Главная страница :: Промышленность

Земля может провалиться, но свет и тепло будут Первое свидание пройдет на высоте Наши — но по три Наличностный фактор Воздушный лик земли Рынок только проснулся Управляемый шовинизм Магнитка пошла по воде Фастфуд долгого ожидания мягкая мебель

В Уральском музее молодежи в 1988 году творческой группой «Белый квадрат» была создана уникальная историко-художественнаяэкспозиция «Образ и факт». Она несла сложную истину о почти вековойистории России не только через документы, но и оказывая мощноевоздействие на эмоциональном уровне. Она сама стала явлением культуры:современные пластические формы, острота метафор и точность образов.Гармонично встроенная в здание, так, что пространство внутриоказывалось больше, чем представлялось снаружи, она талантливообыгрывалась не только на экскурсиях по «веку минувшему»,но и в спектаклях, художественных проектах.

«Исход»: сотрудники, покидающие Музей молодежи
Путь, который проходятэкскурсанты по этим залам, равен пути страны в XX столетии, тольков сжатой, сконцентрированной форме. Война гражданская, отечественная,ГУЛАГ, культ личности, господство однопартийной идеологии нашлиотражение в емких и сильных образах и фактах. Зрители маршируют вместес взводом новобранцев, попадают на поле памяти и скорби. Упираютсяв тупик «Хода нет», путаются в бюрократических дверях, которыезакрываются при усилии их открыть. В игривом и одновременно страшномзеркальном лабиринте сталкиваются лицом к лицу с самим собой,но отторженным от себя, встроенным в шеренгу.

В начале февраля 2006 года здесь прошла творческая акция, ставшаясвоеобразным прощанием с экспозицией и музеем. графы, художники,просто друзья были приглашены запечатлеть то, что скоро исчезнет. Музейпокидает здание, в котором провел почти 20 лет. Исключительнаяв масштабах страны экспозиция, скорее всего, погибнет.Факты. «Музей истории комсомолаСреднего Урала! Снова я здесь, и не верится, не укладывается в голове,что все так изменилось за 5 лет! Уникальность интерьера, глубина мыслив экспозиции, нравственное проникновение в душу… С уважением и любовью,Б. Ельцин. 22 февраля 1992 г.». За годы существования музей посетилоогромное количество знаковых фигур своего времени, он целенаправленнособирал людей «высоких энергий». Гостями были Галина Старовойтова, Андрей Сахаров.Послы ведущих мировых держав, проведя ряд официальных встреч, приходилисюда для свободного общения с уральцами. Музей служил открытойплощадкой гражданского общества. И скрупулезно запечатлевал мгновенияистории, которая вершилась тогда на наших глазах.



1995-м годом датируется начало нового этапа его жизни:стартовала борьба за притягательное для разных структур старинное,но хорошо сохранившееся здание в центре города (подробно о конфликтесм. «Музей как зеркало русской революции», «Э-У»,№ 4 от 02.02.04). Согласования по вопросу собственности, судебныеразбирательства длились несколько лет, периодически затухаяи обостряясь вплоть до выпадов криминального толка. Музей вновьоказался в эпицентре сейсмически активной зоны, где схлестнулисьсиловые потоки власти, общественности, культуры, народившегося слоясобственников.

Деятельная позиция, инновационные для тех лет формыработы порой вызывали недоумение. Звучали даже упреки коллег: «Вызанимаетесь не своим делом». Как будто музей есть синоним понятий«застой» и «прошлое». Сегодня многое из того, что впервые опробовалосьздесь, выглядит естественно и называется модным словом«интерактивность». Именно Уральский музей молодежи показал, каким можетбыть современный музей.

И вот последний факт биографии. 28 февраля 2006 года юридическое лицо«Музей истории комсомола и молодежного движения (Уральский музеймолодежи)» будет ликвидировано. Решение принято учредителем- управлением культуры администрации города Екатеринбурга.Образы. Проект «Музей молодежи»завершился. Он возник на волне перестройки страны и стал ее символом,памятником эпохе не уходящей, а уже ушедшей. И, как нередко бываетс памятниками, время которых закончилось, будет «снесен». В новомвремени - упорядочения, овертикаливания - места ему в прежнем видене нашлось. Миф о трансформации (в отдел соседнего Музея историигорода) не убедителен. Живой музей - это триединство: фонды,экспозиция, команда. Фонды, предполагается, будут сохранены. Экспозиция- сомнительно, новые хозяева здания вряд ли станут использоватьее по назначению. Команда, костяк которой сформировался еще призарождении самостоятельного музея, уходит.



В последние несколько месяцев учреждения культурыЕкатеринбурга лихорадит кадровыми переменами и реорганизациями. Сменаруководства театра кукол и в результате «утрата» главного режиссера;неожиданное свержение директора успешного муниципального кинотеатра«Салют»; невнятная ситуация со статусом мужского хорового лицея;будоражащие слухи о грядущих увольнениях и заменах в другихорганизациях (до сих пор они сбывались).

Теснейшим образом связанный с социальными процессамивремени, музей и своим «исходом» отражает характерные черты настоящегомомента. В культуре началось активное переформатирование. Меняютсяориентиры, требования и даже терминология: например, актуальнымстановится понятие «отбивка». Процессы «овертикаливания» достиглии этой наименее поддающейся систематизации и структурированию сферыжизни.

Проявилась в данном частном случае и еще одна общаячерта современности. Знаковое, на мой взгляд, событие - ликвидацияучреждения культуры (музея молодежи как такового больше не будет)- происходит тихо, почти незаметно. Несколько лет назад общественностьеще бы бурлила, хоть и безрезультатно. Теперь привыкли и иного не ждем.Овертикаливание общества тоже можно считать состоявшимся.

Логика «упорядочения» проста и ясна: инициатива должнаисходить из одного источника, из центра, затем распространяться по всейцепочке и слаженно отрабатываться. Системе нужна прозрачность, какфинансовая, так и идеологическая, и полная подконтрольность. Воти культурные учреждения подравниваются, встраиваются в систему. Или,как музей молодежи, не встраиваются.

Организатором его выступила администрация города при поддержке посольства Франции в России и Французского Альянса в Екатеринбурге. Основные события культурной программы пришлись на конец мая. Среди разнообразия ее составляющих (музыкальной, кинематографической, танцевальной, изобразительной) отметим проекты, напрямую соответствующие задачам «Весны» - созданию праздничной атмосферы и вовлечению в нее горожан на улицах и площадях столицы УрФО.

Владимир Бегунов из группы «Чайф» и его арт-объект - петух по имени Ко-Ко-Шинель
- Анастасия Кириллова

Видеоинсталляцию «Продолжай движение!» француженки Сесиль Бабиоле, представленную в витрине одного из магазинов одежды Екатеринбурга, до уральцев видели жители Парижа, Берлина, Монреаля, Штутгарта, Марселя и Белграда. Камера «ловила» движения прохожих, обрабатывала их в реальном времени, преобразуя в образы и звуки. В темное время суток, когда изображение становилось ярче, толпы молодых людей танцевали напротив витрины, «провоцируя» встроенную технику на все новые сочетания видео- и звука.

Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства стал инициатором сразу двух событий. Парад галльских петухов, этого символа Франции, проходил на площади 1905 года перед зданием мэрии. Он объединил серьезные творческие силы города. В течение дня художники, чьи эскизы победили в конкурсе, вместе с бригадами помощниковволонтеров декорировали двухметровые петушиные фигуры, отлитые из стекловолокна. Приз зрительских симпатий получил известный художник Петр Малков за проект «Ку-кареконвертируемая валюта», а петух, расписанный по эскизу Елены Гладышевой, куплен для одного из детских садов города. Два дня скульптуры оживляли площадь, а затем ими украсили аллеи парка культуры и отдыха им. Маяковского.

Екатеринбург

Проведя французскую весну, Екатеринбург Парижем не стал. Но на несколько дней он окунулся в праздничную «французскую» атмосферу, встал в один ряд с мировыми столицами, где общественные пространства заполняются не только рекламой, а искусство живет не только в музеях.


Главная страница :: Промышленность :: В одном ряду с парижем
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz