Главная страница :: Инвестиции

Обогреть и посадить в клетку Необъятная страна Новые стандарты Специалист местного пошива Целебная тишина «я родился дважды» Помоги президенту Прочь от газпрома Тяга к высокому мягкая мебель

Алексей Миллер предлагает следующую тактику: отпустить с 2006 года цены на газ для промышленности, сохранив при этом госрегулирование для ЖКХ, частично для энергетики (в той части, которая идет на производство тепла в городах) и населения. Для определения рыночной цены газа планируется использовать биржевые технологии.

Глава Газпрома Алексей Миллер разворошил старый муравейник: его предложение отменить с 2006 года государственное регулирование цен на газ для промышленников обострило вялотекущий конфликт интересов в вопросе реформирования газовой отрасли. Предложения Миллера были сделаны после того, как Федеральная служба по тарифам (ФСТ) отказала монополии в просьбе повысить с 2006 года цены на газ на 20%. Но скорее всего полемика потухнет, и цены на газ будут по-прежнему регулироваться директивным, а не рыночным способом. Проблема в том, что правительство РФ с середины 90-х годов никак не может определиться, по какому пути развивать газовый рынок России и Газпром в частности. Газ - на свободу - Идея Газпрома провести либерализацию цен на газ, безусловно, назрела. Все понимают, что рано или поздно это все равно придется делать. Скорее всего рано - судя по тому, как идет подготовка к вступлению России в ВТО. Насколько я могу судить по публикациям в печати, принципиальных разногласий по вопросу либерализации цен на газ между Газпромом и правительством нет. Таким образом, вопрос не в стратегии. Другое дело - как это делать тактически, - рассуждает Владимир Шугайло , первый заместитель гендиректора ЗАО «Уралсевергаз» - дочернего предприятия НГК «Итера» (см. интервью).

Руководство Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса (МНБК), где планируется проводить торги, считает, что планы Газпрома реалистичны:

Заместитель Миллера Александр Рязанов (см. интервью) предполагает, что пробные биржевые торги газом для промышленных потребителей можно запустить уже с третьего квартала 2005 года, выставив на торги 10 - 20 млрд кубометров. По его словам, Газпром готов уже сейчас выделить 5 млрд кубов газа, которые из-за теплой зимы зарезервированы в хранилищах, такие же объемы предоставят независимые производители. При таком развитии событий Газпром хотел бы перейти к свободному ценообразованию уже в следующем году. Рост тарифов на газ для промышленности после этого, по уверениям Александра Рязанова, не превысит 15 - 20%.

Труба раздора У предложений Газпрома - множество оппонентов, которые сомневаются в запасе прочности российской промышленности.

- Если все участники биржи договорятся, что будут работать по прозрачным правилам, и по этим же правилам будут согласовываться с Газпромом вопросы транспортировки газа, то этого будет достаточно для того, чтобы биржа работала нормально, - считает первый вице-президент МБНК Антон Карпов (см. интервью).

С этими доводами согласны в частной газодобывающей компании «Нортгаз»: «Автоматически повысятся издержки РАО „ЕЭС России“, производителей металла, РЖД и далее по цепочке. Соответственно, в несколько раз вырастут цены на услуги для населения и бюджетных организаций, тарифы на электроэнергию, ЖКХ». Кроме того, промышленные предприятия являются градообразующими, на их балансе находятся котельные и ТЭЦ, которые снабжают теплом и электроэнергией население и бюджетную сферу. «Сегодня Газпрому нереально будет отделить газ, который поставляется предприятию для промышленных нужд, от газа, который поставляется для отопления города», - прогнозирует Валерий Панов. Это чревато перебоями в поставках газа как для промпредприятий, так и для населения. Ответ на этот принципиальнейший вопрос от Газпрома пока не получен.

- Стоимость газа влияет на все виды товаров, поэтому российская промышленность и экономика не готовы к отмене государственного регулирования тарифов на газ уже с 2006 года. В результате резкого повышения цен на газ произойдет резкий скачок инфляции. Уровень покупательской способности не выдержит этого, - считает Валерий Панов , депутат Госдумы, президент челябинского регионального объединения работодателей «ПромАсс».

Стоит отметить, что российские промышленники и сейчас знают, что такое коммерческие цены на газ. По данным Российского газового общества, в 2005 году Газпром должен поставить промышленным предприятиям 190 млрд куб. м газа по ценам ФСТ, но сверх лимитов промышленникам необходимо еще 44 миллиарда. При этом лимиты - объемы газа по тарифам ФСТ - определяются самим Газпромом, остальное промышленники вправе приобрести по коммерческим расценкам либо у дочернего предприятия концерна - Межрегионгаза, либо у независимых производителей. Взять, например, Магнитку: общий объем потребления газа комбината - 4,246 млрд куб. м, из них согласованный лимит - 3,057 млрд куб. м. Все остальное ММК докупает у коммерческого поставщика - ОАО «НОВАТЭК», с которым заключил долгосрочное соглашение на поставку газа до 2007 года. При такой пропорции у металлургов нет заинтересованности в переходе на биржевые торги. «Создание в России биржи для продажи газа по свободным ценам будет иметь смысл только при условии реструктуризации Газпрома и отделении конкурентных видов деятельности концерна от монопольных», - озвучила позицию Магнитки пресс-секретарь комбината Елена Азовцева .

Резкое увеличение цен на газ прогнозируется участниками рынка в связи с неуверенностью в прозрачности биржевых механизмов. Газовой отрасли, по мнению оппонентов Газпрома, необходимы масштабные реформы, а не частные меры по отмене госрегулирования: «Во-первых, газ независимых производителей законтрактован на год вперед: найти „свободные“ объемы в течение года будет крайне сложно, независимые смогут реализовывать на бирже лишь незначительные объемы газа. Во-вторых, создание конкурентного рынка при монопольном продавце и крайне зависимых в этой ситуации покупателях невозможно. Либерализация цен на газ может быть оправдана только в случае реформирования Газпрома и выделения из его структуры потенциально конкурентных и монопольных видов деятельности - газодобывающей и газотранспортной составляющих», - комментируют в пресс-службе «Нортгаза». В противном случае малоэффективной будет и биржевая торговля газом: рыночную цену не определить, достоверной картины не будет.

В таких условиях, по прогнозам Валерия Панова, правительство скорее всего ограничится несколькими ежегодными повышениями цен на газ, которые по-прежнему будет регулировать ФСТ. «Мы провели переговоры в Госдуме и считаем, что цены на газ отпущены не будут», - уверен депутат.

Чужой монастырьМежду тем надежд на то, что Газпром будет реформирован путем его разделения на транспортную и добывающую составляющие, мало. Еще в 2003 году, на 10-летии газового монополиста президент Владимир Путин прямо заявил, что государство не поддержит никаких планов по расчленению Газпрома.

В Уралсевергазе подчеркивают: чтобы прийти к сегодняшней модели, компания потратила более пяти лет:

Владимир Шугайло считает, что переход на рыночные цены для промышленных потребителей все-таки возможен: пример тому - Свердловская область, куда Уралсевергаз поставляет топливо уже седьмой год, а с 2001 года часть его продает по коммерческим ценам. Так, в 2004 году цена на газ для промышленных потребителей региона устанавливалась по формуле «тариф ФСТ + 19%» независимо от того, когда именно потребитель оплачивал газ. С 1 января 2005 года в случае предоплаты промпредприятия оплачивают тариф ФСТ + 10%; при оплате в течение месяца - тариф ФСТ + 15%; а при оплате по факту - тариф ФСТ + 19%.

Что в итоге? На наш взгляд, то, что Газпром возьмет на вооружение опыт Итеры, сомнительно, поскольку это длительная и затратная процедура. Скорее всего монополист добьется директивного повышения цен. А предприятиям в любом случае необходимо готовиться к тому, что тарифы будут неуклонно и регулярно расти, и внедрять энергосберегающие технологии.

- По нашему мнению, переход на свободные цены не может быть быстрым и резким. Во всяком случае, опыт деятельности Итеры и Уралсевергаза показывает, что сам процесс отхода от государственных цен может быть успешным только тогда, когда он хорошо подготовлен, - говорит Владимир Шугайло.

Разорвать замкнутый кругДешевизна газа ведет к нерациональному использованию газа и интенсивному исчерпанию его запасов, считает заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов

Дополнительные материалы:

Александр Рязанов

- Последние три года правительство шло навстречу Газпрому, и цены внутреннего рынка подрастали в среднем на 20% в год. Но сейчас мы выступили с новой инициативой: мы бы хотели продавать часть газа по свободной цене. Если посмотреть на рынки энергоносителей, сегодня в России регулируются цены на газ и электроэнергию. Но при этом часть электроэнергии - 15% - продается на свободном рынке. Газпром, к сожалению, весь газ продает по регулируемой цене.

- Александр Николаевич, внутри страны Газпром продает газ себе в убыток. Изменится ли ситуация в текущем году?

- И чем это чревато?

Мы считаем, что переход к свободному ценообразованию - существенный и правильный шаг. Все остальное, мягко говоря, от лукавого. Когда мы доказываем свои затраты и исходя из них предлагаем цену на газ, государство говорит: нет, это много. Минэкономразвития подхватывает: этого нельзя делать, потому что такая цена повлияет на макроэкономику, поднимет инфляцию. В результате цену нам срезают.

Причем газа в России осталось на 80 лет. А угля еще хватит на 500 - 600 лет. Нужна межтопливная конкуренция. Потребители должны задуматься, почему они используют газ, если рядом есть уголь. А сегодня что получается? Крупная электростанция в городе Печора (Республика Коми), рядом с которой расположены угольные шахты, работает только на газе и хочет его все больше. Это замкнутый круг, и надо перешагнуть через него.

- В итоге мы скатываемся к тому, что другие виды топлива - для электростанций, бытового хозяйства - становятся никому не интересными. Мазут и уголь уже практически не используются. Все переходят на газ, потому что он наиболее дешевый, экологически чистый, за него не надо делать предоплату. Платят за него в конце месяца. А за любой другой вид продукции - уголь или мазут - нужно заплатить, прежде чем тебе его привезут. В стране, на мой взгляд, достаточно опасная ситуация: зависимость от газа носит уже наркотический характер.

- По-разному отвечают. Кто-то принимает нашу точку зрения, кто-то говорит, что рано отпускать цену на газ. Я думаю, что это потребует еще большой дискуссии и решения на высоком политическом уровне.

- Что отвечают на ваши предложения в правительстве?

На бирже все готовоПредварительные согласования графиков транспортировки газа Газпромом будут гарантией жизнеспособности газовой биржи, уверен первый вице-президент Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса Антон Карпов

- Антон Сергеевич, когда на вашей бирже можно начинать торги?

Антон Карпов

- Но для этого необходимо, чтобы правительство разрешило Газпрому продавать часть газа по свободным ценам.

- Не завтра, конечно. Сейчас мы согласовываем с Газпромом и независимыми производителями газа правила биржевой торговли. Самый важный вопрос, без которого начать торги невозможно, - транспортировка газа, которая полностью зависит от Газпрома. К концу мая мы рассчитываем закончить все согласования. К 1 июня все для начала биржевой торговли газом на МБНК будет готово.

- Каким будет алгоритм работы биржи?

- Вопрос обсуждается. В правительстве ведь тоже задают вопросы: где будет реализовываться этот газ (5 млрд куб. м), какие правила будут действовать на бирже? Изначально существовало мнение о том, чтобы продавать эти объемы газа на торговой площадке Межрегионгаза. Но недавно сам глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что свободный рынок газа должен формироваться на независимой от концерна площадке.

Если нам удастся отработать систему предварительного согласования транспортировки газа, то и у продавцов газа, и у покупателей в день торгов будет уверенность в том, что проданный (купленный) газ будет доставлен по назначению.

- Торги будут проводиться ежедневно с поставкой газа на завтра. Газпром должен будет согласовывать транспортировку газа за день до торгов. К примеру, в понедельник утром на биржу подаются заявки на продажу газа, к обеду они отправляются в Газпром, который в этот же день должен дать ответ, может или не может быть осуществлена прокачка газа. Затем одобренные заявки вводятся в торговую систему и во вторник проводятся непосредственно сами торги. А в среду потребитель получает газ. Системный оператор должен обеспечить прокачку газа, поэтому предполагается, что им станет организация из ОАО «Газпром» - скорее всего это будет Межрегионгаз.

Лучше медленнееВходить в условия рыночного образования цен на газ придется в любом случае, считает первый заместитель гендиректора ЗАО «Уралсевергаз» Владимир Шугайло

- Владимир Григорьевич, тяжело было вводить коммерческие цены в Свердловской области?

Владимир Шугайло

Но, повторю, мы к этому шли не один год, Уралсевергаз прошел через ряд арбитражных судов, куда с жалобами обращались потребители, недовольные тем, что мы вводим коммерческие цены. Кроме того, это была совместная работа Уралсевергаза и промышленных предприятий Свердловской области. Для них принять цену на газ, которая выше государственной, было непросто, но помогла мудрость руководителей крупнейших потребителей - Нижнетагильского металлургического комбината, Свердловэнерго, заводов СУАЛа, УГМК, Трубной металлургической компании, Первоуральского новотрубного завода. Им не хотелось, но они понимали, что лучше медленно, чем резко входить в условия рыночного образования цен на газ. Сейчас промышленность Свердловской области уже находится в тех условиях, в которые другие могут быть брошены, как в омут.

- До 2001 года весь газ мы поставляли в Свердловскую область по регулируемой государственной цене, коммерческие цены начали вводить с 2001 года и продали тогда всего 800 млн куб. м (это 5% от годового объема). В 2002-м объем коммерческого газа увеличился до 4,3 млрд кубов (25%), в 2004-м - до 9,8 миллиарда (55%). В этом году мы планируем продать по коммерческой цене в процентном отношении примерно такой же объем газа.

- Нет. Так говорить нельзя. Определенное напряжение в экономике промышленных предприятий введение коммерческих цен на газ, конечно, привносит. Но посмотрите на динамику потребления: при том что кроме газа можно использовать и мазут, и уголь, потребление газа постоянно растет. В 1999 году область потребила 15,3 млрд куб. м, в этом году нами будет подано 18,5 млрд куб. м газа, хотя плановая цифра - 17,5 миллиарда, а в соглашении между правительством Свердловской области и НГК «Итера» на этот год прописано 17,3 миллиарда. Более 40% этого объема будет поставляться по регулируемой цене: этот газ предназначен для населения, ЖКХ, предприятий бюджетной сферы. Увеличение поставок связано с ростом потребления газа именно в промышленности. То есть, невзирая на коммерческие цены, промышленники считают, что им все-таки выгоднее покупать газ. Это, с одной стороны, говорит о том, что растет экономика области, а с другой - что наши цены на газ промышленности по силам.

- То есть свердловские предприятия покупают газ по коммерческой цене без ущерба для себя?

- Да, это важный момент. Инфраструктура газопотребления в Свердловской области, как и в любой другой, такова, что котельные градообразующих промышленных предприятий топят население. Для нас проще было бы сказать, что нас не волнует, кого топит тот или иной завод. Но мы по каждому предприятию внимательно анализируем ситуацию и составляем паспорт: сколько у них газа идет на социальную сферу и сколько на производство. И в договоре учтено, что на производство газ идет по коммерческой цене, на население - по регулируемой цене. Это тяжелейшая, кропотливейшая работа.

- На балансе многих промышленных предприятий есть котельные, они отапливают население…


Процесс слияний и поглощений также на руку разработчикам программного обеспечения (ПО). При слиянии двух банков, как минимум одному из них приходится менять программную платформу или заказывать дополнительное ПО, которые позволят интегрировать две автоматизированные банковские системы (АБС) в одну. Порой менеджмент принимает решение заменить АБС в обоих банках на единую - более современную. Еще один фактор, подстегивающий рынок ИT-решений для банков, - дальнейшее развитие конкуренции и экспансия столичных игроков в регионы.

Банковский и ИT-бизнес тесно связаны. С одной стороны, с развитием и укрупнением банков объективно возрастает потребность в ИT-решениях. С другой - сложности, возникающие в работе финансово-кредитных учреждений, зачастую играют на руку разработчикам ИT-решений. Доказательство тому - итоги непростого для банков 2004 года. Банки раскошеливаются…Переход российских банков на международные стандарты финансовой отчетности вынуждает увеличивать затраты на информационные технологии. Разработчики одномоментно выбросили на рынок модули и целые подсистемы, которые способны формировать отчетность по новым стандартам. То же самое можно сказать и об отборе банков в систему страхования вкладов: новые требования порождают и новые формы отчетности, а значит, возникает потребность в новом софте.

По мнению большинства разработчиков, особенно актуально внедрение новейших ИT-решений для региональных банков. Директор ООО «Форс-Регион» (Барнаул) Аркадий Лобас объясняет это так: «С одной стороны, требования территориальных управлений ЦБ к региональным банкам гораздо жестче и бескомпромисснее, чем те, что предъявляются к московским банкам. Это вынуждает региональные банки больше тратить, скажем, на автоматизацию отчетности. С другой - региональные банки в большинстве случаев обладают на порядок меньшими финансовыми возможностями и штатом сотрудников. Усилить свои конкурентные преимущества они могут за счет предложения полного спектра банковских продуктов в сочетании с высокой скоростью и комфортом обслуживания клиентов». На практике это означает максимальную автоматизацию фронт- и бэк-офисов, внедрение наиболее эффективных ИT-решений.

- Повышение внимания банков к ИT связано с ужесточением конкуренции: в 2004 году впервые в России не было зарегистрировано ни одного нового банка. Это значит, что рынок сложился, на нем очень много игроков, и он - очень трудный. Банкам приходится быть начеку, своевременно реагировать на появление новых ниш, очень мобильно в них действовать. Это само по себе уже предъявляет требования к ИT-инфраструктуре. Но и сами новые ниши требуют мощных инвестиций в ИT - для успешного их освоения. Последний и яркий пример - взрыв рынка потребительского кредитования, где выигрывает тот, у кого самый сильный и эффективный скоринг - а это на 100% ИT-инструмент (софт плюс инфраструктура сбора и обработки данных), - комментирует ситуацию заместитель генерального директора компании «СКБ Контур» Леонид Волков .

…рынок формируется…Инвестиции банков в информационные технологии имеют два основных направления. Во-первых, активизировался процесс смены поколений АБС, обусловленный в том числе возросшими требованиями банка России к отчетности. Прежние системы, легкие в установке и поддержке, перестают удовлетворять требованиям даже небольших банков. Банкам приходится создавать мощные интегрированные системы, в которые автоматизированы все бизнес-процессы.

- Доля оборудования в ИT-бюджетах сокращается, зато доля программного обеспечения и услуг возрастает. Это является вполне логичным, поскольку большинство банков уже имеют достаточно развитую ИТ-инфраструктуру, и сейчас на первый план выходят вопросы ее эффективного использования, развития и управления, - добавляет директор по развитию компании «ХОСТ» Влад Алексеев , - обострение конкурентной борьбы требует постоянного развития банками продуктовых линеек, повышения экономической эффективности. Это в свою очередь приводит к необходимости инвестиций в различные прикладные банковские системы.

Многие кредитные организации сделали сегодня ставку на развитие массовых розничных продуктов, реализуемых через широкую сеть филиалов и отделений. «Приоритеты смещаются, - говорит начальник управления компьютерных технологий и связи ОАО „Меткомбанк“ Андрей Понкин , - действительность ставит банки перед необходимостью оказания не просто услуг, а услуг высокого качества, вывода на рынок продукта, выделяющегося на общем фоне существенными, значимыми для потребителя свойствами. А для этого необходимо правильно организовать работу с клиентами, постоянно отслеживать их интересы и ситуацию на рынке. Отсюда - возрастающий интерес банков к CRM-системам». Интересно, что на рынке нет специализированных банковских CRM-систем, но банки активно покупают и внедряют универсальные системы, несмотря на то, что это связано с определенными неудобствами. Например, в CRM-системах широко используется термин «товар», к которому, во-первых, работники банков не привыкли, во-вторых, этого термина нет в банковских формах отчетности, что затрудняет интеграцию CRM-системы с системами бэк-офиса.

Во-вторых, как рассказал исполнительный директор компании DIRECTUM (Ижевск) Константин Истомин , многие банки, уже внедрившие современную АБС, с целью повышения эффективности рабо-ты сотрудников и обеспечения лучшего качества обслуживания клиентов приобретают и внедряют системы электронного документооборота. По словам директора ЗАО «Интермаст» Сергея Тумашева , у банков пользуются хорошим спросом даже такие системы электронного документооборота, которые не разрабатывались специально для банковского сектора.

А технический директор компании «КРОК Урал» Юрий Гусаков отмечает значительный рост вложений банков в решения на основе технологии «тонкого клиента» и каналы связи: «Для гарантии безопасности необходимо, чтобы оборудование и каналы связи были собственными и обязательно оптоволоконными. Кроме того, в банках необходимо иметь резервные каналы передачи данных».

- Развитие банковских сетей в ближайшем будущем сделает особенно востребованными инфраструктурные решения для распределенной работы, такие как сетевые контакт- и Call-центры, -; прогнозирует директор екатеринбургского филиала ЗАО «ИНТЕРСИСТ» Константин Тряпицын .

В целом, потребности банков в программном обеспечении, каналах связи и «железе» таковы, что формируют, пожалуй, самый большой кластер ИT-рынка. По словам начальника управления информационных технологий СКБ-банка Вячеслава Лаптева , «ИT-бюджет в составе исключительно программных и технических средств составляет 30 и более процентов в общем объеме расходов банка. А если определить ИT-бюджет как средства, за которые в качестве центра расходов отвечает сектор ИT, то к нему можно отнести оплату услуг S.W.I.F.T. (Глобальная международная организация, занимающаяся передачей финансовой информации. - Ред .), и его доля в объеме всех расходов банка вырастет до 50 и более процентов». При этом большинство банков планируют увеличение собственных ИT-бюджетов. Речь идет уже не о сотнях тысяч и даже не о миллионах, а о десятках миллионов долларов. Так, по словам начальника отдела автоматизации филиала Внешторгбанка в Екатеринбурге Владимира Бухлицкого , его банк на реализацию собственной ИT-стратегии потратит в ближайшие два года 50 млн долларов.

Последнее требование во многом определило интерес банков к беспроводным технологиям. По словам директора по продажам компании NETPROVODOV.RU Леонида Кондрича , «увеличение количества банкоматов, расширение географии расчетно-кассовых пунктов и филиалов ведет к устойчивому росту спроса на радиоканалы передачи данных, ведь зачастую это единственная технология, позволяющая соединить центральный офис с удаленным терминалом».

Самый простой метод - оценивать прямую экономическую выгоду от использования того или иного модуля АБС или специализированной системы, решающей узкую задачу. Есть ведь, скажем, системы контроля интернет-трафика, позволяющие учитывать ущерб от потерь рабочего времени сотрудника, просматривающего развлекательные сайты.

…проблемы не решаютсяНесмотря на бурный количественный рост, качественно рынок банковских ИT-решений меняется медленно. Банкиры уверенно называют недостатки работы ИT-компаний и констатируют наличие сервисов и услуг востребованных, но пока не предоставленных (см. «Идеи - даром», с. 38). По-прежнему открытым остается ключевой вопрос: как банку оценить отдачу от инвестиций в информационные технологии. То, что их внедрение дает дополнительные конкурентные преимущества, - факт. АБС, своеобразная банковская ERP, позволяет автоматизировать основные бизнес-процессы и оптимизировать издержки, СЭД - ускорить процесс прохождения документов и исключить потерю информации, CRM-системы -; организовать эффективный «конвейер» работы с клиентами. Но куда важнее вопрос, насколько полученные преимущества соответствуют объемам затраченных средств. Да, зайца убивают. Но, может быть, по нему палили из пушки, когда вполне достаточно было двустволки?

Константин Суслов предлагает подсчитывать эффективность внедрения ИT-решений через оценку возможных финансовых потерь и рисков, которые автоматизация позволяет избежать. Но и этот способ относится к числу спорных. Предполагаемые риски - вещь умозрительная и подсчитать их сложно. Впрочем, и сам Суслов признает: «Единого рецепта не существует. Оценка эффективности - достаточно нетривиальная и сложно формализуемая задача. Каждый банк решает ее по-своему в каждом конкретном случае».

Генеральный директор компании «ХОСТ» Константин Суслов полагает, что оценивать экономическую эффективность информационных технологий через экономию фонда заработной платы - наихудший способ. С ним сложно не согласиться: такой лобовой способ не дает возможности оценить стратегические преимущества автоматизации и никак не демонстрирует эффекта от интеграции отдельных систем. Суммы же, полученные в результате таких расчетов, на порядок меньше расходов на информационные технологии, что может дискредитировать саму идею автоматизации.

Западным продуктам отдают предпочтение не потому, что эффект их внедрения проще оценить. У западных разработчиков объективно больше успешных историй внедрения, поэтому банки охотнее «верят им на слово». Обогнать западные компании по объему накопленного опыта россиянам не удастся по объективным причинам. Зато наличие методики оценки эффективности внедрения, с которой были бы согласны и ИT-компании, и банки, позволило бы отечественным производителям экономически обосновывать преимущества выбора их продукции и услуг. Кроме того, подобная методика, позволила бы ответить на еще один важный вопрос: какую часть работ по разработке, внедрению и обслуживанию банкам выгоднее отдавать на аутсорсинг, а какую выполнять своими силами. (О преимуществах и недостатках аутсорсинга на рынке ИT мы расскажем в одном из следующих номеров.)

Между тем отсутствие хотя бы основных, но при этом общепринятых принципов оценки эффективности внедрения тех или иных ИT-решений может сказаться как на банковском бизнесе, так и на перспективах работы отечественных компаний сферы информационных технологий. Сегодня не только филиалы иностранных банков, но и часть крупных отечественных выбирают западные программные продукты, несмотря на то, что они не всегда удобны - не учитывают местное законодательство и традиции делопроизводства.

Идеи - даром
Уральские банки могут предложить ряд конкретных мер, которые сделали бы сотрудничество с ИT-компаниями более эффективным. Те разработчики, которые первыми реализуют эти пожелания, смогут существенно расширить собственную клиентскую базу


Дополнительные материалы:

- Если сравнить западных и российских разработчиков, мы увидим принципиальное отличие в их работе: в западных компаниях

Советник президента Уральского банка реконструкции и развития Юрий Миронов:

Юрий Миронов

Чтобы заполучить клиента, разработчики могут завышать собственные обещания, занижать сроки и бюджет проекта. Потом все это подлежит корректировке. Тактически поведение ИT-компаний оправдано - они захватывают рынок. Стратегически - неправильно. Идя на поводу у клиента, разработчики повышают вероятность неудачи проекта. А ведь ИT-компании кроме привлечения новых клиентов нужно сегодня заботиться о формировании собственной истории успехов. Клиент вскоре после внедрения забудет о том, что это он давил компанию, требовал изменить алгоритм внедрения или принципы построения системы. А все претензии посыплются на разработчиков.

кроме самого продукта всегда есть устоявшиеся и четко формализованные технологии внедрения, расписанные буквально по шагам и не меняющиеся годами. Такой подход позволяет им четко прогнозировать успешность внедрения, избегать ошибок. На Западе - главное успешно внедрить. У нас - заполучить клиента, наладить с ним добрососедские отношения. Поэтому зачастую разработчики идут на уступки клиенту, на ходу изобретают алгоритм внедрения, одним словом, делают не «как надо», а «как понравится заказчику». Как ни парадоксально это звучит, я бы советовал разработчикам жестче общаться с банками, отстаивать свои принципы, не идти на поводу у клиента. Несоблюдение определенных правил и норм может привести к многочисленным негативным последствиям: перерасходу ресурсов, срыву сроков, трудностям оценки эффективности проекта.

- В качестве основной программной платформы мы используем автоматизированную банковскую систему достаточно крупного разработчика. Когда нам необходимы какие-либо существенные изменения или дополнения к системе, приходится посылать запрос

Исполнительный директор Банка24.ру Борис Дьяконов:

Борис Дьяконов

Поскольку возможность самостоятельной доработки ИT-компании предоставляют редко и неохотно, многие банки принимают решения о разработке собственных продуктов, так как «универсальные» тиражные продукты почти всегда требуют доработки в конкретные сроки, а разработчики не всегда могут соответствовать этим требованиям. Это не очень хорошо, поскольку самостоятельная разработка и внедрение, в среднем, более затратны и менее эффективны. Таким образом, основные требования к ИT-компаниям можно сформулировать следующим образом: программное обеспечение должно быть удобно в работе для ИT-подразделения банка, позволять оперативно вносить изменения в соответствии с запросами внутренних клиентов банка, хорошо интегрироваться с различными программными комплексами кредитных организаций.

в ИT-компанию на доработку программного обеспечения. А так как компания не маленькая, запросов к ним поступает много, то и оперативность их обработки не высока. Чтобы оптимизировать работу с клиентами, я бы предложил ИT-компаниям предусмотреть возможность частичной самостоятельной доработки программного обеспечения клиентом. В противном случае получается, что запросы на доработку обрабатываются слишком долго, а порой для банков критичными являются именно сроки, в которые должны быть внесены изменения в систему, так как они чаще всего связаны с выводом на рынок новой услуги (продукта) или новыми требованиями Центрального Банка. И когда желаемые сроки не совпадают с фактическими, возникает конфликт между заказчиком и ИT-разработчиком.

- Не так давно разработчики ИT начали предлагать системы банковского управления, так называемые системы «хранилищ данных» для целей внутрибанковской аналитики: составления бюджетов, балансов будущих периодов и так далее. Но потребности банков в таких системах не совпадают с предложениями разработчиков. Либо это неоправданно дорогие решения, основанные на западных

Начальник управления информационных технологий СКБ-банка Вячеслав Лаптев:

Вячеслав Лаптев

Кроме того, основной недостаток в работе ИT-компаний - низкий уровень поддержки систем с их стороны. Разработчики часто не видят истинных потребностей банков, и им кажется, что требования банков завышены или неадекватны. Есть несколько примеров, когда мы приглашали к себе специалистов или менеджеров среднего звена компании-разработчика, оплачивали им пребывание здесь, например, в течение недели, только для того, чтобы они увидели, какие на самом деле проблемы возникают перед банком при эксплуатации их продукции. После этого разработчики понимали, что запросы банка - не капризы, а реальные потребности. Нам необходимо проведение постоянных консультаций, прямых линий, быстрое реагирование на ошибки в системах и изменения в потребностях банковского бизнеса. Сегодня временной разрыв между пожеланиями, которые высказывает банк в связи с развитием бизнеса, и реализацией этих пожеланий со стороны ИT-компаний слишком велик.

системах, либо решения, которые не удовлетворяют банки по функциональным требованиям. Та ИT-компания, которая сможет предложить оптимальное решение, которое удовлетворило бы банки как по полноте функционала, так и по цене, на мой взгляд, получит крупные дивиденды. Необходимость такого решения сейчас подхлестывается предстоящим введением новых требований финансовой отчетности - по международным стандартам.



Банки были и будут ключевыми клиентами ИT-компаний
Интервью с директором Уральского филиала компании «АйТи» Олегом Бакиевым

Олег Бакиев

- Безусловно. Эффективное использование ИT для развития продуктового ряда - сегодня один из ключевых факторов конкурентоспособности банка. Помимо насущной необходимости в оперативной и достоверной информации о состоянии собственного и клиентского портфелей дополнительным фактором, стимулирующим внедрение различных ИT, служит активизация работы банков на фондовом рынке. Увеличение числа транзакций плюс усложнение отчетности для ЦБ по работе с ценными бумагами приводят к тому, что «домашних» средств для их учета уже недостаточно.

- Олег Рауфович, можно ли включить российские банки в число наиболее активных потребителей ИT-решений?


- Какие ИT-решения наиболее востребованы банками?

Массовый исход банков в регионы делает особенно актуальным вопрос унификации программных средств, используемых в различных филиалах одного банка, а также организации централизованной технической поддержки информационной инфраструктуры в регионах. Это - еще один фактор, который стимулирует банки инвестировать в ИT. Кстати говоря, относительно новая для нашей компании услуга - аутсорсинг технической поддержки - наибольшей популярностью пользуется как раз в банковской среде. Первые три подобных контракта были заключены с банками, владеющими региональной сетью отделений и филиалов.

- Каких ошибок в первую очередь нужно избегать при внедрении и эксплуатации ИT-решений в банках?

- Традиционно высок спрос на автоматизированные банковские системы (АБС) - своего рода банковские ERP, автоматизирующие ключевые бизнес-процессы. С развитием рынка безналичных расчетов для многих банков актуальны системы, автоматизирующие расчеты по пластиковым картам. Стремительно растет спрос на CRM-системы и программное обеспечение для контакт-центров. Это не удивительно. Согласно статистике, в среднем около половины клиентов банка убыточны. Причина этого в большинстве случаев не в том, что эти 50% приносят в банк мало денег, а в том, что банк слабо представляет что, кому и как продает, почему одна услуга более востребована, чем другая, и так далее. CRM-системы и предназначены для того, чтобы ответить на эти вопросы и преобразовать все клиентские подразделения банка в единую отлаженную систему, работающую по принципу конвейера.


Главная страница :: Инвестиции :: Дилемма овчинки и выделки
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz