Главная страница :: Инвестиции

Зрелищ и хлеба Налог на вашу голову Ты можешь владеть всем. лишь бы ничто не владело тобой Магнитка идет к морю Почти военный репортаж Спроси меня: как Проект, еще проект Не ждали Первые в приполярье мягкая мебель

С окончанием сентября для большинства туристических компаний, занимающихся выездным туризмом, большой летний сезон завершился. Главным его событием в Екатеринбурге стало окончание передела рынка: 70% его заняли федеральные и международные туроператоры (Pegas Touristik, Natalie Tours, «Санрайз» из Москвы; «Нева» и «Ривьера» из Санкт-Петербурга; международный Tez Tour). Они ведут экспансию на столицу Урала второй год, и в этом сезоне по сравнению с 2004 годом увеличили присутствие более чем вдвое. В начале 2005-го с рынка ушел один из лидеров - екатеринбургская компания Jazz spanavel: по мнению участников рынка - не выдержав демпинга. Спустя три месяца его место быстро занял новый сильный местный оператор компания More spanavel с аналогичной концепцией - только массовые направления (Турция, Египет, ОАЭ и Таиланд). More spanavel выступила консолидатором (ответственным за организацию и выполнение) части рейсов «Уральских авиалиний», что дало повод участникам рынка считать компанию структурой авиаперевозчика. В More spanavel от связей открещиваются и называют « Уральские авиалинии» партнером.

- Андрей Порубов

Екатеринбург - первая ласточка в деле захвата туристических рынков крупных городов Урала. В других областных центрах чужаков можно пересчитать по пальцам. В Перми - это московская «Инна-Тур» (она же - в Кургане) и «Ривьера», в Тюмени - «Ривьера» и «Нева». Вероятно, с ростом конкуренции в Екатеринбурге федеральные компании двинутся в другие уральские города, подобно тому, как конкуренция в столицах подтолкнула их к развитию бизнеса в Екатеринбурге.

По итогам сезона от оставшихся местным игрокам 30% рынка More spanavel взяла как минимум 10%. Остальные 20% по большей части за крупными компаниями - «Мир», «Фонд мира» и «Спутник». Массового прекращения работы местных операторов вследствие их выдавливания с рынка более сильными международными и федеральными пока не наблюдается. Тем не менее в екатеринбургских турфирмах признаются, что работать стало тяжелее: клиент идет не столь неохотно.

Интерес инорегиональных туроператоров к столице УрФО не случаен: здешний рынок - самый большой в округе, отсюда в заграничные туры отправляются 10 - 40% туристов из областей, соседних со Свердловской. Причины две. Первая - екатеринбургские операторы ведут затяжные позиционные войны, проявляющиеся в снижении цен на турпакеты, что привлекает потребителей. Вторая - горожане Челябинска, Тюмени и Кургана предпочитают Кольцово: их собственные аэропорты технически слабее, уровень сервиса в них ниже, конкуренция чартерных компаний недостаточна. А добраться до екатеринбургского аэропорта не составляет труда. Например, челябинское Баландино в нынешнем состоянии не может принимать Ил-86: взлетно-посадочные полосы требуют модернизации. Кроме того, там затруднена процедура таможенного оформления: в международном секторе всего одна стойка регистрации. А от Челябинска до Екатеринбурга на автомобиле - два часа. В этом сезоне среди пассажиров, отправившихся на зарубежный отдых чартерами из Кольцово, доля челябинцев доходила до 40%. Если из Екатеринбурга на чартерах за лето улетело более ста тысяч туристов, то из Челябинска - не больше сорока тысяч, а из Тюмени, Перми, Уфы и того меньше, по 15 - 30 тысяч.


«Нарушение конвенции» - далеко не единственная беда минувшего сезона. Одна из тенденций - изменение сроков спроса населения на заграничный отдых. Директор Свердловского бюро путешествий и экскурсий Наталья Карамышева: «Пик спроса переместился с августа на конец июня - начало июля, потому что люди боялись повышения цен на путевки во второй половине сезона, как это было в прошлом году». Между тем в июле екатеринбургская паспортно-визовая служба (ПВС) неожиданно отказала гражданам в срочном оформлении загранпаспортов. Прежде туроператоры могли за определенную сумму оформить для клиентов загранпаспорт за четыре дня. Теперь же ПВС установила для всех единый срок - 30 дней. Официальная причина: нехватка сотрудников. Участники рынка знают о другой причине. По информации директора одной из турфирм города, в середине лета в ПВС прошли проверки, инициированные ФСБ на предмет выявления фактов коррупции. Так или иначе, ситуация с оформлением загранпаспортов больно ударила по туроператорам. «Это был полный клинч, полный ступор, - вспоминает вице-президент ассоциации туризма Свердловской области Олег Аксельрод. - Положение патовое: клиенты жаждут купить путевки, но не могут оформить паспорта в короткое время».

Турция с запахом дыма
Предпочтения туристов в минувшем сезоне коммерческий директор компании «Уральские авиалинии» Кирилл Скуратов характеризует так: «Турция осталась лидером чартеров, хотя и испытывала возрастающую конкуренцию со стороны других направлений». Прогнозы отдельных экспертов о том, что спрос на Турцию упадет в связи с существенным подорожанием путевок (на 20 - 30% в зависимости от месяца; средняя стоимость - 550 долларов за отель 3* по системе «все включено» на 10 дней), не оправдались. Если во всем мире сильное негативное влияние на туристический рынок оказывают терроризм, международные и внутренние конфликты, климатические катаклизмы и эпидемии, то на жаждущих путешествовать россиян, отмечают операторы, все это действует с обратным эффектом: уральцев не смутили ни землетрясения, произошедшие в Турции в начале мая, ни теракты. Причина банальна: стоимость туров резко падает, что и привлекает соотечественников, готовых рисковать, но экономить. Исполнительный директор компании «Фонд мира» (Екатеринбург) Елена Алесенко вспоминает: «Взрыв в отеле в Шарм-Эль-Шейхе, взрыв на Бали - и сразу же приток российских туристов в эти места. Нашим хоть окопы вырой, но дай возможность отдохнуть за 50 долларов». Впрочем, директор представительства турфирмы Natalie Tours в Екатеринбурге Олег Хигер склонен объяснять интерес россиян к проблемным направлениям не столько стремлением сэкономить, сколько привычкой к опасностям: «Информация о внутренних террористических угрозах затмевает сообщения о внешних. Многие сочли, что отдых на турецких курортах, где в этом году были взрывы, не более опасен, чем поездки в метро».

Терпение кончилось
Еще один фактор, негативно влияющий на бизнес туроператоров, - монополия «Уральских авиалиний» в сегменте чартеров из Екатеринбурга. Доля компании составила 80% перевозок за сезон. Основные претензии туроператоров к «Уральским авиалиниям» сводятся к трем пунктам: высокие цены на перелет, неудовлетворительное состояние самолетного парка, игнорирование интересов туроператоров (представители турфирм, к примеру, отмечают несговорчивость компании в вопросе согласования времени отправки чартеров). Олег Аксельрод: «Уральские авиалинии» выдерживают такую политику: билет из Екатеринбурга в определенное направление стоит немного дешевле двух составляющих - билета до Москвы плюс билета от Москвы по этому направлению. В итоге цены завышаются.

Загранпаспорта выдаются сроком на пять лет. Это означает, что каждый год 20% клиентов должны их менять. Половина спохватывается в последний момент. Плюс граждане, получающие загранпаспорт в первый раз. В итоге, по оценке туроператоров, было потеряно 10% сезонного объема рынка (общий объем екатеринбургского рынка оценивается игроками в 120 - 150 млн долларов), компании по вине ПВС недосчитались порядка 15 млн долларов. Восстановить процедуру срочного оформления загранпаспортов обещали с 1 августа, но дата была перенесена на неопределенный период. Туроператоры настроены пессимистично: по их прогнозам, ситуация не разрешится и в зимнем сезоне.

Все недовольство «Уральскими авиалиниями», что накопилось у туроператоров, в итоге вылилось в заказ альтернативных рейсов. 29 апреля на рынке чартеров Екатеринбурга появилась московская авиакомпания «ВИМ-Авиа», а 5 июня - «Кавминводыавиа». Олег Хигер: «Приход этих компаний говорит о том, что монополию невозможно поддерживать, бесконечно используя административный ресурс. „Уральские авиалинии“ в последнее время ведут бизнес именно с позиций силы. Обсуждения условий сотрудничества с турфирмами затруднены».

Кроме того, билеты дорожают из-за роста цен на топливо. С 2004 года российские авиакомпании применяют топливные надбавки к стоимости билетов. Большинство, в том числе «Уральские авиалинии», решились на этот шаг прошлой осенью. Топливные надбавки компании тогда составляли 10 - 20 долларов в одну сторону в зависимости от дальности перелета. За год топливные сборы «Уральских авиалиний» увеличились почти в десять раз: в конце летнего сезона-2005 размер надбавки достигал 90 долларов. Олег Хигер: «Топливо - проблема, которая душит туристический бизнес. В Екатеринбурге это ощущается острее, чем в Москве, где есть конкуренция между авиаперевозчиками. Заключив контракт с турфирмой, они выполняют его условия до последнего и пересматривают цены в том случае, если начнут работать в убыток. В Москве в течение этого сезона цены авиаперевозчики не пересматривали. „Уральские авиалинии“ делали это несколько раз, и не всегда корректно». Претензии к «Уральским авиалиниям» предъявляет и коммерческий директор More spanavel Александр Лобанов: «Были случаи, когда авиакомпания „Уральские авиалинии“ поднимала цены накануне вылетов. И мы вынуждены были добирать разницу стоимости топлива с туристов, чтобы самим не терпеть убытки».

В зимний сезон авиакомпании, базирующиеся не в Екатеринбурге, имеют шанс занять существенно большую часть рынка. С сентября этого года изменились правила допуска отечественных авиакомпаний в Европу. В частности, российские авиаторы лишаются возможности летать на Ту-154, шумовые характеристики которых не соответствуют европейским стандартам. А на балансе «Уральских авиалиний» достаточно много авиалайнеров Ту-154М, подпадающих под этот запрет. Однако компания не намерена отказываться от полетов в Европу. По словам заместителя генерального директора авиакомпании Владимира Чикилева, самолеты «Уральских авиалиний» будут совершать посадки в небольших региональных аэропортах, на которые не распространяется действие ограничительных норм. Возможным, по мнению перевозчика, выходом из ситуации может стать перевод чартеров на Ил-1 Этот четырехмоторный турбовинтовой самолет со 120 пассажирами на борту может преодолевать расстояния до 6 тыс. километров, что достаточно, чтобы с посадкой в Адлере или Минводах долететь с Урала до традиционных курортов Египта и Турции. Как ко всему этому отнесутся клиенты - неизвестно.

Зимний сезон - горячие проблемы
Приход новых игроков изменил расстановку сил на рынке чартерных перевозок Екатеринбурга, но не коренным образом: «ВИМ-Авиа» и «Кавминводыавиа» досталось лишь 20% чартеров. Компании не смогли составить серьезной конкуренции по ценам уральцам из-за того, что базируются не в Екатеринбурге, значит, имеют лишние расходы по эксплуатации судов и минимальные возможности для их замены. В итоге цены на билеты у местной компании и пришлых перевозчиков были практически одинаковы. Участники рынка считают, что единственным выходом из сложившейся ситуации может быть базирование еще одной авиакомпании в аэропорту Кольцово. Теоретически такое возможно, но практически маловероятно: слишком хорошо «Уральские авиалинии» адаптированы к местным экономическим и административным условиям.

По словам ведущего инженера Кольцово Николая Кошкина, аэропорт уже готов к приходу новых авиакомпаний, использующих западную технику. Весной он получил разрешение Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса на прием Boieng-76 Туроператоры склонны считать, что «Уральские авиалинии» все-таки возьмут «боинги» в лизинг. Иначе главный уральский авиаперевозчик может перестать быть таковым. По крайней мере, потеряет лидерство по пассажирским перевозкам в Европу.

Туроператоры оптимизма авиаперевозчика не разделяют. Олег Хигер: «Мы не чувствуем будущего на европейском направлении в диалоге с „Уральскими авиалиниями“. Они заявляют, что вот-вот возьмут в лизинг шесть „боингов“, но ничего не делают. Если это произойдет - слава богу, потому что работать с местной авиа-компанией все-таки проще». Еще год назад глава уральского представительства авиакомпании «Аэрофлот» Валерий Чичилимов сетовал: трудно придется всем авиакомпаниям Уральского федерального округа после введения новых норм, но выход один - покупать зарубежную технику. Это может позволить себе не каждая авиакомпания, как минимум из-за высоких таможенных пошлин: они составляют примерно 40% от стоимости самолета.


За год в Свердловской области состоялось 40 премьер. Попали в фестивальную афишу 11 постановок. Среди них три музыкальных, семь драматических и один спектакль междужанровый. Лишь две постановки можно отнести к классике: «Щелкунчик» Чайковского и «Женитьбу» Гоголя. «Чайка» так далеко улетела от Чехова, что в литературных прародителях ее значится Акунин, а он все-таки еще не классик, потому что современник.

Интересное явление - театральный фестиваль. Все спектакли уже были показаны, что где, в разное время, и впечатление производили вполне хаотическое. А собранные вместе, они вдруг рождают новое качество: создают ясную картинку жизни как театральной, так и той реальной, которую отражают. Свердловский областной фестиваль-конкурс «Браво!» - как стоп-кадр длиною в год. Причем выбирается любопытный ракурс: на 2004-й (обзор проводится года завершившегося) смотришь как на настоящее, но из будущего, ведь на календаре давно 2005-й. Скрытое становится явным, обозначается вектор движения. Нынешний фестиваль четко продемонстрировал, куда идет театр. Он идет к современности, к молодежи, к насущному. Еще пару лет назад он ощущал себя на перепутье, то топтался на месте, то метался между крайностями. Но сегодня определился и потому немного успокоился. Театр не уводит от жизни, он приводит в жизнь.

Региональные театральные конкурсы иногда называют «Золотой маской» местного уровня. Это не совсем так: разница не в масштабах, а в принципах. Здесь важна не только цена (призы и лауреатство), но и оценка. Областные конкурсы почти лишены интриги, которая бурно расцветает там, где есть борьба за победу и где велик элемент случайности. Тут все более предсказуемо, потому что более объективно, и обычно обходится без сюрпризов. И теперь обошлось. Каждый спектакль «получил по заслугам». Фестиваль «Браво!» стал своеобразным фиксатором места конкретного театра на данном этапе развития театрального процесса. Места не в спортивном понимании с чемпионской иерархией: первое, второе, третье и все остальные, а в творческом, с выявлением особенностей, достижений и пробелов - иерархии поиска.

Два фестивальных спектакля созданы студентами театрального института. Очевидно, экспертная комиссия посчитала их более значимыми, чем почти 30 профессиональных постановок, не вошедших в итоговую афишу. Нашему времени, говорят социологи, характерно ювенильное мышление - не в смысле незрелое, а в смысле ориентированное на молодость. Театр это учуял и уже отразил. А фестиваль даже выявил закономерность: наибольший успех и у зрителей, и у критиков имеют как раз те постановки и театры, которые активно действуют в русле этой тенденции.

Когда же в детском театре появился проект под девизом «детям вход воспрещен» и с предупреждающим об опасности дорожным треугольником в качестве символа - «Театр за бетонной стеной» - были опасения, что перебрали-таки с экспериментами. Нет, удалось пройти по лезвию вкуса и меры. В фестивальную программу вошли две постановки именно этого театра в театре. И им сказали «Браво!». «Изображая жертву» отмечен как лучшая работа постановщика, это главреж ТЮЗа Вячеслав Кокорин, выделена и роль милиционера в исполнении Валерия Смирнова, а также актерский подвиг Алексея Журавлева, который играл со сломанной ногой (подробнее о постановке см. «Сейсмическая активность», «Э-У» 41 от 01.11.04). За роль в «Дембельском поезде» студент театрального института Вячеслав Ямбор получил спецприз «Дебют».

Театр умного зрителя
Может быть, когда-то взрослые и относились к ТЮЗам пренебрежительно, как к культурным «детским садам». Не помню. Последние годы именно их сцены нередко становились площадкой, где опробовались новые, в том числе для опытных зрителей, идеи и формы. Екатеринбургский ТЮЗ можно переименовывать в ТУЗ: театр умного зрителя. Причем любого возраста. И к самым маленьким здесь относятся уважительно: смешат, развлекают, но не подсовывают примитивные спектакли-игрушки. Маленький зритель, он как раз самый умный и есть. И о взрослых думают: в репертуаре «Облом-off», «Эвита», «Укрощение строптивой», на которых нескучно представителям любых постшкольных возрастных категорий.

Всеми последними постановками и проектами (мастерская молодых режиссеров, семинары по современной драматургии, фестиваль «Реальный театр») екатеринбургский ТЮЗ демонстрирует не случайный, время от времени, а целенаправленный поиск новых форм и новых смыслов. Он позиционируется как театр, молодой по мироощущению, поскольку делает ставку на ту самую ювенильную психологию нашего времени, которая напрямую не зависит от возраста, а подразумевает активность, переменчивость, высокую адаптивность и быструю, острую реакцию на происходящее в обществе.

Если справедливо утверждение, что настоящим является то произведение искусства, в котором, как ни раскладывай его на составляющие, остается загадка, «Дембельский поезд» - из этой категории. Когда разложим, получим: несовершенная по формальным признакам пьеса; слабо развивающиеся характеры; статичность действия. Если не будем раскладывать, получим колоссальный по силе эмоционального воздействия результат. Сколь угодно много гладких профессиональных спектаклей не вызывают отклика, здесь же - мощнейший резонанс. Театральный критик из Челябинска Владимир Спешков назвал пьесу Александра Архипова лирическим высказыванием автора о поколении тех, кого угораздило родиться в переломный момент истории и оказаться меж эпох. Прием «неактивированной матрицы жизни», на котором строится пьеса, не нов, он эксплуатировался неоднократно. Изображаемая на сцене жизнь, как оказывается, существует в несостоявшейся реальности, герои - мертвы; так они могли бы думать, мечтать, ссориться, страдать, если бы дожили до дембеля. Прием сам по себе очень сильный, но используется не спекулятивно, без выжимания слезы, на уровне обыденного. И тем не менее - а может быть, тем более - возникает потрясение. Оружию не обязательно быть новым, чтобы попасть в цель; главное - точная наводка. Поразительно точная наводка у этого спектакля.

Коляда: театр, миф, человек
Иной раз мне кажется, что Коляда как явление - вне всяких конкурсов. Он уже над ними. Но Николай Коляда, вечный борец с незадубевшей кожей, очень чувствителен к мнению современников. И две «отметины», которые оставил ему нынешний фестиваль, его явно порадовали. Это была справедливая оценка заслуг. Лучшая мужская роль - Владимир Кабалин в спектакле «Птица Феникс»: актер продемонстрировал редкую в наше время трагическую силу, благо пьеса и режиссерская стилистика позволяли. Спектакли Коляды - всегда на грани чувств, это мощный эмоциональный театр. Здесь не боятся использовать откровенно сильные средства, потому что цель - достучаться. Современный театр должен поразить, Коляда убежден - в самое сердце. Как сказал один из критиков, у Николая плохих спектаклей не бывает, его «средний уровень» отнюдь не средний. Новая постановка не стала самой-самой -; потому, что такая уже была. «Ромео и Джульетта» пять лет назад открыли новую эру, после этого спектакля весь российский театр стал жить иначе.

Куклы для взрослых
Свой поиск ведет и театр кукол. Главный режиссер Александр Борок, приехавший в Екатеринбург из Челябинска около трех лет назад, сразу заявил о намерении вернуть в кукольный театр взрослого зрителя. Ну кто сказал, что куклы - только для детей? Отнюдь. В прошлом сезоне он создал «The Hamlet», в нынешнем - «Чайку». Спектакли, как вы понимаете, о разном, объединяет их жанр - трагифарс. Но если в «The Hamlet» произошло то самое загадочное совпадение составляющих, которое и рождает искусство, и зритель, беззаботно отсмеявшийся два отделения, вдруг испытывает состояние, называемое катарсис, то в «Чайке», по моему мнению, этого не случилось. Весело, остроумно - но мимо главного. «Чайка» единственная породила на фестивале яростные споры, за что и была отмечена специальным призом как вызвавшая большой интерес. (Приз профессионального жюри за лучшую женскую роль, Аркадиной, получила также актриса Алла Антипова.) А вот с чем согласились все: театр кукол, уводя предельно далеко от классического источника, умеет вернуть зрителя-читателя классике. Наверняка немало тех, кто, посмотрев «Чайку» Борока, захотел или еще захочет почитать «Чайку» не Акунина, а Чехова.

Частный театр - не частный случай
Коляда-театр стал единственным из частных, который засветился на нынешнем фестивале «Браво!». Но поскольку мы смотрим на процесс немного из будущего, уже можно сказать, что интересные проекты задуманы в «Театроне» и осуществлены в «Волхонке». Последняя возмутилась господством комедий и провела необычную акцию. Зрители интеллектуальных спектаклей становятся участниками розыгрыша ценных призов, таким понятным способом привлекается внимание к серьезной драматургии. Но прежде чем возмутиться, «Волхонка» сама создала яркую комедию положений - «Гарнир по-французски»; в постановке Александра Фукалова. Смотришь на жалкие попытки ТВ рассмешить в течение 24 часов - и грустно делается. А здесь можно посмеяться без напряга. Лично я напрягалась лишь для того, чтобы делать это не слишком громко. Спектакль, очень полезный для здоровья. «Волхонка» мудро чередует постановки, не отягощенные высшими смыслами, и вполне «отягощенные», как новая работа театра по пьесе Теннеси Уильямса «Предупреждение малым кораблям».

Сам драматург и режиссер получил спецприз «за создание театра». Что вообще-то равно подвигу. Вроде и коллеги, и власти признали феномен Коляды, но - никакого «режима вспомоществования». Он продолжает существовать в «режиме преодоления». Возможно, именно такой образ жизни и высекает мощную искру творчества. Но хотя бы попробовать иное, попытать, какие еще грани Коляды откроются через приятие власть предержащих современников.

Живые и мертвые
«Сейчас идет формирование новой цивилизации, нового способа существования человека, иного расклада ценностей», - считает член фестивального жюри ректор Гуманитарного университета Лев Закс. По его мнению, есть театры живые, чувствующие изменения в обществе, в эстетических пристрастиях, и реагирующие на них, и есть спектакли мертвые, статичные, когда после просмотра повисает недоумение: зачем это показали? Отсутствие смысла в театральном деле страшнее любой театральной реформы.

Театр в области больше, чем театр
Новосибирский критик Ирина Яськевич заметила: «А вот у нас театров, кроме как в областном центре, больше нет». В Свердловской области - есть, в Челябинской - есть, есть и в Тюменской. Назначение таких явлений, как Серовский драматический или Тобольский имени Ершова - быть не только театром, а интеллектуальным центром. Восхищения достойно то, что, существуя в разреженном культурном пространстве, они не просто выживают, а ведут поиск современных выразительных средств, новых подходов к зрителю. Серов привез на фестиваль спектакль «Женитьба» и увез приз за лучшую женскую роль второго плана (Марианна Незлученко). Анализируя работу молодого режиссера Юлии Батуриной, искусствовед Владимир Спешков вспомнил кем-то выделенные ступени восхождения талантливого постановщика: сначала он ставит сложно и плохо, потом - сложно и хорошо, потом - просто и хорошо. Юлия Батурина продемонстрировала движение вверх и овладение второй ступенью.

У большого театра - большие, точнее, массовые, проблемы. Чтобы решить их, приглашается специалист по масс-культуре. Режиссер Дмитрий Астрахан знает законы удержания зрительского внимания. У екатеринбургского театра драмы был вполне удачный опыт создания под его руководством спектакля массового спроса, но не вызывающего неприятие и у тех, кто желает считать себя не частью «массы», а индивидуумом - «Репортаж из Тараскона». В последней же постановке отчетливо слышится послание режиссера к зрителю: ты - пипл, ну и хавай. Мы тебе спляшем, мы тебя посмешим, мы тебе, задрав ноги, упадем, и тебе еще чего нужно-то?!

Единственный спектакль, о котором почти не говорили и никак не отметили, «The Playboy» самого крупного областного драматического театра с академическим званием. А ведь наличествуют все признаки ремесла. Актеры профессионально выполняют поставленные задачи. Значит, дело в задачах.

Танцуют - все!
С драмы, традиционно, больше спрос. Музыкальные же постановки покорили всех, хоть и по-разному. Фестиваль «Браво!» стал триумфом Екатеринбургского театра музыкальной комедии, который забрал пять призов из шести возможных (приз за лучшую женскую роль - Маши в «Щелкунчике» - достался театру оперы и балета, точнее, молодой его солистке Маргарите Рудиной). Для эксцентрик-балета Сергея Смирнова («прописан» также в музкомедии) продолжился сезон наград: после «Золотой маски» лучшим хореографом назвал его и областной фестиваль. Спектакль «Тряпичный угол» подобен концертному номеру, но с единым сюжетом. Образы можно прочитывать по-разному: или это тряпичные куклы, или тряпичные люди непонятно в каком возрасте, между стариками и детьми, когда грань тонка. В отличие от большинства интеллектуальных, даже заумных постановок в жанре современного танца, эта покоряет человеческими интонациями. Уже осуществленное будущее подтверждает славу Екатеринбурга как столицы contemporary dance. Хотя в 2005 году и не появятся новые спектакли у Сергея Смирнова и Татьяны Багановой (театр «Провинциальные танцы»), зато две премьерные постановки представила танцевальная команда «Киплинг», создана интересная работа в Школе современного танца Льва Шульмана.

Хорошо, что уже 2005 год. И уже чувствуется другая линия в театре. Спектакль «Старший сын» - заявка нового подхода. В иной стилистике выполнена постановка, посвященная 60-летию Победы, - «Рио-Рита»: на нюансах и намеках, где информация существует, как в компьютере, в свернутом виде. Спектакль же просто набирает «код доступа», и разворачиваются подробные, неоднозначные, эмоциональные «файлы», рассказывающие о войне, о людях, о жизни вообще. Главный режиссер Екатеринбургского академического театра драмы Владимир Рубанов чувствует то, что сегодня определяет современность - интонацию, и умеет ее передать. В театр пришло много молодых актеров. Они должны не просто играть молодых, они должны играть в «живых» спектаклях на современном театральном языке. «Живой» же театр, как подтвердил нынешний фестиваль, это эмоциональный театр.

Фестиваль в целом зафиксировал: уральский театр не варится в собственном соку, а отражает настроение общества. Он стал более актуальным и эмоциональным. Не забывая развлекать, он в основном заставляет думать и чувствовать.

Лучшим же спектаклем года названа «Ночь открытых дверей» (режиссер Кирилл Стрежнев, сценограф Сергей Александров, исполнитель главной роли Владимир Смолин - все они стали лауреатами «Браво!»). По оценке музыковеда Ларисы Барыкиной, в то время как большинство театров оперетты страны застряли в 60-х годах (как будто не было ни перемен в общественном укладе, ни современного кино, ни новой драмы), а новорожденный в России жанр мюзикла представляет собой сплав колоссальных денег, громкой музыки и пустоты, екатеринбургская музыкальная комедия - живая и обновляющаяся. В «Ночи открытых дверей» профессия сошлась с глубиной, традиция - с современными требованиями.


Главная страница :: Инвестиции :: Иерархия поиска
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz