Главная страница :: Промышленность

Борьба за немецкое небо Интеграция без стандартов «башню» снесли «через семь лет мы не узнаем свердловскую область» Культура на острие атаки Пакистанский дебют магнитки Транспортный гамбит Литературрентген Знаменитые неожиданности мягкая мебель

Кто и за что Аналитики не склонны считать, что Михаил Максимов ушел с поста по собственному желанию. Наиболее вероятным инициатором отставки могла быть Росавиация. Источник, близкий к Кольцово, сообщил «Э-У», что доход от хозяйственной деятельности аэропорта и дружественной ему компании «Авиапрад» очень низок: «Виктора Вексельберга (контролирующего “Ренову”. - Ред.) не интересуют эти копейки. Фактически для “Реновы” Кольцово - это социальный проект, финансируемый для того, чтобы не трогали более крупный бизнес компании в Екатеринбурге».

По словам Андрея Шторха, официального представителя ГК «Ренова» (компания владеет половиной акций Кольцово через дочернюю структуру), Михаил Максимов перед майскими праздниками написал заявление об отпуске с последующим увольнением по собственному желанию. Теперь его отставку должен утвердить совет директоров Кольцово (заседание намечено на середину мая), а после - собрание акционеров.

Напомним, разногласия между УАЛ и Кольцово возникли несколько лет назад. Генеральный директор авиакомпании Сергей Скуратов неоднократно обвинял руководство аэропорта в монопольном установлении высоких цен на топливо. После того, как Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области возбудило дело против Кольцово, в декабре 2006 года цены были снижены на 35%.

С ним согласен эксперт по авиаперевозкам Сергей Лукьянов: «“Ренове” все равно, кто будет управлять Кольцово, а вот Росавиации надоел конфликт между аэропортом и “Уральскими авиалиниями”, в который этой структуре периодически приходилось вмешиваться».

Последний скандал разразился в конце апреля 2007 года, когда утренние рейсы УАЛ в Турцию аэропорт перенес на вечер, мотивируя это ограниченной пропускной способностью. При этом, как подчеркивали в авиакомпании, самое удобное время досталось «Авиа-праду». Сергей Скуратов обратился в министерство транспорта РФ с просьбой заставить аэропорт обслуживать

Отношения между компаниями осложнились в прошлом году - после появления в аэропорту второго базового перевозчика «Авиапрада». В ноябре 2006 года руководство Кольцово попыталось перераспределить самые рентабельные слоты на московское направление в пользу «Авиапрада». Сергей Скуратов назвал эти попытки «беспределом глупости» (см. «Крутое пике», «Э-У» № 43 от 20.11.06), юристы авиакомпании обратились с жалобой в Федеральную антимонопольную службу России. Тогда региональные власти выступили на стороне УАЛ.

Михаил Максимов


Руководство УАЛ комментировать увольнение Михаила Максимова и перспективы взаимоотношений с Кольцово отказалось. В пресс-службе аэропорта «Э-У» заявили, что увольнение генерального директора - неподтвержденная информация (ранее звучала формулировка «слухи»), каких-либо официальных документов на этот счет там не видели.

утренние рейсы компании.

- Это выдвиженец Вексельберга. Он получил очень хорошее образование: окончил Государственную финансовую академию при правительстве РФ, Институт учета и анализа хозяйственной деятельности. В 31 год стать генеральным директором аэропорта - большое достижение. Максимов очень амбициозный человек, ему, безусловно, хотелось показать собственникам, что он способен руководить большими проектами. И, на мой взгляд, он сделал Кольцово одним из лучших аэропортов России после Домодедово, Внуково и Шереметьево. Он развил инфраструктуру аэропорта. Посмотрите, сколько иностранных перевозчиков стало летать из Екатеринбурга. Конечно, губернатора Росселя он раздражал - потому что раздражал УАЛ, официального перевозчика правительства Свердловской области.

Сергей Лукьянов сообщил «Э-У», что считает Михаила Максимова очень талантливым менеджером:

Теперь исполняющим обязанности генерального директора назначен бывший генеральный директор ЗАО «Иркутскпищепром» (контролируется «Реновой») и технический директор Кольцово Кирилл Шубин. По прогнозам Сергея Лукьянова, вероятнее всего, он и займет пост главы аэропорта.

В 2005 году за кандидатуру Михаила Максимова проголосовало 99,68% акционеров аэропорта.

В вопросе дальнейших взаимоотношений перевозчиков и Кольцово мнения участников рынка и аналитиков разошлись. Представитель одной из авиакомпаний, работающих в аэропорту, на условии анонимности заявил «Э-У»: недовольство тем, что «Авиапрад» получает преференции от Кольцово, существует. «Но смена руководителя ситуацию не изменит. Отношение к перевозчикам должна изменить “Ренова”, новый директор все равно будет следовать установкам собственника. Например, конфликт с УАЛ усилиями топ-менеджера не решить», - сообщил источник.

Следовать утвержденному курсуПо словам Андрея Шторха, смена руководства никак не отразится на планах реконструкции Кольцово. Аэропорт будет развиваться: достроит третью взлетно-посадочную полосу, реконструирует терминал внутренней авиации.

Генеральный директор ЗАО «Авиапрад» Елена Прохорова в беседе с «Э-У» сказала, что между аэропортом и компанией существует договор, и он не будет пересматриваться в связи со сменой топ-менеджера. Помощь авиакомпании со стороны Кольцово она назвала слухами.

Сергей Лукьянов между тем считает, что со сменой Михаила Максимова разногласия Кольцово с УАЛ будут устранены: «Конфликт основан исключительно на личностных отношениях Максимова и Скуратова. Многие говорят, что только смена собственника поможет его решить, но это не так. Для “Реновы” не имеет значения, какие взаимоотношения существуют между аэропортом и базовыми перевозчиками». По словам эксперта, вместе со сменой Максимова наступит охлаждение аэропорта к «Авиапраду».





Россия, в отличие от Западной Европы и Америки, расположена в более северных широтах. Низкая энергоэффективность наших предприятий делает их заведомо неконкурентоспособными. А тут еще ВТО с ее высокими ценами на электроэнергию да грозящий ряду промышленных узлов Уральского региона энергодефицит. Возможно ли быстро повысить энергоэффективность предприятий с помощью автономных источников электроэнергии, строительством которых последнее время активно интересуются многие промышленники? Производитель таких источников в этом не сомневается. Рассказывает заместитель генерального директора по энергетическим проектам ЗАО Управляющая компания «Пермский моторостроительный комплекс» Даниил Сулимов.

Даниил Сулимов

- Доля энергоносителей в себестоимости продукта: у многих она достигает 60%. Сегодня у каждого предприятия есть программа энергосбережения, чтобы снизить эту долю, повысить конкурентоспособность. Но энергия на рынке все дороже. С разделением АОэнерго на генерирующие и сбытовые компании продукт для потребителя дешевле не стал.

- Даниил Дмитриевич, что определяет энергоэффективность предприятия?

- Такто оно так, но каждая структура создает отдельный бизнес и старается заработать. Может, со мной не согласятся наши экономисты и энергетики, но я это вижу. Энергетика непредсказуема для предприятий. Если цены на газ растут по всему миру (20% в год), мы у себя низкие долго не удержим. А более 60% российской энергетики настроено на газ.

- Но энергетики расчистили экономику своих компаний, затраты одной не содержат затраты другой.


- Большую энергетику строить долго и дорого. Пока должна выручить малая?


И сжигаем мы его нерационально. Доставшиеся нам от Советского Союза паротурбинные технологии эффективны при непрерывной большой выработке тепла и электричества, но летом эти котлы работают на пониженных режимах, сказывается и износ оборудования. Лучшая в Пермском крае Добрянская ТЭЦ имеет коэффициент использования топлива всего 39%. Среди 188 тысяч котельных в России есть и такие, где все тепло идет наружу. Стоимость тепла становится все более неподъемной. Мы уже дождались техногенных катастроф, нехватки энергоресурсов. Нужно строить энергетику на высокоэкономичных технологиях. По концепции технического перевооружения РАО, это газотурбинные технологии с коэффициентом использования топлива до 90%. Себестоимость производства электричества и тепла снизится вдвое.

- На рынке есть мнение, что нет хороших отечественных газовых турбин.

- Большая энергетика - это большие газотурбинные станции. У Пермского моторостроительного комплекса и ОАО «Авиадвигатель» был проект совместно с РАО ЕЭС и «Силовыми машинами», мы разработали газовую турбину на 180 МВт три года назад, но головной проект так и не был заказан. Время идет, турбина начинает устаревать, а наши энергетики заказывают зарубежную технику.

Их производство мы начали в 1992 году по заказу Газпрома путем конверсии наших авиационных турбин. На базе двигателя Д30 для самолета Ту-134 мы делали газовые турбины 2,5; 4 и 6 МВт. На базе двигателя ПС90А самолетов Ил-96, Ту-204, 214 - газовые турбины на 10; 12 и 16 МВт, а сейчас - на 2 За 12 лет создали семь видов газотурбинных установок разных мощностей и на их основе газотурбинные электростанции (ГТЭС) серии «Урал». Газпром попрежнему наш основной заказчик, берет не по одной-две, как мы продаем на рынке, а сразу десятками, но только станции для электроснабжения.

- Мнение есть. Но и хорошие турбины есть. У «Силовых машин», например, получена лицензия на газовую турбину на 165 МВт, но у Siemens и Alstom есть машины в этом классе мощности. Большие станции нужны для очень крупных энергоузлов. Но небольшим предприятиям, ЖКХ, новостройкам требуются недорогие компактные станции малой мощности.

На Урале, в частности в Башкирэнерго, поняли, что надо быть во главе процесса развития малой энергетики. Мы построили им на основе ГТЭС первую в России отечественную муниципальную теплоэлектростанцию «Шигили» мощностью 4 МВт, она снабжает теплом и электроэнергией поселок. На такой же станции у нас на заводе отлаживаем технологии. Она успешно отработала более 30 тыс. часов. В начале года заключили контракт с ОАО «Сильвинит» на изготовление двух газотурбинных электростанций «Урал-6000» единичной мощностью 6 МВт. Это наиболее востребованный сегодня класс. В Сургутнефтегазе, например, работает 13 турбин на 12 МВт на нефтяном попутном газе. Раньше газ в факелах сжигали и платили штраф, а теперь электроэнергию вырабатывают и продают.

Если говорить о повышении энергоэффективности, то небольшим компаниям снизить себестоимость практически в два раза позволят станции комбинированной выработки тепла и электроэнергии. Мы готовы к реализации этих технологий, потому что наши газовые турбины, вырабатывая 4 МВт электроэнергии, «на хвосте» дают 8 МВт тепла. В этом году рынок проснулся, заключение контрактов идет очень бурно. Мы ощущаем большой всплеск интереса. Даже вышли на европейский рынок: две установки по 4 МВт поставили в Италию на завод по производству кормов. Участвуем во всех выставках, тендерах. У нас есть вся линейка турбин, много делегаций приезжает, смотрит наши станции.

- Думают?

Выходим на рынок перспективных мощностей 16 и 25 МВт. ТГК9 планирует подписать контракт на газотурбинную станцию16 МВт для повышения энергоэффективности ТЭЦ1 Энергетики критично смотрят на старые станции: себестоимость зашкаливает, а закрыть нельзя - снабжают населенные пункты теплом. Отдельные бизнесструктуры - это не холдинг, где все равно, куда деньги уходят. Башкирэнерго заинтересовано в наших турбинах на 25 МВт, ведем переговоры. Станции мощностью 16 и 25 МВт очень нужны нашим металлургическим и нефтехимическим предприятиям, энергокомпаниям - предлагаем.

- Кто ваши конкуренты?

- Думают. Цена проектов немалая, но они быстро окупаются: при постоянной загрузке - за два-три года, с учетом банковских кредитов - за пять лет. А в энергетике окупаемость и в семь лет считается хорошей.

«Машпроект». Мы в малых турбинах охватываем практически весь спектр. Есть и российские конкуренты в классе мощности от 2,5 до 8 МВт - НПО «Сатурн», в классе мощности 25 МВт - Самарское ОАО «СНТК им. Кузнецова».

- Siemens, Alstom, General Elecspanic. Я встречался недавно с представителями итальянской компании Elecspanonic Solar S.R.L. У них стоимость станции на 5 МВт - 2,5 млн евро без растаможки (еще плюс 40%). Наша станция 6 МВт стоит 2 млн долларов, то есть на 30% дешевле, и по качеству не уступает. Конкуренты поставляют почти по нашим ценам, демпингуют. Но надо сравнивать стоимость ремонта и технического обслуживания. В Новосибирске один комбинат купил за 1,8 млн долларов японскую турбину, она «загнулась», а ремонт стоит 1,5 млн долларов. Они предложили поменять на нашу. Украинские компании по ценам близки к нам. Но не имеют такой широкой линейки, за исключением НПО

- Мы достаточно успешно конкурируем с ними. Они «цепляют» пакетом услуг, финансовой схемой, но деньги с Запада в итоге обходятся ничуть не дешевле, чем российские кредиты. Когда начинаешь разбираться со страховкой, гарантией, выходишь на те же 12 - 14% годовых. Сегодня в России достаточно финансовых инструментов, было бы желание у заказчика построить такую станцию.

- Западные компании отбирают у вас заказчиков?

- Отсутствие средств прежде всего. Мы для каждого потенциального заказчика делаем технико-экономический анализ, показываем, от каких расходов он избавляется. Бывает, говорим: извини, тебе не надо строить эту станцию - своих денег нет, а привлечение под 14% годовых ни в какие ворота не лезет. У кого хорошая кредитная история, берут у европейских банков под 3 - 5%.

- Что все-таки останавливает предприятия?

- Лизинг на 5 - 7 лет, это на 10% дешевле кредитов. Преимущества: ускоренная амортизация, возможность включения в себестоимость. Я считаю, власти должны повернуться к этому процессу лицом и создать льготные схемы налогообложения на период окупаемости проектов, если они не хотят «задушить» население тарифами при существующих технологиях производства электроэнергии. Нет законодательства по этой части, а оно необходимо. Особенно для ЖКХ: денег у муниципалов нет, а энергомощности нужны.

- А у кого нет? Какие схемы используют в России?

- В два-три раза меньшую себестоимость электроэнергии и тепла.

- Какой экономический эффект сулят предприятиям небольшие газотурбинные электростанции?

- Считалось. Сегодня в России стоимость строительства малых и больших станций соизмерима. Большая, 500 МВт, обойдется в 500 - 600 долларов за кВт установленной мощности, а любая малая - в 800 - 1000 долларов. На первый взгляд, дороже. Но есть два момента. Большую станцию вы будете строить года три, соответственно, проценты на заемные средства накручиваются. Малую можно построить в течение годаполутора - выгадаете на ранней окупаемости проекта. Исключаются потери в сетях и плата за их обслуживание. Решается вопрос надежности энергоснабжения. Когда все это посчитаешь - эффект очевиден, если используется комбинированная выработка.

- Почему тогда считается, что большая генерация дешевле, чем малая?

- Как вы видите себя на рынке через год?

Сегодня электроэнергии не хватает, РАО ЕЭС не справляется. Потому есть возможность небольшим частным производителям электроэнергии заткнуть те дыры, которые уже никто никогда не заткнет - РАО через некоторое время не будет. Во всем мире кроме крупных энергокомпаний существуют частные производители. Многие понимают: заложив сегодня энергоисточник, завтра ты можешь на этом заработать.


Главная страница :: Промышленность :: Рынок только проснулся
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz