Главная страница :: Промышленность

Малая земля Право морали Лучше меньше да лучше Разношерстность Опорный край «единой россии» «вим-авиа» ставит на регионы Тоже жэки, только в профиль Бессильный виноват Между орлом и драконом мягкая мебель

По данным последних исследований американской Национальной ассоциации инженеров-коррозионистов(NACE), в США ущерб от коррозии и затраты на борьбу с ней оцениваютсяв 3,1% ВВП (276 млрд долларов в год). Цифра, обнародованная в сентябре2005 года в Пекине на 16-м Всемирном конгрессе по коррозии, приведенав сравнении, динамика положительна: в 2002 году было 4,2%. В Россиимасштабные исследования не проводятся, но логично предположить: у наспотери от коррозии выше и меньше они не становятся.

Ущерб от коррозии выражаетсяне только в потере металла или выходе из строя конструкций. Еслине уделять ей должного внимания, она напомнит о себе - например,обрушенным потолком бассейна в Пермском крае. В этой трагедии естьтолько один положительный момент: бассейн - не атомная станция.

Защитники отечестваВ 2005 году выручка компаний рынка АКЗ вырослапо сравнению с 2003-м на 37%. Как подрядчики, так и заказчики отмечаютужесточение требований к качеству защиты, усложнение технологий,улучшение используемых материалов. Существенно расширились работыс применением высокотехнологичного оборудования: их доля в общем объемеподнялась с 45% в 2003 году до 65% в 2005-м. Улучшение техническойоснащенности наращивает производственные мощности компании, позволяетвыполнять большие объемы заказов. Генеральный директор компании ВЫСО Андрей Михайловзамечает: «За последние годы заметно вырос спрос на проведение работс применением хороших материалов, машин, технологий. При этомнаблюдается необычное явление - рынок еще не насыщен, но спросна высокотехнологичные работы начинает опережать предложение.В результате растет цена на услуги».

Между тем ущерб можно снизить на 30 - 40%. Для этого нужны, во-первых, внимательное отношение к основным фондам промышленных компаний (соблюдение технологий, своевременный ремонт), во-вторых - развитие рынка подрядных организаций, оказывающих услуги антикоррозийной защиты (АКЗ).

Защита оборудования в общем объеме работ составляетв натуральном выражении 4% (в денежном - существенно больше, посколькуэто требующие квалификации и дорогостоящие услуги). По словам директорафирмы АЗОС Николая Маковкина, «заказы усложняются:если в 2004 году мы защищали в основном строительные конструкции,то в 2005-м 90% объема работ приходится на оборудование. Причина- модернизация предприятий: внедрение новых технологий требуетреконструкции и цехов, и оборудования. Их прежнее состояние не можетобеспечить качества выпускаемой продукции. Кроме того, приперепрофилировании оборудования часто меняются свойства среды егоработы, а значит, требуется изменение и защиты от коррозии. В последнеевремя заказчик отдает предпочтение изделиям из композиционныхматериалов (угле- и стеклопластиков): во-первых, не все оборудование можно защитить, во-вторых, это исключает использование дорогостоящих, обладающих антикоррозионными свойствами металлов (титана, меди, алюминия и др.). В-третьих, композиты устойчивы к коррозии в сыром грунте, окисляющих и других высокоагрессивных средах».

Основной объект АКЗ (в том числе у участников рейтинга)- строительные конструкции. При этом примерно 96% физического объемаработ приходится на защиту с помощью нанесения лакокрасочных покрытий.Этот вид работ выполняют практически все компании рейтинга. В целомпо рынку на него приходится порядка 40 - 50% объемов антикоррозионныхмероприятий: он дешевле с точки зрения единовременных затрат, допускаетиспользование простых технологий и разнообразных материалов для разнойпо агрессивности среды (см. также «Отстоять свое», «Э-У» № 3 от 24.01.05).

Однако большие объемы работ в натуральном выражении- квадратных метрах - еще не гарантируют финансовой эффективности. Этовидно, если сравнить участников рейтинга по объему работ в денежноми физическом выражении на одного рабочего. Круг факторов, влияющихна успешность работы компаний, расширяется. Рассмотрим, в какомнаправлении и с помощью чего развиваются подрядчики.

Большинство компаний (7 из 10 принявших участие в исследовании) специализируется на двух-четырехвидах работ. Диапазон остальных - не менее восьми. Наиболеедиверсифицированы АЗОС и Волгоградэнергозащита: более десятка видовработ. Эти компании - «наследники» двух советских трестов:Востокхимзащиты (защита объектов практически во всех отраслях)и Союзэнергозащиты (монополист в защите объектов электроэнергетики)соответственно.

Широту территориального охвата таким компаниям, какАЗОС, обеспечила доставшаяся в наследство от советских трестовуниверсальность в видах защиты. В ту же категорию входитВолгоградэнергозащита.

Вширь и вглубьВ сфере АКЗ обширную географию заказов смогли получитьспециализированные компании, к примеру, Волгоградэнергозащита (объектыэлектроэнергетики) и Пром-защита. Директор Промзащиты Сергей Шидловский:«Мы позиционируем себя как компания, работающая на объектахавиатопливообеспечения (крупнейшие аэропорты и нефтеперерабатывающиезаводы). География - вся Россия, СНГ и даже зарубежье (напримерМонголия). Этот рынок не такой емкий, как, например, нефтепереработкаи транспортировка: за год два-три,максимум четыре предприятия готовы проводить антикоррозионные работы.Как только освобождаются мощности, мы направляем их в другие отрасли- химическую и пищевую. В развитии важен принцип пропорциональностии достаточности - мы соизмеряем территориальное удаление и масштабобъекта».

Большинство компаний работает преимущественно в одномрегионе. Некоторые предпринимают попытки выйти за его пределы и самиотмечают появление подрядных организаций из других территорий. Помощникгенерального директора компании «Адгезия» Сергей Юсупов:«Большинство наших постоянных заказчиков находятся в Пермском крае.Но производственные мощности предприятия увеличились и превышаютих потребности. Кроме того, местный рынок не так велик, на нем работаетнемало квалифицированных подрядчиков. Поэтому мы проводим маркетинговыеисследования, ищем и находим заказчиков в других регионах». «Свободных»клиентов в других областях может и не быть. Заключить контракт с нимиможно, предложив лучшие, чем у конкурентов, технологии.

Есть подрядчики, не уникальные ни по отраслям,ни по видам защиты, но с большими амбициями. Они вовремя и четкореализовали свою стратегию развития и в результате получили долю рынка.

Освоение новых видов защиты достаточно затратнои трудоемко - нужно знание технологий и материалов, оборудованиеи компетентный персонал. Кроме того, введение новых технологийсдерживают пассивность и незаинтересованность заказчиков: по даннымопроса промышленных компаний, мониторинг тенденций в сфере АКЗ онине ведут. Основной принцип - как придется.

Многие из опрошенных подрядных организаций предпочитаютне искать новых заказчиков, а предлагать больший ассортимент услуг ужесуществующим. Директор группы «Спектр» Арсен Горчаковобъясняет: «Жизнеспособных и финансово обеспеченных предприятий не такмного. Именно за их заказы борются подрядчики. Мы пытаемся расширитьсферу деятельности на тех предприятиях, с которыми уже работаем».

В основном подрядчики работают с предприятиями не болеечем четырех отраслей. Выручку формируют главным образом нефтегазоваяпромышленность (47% объема работ АКЗ) и металлургия (29%). На фонеостальных выделяются также химия и электроэнергетика: здесь, по даннымстатистики, наблюдается наибольший износ основных фондов - свыше 50%.

Диверсификацию услуг подрядные компании предпочитаютпроводить внутри освоенных видов защиты. Заместитель директорапо перспективному развитию компании «Стройэнергокомплект» Нугзар Мдинарадзе:«Раньше в основном занимались защитой объектов химическойпромышленности с помощью лакокрасочных материалов. Применяли простыетехнологии. Сейчас ведем огнезащиту, общестроительные работы,используем промышленный альпинизм. Кроме того, под условия работыобъектов конкретного заказчика разрабатываем системы антикоррозионнойзащиты, технологии нанесения и использования покрытий, проводимисследования в этой сфере».

В большей степени специализация подрядчиков наблюдаетсяпо объему работ. Эта тенденция отражена в рейтинге: компании поделенына две группы - крупный бизнес, а также средний и малый бизнес.Генеральный директор Волгоградэнергозащиты Виктор Малюшев: «Тендеры до 1 млн рублей на покрасочные работы на объекты за пределами Волгоград-скойобласти мы даже не рассматриваем». Компании второй группы могут также качественно выполнить антикоррозионную защиту, как и крупные,но в меньших объемах.

С точки зрения материалов, технологий и оборудованиярасширение деятельности в разрезе отраслей заказчиков не затруднено:подрядчики уже сейчас работают с самыми агрессивными средамив нефтегазовой промышленности. Но промышленные предприятияне предъявляют спрос. Одна из самых прогрессивных отраслей - пищевая.Причина: здесь идет активная консолидация и сильны позиции иностранцев.

Таким образом, основными направлениями развитияподрядных компаний станут обновление спектра услуг внутри применяемыхвидов защиты, расширение географии работ и выход в новые отрасли.

Особый интерес для крупных подрядчиков представляет участие в строительстве новых промышленных объектов. «Кап-ремонт нас интересует меньше, чем кап-строй,- говорит Виктор Малюшев. - При проектировании объектов капитальногостроительства используется комплексный подход с применением современныхлакокрасочных материалов. При этом их высокая стоимость компенсируетсясокращением расходов на ремонт в последующей эксплуатации. Например,проекты на объектах РАО ЕЭС предусматривали использование усиленныхматериалов стоимостью 15 - 20 долларов за килограмм». Самымзначительным «новостроем» в ближайшее время будет освоениеПриразломного и Штокмановского месторождений (в Печорском и Баренцевомморях соответственно): общая площадь металлоконструкций платформсоставит 6,5 - 8 млн кв. метров, длина подводного газопровода - 560 км.Объем капитальных вложений - 20,3 млрд долларов.

Оборудование - главный фактор конкуренции, поэтомукомпании направляют средства в переоснащение. Отчасти это продиктованоповышением требований к технической оснащенности подрядчика.«Конкуренция стала жестче. Фирмы, которые не могут выполнять требованиязаказчиков, отсеиваются. Мы, например, работаем в таких условиях, гденужно применять беспылевую очистку. Основной объем работ (60 - 70%)выполняется высокотехнологичным оборудованием», - рассказываетзаместитель директора компании «Анкор» (Санкт-Петербург) Галина Родина.Сергей Юсупов добавляет: «Бывали случаи, когда оборудованиеприобреталось под конкретного заказчика. А на некоторые предприятияс оборудованием отечественного производства не зайдешь». В Россииконкурентоспособное оборудование не производят, поэтому подрядчикиприобретают импортное. Затраты на импорт все еще высоки, но в Россиипоявились дилеры производителей. В итоге выбор расширился, а ценыснизились.

Внутрь и вверхУжесточение требований к качеству АКЗ и усложнениезаказов диктуют необходимость инвестиций в развитие. В среднемв 2005 году этот показатель составил 10% от выручки. От компаниик компании доля может существенно варьироваться. Основной объемприходится на вложения в оборудование и технологии (54%), а такженедвижимость (40%). На обучение персонала направляется 3%. Условияи культура инвестирования на рынке АКЗ еще не сложились. В подавляющембольшинстве случаев преобладает подход «объем вложений пропорционаленобъему заказов».

Некоторые компании, наиболее остро ощущающиепотребность в качественной подготовке специалистов, создают своиучебные центры. В нашем рейтинге таких всего две- Волгоградэнергозащита и ВЫСО.

Еще один залог качественной работы - квалифицированныйперсонал. В сфере АКЗ учить «на стороне» не принято. Коллективыбольшинства опрошенных фирм - специалисты-практики,и обучение они ведут в основном в процессе работы. Вероятно, отношениебыло бы другим, если бы существовала система полноценного образования,а не отдельные курсы или программы. Председатель правления Союзакоррозионистов Урала Владимир Шумаков сетует:«В России были разработаны учебные программы подготовки, в трех вузахобучали людей по спецкурсам, но с реформой высшей школыих ликвидировали». Обучение ведется в основном в трех целях: изучениеновых материалов, технологий и оборудования (семинары производителей),получение смежной специальности и квалификационных сертификатов.

Далеко не все компании занимаются развитием. Далеконе все развивающиеся - играют на опережение: в инвестировании частоиспользуется подход «утром заказы, вечером инвестиции». Так или иначе,профессиональный уровень подрядных организаций в сфере АКЗ растет. Но сущест-вуют внешние условия, над которыми отдельная компания не имеет власти.

Основным фактором конкурентной борьбы практически всеподрядные организации называют репутацию. Наряду с наращиваниемпроизводственного потенциала, освоением новых материалов и технологийподрядчики, ориентированные на долгосрочное развитие, стремятсясоблюдать сроки работ, несут обязательства по гарантиям, следятза качеством покрытия. Арсен Горчаков: «Наша репутация уже сложилась,именно поэтому к нам обращаются. Обязательное условие - качество работ:мы даем довольно большие гарантийные сроки, если есть какие-тоошибки, исправляем их за собственный счет». Пять компаний рейтингасертифицированы по стандартам ISO (International Organizationfor Standardization). АЗОС планирует завершить этот процессв 2006 году. Нефтэк-Корначал сертификацию. «Время потребовало, и мы подготовили первый уровеньсистемы управления качеством ISO 9000-200 Без сертификата сложноконкурировать», - объясняет директор этой компании Валерий Бушков. Семь предприятий обладают внутрифирменной системой управления качеством.

На том самом Всемирном конгрессе по коррозии, гдеприсутствовала и российская делегация, были названы факторы, по которымРоссия существенно отстает от других стран. Это устаревшие ГОСТы;неучастие российского инженерно-техническогосообщества в международных системах обмена информацией; отсутствиесистемного обучения; игнорирование государством сервисного рынка.Владимир Шумаков: «Российские технологии сейчас - на уровне Америкидо 1985 года. Там десятки тысяч инженеров-коррозионистов, у нас ни одного. Понимание проблемы сведено до уровня Тома Сойера - покраска забора».

Дальше и дальшеВ преддверии вступления России в ВТО компании АКЗопасаются за свой рынок. Сергей Юсупов уверен: «На нас это окажетвлияние - на рынок будут приходить иностранные компании. У них отличноеоборудование, высококвалифицированный персонал. Они могут переманиватьпрофессионалов из российских компаний и по демпинговым ценам перебиватьлучшие заказы».

Но, по барону Мюнхгаузену, безвыходных ситуаций нет.Норвегия, например, всего за 30 лет превратилась из рыболовецкой страныв ведущего эксперта по работе на шельфе, и сегодня среди пятиоператоров, которые допускаются к разработке арктического шельфаРоссии, три норвежские компании. Андрей Михайлов справедливо замечает:«Приход иностранных подрядных организаций - не фатальная для настенденция. К ней просто нужно готовиться. Помимо проблем, она таитв себе и массу возможностей. По технической оснащенности и квалификациимы можем конкурировать с иностранными подрядчиками и готовы с нимисотрудничать».

Существенная преграда для развития национальныхкомпаний состоит в том, что отраслевые монополисты создают системысертификации подрядчиков и материалов, не согласованные между собойи с признанными за рубежом аналогами. Выполняя одну и ту же работуна одинаковых объектах, но в разных отраслях, подрядчики и поставщикиматериалов должны платить разным сертифицирующим центрам (Транссерт,Энсертико, ВНИИСТ, ВНИИЖТ, ВНИИГАЗ, и т.д.). В некоторых европейскихсистемах (к примеру, Achilles - для нефтегазовой отрасли Норвегиии Дании) сертификация подрядчиков стоит в несколько раз дешевле, чему нас.

Если смотреть глобально, основной барьер в развитиирынка АКЗ - отношение промышленных предприятий к защите от коррозии.Мы сильно отстаем из-за этого субъективного фактора. Из выступления в Пекине эксперта по коррозии и технологиям защиты Винода Агарвала (Научно-исследовательскийцентр командования морских воздушных сил США): «Сегодняшняя философияуправления коррозией “обследовать, находить и фиксировать” - причинавысоких издержек на обслуживание. Ожидается, что новая парадигмасместится к “прогнозировать и управлять” через использованиеэволюционного инспектирования коррозии и технологий мониторинга».До прогнозирования и управления нам еще далеко. Научиться хотябы находить и фиксировать.

Иностранцы, к слову, предлагают поделиться опытом.На конгрессе в Пекине Европейская федерация по коррозии (EFC)представила систему обучения через интернет, компания S.Lyon (Бельгия)- многоуровневую обучающую систему, а группа французских ученых- мультимедийный курс. Союз коррозионистов Урала уже получилпредварительное согласие на перевод двух первых на русский язык.

Что немцу хорошо

Дополнительные материалы:

О национальных особенностях рынка АКЗ Германии рассказывает менеджерпо странам СНГ производителя оборудования для антикоррозийной обработкикомпании KIESS GmbH & Co. KG Владимир Гроссманн

Владимир Гроссманн

Более 45% всех антикоррозионных работ выполняются в стационарныхцехах очистки и окраски: там выше производительность и лучше качествоподготовки поверхности, чем на открытой территории. Практически каждоесреднее и даже малое предприятие, занимающееся обработкойметаллоконструкций, имеет как минимум струйную и окрасочную камеры.

- Потери от коррозии и затраты на борьбу с ее последствиямив Германии превышают 2,8% национального дохода. Проблеме уделяетсябольшое внимание. В DIN (немецкий аналог ГОСТ) введены нормыпо выполнению струйных работ. В вузах проводится обучение и подготовкаспециалистов по этому профилю, создаются центры обучения персонала.Созданы общенациональный союз коррозионистов и союзы в отдельныхфедеративных республиках, между ними проходят постоянные встречии обмен технической информацией, выпускаются специализированные журналыи информационные бюллетени.

Комментарии составителей рейтинга
Представительство Госстроя РФ в УрФО: «Реализация данного проектав течение трех лет показала успешность принятого нами решения о егоорганизации. Он предоставляет заказчикам объективную информациюо подрядчиках, действующих на рынке антикоррозионной защиты. Здесьодинаково важны как сами оценки деловой состоятельности подрядныхорганизаций, так и методические рекомендации по ее определению.Методика учитывает состояние таких характеристик подрядчиков, какквалификация персонала, опыт выполнения работ, имеющееся оборудованиеи освоенные технологии: они вносят значительный, а в некоторых случаяхи решающий вклад в качество и надежность защиты».

Защита окружающей среды - одно из основных требований в процессеподготовки поверхности. Поэтому при выполнении струйных работна открытом пространстве немецкие нормы предписывают обязательноеплотное укрытие зоны проведения очистных и окрасочных работ дляпредотвращения попадания пыли и окрасочного тумана на примыкающуютерриторию.

Ученые о состоянии и тенденциях рынка АКЗ
Заместитель генерального директора ООО «Институт ВНИИСТ», академик РАЕН, профессор Всеволод Притула:


Российский союз химиков: «Рейтинг совмещает одновременно функцииисследования рынка и оценку подрядных организаций на основекомплексного использования полученных качественных и количественныххарактеристик. Такой подход может быть использован для своевременноговыявления негативных тенденций в развитии рынка и их причин, сравненияподрядных компаний антикоррозионной защиты, принятия решенийпо целенаправленному изменению стратегии развития рынка в рамкахконсолидации усилий организаций. Реализация проекта позволяет выявитьпотенциал российского рынка услуг по защите основных промышленныхфондов от коррозии и способствует выработке концептуального подходак формированию качественных защитных покрытий».

Руководство предприятий вспоминает про защиту от коррозии толькопосле проявления аварийных последствий ее недостаточности илиотсутствия. За последние три­пять лет отношение не изменилосьни на йоту. В связи с этим действующая нормативно­техническая база(включая ГОСТы) безусловно нуждается в корректировке.

- Противокоррозионная защита подземных трубопроводов проводитсясогласно ГОСТам. Затраты на нее от стоимости объекта составляют 5 - 7%на изоляцию и 3 - 5% на электрохимическую защиту.

Генеральный директор Всероссийского научно­-исследовательского института коррозии профессор Виктор Тимонин:

Особенная проблема рынка средств противокоррозионной защиты - его разобщенность.
В результатепотенциальным потребителям часто впаривают некачественную продукциюсомнительного производства или реализуют на коррозионно­опасныхобъектах несовершенные технические решения, не обеспечивающие надежнойполномасштабной защиты. Чтобы избежать подобных ситуаций, целесообразнокак можно скорее сформировать ассоциацию производителей средствэлектрохимической защиты и изоляционных покрытий.

Техническая политика в области противокоррозионной защиты последние15 лет складывалась стихийно, а точнее, практически отсутствовала.В результате износ оборудования, коммуникаций и сооружений увеличился,а аварийность, связанная с коррозией, заметно выросла. Сведенияо причинах громких аварий зданий и сооружений последнего времениневнятны, однако можно предположить: серьезное влияние на разрушенияоказала недостаточная противокоррозионная защита. Стандарты,
СНиПыи другие нормативные документы в области противокоррозионной защиты,разработанные до 90­х годов, создавали надежную базу для обеспечениядолговечности и работоспособности основных фондов. Однако резкоеослабление контроля за выполнением этих требований, связанное с вводомв действие закона о техническом регулировании, неизбежно приводитк усилению коррозионного износа и повышению аварийности.

- В России активно развивается трубопроводный транспорт, добычанефти и газа. В наследство от СССР мы получили огромную сетьмагистральных трубопроводов (свыше 500 тыс. км - намного больше, чемв США и Канаде вместе взятых). Поэтому защита трубопроводноготранспорта и объектов нефте­ и газодобычи сегодня в приоритете.


Внедрение ПО, автоматизирующего управление человеческими ресурсами (HR-системы,от англ. Human Research), держит, по данным аналитической компанииAccenture, третье место по популярности у российских предпринимателей,уступая лишь решениям в области бухгалтерского учета и логистики.

Иллюстрация: Валерий Семенов

Между тем реальная автоматизация управления человеческими ресурсами и гламурная картинка, нарисованная популистскими ИТ-изданиями,- две большие разницы. Результат исследования, проведенного в прошломгоду компанией «БОСС. Кадровые системы» (входит в группу компаний АйТи)совместно с сообществом менеджеров «E-еxecutive», показывает: 780 из тысячи опрошенных HR-менеджеров недовольны действующей в компании автоматизированной системой управления кадрами.

Увлечение HR-системамивполне объяснимо. Менеджменту компаний хорошо известно, что функциикадровой службы важны, сложны и многочисленны. А производителипрограммного продукта в голос твердят: он позволяет максимальноупорядочить работу с кадрами и обеспечивает положительный экономическийэффект, обещает не только эффективно распределять трудовые ресурсыи управлять человеческим капиталом, но и служить каналом, по которомуперсонал может получать корпоративную и индивидуальную HR-информацию. И так далее, и тому подобное.

По набору функций HR-системыможно разделить на три основных класса. Самый востребованный - системы,автоматизирующие ежедневную рутинную работу: формированиеи администрирование платежных ведомостей, выдачу премий, социальныхльгот и компенсаций. Это такие продукты, как «1С: зарплата и управлениеперсоналом» и «БОСС-Кадровик».Они также позволяют вести учет рабочего времени, индивидуальных рабочихграфиков, интегрировать эти расчеты с общей финансовой отчетностьюкомпании.

Классифицируй этоРекордный даже для ИТ-отрасли процент разочарований тем более удивителен, что рынок HR-решений вполне конкурентен. Выбрать есть из чего: около 20 самостоятельных HR-систем, не говоря уже о модулях, входящих в состав ERP-комплексов.Лидирующие позиции по количеству внедрений (33%) не первый годудерживает программный продукт «1С: зарплата и управление персоналом»,11% менеджеров по кадрам работают с системой «БОСС-Кадровик»,8% выбрали mySAP HR, еще по 3% отдали предпочтение Oracle HR,«Галактике» и «АиТ:\Управление персоналом» (разработчик - компания «АиТСофт»). Примерно треть менеджеров использует самопал. Этосимптоматично: самописное ПО более трудоемко, дорого в сопровождениии обслуживании и менее надежно, но потенциальные заказчики не могутподобрать в кажущемся многообразии подходящую им систему (см. «Самис усами»).

Наконец, последняя группа систем автоматизирует работурекрутинговых и консалтинговых компаний, специфика которыхподразумевает большой объем найма и подготовки персонала.

Следующая группа - системы, способные автоматизировать процессы поиска и найма персонала. Такие приложения, как правило, имеют веб-интерфейси позволяют вести поиск персонала через интернет, сортировать потоквакансий и распределять резюме в соответствии с основными параметрамипретендентов. С их помощью можно заносить резюме в общую базу
данных,снабжать комментариями о кандидате, вести «кадровую историю». Всебольше компаний используют такие системы для ротации персонала внутрикомпании, поскольку их ресурсы позволяют сопоставить «идеальные»и реальные компетенции кандидата на должность, создать рекомендации дляповышения его профессиональных качеств в плане личного карьерногороста.

Вторая распространенная причина разочарований - несоответствие функционала потребностям предприятий. Многие важные для HR-служб задачи, в основном управленческого характера, не поддерживаются в большинстве автоматизированных систем. HR-менеджерычасто отмечают также слабую производительность, отсутствие простогои логичного интерфейса, недостаток возможностей анализа корпоративныхданных, etc. (см. «Что могут и чего не могут HR-системы»).

Анализируй этоГлавная причина, по которой менеджеры по кадрам недовольны итогами внедрения HR-систем,- обманутые ожидания. Кадровики (во многом с подачи маркетинговых службпроизводителей) ждут от систем чудесного преображения всей работыкомпании, связанной с кадрами. А чудес не бывает. Если задачиуправления человеческими ресурсами хорошо продуманы и формализованы,средства автоматизации ускорят процессы и сделают их болееэффективными. Если нет, автоматизированная система в лучшем случаевыявит проблемы и недостатки, в худшем - все еще больше запутает.То есть, если работу с кадрами на вашем предприятии можноохарактеризовать как бардак, на выходе вы получите тоже бардак, тольковысокотехнологичный.

Универсального способа определить, необходимо ли компании немедленное внедрение HR-решения(как, впрочем, любого другого), не существует. Зато есть рецепт- простой, но действенный. Перед тем, как принимать решение о покупкепродукта, закажите аудит, чтобы ответить на вопрос - нужна вам системаили нет. Если ответ положительный, вопрос второй: какая именно системанужна. Это позволит более грамотно и обоснованно (а не эмоционально-интуитивно)выбрать решение. К слову, если на первый вопрос аудитор ответит «нет»- это тоже результат. Согласитесь, потратить несколько тысяч долларовна аудит, давший отрицательное заключение, гораздо лучше, чемсопоставимые или большие деньги на ненужный продукт. Важный момент:аудит должна проводить специализированная компания, в идеалезанимающаяся только ИТ-аудитом. Пригласить для этого компанию, производящую и (или) внедряющую системы данного класса, - не лучшая идея.

Есть и еще одна причина: часто компании разочарованырезультатом, потому что система не особо была им нужна. Предприятияпокупают и внедряют продукт, не вполне осознавая цели. Естественно,никаких существенных изменений в работе не происходит. Со временемменеджмент понимает, что зря потратил деньги, но негатив проецируетсяна производителя: мол, продукт плохой, поэтому его внедрениеи не привело к значимому положительному эффекту. Один ИТ-специалистпровел такую аналогию: «Представьте, что у вас болит голова.Вы выпиваете таблетку анальгина, головная боль проходит - анальгинхороший. А теперь представьте, что у вас ничего не болит, но таблеткувы все равно глотаете, потому что очень понравилась обертка. В вашемсамочувствии не меняется ровным счетом ничего. Но ведь это не означает,что таблетка плохая. Просто она не к месту».

Итак, вам нужна HR-система, если:

Тем не менее можно определить круг компаний, которым внедрение HR-системы необходимо (за «исключением исключений», характеристики в пользу бесспорной пользы внедрения HR-решения относятся к крупным предприятиям).

- компания открывает (расширяет) филиальную сеть, управление которой из единого центра становится все более трудоемко;

- компания переходит на принципы холдинговогоуправления, в ее составе оказываются разнообразные, частотерриториально разнесенные подразделения и дочерние компании с разнымуровнем развития и менеджмента;

О последней группе компаний стоит рассказать подробнее.Выбор системы здесь чаще всего обусловлен корпоративными стандартамии брендом компании-разработчика. Обычно ставятся HR-модули ERP-систем,таких как SAP R3 или Oracle Applications. Стоимость и масштабы подобныхвнедрений велики, растянуты во времени, а расчетная окупаемость системыотодвинута на несколько лет. Тем не менее это может быть вполнеэкономически обосновано. И в то же время такие компании нередкопополняют список «разочарованных». Дело в том, что решение о внедрениичаще всего принимает топ-менеджмент, решающий таким образом свои конкретные задачи, например имиджевые. Так, доказано, что внедрение тяжелой и дорогой ERP-системы, более-менее успешное, но непременно хорошо пропиаренное, способно существенно увеличить вес компании на фондовом рынке. Интересы топ-менеджмента,таким образом, соблюдаются. А вот задачи, связанные непосредственнос управлением персоналом, система может выполнять плохо илине выполнять вовсе. Хрестоматийный случай: большинство продуктовзападного производства не позволяют вносить документы задним числом.Не секрет, что такая «особенность отечественного делопроизводства»,как, например, фальсификация датировок приказов по кадрам,распространена повсеместно. В итоге система, купленная за большиеденьги, существует сама по себе, а немаленькая часть документооборота- сама по себе. Немудрено, что HR-менеджеры недовольны внедрением: они как работали, так и работают, а на что руководство потратило деньги - непонятно.

- компания планирует выход на фондовый рынок открытых акций или готовится к слиянию с западными партнерами.
В этих условиях прозрачность методов управления персоналом приобретает особое значение.

Выбирая, не стоит ограничиваться толькопрезентационными материалами. Необходимо с помощью демонстрационнойверсии посмотреть, как задачи решаются в системе. Не наступайтена «грабли»: совет коллег, уже внедривших систему, стоит кучи рекламныхматериалов. Работая с представителями компании-производителя,добейтесь понятных вам ответов на вопросы: что представляет собойсистема, как она работает, а главное - какие эффекты вы получитеот внедрения. В идеале они должны быть описаны в самых понятных в миреединицах измерения - деньгах, которые вы заработаете (сэкономите)благодаря внедрению. Не забывайте: для нормального функционированиясистемы ИТ-инфраструктуравашей компании должна соответствовать ее техническим требованиям(возможно, вам придется потратиться на дополнительные «проводаи железо»).

Запоминай этоПри выборе системы необходимо в первую очередь задатьсявопросом, для каких целей она нужна, какие задачи должна решать: будетли это просто автоматизация кадрового делопроизводства или попыткаперевести на новую ступень весь процесс управления персоналом.

Помните: ваши сотрудники прекрасно понимают, какиенеудобства они получат от автоматизации, и главным будет усилениеконтроля руководства за их работой. Ваша задача доказать им, что плюсовокажется больше. В противном случае вас ждет саботаж. Грамотныйпользователь рано или поздно сообразит, как работать по-старому, создавая видимость бурной деятельности в системе.

Внедряя систему, в первую очередь позаботьтесь о том,чтобы сотрудники, которые будут с ней работать, видели в использованиипрограммного продукта выгоды не только для компании, но и для себя.По сути, необходимо провести полноценную PR-кампаниювнедряемого решения. Упирать стоит на то, что система позволитсущественно повысить эффективность их труда. Правда, этот аргументвозымеет действие, только если на предприятии действует сдельная оплататруда или развита система премирования.

Сами с усами

Дополнительные материалы:

«Мы не смогли найти на рынке HR-систему, способнуюудовлетворить нашим потребностям. Пришлось создавать собственныйпродукт», - рассказывает директор кадрового агентства «Карьера-Юнион» Елена Белоногова

Елена Белоногова

Наше знакомство с известными отечественными системами, такими как«Парус» или «Галактика», показало: они не подходят под нуждырекрутинга. У них совершенно иные задачи: унифицировать документыпредприятия, отслеживать движение персонала из отдела в отдел и такдалее. Единственный возможный вариант их внедрения у нас - глубокаяадаптация, по сути, их пришлось бы переписывать. Специализированные HR-продуктыгрешат избыточностью функций: слишком много в них заложено «лишних»возможностей. А система для рекрутинговых агентств должна быть удобнаи проста в управлении, обеспечивать быстрый поиск, обладатьспособностью к изменениям, как незначительным (скажем, вместо номеровпейджеров, заносимых в базу несколько лет назад, появились номерасотовых телефонов), так и на уровне функционала (так, если раньшеспециалисты присылали нам резюме в основном на бумажных носителях,то теперь - только в электронном виде, соответственно сменилсяи порядок заведения данных в базу).

- Делая выбор, мы изучали различные продукты иностранногои отечественного производства и даже отдельных программистов, имевшихопыт работы в кадровых службах.

Алгоритм выбора HR системы:

Взвесив все за и против, мы приняли решение создать собственныйпрограммный продукт, полностью отвечающий нашим потребностям. На мойвзгляд, это удалось.

- на основании описания бизнес-процессов разрабатываются единые для всех подразделений (дочерних структур) стандарты предоставления и движения информации

- действующие в компании HR-процессы описываются и регламентируются

- определяются технические требования, необходимые для реализации этих функций

- исходя из реально действующих на предприятии бизнес-процессов и алгоритмов движения информации, формируются требования к функционалу системы

- исходя из соответствия предлагаемых на рынке решений сформированным требованиям, производится выбор системы.

- требования к системе ранжируются по значимости для обеспечения эффективного обслуживания HR-процессов ;


Главная страница :: Промышленность :: Дураки и фантики
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz