Главная страница :: Инвестиции

Повернуть, потом разгоняться Альянс, удобренный амбициями На запасном пути В чужом отечестве Тесный костюмчик Газ запущен У москвичей свой интерес Куда идти за кадрами Хорошего должно быть много мягкая мебель

В Екатеринбурге 24 мая откроется частный НИИ - ЗАО «Институт квантового материаловедения». Для Уральского региона и России в целом это явление пока редкое: до сих пор частная наука идет преимущественно путем приватизации уже существующих государственных исследовательских институтов, причем их главную ценность предприниматели видят не столько в научных наработках, сколько в занимаемых этими НИИ зданиях в центре городов. Генеральный директор Института квантового материаловедения, доктор физико-математических наук Юрий Горностырев уверен, что его проект станет рентабельным.

Юрий Горностырев

- Мы возникли как дочерняя компания исследовательско-технологического центра «Аусферр» (Магнитогорск). Он с 1995 года проводит большой комплекс научно-исследовательских и технологических работ для металлургического и прокатного производств Магнитогорского меткомбината. Металлурги в последнее время ощущают острую необходимость в деловых связях с наукой, поскольку смена какой-либо производственной номенклатуры предполагает освоение новой технологии, ее доработку при внедрении на конкретном предприятии. «Аусферр» занимается в основном исследованиями технологических процессов. Но необходимо еще проводить и фундаментальные исследования, консолидировать различные исследовательские направления. С этой целью и был создан наш НИИ как отдельный бизнес. В Екатеринбурге мы не случайно, поскольку именно здесь находятся главные уральские специалисты в области физического материаловедения. Мы будем выполнять заказы «Аусферра», а также напрямую сотрудничать с ММК и другими меткомбинатами.

- Юрий Николаевич, неужели научные исследования в сегодняшних экономических условиях способны приносить хороший доход?

- Это небольшие средства, поскольку приобретение дорогостоящего исследовательского оборудования не требуется (экспериментальные исследования будут проводиться по договорам на площадках других НИИ). Наши главные затраты - вложения в кадры (в институте будут работать около 20 научных сотрудников) и приобретение компьютеров, поскольку основной работой станет компьютерное моделирование. Первоначальные инвестиции на эти цели составили около миллиона рублей. На втором этапе потребуется, видимо, столько же. Прогнозировать срок окупаемости сложно. Чем исследования дальше от практических, тем выше риск вложений и шире временные рамки. Тем не менее, я считаю, что на уровень рентабельности можно выйти уже до конца этого года. По мере становления будем затевать и более долгосрочные проекты.

- Каких инвестиций потребовало создание вашего института?

- Очень коротко научное направление я бы сформулировал именно как квантовое материаловедение. Свойства материалов в значительной мере определяются микроструктурой, которая формируется в процессе термической и механической обработки. Структура эта возникает как результат фазовых превращений в материале. Мы собираемся изучать фундаментальные закономерности, происходящие на микроскопическом уровне, близком к атомной электронной структуре этого явления, и ответственные за формирование свойств в первую очередь в сталях, сплавах, других металлических соединениях.

- О каких конкретно исследованиях идет речь?

- Для нас это направление не главное, поскольку мы произошли от черной металлургии, а эта отрасль трудно совместима с нанотехнологиями: там производство отличается большим тоннажем. Тем не менее мы сейчас рассматриваем возможность участия в проекте совместно с Институтом перспективных материалов из Уфы и Магнитогорским горно-металлургическим университетом по исследованиям в области производства наноструктурированных сталей.

- Будете ли заниматься модными нынче нанотехнологиями?

- В принципе это возможно. Но беда в том, что большинство НИИ привыкло работать с предприятиями на основе хоздоговоров, определяющих слишком абстрактные исследовательские направления. Результаты таких исследований современные компании не интересуют. Те заинтересованы в адресных вложениях, чтобы формулировать конкретный круг проблем и получать на них научно обоснованные ответы. Наиболее эффективно функционировать в настоящее время могут отраслевые институты, способные дать предприятию рекомендации для улучшения технологических условий производства.

- Можно ли создать из отраслевых НИИ рентабельные бизнесс-труктуры?


Привет Чернышевскому
Дискуссия о стратегии развития ИТ-компаний началась с того, что директор группы компаний АСК Евгений Шароварин констатировал: рынок в крупных уральских городах если и не созрел окончательно, то близок к этому, четко сегментирован; доли игроков практически стабилизировались, увеличивать их за счет конкурентов тяжело и затратно до нецелесообразности. Доходы компаний от продажи «железа» падают, поскольку вендоры и дистрибьюторы в конкурентной борьбе постоянно снижают цены. Продажа техники, по характеристике Шароварина, практически свелась к отстроенной логистике: «Передвижение коробки с принтером ничем не отличается от передвижения коробки со стиральным порошком». Соответственно и заработать на этом можно будет максимум доллар. Сектор системной интеграции тоже практически насыщен: все более или менее выгодные клиенты либо уже внедрили большую часть ПО и интегрировали его в корпоративную информационную систему, либо находятся в процессе. Лучше обстоят дела в относительно молодом и самом динамичном (88% прироста по России за 2004 год) секторе услуг, но и он не резиновый - рано или поздно тоже насытится и сегментируется.

В санатории «Урал» под Южноуральском (Челябинская область) 26 и 27 мая прошел четвертый уральский ИТ-форум. Курортная локация неслучайна: ярко выраженный элемент тусовки и неформальная обстановка - визитная карточка мероприятия этой сферы, единственного за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Столичный образец включает две составляющие: светскую и маркетинговую. О вещах действительно важных и неоднозначных, требующих дискуссии, как правило, не говорят. На уральском форуме, проходящем в буквальном смысле без галстуков (наиболее распространенная форма одежды - футболка и шорты), бурно обсуждались проблемы, напрямую касающиеся бизнеса. Директора компаний не боялись делиться опытом и высказываться: мероприятие не публичное - все свои. Заметно больше и ярче других обсуждалась стратегия развития региональных ИТ-компаний -; самый больной вопрос.

Две крайности
Путь диверсификации - самый легкий и массовый. Директор группы компаний АСП Руслан Сагидуллин делится опытом: «Я больше чем уверен: если в компанию вложить столько же, сколько она стоит - ее заработки не удвоятся. Поэтому если на рынке появляются сегменты, где есть вероятность заработать больше, туда и можно вкладывать экстраприбыль. Пусть это будет и не ИТ-сектор». Позицию поддержали не все. Одним из ярых противников выступил генеральный директор компании « Диджитек» Александр Сибиряков: «Получается, что все компании должны работать и в корпоративном сегменте, и в оптовых продажах, и какие-нибудь розетки чинить. Дальше больше - начать колбасой торговать. Так мы очень скоро перестанем быть собственно ИТ-компаниями». Колбасная тема получила продолжение: вспомнили пример одной некогда успешной уральской ИТ-компании, владелец которой, добившись максимальной капитализации, продал ее, купив взамен колбасный заводик в Подмосковье, который при меньших усилиях приносит значительно больше прибыли. «Колбасный заводик» - тут же стал именем нарицательным, означающим в ходе дальнейших дебатов диверсификационный путь развития компаний и освоение «неайтишных» сегментов.

Словом, линия горизонта развития опасно приблизилась. Как заметил генеральный директор ЗАО «Корус АКС» Юрий Розенбойм, бизнес, переставший расти, тут же начинает «схлопываться». В беседе вполне логично всплыли образы хищных московских компаний, которые, по мнению участников форума, спят и видят, как бы подмять под себя региональные рынки. На извечное «что делать?» нашлось три ответа: диверсифицировать бизнес, создавать узкоспециализированные нишевые компании или развиваться экстенсивно, расширяя ареал присутствия.

Следует признать, стратегия диверсификации достаточно опасна: распыляясь на множество сфер деятельности, компании теряют в конкурентоспособности. Однако и путь узкой специализации не безупречен. Во-первых, как договориться о том, какая компания и на чем будет специализироваться? А если в одной узкой нише появится несколько компаний, ситуация вернется к патовой: стабилизации рыночных долей и отсутствию возможностей развития. Во-вторых, путь просто рискован: уйти в ограниченный сегмент деятельности - значит сложить все яйца в одну корзину. Так что выбирают его немногие. Участники форума по пальцам пересчитали примеры крупных успешных региональных узкоспециализированных компаний.

Оказалось, что пример далеко не единственный. Компании сферы информационных технологий все чаще не только диверсифицируются, но и вовсе меняют сферу деятельности. Этому тоже найдено логичное объяснение. «Производство стройматериалов, к примеру, сегодня очень выгодный бизнес. Но если посмотреть на игроков этого рынка, мы увидим, что кадры, маркетинг, менеджмент у них слабее, чем в ИТ-индустрии. Поэтому любая айтишная компания, выйдя туда, без проблем займет свою нишу», - считает Руслан Сагидуллин. Видимо, эта легкость привлекает все больше собственников ИТ-компаний. «У половины сидящих здесь есть непрофильные бизнесы, и постоянно появляются новые», - это провокационное заявление Евгения Шароварина возражений не вызвало.

Юрий Розенбойм подошел к вопросу философски: мол, потому у нас и не получается, что сами себя клеймим «регионалами». Москва ведь тоже регион, но москвичи себя «регионалами» не считают. Евгений Шароварин парировал: «Мы региональные компании исторически и как раз пытаемся найти выход, чтобы перестать быть таковыми».

Диагноз: региональность
Самым привлекательным показался третий путь: расширение географии присутствия с конечной целью вырасти до уровня общероссийской компании. Тут с примерами оказалось еще хуже: удалось вспомнить лишь пару случаев. А вот московские компании приобретают всероссийский статус с завидной регулярностью.

Постскриптум от автора
По завершении форума меня долго не покидало ощущение недосказанности. Потом я понял: за два дня ни разу не прозвучало слово «инновации». О том, что вариантом развития для компании может стать создание уникального продукта или услуги (где как не в ИТ-индустрии интеллектуальный потенциал может уравновесить финансовые и кадровые проблемы, лоббистские усилия конкурентов), лишь единожды заикнулся представитель одной пермской компании. Никакой реакции эта реплика не вызвала.

Суммировав мнения участников форума, можно указать на два существенных отличия местных компаний от московских. Во-первых, у региональных компаний очень мало шансов выиграть тендер, объявленный крупным предприятием или холдингом, - центр принятия решений находится в Москве. Во-вторых, общую для всей отрасли кадровую проблему в столице решать намного проще. Евгений Шароварин поясняет: тут задействованы миграционные механизмы, «хорошему специалисту нет смысла переезжать из Кургана в Челябинск или из Перми в Екатеринбург, он от этого практически ничего не выигрывает. Но если специалист в принципе готов переехать ради улучшения условий жизни, карьеры - он едет в Москву». Потом «внутренние эмигранты» нередко возвращаются на «малую родину», но уже как эмиссары московских компаний. Региональные компании, тоже испытывающие кадровый голод, поневоле стали кузницей кадров для агрессивно наступающих москвичей. Как переломить эту тенденцию? Представители компаний разводят руками: у москвичей больше объективно возможностей. Круг замкнулся.

- Но ведь лет через пять москвичи вас слопают!

То, как легко руководители многих немаленьких по местным меркам предприятий признали стратегическое превосходство московских конкурентов, не давало мне покоя. Возможно, не все было сказано? Может, у регионалов есть какой-никакой «туз в рукаве»? Уже поздним вечером за кружкой пива я, не удержавшись, вновь завел разговор об этом с одним из директоров-собственников:

Видимо, колбасный заводик для себя он уже присмотрел.

- Слопают, - спокойно улыбнулся собеседник.

В регионах - интереснее

Дополнительные материалы:

Станислав Сиражев


- Станислав Юрьевич, в чем значение ежегодного уральского ИT-форума?

Исполнительный директор Ассоциации компаний сферы информационных технологий Станислав Сиражев уверен: отсутствие официоза идет на пользу конструктивному общению бизнеса

- Чем наш форум отличается, к примеру, от московских?

- Любой рынок, и ИТ не исключение, должен быть самоорганизован. Это не хаотичное поле, где каждый сам по себе, никто никого не знает и делает, что хочет. Признак цивилизованного (я бы даже сказал - капиталистически правильного) рынка это развитые сильные компании, которым есть о чем поговорить, что обсудить и показать. Форум это продемонстрировал: на нем даже ярые конкуренты готовы нормально общаться, обсуждая общие для всех проблемы. Способствовать цивилизованному развитию рынка - в этом и состоит цель форума. Впрочем, как и Ассоциации компаний сферы информационных технологий.

- На нынешнем форуме случились открытия? Возникло нечто совершенно новое на уровне идей?

- Здесь обстановка менее пафосная. В Москве куда больше официоза, манерности, уже все поделено и сыто. Там общее настроение: какие могут быть проблемы, если дистрибьюторы, вендоры, поставки - у нас, госструктуры - тоже у нас, все деньги идут к нам и особо напрягаться не надо. В регионах рынок еще активно развивается, компании растут, им нужно бороться за заказчиков, сражаться с конкурентами, пробиваться в федеральные государственные программы, давать отпор тем же москвичам. Одним словом, шевелиться. Результат - более живая, острая атмосфера, обсуждение реальных проблем, поиск оригинальных путей, которые позволили бы региональным компаниям быть более гибкими, чтобы удержаться на рынке, где присутствуют представители московских монстров.


Главная страница :: Инвестиции :: Неужели колбасный заводик?
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz