Главная страница :: Промышленность

Тоже жэки, только в профиль Бессильный виноват Между орлом и драконом Бросок в китай От технологии к сервису Жесткий стиль Планы и кланы Люди от бога Обогащайтесь! мягкая мебель

Бухгалтерское обслуживание идеально подходит для передачи на аутсорсинг (см. «Выделить и выиграть», «Э-У» № 5 от 06.02.06). Напомним: аутсорсинг эффективен для стабильных процессов, обслуживающих основную деятельность, при условии, что сервис доступен на рынке и цена на него не выше (или ненамного выше) внутренней.

Иллюстрация: Сергей Айнутдинов

Это фамилия ваша - Аутсорсер?Пример отечественным предпринимателям подали иностранцы, пришедшие на российский рынок. Для них в условиях нашего нестабильного и невероятно запутанного налогового законодательства передача бухгалтерии специализированной местной компании - разумный шаг. Кроме того, сработала устоявшаяся практика: для мирового бизнеса передать учет сторонней компании более естественно, чем содержать штат бухгалтеров.

Объем мирового рынка финансового аутсорсинга и услуг по ведению бухучета, по оценкам исследовательской группы Gartner Dataquest, в 2004 году превысил 37,7 млрд долларов, увеличившись за пять лет втрое. На уральском рынке бухгалтерского аутсорсинга тоже царит оптимизм: игроки прогнозируют рост объема услуг в 2006 году на 25 - 50%. А директор аудиторской и консалтинговой компании «Листик и партнеры» (Челябинск) Григорий Листик уверен, что сегмент может расти и на 50 - 100% в год: «Клиенты, по большому счету, в очередь стоят. Главное, чтобы бухгалтерские компании были готовы обслуживать такое количество предприятий».

Компании-аутсорсеры предлагают практически неограниченный список услуг: от оформления первичной документации, расчета зарплаты, оптимизации налогов до составления и сдачи отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики. Они могут привлекать к работе с заказчиком узкопрофильных специалистов и предоставлять консультационные услуги. Директор консалтинговой компании «Оптима» (Екатеринбург) Антон Верещагин называет комплексность предоставляемых услуг одним из конкурентных преимуществ: «Клиенту удобно, когда одна и та же аутсорсинговая компания может удовлетворить его потребности и в ведении бухгалтерского и налогового учета, и в вопросах права, и, если потребуется, представлять интересы в суде. Это экономит время и деньги». Директор «Первой аутсортинговой компании» (Челябинск) Ольга Черкасова добавляет к этому готовность работать на территории заказчика.

В России аутсорсинг бухгалтерии зародился в недрах аудита. «Рынок начал активно развиваться, когда аудиторские компании осознали, что их клиентам необходимы не столько проверки, сколько изначально безошибочное ведение всех видов учета», - рассказывает директор по развитию аудиторской компании «Аудит-Юкон» (Екатеринбург) Надежда Брюховских. Импульс процессу придал стартовавший в 2001 году совместный проект правительства Москвы и ООО Учетные центры СТАБУС (Стандарт Бухгалтерских Услуг), предусматривающий создание сети центров по ведению бухучета и аудита для малых предприятий. Он ввел принцип полного страхования ответственности учетных центров перед клиентами от возможных штрафных санкций со стороны налоговых органов. По словам первопроходцев, рынок развивался достаточно медленно. Директор аудиторской компании «Эксперт-Аудит» (Пермь) Ирина Поносова вспоминает: с момента предложения компанией бухгалтерского аутсорсинга в 1997 году, до того, когда услуга окончательно заняла нишу на рынке, прошло шесть лет. Связано это с тем, что бухучет на Западе и в России - две большие разницы. Там это алгоритм отработанных действий, здесь - творческий процесс минимизации налогового бремени. Отдать контроль над финансами в чужие руки, пусть даже профессионалам, для российских компаний - риск: информация конфиденциальна, страх потерять все велик. Однако потребности развития бизнеса берут свое.

Количество компаний, специализирующихся на услугах бухгалтерского аутсорсинга, постепенно растет. По оценкам участников рынка, сегодня в Екатеринбурге около 30 крупных компаний, в Челябинске - 15, в Магнитогорске - от 7 до 14, в Перми - около 2 В Тюмени на этом рынке действуют в основном аудиторские фирмы.

Когда за бухгалтерский аутсорсинг берется аудиторская компания, заказчик получает одновременно бухгалтера и аудитора. Но компании признают: совмещать эти два вида деятельности работы сложно, лучше вывести бухгалтерское сопровождение в отдельное подразделение. По словам директора аудиторской группы «Капитал» (Екатеринбург) Татьяны Басмановой, «значительная часть аудиторских компаний совмещают аудит и аутсорсинг. Распространена практика, когда в течение квартала аудиторы проводят проверки, в период отчетности занимаются ведением бухучета и составлением отчетов. Оперативность и качество учета в этом случае могут сильно пострадать».

Ирина Поносова приводит следующую отраслевую структура клиентов компании: более 60% - оптовая и розничная торговля, 14% - строительство, 10% - транспортные услуги, 9% - бытовые услуги населению, 6% - производственные компании.

Отдам бизнес в надежные рукиПотенциальные клиенты бухгалтерских компаний - малые, средние предприятия и частные предприниматели, особенно на начальном этапе деятельности. Генеральный директор «Центр Бухучета» (Челябинск) Светлана Оранова дает портрет фирмы, которой выгодно прибегнуть к бухгалтерскому аутсорсингу: «Это компании численностью до 15 человек, с документооборотом до 500 первичных учетных документов, работающие в сфере услуг, оптово-розничной торговле. Кроме того, все предприятия, принявшие систему единого налога на вмененный доход или упрощенную систему налогообложения».

Татьяна Басманова называет кадровый дефицит одной из основных причин передачи бухгалтерии на аутсорсинг: «Хорошего главного бухгалтера сложно найти и практически невозможно проверить на этапе отбора. Предприятия, которые такого специалиста имеют, не уйдут на аутсорсинг даже с более выгодным финансовым предложением. Но многие руководители настолько устали от постоянной смены бухгалтера, что готовы отдать учет на аутсорсинг, даже получив проблемы другого плана».

Для малых предприятий аутсорсинг дает реальную экономию средств: бухгалтер часто недозагружен, а платить ему нужно за полные рабочие дни. Компания-аутсорсер в этом случае обойдется дешевле, так как оплата рассчитывается исходя из объема работ. К тому же, шанс заполучить надежного профессионала у небогатых предприятий крайне мал: для «тружеников калькулятора» типична низкая квалификация и текучка. Ольга Черкасова: «Руководители малых предприятий часто не могут позволить себе содержать в штате высококвалифицированного бухгалтера, кроме того, их деятельность в большинстве случаев не нуждается в ежедневном сопровождении».

Сотрудничество с аутсорсинговой компанией будет способствовать повышению качества ведения бухучета, снижению риска ошибок. Бухгалтерская фирма по договору несет материальную ответственность за все финансовые санкции со стороны налоговых органов. Побочный, но немаловажный эффект: внешняя бухгалтерия, заботясь о своей репутации, будет действовать строго в рамках законодатель-ства, использование ее услуг подчеркнет прозрачность деятельности компании- заказчика, а значит, облегчит ему получение заемных финансовых ресурсов, например банковского кредита.

Средним и крупным предприятиям, прежде чем отдавать бухучет на сторону, следует рассчитать целесообразность этого шага. Для них важна своевременная реакция на происходящие в хозяйственной деятельности события, а специалисты отмечают: бухучет в сторонней организации всегда менее оперативен, нежели собственный. Кроме того, встает вопрос - передать внешней компании всю бухгалтерию или только ее часть. Для среднего бизнеса более актуальна услуга организации документооборота и информационных потоков в бухгалтерии, проработка методик учета. Такие компании в основном передают на аутсорсинг функции главного бухгалтера или отдельные операции (учет зарплаты, основных средств и прочее). Последний вариант может быть выгоден и для крупных компаний, а для составления первичных документов при этом нанимают менее квалифицированный персонал, рассказывает Ольга Черкасова. Директор компании «Бизнес-консалт» (Магнитогорск) Игорь Семкин среди наиболее востребованных услуг также называет финансовое планирование, текущее консультирование, автоматизацию материального учета на предприятии, формирование регламента документооборота.

При сравнении стоимости перевода на аутсорсинг необходимо принимать во внимание не только зарплату штатного бухгалтера (у квалифицированного специалиста, способного организовать учет в некрупной компании, она составляет не менее 15 - 20 тыс. рублей в месяц), но и неявные затраты: начисления на зарплату и «соцпакет», организацию рабочего места, бухгалтерские программы и базы данных, повышение квалификации.

Заплатил аутсорсеру и спи спокойно?Разброс цен на аутсорсинговые услуги велик - от 2,5 до 80 тыс. рублей в месяц. Стоимость зависит от численности компании-заказчика, интенсивности документооборота, сферы деятельности, системы налогообложения, необходимости составлять первичные документы и др. Наиболее дорог в обслуживании учет производственной деятельности и строительства. Для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, цена будет минимальна.

Самый главный тормоз для развития рынка аутсорсинга бухучета - угрозы: как реальные, так и мнимые. Основные доводы против передачи бухгалтерии на сторону - попадание в чужие руки конфиденциальной информации и отсутствие непосредственного контроля заказчика за составлением и сдачей отчетности. Оценить качество услуг аутсорсинговой компании на этапе ее выбора практически невозможно. Гарантией в этом случае могут быть только ее деловая репутация и правильно составленный договор.

Теперь о сроках. Специалисты говорят, что отладка передачи бухучета на аутсорсинг занимает до четырех месяцев: все зависит от масштаба предприятия, способа организации учета на момент передачи. Антон Верещагин считает, например, что лучше передавать бухучет в аутсорсинговую компанию с момента регистрации.

Татьяна Басманова называет еще один минус аутсорсинга, не очевидный на первый взгляд: «С развитием бизнеса клиента наступает момент, когда аутсорсинг становится менее эффективным и назревает потребность в собственной службе. Отказываясь от стороннего сопровождения, предприятие остается «у разбитого корыта» - собственные технологии не отработаны, кадры не выращены и не проверены. На это потребуется много времени и усилий, чего на этапе роста бизнеса обычно не хватает».

Препятствия развитию есть и со стороны компаний-аутсорсеров. Григорий Листик отмечает, что фирмы часто не готовы принять созданный на предприятии режим - решать за директора все вопросы управления финансовыми потоками, оптимизации налогообложения и выдавать результат «на блюдечке с голубой каемочкой». Будем надеяться, что эти «детские болезни» российского бизнеса исчезнут по мере его взросления.

Дополнительные материалы:

Непрозрачность бизнеса, «серые» схемы ведения учета постепенно отходят в прошлое, а значит, исчезают основные причины, препятствующие бизнесу пользоваться аутсорсингом бухгалтерии. Опрос на сайте информационной системы ISPF «Право и финансы», проведенный в начале прошлого года, показывает, что процент доверия к услугам сторонних фирм уже довольно высок: бухгалтерию сторонней организации готовы передать 71% опрошенных. Главное, чтобы расчет был правильным.

подрядчикаНадежда Брюховских, директор по развитию аудиторской компании «Аудит-Юкон» (Екатеринбург):

Аутсорсинг глазами…
Подрядчики и заказчики об аутсорсинге бухгалтерского учета.


Игорь Семкин, директор «Бизнес-консалт» (Магнитогорск):

- В бухгалтерском аутсорсинге многих останавливает то, что специализированная организация находится в другом офисе. Руководители боятся потерять контроль над важнейшим ресурсом организации - финансами и хотят, чтобы бухгалтер был «всегда под рукой». Хотя проблема контроля в рамках внешнего бухгалтерского обслуживания решается просто: устанавливаете систему «банк - клиент» и следите за расчетным счетом в режиме он-лайн. Кроме того, любая солидная бухгалтерская компания может регулярно, хоть ежедневно, составлять отчеты о состоянии расчетного счета и средств вашей организации и отправлять руководителю компании-клиента всеми возможными средствами связи.

…и заказчика Евгений Богданов, директор экспедиционной компании «КОД 3000» (Челябинск):

- Рынок бухгалтерских услуг стал динамично развиваться только в последние два года. Основная масса заказчиков - средний бизнес, выросший из мелкого, в ситуации, когда уровень финансового менеджмента начинает отставать от развития бизнеса. Такими компаниями движет желание навести порядок через финансовое планирование, изменение финансовой схемы деятельности, улучшение бухгалтерской и налоговой отчетности.

Два главных момента, которые необходимо учесть при переходе на аутсорсинг. Первый: совместно с партнером разобраться в том, какие именно услуги нужны, какая будет методология и система учета. Второй: руководитель поначалу должен сам курировать процесс создания партнерских отношений, вникать во все детали. Важна открытость и доступность руководства.

- Переход на аутсорсинговый бухучет полностью оправдал экономические и стратегические ожидания. Мы повысили безопасность компании за счет профессионального ведения бухучета, добились снижения расходов, практически исключили риск человеческого фактора, получили возможность оперативного регулирования «количества» услуги при изменении объемов деятельности. Немаловажным был и имиджевый эффект - за счет репутации нашего партнера повышается репутация и нашей компании.

- Наша компания передала на аутсорсинг бухгалтерский учет во второй половине 2003 года. При переходе нас в первую очередь волновали боязнь за сохранность информации и проблема оперативности. Взаимодействие поначалу складывалось очень тяжело. Долгое время мы не могли привыкнуть к тому, что ежемесячно необходимо собирать все документы, составлять реестр, то есть отвечать за наличие и содержание каждой бумажки. Для нашей маленькой компании (пять человек постоянных сотрудников, оборот - чуть больше 1 млн рублей в месяц) отладка процесса заняла не меньше трех месяцев. Однако по прошествии двух лет можно сказать: передача бухучета на ведение сторонней организации себя оправдала. И плюсов здесь гораздо больше, чем можно было увидеть вначале.

Павел Кабанов, заместитель директора компании «Вазакор» (Челябинск, оптовая торговля изделиями медицинского назначения):

Компании, оказывающие услуги по ведению бухучета на принципах аутсорсинга

Подготовила Елена Орлова

КомпанияГородКол-во штатных специа-листовКол-во заказчиков в 2005 годуНачало предостав-ления услуг по аутсорсингуСтоимость бухгалтерского обслуживания по аутсорсингу,
(тыс. руб. в месяц)Средняя торговая фирмаСредняя фирма в сфере услугСредняя производ-ственная фирмаМелкая торговая фирмаМелкая фирма в сфере услугМелкая производ-ственная фирма Бизнес-консалтМагнитогорск1521200315-2330-8050-8010720 Аудит-ЮконЕкатеринбург 22более 201993от 8от 6от 12нет данныхнет данныхнет данныхЛистик и партнеры Челябинск9более 50199525-3025-3025-406 - 156 - 156 - 20 ОптимаЕкатеринбург 11более 1502004от 10 от 7от 10 от 5 от 3от 5 Эксперт-АудитПермь18721997758435 Центр БухучетаЧелябинск2245200115-2012 - 1715-25от 2,54 - 64 - 8


Деньги в регионы пойдут если не поровну, то хотя бы по справедливости - по специальному лимиту. Лимит будет рассчитываться так: объем жилого фонда региона делится на объем жилфонда по стране и умножается на 240 млрд рублей. Регионам будет выделено не менее 500 миллионов, но не более 8 млрд рублей.

В середине июля принят закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Документ декларирует создание государственной корпорации, через которую в регионы пойдут средства на капитальный ремонт домов и переселение людей из ветхого и аварийного жилья. До 2012 года через Фонд распределят 240 млрд рублей: 60% - на ремонты, 40% - на отселение. Плюсом к 240 миллиардам уже в этом году будут поделены 10 млрд рублей - пополам на ремонты и отселения.

Если вспомнить, что ни одна инфраструктурная реформа не проходила в стране так долго, так дорого и так малорезультативно, как реформа ЖКХ (см. «Шаг вперед и два назад: реформа ЖКХ в цифрах и фактах»), то подобная спешка - дело беспрецедентное. Впрочем, вполне объяснимое: перед выборами власть, во-первых, хочет демонстрировать заботу о тех, кто живет в старом и аварийном жилье, во-вторых, имеет шанс наконец-то переложить на собственников квартир ответственность за дома целиком - с подвалами, чердаками и сетями.

Цигель, цигель, ай-лю-люЗакон принимался не быстро, а очень быстро. В январе на Госсовете в Казани президент России Владимир Путин озвучил проблему - «около двух миллионов человек живут в ветхом и аварийном фонде» и наметил пути ее решения - «государство не может себе позволить самоустраниться из жилищной сферы, а значит, должно активно формировать цивилизованную рыночную среду. Правительство, руководители субъектов и органов местного самоуправления должны отвечать за своевременность проведения необходимых реформ, финансово и морально поощрять тех, кто успешно продвигается по этому пути». Меры поощрения обнародовали уже в конце апреля в послании Федеральному собранию. Глава страны пояснил, что средства, полученные от продажи активов «Юкоса», направят на реформирование ЖКХ. Проект моментально преодолел первое и второе чтение в Госдуме. Депутаты, подбадриваемые пожеланием вице-премьера Дмитрия Медведева закончить дело до летних каникул, также быстро прогнали закон через третье чтение. Совет Федерации документ одобрил.

Условный выбор За многие годы реформ ЖКХ можно бы и привыкнуть, что законы, рожденные в тиши кабинетов, оторваны от жизни. Не стал исключением и закон о Фонде. Например, там прописано условие, что в претендующем на деньги Фонда регионе в 2008 году должно работать не менее 25% частных компаний, а к 2011 году - 80%. На первый взгляд, очень рыночно. Кажется, еще немного, и коммуналка станет по-настоящему конкурентным сектором.

Прописанные механизмы получения денег через Фонд хороши. Но только на бумаге.

Еще одно условие тоже кажется вполне невинным: в 5% домов региона-претендента должны работать ТСЖ. Эту долю надо будет наращивать: до 10% к 2010 году и до 20% к 2011-му. Условие означает, что люди должны определиться со способом управления многоквартирным домом. (О том, какие бывают, - см. «Кто на ком стоял»).

Однако на местах уже давно подстраховались: большую часть компаний, работающих в ЖКХ, сегодня составляют вовсю акционирующиеся бывшие ЖЭКи (они же в 2006 и 2007 годах - муниципальные унитарные предприятия). (О том, что качество бизнес-процессов в таких компаниях не соответствует рыночным стандартам, мы писали: см., например, «Тоже ЖЭКИ, только в профиль», «Э-У» № 15 от 23.04.06.)

Деньги, которые претендент получит из Фонда на капитальный ремонт, заставят муниципалитеты оживлять процесс «ТэСэЖэзации». Дело в том, что формально администрация обязана капитально отремонтировать дом, но в бюджетах муниципалитетов отчаянно не хватает на это средств. Жильцы не хотят определяться с формами управления домом, так как если в доме уже выбрана форма управления, то им никто ничего не должен. «УК и ТСЖ являются самостоятельными юридическими лицами. Так чего ради государство обязано им что-то выделять?» - передает пафос властей директор екатеринбургской управляющей компании «Астра» Владимир Фатеев.

Сегодня в среднем по стране каждый пятый гражданин уже выбрал форму управления домом. В регионе есть лидеры и аутсайдеры. Так, в Тюменской области со способом выбора определились 72% собственников жилья, а в Кургане - только 8%. Идет процесс медленно и печально. Невзирая на неоднократный перенос сроков выбора, пропиаренные прелести ТСЖ и заверения в тщательности отбора УК администрациями муниципалитетов, в Свердловской области, как и в целом по России, около 30% общих собраний жильцов ничем не заканчивается (а именно собрания являются единственным легитимным органом принятия решения о выборе формы управления).

Там, где нет проблем с деньгами на капремонт, и формы управления жильцы определяют быстрее. Например, в Тюмени в 2006 году на капитальный ремонт многоквартирных домов, где выбран способ управления, из городского и областного бюджетов направлено 467 млн рублей.

- Основные препятствия выбора формы собственности в том, что государство отказывается признать свои обязательства по проведению капитального ремонта в домах, - указывает директор направления городского хозяйства Фонда «Институт экономики города» Сергей Сиваев.

Казалось бы, ну вот теперь регионы получат миллиарды, смогут провести капремонты и жильцы наконец-то перестанут бояться аббревиатур ТСЖ И УК. Однако если бы все было так просто, мы жили бы не в России.

В 2007 году на эти цели отчислят 727 млн рублей, и число определившихся с выбором выросло уже с 27 до 49%.

Остальную сумму придется найти в бюджетах муниципалитетов и в карманах граждан. Деньги из Фонда выделяются на принципах софинансирования. Это означает, что на ремонт должны будут сброситься все. Цепочка выделения средств выглядит так: муниципалитет оценивает, сколько стоит ремонт домов, которые он хотел бы провести. Через субъект федерации половину этой суммы он просит у Фонда. Субъект собирает заявки с муниципалитетов. Делит получившуюся сумму на два (мол, от нас - половина, от вас - половина) и отправляет заявку в Фонд. Где ее рассматривают, анализируют, а затем также по цепочке спускают обратно деньги.

Мелкий жемчуг в жидком супеЧтобы полностью решить проблему с капремонтом в масштабе страны, деньги требуются гораздо большие, чем 240 миллиардов, заложенные на пять лет. «По нашим оценкам, нужно порядка 1,5 - 2 трлн рублей», - отмечает заместитель министр регионального развития РФ Юрий Тертышов. И указывает на степень участия Фонда: «Предоставляется возможность обеспечить за счет его средств порядка 30% от тех средств, которые нужны». Но треть от 1,5 млрд рублей - это 500 миллиардов. А из Фонда на капремонт пойдет только 150 млрд рублей.

Однако самое большое препятствие для выделения денег - та часть софинансирования, которая пойдет от жильцов. По закону о Фонде, собственники жилья в многоквартирных домах должны будут вскладчину заплатить 5% от сметной стоимости ремонта. «Именно наличие этих 5% будет определять, станет ли муниципалитет вообще рассматривать заявку от дома, чтобы передать ее по цепочке вверх», - отметил в минувшую среду в Екатеринбурге вице-президент Национального фонда развития рынка недвижимости и оценочной деятельности, член Экспертного совета Комиссии Совета Федерации ФС РФ по законодательному обеспечению формирования рынка доступного жилья Владимир Герасименко.

В логичной вроде схеме есть изъяны: перед тем как просить деньги у федерации, региону необходимо иметь утвержденную программу капремонта с перечнем домов и предусмотренным в бюджете финансированием. В бюджетах дотационных субъектов федерации и муниципалитетов нет ни денег, ни программ. Значит, именно эти регионы, где наиболее сильно изношен жилфонд, на деньги Фонда претендовать не смогут.

Вряд ли создатели законов не понимали, что далеко не все население страны способно выложить такие суммы. Цель-то преследовалась благая: пробудить в жильцах ответственность за свой дом, продемонстрировать, что государство готово помогать, но не спонсировать. И главное - разработчики закона были уверены, что инвестирование собственных средств заставит население пристальнее следить за расходованием средств… Но вы сами знаете, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями: в ЖКХ давно создана простая и эффективная схема коррупции, в которой уследить за расходованием средств невозможно.

Посчитаем: капремонт 8-квартирного дома постройки 1948 года стоит 24 млн рублей. Жильцам надо собрать 1 млн 200 тыс. рублей. То есть по 150 тысяч с квартиры. Аккурат 50 месячных пенсий с каждого старика. Результат: в домах, нуждающихся в капремонте, 40 - 70% населения не сможет наскрести таких денег.

Сейчас весь жилой фонд обслуживают управляющие компании трех типов. Есть образованные застройщиками для обслуживания только что построенных домов. Есть компании, которые созданы на деньги инвесторов-энтузиастов - это небольшие независимые УК, которые хотят закрепиться на рынке любой ценой, продемонстрировать качество работы. Вот этих неаффилированных с чиновниками игроков во властных структурах и боятся больше всего. Жителей постоянно убеждают, что они недобросовестные хищники, которые могут убежать, собрав деньги жильцов. Их проверяют, контролируют, настраивают против них людей с одной лишь целью - выдавить с рынка до мая-200 Администрация расчищает рынок для «своих» УК (это третий тип) - акционированных ЖЭКов. И пусть за многие годы ЖЭКи привыкли вести бизнес неэффективно и затратно, зато основной акционер тут - муниципалитет, а у руля - лояльные менеджеры. Но это «издержки», когда цель высока - жилой фонд и государственные деньги не должны попасть к непроверенным людям.

Пилите, Шура! Сейчас население предпочитает не создавать ТСЖ, а отдавать дома в распоряжение УК: из жильцов, уже определившихся с формой собственности, ТСЖ выбрали примерно 4 - 5%, а заключили непосредственные договоры с УК - порядка 25%. Очень сомнительно, что само создание Фонда заставит людей быстрее организовывать ТСЖ, скидываться на ремонты в надежде на федеральные деньги. А если собственники квартир не выберут себе до 1 января 2008 года форму управления жильем, то администрация проведет конкурс, где в качестве лотов будут выставлены не определившиеся дома. Такая компания сможет убедить жильцов, что дому нужен капитальный ремонт: мол, давайте скинемся, а остальное государство даст!

Истина проста: большинство «фондовских» денег будет пущено через лояльные администрации нерыночные и непрозрачные структуры. Схема «пилежа» средств действует уже сейчас. Если говорить о капитальном ремонте, то подряды на ремонты домов эти УК привыкли отдавать строительным компаниям, аффилированным с администрациями муниципалитетов (см. схему на с. 11).

Таким образом, вряд ли средства Фонда поддержки ЖКХ дойдут до особо нуждающихся регионов. Но если все же попадут в какой-нибудь регион, то расходоваться будут неэффективно. Тогда зачем нужен Фонд? Версия первая - он заставит людей создать ТСЖ хотя бы на бумаге. Версия вторая - власть наконец-то нашла, как потратить деньги перед выборами. И то, и другое не имеет никакого отношения к содействию реформе ЖКХ.

«Проблема усугубляется тем, что финансирование капитальных ремонтов пойдет не напрямую из бюджета, а посредством создаваемого Фонда. По оценкам международных кредитных организаций, это снижает эффективность распределения финансовых потоков и не пресекает коррумпированности при расходовании средств», - уверен президент компании «Пенетрон-Россия» (производство материалов для строительства и ЖКХ) Игорь Черноголов.

Шаг вперед и два назад: реформа ЖКХ в цифрах и фактах• До 1990 года дотации государства составляли более 75% всех средств, за счет которых жила коммуналка. Величина платежей - 13 копеек за метр полезной общей площади - не менялась с 1928 года.

Дополнительные материалы:

• Середина 90-х - пик преобразований. Государственное финансирование ЖКХ сократилось примерно на треть. Рост стоимости ресурсов обгоняет рост стоимости услуг ЖКХ. Предприятия отрасли не в силах рассчитаться, накапливая долги. Череда массовых банкротств: на месте старого предприятия с долгами создается новое без долгов, затем все начинается сначала. Увеличение доли платежей населения от экономически обоснованного тарифа вызывает недовольство реформой: сил создавать адекватный цене продукт у отрасли нет. Государство продолжает сдерживать тарифы на коммунальные услуги, однако вводит институт субсидирования не отрасли, а отдельных граждан.

• 1992-й. В ЖКХ начинаются масштабные преобразования, объявлено о реформе. Ее смысл - создание ТСЖ, привлечение частника в отрасль и постепенный уход из нее государства. Самое главное: отрасль должна научиться производить качественный продукт по доступной цене. Специалисты рассчитывали, что с 1992 года в стране начнется экономический рост и доходы людей резко увеличатся. Прогноз не оправдался. В период нестабильности тарифы на социально значимую отрасль власть сдерживала искусственно.

• 2004 - 2005 годы. Принят комплекс важнейших законов, упорядочивших систему частных инвестиций в государственный сектор. Так, закон о концессиях закрепил право частных операторов на аренду инфраструктурных объектов, находящихся в собственности муниципалитетов. В части, касающейся обслуживания жилого фонда, системообразующим документом стал Жилищный кодекс. Он прописал уход власти из сектора и определил новые формы управления жильем, легализовал работу нового игрока рынка - управляющих компаний.

• 2000-е. Стало ясно: государство не может финансировать отрасль. Доля платежей населения им неуклонно растет, однако этого недостаточно, чтобы отрасль функционировала стабильно: тариф по-прежнему занижается искусственными методами. ЖКХ разрушается, инвестиции не идут. Государство решает, что отрасль может спасти только частник. В 2002 году создается первая частная компания: ОАО «Российские коммунальные системы». Но законы, защищающие инвестиции, отсутствуют.

За прошедшие годы реформ удалось добиться только трех значимых результатов:

• 2007-й. Предельные сроки, когда граждане должны определиться со способом выбора формы управления жильем, переносятся уже трижды. Граждане не хотят объединяться в ТСЖ, особенно в старых домах. Они резонно полагают, что затраты по управлению жильем переложат на них…

• Удалось изменить структуру коммунальных платежей: на входе в реформу потребители оплачивали 5 - 10% затрат на производство и доставку услуг ЖКХ, теперь - до 100%.

• Ведомственный жилой фонд и объекты инфраструктуры переданы муниципалитетам. Более 70% квартир в стране находятся в частной собственности.

Создание товарищества собственников жилья (ТСЖ). Закон предусматривает два варианта:

Кто на ком стоял
До 1 января 2008 года собственники квартир в многоквартирных домах должны выбрать способ управления домом. Жилищный кодекс прописывает три формы.

Непосредственное управление. Каждый собственник обязан сам заключить договор как с поставщиками коммунальных услуг, так и с подрядчиками - на содержание и ремонт жилья. Для решения и крупных, и мелких вопросов (например, покрасить окна в подъезде или починить прохудившуюся крышу) необходимо постановление общего собрания жильцов. На собрании должны присутствовать представители от всех квартир дома, иначе оно считается нелегитимным. Этот способ годится для управления только небольшими домами.

- ТСЖ нанимает управляющую компанию (УК), чтобы она вела дела от его имени. Эксперты считают этот вариант наилучшим, так как в больших компаниях есть экономический смысл содержать штат обслуживающего персонала (дворники, сантехники и т.п.) и специалистов (юристов, бухгалтеров и пр.).

- ТСЖ само управляет многоквартирным домом и заключает договоры с поставщиками и подрядчиками в ЖКХ (энергетиками, водоканалом, стройконторами и т.д.). Самостоятельное функционирование ТСЖ сложно: жильцам предстоит оформить права долевой собственности на общее имущество, зарегистрировать ТСЖ в органах власти, упорядочить земельные отношения с собственниками квартир и соседних домов. Создание и нормальное функционирование ТСЖ зависит от активности и финансовой, юридической грамотности жильцов дома.

Выбор собственниками форм управления идет крайне медленно. В стране порядка 76% приватизированных квартир, при этом в апреле прошлого года с выбором определились 10% собственников, в апреле 2007 года - 20%.

Наем управляющей компании (УК) без образования ТСЖ. Каждый собственник в многоквартирном доме должен непосредственно заключить договор с УК. В реализации этого способа все зависит от того, какая именно УК работает.


Главная страница :: Промышленность :: Капитальная засада
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz