Главная страница :: Промышленность

Под честное слово Уральский акцент документального театра Страдания по кирпичу Нам и в модерне неплохо Ко всеобщему удовольствию Не превратиться в говорильню Достоинство хотят узаконить Принцип личности От монополии государственной к монополии частной мягкая мебель

История вопроса Сам Заводов убежден: акция спланирована заемщиком банка - предпринимателем Александром Касьяновым. В 2003 году Уралтрансбанк выдал предприятию «Альянс-­2001»,связанному с Александром Касьяновым, кредит на сумму 2,7 млн долларовпод 14% годовых. Заемщик в качестве обеспечения кредита представилздание, расположенное в центральной части Екатеринбурга. Однакокомпания не смогла обслуживать кредит, и банк начал судебные процедурыпо взысканию задолженности. Очень скоро выяснилось, что «Альянс-­2001»уже не является собственником здания, находящегося в залоге, мало того,на него претендуют еще несколько фирм. Начались судебные тяжбы: банкподавал иск за иском, а компании, близкие к Александру Касьянову,оспаривали друг у друга в тех же судах право на собственность здания,находящегося в залоге. Это довольно распространенная схема, которуюиспользуют заемщики банков, не желающие возвращать деньги.

Валерий Заводов уверен, что против Уралтрансбанка применен гринмейл - корпоративный шантаж
Банковский бизнес СреднегоУрала встревожен ситуацией, сложившейся вокруг Уралтрансбанка.Следственное управление Октябрьского РУВД Екатеринбурга предъявилопредседателю правления Уралтрансбанка Валерию Заводовуобвинение по ч. 3 ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Банкиры считаютдело сфабрикованным и опасаются, что частный, на первый взгляд, случайможет вылиться в неблагоприятную тенденцию для всего рынка.Правоохранительные органы ситуацию не комментируют.

13 февраля 2005 года в Октябрьское РУВД Екатеринбургапоступило заявление. В нем утверждалось: Александр Касьянов в 2003 годупередал некоему менеджеру банка в виде вознаграждения за выдачу кредитана льготных условиях автомобиль Porshe Cayenne (этот автомобиль, какговорят банковские работники, стоял в гараже банка в качестве залогапо тому же кредиту). И уже 14 февраля сотрудники Октябрьского РУВДи ГУ МВД РФ по УрФО с оружием в руках и масках на лице пришлис проверкой в банк. 1 марта Валерия Заводова задержали, следствиенастаивало на заключении его под стражу, но суд ограничился подпискойо невыезде.

Как полагает Валерий Заводов, когда стало ясно, чтобанк начнет выигрывать судебные процессы, Александр Касьянов предпринялпопытку оказать на него давление через дискредитацию руководителя.

Приемы Проблема действительно выходит за рамки частногослучая. «Э­У» не раз обращал внимание на то, что невозвраты кредитовоказывают негативное влияние на состояние банковской системы в целом.Ситуация усугубляется тем, что заемщики не только не возвращают долги,но и прикладывают все усилия к тому, чтобы увести залоги. Судебныетяжбы отбирают время и деньги: вместо того чтобы кредитоватьпредприятия, банкиры вынуждены бегать по судам. Если ко всему прочемуприбавится еще и массовый корпоративный шантаж, наносящий уронрепутации банков, ни о каком росте российской банковской системыговорить не придется.

- Такие методы хорошо известны в практике гринмейла.Почему органы правопорядка позволяют использовать себя в такихнеблагородных целях, а средства массовой информации выступаютинструментом в нечестной игре? Это вопрос для большой открытойдискуссии в обществе. Проблема назрела, ее надо поднимать и обсуждать,- говорит Валерий Заводов.

По словам Мурановой, Уральский банковский союз направилсоответствующие обращения в прокуратуру Свердловской области,заместителю генерального прокурора РФ Юрию Золотову,в Совет безопасности при губернаторе, в комитет по кредитныморганизациям Госдумы. Озабоченность высказала и Ассоциация региональныхбанков России. В официальном заявлении сказано: «Правление Ассоциациинадеется на объективное и непредвзятое разрешение этой ситуацииправоохранительными органами, поскольку сложившееся положение кореннымобразом затрагивает интересы десятков тысяч клиентов Уралтрансбанка».

- Банковское сообщество опасается, как бы это не стало нормой, - говорит председатель Уральского банковского союза Валентина Муранова.- Посмотрите, что происходит: 13 февраля возбуждается уголовное дело,и уже на следующий день в банк приходят с проверкой. Вы бы знали,сколько недобросовестных плательщиков годами мотают банки по судам,и мы не можем поставить их на место. А заемщик, не желающий гаситькредит, с успехом фабрикует такое дело. Конечно, мы с удвоенным,утроенным рвением будем заниматься продвижением через Государственнуюдуму пакета законов, защищающих права кредитора.

Как правило, технологии рейдерства и гринмейла связаныс несовершенством законодательства или использованием связейв правоохранительных органах. Валентина Муранова видит в действияхмилиции по отношению к Уралтрансбанку много странностей:

- Корпоративные конфликты с применением различныхтехнологий шантажа - одна из сложнейших проблем в российском бизнесе,- считает генеральный директор ЗАО «Ведение реестров компаний» Сергей Лаппо.- Число желающих отобрать собственность, начать войну за активы растет.Это молодые, хорошо подготовленные и образованные люди.

Адвокат Сергей Колосовский нашел в деле Уралтрансбанка массу процедурных нарушений:

- Банковские учреждения выполняют государственныефункции, в том числе и по реализации закона о легализации доходов,полученных незаконным путем. Банки обязаны отвечать на запросыправоохранительных органов, а если они этого не делают, обязательноидет ссылка на нормативный акт, препятствующий передаче той или инойинформации. В данном случае банк не получал запроса о предоставленииинформации, необходимой для расследования указанного дела.Правоохранительные органы не располагали фактами, что руководство банкабудет препятствовать выдаче той или иной документации. Зачем тогданужны все эти «маски­шоу»? Мало того, перечень изъятых документоввообще выходит за рамки статьи УК, по какой ведется расследование.Безусловно, на предстоящем заседании совета банковских объединений приАссоциации российских банков мы будем обсуждать этот вопрос.Мы расцениваем это как нанесение ущерба деловой репутации путемнеправомерных действий. Такого пиара в отношении банков быть не должно.

И последнее. Похоже, это действительно хорошоподготовленная и спланированная акция гринмейла. И оружием в нейсработали средства массовой информации: без освещения в СМИ такиекомпании не имеют смысла. Как правило, расчет делается на то, что будетиспорчена репутация.

- Не проведена надлежащая проверка поступившейинформации при возбуждении уголовного дела. Если бы такая проверкасостоялась, оснований для возбуждения дела не было бы вообще. Незаконновозбуждено и само дело, и соответствующая жалоба нами уже подана. Всеобыски прошли с грубыми нарушениями закона. Без достаточных основанийпроизведено и задержание Заводова. Постановление о привлечениив качестве обвиняемого также содержит нарушения закона. Но самоеглавное - обвинение предъявлено необоснованно. Заводов обвиняетсяв том, что предоставил льготный кредит по ставке 14% годовых в валюте,чем причинил ущерб акционерам банка. Профессионалы же понимают, чтов 2003 году плата за кредит 14% годовых льготной не была: это на уровнерыночных ставок.


Дилер или фри-лансер?Верхний сегмент рынка (20 - 30%) занимают сервисы придилерских центрах - асы в обслуживании «своих» марок автомобилей (необязательно купленных в салоне). Они получают от производителейнеобходимую информацию о машине, технологии ремонта, запчасти.Генеральное представительство завода-изготовителярегламентирует размер сервисных площадей, оборудование (прежде всегодиагностическое), уровень квалификации персонала. «В проверочном листепрописано все: от внешнего вида персонала до квалификации механикови наличия оборудования», - подтверждает заместитель директорамультибрендового салона «Автоленд-Уфа» Андрей Горлов.

Всередине мая екатеринбургскиеавтосервисы, объединенные некоммерческим партнерством «Перспективароста», вступят в Национальную ассоциацию предприятий техобслуживанияи ремонта автомототранспортных средств. По мнению генеральногодиректора НП «Перспектива роста» Сергея Кузьминых,это позволит представителям уральских предприятий принять участиев разработке федерального технического регламента по автосервиснымуслугам и защитить интересы бизнеса на федеральном уровне. Игрокиуверены: справиться с проблемами, тормозящими развитие рынка(в их числе нехватка земли, отсутствие подходящих помещений,квалифицированных кадров, внятного законодательства, теневой бизнес),могут либо крупные предприятия, либо автосервисные объединения на базепрофессиональных ассоциаций.

Большую часть рынка занимают независимые автосервисы:в Екатеринбурге таких примерно 60%, в Ижевске - 50%. В Уфе придилерских центрах располагается всего около десяти сервисов из 694.Независимые демонстрируют гибкость в ценах, потому что не связаныс производителем соглашениями по оборудованию и персоналу. Рассчитаны,как правило, на несколько машиномест: их клиенты - постгарантийныеиномарки и отечественные автомобили. Занимаются обычно определеннымивидами работ. Генеральный директор екатеринбургской ассоциациинезависимых автосервисов НП «Перспектива роста» Сергей Кузьминых:«Среди предприятий, входящих в нашу ассоциацию, существует несколькопунктов, специализирующихся на диагностике электроники, на ремонтеавтоматических коробок передач или на развале-схождении.Если человек приходит с непрофильной проблемой, его направляют туда,куда нужно». Та же картина на сервисном рынке Удмуртии: каждомупредпринимателю невыгодно покупать специальное оборудование, например,для установки тормозных колодок, он заключает договор с коллегамии отправляет постоянных клиентов за этой услугой к ним.

Такой добровольно-принудительныйпорядок повышает не только качество сервиса, но и его цену. Так,средняя стоимость нормочаса в дилерском сервисе Екатеринбурга - околотысячи рублей, в независимом - вдвое меньше. В Уфе, по оценкамучастников рынка, разница в стоимости кузовных работ составляет10 - 15%, слесарных - доходит до 50%. Аналогична ситуация и в другихуральских городах. Поэтому, как только заканчивается срок гарантийногообслуживания (два-тригода в зависимости от марки автомобиля), половина клиентов дилерскихавтосервисов разбредается в поисках более дешевых мастерских.

Третий сегмент - «гаражники». Они занимают устойчивые позициив обслуживании преимущественно технически несложных «Жигулей»и «Москвичей» и отъедают 15 - 20% рынка. По мнению представителей обоихлагерей, «гаражники» должны исчезнуть: на смену им придут качественныесервисы. «Да, ремонт у них обходится потребителю в копейки, но никтоне может гарантировать качество, - объясняет недовольство участниковрынка специалист комитета по товарному рынку администрацииЕкатеринбурга. - После отмены лицензирования в сфере автосервисоввоздействовать на “серых” игроков стало значительно труднее». Контрольза теневым сегментом рынка решили установить профессиональныеассоциации. «Сейчас мы совместно с городской администрацией готовимоколо 20 технических стандартов, регламентирующих различные видыремонтных работ. Параллельно аналогичные стандарты разрабатываютсяв Москве. Мы стремимся к тому, чтобы наши поправки были включеныв федеральный закон об обслуживании транспортных средств»,- рассказывает Сергей Кузьминых. Еще одну проблему, возникшую после принятия законаоб ОСАГО, - споры между страховыми компаниями и сервисными центрами,профессиональные ассоциации тоже готовы взять на себя.



Почему автосервисов стабильно не хватает? Основныепроблемы при открытии - недостаток инвестиций и дефицит площадок.«Получить землю в центре города под строитель-
ствоавтосервисов и автосалонов почти невозможно, - объясняет СергейКузьминых, - приоритет отдается торговым центрам и офисам». Какрассказал директор ООО «Автопассаж» (Оренбург) Владислав Квашенников,в строительство дилерского центра, который обеспечит качественноесервисное обслуживание, придется вложить минимум миллион долларов,а срок окупаемости составит в среднем 5 - 7 лет.

Подлежит ремонтуПарк личного автотранспорта ежегодно увеличиваетсяв регионах на 10 - 20%. Рано или поздно встает вопрос об обслуживанииавтомобиля, не важно, плановый это техосмотр или серьезный ремонт.Ежегодно количество автосервисов в крупных городах увеличиваетсяна несколько десятков (только в Екатеринбурге в прошлом году открылось21 предприятие, а также более десятка автосалонов со станциямитехобслуживания). При этом рынок не успевает за растущим спросом.Рассказывает исполнительный директор ассоциации «Челябинскиеавтомобильные дилеры» (курирующей также и автосервисы) Александр Рулевский:«Продажи автомобилей стремительно начали расти примерно 2,5 - 3 годаназад. Уже сейчас автосервисные предприятия испытывают значительнуюнагрузку, а через пару лет, если ситуация не изменится, они простозахлебнутся в наплыве клиентов». По мнению технического директора ООО«Оками Сервис» Михаила Дюдина, в Екатеринбурге спросна услуги сервиса дорогих марок удовлетворен почти на 100%, а недорогих(15 - 20 тыс. долларов) - всего процентов на 7 В Оренбурге наоборот:«Чтобы купить или отремонтировать BMW или Mercedes, приходится ездитьв другие регионы», - сетует директор центра «Орен-Рольф» (Оренбург) Алексей Иоаниди. Из Ижевска дорогие авто везут обслуживать в Пермь.

Решать проблему уже начали: в прошлом году комитетпо строительству администрации Екатеринбурга продал через аукционыправо аренды девяти земельных участков по 300 - 400 кв. метров каждыйсроком на 15 лет. В будущем администрация планирует отводить участкив 1,5 - 2 га преимущественно под строительство комплексных автоцентров,включающих, помимо пунктов технического обслуживания и ремонта,автомойки, шиномонтажные мастерские, магазины запчастей.

Владельцы независимых автосервисов деньгами на покупку земли, как правило, не обладают, поэтому 80% фри-лансеровработают на «чужих» площадях (арендная плата составляет примерно 25%в структуре их расходов). «С автосервисными предприятиямине заключается договор на длительную аренду, только на 11 месяцев,- рассказывает специалист комитета по товарному рынку администрацииЕкатеринбурга. - А какой бизнес сможет развиваться под таким дамокловыммечом?».

Дилерские центры справляются самостоятельно: вывозятсотрудников на обучение в Москву или за рубеж. Независимые автосервисыне могут себе позволить корпоративное обучение механиков и диагностов.Кадры можно получить тремя путями: переманить из другого сервисногопредприятия, обучить самостоятельно по принципу «мастер - подмастерье»или организовать обучение через профессиональные ассоциации на базегородских учебных заведений. Подобные примеры есть и в Екатеринбурге,и в Челябинске. Александр Рулевский рассказал, что их ассоциацияактивно сотрудничает с Южно-Уральскимгосударственным университетом: «Студенты проходят практикув автосервисных предприятиях, входящих в состав нашей ассоциации.По окончании учебы мы обеспечиваем трудоустройство наиболее успешныхстудентов». В Екатеринбурге кадры для автосервисов готовятв Лесотехнической академии, Автодорожном колледже, профессиональномучилище № 12 Сергей Кузьминых рассказал, что екатеринбургскаяассоциация независимых автосервисов также предоставляет базу дляпрохождения практики студентам екатеринбургских учебных заведений.

Пусть удалось получить землю, вложить немалые средствав строительство помещения и оборудование (один диагностический стендпо стоимости сравним с иномаркой среднего класса). Следующим камнемпреткновения становится дефицит квалифицированных кадров. «Хорошегодиагноста на улице не найдешь - работа творческая, выучив книжку,не справишься.
А студента как минимум год придется натаскивать», - говорит Андрей Горлов.

Независимые автосервисы видят два способа развития.Первый - расширение производства: организация, по примеру дилеров,комплексных центров, которые не только предоставляют клиентам весьспектр услуг (шиномонтаж, ремонт, установку дополнительногооборудования, автомойку и т.д.), но и занимаются поставкой подержанныхавтомобилей из-зарубежа. Второй - объединение вокруг профессиональных ассоциацийи совместная работа. Так или иначе, игроки укрупняются. Иначе на рынкене выжить.

Глядя друг на другаКонкуренция на автосервисном рынке приводит к тому, чтодилеры и независимые автосервисы начинают «копировать» друг друга.Дилерские центры, основу бизнеса которых составляют продажиавтомобилей, открывают авторизованные центры, специализирующиесяисключительно на ремонте автомобилей (примером может служитьекатеринбургский сервисный центр «Оками-Сортировка»). Экономический директор центра «Краснолесье» Елена Аюпова уверена, что будущее дилеров именно за подобными структурами: дилерский центр плюс отдельный автосервис.

Застрахуем по умолчанию


Дополнительные материалы:

- В середине марта на общем совещании автосервисов, входящих в нашуассоциацию, мы собираемся поставить вопрос о заключении трехстороннихдоговоров между страховыми компаниями, сервисными предприятиямии ассоциацией, которая сможет выступать в возможных спорах в качестве«арбитра». Я не раз сталкивался со случаями мошенничества каксо стороны страховых компаний (намеренное занижение стоимости ремонтапри оценке), так и со стороны автосервисов (завышение стоимости илинекачественный ремонт). В результате страдает либо потребитель,получающий некачественно отремонтированный автомобиль, либо сервисноепредприятие, которому пришлось выполнять часть ремонта за свой счет,либо страховая компания. Чтобы подобные споры не доводить до суда,ассоциация сформирует независимую экспертную команду, которая сможеткомпетентно оценить стоимость ремонта согласно условиям трехстороннегодоговора. В результате отладки цепочки клиент - сервис - экспертнаякомиссия - страховая компания за ремонт заплатят адекватные деньги,а клиент получит качественно отремонтированную машину.

Чтобы автосервисы и страховые компании не обманывали друг друга,необходимо найти «третейского судью», считает генеральный директорекатеринбургской ассоциации независимых автосервисов НП «Перспективароста» Сергей Кузьминых



Найти«Автокио» оказалось непросто. Мастерская расположена во дворах недалекоот перекрестка Восточная - Декабристов. Нет ни вывески, ни указателя.Обшарпанное двухэтажное здание (бывшая насосная станция) не имеетничего общего с привычными стеклянными витринами дилерских сервисныхцентров. Но при внешней непрезентабельности от недостатка клиентов«Автокио», похоже, не страдает. Несмотря на выходной день, во дворедожидаются ремонта несколько иномарок.

Без глянца
Когдая договаривалась об интервью с главным инженером автосервиса «Автокио»(Екатеринбург) Виктором Абросимовым, он сразу меня предупредил:«Приезжайте вечером, желательно после шести, в это время у насспокойнее».

Побеседовать с Виктором Абросимовым оказалось сложнодаже вечером: все время звонит телефон, мой собеседник договариваетсяс клиентами, поставщиками, дает указания рабочим. Наконец телефонзамолкает. Я включаю диктофон, спрашиваю, где лучше ремонтироватьавтомобиль: в автосалоне или в независимом автосервисе. Меня перебиваетнеожиданный посетитель - владелец Toyota Carib, которой должны былипоменять тормозные колодки. Виктор Валерьевич: «Готов ваш аппарат,только я бы вам советовал еще задние стойки у него поменять. И всеэксплуатационные жидкости заново залить». Хозяин машины соглашается,вносит свои предложения. Просто врачебный консилиум, только в ролипациента - подержанная иномарка. Клиент удаляется на первый этажоплачивать ремонт, а Виктор Валерьевич обращается ко мне:

Внутри благоприятное впечатление производит толькопервый этаж: бокс, в котором кипит работа, и магазин запчастей. Второйэтаж (там планируют разместить офис и служебные помещения) нуждаетсяв ремонте.

- Он будет ездить туда, пока машина стоит на гарантии, - подключается к разговору автослесарь Юрий Загарин,- в дилерских автосервисах хорошо проходить техосмотр, а за серьезнуюполомку там могут и не взяться. Недавно был такой случай: владелецсломанной иномарки обратился в дилерский центр. Там ремонтироватьавтомобиль отказались: куплен не в их салоне. Клиент попался въедливый,позвонил в московское представительство. Машину в итоге починили.А если клиент не подкован юридически? Конечно, техосмотр дилерам делатьгораздо проще и выгоднее. Я работал в дилерском центре, но ушел оттуда.Капитально отремонтировав несколько двигателей (а эта работа требуети знаний, и опыта), в день зарплаты я получил меньше, чем мальчики,которые занимаются техосмотром. А что поделать: они больше нормочасовотработали.

- Вот, собственно, и ответ на ваш вопрос. Этот человекработает в фирме, которая развозит по офисам обеды, мы тоже пользуемсяего услугами. Он не может платить в салоне 500 рублей за заменуколодок, у нас это стоит 150 рублей. У нас и нормочас вдвое дешевле,чем в дилерском автосервисе - 500 рублей. Но если человек купил себеза сумасшедшие деньги Land Cruiser, он, скорее всего, поедет проходитьтехосмотр в «родной» дилерский центр и заплатит запрашиваемую цену.В каждом сегменте свой покупатель.

- К сожалению, хорошие кадры - это серьезная проблема.С ней сталкиваются практически все владельцы автосервисов. У тебя можетработать первоклассный специалист, но при этом временами «сидетьна стакане». Мне с подбором кадров проще, я все-такив этом бизнесе 15 лет, сам начинал с того, что крутил гайки, у меняполно связей и знакомств. А вот другим приходится туго. Солиднуюучебную базу могут организовать дилерские центры, а нам приходитсяобучать новичков самостоятельно.

Беседа снова прерывается. Виктор Валерьевич со вкусоморет на некстати вошедшего сотрудника: «И если завтра он не будетв рабочем состоянии, отправлю к кузнецу!». К какому кузнецу, ктоне в состоянии? Выясняется, что местный электрик ушел в запой,а «кузнец» на местном слэнге - медвытрезвитель.

- В среднем 10 - 15%, редко больше. Мы не можем ни поднять цены на услуги (большая часть наших клиентов тут же уйдет к какому-нибудь«гаражнику»), ни увеличить количество обслуживаемых автомобилей(ограничены техническими возможностями ремонтного бокса). Верхнейпланки рентабельности - 30% - можно достичь только при условии, чтоавтосервис предоставляет комплекс услуг: техосмотр, диагностику,кузовной ремонт и покрасочные работы, мойку, магазин запчастей,доставку и продажу автомобилей. В Санкт-Петербурге и Москве подобные комплексные центры уже работают, у нас к этому придут года через два-три.

В разговоре вышли на рентабельность бизнеса. О том, что она невысока, мне говорили во многих автосервисах. Здесь подтвердили:



Подготовила Вера Морозова


Главная страница :: Промышленность :: Большой ремонт
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz