Главная страница :: Промышленность

Ода благородным пиратам Полуостров не за горами Аршином общим не измерить Защита лузера На трезвую голову Второе дыхание Соразмерно обстановке Примеряясь к премиуму Gott mit ihnen? мягкая мебель

Стальная глотка Китая
На протяжении 2003го и первой половины 2004 года Китай был одним из крупнейших в мире импортеров стальной продукции. Так, в 2004 году Поднебесная обеспечила 25% мирового потребления стали (в физическом выражении - 250 млн тонн).


В начале ноября сразу два крупных российских чиновника, премьер-министр Михаил Фрадков и министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, посетили Китай с деловыми визитами. Обсуждалось сотрудничество двух стран в области машиностроения, энергетики, а также вопросы строительства трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). По итогам переговоров ленты информагентств излучали оптимизм. Больной для российских сталелитейщиков вопрос - негативное влияние «китайского фактора» на мировой рынок стали - остался за кадром.

С превращением Китая в экспортера (к 2006 году Поднебесная сможет полностью отказаться от импорта российской стали) наши металлурги получат в его лице серьезного конкурента на рынках Азии. Во-первых, стальная индустрия России (а 40% ее объема дает Урал) вывозит больше половины продукции. Во-вторых, азиатский рынок, КНР в том числе, на протяжении последних двух лет был одним из самых привлекательных для ЕвразХолдинга и Магнитогорского металлургического комбината: «Евраз» (в состав которого входит Нижнетагильский металлургический комбинат) отправляет в Азию около 40% продукции; у ММК на страны Азии и Дальнего Востока приходится 31% экспортной отгрузки.

В этом году ситуация резко изменилась, аппетит сменился перенасыщением. Окрепший «китайский малыш» уже сейчас проявляет задатки лидерства на мировом рынке. По прогнозам Китайской ассоциации чугуна и стали (CISA), в текущем году страна выпустит 332 млн тонн стали. Сами китайские сталелитейщики уверены, что объемы производства будут на уровне 350 млн. В первом полугодии-2005 экспорт из КНР составил 11,5 млн тонн стали, ожидается, что до конца года он достигнет 23 млн тонн.

В документе четыре стратегических пункта: глобализация отрасли путем объединения предприятий в крупнейшие корпорации; предотвращение покупки иностранными акционерами контрольных пакетов китайских предприятий; улучшение качественных характеристик продукции и повышение доли высоких переделов.

В более далекой перспективе прогнозы для конкурентов Китая неутешительны. Если у правительства КНР получится успешно реализовать План развития черной металлургии до 2020 года (см. справку), сталелитейщики этой страны смогут составить конкуренцию не только компаниям России, но и мировым лидерам - индийской Mittal Steel и люксембургской Arselor.

Китай еще не начал крупномасштабных «военных действий», но уже одерживает первые маленькие победы. Ухудшающаяся мировая конъюнктура путает карты российским меткомбинатам.

К реализации первой идеи Китай уже приступил. Еще в середине августа текущего года вторая по объему производства в Китае сталелитейная компания Anshan Iron and Steel Group (Angang; в 2004 году выпустила 11 млн тонн стали) объединилась с другим крупным предприятием - Benxi Iron and Steel Group (Bengang; 6 млн тонн стали). Сделка позволит корпорации войти в десятку крупнейших мировых производителей стали и составить конкуренцию лидеру на внутреннем рынке - компании Baosteel Group (21 млн тонн стали). В перспективе объем производства объединенной компании достигнет 30 млн тонн стали в год. Консолидация активов идеально вписывается в стратегию, изложенную в Плане: к 2010 году Китай намерен создать две гигантские корпорации, предприятия каждой будут выпускать около 30 млн тонн стали ежегодно.

«Евраз», несмотря на промах, оптимистичен: «Все поставщики ощущают экспансию китайской стали на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона. Пока давление имеет не столько физический, сколько психологический характер - в Китае вводятся все новые мощности, рост производства опережает рост потребления». По словам представителей «Евраза», российский рынок в настоящее время один из наиболее привлекательных для компании.

Бой с тенью

Именно Китай помешал успешному проведению IPO ЕвразХолдинга. Напомним, размещение ценных бумаг этой компании на Лондонской фондовой бирже прошло в июне 2005 года. Максимальную прибыль от продажи получить не удалось. Помешала ухудшившаяся рыночная конъюнктура: с апреля по июнь цена на сталь упала в среднем на 10%. Поэтому инвесторы оценили депозитарные расписки (GDR), выпущенные на 8,3% акций «Евраза», в 14,5 доллара за штуку при объявленном диапазоне 13,5 - 17 долларов. Рыночная капитализация компании на тот момент составила 5,1 млрд долларов.

Генеральный директор ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Виктор Рашников признает факт опасности превращения Китая из импортера в экспортера, но сдаваться не намерен: «Широкий выход Китая на мировые рынки стали со своей продукцией не за горами. Это, конечно, нарушит сложившийся баланс.На рынке металлургического сырья он уже нарушен гигантским китайским спросом. Несмотря на то, что позиции ММК на зарубежных площадках достаточно прочны, нам придется считаться с этим фактом».

Подобная позиция и у ООО «Уральская сталь». Коммерческий директор предприятия Андрей Просяник говорит, что в условиях увеличения поставок китайской заготовки, чугуна, а также некоторых видов проката ориентация на российский рынок и повышение качественных характеристик продукции позволит компании закрепиться на доминирующих позициях. «Мы выбрали три ключевых рынка сбыта. Первый - трубная отрасль, которая в свою очередь является поставщиком для нефтегазовой промышленности. Второй - мостостроение, третий - тяжелое машиностроение. Наша деятельность в первую очередь направлена не на масштабное увеличение производства стали и расширение рынков сбыта, а на удовлетворение ужесточающихся требований конечных потребителей к качественным характеристикам, химическому составу и механическим свойствам проката. Важнейшим итогом наших проектов станет производство продукции с высокой добавочной стоимостью, а также выпуск штрипсов из сложных, но многообещающих марок стали прочности Х60, Х80 для труб в северном исполнении», - констатирует Андрей Просяник. По его словам, для повышения конкурентоспособности необходимо также снижать издержки производства, что возможно только при инвестировании средств в модернизацию и реконструкцию.

Основные перспективы гендиректор Магнитки связывает с дальнейшим увеличением металлопотребления в России: «Мы очень рассчитываем, что повышению спроса на внутреннем рынке металла будет способствовать реализация крупных инфраструктурных проектов в нефтяной, газовой промышленности, энергетике, а также оживление в метизной промышленности и машиностроении». По его словам, продукция ММК в ближайшее время будет востребована трубной промышленностью, строительной индустрией. Ожидается также реализация крупных инвестиционных проектов в ОАО «РЖД» и электроэнергетике.

На Магнитке, как и в «Уральской стали», особое внимание будут уделять качеству продукции. Виктор Рашников: «Чтобы наша продукция оставалась востребованной и конкурентоспособной не только по цене, но и по качеству, всем нам нужно приложить немалые усилия. Думаю, у ММК есть возможности, чтобы побороться за место под солнцем, в том числе и на китайском рынке, на котором мы работаем много лет. Нас здесь знают, и у нашей продукции сложилась определенная репутация».

8 месяцев 2005 года импорт нержавейки из Китая составил чуть более 1,5 тыс. тонн, в то время как из стран ЕС - почти 49 тыс. тонн. Основным продуктом этого вида, поставляемым в Россию, является нержавеющий никельсодержащий плоский прокат. Весь 2004 год производство такого проката на Челябинском металлургическом заводе (главное предприятие «Мечела») было нерентабельно изза негативного влияния демпинга со стороны европейских производителей, а объемы заказов постоянно падали вследствие переориентации потребителей на импортную продукцию как более дешевую.

Европейский фактор

Особняком от остальных уральских производителей стоит ОАО «Мечел»: влияние на него китайских производителей оказалось значительно ниже, чем поставщиков из стран Евросоюза. Как сообщил руководитель отдела по связям с общественностью «Мечела» Алексей Сотсков, за первые

В антидемпинговом расследовании в отношении нержавеющего никельсодержащего плоского проката речь идет не только о необходимости защиты российского рынка, но и о выживании отечественных производителей этого вида продукции. К ее потребителям традиционно относятся предприятия оборонного комплекса и атомной энергетики. Как заявил Алексей Сотсков, если российские чиновники поставили цель сделать Россию нетто-импортером нержавеющего проката, то эта цель успешно будет достигнута, если пошлины не введут или введут в размере, не способствующем выравниванию условий конкуренции и компенсации колоссального ущерба, нанесенного российским предприятиям.

Для минимизации ущерба в начале 2005 года производство нержавеющего никельсодержащего проката на комбинате было решено приостановить. «Мечел» считает рынок интересным, но в компании убеждены: для возобновления работы нужна помощь государства. Поставками проката этого вида из ЕС еще год назад заинтересовалось Минэкономразвития РФ, оно инициировало антидемпинговое расследование. Как выяснилось, демпинговая маржа составляла 134%. В соответствии с российским законодательством по истечении года с момента начала расследования доклад МЭРТ об его итогах и проект постановления должны быть направлены в правительство РФ. По состоянию на 27 октября этого не произошло, несмотря на то, что проект постановления о мерах по защите российских производителей уже завизирован рядом ведомств.

Одна из главных причин - Поднебесная обладает весьма ограниченными запасами сырья для металлургии. Пропорционально увеличению производства стали будут возрастать и объемы импорта железной руды, коксующегося угля, металлолома. Поэтому Китай не может рассматриваться в качестве дешевого производителя.

Страна Ост
Причины боевого настроя уральских сталелитейщиков становятся очевидны, если рассмотреть ситуацию с экспортом стали из Китая повнимательней. Раньше следующего года КНР вряд ли станет сильным игроком на мировом рынке стали. Но и этот срок может быть отложен.

Кроме того, китайская сталелитейная промышленность сегодня сильно раздроблена. На компании с объемом производства более 10 млн тонн стали в год приходится не более 30% выплавки, остальное - доля мелких производителей (2 - 5 млн тонн). Изменения ситуации в ближайшее время ожидать не стоит. Даже поддержка правительства КНР не сможет сыграть решающую роль. Сейчас власти Китая в первую очередь озадачены консолидацией отрасли, и они будут стимулировать этот процесс. Однако появление крупных игроков, по планам, должно произойти только к 2010 году. Кроме того, правительственная политика «искусственного отбора», в результате которого выживут сильнейшие сталелитейные компании Китая, может натолкнуться на сопротивление мелких производителей, которые пока формируют основную часть внутреннего рынка этой страны.

В этом смысле российские металлурги останутся в выигрыше: основная их часть имеет вертикальную интеграцию сырьевого, сталеплавильного и прокатного секторов.

Дополнительные материалы:

Несмотря на это, приходится констатировать - властям Китайской Республики вполне по силам закрыть внутренний рынок стали для производителей из России и других стран.

- не допускается возможность приобретения иностранными компаниями контрольных пакетов китайских предприятий;

План развития черной металлургии Китая до 2020 года
В области иностранных инвестиций:


- иностранные корпорации, не занятые в черной металлургии, должны представить доказанную капитализацию и репутацию, тогда им будет разрешено инвестировать в существующие заводы. В строительстве новых им отказано.

- разрешается иностранным компаниям, выпустившим в предшествующем году 10 млн тонн стали или 1 млн тонн высоколегированной стали, создавать предприятия в Китае или покупать доли в китайских заводах;

- снижать экспорт как низкопередельной, так и энергозатратной продукции, в частности стальных сплавов, чугуна, кокса и металлолома. Возврат экспортных пошлин на такую продукцию будет постепенно снижен или отменен;

В области экспорта и сырья:

- китайское правительство будет вмешиваться в спор китайских компаний изза обладания иностранными сырьевыми ресурсами.

- способствовать основным производителям стали проводить интервенции за рубежом и создавать там совместные предприятия, приобретать месторождения и устраивать базы по поставке железной руды, металлолома, угля и другого сырья;

- крупнейшие десять предприятий будут обеспечивать 50% всего выпуска стали в стране к 2010 году и 70% - к 2020 году;

В области внутренней интеграции отрасли:

- правительство не будет давать разрешения на строительство новых сталелитейных заводов, а число существующих (более 800) значительно сократится.

- к 2010 году путем слияний и поглощений будут созданы два промышленных гиганта годовой мощностью 30 млн тонн каждый;

- производственные комплексы должны быть сконцентрированы в более развитых береговых провинциях, где имеется большой спрос на сталь и доступ к портам;

В области географии:

- расширение производственных мощностей будет ограничено на севере, где имеется недостаток воды, и северозападе, испытывающем нехватку железной руды.

- существующие заводы, расположенные на северовостоке, в регионе, богатом железной рудой и углем, должны путем слияния образовать конкурентоспособные на мировом уровне конгломераты;

- государство будет оказывать содействие в производстве сталепродукции высоких переделов, низкозатратной и менее вредной для окружающей среды;

В области технологии:

Тарифы, то есть цены на услуги в электроэнергетике, всегда раздражают, как камушек в ботинке. Они никогда не нравятся потребителю. Означает ли это, что на противоположной стороне, там, где производитель, всем довольны? Ноябрь - традиционное время обсуждения цен на услуги естественных монополий на будущий год. В 2005 году ни одна отрасль не претерпела таких грандиозных изменений, таких масштабных структурных реформ, как энергетика. Очевидно, что должен кардинально измениться и принцип ценообразования на ее продукцию - электричество.

- Андрей Порубов

В 2003 - 2005 годах энергосистемы жили в подвешенном состоянии: они не особо понимали, чего хочет от них Москва и как снижать затраты. В 2005 году региональные АОэнерго разделили. Разрезан на несколько частей и общий тарифный пирог. Теперь в стоимости электроэнергии для потребителя нашли отражение затраты трех структур: двух конкурентных - генерации (производство энергии) и сбытовых услуг; и монопольной (передача электроэнергии). Предполагалось, что регулирование тарифов на монопольные виды бизнеса сохранит за собой государство, а остальное сделает рынок.

На подготовительном этапе реформирования энергетики у идеолога перемен Анатолия Чубайса особую критику вызывал сложившийся за многие годы принцип установления тарифов: затраты плюс прибыль. Глава РАО «ЕЭС России», вполне разумно полагая, что такой подход не способствует экономии и абсолютно нерыночен, дал указание: перестроить тарифы на новый лад. Энергосистемы должны снижать затраты и делать все возможное, чтобы тарифы росли не быстрее инфляции.

Согласие и примирение

Но что происходит с регулированием тарифов на самом деле? Как они растут, и есть ли пути их снижения? На эти и другие вопросы отвечает Владимир Кальсин, генеральный директор региональной сетевой компании Свердловэнерго.

Владимир Кальсин


- Цена производства электроэнергии определяется федеральной службой по тарифам, но роль РЭК попрежнему велика. Именно комиссия выносит предложения на уровень общероссийской структуры. Через РЭК проходят все решения по всем составляющим энергорынка, она определяет общий тариф, а затем разбивает его на три части. Конечно, есть проблемы, но РЭК обязана всех примирить, сведя воедино интересы конечного потребителя и всех трех бизнесов.

- Владимир Валентинович, до 2005 года принцип установления тарифов на электроэнергию был если и не прозрачен, то понятен. Против затрат единой компании - естественного монополиста - спускалась из правительства России цифра предельного роста уровня тарифов, и вы с региональной энергетической комиссией (РЭК) находили компромисс. Сейчас компании разделились. Сетевую составляющую в тарифах попрежнему регулирует РЭК. А кто регулирует тарифы на производство и сбыт?

- В соответствии с порядком государственного регулирования энергетики, тарифы утверждаются до начала периода регулирования не выше максимального уровня, определенного Федеральной службой по тарифам с учетом прогнозных показателей инфляции. В 2004 году рост предельного тарифа на электроэнергию, установленный на уровне 13,1% к 2003 году, фактически составил 11,4% при инфляции 11,7% (отставание тарифа от инфляции 0,3%).

- Удалось ли перейти на широко разрекламированный в свое время принцип формирования тарифов исходя из величины инфляции?

- Предельный уровень роста тарифов на 2006 год позволяет сетевой компании развиваться или только выживать?

В 2005 году рост тарифа принят на уровне 9,5%, реальный рост - 9,2%, ожидаемая инфляция превысит 10,5% (отставание тарифа от инфляции - 1,3%); на 2006 год рост тарифа предусмотрен на уровне 7,5%, инфляция, по прогнозам аналитиков, составит не менее 9 - 10%. Таким образом, имеет место устойчивое отставание тарифов от инфляции.

Поэтому у нас сокращаются инвестиции: в 2005 году было 180 млн рублей, на 2006 год предусмотрено только 83 млн рублей. Это 3% от суммарных затрат на содержание распределительных электрических сетей, находящихся на обслуживании Свердловэнерго. Соответственно, потенциал развития компании за счет тарифа ничтожен. За счет этих средств предусмотрено строительство высоковольтной линии ВЛ04 кВ протяженностью 2,4 км, а также трансформаторной подстанции 110 кВ. При этом общая протяженность сетей Свердловэнерго составляет 38,4 тыс. километров, общее количество подстанций 35 - 110 кВ - 345 единиц, а износ силового оборудования в среднем оценивается в 60%.

- Как я уже сказал, предельный уровень - 7,5%. При этом тариф на электроэнергию для конечного потребителя будет складываться из тарифов генерирующей и электросетевой компаний, а также сбытового. Инфляция у нас сейчас на уровне 8,5 - 9%, а реальный прирост ставки на содержание сетей только 2,6%. Учитывая, что рост цен на сырье для энергетики (уголь и газ) планируется около 11%, то 7,5% - это очень мало.

- В 2,5 раза сократилась часть прибыли, направляемая на строительство новых объектов. Но суммы на ремонт увеличили на 20%. За счет этого же поднимем зарплаты квалифицированным специалистам, чтобы не уходили от нас. Энергосистема будет надежна. Есть, конечно, узкие места, напряженные линии, но есть и схемы технологических обходов, если случилась авария. Конечно, у нас не хватает средств, чтобы сделать все идеально, но Свердловэнерго проводит планомерную политику сокращения технологических нарушений в сети. Не аварий, а небольших нарушений, которые не приводят к сбоям в энергосистеме. За последние пять лет их количество снизилось в 1,7 раза.

- Но после Чагино (подстанция в Подмосковье, авария на которой в мае 2005 года получила широкий резонанс) энергетики стали говорить, что к аварии привело кроме прочего недостаточное финансирование ремонтных работ, и сейчас компании активно латают дыры. А ваши инвестиции упали в 2,5 раза. Значит ли это, что энергосистема потеряет в надежности?

- РЭК безуспешно пытается придумать, как избавиться от перекрестного субсидирования вот уже несколько лет: население экономически обоснованный тариф тянуть не в состоянии. Но все больше предприятий напрямую выходит на оптовый рынок электроэнергии, где можно покупать более дешевую электроэнергию, не отягощенную социальными обязательствами. Как сейчас достигается баланс интересов разных групп потребителей? Что предлагает РАО?

- Кто принимает решения, куда направлять аккумулируемые суммы, полученные в качестве инвестиционной составляющей в тарифе?

И РАО, и правительство России предлагают поэтапный уход от перекрестного субсидирования и установление экономически обоснованного тарифа для всех групп потребителей, в том числе населения. Но это невозможно в силу социальных проблем.

- Бремя перекрестного субсидирования несут в основном крупные потребители. Чтобы не допустить перекоса, вызванного их уходом на оптовый рынок, применяется механизм включения этих расходов в тарифы на передачу электрической энергии. То есть потребитель может покупать энергию на оптовом рынке, но в целях соблюдения тарифного баланса на территории области он оплачивает свою долю перекрестного субсидирования в составе тарифа электросетевой организации, а та в свою очередь возвращает эти затраты сбытовой. Таким образом, для предотвращения ценовых скачков в связи с выходом потребителей на оптовый рынок электросетевые тарифы играют роль барьерных.

Нам бы ваши проблемы
- Сети изношены, инвестиций мало, но в области промышленный бум. У Свердловэнерго есть техническая возможность подключения новых абонентов?


В 2006 году решено убрать «перекрестку» в коммунальных тарифах. Если она уйдет и из электроэнергии, то будут серьезные социальные потрясения. Поэтому перекрестное субсидирование останется. Предложение РАО состоит в том, чтобы вынести его на оптовый рынок и ввести налог: легализовать ставку, установить фиксированные надбавки для энергозон, в зависимости от того, какая на территории сложилась статистика. Потребитель будет оплачивать «перекрестку» на оптовом рынке, а бюджет региона - возвращать ему эти средства.

В Свердловэнерго есть пакет заявок от крупных потребителей, они рассматриваются.

- К нам обращаются потребители с заявками на присоединение их к сети. При этом требуется строительство новой инфраструктуры, подключение к подстанциям, которые всегда очень загружены. Сразу же встает вопрос о наших инвестициях. Вы сами поняли: из тарифа мы брать деньги не можем. Сейчас привлечение средств под строительство инфраструктурных объектов обсуждается в виде введения адресной платы за технологическое присоединение. Это наш перспективный бизнес. Он достаточно мягкий с точки зрения нагрузки для потребителей, потому что все почестному: заинтересованный потребитель обращается с вопросом о присоединении к сети, мы его подключаем, затраты ложатся на него. А если мы вводим в тариф инвестиционную составляющую, то все потребители на территории области будут компенсировать затраты одного отдельно взятого. Но это тоже плавно регулируется государством, мы не можем сами устанавливать ставки. Больше того, если присоединяемая мощность превышает 10 МВт (цех, большой микрорайон, коттеджный поселок), это требует дополнительного согласования.

- Наша позиция: сети необходимо держать в одних руках. Собственником должна быть профессиональная организация, которая будет максимально грамотно эксплуатировать силовое оборудование. К тому же не надо забывать, что это оборудование работает в единой сети, где необходимо соблюдать технические параметры. На наш взгляд, не должно быть массового владения сетями. Именно поэтому мы говорим о плате за подключение. Ведь в этом случае мы берем на себя все функции проектирования и строительства сетей. Мы снимаем с потребителей головную боль, говорим: будет вам к установленному сроку требуемая инфраструктура.

- А если сетевая инфраструктура построена предприятием на свои деньги? Оно оставляет сети себе или должно передать вам?

- В РАО «ЕЭС России» прорабатывают механизмы «рынка мощности» и «рынка системных услуг». Они предусматривают торговлю резервами мощности и другие способы гарантирования надежности на возмездной основе. На уровне Федеральной службы по тарифам сейчас рассматриваются указанные проекты на предмет внесения изменений в методику тарифообразования. Так, возможна дифференциация тарифов на услуги по передаче в зависимости от категории надежности электроснабжения. Но пока на предприятиях холдинга РАО «ЕЭС России» такой практики нет.

- В РАО не думают о том, чтобы превратить в рубли главный лозунг энергосистемы - надежность? Возможна ли дифференциация тарифов в зависимости от степени надежности, нужной потребителю?


Главная страница :: Промышленность :: Те же штаны назад пуговкой
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz