Главная страница :: Инвестиции

Помоги президенту Прочь от газпрома Тяга к высокому Повернуть, потом разгоняться Альянс, удобренный амбициями На запасном пути В чужом отечестве Тесный костюмчик Газ запущен мягкая мебель

В 2001 году екатеринбургский предприниматель Николай Максимов решил объединить принадлежащие ему старейшие металлургический и метизный заводы и построить на их территории новое предприятие с современными технологиями, оборудованием, а главное - подходами к качеству продукции и управлению. Не модернизировать старые цеха, а именно заново отстроить всю инфраструктуру на старой производственной площадке. Так возник НСММЗ. Сегодня предприятие ставит задачу увеличить объем производства стали с нынешних 500 тысяч до 3 млн тонн, сортового проката и метизов - с 435 тысяч до 2,8 млн тонн.

На Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) прошло размещение первого облигационного займа Нижнесергинского метизно-металлургического завода (НСММЗ, Свердловская область) на сумму 1 млрд рублей. На первый взгляд, сенсации в этом никакой: новые эмитенты из второго-третьего эшелона появляются почти каждый месяц. Однако эксперты считают случай нетипичным. «Это особый пример, если хотите, специальная история. Сегодня на рынке преобладают региональные предприятия, у которых уже есть стабильная динамика в течение двух-трех лет, а НСММЗ - растущая компания, еще только желающая приблизиться к первому эшелону», - говорит Александр Кудрин, аналитик по долговым ценным бумагам инвестиционной компании « Тройка Диалог», выступившей организатором займа.

- История НСММЗ - это история роста. Сегодня вы покупаете относительно небольшое предприятие, а через полтора года оно станет очень интересным игроком на рынке металлургии России, - убеждал инвесторов Александр Кудрин. И убедил: в ходе аукциона спрос вдвое превысил предложение, а ставка первого полугодового купона была определена в размере 12,1% годовых, что соответствует доходности к годовой оферте в 12,47% годовых. Это превысило ожидания эмитента и его консультанта: аналитики давали прогнозные оценки справедливой доходности в 12,5 - 12,6% годовых.

Александр Кудрин объясняет, почему «Тройку Диалог» заинтересовал проект: «Сильная сторона - новые для российского рынка технологии. Компания перспективна, потому что имеет свое сырье (лом черных металлов) и хочет добавлять максимальную стоимость продукции. У нее правильное построение производственного цикла и финансов». Однако инвестиционное сообщество с этими тонкостями незнакомо. Поэтому организатор займа провел нетипичное для такого случая road show: потенциальные покупатели бумаг (в основном московские банки) были приглашены не в респектабельный конференц-зал столичного отеля, а в действующие заводские цеха.

Это не единственный пример удачного выхода на фондовый рынок средних компаний Урала. В начале весны появились очередные выпуски корпоративных облигаций хорошо известных эмитентов - Уралсвязьинформа, Трубной металлургической компании. Свои силы на рынке начали пробовать небольшие и мало кому известные за пределами региона фирмы. Наконец, важным событием стал дебют региональных банков в качестве эмитентов.

Дмитрий Ефремов, финансовый директор ОАО «МАКСИ-ГРУПП», в состав которой входит НСММЗ, считает, что реализация этого проекта позволит, во-первых, снизить стоимость банковских кредитов, которые компания активно привлекает для строительства новых заводов, а во-вторых, проложить дорогу на более дешевый публичный рынок капитала. В планах компании - еврооблигации объемом минимум 100 млн долларов. Конечная цель - проведение IPO на международном рынке.

- Эпоха дешевых денег закончилась, - утверждает начальник сектора анализа фондового рынка СКБ-банка Александр Кравцов. - Кто-то успел заметить эту тенденцию и разместился раньше, по более низким ставкам. Кто-то, наоборот, в начале этого года отложил выпуски в надежде на лучшее время. Но лучших времен уже не будет. Эмитенты это поняли и стараются успеть занять деньги сейчас, пока не наступил период традиционного летнего затишья и еще высока покупательская активность.

Дорогой эмитент
Мотивы использования долговых инструментов разные, однако все они так или иначе связаны с одним глобальным фактором - мировой тенденцией увеличения стоимости денежных ресурсов. В июне 2004 года Федеральная резервная система США начала повышать базовую учетную ставку. По мнению аналитиков, плавный рост продлится минимум до конца 2005 года. Все это заставляет и банки, и компании пересматривать финансовые стратегии.

Популярность российских долговых бумаг насколько велика, что переподписка (превышение спроса над предложением) стала на аукционах обычной. Следствие - установленная доходность по бумагам ниже предварительных прогнозов как рыночных аналитиков, так и самого эмитента. Так, на пятый выпуск облигаций Урал-связьинформа инвесторы выставили заявок в сумме 3,8 млрд рублей при объеме эмиссии 2 млрд рублей. В результате установленная ставка первого купона - 9,19% годовых, что соответствует доходности к погашению в 9,40% годовых.

Спрос на облигации российских компаний и банков действительно высок. Начальник отдела анализа рынка долговых обязательств банка « Вэб-инвест» Владимир Малиновский объясняет это макроэкономическими причинами: «Тенденция к укреплению рубля по отношению к доллару, стабильная ситуация на мировых финансовых рынках, цены на нефть, обеспечивавшие ликвидность банковской системы, - основные причины для активных покупок долговых бумаг как российскими, так и иностранными инвесторами».

Инвесторов, однако, такая ситуация не устраивает. Поэтому велика потребность в новых именах, пусть менее известных, но дающих более высокую доходность. Посмотрите, при всех привлекательных сторонах риски того же НСММЗ не так малы. Во-первых, долговое время: на следующий год падает большой объем выплат по банковским кредитам завода, и в этот же период ему предстоит исполнить оферту (условиями выпуска предусмотрено досрочное погашение облигаций через год). Во-вторых, компания контролируется одним человеком: Николай Максимов - единственный владелец ОАО «МАКСИ-ГРУПП». Наконец, инвесторы сделали ставку на рост, а это всегда риск: удастся ли реализовать планы развития производства, а главное - построения эффективной сети дистрибуции продукции? И несмотря на все эти риски, бумаги НСММЗ разошлись на ура. «Идет своеобразная охота за доходностью», - объяснил феномен Александр Кудрин.

Однако влияние мировых цен на стоимость денег в России меньше, чем в других странах. Это определяет противоположную тенденцию рынка рублевых заимствований: зарекомендовавшие себя эмитенты первого эшелона из числа нефтегазовых и энергетических компаний занимают деньги на публичном рынке очень дешево, под 8 - 9% годовых, при этом сроки размещения выпусков доходят до пяти лет. Начальник аналитического отдела инвестиционной компании « Уником Партнер» Павел Данилов видит причину в том, что постоянно повышаются страновые рейтинги России и рынок все время находится в ожидании очередных решений международных агентств. Это нивелирует общий рост ставок. Александр Кудрин утверждает, что улучшается кредитное качество российских эмитентов и именно это компенсирует рост мировых цен на кредитных рынках.

Безусловно, процесс идет не просто, не каждый собственник готов организационно, технически, а иногда и морально: выпуск бумаг предполагает раскрытие перед инвесторами полной информации о собственном бизнесе. Кроме того, необходимо провести огромную прединвестиционную подготовку проекта. Так, у «Тройки Диалог» ушло полтора года, чтобы «красиво подать» НСММЗ.

Доходное место
«Охотничий сезон» открыт не сегодня. Год назад мы рассказывали о том, как инвестиционные банки, специализирующиеся на организации займов, двинулись в регионы в поисках новых перспективных клиентов (см. «Бес бумаги», «Э-У» 21 от 07.06.04). На сей момент на Урале не осталось ни одной более-менее заметной компании, к которой не обратились бы с предложением выйти на публичный рынок. В свою очередь многие динамично развивающиеся предприятия среднего уровня исчерпали резервы, позволяющие финансировать рост бизнеса за счет собственной прибыли и банковских кредитов, теперь им нужны более дешевые и длинные ресурсы. Еще два-три года назад они даже не смотрели в сторону публичных заимствований, а теперь тщательно изучают самые разные финансовые инструменты.

К слову, эксперты магнитогорской инвесткомпании ЗАО «Расчетно-фондовый центр» считают, что логичнее начинать с более простой формы, например, с публичного вексельного займа. В отличие от облигаций, векселя легче и быстрее регистрировать, соответственно меньше затраты. Первый такой проект Расчетно-фондовый центр реализовал для челябинской торговой сети «Незабудка»: компания разместила среди региональных инвесторов вексельный заем на 50 млн рублей. Следующий шаг «Незабудки» - облигационный заем, а к 2007 году она намерена вплотную подойти к IPO, возможно, даже на западных площадках.

Формирование нового типа заемщиков в регионах заставляет шевелиться региональных профучастников. Конечно, в силу масштабов бизнеса и опыта им достаются менее крупные проекты. Так, Пермская фондовая компания вывела на рынок прямо скажем мизерный по нынешним меркам (100 млн рублей) выпуск облигаций строительной компании «Камская Долина». Однако это прецедент - на такой проект впервые решилась региональная компания строительного сектора. Да, деньги обошлись недешево: разброс заявок в ходе аукциона на ставку первого купона составил от 13,9 до 18% годовых, в итоге эмитент решил установить доходность в 16,7% годовых. Да, специалисты считают такой шаг рискованным: условно-постоянные затраты на организацию выпуска одинаковы что при 100 млн рублей, что при миллиарде. Но это шаг к публичной истории.

Дайте банку взаймы
Изменение ситуации на мировых финансовых рынках заставляет пересматривать стратегии и региональные банки. «Наступает эра дорогих ресурсов, и надо понять, как в этой ситуации себя вести», - объясняет цель первого займа Сибакадембанка председатель совета директоров Игорь Ким. На сравнительно небольшой объем выпуска, 470 млн рублей, спрос составил 831 миллион. Диапазон ставок по купону при подаче заявок - от 10 до 11,2% годовых, ставка первого купона по итогам аукциона - 10,59% годовых. Весьма неплохой результат для новичка. Впрочем, по мнению заместителя директора ИК «Аккорд-инвест»; Константина Селянина, результат закономерный:

Директор Расчетно-фондового центра Анатолий Яременко считает, что в Челябинской области около 30 предприятий вполне могут повторить этот опыт: «Главная задача - не только непосредственное привлечение средств, но и организация вторичного обращения бумаг эмитента. Предполагается, что за этим проектом последуют другие, где эмитентами выступят компании, достигшие необходимого уровня развития и готовые стать прозрачными для инвестора. Таким образом, мы планируем решить одну из важных задач на пути развития фондового рынка нашего региона - взрастить корпоративных местных эмитентов».

Для региональных банков, в пассивах которых велика доля вкладов населения, привлечение капитала с рынка - еще и хороший способ диверсифицировать ресурсную базу. «Кризис 2004 года показал, к каким печальным последствиям может привести опора только на вклады населения», - говорит Александр Пластинин, директор казначейства Уральского банка реконструкции и развития, размещение эмиссии облигаций которого на 500 млн рублей намечено на июль этого года.

- Банку проще выходить на рынок заимствований, чем предприятию. Просто потому что банки сами по себе публичные структуры, они готовы представить всю необходимую информацию для потенциальных покупателей облигаций. У них и финансовая отчетность в надлежащем виде, и структура собственности прозрачнее.

Финансовые аналитики оценивают проект скептически: слишком низка доходность (средние ставки по рублевым депозитам сегодня от 9 до 11% годовых), слишком велик объем выпуска. Руководство банка приводит свои аргументы: во-первых, проведен специальный опрос, и население проявило интерес к такому способу размещения денег; во-вторых, банк намерен стимулировать продажи посредством розыгрыша денежных призов. Владислав Хохлов: «Призовой фонд порядка 100 млрд рублей, мы проведем 23 розыгрыша. По сути, облигации - это лотерейные билеты с гарантированным погашением, именно этим мы привлечем клиента».

Наконец, облигационный заем - это способ «удлинения» ресурсов. Именно такую цель преследует проект Уралвнешторгбанка. «Сегодня максимальный срок вклада не превышает года, тогда как средний срок облигаций - уже три», - говорит первый вице-президент банка Владислав Хохлов. Уралвнешторгбанк выводит на рынок не купонные облигации с централизованной формой хранения, рассчитанные на крупных институциональных инвесторов, а бумаги на предъявителя, которые предполагается распространять среди физических лиц. Такая схема заимствования - прецедент в банковской практике, по крайней мере, в подобных масштабах: общий объем выпуска составляет 1 млрд рублей. Облигации номиналом 1000 рублей и сроком обращения три года будут продаваться по цене 800 рублей, погашаться по номиналу. Годовая доходность - около 8%.

Новый виток эмиссии предприятий, вероятно, следует ждать с осенним оживлением деловой активности. Уже известно, что в сентябре РОСБАНК готовит организацию первого выпуска облигаций для Екатеринбургской электросетевой компании. Не исключено, что в ближайшее время нас ждут весьма интересные, а может, и еще более нетипичные истории, чем та, что представил рынку НСММЗ.

Безусловно, ожидать большого объема эмиссий региональных банков не стоит. Все-таки на первом этапе им, как и всем другим новичкам, придется давать премию за «неизвестность». И не факт, что итоговая доходность окажется на приемлемом для поддержки рентабельности бизнеса уровне.


В августе прошлого года челябинская городская дума, возглавляемая бывшим мэром Вячеславом Тарасовым, одобрила такую же схему управления городом. Правда, 20 марта Тарасов проиграл выборы предпринимателю и депутату Госдумы Михаилу Юревичу. Новый глава оказался не в восторге от принятой схемы. Юревич считает, что она вводит людей в заблуждение: приходя на избирательные участки, они думают, что выбирают полноправного главу города. А на деле голосуют за председателя городской думы, который не имеет полномочий руководить администрацией и ее подразделениями. Специальная рабочая группа из юристов и лингвистов представила 22 апреля поправки к редакции устава Челябинска. Скорее нынешний глава города будет сам заниматься городским хозяйством, обходясь без услуг наемного менеджера.

К 1 июля уставы всех муниципальных образований (МО) в стране должны быть приведены в соответствие с новой редакцией федерального закона о местном самоуправлении (МСУ) 131-ФЗ. Кто не успеет - нарушит федеральный закон. В ряде городов Урало-Западносибирского региона новые уставы приняты еще в прошлом году, в некоторых местные власти засуетились только в этом. Без создания механизмов общественного контроля результат, боимся, будет одинаковый: отлучение горожан от системы управления городским хозяйством, нагнетание в органах самоуправления клановости и коррупции. География сдвигов 5 апреля в Кургане приступил к работе Виктор Серков - первый руководитель администрации города, выбранный не населением, а специальной конкурсной комиссией. Иначе - сити-менеджер. Глава города, избранный непосредственно жителями Кургана, возглавляет городскую думу. Поправки в устав столицы Зауралья приняты еще в июле 2004 года.

Подобная схема содержится и в проекте нового устава Перми. Его первое рассмотрение запланировано на май. (По действующему уставу, глава Перми избирается населением и возглавляет местную администрацию. Функции председателя думы исполняет другой человек. Такие же принципы заложены в уставы Екатеринбурга, Ижевска, Салехарда, Ханты-Мансийска и Оренбурга.)

16 марта модель управления городом, аналогичная курганской и челябинской (по Тарасову), принята в Тюмени. Всенародно избранный глава города Степан Киричук отправлен сенатором в Совет Федерации, а на пост главы Тюмени (председателя городской думы) заступил Сергей Медведев (см. «Тюменский размен», «Э-У» 12 от 28.03.05). 14 апреля городская дума избрала главу администрации. Им стал бывший вице-губернатор Тюменской области Владимир Якушев. В этот же день с ним заключили контракт на пять лет. Население не приняло никакого участия в избрании местного исполнительного руководства.

Правит, но не царствуетЧем же так хороша модель управления городом, при которой хозяйством заведует нанятый на конкурсной основе управляющий (сити-менеджер), а официально высшим должностным лицом в городе выступает председатель городской думы? И почему для города лучше, когда право выбирать главу МО имеют только депутаты?

Неясная ситуация в Башкортостане. Ранее в республике вообще не было местного самоуправления. Администрации территорий входили в структуру республиканской власти, а их главы назначались президентом Башкирии. 27 марта в республике проведен референдум с целью выяснить, согласны ли жители, чтобы главы МО избирались, а не назначались. Большинство пришедших на референдум ответило: да. Однако вопрос был составлен настолько сложно, что избиратели вообще вряд ли поняли, за что голосовали (см. «Аффилированная демократия», «Э-У» 13 от 04.04.05). Как считают лидеры местной оппозиции, плебисцит проведен с нарушениями федерального законодательства: решение о референдуме принято кулуарно, позже установленных сроков, жителей о нем заранее не оповестили и с вопросом за 30 дней не ознакомили. Ожидаемые действия несогласных - обращение в Верховный суд РФ.

Во-вторых, случается, что озлобленные на власть горожане не столько выдвигают нового мэра, сколько пытаются досадить прежнему. В выигрыше остаются случайные фавориты. Челябинская область тому хороший пример. В прошлом году за вымогательство и получение взяток осужден на восемь лет строгого режима глава Миасса Владимир Григориади. В марте этого года взят под стражу бывший глава Снежинска Анатолий Опланчук, а в апреле - глава Сосновского района Виктор Ротатов.

Во-первых, хозяйством в городе занимается профессионал-управленец, а не политик. Он не обременен опасениями, что население не переизберет его на следующий срок. А поэтому вполне может пойти на непопулярные меры, которые в перспективе обернутся благом для экономики города. Сити-менеджер удален от политических игр местных кланов, он вне политики.

В-четвертых, сити-менеджера легче освободить от должности, чем всенародно избранного мэра. Как утверждает председатель комиссии по МСУ гордумы Перми Владислав Саулин, «сейчас напрямую обратиться к мэру нереально. И это объяснимо - не может мэр миллионного города решать все вопросы всех жителей. Вариант, когда мы избираем главу города из числа депутатов, как раз ближе народу, потому что на депутата влиять гораздо легче. Две трети думы могут спокойно переизбрать главу города. При невыполнении контракта со стороны сити-менеджера, собрав двустороннюю комиссию, можно его уволить и нанять нового. Процедура смены власти максимально прозрачная и незапутанная».

В-третьих, персона сити-менеджера избирается конкурсной комиссией, в которую входят представители как местной администрации и местной думы, так и региональных властей. Избранный несет тройную ответственность. Как пояснил «Э-У» сити-менеджер Кургана Виктор Серков, «такая модель позволяет выстраивать конструктивные отношения между муниципальным и областным уровнями власти, поскольку власти субъектов принимают непосредственное участие в формировании конкурсных комиссий по отбору менеджеров».

Второе: конкурс и последующее голосование - на поверку лишь формальные процедуры. Их результаты заранее согласовываются заинтересованными сторонами. На практике это назначение, а не избрание. Своеобразный выход из ситуации, когда глав городов хотелось бы назначать, но не позволяют федеральный закон и Европейская хартия местного самоуправления, ратифицированная Россией. Правда, такое назначение возможно лишь в том случае, когда городская дума подконтрольна главе города или региональным властям. Например, в новом составе городского совета Миасса столкнулись разные группы интересов, в итоге депутаты даже с нескольких попыток не смогли выбрать главу города.

Все схваченоВ реальности плюсы способны легко обратиться в минусы. Первое: критериями отбора менеджеров могут стать вовсе не профессиональные качества, а личные отношения между кандидатом, с одной стороны, и главой города (муниципальной думы) или даже региона - с другой. На такие размышления наводят, в частности, результаты избрания на должность глав администраций в Кургане и Тюмени. В первом случае главой стал бывший заместитель главы города, во втором - губернатора. Другие кандидаты понадобились лишь для того, чтоб напустить демократизма. Изучишь условия участия в конкурсе на замещение должности главы администрации Тюмени - и складывается впечатление, что они писались специально под биографию Владимира Якушева. Остается надеяться, что за горожан сделан полезный выбор.

Четвертое: выхолащивается сама суть реформы. По словам Владимира Путина, цель ее - преодоление разрыва между населением и органами власти. Однако на практике разрыв только увеличивается: избирательная активность на выборах главы исполнительной власти традиционно выше, чем при избрании муниципальных дум.

Третье: если для столицы субъекта федерации найдутся самые лучшие кадры, то массовое внедрение института сити-менеджеров в периферийных муниципальных образованиях в ситуации огромного дефицита опытных управляющих ведет к дезорганизации, разрыхлению вертикали власти.

Дополнительные материалы:

Итак, реформа МСУ не только не делает муниципалитеты независимыми, она, напротив, усиливает централизацию или, как принято сегодня выражаться, «вертикаль власти». Косвенное подтверждение - ход реформы в Башкирии. Республиканские власти из всех возможных моделей выбрали ту, при которой глава муниципального образования избирается из числа депутатов местных советов. Как заметил один из лидеров башкирской оппозиции директор фонда развития МСУ Роберт Загреев, «депутатами местных советов стали только те, кто лоялен Муртазе Рахимову. Поэтому у нас все „избрание“ будет сводиться к телефонным звонкам из центра в местные администрации». Вот тебе и эволюция местного самоуправления.

Требования к кандидату на должность руководителя администрации Кургана

- гражданин РФ, владеющий государственным языком РФ, не моложе 30 лет, имеющий высшее образование, опыт работы руководителем хозяйствующего субъекта не менее пяти лет, либо проработавший в органах государственной власти или местного самоуправления в должности руководителя, заместителя руководителя, руководителя их структурного подразделения не менее пяти лет

Владимир Якушев

- интеллектуальные способности: умение анализировать, мыслить системно, проблемно, оперативно, принимать оптимальные решения в условиях дефицита информации и времени

- профессиональная компетентность: знания, умения и навыки по вопросам государственного и муниципального управления; опыт управленческой работы; деловая культура; систематическое повышение профессионального уровня; умение видеть перспективу; инициативность

- способность нести ответственность за порученное дело: требовательность к себе и подчиненным, самокритичность

- организаторские и коммуникативные способности: умение руководить подчиненными, координировать и контролировать их деятельность; целеустремленность, навыки делового общения

- надлежащее состояние здоровья

- способность выдерживать высокий уровень усилий, энергичность, стрессоустойчивость

- осуществляет общее руководство деятельностью администрации города, ее структурных подразделений и органов

Основные обязанности руководителя администрации Кургана:

- осуществляет управление муниципальной собственностью и обеспечивает устойчивую работу всех подведомственных служб, от деятельности которых зависит жизнедеятельность города Кургана

- организует формирование, утверждение и исполнение городского бюджета, исполнение программ и планов социально-экономического развития города, отчитывается за их исполнение перед городской думой

- гражданство РФ или гражданство иностранного государства - участника международного договора, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления

Требования к кандидату на должность главы администрации Тюмени:

- высшее образование (юридическое или экономическое)

- возраст не менее 35 лет

Основные обязанности главы Тюмени:

- стаж работы на государственных должностях РФ, субъекта РФ и (или) выборных муниципальных должностях не менее трех лет, либо стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее шести лет, либо стаж работы руководителем государственного и (или) муниципального предприятия, учреждения не менее восьми лет

- поддерживать профессиональный уровень, необходимый для осуществления полномочий

- соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, обеспечивать в пределах своей компетенции их соблюдение и защиту

- обеспечивать целевое использование предоставленных на осуществление отдельных государственных полномочий материальных ресурсов и финансовых средств

- беречь муниципальное имущество, в том числе предоставленное для осуществления полномочий

- представлять в уполномоченные органы государственной власти Тюменской области в установленном ими порядке расчеты финансовых затрат, требуемых на осуществление отдельных государственных полномочий, отчеты об их исполнении, иные документы и информацию, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий

- исполнять письменные предписания уполномоченных органов государственной власти Тюменской области в рамках переданных государственных полномочий

- не разглашать охраняемую законом тайну.

- обеспечивать возврат материальных ресурсов и неиспользованных финансовых средств при прекращении исполнения отдельных государственных полномочий

Без страховкиМодель сити-мендежера демократична только при наличии противовесов ей в обществе, считает Вадим Бондарь, заместитель директора Института национальной конкурентоспособности

- Вадим Николаевич, почему администрации городов, как правило, выбирают модель управления городом, при которой глава муниципального образования - это председатель думы, а глава администрации - нанятый менеджер?

Вадим Бондарь

- В чем наибольший риск такой модели?

- Это действительно тенденция в стране. Но, по-моему, выбирают не администрации городов, а региональные власти. Очевидно, что им гораздо легче убедить депутатов городских дум внести поправки в устав города и назначить нужного человека, чем провести его на выборах. Реформы - муниципальная и ЖКХ - будут непростыми, и желание региональных властей держать ситуацию под контролем через «своих» людей естественно.

- Обычно аргументом в пользу такой модели служит ее популярность в США и Великобритании. Но демократична ли она?

- Если городские депутаты слабы, если нет других механизмов обратной связи, если люди пассивны и не пытаются заставлять власть выполнять свою работу добросовестно, - тогда управляющий может оказаться марионеткой в руках губернатора или какой-то олигархической группировки. Или, наоборот, может стать «царьком», который подбирает угодных ему депутатов, которые потом назначат его управляющим. Несколько лет назад такой случай был в одном из районов Ленинградской области, и тогда избиратели инициировали референдум, чтобы добиться прямых выборов главы.

Вы правы, сомневаясь в демократичности предлагаемой модели, поскольку введение института управляющих не уравновешивается созданием механизмов обратной связи. Должны существовать активные некоммерческие организации, независимые СМИ, общественные бюджетные комитеты, территориальное самоуправление, тотальная гласность администрации, открытый бюджет и различные выборные органы местного самоуправления (казначей, счетная палата и другие). Тогда можно говорить о демократичности.

- Не соглашусь с тем, что модель наемного управляющего широко распространена в западных странах. Да, в США все больше городов внедряют схему наемного менеджера. Но в общей массе муниципалитетов эта форма управления не преобладает. А в Германии, наоборот, все больше муниципалитетов принимают такую систему управления, когда бургомистр одновременно возглавляет исполнительную и представительную власть. В нашем новом законе о местном самоуправлении такое совмещение запрещено вовсе.

- Добавим к этому: условия контракта с главой администрации (в части осуществления государственных полномочий) определяются законом субъекта федерации. А еще законом субъекта можно установить дополнительные требования к кандидатам на должность управляющего. На мой взгляд, все это явно противоречит статье 12 Конституции РФ, где сказано: «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

- Сити-менеджер назначается комиссией, в которую входят представители администрации субъекта федерации. Это не противоречит конституции?

- Депутаты могут расторгнуть контракт с управляющим. Если, конечно, заранее хорошо продумают текст контракта. А то может получиться так, что расторжение контракта слишком дорого обойдется городскому бюджету. Опять же все это имеет смысл, если депутаты люди самодостаточные и независимые. Но, к сожалению, очень часто депутаты (а они теперь почти все неосвобожденные) - из городских бюджетников: учителей, работников ЖКХ и так далее.

- Реально ли населению влиять на сити-менеджера через депутатов?

Государев человекИнститут сити-менеджеров позволяет создать условия для построения вертикали власти, считает Александр Александров, начальник управления по координации внутренней политики администрации губернатора Свердловской области

- Александр Александрович, в чем вы видите преимущества института сити-менеджера?

Александр Александров

- А в чем слабость?

- При нем нет негативной зависимости управления городом (районом) от фактора выборов. Сити-менеджер не будет искусственно подгонять центральные проекты муниципалитета под решение избирательных задач. Например, известно, что некоторые мэры сегодня даже дату ввода важных муниципальных объектов привязывают к сроку своего избрания. Сити-менеджер делать этого не станет. Он позволяет создать условия для построения вертикали власти. Почти наверняка это будет компромиссная фигура между субъектом федерации и муниципалитетом. В конкурсной комиссии, отбирающей сити-менеджера, треть членов представляют субъект федерации. Эти люди выдвигаются губернатором и утверждаются представительным органом региона.

- Конституция отделяет муниципалитеты от государства, в то же время сити-менеджер назначается комиссией, в составе которой представители региональной администрации. Вы не улавливаете противоречия?

- В отсутствии мандата народного доверия. Мы привыкли говорить: мэр - хозяин города. Сити-менеджер не хозяин, он работник, нанятый для выполнения определенной функции. Ему придется лавировать, учитывать позицию сразу многих центров силы - губернатора, главы муниципального образования, депутатов, финансово-промышленных групп, партий. Будут ли горожане чувствовать себя спокойно, если власть столь нестабильна и подвержена влиянию других сил?

- Какая модель самоуправления, по-вашему, наиболее эффективна для столичных городов Урало-Западносибирского региона?

- В комиссии не только представители субъекта федерации. Две трети ее состава определяются муниципальной думой. Муниципалитеты и при этой схеме не входят в систему государственной власти. А совместной работы органов муниципальных и государственных властей конституция не запрещает.

- Модель выборов сити-менеджера не стыкуется с идеей назначения глав столичных городов…

- В Свердловской области большинство муниципальных образований предпочли традиционную схему: их главы одновременно являются главами администраций. Это позволяет сохранить преемственность схем управления. В период, когда идут сложные реформы, весьма опасно экспериментировать еще и с самой властью. Для Урала, характеризующегося высокой концентрацией промышленного производства, очень важно сохранить единство и централизацию управления.


Главная страница :: Инвестиции :: Город взят
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz