Главная страница :: Промышленность

С низкого старта Закрутилось На круги своя Все свое Райффайзенбанка станет больше Металл в голосе Осторожно: рейдер! Время собирать собственность Обустроить клондайк мягкая мебель

- Надежда Борисовна, вы работали над пакетом законов около полутора лет. Можно ли сказать, что работа завершена?

Главная цель пакета жилищныхзаконопроектов - повышение доступности жилья. Разработчики, однако,опасаются, что в полном объеме достигнуть ее не удастся.Платежеспособный спрос на жилье будет опережать предложение, и этоможет вызвать дополнительный рост цен, считает Надежда Косарева,президент фонда «Институт экономики города» (Москва) и руководительрабочей группы по формированию рынка доступного жилья Центрастратегических разработок.

-В целом, да. Жилищная проблема в нашей стране никогда не сходилас повестки дня. В предыдущем столетии ее по крайней мере триждыпытались решить на политическом уровне: коммунальным расселениемза счет экспроприации частной собственности после революции,выполнением программы массового жилищного строительства Хрущеваи горбачевской программы под лозунгом «Каждой семье отдельную квартирук 2000 году». То есть с жилищной проблемой пытались справиться за счетпрямого государственного управления и бюджетных ресурсов. Сегоднявпервые речь идет о создании условий для развития рыночных институтови механизмов решения жилищного вопроса. Принятие пакета - факт сампо себе беспрецедентный. И не только потому, что он включает 25 законов(такое количество правовых норм, по оценке юристов, может претендоватьна рекорд в истории Государственной думы). Исторический характер носитсама задача.



Надежда Косарева

-На первом месте, несомненно, Жилищный кодекс (ЖК). Старый кодекс принятеще в 1983 году и абсолютно не соответствует реалиям. Например,до принятия ЖК в очереди на жилье формально могли находиться не толькодействительно нуждающиеся в поддержке, но и кто угодно. Настоящиельготники на практике не могли получить квартиру: очереди растягивалисьна 20 - 30 лет. Новый документ сформулировал жилищную политикугосударства: социальное жилье должно предоставляться малоимущимгражданам (критерии, по которым людей относят к малоимущим,определяются муниципалитетом), для остальных будут создаваться условиядля покупки, строительства, найма жилья на рынке. Таким образом,на право получения льготного жилья смогут претендовать толькомалоимущие. Эта мера должна в перспективе уменьшить количествоочередников примерно на две трети, а срок получения льготного жилья -с 20-ти до пяти-семи лет. При этом те очередники, которые уже сегодня стоят на учете, сохраняют право на социальное жилье.

- Какие законы и отдельные нормы вы назвали бы важнейшими?

На третьем месте -поправки, связанные с правами граждан. Основной (до 80%) потокстроительства финансируется через «долевку», где граждане выступаютинвесторами и несут большие риски. Теперь ситуация кардинальноменяется. В этой части я отметила бы два закона в пакете: о жилищно-накопительныхкооперативах и о долевом участии в строительстве. Можно с уверенностьюсказать: если в строительстве останутся финансовые пирамиды, то этобудет чистейшей воды уголовщина. Законных лазеек мошенникаммы не оставили. Например, введена государственная регистрация договорадолевого участия: продать одну и ту же квартиру нескольким людям теперьневозможно.

На второепо важности место я бы поставила группу законов и поправок, которыенаправлены на стимулирование платежеспособного спроса. Инструменты:развитие ипотечного жилищного кредитования, снижение для граждан рисковучастия в долевом строительстве, в жилищных накопительных кооперативах,повышение прозрачности и надежности сделок на рынке жилья, в том числеза счет налогового регулирования. По нашим прогнозам, уже к 2007 годубанки смогут полностью удовлетворять платежеспособный спрос населенияна ипотечные кредиты.

-Все перечисленные законы в основном направлены на расширениеплатежеспособного спроса. Но чтобы сформировать рынок доступного жилья,наравне со спросом необходимо наращивать предложение - увеличиватьобъемы строительства. Насколько успешна законодательная работа в этомнаправлении?

Следующий по важности блок -налоговый. Это прежде всего отмена НДС на сделки с недвижимостью.Мы надеемся, что застройщики станут чаще практиковать защищающие правапокупателей договоры предварительной купли-продажи жилья:ранее они практически не заключались, так строители избегали уплатыНДС. Расширены возможности получения вычетов из налога на доходыфизических лиц: если раньше квартиру можно было реализовать безналоговых вычетов только после пяти лет владения ею, то сейчас - послетрех лет. Кроме того, до сих пор налогами не облагались толькобанковские кредиты на жилье, а сейчас еще и займы организаций. Введеныльготы по налогу с доходов от ипотечных ценных бумаг: эта мера приведетк тому, что их наконец-то станут выпускать.

Безусловно, чрезвычайно важновведение градостроительных регламентов, устанавливаемыхмуниципалитетами в правилах землепользования и застройки. Они будутчетко определять: что, где и на каких условиях можно строить в городе.Теперь застройщик, претендуя на тот или иной участок, будет знать, чтоможно строить, а что нельзя, и каковы будут расходы. Причем известноэто станет не из разговоров с бюрократами, а из документа, имеющегостатус закона. Градостроительный кодекс вводит обязательную процедурупубличных слушаний при принятии градостроительных регламентов. Этапроцедура и снимет напряженность между строителями и населением: новаязастройка перестанет быть сюрпризом для жителей тех мест, где онаначинается.

- Меры, направленные на увеличениепредложения, в полном объеме, к сожалению, реализовать не удалось.Проблемы в жилищном строительстве связаны в первую очередьс административными барьерами доступа на строительный рынок,непрозрачными и непубличными процедурами предоставления земельныхучастков для строительства и определения их разрешенного использования,высокими рисками инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры дляобъектов жилищного строительства. В результате и рынок жилищногостроительства, и цены на этом рынке сегодня во многих регионахмонопольные.

Пожалуй,самые напряженные баталии в Думе вызвал вопрос о переходе к прозрачнымконкурентным процедурам предоставления земельных участков - открытымаукционам. Это ключевая проблема для ликвидации монополизма на жилищномстроительном рынке. Именно через бюрократические процедурыпредоставления земельных участков муниципалитеты сегодня контролируютдоступ на этот рынок. Процветает бартерная система расчетовзастройщиков с муниципалитетами, когда земельные участки обмениваютсяна квартиры и обязательства по строительству коммунальных объектов. Всеэто не позволяет выявить реальную цену земельных участков и приводитк росту цен на построенное жилье. Показательно, что против этой нормывыступало не только лобби чиновников, к ним присоединилась и частьзастройщиков. Это те, кому сложившаяся на рынке ситуация выгодна,а дальнейшее развитие конкуренции - нет.

К сожалению, пока не удалось снизитьадминистративные барьеры, связанные с многочисленными системамигосэкспертизы проектной документации и госнадзора в ходе строительства.Проект Градостроительного кодекса предполагал сохранить эти видыгосударственного контроля только в отношении особо опасных, техническисложных и уникальных объектов. При строительстве иных объектовпредлагалось заменить государственный контроль усилением финансовойответственности профессиональных участников строительства, включаяиндивидуальную ответственность главных архитекторов и главных инженеровпроектов. Их деятельность должна подлежать обязательному страхованию,а также контролю со стороны «цеховых» объединений в формесаморегулируемых организаций. Однако депутаты не поддержали такуюконцепцию. Государственная экспертиза и государственный надзорсохранены для подавляющего большинства объектов строительства.В то же время фактически на два года перенесены реформы многочисленных(их около пятнадцати) систем экспертизы и надзора в строительстве,которые необходимы для унификации законодательного регулирования и организационно-управленческих структур их деятельности.

Одиниз двух законопроектов, направленных на привлечение частных инвестицийв коммунальную инфраструктуру, вообще выпал из пакета («Обинвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания»),а другой в течение трех с половиной лет будет реализовыватьсяне в полном объеме («Об основах регулирования тарифов организацийкоммунального комплекса»). В результате существенно сокращаютсявозможности подготовки площадок для обеспечения жилищного строительствакоммунальной инфраструктурой.

В результатедискуссий введение процедуры аукционов отложено на девять месяцев,до первого октября 2005 года. Я считаю, это решение может привестик тому, что все потенциально ликвидные земельные участки для жилищногостроительства за этот период распределят по старым непрозрачнымпроцедурам «впрок» и на аукционах просто нечего будет продавать.

- Насколько эта угроза реальна?

Сейчас разработчикипакета законопроектов озабочены тем, что цели повышения доступностижилья в полном объеме, возможно, достигнуть не удастся:платежеспособный спрос на жилье будет опережать его предложениена рынке. Это может вызвать дополнительный рост цен.




Владимир Карасев


Расследование уголовных дел в отношении братьев Александра и Николая Першиных, возглавляющих ЗАО «Ханты-Мансийская нефтяная компания» и ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция» соответственно, получило логическое продолжение. Как мы уже сообщали (см. «Э-У» 3 за 24.01.05), депутат думы Ханты-МансийскаАлександр Першин арестован прокурорскими работниками 28 декабряпрошлого года, ему предъявлено обвинение по статьям УК «Присвоение илирастрата», «Незаконное получение кредита», «Злоупотреблениеполномочиями». Арест Николая Першина прошел в середине января 2005 годав рамках уголовного дела, возбужденного по статье «Мошенничество».Поскольку оба дела касаются законности использования бюджетных средств,в том числе на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сотрудников оперативно-розыскногобюро Главного управления МВД РФ по УрФО и отдела Генпрокуратуры по УрФОзаинтересовала деятельность заместителя председателя правительства ХМАОпо вопросам недропользования и ТЭК Владимира Карасева, директорадепартамента по нефти, газу и минеральным ресурсам правительства ХМАОВениамина Панова и заместителя председателя правительства ХМАО,директора департамента государственной собственности Гаджи Амирова.По неофициальным данным, в кабинете последнего прошла выемкадокументов.

Между тем в отделе Генпрокуратуры РФ по УрФО негативнорасценили факт общения Владимира Кучерова с прессой по уголовному «делубратьев Першиных». Там считают распространение информации о ходеследствия нарушением ст. 161 УПК РФ, которая прямо запрещаетразглашение данных предварительного расследования. Заместительгенпрокурора по УрФО Юрий Золотов распорядился провести служебнуюпроверку по факту незаконного распространения информации«с определением степени ответственности виновных лиц». Он же пояснил,что на данный момент нет факта возбуждения уголовных дел в отношениичленов правительства ХМАО: «Дело возбуждено по фактам конкретныхнарушений законности».

По словам начальника оперативно-розыскного бюро генерал-майора милиции Владимира Кучерова, уголовные дела, касающиеся ЗАО «Ханты-Мансийскаянефтяная компания» и ЗАО «Назымская нефтегазоразведочная экспедиция»,стали результатом планомерной двухлетней работы органов прокуратурыи МВД. Органы следствия подозревают, что отдельные чиновникиправительства ХМАО незаконно создавали режим наибольшегоблагоприятствования ряду нефтяных компаний автономного округа.


Главная страница :: Промышленность :: Нефтяные дела стали уголовными
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz