Главная страница :: Промышленность

Титан — государству Показательный мозговой штурм Телега без лошади Внутренняя сторона медали Газа много не бывает Малая земля Право морали Лучше меньше да лучше Разношерстность мягкая мебель

История. Автопортрет как жанр оформился в эпоху Возрождения, когда стал позволителен интерес не только к богам, но и к божьим детям, а авторитет художников вырос настолько, что они сами сделались объектом изображения. Это тот же портрет, но лишенный посредника: герой и художник в одном лице. Многих тянуло запечатлеть самого себя. Ктото рисовал себя с помощью реального зеркала, кто-то - только внутреннего. Известны «скрытые» автопортреты: Рафаэль спрятал себя в «Афинской школе», Брюллов запечатлелся в мятущейся толпе «Последнего дня Помпеи». Пикассо воплощал себя даже в облике обезьяны. А вот Рембрандт откровенно и скрупулезно фиксировал возрастные изменения собственного лица. Постепенно жанр приобрел характер исповеди. Написать автопортрет - все равно что рассказать всем, что в вас самое главное. Некоторые приравнивают автопортрет к стриптизу: смысл-то один - обнажиться перед посторонними.

Событие. На прошлой неделе в Екатеринбурге открылась выставка «Автопортрет под псевдонимом». 37 уральских художников, как известных, так и менее популярных, представили закодированные автопортреты, подписанные вымышленными именами. Зрителю предстоит разобраться, кто есть кто. Хотя можно и просто полюбоваться разностилевыми художественными полотнaами.

А Леонид Баранов изобразил alter ego во вполне реалистической манере, зато в семи экземплярах-копиях-настроениях. Оригинально подошел к решению задачи Петр Малков. Его фанерный образ (выпиленное лицо с прорезями глаз и рта), казалось бы, содержит только типическое и ничего личного, и в то же время он стал одним из самых узнаваемых «автопортретов». Прежде всего, конечно, для представителей околохудожественной тусовки. Идентификация происходит и с другими картинами и авторами, но отнюдь не лобовая и не сразу. Загадки раскроются постепенно (художники «по расписанию» дежурят возле своих полотен). Настоящие имена авторов сменят все псевдонимы в день закрытия экспозиции.

Загадка. Организаторы и идеологи нынешней выставки ( Татьяна Секачева - куратор, а также Елена Гладышева и Иоганес Познак) не стремились освободить автопортрет от глубокого смысла - познать себя и показать миру. Но они зарядили художников энергией игры, предложив им соединить трудносоединимое: при расчете на узнаваемость сохранить внутреннюю тайну. Художники воплотили задачу с разной степенью достоверности и фантазии. Ктото ушел максимально далеко от собственного облика, спрятавшись, например, за букетом цветов, повернувшись спиной или воплотившись в теле одного из героев (Владимир Романов, Марина Ражева). Другие построили интригу на узнаваемости художественного стиля, считая, очевидно, что произведения есть самый емкий образ творца (Алена Азерная). Ктото поместил себя в нестандартные обстоятельства, как Геннадий Шаройкин, кто-то остался самим собой, только юным, как Сергей Лаушкин.


В первом выставочном зале представлены древнегреческие и древнеримские амфоры и фрески, на которых изображены цари и воины, философы и поэты в состоянии душевного упадка. Как болезнь меланхолия известна давно. Еще в греческих медицинских трактатах IV века до Рождества Христова это слово означало «черная желчь» (melan - черная, chole - желчь). Недостаток или избыток желчи вызывает грусть, упадок сил или, наоборот, ярость. В древности было принято считать, что темная субстанция - «плохое настроение» - сидит в селезенке, которая поанглийски называется spleen. Но позднее выяснилось, что в отличие от трех других жидкостей, выделенных Гиппократом (желтой желчи, флегмы и крови), черная желчь - всего лишь фикция, своеобразная медицинская метафора.

Одно из самых ярких культурных событий нынешней осени в Западной Европе - выставка «Меланхолия: гении и безумцы». Она открылась 13 октября на три месяца в Национальной галерее Большого дворца в Париже. Если вы планируете посетить столицу Франции до 16 января следующего года, не упустите шанс познакомиться с произведениями искусства, которые так или иначе связаны со странным и экстремальным психическим состоянием, называемым «меланхолия». Экспонатами на время поделились музеи Лондона, Праги, Берлина, Амстердама, Лейпцига, Москвы, СанктПетербурга, Мадрида и других городов. Весомый вклад в создание выставки внесли лучшие музеи самой Франции, в том числе Лувр.

После просмотра всех экспонатов невольно восхищаешься мастерством организаторов выставки. Было бы слишком банально отобрать произведения, в названиях которых фигурирует слово «меланхолия». Такие есть, но их процентов пять. Остальное - широкая трактовка душевной болезни с самыми разными причинами и последствиями. Как, например, могла попасть на эту выставку картина Бориса Кустодиева «Большевик», написанная в 1920 году и принадлежащая Государственной Третьяковской галерее? Мы видим сверху городские улицы, запруженные народом, несущим красные транспаранты. Над этой людской кашей возвышается бородатый рабочий в темном тулупе и кирзовых сапогах. Его широкий длинный серый шарф развевается на ветру вместе с красным стягом, который человек держит в руках. Тень рабочего угрожающе падает на стоящую рядом церковь… Картину можно посчитать ошибкой для этой выставки, если не вглядеться в лицо рабочего: оно выражает такое уныние и скуку, что понимаешь - картина как раз к месту.

До сегодняшнего дня меланхолия остается одной из самых загадочных болезней. Ее еще называют «болезнью королей», «болезнью избранных»: от нее страдали многие мыслители и творцы. В связи с этим на выставке вполне уместны автопортреты художников, например Пабло Пикассо. В контексте ключевой идеи экспозиции поособому воспринимается известная картина британского художника Генри Уоллиса «Смерть Четтертона» (1856). Молодой человек (английский поэт Томас Четтертон умер в 1770 году в возрасте 18 лет) лежит на кровати в своей каморке в грязной, когда-то белой рубашке, на полу валяется пузырек, видимо, изпод яда и клочья исписанной бумаги. Единственное окно приоткрыто, и мы видим, как по крышам домов растекся розовый утренний свет: утро нового дня, в котором уже нет талантливого юноши, убитого томлением души…

На выставке можно увидеть подлинные книги XV - XVII веков, описывающие состояние острого душевного дискомфорта, предметы, при помощи которых лечили меланхолию, например, стеклянные шары и пирамиды. Вот как описал меланхолию психиатр Котард в 1882 году в «Бреде отрицания»:

Тоталитаризм - одно из тех явлений, которое подогревает в обществе упаднические настроения. Двойная мораль, циничная ложь и агрессия, направленные на подавление индивидуальности, ведут к тому, что человек перестает верить в силу добра и справедливости. Такую мысль проводят авторы выставки, ссылаясь на ЖанПоля Сартра: цитаты из его произведений помещены на стенах зала. В центре - модель истребителя, спаянного из цинковых листов, а в углу сидит с задумчивым видом огромный голый человек. Он сделан из резины, но так искусно, что кажется настоящим. Человек явно затаил какуюто обиду и злобу на весь мир и впечатление производит жутковатое.

Состояние душевной опустошенности также вечно, как само человечество. Эта болезнь неискоренима. И подтверждение тому - последний зал выставки, где представлены современные произведения искусства. Испанский граф Давид Небреда, пребывая в глубокой депрессии, снимал свое отражение в зеркале. На отчетливо видно, как жестока затянувшаяся меланхолия: перед нами не человек - скелет, кожа изрезана ножом, в глазах - пустота. Это материализовавшийся крик о том, сколь хрупки отношения между людьми и тонка человеческая душа.

Нет рта.
Нет языка.
Нет зубов.
Нет гортани.
Нет пищевода.
Нет желудка.
Нет живота.
Нет зада.

(Чему, очевидно, рады европейские психологи, философы, художники, которые считают свои долгом посмотреть эту экспозицию.) Таким образом, до выставки нужно добираться самостоятельно. Найти здание галереи не сложно: она расположена сразу за памятником Шарлю де Голлю на Елисейских полях. В очереди придется провести около часа. Стоимость билета - 10 евро.

…К сожалению, посещение выставки «Меланхолия: гении и безумцы» не входит ни в один из туристических каталогов.


Главная страница :: Промышленность :: «нет языка… нет зада»
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz