрат” из икры, полюбоваться, а в качестве кульминацииперформанса дружно ее съесть»… Артярмарка дает импульс самымнеожиданным идеям и постепенно выходит за границы выставочного центра.

Директор «Пермской ярмарки» Сергей Климов ставит передбудущим глобальную задачу: проект, оставшись по сути благотворительным,поддерживающим развитие местной художественной среды, должен выйтина достойный финансовый уровень. Есть планы в 2007 году провести здесьзональную выставку, на которой будет представлен весь уральский регион.«При организации арт-салонадействуют те же законы, что и при проведении других выставок:сельскохозяйственной, мебельной или медицинской техники. Еслимы привезем художников, мы должны организовать и зрителей,и заинтересованных специалистов из тех же городов. Нужны знаковыефигуры, “говорящие головы”. Предстоит большая работа, поиск новыхменеджерских решений, нетрадиционных ходов». Возможно, в очередномсезоне «АртПермь» заявит об очередной новой концепции.


Главная страница :: Анализ :: За чем стоим? за искусством
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz