Главная страница :: Инвестиции

Успеют ли они пожить От заката до расцвета Перекресток танца и конструктивизма «первые на луне» — первые в венеции Всем миром Диагноз преображенского Попался на выносе гильотинных ножниц В кэсовых сетях Наши деньги мягкая мебель

За последний месяц в Челябинской области произошла целая череда ярких политических событий. Сенсацией стала победа на выборах главы Челябинска основателя и собственника агропромышленного холдинга «Макфа», депутата Госдумы РФ Михаила Юревича. Главы муниципалитетов сменились в Магнитогорске, Южноуральске, Троицке, Карабаше, Трехгорном и других городах области. Не обошлось и без коррупционных скандалов. Был арестован бывший глава Снежинска Анатолий Опланчук. (В прошлом году за взяточничество и вымогательство на восемь лет строгого режима осужден мэр Миасса Владимир Григориади.) А в начале апреля действующий глава Челябинской области Петр Сумин неожиданно попросил президента о доверии. Теперь федеральный контекст. Благословляя внедрение системы сити-менеджмента на муниципальном уровне, политическое руководство страны ограждает местную власть от общественного контроля. Но одновременно «наезжает» на губернаторов. Однако не только муниципалы, но и регионалы устремляются в «Единую Россию». Как только стало известно об отмене прямых всенародных выборов губернаторов, челябинец Петр Сумин вступил в «Единую Россию». То же самое после избрания мэром областной столицы сделал Михаил Юревич. И это при том что, обладая властью, «единороссы» не обладают популярностью. Но в партийном меню, не без молчаливого присмотра Кремля, возникают и иные предложения, под социал-демократическим соусом, рассчитанные на государственный капитализм с «человеческим лицом», в котором должны быть заинтересованы такие, как Юревич. И пусть их названия не смущают: помолодеет избиратель - помолодеют и названия.

Валерий Гартунг

Муниципальный переворот- Валерий Карлович, в чем, на ваш взгляд, основная причина победы Михаила Юревича на выборах главы города Челябинска?

По содержанию разговора с нашим собеседником становится ясно, что все эти группы посылают друг другу то угрожающие, то лояльные пассы. Постепенно делается выбор, формируется лицо будущего страны. Наш эксперт - депутат Государственной думы, председатель Российской партии пенсионеров (РПП) Валерий Гартунг. Он же член правления Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, крупный акционер ОАО «Челябинский кузнечно-прессовый завод».

- Действительно ли то, что участие Юревича было санкционировано федеральным центром?

- Михаил Юревич победил, во-первых, потому что прежний глава города Вячеслав Тарасов уже надоел. Он проработал в должности мэра Челябинска 14 лет. Во-вторых, он бездарно провел кампанию и сделал все, чтобы проиграть. Его поддерживали областные власти и местные элиты. Но Тарасов вел себя неадекватно. Он позволял на встречах высказывания, которые не прибавляли ему рейтинга в глазах избирателей. Почти никак не реагировал на предложения в его поддержку и в конечном итоге растерял весь свой ресурс. Поэтому я считаю, что это не Юревич выиграл, а Тарасов проиграл.

- Первые заявления Юревича показывают, что приоритетным для него является борьба с коррупцией. Но вокруг нового главы города может сложиться очередной круг приближенных.

- Мне известно, что Михаил Юревич наладил дружеские отношения с Кремлем, в частности с полномочным представителем президента РФ в Государственной думе Александром Косопкиным. А Тарасов не смог договориться с элитами, в том числе в Москве. Договоренности в элитах всегда имеют двухсторонние обязательства. С одной стороны, Тарасова готовы были поддержать, с другой - Тарасов не готов был взять на себя какие-то обязательства. Поэтому в Москве решили, а почему бы не сделать ставку на Юревича. Не скажу, что ему Кремль сильно помогал, но не мешал.

- Массовая смена глав муниципалитетов Челябинской области - это реализация чаяний городского населения или результат подковерных игр, может, просто совпадение?

- Если человек пришел, чтобы при помощи власти заработать деньги, то именно так он и будет поступать. Но я думаю, у Юревича денег достаточно (По данным журнала «Финанс», состояние Юревича составляет 70 млн долларов. - Ред.), и ему нет необходимости устраивать из городского бюджета кормушку для очередного круга приближенных. Но люди, к сожалению, меняются, когда получают власть. Дай бог, чтобы Михаил Валериевич не изменился.

- Вы провели девять депутатов в городскую думу Челябинска. Собираетесь ли вы поддерживать действия нового главы города?

- На мой взгляд, это стихийный процесс, отголосок общественного недовольства в связи с реформами в России. В частности, с монетизацией льгот. В основном голосовали не за новых, а против старых руководителей. Избиратели решили отыграться на главах муниципальных образований за просчеты федерального правительства. И это лишь первая ласточка. Если и в дальнейшем правительство не изменит своей политики, то протестные настроения станут еще более сильными.

- Какова будет первая инициатива депутатов от РПП в гордуме Челябинска?

- Да, собираемся. В частности, фракция РПП в городской думе поддержит его кандидата на должность главы администрации города (сити-менеджера).

- А если глав столичных городов будут назначать, это усилит или ослабит коррупцию на уровне муниципалитетов?

- Мы уже подготовили предложения по изменениям Устава города, которые бы увеличили политический вес депутатов городской думы. Они должны давать оценку деятельности главы администрации города и ставить вопрос о доверии ему. В действующем Уставе города это вообще никак не отражено. Мы также считаем, что депутаты должны назначать глав городских районов и управлений городской администрации. Или хотя бы с народными избранниками должны согласовываться кандидатуры на эти должности. То есть население косвенно, через своих избранников, должно влиять на исполнительную ветвь власти в городе.

- Сомневаетесь, что институт сити-менеджера поможет управлять Челябинском более эффективно?

- Мое убеждение: глав городов должны избирать всенародным тайным голосованием. Такая огромная система, как Российская Федерация, не может управляться одним человеком, нужна группа лиц. Усилит ли это коррупцию? Да, вся подоплека назначения главы города сведется к банальному занесению чемоданов с деньгами в кабинеты высоких чиновников. А где будут брать деньги? Собирать с населения. Именно перед этими чиновниками руководители городов и будут нести ответственность, а не перед горожанами. Какая от этого польза людям и как повысится от этого эффективность управления городами, я не знаю.

Старый конь борозды не испортит- Юревич сменил Тарасова. Но у руля области остается представитель старшего поколения во власти - Петр Сумин. В чем логика?

- Нынешний Устав Челябинска вообще не выдерживает критики, а поэтому его надо менять. В том числе и те нормы, которые касаются сити-менеджера. Зачем прежнему главе города вздумалось вводить такой институт, я не знаю. Но предполагаю, что он искренне верил в свое переизбрание на очередной срок и писал Устав фактически под себя. Почему он решил выбрать не должность главы администрации города, а должность главы городской думы? Я думаю, он просто устал от работы хозяйственника, но контролировать город хотел и дальше. Решил свалить всю хозяйственную ношу на плечи сити-менеджера, а самому политикой в думе заниматься. Если оценивать сам институт сити-менеджера, то, я считаю, здесь больше минусов, чем плюсов. Во-первых, люди, голосуя за главу города, думают, что избирают того, кто будет отвечать за хозяйство в городе. А реально полномочия хозяйственника получает другой человек. На мой взгляд, такой сити-менеджер окажется не подконтрольным никому. Поэтому наши депутаты в гордуме и считают, что дума должна иметь право ставить вопрос о доверии главе администрации города.

- Как вы оцениваете систему «назначения» губернаторов?

- Петр Сумин уже два срока занимал должность губернатора. Но основной соперник Сумина в борьбе за должность главы области - это Гришанков (Михаил Гришанков - депутат Госдумы от Челябинской области, заместитель председателя Комитета по безопасности, в прошлом - начальник подразделения отдела экономической безопасности УФСБ по Челябинской области, подполковник. - Ред.). Я бы не хотел, чтобы он стал главой Челябинской области. Поэтому выбор федерального центра правильный. Возможно, центр прислушался к мнению региональной элиты, которая думает так же, как и я.

Коррупционный тромб - Ваша партия, как и ряд других «левых», выступает за перераспределение природной ренты. Куда должны пойти сверхдоходы нефтегазовой отрасли?

- В менеджменте есть два стиля управления: жесткий и либеральный. В кризисных ситуациях оправдать может себя жесткий стиль. Именно по этому пути и пошел президент. И я бы на его месте поступил точно так же, потому что сегодня наша страна оказалась в кризисе. Но если это инициатива данного президента, то пусть она действует до окончания его срока. Если она себя оправдает, то президент поступил правильно. А если нет, то мы должны отказаться от нее. Поскольку в условиях жесткого стиля управления сотрудник не замотивирован на результат, нет возможности проявляться его творчеству, инициативе.

- А вторую половину сверхдоходов?

- Половину денег надо раздать населению, чтобы создать платежеспособный спрос. А население уже само потом рублем проголосует, что нужно. Если население пойдет автомобили покупать, значит, автопром надо развивать. Если пойдет квартиры строить, - строительство; предпочтет отдыхать, - значит, курортный бизнес.

Следует дать налоговые инвестиционные льготы. Те отрасли, которым требуются инвестиции, какое-то время не должны будут платить налоги. Будет создана база для увеличения ростов объемов производства и налоговой базы. Затем нужно ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. Если человек тратит много, значит, должен платить много налогов. А если он вкладывает в производство, значит, должен платить меньше.

- Нужно снизить налоговую нагрузку на бизнес с той целью, чтобы прибыль направлялась в дальнейшее развитие производства. Понятно, что в результате этого часть доходов выпадет из бюджета. Вот эту выпадающую часть-то и нужно компенсировать с помощью второй половины рентных платежей.

- Да не надо здесь ничего делать особенного. Надо просто разобраться с коррупцией. Нужно жестко отбирать кадры. Главным критерием отбора должны стать в первую очередь моральные, а только потом профессиональные качества кандидата на ту или иную должность в структурах власти. На муниципальном уровне нужно плотнее работать с населением, информировать его о кандидатурах на должности мэров. Должен быть эффективный механизм отзыва глав муниципальных образований. Сейчас его нет. Ведь чтобы отозвать главу, нужно зарегистрировать инициативу отзыва и так далее. Но это практически нереально. Местные избиркомы прикормлены действующим главой муниципалитета и будут поступать так, как скажет хозяин.

- Налоговая политика находится в руках федеральных властей, а что - за местными властями.

- Идут, конечно. Чиновники из Кремля вообще хотели бы возглавить все партии, как на «левом», так и на «правом» фланге. Но что касается коалиции «Патриоты России» и «теневого правительства», то Кремль здесь ни при чем, это полностью инициативы самих партийных лидеров. Кремль наблюдает и не верит в успех этой коалиции. Я тоже считаю, что «Патриоты России» - нежизнеспособная коалиция и вряд ли преобразуется в единую мощную «левую» партию.

Игры патриотов- Ваша партия входит в коалицию «Патриоты России». Недавно было создано «теневое правительство» на базе этой коалиции. В Кремле идут разговоры о создании новой лево-ориентированной партии?

- Для «правых» партий есть работа на электоральном поле. Но тут вопрос не в кризисе либеральной идеологии как таковой. Вопрос в кризисе кадров. Во-первых, на протяжении многих лет здесь одни и те же лица. Во-вторых, лидеры «правых» партий имеют личные амбиции и претензии друг к другу. То есть, чтобы у «правых» партий появились шансы на успех, нужно менять лидеров.

- Как вы оцениваете ситуацию с партиями на «правом» фланге, у них есть шансы взять реванш в 2007 году?

- Перспективы у «Единой России» есть, но они будут менее безоблачными. Теперь депутаты Госдумы могут избираться только по партийным спискам и это по идее должно помочь провести в думу наибольшее число депутатов от «партии власти». Но я допускаю, что в результате антисоциальных законов, за которые голосовали «единороссы», административный ресурс может не везде сработать. И это уже показали последние выборы по всей Челябинской области. Если у людей терпение кончится, то «Единая Россия» может просто резко провалиться, как это было с НДР. Другое дело, что власть ситуацию на самотек не пустит. Будут какие-то дублеры «Единой России». Власть будет пытаться заслать своих людей в Госдуму через предвыборные списки коммунистов, ЛДПР и другие партии. Возможно, даже с нами будут пытаться вести переговоры.

- А перспективы «Единой России»?

- Мы имеем общее как с программой либеральных партий, так и с программой КПРФ. Но у либералов основной способ организации общества - это абсолютная свобода рынка, отсутствие государственного контроля в экономике. В результате естественного отбора должны выжить наиболее эффективные отрасли и возникнуть наиболее эффективное общество. Коммунисты считают, что достигнуть общества, где людям хорошо, возможно только в рамках государственного управления и государственной собственности. Мы же выбираем компромиссный вариант, «золотую середину». Мы считаем, что только баланс интересов общества и бизнеса, сочетание государства и рыночной экономики способны дать эффективный результат. Государство должно присутствовать в жизненно важных для страны отраслях. Оно должно жестко контролировать деятельность рынка. Я подчеркиваю: не административными методами, а при помощи налогов.

- Мне кажется, у вашей партии достаточно эклектичная и популистская идеология. Как бы вы сами определили ее?

- А нам близки идеи и ценности социал-демократии.

- Вроде бы такая идеология называется социал-демократической, а не пенсионерской.

- Я не рассматриваю занятие политикой как возможность подстраховать свой бизнес. И как показывает то же дело ЮКОСа, занятие политикой для бизнесмена скорее несет больше рисков, чем дивидендов. Насколько я знаю, сегодня многие бизнесмены вовсе не хотят заниматься политикой. Я и наша партия тоже пытаемся не накликать на себя беду, вести себя взвешенно. Что касается того, поручили мне вести проект «левой» партии или нет, то я бы хотел, чтобы так было. Но это не так. Я занимаюсь этим, потому что хочу, чтобы в нашей стране были стабильность, уверенность в будущем, социальное государство и так далее. А в Кремле я действительно хочу видеть партнера нашей партии, но не грозного начальника, который нам приказывает, что делать.

- Почему вы пошли в политику - чтобы подстраховать свой бизнес? Тогда зачем взялись за «левый» политический проект? Потому что «правые» идеи не востребованы в обществе? Или вам поручили разделить левый электорат?

- Я думаю, потенциал он не исчерпал и может поработать на посту президента. Но окружение «короля» оставляет желать лучшего. Конечно, в правительстве много достойных людей, но пока всем заправляют Греф, Зурабов и Кудрин. Нужно добиваться, чтобы состав правительства был изменен или хотя бы заменили людей на ключевых постах.

Президентская рать- На ваш взгляд, у Владимира Путина еще есть потенциал руководителя страны?

- Ну к какой модернизации, помилуйте, они ведут страну? Благодаря этому правительству мы все больше и больше становимся сырьевым придатком Запада. Я не вижу никаких реформ. Но мне симпатичен Михаил Фрадков. Недавно он объявил о том, что, возможно, будет снижен НДС. Он говорил о двукратном увеличении заработных плат и пенсий.

- Вы назвали реформаторское крыло в правительстве. Вы против модернизации страны?


Незадолго до выборов, сменивших в Челябинске главу города, в местном ТЮЗе состоялась премьера спектакля, в котором выбирали хозяина леса. В духе модной сейчас интерактивности зрителям тоже предложили принять участие в голосовании. Эксперты усматривали в образах претендентов явные аллегории: медведь - старый мэр, волк в овечьей шкуре - молодой энергичный предприниматель. На первом спектакле простодушные юные зрители подали за волка в два с половиной раза больше бюллетеней, чем за медведя. Для постановщиков шоу результат оказался неожиданным. Спохватившись, они высветили образ медведя, и потом дети совершали уже иной выбор. У реальных же выборов второго тура не было: победил «молодой волк». Причудливые, почти анекдотические формы приобретают порой взаимоотношения искусства, власти, общества. Они стали тоньше, неоднозначнее: откровенно покушаться на творческую свободу считается моветоном. Искусство стремится само улавливать еще не проявленные движения общественного подсознания. Но в то же время связи стали и более тесными. Состояние культуры сегодня напрямую зависит от политики властей. Особенно в провинции, где централизация денежных потоков сильнее, чем в столице, а вкусы местного начальства не являются только их личным делом.

Владимир Макаров

Попробуйте с ходу назвать уральский город, где в последнее время построили (именно построили, а не восстановили, приспособили, отремонтировали или использовали иные средства реанимации) новое здание для учреждения культуры. Трудно. А в Челябинске за полтора года практически возвели новый дом для областного краеведческого музея. Серьезную реставрацию пережила филармония. Создан целый проспект уличных скульптур.

В жанре одыХудожественному произведению желательна интрига, когда присутствует столкновение интересов и среди действующих лиц есть «хорошие» и «плохие». Тогда оно держит внимание зрителей-читателей. Но это на сцене или в литературе. В жизни мы радуемся стабильности и постоянству. В нынешней культурной ситуации Челябинской области, с первого взгляда, никакого драматизма. Здесь по российским меркам все спокойно, вполне благополучно, и даже можно говорить о процветании.

А на днях потяжелела челябинская копилка «Золотых масок»: высшая театральная премия страны вручена… губернатору Петру Сумину . За поддержку искусства.

Челябинская область - единственная в стране, где действует официальная система грантов профессиональным творческим коллективам. Нескольким учреждениям культуры ежегодно выделяется сверх бюджета 28 млн рублей. Благодаря такой постоянной подпитке южноуральские творцы в среднем живут чуть более вольготно, чем коллеги из соседних областей, что привлекает лучшие силы отовсюду. Показательный факт: вице-губернатор Андрей Косилов командирует областного министра культуры на международные конкурсы вокалистов, чтобы найти и привезти достойные «голоса». В результате театр оперы и балета, несколько лет назад переживавший кадровый кризис, пополнился яркими солистами.

Чиновник в нем благоприятно сочетается с поклонником искусства. Он может с вдохновением произнести монолог о пользе театрального дела - и логично обосновать недостаток средств. Но еще убедительнее - рассказать о поддержке искусства. Денег, как известно, много не бывает (правда, сегодня в Челябинской области не стесняются говорить об экономическом процветании), но бюджетные отчисления на культуру увеличиваются в среднем на 30% ежегодно. Плюс значительные дополнительные ассигнования: на фестивали, гастроли, проекты. Ряд успешных проектов - свидетельство в пользу управленческих качеств профессионального любителя искусств.

Театральный романРечь пойдет о влюбленном министре. Его роман с театром длится уже несколько десятков лет. Встретились они в студенчестве. Владимир Макаров учился на инженера, но уже тогда мечтал стать директором оперного театра. Исправно посещал все премьеры, собирал грамзаписи вокалистов и имел одну из самых крупных в городе коллекций виниловых дисков классической музыки. Но сначала возглавил кукольный театр, затем драматический. Оба союза оказались настолько успешными, что вот уже два срока нынешнего губернатора Владимир Николаевич руководит всей культурой области и входит в список персон, наиболее влияющих на культурный фон в Уральском регионе.

Блики сцены Джентльменский набор большого города в сфере искусства: оперный театр, филармония, академический театр драмы, краеведческий музей, картинная галерея. Это своеобразная вершина культурной «вертикали власти». Дальше идут обязательные ступени: ТЮЗ, кукольный театр, связка музеев и галерей, народные оркестры и ансамбли. В творческом подлеске разрастаются небольшие самобытные коллективы. Все пространство должно быть щедро удобрено библиотеками и кинотеатрами. А в основе всего лежит образовательная база.

Местные эксперты утверждают, что брак культуры с министром удачен. Владимир Макаров, во-первых, искренне любит искусство (что в чиновничьих кругах все же нечастое явление), во-вторых, разбирается в нем (хотя о вкусах можно поспорить), в-третьих, умело им управляет и на достойные проекты всегда находит средства. Особенно на театральные: первая любовь не забывается.

Неудивительно, что нынешний год губернатор Челябинской области объявил годом театра. Предполагается несколько полномасштабных гастролей: Малого театра, Александринского театра, Театра сатиры, Et cetera Александра Калягина, демонстрация спектаклей - лауреатов «Золотой маски», международный конкурс вокалистов, постоянный проект «Ирина Архипова приглашает». В общем, настоящий театральный фестиваль длиною в год и ценою в десятки миллионов рублей.

Наше время выстраивает собственную культурную вертикаль, и сегодня на острие ее в силу разных причин находится театр. Личные наблюдения подсказывают: даже не телевидение, а именно театр наиболее оперативно откликается на актуальные общественные запросы, отбирая драматургический материал, экспериментируя со сценическим пространством, зрительным залом, языком, оформлением и так далее. И грядущую реструктуризацию бюджетного сектора культуры прозвали «театральной реформой», хотя она касается и библиотек, и музеев, и школ.

Высокий зрительский рейтинг имеет театр юного зрителя. Режиссер Олег Хапов постоянно создает интересные информационные поводы, такие, как, например, предвыборная постановка, с которой начался наш разговор о челябинском культурном пространстве. «Провисают» все три кукольных театра: областной, магнитогорский, озерский; специалисты говорят о кризисе жанра как такового. Зато в поступательном движении пребывают Камерный театр; самый именитый на сегодняшний день в Челябинске Театр современного танца, в котором работает лауреат «Золотой маски» Ольга Пона . Громко звучит студия «Манекен» и неординарная (аналогичного больше нет нигде, это точно) мастерская новой пьесы «Бабы», в которой играют только женщины.

Местные театры также не обойдены вниманием. Академический театр драмы пережил непростой период потери лидера. В отличие от других осиротевших коллективов (в Перми, Екатеринбурге), он не растерялся и не потерялся. Наум Юрьевич Орлов , пестовавший театр больше 30 лет, оставил его в крепком материальном и творческом состоянии. Власти целенаправленно искали нового художественного руководителя. Магия имени была столь сильна, что где-то в Подмосковье нашли тоже Орлова. Но вовремя спохватились: Орлов может быть только один. Театр возглавил именитый, амбициозный Владимир Гурфинкель и уже успел поразить воображение привыкших к умеренности челябинцев масштабной постановкой «Поминальной молитвы», его «коронкой», шестой по счету и всегда разной (пьеса поставлена Гурфинкелем в Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске…).

Во все библиотеки Челябинской области закуплены комплекты литературы: современной, прекрасно изданной. Подборка «Сельская библиотека» из 115 томов выпускается тиражом 1,5 тысячи экземпляров на Россию. Так вот, 900 из них ушли на Южный Урал. А так как библиотека XXI века немыслима без интернет-технологий, выделены госсредства на приобретение спутниковых антенн, и теперь все районные библиотеки обладают возможностью быстрого выхода в интернет посредством спутниковой связи.

Сериал с продолжениемСерийность в искусстве приводит к потере качества, зато вовлекает в процесс многих. Как феномен Гарри Поттера вернул подростков к чтению (правда, ненадолго), так телесериалы потянули зрителей в книжные магазины за литературной версией изображенного на экране (правда, не литературой). Если говорить о массовой культуре не в ругательном, а в прямом значении, то в борьбе за приобщение сотен тысяч к чужому творчеству по определению участвуют библиотеки и кино.

Кино в Челябинске вообще уважают и создают, ни много ни мало, - Центр российского кино: в небольшом поселке Кундравы Чебаркульского района. Дело в том, что там родился легендарный кинорежиссер Сергей Герасимов . Его земляк Борис Красноперов собрал коллекцию документов и вещей режиссера. Она не осталась личной радостью энтузиаста, как это часто бывает; под коллекцию организовали музей в местном Доме культуры и даже выделили ставку. Когда в преддверии столетия Герасимова столичные деятели спохватились, оказалось, все ценные вещи - в Челябинской области, даже трость Чарли Чаплина, подаренная им самим советскому режиссеру. Руководство области уверено, что в музей, находящийся за 60 километров от областного центра, поедут почитатели киноискусства. «Внимание к досуговой сфере очень важно. Вроде бы уже не требуется доказывать, что культура - лицо области», - скромно так замечает Владимир Макаров.

Подобная же «сетевая» программа задумана областной администрацией с кинофикацией области: каждому районному центру - по современной мультимедийной установке. Стоимость комплекса 2 млн рублей, продолжительность «сериала» - 42 территории. И хотя пока это звучит в жанре фэнтези, вскоре мировые премьеры будут демонстрироваться и в отдаленном Брединском районе одновременно с Москвой.

При знакомстве с культурой Челябинской области мне иной раз казалось, что и власть готова произнести: «Спонсоров нет и не надо». Как и всюду, в Челябинске власть осуществляет своеобразный культурный «рэкет», «назначая» спонсоров, но по мелочи: привезите, разместите, накормите гастролеров. Львиную же долю расходов смело берет на себя. В процветающей Челябинской области я и «снизу», и «сверху» слышала: «Такой крупный проект под силу только власти». Вот мнение эксперта в сфере культуры Владимира Спешкова : «Спонсоры не идут сами на проекты, связанные с серьезной культурой».

Крепкие объятия Есть в Челябинске экзотический коллектив под названием Магический театр «Белый козел». Он представляет собой синтетическое кукольно-визуальное искусство. Для России он, наверное, слишком авангарден, зато объехал весь мир. Зритель смотрит спектакль глазами кукол, так как в них вмонтированы видеокамеры, а изображение транслируется на монитор; и не понятно, кто зрители, а кто актеры. Так вот, в афишке театра написаны гордые свободные слова: «Спонсоров нет и не надо».

И еще один перекос. В Челябинске много и с восторгом говорят о привозном искусстве: «Мы у себя можем видеть все то же, что в столице». Но пропорция «экспорта» и «импорта» в культурном процессе так же важна, как и в других сферах. Качественный импорт, безусловно, радует, но процветание достигается благодаря собственному производству. Челябинская культура пока не очень заметна как общероссийское явление. В этом плане можно говорить о театре современного танца, Ильменском фестивале авторской песни, издательстве «Аркаим» и… все. Вложение в местное искусство, ставка на новаторские творческие идеи может принести существенные, в том числе и экономические, дивиденды. Пока же больше рукоплещут «заезжим музыкантам». А ведь есть и свои.

А вот в Екатеринбурге настроение противоположное: на серьезные постановки театры задействуют благотворителей, оперный театр на гастроли в США отправило промышленное предприятие, а европейского уровня галерею построил олигарх от металлургии. Я не призываю к сокращению бюджетных ассигнований - честь и хвала челябинской власти за ее в целом щедрую культурную политику. Но очевидно, что здесь пока мало используется важнейший источник финансирования искусства - предпринимательство. Справедливости ради отметим, что и сам бизнес ведет себя безынициативно.

Это интересная и давняя история. В 30-е годы прошлого века жил в Челябинске мальчик Сергей Петров с мамой - русской и папой - болгарином. Когда «крепкие хозяйственники» оказались в стране лишними, папа понял, что лучше вернуться на историческую родину, и написал прошение болгарскому царю. Семья выехала в Софию. Сергей получил европейское образование, стал успешным художником с собственным мощным, темпераментным почерком. И уже в ностальгические годы вспомнил о своей исторической родине и пожелал оставить родному Челябинску коллекцию произведений. Но чтобы принять дар, потребовалось два года: сотрудникам музея не на что было выехать в Софию, чтобы выбрать работы и привезти на Урал.

Дело вкуса Любовь - чувство, конечно, возвышенное, но и коварное: уж очень она субъективна. Культурный министр, похоже, искренне желает любить всех. На прямой вопрос о предпочтениях говорит о важности всех видов профессионального искусства, поддержки народного творчества, образовательной сферы (а Челябинская область - самый культурно образованный регион Большого Урала, здесь сосредоточены консерватория, академия культуры и институт музыки). Но эксперты категоричны: любить всех в равной степени средства не позволяют. И возникают диссонансы: миллионы - на театральные проекты, но 30 тыс. рублей, которые способны принципиально изменить художественную базу города, не находились несколько лет.

В резонанс с властью не попадает также все современное искусство. Возможно, это общенациональная черта. Государственные музеи современного искусства не замечены на просторах Урала. Несколько лет назад Светлана Шляпникова на иностранный грант создала галерею «ОкNо». Просуществовав два года, она закрылась, но недавно возродилась - при Южно-Уральском государственном университете. Кстати, один из самых популярных в городе новаторский театр «Манекен» прописан там же. Инновационные «Бабы» тоже имеют стационарную площадку в вузе: сфера образования в Челябинске проявляет себя куда более современно мыслящей, чем консервативная в целом политика власти в области культуры. Успех «Баб» с властями никак не связан. «Бабами» восхищаются после очередного успешного международного выступления: «Вы - абсолютные победители» - и благословляют на свободное плавание: «У вас все получится!».

Сейчас в Челябинской картинной галерее более двухсот картин Петрова. Это не единственная, хотя и самая эксклюзивная ее ценность. Здесь открывается выставка произведений послевоенных лет, где неоднозначный Кончаловский, яростный Сарьян и нежный Фальк соседствуют с прямым соцреализмом. «Музей - объект стратегического значения, - концептуально высказывается заместитель директора галереи Наталья Козлова . - Он в свернутом виде хранит художественную информацию о городе и стране, самую объективную и достоверную из всех видов информации». Развернуть ее можно в любой момент - если бы не тотальный дефицит выставочных площадей. Честно говоря, подобной нищеты метража мне не доводилось видеть в главных галереях областных центров. «Мы не попадаем в резонанс с властью», - грустно замечает Наталья Александровна.

Дополнительные материалы:

Если сравнить три соседние области - Челябинскую, Свердловскую и Пермскую - в разрезе «культура и власть», увидим три разные системы взаимоотношений. Екатеринбург культурно силен, как говорится, исторически. Влияние местного руководства на процесс минимально: вовремя полить, и можно любоваться на цветение. В Перми целенаправленно возделывают несколько мощных древ, демонстрируя их миру и не обращая лишнего внимания на общую скудость растительности. Власть Челябинска любовно пестует культурную среду, и если она еще не расцвела пышным садом, то это дело времени. Просчеты же выглядят как сложности роста и заблуждения неравнодушных. Но умная любовь должна быть зрячей.

Эпическая поэма на сценеУже создана новым худруком Челябинского академического театра драмы Владимиром Гурфинкелем. В своем любимом жанре он предполагает работать и дальше

На Южный Урал Владимир Гурфинкель попал из Санкт-Петербурга. До этого важной вехой его творческого пути был Екатеринбург. Там он намеренно дал пощечину общественному вкусу, поставив «Яму» Куприна и вызвав бурю негодования. Теперь с этим спектаклем он мог бы объездить мир: время другое. Его порой называют автором двух постановок: «Поминальной молитвы» и «Чужого ребенка», он неоднократно давал им жизнь на разных сценах. На самом деле Гурфинкель оставляет за собой куда более широкий след, чем от саней с двумя полозьями. Владимир Львович - режиссер харизматичный, ярко-личностный, способный увлечь своими идеями, как показывает опыт, не только театральную публику, но и политический бомонд. Предложенная им пятилетняя программа развития театра стоит дорого, постановки он планирует отнюдь не в духе минимализма. Однако властью она была принята и одобрена. Гурфинкель хочет создать театр высоких страстей и крупных личностей, занять опустевшую нынче нишу эпического театра.

Владимир Гурфинкель

- Если художнику есть что сказать и он попадает в атмосферу зала, спектакль может длиться несколько часов и не быть в тягость. Конечно, я предполагаю разнообразный репертуар: и английскую трагедию XVII века, и историю Чонкина, и рассказы Шукшина. Челябинский театр в прекрасном состоянии. Он поступательно развивался много лет под влиянием одной личности. Должен быть ствол, чтобы выросло дерево, а не кустарник. Театр достоин уважения. Но существуют мировые процессы, жизнь фестивалей, где идет поиск новых форм и стилистики. Соотнести театр со страной и миром - эта задача мне интересна. Поменять вид из окна на Фонтанку с видом на Миасс можно, если отсюда ближе Париж.

- Владимир Львович, вы уверены, что зрителю не будут тяжелы большие формы?

- Мне кажется, что возможностей у театра в провинции больше, чем у театра в столице. Во-первых, потому что артист в столице постоянно подвергается искушению деньгами и пустой славой. Серийное кино просто разрушило душу артиста, он бы и хотел не стоять перед выбором, но вечно стоит: или жизнь на театре, жизнь бессребреника, или участие в примитивных проектах, где за десять съемочных дней получишь больше, чем за театральный год. Во-вторых, потому что экономически здесь больше перспектив. Челябинской культуре грех жаловаться. Посмотрите на степень ухоженности ТЮЗа. А театр драмы - это же белый лебедь на горе, прекрасное здание. Город не надувает щеки, как сосед Екатеринбург, видящий себя третьей столицей. Он меньше пускает пыль в глаза и больше трудится, делая жизнь удобной для самого себя.

- Вы считаете атмосферу Челябинска соответствующей столь амбициозным планам?


Главная страница :: Инвестиции :: Любит - не любит, плюнет - поцелует…
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz