Главная страница :: Промышленность

Ит-идея уральского масштаба Театр военных действий Бонд. просто бонд Миасская аномалия Медленно, но верно Ебрр поддержал валерия заводова Национальный суперпроект За vas Мы его не видим, но он есть мягкая мебель

Для системного решения вопросов предложен набор новыхи старых (разработанных еще в СССР) проектов. Среди них переносадминистративного центра края на запад от Перми в сторону Усть-Качки - там возможно появление компактного города-спутникадля чиновников; передача части столичных, в первую очередь судебных,функций Кудымкару; строительство железнодорожного обхода вокруг Перми;создание туристической зоны в Кунгуре (при выводе оттуда колоний).Пропорциональное развитие территории обеспечат появление в районахобразовательных и медицинских центров, возведение на севере (в Гайнах)АЭС и целлюлозно-бумажного комбината, строительствожелезной дороги Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск (проектБелкомур). Как заявил Андрей Климов, энергоизбыточный Пермский крайможет стать «энергетическим сердцем европейской части России». Дляэтого надо достроить четвертый энергоблок на Пермской ГРЭС, создатькрупное подземное хранилище газа, сформировать особую экономическуюзону для разработки альтернативных источников энергии.

Главная проблема Прикамья - отсутствие технологий и правовой базы для пространственного планирования. Первый заместитель губернатора Николай Бухвалов заявил на конференции, что изучает советский опыт. Его настольная книга - материалы XXIV съезда КПСС
В Пермском крае, созданном 1 декабря прошлого года путем объединения Пермской области
и Коми-Пермяцкогоавтономного округа, разработан проект концепции пространственногоразвития территории. Над 150-страничным документом, представленнымобщественности 30 марта на межрегиональной конференции в Перми,работали пермские и столичные ученые и эксперты. По словам инициаторасоздания концепции депутата Госдумы Андрея Климова (фракция «ЕдинаяРоссия»), работа ученых обойдется бюджету края более чем в 2 млнрублей, еще часть затрат взяли на себя столичные консалтинговыекомпании. Концепция опирается на большой объем свежихсоциологических данных. Авторы пришли к выводу: при инерционном (исходяиз текущих тенденций, отраслевых, а не пространственных проектов)развитии края к 2025 году население Прикамья составит менее 2,5 млнчеловек, при этом на каждую тысячу трудоспособных будет приходиться670 нетрудоспособных по возрасту. Другая проблема - высокий уровеньконцентрации населения в Перми (около трети всех жителей края) приналичии больших депрессивных территорий на востоке и севере.

Плюс концепции в том, что она делает ставкуна межрегиональные контакты, отмечено на конференции. В первую очередьречь идет о Кировской области и Республике Коми (переработка леса),Свердловской области (транспортировка грузов по Белкомуру в СевернуюЕвропу и по Каме в Иран). К минусам самой конференции следует отнестислабое участие бизнеса в обсуждении ключевых вопросов развития краяи отсутствие на ней представителей соседних субъектов федерации.


До сих пор основным направлением деятельности представительств крупнейших международных консультационных компаний в регионе был аудит и налоговое консультирование. В числе новых услуг - стратегическое управление и мотивация, управление стоимостью, реструктуризация бизнеса и совершенствование организационной структуры, управленческий учет и бюджетирование, повышение эффективности работы финансово-экономического блока, управление бизнесрисками, диагностика готовности к первичному размещению акций. Особенный интерес в регионах проявляется к внедрению методик стратегического управления. Это подтверждают и результаты очередного рейтинга консалтинговых компаний за 2006 год.

С мая этого года международная компания «Эрнст энд Янг» расширила практику в Екатеринбурге, начав первой из «большой четверки» предоставлять в Урало-Западносибирском регионе услуги в области управленческого консультирования местным предприятиям. Руководитель практики Софья Линн объясняет шаг устойчивым спросом.

Сегодня из 50 компаний, участвующих в региональном рейтинге, услуги в области стратегического консалтинга оказывают 1 По итогам 2006 года лидером стала московская аудиторская сеть BKRИнтерком-Аудит (четвертое место в общем рейтинге; правда, в совокупный объем выручки компании от этого вида услуг включены данные 25 партнеров в регионе, оказывающих услуги от ее имени). За ней с небольшим отставанием идет екатеринбургская тройка компаний: ФИНЭКС, «Активные Формы» и ПРОФИС Групп. Для всех стратегический консалтинг - вид не доминирующий (доля в выручке от консультационных услуг - около 30%).

Сессионная мода Бум российского стратегического консалтинга пришелся на 2001 год: доля этого вида в структуре консультационных услуг достигла максимума - 16,8%. К тому моменту отечественный бизнес фактически исчерпал внутренний потенциал роста, обеспеченный кризисом199 Наращивать обороты стало сложнее, конкуренция ужесточилась. В результате предприниматели оказались вынуждены искать пути развития с помощью профессиональных советчиков. Позже динамика рынка менялась, однако в среднем стратегический сектор консалтинга прирастал на 30 - 60% ежегодно. Для стратегических консультантов Урала наиболее удачным выдался 2003 год. Тогда была зафиксирована самая большая доля в региональной выручке от этого вида услуг - 7% и самая высокая динамика - 140%. В 2006 году сегмент услуг в области стратегического планирования и организационного развития увеличился на 38,3% по сравнению с 2005м и составил 3,1% рынка консалтингового бизнеса.

Выбирая такого консультанта, клиенты обычно обращают внимание на три принципиальные вещи: его опыт работы, репутацию и глубокие знания специфики именно их отрасли. «Однако успешное завершение проекта во многом зависит не только от профессионализма консультантов, но и от их личностных качеств, умения правильно выстроить отношения с топ-менеджером», - считает генеральный директор компании «ПармаТелеком» Леонид Тихомиров. Согласен с коллегой и Мурат Нурпеисов, исполнительный директор консалтинговой фирмы «Лекс»: «Инструментов много, их выбор зависит от личных предпочтений заказчика, поэтому в стратегическом планировании необходимо изначально правильно выстраивать взаимодействие с клиентом».

Стратегический консалтинг включает комплекс: разработку стратегии развития предприятия, постановку системы стратегического управления, в том числе на основе системы сбалансированных показателей. Особенно модно в последнее время проведение стратегических сессий: коллективы компаний почти в полном составе в течение двухтрех дней, как правило, вдали от городской суеты под руководством опытного консультанта придумают новые идеи для развития бизнеса.

А вот генеральный директор консалтинговой компании «Траектории роста» Ирина Буянова убеждена, что приглашение сторонних советчиков необходимо лишь один раз для получения опыта организации сессий:

Среди самих консультантов однозначного мнения относительно эффективности использования конкретного инструментария нет. К примеру, генеральный директор компании «Активные Формы» Юрий Афанасьев считает, что участие внешнего консультанта при разработке стратегии всегда дает отличные результаты: «Меняются привычные позиции сотрудников и директоров, разгораются споры и совершаются прорывы».

Долгосрочное мышление В качестве основных заказчиков на стратегический консалтинг в регионе выступают крупные, динамично растущие компании: их бизнес устойчив, механизм оперативного управления отлажен, кроме того, они могут позволить себе направить от 200 тыс. до 1 млн рублей на оплату услуг в этой области. Вот что рассказывает генеральный директор Сталепромышленной компания (Екатеринбург) Алексей Сухнев:

- Спланировать стратегию развития за клиента нельзя. Можно только научить его пользоваться существующими технологиями, помочь организовать процесс разработки стратегических целей. Если компания постоянно заказывает у консультантов проведение сессий стратегического планирования, значит, она еще просто не достигла нужного уровня. Когда процесс управления грамотно выстроен, периодичность проведения сессий установлена, четко прописано, что и как необходимо анализировать, компания легко справляется с выработкой стратегии и установлением целей самостоятельно. Главное - внедрить систему менеджмента компании, которая хорошо бы работала. Ежегодное участие консультантов в стратегическом планировании - не что иное, как сила привычки, приводящая к лишней трате денег.

Участники рынка отмечают, что далеко не все потенциальные клиенты понимают, когда и для чего им нужен внешний консультант. По мнению директора по аудиту фирмы «АудитКонсалтинг Центр» Станислава Горькова, менеджмент большинства компаний в первую очередь видит необходимость преобразований системы операционного управления:

- Мы несколько лет ориентировались исключительно на внутренний опыт, однако, достигнув определенной точки развития, поняли, что его уже недостаточно. Мы почувствовали, что у нас нет внятной, унифицированной стратегии управления, весьма размыты долгосрочные цели. Работа с консультантами компании «Активные Формы» позволила получить менеджерам высшего звена совершенно новые знания, мы научились мыслить долгосрочными категориями, сводить разрозненные мнения к общему. Формат сессий стратегического планирования стал постоянной формой нашей работы с филиалами.

Другая перспективная группа клиентов - компании, появившиеся на рынке в результате реформы естественных монополий. Управляющий партнер консалтинговой группы ФИНЭКС Антон Воробьев указывает, что сегодня чувствуется спрос на услуги со стороны генерирующих, сетевых, сбытовых компаний, сформированных за последние два года в ходе реформы РАО «ЕЭС России»: «Они просят разработать и внедрить модели деятельности в новых условиях, ставят задачи проработки системы управления, моделирования бизнеспроцессов, их адаптации и оптимизации. Думаю, вскоре аналогичный спрос возникнет со стороны компаний, созданных в ходе реформы железнодорожного транспорта».

- Руководители пытаются заняться реорганизацией финансовой структуры, системы мотивации персонала и другими вопросами операционного менеджмента до того, как выработана стратегия, то есть до того, как дан ответ на вопрос, зачем нужны эти преобразования.

Комментарии:

Стабильный приток новых клиентов - основной фактор роста стратегического консалтинга. Очевидно, что именно наличие потенциальных заказчиков будет притягивать в регион как крупные московские, так и международные компании. Это обеспечит не только новый виток конкуренции, но и поспособствует повышению общего уровня профессионализма. По словам руководителя офиса «Эрнст энд Янг» в Екатеринбурге Дмитрия Неверко, его компания, открыв новую практику, станет не только предлагать международный опыт местным компаниям, но и привлечет на работу талантливых специалистов из Уральского региона.

- Юрий Сергеевич, какие изменения происходят в среде клиентов, пользующихся услугами в области стратегического планирования и организационного развития?

Искусство стратегии
Рынок будет постепенно переходить от локального продукта - сессии стратегического планирования - к реализации комплексных проектов постановки системы стратегического управления, считает генеральный директор консалтинговой компании «Активные Формы» Юрий Афанасьев

- Чувствуется повышение квалификации менеджмента. За плечами руководителей не только опыт проведения сессий стратегического планирования, но и понимание разницы между ними и разработкой стратегии развития. Требования к формализованному результату работы существенно выросли. Сейчас уже недостаточно «переписать материалы с ватмана», итоговый документ сотрудничества с консультантами все больше похож на качественно проработанный бизнесплан.


Юрий Афанасьев


- В зависимости от задач можно выделить три группы клиентов и соответственно три формата работы. Первая - «новички», компании, которые разрабатывают стратегию в первый раз. Их основная задача - вырваться из текучки, структурировать поток информации о бизнесе и задать направления его развития. Для этого используется формат разработочного семинаратренинга. Он проходит без предварительной подготовки, не содержит анализа внутренней среды и оценки рынка. Роль консультантов - организация процесса разработки и обсуждения. Стоимость таких работ колеблется от 70 до 200 тыс. рублей. На этот вид услуг спрос в последнее время падает.

- Какие группы клиентов чаще всего выступают заказчиками стратегических консультаций?

Третья группа клиентов - те, кто совместно с консультантами разрабатывает стратегию развития. Чаще всего потребность в таком консультировании появляется в связи с изменениями в структуре собственности или реструктуризацией предприятий. Клиенты этой группы уже имеют опыт стратегического планирования, и актуальная задача для них - разработка и доведение до исполнения плана стратегического развития, в том числе по функциональным направлениям. Как правило, сначала стратегические разработки делаются на уровне бизнеса в целом, а далее декомпозируются до конкретных составляющих: стратегии техперевооружения, продаж, инноватики, развития человеческих ресурсов. Задача консультантов - помощь во внедрении регулярных процедур корректировки и анализа выполнения целевых установок. Стоимость работ - от 600 тыс. рублей. Спрос на решение такого типа задач со стороны клиентов растет. И если раньше заказчиками выступали в основном торговые компании, банки, то за последний год выросло число промышленных предприятий.

Потребности второй группы клиентов - оценка возможностей рынка, формирование системы целей компании, решение накопившихся функциональных проблем, согласование позиций. Ключевая задача консультантов - организовать подготовку аналитической информации и помочь компании выбрать вариант рыночного развития. Это формат сессии стратегического планирования, он включает подготовительный, аналитический и разработочный этапы. Стоимость - от 200 до 600 тыс. рублей. Пока на этот вид услуг спрос стабилен.

- От опыта компании и личности модератора. Хорошо, когда собственник понимает, куда идет его бизнес: тогда ему нужен просто организатор процесса. Намного сложнее, если этого видения нет и задача бизнесконсультанта - его сформировать.

- От чего зависит успех применения этих методик на практике?


Главная страница :: Промышленность :: Цель как средство
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz