Главная страница :: Промышленность

Бессильный виноват Между орлом и драконом Бросок в китай От технологии к сервису Жесткий стиль Планы и кланы Люди от бога Обогащайтесь! В россии с любовью мягкая мебель

Не так давно господин Саква посетил Екатеринбургс деловым визитом. Наш разговор с политологом от сугубо политическойтематики перешел к проблеме имиджа Урала. Эту проблему «Э-У» поднимал не однажды (см. например, «Ты че, с Урала?»,№ 38 от 10.10.05). Но мы показывали ее глазами чиновников, да нашейкритики немножко плеснули. И вот живой иностранец - исследовательРоссии. Как оказалось, неплохо разбирается в экономике города. Грехне попытать его на эту тему.

Ричард Саква: «Я бы сказал предпринимателю из Великобритании - иди и инвестируй в Екатеринбург»
Профессор, декан факультета политологии и международных отношений Кентского университета (Великобритания) Ричард Саквавсю свою ученую жизнь специализировался на Советском Союзе, а затемна России. Знаменит тем, что первым написал книгу о нынешнем главероссийского государства «Путин: выбор России» по-английски. Она вышла в свет 14 марта 2004 года, в день избрания Путина на второй президентский срок. То ли по чьему-тонедосмотру, то ли наоборот, книга до сих пор не переведена на русский.А некоторые переведенные ее фрагменты говорят о вполне адекватнойтрактовке результатов периода: «Путин смог остановить дезинтеграциюстраны, но не смог пока построить достаточно сильное государство, чтобыбороться с организованной преступностью и пресечь коррупцию».

- В Великобритании, в частности, мало знают про Урал.Первая ассоциация - граница Европы и Азии. Идея границы двухконтинентов хороша, но пассивна, поскольку граница сама по себе - нечтостатичное. В символе должна отражаться динамика. Например, не простограница, а место, куда стекается и концентрируется самое лучшеев Европе и Азии. Есть еще один символ: когда я сказал своим коллегам,что еду в Екатеринбург, они спросили - это город, где расстрелялицарскую семью?

Игра в ассоциации- Господин Саква, какие ассоциации Урал и Екатеринбург вызывают на Западе?

- С одной стороны, да. Казнь - это негатив. Но с другой- это интересно иностранным туристам. Я знаю, что ваши власти создалицелый комплекс, посвященный этому событию: Храм-на-Крови,Ганину яму… Правда, я так и не встретил ни одного музея, посвященногосемье Романовых. А хорошо бы. Музеев в вашем городе вообще мало.(А будет еще меньше: в феврале закрылся Музей молодежи. - Ред.).

- Это отрицательная ассоциация?

- У нашего города нет лозунга.

Вообще само слово «Екатеринбург» очень трудно выговорить по-английски. Мне кажется, вам нужно использовать в названии города какое-то определение, отражающее его превосходство. Например, Великий Екатеринбург. Какой лозунг у вашего города?

- Зато есть лозунг у Свердловской области: «Урал - опорный край державы».

- Это очень плохо. Городу нужен какой-то оригинальный лозунг, который бы выделял его из массы других.

- Урал ассоциируется также с тяжелойпромышленностью. Уралвагонзавод, например, включен в Книгу рекордовГиннесса как самое большое по территории предприятие в мире. Как этовоспринимается в условиях постиндустриальной экономики?

- Очень плохой лозунг! Он отвлекает внимание от самой области и акцентирует его на стране. Регион остается в тени.

Производство промышленных товаров может помочьв формировании сильного бренда города и региона: Екатеринбург - дом…(вставьте сюда название хорошо известного продукта, произведенногов вашем городе).

- Сектор услуг сегодня важен, но промышленная основа - неплохая вещь.

- Один из методов - проводить грандиозные выставки илифестивали культуры. Например, у Глазго были очень большие проблемыс имиджем, он не знал, как явить себя миру. Применил этот методи в итоге стал городом европейской культуры. В прошлом году Казаньотметила грандиозным праздником свое тысячелетие. Вам следуетустраивать такие же торжества.

- Какие еще способы формирования неповторимого имиджа Екатеринбурга можно предложить?

- Выбросить все хорошее, что было в прошлом, - ошибка.Недавно коллеги из Украины заметили, что уральцы еще очень советскиелюди, тогда как москвичи уже совсем европейцы. Но лично мне этот факточень приятен. Советский стиль особенный: вы более теплые,дружественные. СССР больше нет, а вам удается сохранять лучшее из егоатмосферы, и это уникально. Это уже не символический, а гораздо болееважный социальный капитал. На Западе его не хватает.

- Пригодятся ли в этом традиционные символы - уральская рябинушка, малахит, образ металлурга?

- Важную роль в привлечении туристов, бизнеса, вообщелюдских потоков играет не столько символический, сколькоинфраструктурный капитал. И здесь у вас есть достижения. Вы смоглисохранить трамваи и троллейбусы. В Лондоне власти совершили ошибку,уничтожив трамвайно-троллейбусныесети. Я слышал, что и у вас собираются убрать часть трамвайных путей.Этого нельзя делать. Общественный транспорт необходим, чтобы в городене образовывались пробки.

Плюсы и минусы- Какие еще плюсы в символическом позиционировании Екатеринбурга вы видите?

- Развитый многонаселенный город никогда не сможетвместить всех желающих ездить на автомобилях. Это губительно длявозможностей передвижения.

- Предлагаете пересаживаться с частных автомобилей на общественный транспорт?

- Созданы такие условия. В центре Лондона есть кольцо,за проезд внутри которого нужно платить семь фунтов в день. Благодаряэтой мере количество автомобилей в центре намного сократилось, пробокстало меньше. Вокруг городка Кентербери, где я живу, есть три пункта,где можно оставить авто. А дальше ты должен ехать на автобусе. Советуювам учиться на чужом опыте.

- У вас обеспеченные люди вынуждены ездить на общественном транспорте?

- Важный инфраструктурный элемент - современныекоммуникации. Вашим муниципальным властям следует обеспечить легкийдоступ в интернет в общественных местах. Это нужно и бизнесу,и туристам. Но пока я не встречал такого в вашем городе.

- А минусы?

- Местные власти собираются построить БольшойЕвразийский университет - грандиозный источник инноваций, а такжеразвивать туризм.

Наконец, обязательно нужно сохранить все университеты, сеть отделений Академии наук, а также профессионально-технические училища. Потенциальные бизнес-партнерыобращают большое внимание на наличие в городе образовательныхучреждений. В конце концов, я бы посоветовал вашим властям сделатьгород инкубатором инноваций: мы входим в век экономики знаний.

- Он уже открылся. Не хотите сходить?

- Туризм, конечно, не помешает. Но он не сможет бытьосновным направлением в экономике города, много денег на туризме вамне заработать: у вас холодно. Кроме того, туристам нужна индустрияразвлечений. Что вы можете предложить? Катание на лыжах? Я знаю,в городе собирались построить аквапарк…

- Посоветовали бы вы соотечественнику-предпринимателю инвестировать в Екатеринбург?

- Это хорошо, но недостаточно. Индустрию развлеченийдолжно поддержать развитие гостиничного сектора. Причем не толькодорогих гостиниц, но и дешевых. Требуется благоприятная экологическаяобстановка. А на Урале с этим не очень хорошо: здесь много заводов.А в аквапарк не пойду - вдруг ногу сломаю.

…Деликатный профессор наговорил немало хвалебных слов в адрес Екатеринбурга, Свердловской области и уральцев.
И всеже в своей подавляющей массе мы не готовы к глобализации. Не толькос точки зрения конкуренции товаров и услуг, но и ментально: живемместечковыми проблемами и задачами, полагая, что цивилизационныесобытия и тенденции где-тов стороне и нас не касаются. Упрямо сочетаем одичалостьс иррациональным, неоправданным империализмом. Именно в силу ментальнойизолированности от глобальных стандартов мы не способны успешнопозиционировать свой регион как особенный, выпукло выделяющийсяна карте России и мира. А без этого наш символический капитал (границаЕвропы и Азии, сказы Бажова и трагедия царской семьи) так и останетсяникому не нужным.

- Я бы сказал: иди и инвестируй. В Екатеринбурге хорошообразованные люди, развитая инфраструктура и неплохие коммуникации.Кроме того, этот город - сердце растущего потребительского рынка.


Уральский рынок общепита привлекает федеральные и международные сети растущим в геометрической прогрессии спросом на предприятия быстрого обслуживания (ПБО), наличием свободных ниш и бумом строительства торговых центров. Причем инорегионалы предпочитают самые массовые форматы: фаст-фуд, кофейни и пивные рестораны. До сих пор эта ниша в основном была занята местными операторами. Что они могут предпринять, чтобы выдержать натиск конкурентов?

В середине июля федеральная сеть кофеен «Шоколадница» заявила о продолжении экспансии в Уральский регион: сеть уже имеет три кофейни в Екатеринбурге и две в Уфе, а к декабрю намерена открыть еще пять точек в Перми. Владелец франшизы крупных мировых сетей «Pizza di Roma» и «Pizza Cono» компания EAT Corp. собирается до 2009 года создать в России 379 заведений, часть из них - в Челябинской области. О выходе в регион сообщила и сеть итальянских пиццерий «Pizza Sole Mio»: инвесторам уже предложены варианты помещений в Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Оренбурге, Кургане и ряде других городов.

Большинство уральских фаст-фудов принадлежит крупным местным компаниям: екатеринбургский «Малахит» развивает сети «Мак Пик» и «Сандэй», монополист пермского рынка «Алендвик» владеет франшизой на Southern Fried Chicken и имеет самостоятельные бренды «Вива ля Пицца», «Пельмешки без спешки».

Кто гостя гуляет…Сегмент фаст-фудов на уральском рынке общепита составляет до 40%, причем спрос превышает предложение - очереди огромны. Причины популярности очевидны: «Человек хочет потратить как можно меньше времени. У нас в среднем на одного клиента уходит две-три минуты: мы предъявляем очень высокие требования к скорости работы персонала», - рассказывает управляющий обособленным подразделением компании «Юниверфуд» (Тюмень) Наталья Пахомова. Для сравнения: в «нескоростном» ресторане
салат готовится в среднем 10 минут, горячее - 4

Пивные рестораны и кофейни в сумме составляют до 30% уральского рынка ПБО. Ниша пивных ресторанов занята в основном местными игроками: в Екатеринбурге это «Пивной барон», «Швейк», «Ганс», в Челябинске - «Главпивтрест», «Сова», «Бир Хаус», в Уфе - трактир «Сани». «Формат будет активно развиваться еще два-три года в Москве и пять-семь лет в регионах», - прогнозирует Валентина Смекалина. По данным «Рестостар», сегмент скорее заполнят федеральные сети: долю в Уральском регионе планирует увеличить, например, компания САН ИнБев с брендами «Тинькофф» и «Сибирская корона». Количество кофеен за два года в Екатеринбурге увеличилось лишь на 5%, однако положительная динамика, по мнению игроков, сохранится за счет ожидаемого выхода в регионы сетей, до сих пор наполнявших столичные рынки: «Росинтера» с брендом «Мока-Лока», сети кофеен «Кофе-хауз» и «Шоколадница». Федеральные сети могут существенно потеснить местные: в Екатеринбурге - «Кофейню № 7», в Перми - сеть «Кофе Эксперт».

Особняком в сегменте фаст-фудов стоят фуд-корты - площадки ПБО, расположенные в торговых центрах. Именно бум строительства центров, в том числе федеральных, имеющих якорных ресторанных арендаторов, привел на уральский рынок мировые и российские сети, дал мощный толчок развитию местного сетевого общепита. «Открываться в отдельных зданиях в центре города федералам не дает дефицит подходящей недвижимости. Поэтому ТЦ для них - способ зайти на рынок», - объясняет руководитель департамента франчайзинга группы «Рестостар» (Челябинск) Валентина Смекалина. Девелоперам ТЦ тоже выгодно размещать у себя фуд-корты: они помогают задерживать посетителей. Именно через фуд-корт в ТРЦ «МЕГА» на екатеринбургский рынок вышла сеть «Мак Дональдс».

Удачной можно назвать смену концепции одного из предприятий екатеринбургской сети «Центральный двор», расположенного вблизи уральского госуниверситета. Кухня и сервис не изменились, однако позиционирование как ресторана для студентов существенно увеличило аудиторию. Пример неудачного соотношения концепции и места расположения ПБО приводит директор пиццерии «ПиццаМания» (Челябинск) Алексей Носков: «Трейлер с сосисками возле “Аркаим Плаза” и летняя площадка ресторана “Basilio” напротив университета одинаково не востребованы. Правда, это не означает, что городу не нужны рестораны и сосиски в тесте».

…тот его и танцует
С усилением позиций федералов местным игрокам становится сложнее привлекать и удерживать клиентов. Чтобы сформировать пул постоянных посетителей, нужна внятная концепция работы. «На предприятиях быстрого питания “Мак Пик” гости требуют максимальной скорости обслуживания, определенного ассортимента и музыкального сопровождения: целевая аудитория заведения - молодежь и люди, желающие быстро перекусить. На первом месте у гостей ресторана “Сандэй” - приятная обстановка и высокое качество блюд: сюда люди чаще всего приходят вкусно поесть и пообщаться», - говорит аналитик компании «Малахит» (Екатеринбург) Алексей Новокшонов.

Самая горячая точка на уральском рынке общепита - нижний ценовой сегмент. «Его емкость практически не освоена. Поэтому наиболее востребованы и успешны заведения, работающие со средним чеком до 200 рублей. При этом формат не важен - это может быть фаст-фуд, пиццерия или кофейня», - объясняет директор по маркетингу «Гастрономия.ру» Марина Берестова. Именно сюда, в нижний ценовой сегмент, идут федеральные и мировые сети: за счет эффекта большого объема себестоимость их услуг ниже, а значит, и условная котлета дешевле. В этом их основное конкурентное преимущество.

Не соусом, так фейерверкомПо данным компании «Малахит», в среднем жители больших городов тратят на предприятиях общепита около 6,5% дохода. Наиболее активные посетители - люди с заработками от 8 до 15 тыс. рублей в месяц. Как показало исследование, проведенное ресторанным агентством «Гастрономия.ру» (Челябинск), средняя сумма, которую готовы оставить уральцы в ПБО - 350 рублей, но около 40% опрошенных хотели бы ограничиться 100 - 300 рублями.

- Нас посещает порядка 230 человек ежедневно. Днем люди приходят в большинстве случаев на бизнес-ланчи, вечером - уютно провести время и поужинать. Ближе к ночи мы можем устроить cocktail party и привлечь совершенно новую целевую аудиторию, - приводит пример Алексей Носков.

Большинство локальных сетей фаст-фудов вынуждены работать в средней ценовой нише. Но конкурентные преимущества у них тоже есть: это близость к потребителю, знание особенностей своего рынка. Принцип работы федеральных сетей - поток, конвейер: большие объемы, отработанная типовая система услуг, определенный ассортиментный ряд. В то же время местные игроки, как сетевые, так и не сетевые, более мобильны: они могут подстраиваться под потребности клиентов, безболезненно корректировать меню, вводить дополнительные, наиболее востребованные сегодня, услуги.

- Меню заведений компании «Малахит» составляется на базе проводимых исследований: гости сами могут корректировать его составляющие, - рассказывает Алексей Новокшонов.

- Сегодня актуальны арт-программы в заведениях среднего класса и различные бонусные предложения в формате фаст-фуда, разного рода программы, нацеленные на привлечение потребителей, их «выуживания» из квартир. Все больше внимания рестораторы уделяют расширению услуг: кейтерингу (доставке продукции в офисы и домой), проведению детских программ, - поддерживает коллегу Валентина Смекалина.

Кроме того, конкурентным преимуществом несетевых ПБО может стать уникальный формат заведения. «В последнее время началось усиленное развитие так называемых тусовочных ресторанных форматов с живой музыкой (ди-джеями, группами), танцполом. Хорошие перспективы развития имеет формат музыкального паба, работающий для аудитории 27 - 45 лет. В Екатеринбурге в этой нише успешно работают “Гордонс”, “Рози Джейн” и “The Hooch”, в Челябинске - “Las Margaritas”. Интересными “фишками” заведения могут стать танцующий персонал или услуги обучения клиентов латиноамериканским танцам», - считает Валентина Смекалина.

- В Тюмени слабо развита доставка готовых блюд. В городе порядка пяти служб, но только одна привозит пиццу бесплатно. Специалисты нашей компании провели маркетинговое исследование на предмет изучения этой услуги. Ни одна из фирм не получила наивысшую оценку. Основные проблемы связаны с ценой доставки, качеством пиццы, работой оператора-диспетчера при приеме доставки и внешним видом курьера (полным отсутствием какой-либо фирменной принадлежности). Поэтому в ближайшее время наша компания готовится запустить бесплатную доставку, - делится планами Наталья Пахомова.

Подход уральских игроков ко второй проблеме выражает Алексей Новокшонов: «На рынке общепита ощущается большая нехватка квалифицированных кадров.

Расти, чтобы естьНесмотря на растущий спрос на ПБО, развитие местных игроков и приход федералов, рынок наполнится нескоро. Главные факторы, тормозящие его развитие, - отсутствие свободных площадей в местах массового скопления людей и нехватка кадров. С первой проблемой местные игроки справляются легче, чем приходящие сети: они не первый год присутствуют на рынке и успели занять лучшие площади в центре уральских городов. А если даже недвижимость появляется, «возникают вторичные проблемы: несоответствие площадей необходимым техническим характеристикам или высокая стоимость аренды», - добавляет Алексей Новокшонов.

Структурных изменений, процессов слияния и поглощения на рынке в ближайшее время уральские рестораторы не ожидают. «Продаваться сети и отдельные игроки не будут: клиентов пока хватает всем, кроме того, этот вид бизнеса очень молод и еще не успел надоесть своим владельцам», - говорит Наталья Пахомова. «Но количественное насыщение рынка приводит к тому, что рентабельность ресторанного бизнеса падает, в результате с рынка уходят слабые проекты», - добавляет Валентина Смекалина. В порядке побочного эффекта закрытие непрофессиональных точек общепита спровоцирует рост спроса на ресторанный консалтинг в виде и разовых консультаций, и создания проектов под ключ.

С приходом федералов текучесть кадров может усилиться, что отрицательно скажется на уровне обслуживания. Чтобы удержать квалифицированных сотрудников, компания “Малахит” специально разработала и реализует программы лояльности для персонала».

Форматы, перспективные для развития на уральском рынке общепита

Дополнительные материалы:

fusion (сочетания экзотических продуктов)

детские рестораны

ретро-рестораны

сок-бары

мультиэтнические (смешение блюд и традиций)

free-flow (рестораны с поточной линией раздачи)

тусовочные форматы (живая музыка, танцпол)

панорамные рестораны


Главная страница :: Промышленность :: Запахло жареным
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz