Главная страница :: Промышленность

Показательный мозговой штурм Телега без лошади Внутренняя сторона медали Газа много не бывает Малая земля Право морали Лучше меньше да лучше Разношерстность Опорный край «единой россии» мягкая мебель

Между строк в высказывании Медведева читается: судьбанацпроекта зависит от работы на местах. Строительные рынки локальны- жилье строится в конкретном муниципалитете. Реализацию нацпроектавоочию, а не в отчетах, можно увидеть только на уровне населенногопункта. Во всей цепочке тех, кто будет реализовывать нацпроект,максимум ответственности - на муниципалитетах. Но у последних покабольше вопросов к жилищному проекту, чем ответов. О том, чего городскиечиновники ждут от национального проекта и как он будет реализовываться,корреспондент «Э-У» беседует с заместителем главы города Екатеринбурга Владимиром Крицким.

Владимир Крицкий полностью одобряет стратегию национального проекта, но уверен: тактика нуждается в детальной проработке
Cитуация в сфере жилищногостроительства не очень простая: очевиден рост цен на жилье, сложностив промышленности строительных материалов. К сожалению, не всегдав регионах и муниципалитетах демонстрируется готовность к выделениюсоответствующих земельных участков. Есть довольно серьезные локальныемонополии. Об этом шел довольно жесткий разговор на заседаниипрезидиума. По итогам заседания дано поручение Федеральнойантимонопольной службе заняться этими проблемами. Потому что безвыделения земли мы просто не сможем строить, а существующая точечнаязастройка себя уже исчерпала». С этой реплики началась 7 марта рабочаявстреча первого заместителя председателя правительства Дмитрия Медведева с президентом Владимиром Путиным, посвященная реализации национальных проектов.

- В моем понимании, национальный проект «Доступноеи комфортное жилье», как и остальные три нацпроекта, это обозначениепозиции президента - такова одна из наиболее острых проблем, которуюнужно решать сегодня. Практическая часть национального проекта заложенав новой редакции Федеральной целевой программы «Жилище», котораяподверглась корректировке: в ней появились новые подпрограммы,изменился объем финансирования старых. Но она еще не утвержденаокончательно и не опубликована. Я могу с сожалением сказать, чтомеханизмы реализации национального проекта до конца не проработаны.Определены сферы, в которые нужно вливать дополнительные деньги. Этоинженерное обустройство площадок для будущего строительства, ипотечноекредитование, подпрограмма приобретения жилья молодыми семьями,подпрограмма модернизации существующей инженерной инфраструктуры.

- Владимир Павлович, в чем экономический (практический) смысл национального проекта «доступное жилье»?

- Подпрограммы в составе национального проектаформировало Минрегионразвития, и почему были выбраны именно они,я не знаю. Модернизация инженерной инфраструктуры, обеспечение площадоксетями - это абсолютно правильные направления. То же можно сказатьо господдержке молодых семей: это сегодня самая уязвимая категориянаселения. Люди, которые недавно образовали семью, не имеют денег,чтобы купить жилье. А жить у родителей - часто прямой путь к тому, чтосемья распадется.

- Почему в качестве подпрограмм выбраны именно эти направления?

- Я думаю, они не могут быть равновелики. Конечно,модернизация существующей инфраструктуры потребует меньшего количестваденег, чем оборудование инженерными сетями новых площадок, где вообщеникаких сетей нет. Но как будет на самом деле, на сто процентов покане известно.

- Подпрограммы равны по значению или есть какая-то иерархия?

- Схема выбора участников этих подпрограмм тоже покане ясна. Говорится о том, что будут проводиться некие конкурсы.Критерии их пока не определены или не доведены до нас, во всякомслучае, мы о них не знаем.

- Кто будет расходовать средства, выделяемые в рамках нацпроекта?

- Было бы правильно, чтобы деньги доставались всем.Пока не совсем понятно, в зависимости от какого критерия высчитыватьи выделять суммы. Теоретически это мог бы быть объем ввода жилья.Но я уверен: какими бы ни были критерии, участвовать в проектеи рассчитывать на часть средств должны все. В противном случае сложноговорить об идеологии национального проекта. Если он именно такой,то каждое муниципальное образование должно в нем участвовать, и каждыйгражданин России вправе рассчитывать на долю благ от него.

- Но если будут конкурсы, значит, деньги достанутся не всем субъектам?

- Не могу, потому что мы в ней практически не принималиучастия. За исключением получения небольшого объема средств подреконструкцию ветхого и аварийного жилья. Дело в том, что участникомпрограммы являются субъекты федерации. Муниципальные образования тамне прописаны. Мы свои предложения должны вносить через субъекты РФ.

- Жилищный национальный проект - пусть несколько измененная, но все-таки во многом прежняя ФЦП «Жилище». Она действует уже не первый год. Вы можете оценить ее эффективность?

- Надеемся на лучшее. Это зависит от того, какой объемсредств будет получать Свердловская область, и сколько из них направятв Екатеринбург.

- Но тогда есть риск, что с нацпроектом получится так же, как с ФЦП: Екатеринбург останется вне его.

- Я считаю, что участниками программы де-фактодолжны быть и субъекты федерации, и муниципальные образования. Еслисубъект хочет, чтобы программа эффективно развивалась, он в первуюочередь должен поддерживать те муниципальные образования, в которых дляэтого есть условия: налицо хорошие темпы развития жилищногостроительства, есть проработанные документы градостроительногопланирования - утвержденный генеральный план, проекты планировок,отработанная комплексная схема развития инженерных сетей. У нас все этоесть. И у меня большое подозрение, что во многих городах нет дажегенплана.

- А субъект федерации, решая вопросы о выделениисумм, на что будет опираться? Вы сможете добиться, чтобы выделялосьбольше средств? Или сколько дадут - столько дадут?

- Будем судить по тому, как проект начнетреализовываться. Могу сказать одно: основные темпы прироста жильяв Свердловской области дает Екатеринбург - это очевидный факт.Из 1150 тыс. метров жилья в регионе по прошлому году в городе введено650 тыс. метров, практически 60%. Учитывая темпы строительствав городе, вклад Екатеринбурга в общий объем ввода жилья в областисохранится.

- Как вы считаете, деньги пойдут туда, где ужесформировались «точки роста», чтобы обеспечить еще больший прорыв? Илинаоборот: с помощью нацпроекта попробуют подтягивать отстающих?

- Существует проблема нехватки у муниципалитетов денег на подготовку земельных площадок к проведению аукционов. Она как-то решается?

Тем не менее, как я уже говорил, национальный проектдолжен предусматривать участие в нем всех муниципалитетов. В те города,где с жилищным строительством пока плохо, тоже нужно вкладывать.Но только при наличии внятной местной программы развития жилищногостроительства. Если тратить без программы, без понимания того, какойэкономический эффект она даст, это будут выброшенные на ветер деньги.Должна быть либо внутренняя программа муниципалитета, либо областнаяпрограмма поддержки неблагополучных с точки зрения жилищного рынкамуниципальных образований. Однако если вкладывать только в отстающих,результаты будут сильно оттянуты по времени и темпы строительства жильяокажутся не такими высокими, как запланировано, к примеру,в Свердловской области. Поэтому параллельно нужно поддерживатьте муниципальные образования, где работа сегодня построена эффективно,где темпы роста опережают средние по субъектам.

- Вы неоднократно подчеркивали, что считаете себяи чиновником, и строителем. Не могли бы вы дать оценку национальномужилищному проекту как строитель?

- Подготовка площадки к аукциону - это два блока работ:оформление пакета документов и освобождение земельного участка от правтретьих лиц, то есть отселение ветхого жилого фонда. Целевые деньги подподготовку площадок в ФЦП «Жилище» не заложены, есть только обеспечениесетями. Если смотреть по частям, на подготовку документации не заложеноничего, на снос ветхого и аварийного жилья в этом годупредусматривается миллиард рублей с чем-то: на всю Россиюэто очень немного. В рамках национального проекта помимо федеральногофинансирования статей ФЦП «Жилище» должна быть программа обеспеченияи за счет регионального бюджета, и за счет муниципального. Мы в этомгоду, не получив ниоткуда ни копейки, такую статью расходов в бюджетзаложили, пусть небольшую: 9 млн рублей на оформление документации дляаукционов и 40 миллионов на снос ветхого фонда.

- Назовите, пожалуйста, недостатки, которые уже видны.

- С точки зрения строителя, такой национальный проектдолжен быть - это факт. Вектор выбран правильный. Но те нормативныеакты, которые выпустили за последнее время, нужно внимательноанализировать. Искать недостатки и думать, как их исправить, чтобынациональный проект дал больший эффект. Программа не должна бытьзастывшей.

В Екатеринбурге сейчас две самые большие площадки, которые должны быть застроены жильем до 2015 года: ВИЗ-Правобережный и Академический. По Академическому мы нашли инвестора - «Ренова-стройгрупп»,подписали соглашение и двигаемся вперед. «Ренове» повезло: она выкупилаЗАО «Свердловское», за которым было оформлено право постоянногобессрочного пользования земельными участками в Академическом. Поэтомупо закону смогла стать участниками такого соглашения. К сожалению,юридических лиц, у которых было бы подобное право на участок ВИЗ-Правобережный,нет. И если строго следовать федеральному законодательству, сегоднямы должны проводить конкурс на его комплексную подготовку. А значит,и освободить этот участок от прав третьих лиц. Для нас это - большаяпроблема.

- Их очень много. Например, открыт вопрос, надоли вводить повсеместные аукционы. Может быть, ограничиться торгами? Этотоже прозрачная процедура, но она позволяет привлекать средствастроителей к сносу того, что стоит на участке, который они приобретают.При аукционах это можно делать только на средства муниципалитета.

12 июня Перми исполнилось 283 года. Для города это не просто очередной день рождения, это начало жизненного этапа: 26 марта пермяки избрали нового главу столицы Прикамья, председателя муниципальной думы Игоря Шубина, а 31 мая депутаты гордумы наняли главу администрации, или ситименеджера, Аркадия Каца.

Игорь Шубин (справа) - мэр Перми, третий по счету новый глава региональной столицы в Урало-Западносибирском регионе

Чего хотят пермяки
- Игорь Николаевич, какие проблемы безотлагательны для города?


За последний год не один столичный город Урало-Западносибирского региона обновил властную верхушку. В марте прошлого года сменился мэр Челябинска, в декабре - Тюмени. Каково происхождение этих людей, каковы их ценности, как изменится жизнь и облик уральских городов с их приходом, чего ждать от них инвесторам и бизнесу? Ответы на эти вопросы мы попытаемся дать в серии портретных интервью с мэрами новой волны. Первое, с главой Челябинска Михаилом Юревичем, опубликовано спустя несколько месяцев после его избрания (см. «Проверка властью»). Сегодняшний разговор - с председателем муниципальной думы Перми Игорем Шубиным.

- Существует ли программа решения этих задач?

- В преддверии выборов я провел более семисот встреч с избирателями. Выяснилось, что их волнуют: создание товариществ собственников жилья, приватизация жилья в общежитиях, единый архитектурный облик города, работа транспорта, организация парковок, очереди в детские сады. Всего мы вычленили 21 «болевой» вопрос. Но для администрации есть ряд приоритетных тем: доступное жилье, развитие инженерных сетей, комплексное благоустройство, капитальный ремонт социальных учреждений, обеспечение безопасности жителей.

- Острейшая проблема - дефицит доступного жилья. Каковы планы муниципальной власти в этом направлении?

- Аркадию Кацу поручено разработать программу развития Перми. Фактически она уже готова, с ней можно ознакомиться на официальном сайте городской администрации http://gorodperm.ru. В ближайшее время она будет вынесена на обсуждение депутатов.

- Почему вопрос архитектурного облика Перми так актуален для ее жителей?

- Около года в Пермском крае действует программа «Жилье для молодых семей». Суть ее в том, что администрация города на паях с областным бюджетом выделяет молодым семьям субсидии на приобретение жилья. Субсидия рассчитывается по следующей формуле: цена одного квадратного метра в Перми умножается на количество членов молодой семьи. Полученная цифра умножается на 18 (норма квадратных метров в квартире на каждого члена семьи). Размер субсидии - 30% от итогового результата. Допускается приобретение квартиры площадью до 2/3 от нормы, но при этом размер субсидии будет уменьшен. Условия для желающих стать участниками программы: оба супруга не достигли 30 лет, брак зарегистрирован, есть ребенок, они - граждане России и проживают в Перми не менее года, не имеют в собственности (пользовании по договору социального найма) жилого помещения или площадь этого помещения меньше нормы.

Гарант инвестора - бумага
- Какие налоговые и неналоговые меры вы собираетесь предпринимать в целях стимулирования инвестиционной активности?


- Город переполнен рекламой. Растяжки и щиты загораживают вид на перспективу улиц, портят фасады домов, несут переизбыток информации. Город похож на ярмарку. Существуют нормативы: определенное количество квадратных метров рекламы на количество жителей. А у нас эти нормы кое-где превышены в шесть-восемь раз. Мы ведем ревизию рекламы на предмет законности ее размещения. А рекламный бизнес может процветать, используя новые технологии при изготовлении рекламных носителей.

Антимонопольное законодательство запрещает нам предоставлять какие-то индивидуальные льготы, работать с инвесторами в частном порядке без риска получить претензии по поводу того, что мы оказываем помощь или содействуем каким-то отдельным юридическим лицам в ущерб другим. В этом плане мы должны быть достаточно деликатны. Наша цель - создать общие привлекательные условия для комфортной работы инвесторов на нашей территории.

- У муниципалитетов в качестве налоговых поступлений осталось два источника: налог на имущество (50% ставки) и налог на землю. Мы установили минимальные ставки налога на землю при предоставлении участков под жилищное строительство. Но с этого года правительство России отменило все льготы, поэтому мы не можем давать их предприятиям. Это общая политика государства. И политика города не может идти с ней вразрез.

- Для инвестора важен внешний вид города: хорошие дороги, аккуратные дома, озеленение, отсутствие пробок на дорогах. У представителей городских властей должна быть репутация людей, которые работают исключительно в рамках закона. К сожалению, у Перми репутация пока несколько иная (прежний мэр Аркадий Каменев осужден за превышение должностных полномочий. - Ред.). Нам еще предстоит серьезно работать в этом направлении.

- Какие это условия?

- В первую очередь мы планируем ликвидировать перекрестное субсидировании по энергоресурсам. Это позволит бизнесу снизить издержки. Сейчас разница в тарифах по некоторым энергоносителям более чем двукратная. То же касается и транспортных тарифов на пригородные железнодорожные перевозки. Краевые власти подписали соглашение с железной дорогой, один из пунктов которого предусматривает, что потери от перевозок льготных категорий граждан компенсируются из краевого бюджета.

- Что вы предпринимаете, чтобы укоренившемуся бизнесу было комфортно в Перми и у него не возникало желания уйти в другие регионы?

Теперь - о предоставлении земли для расширения производства и открытия нового. По генеральному плану развития Перми, территория города разбита на зоны с правовым регулированием. Необходим следующий шаг - по этим территориям нужно подготовить градостроительную документацию, детальные планировки. Мы должны предусмотреть транспортные и инженерные коридоры, провести межевание территории. То есть провести подготовительную работу для того, чтобы, если принято решение о выделении земли или о выставлении участка земли на аукцион, то это происходило бы оперативно, и мы четко представляли, какова характеристика этого участка, что на нем можно возвести. Это уменьшит риски бизнеса.

Далее: необходимо восстановление инфраструктуры речных видов транспорта. Например, компании «Уралкалий» и «Сильвинит» львиную долю своей продукции теперь вывозят по реке. И мы должны обеспечить бесперебойную работу шлюзов, портов, сделать это хозяйство экологически безопасным, дешевым и оперативным для предпринимателей.

- Бизнес часто пеняет на административные барьеры. Что вы можете пообещать по этому поводу потенциальным инвесторам?

Говоря о бюджетных кредитах или гарантиях, замечу: новое законодательство не позволяет нам использовать бюджетные средства в виде коммерческих кредитов. Гарантии выдавать мы можем. Они в бюджете предусмотрены, но только для предпринимателей, которые выполняют муниципальный заказ. На конкурсной основе предприятие получает подряд на выполнение муниципального заказа, город выдает гарантии на кредитные ресурсы, которые оно приобретает за выполнение этих работ. Такая схема позволяет нашим подрядчикам хорошо оснащаться.

- Чуть более года в Челябинске к власти пришел новый мэр-бизнесмен. Он сразу обвинил ряд предпринимателей в том, что они имели привилегии при прежнем градоначальнике, и стал бороться с «пережитками прошлого». Как считают его оппоненты, в городе начался передел собственности. Так или иначе, Челябинск сотрясают конфликты между мэрией и группой предпринимателей. Вы тоже пришли на должность главы города из бизнеса…

- Мэрия - организация бюрократическая. В ней нет места «революционной целесообразности». Мы должны обставлять все наши действия административными регламентами. Главное: субъектом этих действий должен быть не отдельный чиновник, а открытая для всех сторон бумага, из которой ясно - как именно и в какие сроки взаимодействуют участники процесса, что может и чего не может делать чиновник, что должен делать заявитель, проситель или в данном случае инвестор.

Уроки КПСС

- Насколько, на ваш взгляд, эффективна и перспективна схема, действующая в Перми, когда всенародно избранный глава города является председателем городской думы, а фактически управляет городом глава администрации - ситименеджер? Например, в Екатеринбурге главу администрации избирает само население.

- Помимо работы в бизнесе, я долгое время работал чиновником. Поэтому воспитан в старых традициях, мне не присущ радикализм. Я знаю, что такое этика и корпоративная культура чиновничества. У меня тоже есть оппоненты. Но я считаю, что существуют другие пути решения наших разногласий. Надо уметь договариваться, а силовыми методами ничего не добиться. Результат будет только хуже. У нас в городе действуют разные силы, у них разные интересы. Я не могу сказать, что тут все в «шоколаде», но тем не менее город не трясет от борьбы этих групп. Мы уважаем мнение наших оппонентов, они могут его высказать, а мы смотрим, на что нужно реагировать, а что стоит проигнорировать по принципу «собака лает, караван идет».

- Эксперты утверждают, что в такой схеме глава города фактически устранен от управления, все решает ситименеджер. И это подтверждает опыт Тюмени. Вам хватает полномочий?

- Аркадий Чернецкий уже пятнадцать лет руководит Екатеринбургом, убедить его в необходимости перехода на другую схему управления очень трудно. Наша схема мне представляется очень перспективной. Что такое город? Многоукладное хозяйство, такое же, как предприятие. У нас же не вызывает никаких сомнений структура управления предприятием, когда существует совет директоров, возглавляемый председателем. Члены совета директоров нанимают на конкурсной основе менеджера - исполнительного директора. Эта структура вполне подходит и для управления городом: совет директоров - депутаты, председатель - мэр, а исполнительный директор - ситименеджер. Такая схема широко распространена на Западе. Но нам мешает принять ее инерция мышления. Единственная проблема - нужно правильно прописать все регламенты взаимодействия, полномочия и функции между думой, мэром и ситименеджером, как это прописано в уставах предприятий. В 131м законе о местном самоуправлении эти вопросы четко не регламентированы, что может внести некую сумятицу в работу муниципалитета.

- Качественный состав городской думы как «совета директоров» вас устраивает?

- Мне хватает. Все инициативы и нормативные акты, которые выходят из администрации, идут через думу и меня как ее председателя. Правила игры определяет глава вместе с думой, а саму игру ведет уже администрация города во главе с ситименеджером. Мы его контролируем. И можем расторгнуть с ним контракт, если он не справится с поставленными задачами.

- Какие фракции уже образовались?

- Новый состав думы разнообразен с точки зрения отраслевой принадлежности: у нас есть директора промышленных предприятий, врачи, экономисты, представлена социальная сфера. Чуть меньше половины - депутаты прошлого созыва, то есть сохранена преемственность, есть определенный опыт. Я доволен составом.

- Яркие оппозиционные блоки возможны?

- Фракция «Единой России». Ее возглавляю я. Собираются организовать фракцию промышленников. Пока все.

- Что вы как глава отделения «Единой России» в Перми думаете о майском конгрессе демократических сил в Пермском крае, который провели СПС и «Яблоко», и об их обвинениях в адрес «единороссов» в тотальном контроле над обществом?

- В думе есть некоторые оппозиционно настроенные депутаты. Они были противниками моей кандидатуры еще на мартовских выборах. Но их единицы.

Жесткие высказывания в угоду политическим амбициям, которые позволяют себе лидеры или руководители партий, дестабилизируют ситуацию. В конечном итоге пострадают жители региона. Именно так я и оцениваю заявления, которые были сделаны на том конгрессе. Вообще, я лично знаю председателя политсовета СПС, бывшего вицегубернатора Пермской области Никиту Белых. У нас замечательные отношения, но я не ожидал от него таких заявлений. Может быть, это просто слова?

- У нас в городе нет ярко выраженного антагонизма между политическими группами и партиями. Нас всегда отличал конструктивизм. Дураки ругаются, а умные договариваются. Я сам в прошлом депутат законодательного собрания Пермской области. Наш парламент всегда имел мнение, отличное от губернаторского. Но мы находили компромисс, уважали точку зрения своих оппонентов. То же касается взаимоотношений региональной власти с городской.

В первую очередь самой «Единой России». Их мнение можно учитывать, а можно и не учитывать. Но оно обязательно должно быть. Только тогда мобилизуются и власть, и политические партии. Отсутствие оппозиции - это дорога к деградации и застою. История КПСС этому учит.

А вообще оппоненты всегда нужны.

- Это должен быть современный город с широкими улицами и проспектами, без автомобильных пробок и ям на дорогах, с бульварами и парками. Железнодорожный и автобусный вокзалы должны быть удобны для жителей и гостей города, поэтому их целесообразно расположить поблизости друг от друга. В городе должны возникнуть новые жилые микрорайоны: они заменят одно и двухэтажные трущобы в центре. производство постепенно освободит набережную, перейдет в промышленные и коммунальные зоны. Жители должны быть обеспечены благоустроенным жильем и общественными зонами отдыха, а гости города - комфортабельными гостиницами.

После нас
- Каким бы вы хотели оставить город потомкам?


- В большей степени соответствует. Подробно с ним можно ознакомиться на упомянутом сайте. В генплан необходимо внести незначительные изменения. Они касаются назначения некоторых функциональных зон, определения районов для массового городского строительства, переноса из территорий перспективной застройки магистральных трубопроводов. Генплан будет обновляться непрерывно, вместе с разработкой последующей градостроительной документации (правил землепользования и застройки, проектов планировки).

- Насколько этому видению соответствует генплан города, рассчитанный до 2020 года, но принятый еще до того, как вы стали мэром?


Главная страница :: Промышленность :: Все ходы записаны
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz