Главная страница :: Инвестиции

Ты можешь владеть всем. лишь бы ничто не владело тобой Магнитка идет к морю Почти военный репортаж Спроси меня: как Проект, еще проект Не ждали Первые в приполярье Мировая от бывших врагов Рубль длиною в жизнь мягкая мебель

Благоприятная мировая конъюнктура позволила Прикамью по итогам 2004 года сформировать профицит бюджета в размере около 3 млрд рублей. Но сегодняшние преимущества - величина не постоянная, понимают руководители области. При смене «ветров» на всемирном рынке рост промышленного производства территории снизится до 4,5 - 5%, что явно недостаточно для динамичного развития.

В Прикамье, входящее в число регионов-доноров, на протяжении всей своей истории опирается на сырьевые отрасли: каждый квадратный километр его территории оценивается по стоимости недр в 2 млн долларов. Таких областей в России немного. Львиную долю бюджета региона, естественно, формируют нефтяники (предприятия ЛУКойла) и производители калийных удобрений ( Уралкалий, « Сильвинит»). Вклад в экономический фундамент вносят компании химии и нефтехимии («Сибур-Химпром»;, « Метафракс», « Азот», « Минеральные удобрения»), а также предприятия черной и цветной металлургии (Чусовской и Лысьвенский металлургические заводы, титано-магниевый комбинат « Ависма», Соликамский магниевый завод).

Обладминистрация не раз заявляла, что готова рассматривать любые предложения. Инвестиционная емкость экономических субъектов всех форм собственности, по ее оценкам, достигает 2 - 2,5 млрд долларов, объектов инфраструктуры - 6,5 млрд долларов. Таким образом, своей главной задачей региональная власть считает формирование в Прикамье инвестиционной инфраструктуры как составляющей создания благоприятных условий ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Кроме того, уровень загрузки производственных мощностей экспортеров, на которых держится региональная экономика, вплотную приблизился к 100%, потенциал их роста практически исчерпан. Поэтому региональная власть видит перспективы в модернизации и расширении производства ведущих отраслей. А это требует масштабных вложений.

В прошлом году и.о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов издал указ «О государственной поддержке разработки и реализации инвестиционных проектов на территории Пермской области». Были также определены критерии и методика отбора заявок на получение такого рода поддержки. В частности, господдержка оказывается только проектам производственной сферы стоимостью (без учета амортизационных отчислений) не менее 300 млн рублей. При этом срок вложений не должен превышать трех лет с начала реализации проекта.

Агентство содействия
Система государственной поддержки инвестиций в Пермской области включает несколько основных направлений. Государственную поддержку крупных проектов оказывает Агентство содействия инвестициям. На эту структуру возложены функции экспертизы проектов, поиск инвесторов (российских и иностранных), подготовка предложений по механизмам финансирования, а также продвижение.

Первый конкурс проведен в декабре 2004 года, на него поступили заявки трех предприятий отраслей цветной металлургии, химической промышленности и деревообработки. Объем вложений по каждому составлял от 300 до 350 млн рублей. В качестве формы государственной поддержки авторы избрали возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, связанным с реализацией проекта. По итогам конкурса победителем стал Березниковский содовый завод, владелец которого, Русская содовая компания, планирует построить рядом с существующими мощностями предприятие, выпускающее так называемую «тяжелую» соду, которая идет на производство стекла. Стоимость проекта оценивается в 50 млн евро. Объем государственной поддержки определен в размере 36 млн рублей. Возмещение части затрат на уплату процентов будет производиться из расчета 2/3 от процентной ставки по кредиту, полученному на реализацию проекта, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату принятия решения.

Государственная поддержка осуществляется в форме либо предоставления гарантий, либо возмещения инвестору части затрат, связанных с реализацией проекта. Это могут быть уплата процентов по кредитам, полученным в российских банках, и средствам, привлеченным через лизинг, а также страхование рисков по проекту. Предусмотрены и такие формы содействия, как обучение персонала и развитие инженерной инфраструктуры. Критерии отбора заявок - экономическая, бюджетная и социальная
эффективность. Кроме того, при принятии решения о предоставлении господдержки учитываются экспертные оценки реализуемости и значимости идеи, а также необходимость ее для территории.

Сегодня основной формой поддержки инноваций является участие фонда в уставных капиталах организаций, создаваемых для реализации проектов. Решение о вхождении принимается советом директоров фонда по результатам предварительной экспертизы бизнес-планов. С начала деятельности Пермский фонд содействия венчурным инвестициям вошел в три инновационных проекта - в телекоммуникационной сфере, производстве строительных материалов и промышленных кондиционеров. Общий объем вложенных средств - 67 млн рублей.

Венчурный фонд
Господдержка инновационных (венчурных) проектов осуществляется Пермским фондом содействия венчурным инвестициям (ПФСВИ). К его приоритетным задачам относятся экспертиза проектов, а также участие в них в качестве акционера. Кроме того, фонд занимается продвижением на территории региона инновационных проектов в общероссийских программах Фонда Бортника «Старт» и «Темп».

Фонд принял решение об участии в создании серийного производства наукоемкой продукции - новых видов промышленных и транспортных кондиционеров. Пермское ЗАО «Элсокс» более 10 лет занимается разработкой и постановкой на поток систем нового типа (без использования фреона), опытные образцы продукции прошли апробацию в различных сферах промышленности. Сегодня перед разработчиками стоит задача запустить серийное производство. Решить ее без привлечения дополнительных средств невозможно. Одним из инвесторов выступает ПФСВИ, вклад которого составит, как и в первом случае, 20 млн рублей. Администрация области считает, что проект полностью соответствует политике коммерциализации научных разработок, проводимой региональной властью. Он станет одним из редких примеров, когда научная идея дойдет до стадии промышленного воплощения.

Первым профинансированным проектом фонда стало строительство городской универсальной широкополосной телекоммуникационной сети (автор - компания «ЭР-Телеком»). Фонд включился в него в ходе IV Российской венчурной ярмарки, прошедшей в Перми в 2003 году. По словам исполнительного директора ПФСВИ Андрея Мущинкина, созданная с участием фонда схема привлечения средств в этом проекте отработала на все 100%. Доля фонда невелика - 20 млн рублей. Но благодаря этому партнерству компания смогла привлечь капиталы юридических и физических лиц, причем не только из Перми. Сторонние инвесторы пришли вслед за фондом: они воспринимают эту структуру как административный ресурс, своего рода гарантию сохранности вложений. Весной этого года компания «ЭР-Телеком», разработав бизнес-план продвижения городской универсальной широкополосной телекоммуникационной сети в другие российские регионы, сумела заинтересовать такого солидного партнера, как Европейский банк реконструкции и развития. На днях банк подтвердил участие в проекте. В число акционеров также предполагает войти американская компания Columbus Nova Capital.

Десять малых инновационных предприятий получили с участием венчурного фонда поддержку в разработке бизнес-планов и поиске негосударственных инвесторов. Четыре предприятия направили заявки на участие в федеральной программе «Старт» Фонда Бортника. Одно из них получило грант на сумму 750 тыс. рублей. В 2005 году деятельность будет продолжена: предполагается направить шесть заявок на участие в программе «Старт» на общую сумму 4,5 млн рублей.

Еще один проект, которому оказывает поддержку Пермский фонд содействия венчурным инвестициям, - создание крупнотоннажного производства пеностекла, нового строительного материала. Уникальная технология разработана учеными Пермского технического университета. Участие областной власти в лице фонда позволило привлечь частных инвесторов. Доли фонда (20 млн рублей) и компаний-инвесторов в акционерном капитале - по 35%, еще 30% принадлежит разработчикам технологий.

До 2004 года подобные задачи решались в рамках областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования. С 1 января этого года действие программы завершено. Сейчас фонд при участии обладминистрации наладил взаимоотношения с Федеральным агентством ипотечного жилищного кредитования. Между администрацией Пермской области, Федеральным агентством и ПОИФ заключено соответствующее соглашение.

Пермский областной ипотечный фонд
Стимулирование жилищного строительства осуществляется через Пермский областной ипотечный фонд жилищного кредитования (ПОИФ), который на основе федеральных стандартов формирует в Прикамье систему ипотеки, привлекает к работе банки, страховые и риэлторские компании.

С 2005 года средства из бюджета Пермской области ипотечному фонду не выделяются. Содержание его обеспечивается за счет собственных доходов от основной деятельности.

При фонде аккредитованы банки, страховые компании и риэлторские организации. Отработана схема рефинансирования предоставленных банками ипотечных кредитов. За счет средств областного бюджета сформирован необходимый для реализации этой схемы «оборотный капитал».

В течение прошлого года фонд активно создавал на территориях области сеть муниципальных подразделений (их число достигло 28). Также сформирован гарантийный резерв для обеспечения поручительств под кредиты, выдаваемые банками субъектам малого бизнеса. Проведен конкурс на создание центра бухгалтерского обслуживания для предпринимателей.

Фонд - малому предпринимательству
До 2005 года в сфере поддержки малого бизнеса действовала областная целевая программа. Она, как и ипотечная, прекращена с 1 января текущего года. В целях преемственности в бюджете области на 2005 год утверждены мероприятия, с учетом которых к основным функциям Уральского фонда поддержки малого предпринимательства (УФПМП) будут отнесены стимулирование вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность, обеспечение доступа к финансовым ресурсам на всей территории области, развитие малых предприятий, выпускающих инновационную продукцию.

Баланс интересов
В 2004 году из бюджета содействия инвестициям на два направления - развитие объектов инвестиционной инфраструктуры и господдержку разработки и реализации проектов - направлено 233 млн рублей. Из этой суммы 71,6 млн рублей использовано на поддержку малого предпринимательства, 40 млн рублей - на содействие венчурным вложениям, 119 млн рублей - на ипотечное кредитование. Кроме того, на поддержку малого предпринимательства за счет средств Уральского фонда направлено 20,7 млн рублей.

Еще три года назад говорили, что малый бизнес в регионе развит плохо: это объяснялось высокой степенью индустриализации региона и рядом других объективных причин. За это время Прикамье совершило серьезный рывок в развитии системы поддержки малого предпринимательства, считают в обладминистрации. Если в 2000 году в Прикамье насчитывалось 111 тыс. субъектов малого предпринимательства, то к концу 2004-го - почти 140 тысяч. По словам бывшего вице-губернатора (ныне - руководителя СПС) Никиты Белых, «все, что мы делаем с точки зрения поддержки инвестиционных процессов, повышения инвестиционной активности, идет нормально».

Инструментарий привлечения инвестиций, как правило, утверждается на уровне федерального законодательства, указывает на сложность Никита Белых. Региональная власть в течение прошлого года не раз предлагала инициировать корректировку существующих налоговых инструментов, которые должны стимулировать инвестиционный процесс. Сейчас они обсуждаются на уровне федерации. В том числе - законопроекты об инвестиционных льготах по налогу на прибыль, которые практически уже восстановлены. От того, в какой форме федеральное законодательство намерено в дальнейшем стимулировать инвестиционные процессы, зависит и политика региона. Исходя из них он будет создавать свои формы содействия.

В бюджете содействия инвестициям, утвержденном на 2005 год, на развитие инвестиционной инфраструктуры и государственной поддержки, разработку и реализацию инвестиционных проектов (без учета текущего содержания) запланировано около 400 млн рублей. Из них доля средств, предназначенных на поддержку инвестиционных проектов, составит 274,7 млн рублей, на мероприятия для малого бизнеса - 40 млн рублей, на содействие венчурным инвестициям - 80 млн рублей. На экспертизу и продвижение крупных инвестиционных проектов предназначается 3,2 млн рублей. Через УФПМП на поддержку малого предпринимательства будет выделено 60,9 млн рублей.

Согласно бюджетному законодательству, при выделении средств из областного бюджета сторонней организации Пермская область должна получить долю в имуществе этой организации. Однако в соответствии с законом о некоммерческих организациях (а в Пермской области все фонды созданы именно в такой организационно-правовой форме) ее учредитель после внесения имущества утрачивает право на него. Доля учредителя в этом имуществе не выделяется. Администрация видит решение этой проблемы в акционировании фондов (и всей инвестиционной инфраструктуры) с передачей стопроцентной доли активов в областную собственность.

Господдержка: бег с барьерами
Наиболее существенной проблемой, возникающей при организации государственной поддержки инвестиций, региональная власть называет несоответствие формы выделения средств требованиям бюджетного законодательства. Этот вопрос неоднократно обсуждался как при утверждении областного бюджета, так и при рассмотрении отчетов о его исполнении.

Еще одно предложение - расширение господдержки путем поиска инвестиционных площадок, подготовки по ним соответствующей документации, их дальнейшего продвижения. Выбор такой формы позволит подключить к привлечению инвесторов администрации муниципалитетов. Это европейская система, которая понятна инвесторам. В настоящее время в Пермской области идет поиск площадок для организации нового бизнеса. Этот процесс не связан напрямую с законопроектом «Об особых экономических зонах в РФ». Обладминистрация полагает, что это будет некий прообраз промплощадок, которые формируются именно по принципу greenfield («чистого поля»). Эти территории не могут быть обременены никакими условиями. Руководство области и органы местного самоуправления, на землях которых находятся площадки, должны иметь единое представление о целях и направлениях использования выделяемых площадей.

В части совершенствования механизмов и форм оказания государственной поддержки предлагается перейти от содействия венчурным инновационным проектам к непосредственной поддержке рисковых инвестиций. Сегодня власть предоставляет помощь только в реализации наукоемких венчурных проектов, тем самым ограничивая возможности развития экономики инвестициями в высокотехнологичные идеи. Предлагается же поддерживать не только наукоемкие, но и все рисковые проекты в принципе.

Наличие или отсутствие федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ», по мнению руководства области, не является необходимым и достаточным условием для подобной работы. Оно рассматривает этот документ как некую положительную опцию, которая может быть реализована при удачном стечении обстоятельств.

Совместно с бизнесом формируется также перечень отраслей и направлений, которые, с точки зрения размещения производительных сил, природных и трудовых ресурсов, экологической составляющей, были бы на таких площадках оптимальны.

Мнения специалистов
Иван Костин, генеральный директор ОАО «Мотовилихинские заводы»:


Дополнительные материалы:

- До сих пор мы не пользовались никакими привилегиями, которые дает инвестиционная инфраструктура

региона. Все налоги, в том числе в местную казну, платим сполна. Хотя я знаю о возможности получить инвестиционную льготу по налогам на прибыль и имущество в рамках областного бюджета.

Иван Костин

К концу 2005 года все должно встать на свои места, и в начале 2006 года мы проверим, какими льготами сможем воспользоваться. Холдинг разработал программы стратегического развития, которые влияют и на металлургический, и на оборонный комплексы, и на производство нефтяного оборудования. Льгота для крупных промышленных предприятий, которые инвестируют в развитие производства 300 млн рублей, конечно, станет серьезной поддержкой. Думаю, с учетом ремонтов и глубокой модернизации производственных мощностей наши вложения превысят эту сумму. Если мы сможем воспользоваться предлагаемыми инвестиционными инструментами, это будет очень полезно для завода.

Этот вопрос не стоял для нас остро, поскольку мы сами не были готовы к серьезным инвестициям. На этот год ОАО «Мотовилихинские заводы» разработало масштабную программу обновления основных фондов и реконструкции производств. Но весной появились новые акционеры. Самый важный - ООО «ОборонИмпекс», дочернее предприятие «Рособоронэкспорта» (25% акций холдинга). Поэтому в наши инвестиционные планы, скорее всего, будут внесены коррективы.

О закупке импортного оборудования, о проблемах с таможней на региональном уровне говорить не приходится. Эти вопросы зависят от политики государства в целом, поэтому все дороги ведут в Москву. Но региону и здесь повезло: много представителей Прикамья работает в столице. На мой взгляд, они достаточно серьезно занимаются проблемами Пермского края.

Владимир Ганьжин

- Инвестиционная привлекательность Пермской области в сравнении с другими регионами достаточно высока. Основную роль в этом играет устойчивый политический климат. Кроме того, имидж региону создает продуманная система поддержки местных предприятий. Очень важен тот факт, что областная администрация поставила инвестиционную привлекательность Прикамья во главу угла. И сегодня депутаты областного Законодательного собрания готовятся привести в порядок отдельные законы, связанные с этой тематикой.

Владимир Ганьжин, генеральный директор ОАО «Лысьвенский металлургический завод»:

На заводе подготовлена инвестиционная программа, презентацию которой мы будем проводить в ближайшее время. Это очень крупный проект: строительство литейно-прокатного модуля, который даст второе дыхание 220-летнему предприятию. Стоимость проекта высока: порядка 400 млн долларов, первая очередь обойдется примерно в 180 млн долларов. Льготу в рамках этого проекта мы пока не получали. Она начнет действовать, когда пойдут реальные инвестиции. Мы рассчитываем на снижение по налогу на прибыль до 50%.

Создан Фонд содействия инвестициям, существуют региональные льготы по налогам на прибыль и имущество для предприятий, ведущих активную инвестиционную политику. Эти льготы, может, и не очень высоки, но такие есть далеко не во всех регионах. Лысьвенский металлургический завод, ежегодно вкладывая в развитие производства от 50 до 100 млн рублей, чувствует определенную поддержку.

Не менее важна политическая составляющая. Любой инвестор, который приходит на нашу территорию, особенно иностранный, обязательно интересуется, каков у нас политический климат, есть ли взаимодействие с обладминистрацией? Когда мы ведем переговоры с нашими потенциальными партнерами из США, такие вопросы нам задают постоянно. И мы можем на них правильно ответить. Внимание региональной власти реально: она включила наш проект в число приоритетных для Прикамья.

Михаил Мусихин

- Рейтинги инвестиционной привлекательности, по которым Прикамье уступает немногим российским регионам, включая Москву и Санкт-Петербург, скорее всего, объективны. Но привлечение средств - сложная, многоплановая задача, инвесторы не приходят «по свистку» после присвоения очередного рейтингового статуса.

Михаил Мусихин, генеральный директор ООО «Пермская финансово-производственная группа»:

Думаю, нам предстоит критически осмыслить правила взаимодействия региона и инвестора. Многое зависит от того, будут ли они стабильны, понятны, цивилизованны. Бизнес совместно с администрацией области намерен реализовать идею проведения в Перми ежегодного межрегионального экономического форума с приглашением российских аналитиков, ученых, предпринимателей. Его задача - обсуждение реального потенциала экономики Прикамья. Подобные форумы проводятся в ряде регионов и приносят отдачу.

Инвестиционную привлекательность страны в целом и региона в частности можно создать только в результате большой, кропотливой, совместной работы власти и бизнеса. Мы сегодня рассуждаем о финансовой стабилизации, о золотовалютных резервах, по которым страна вышла на второе-третье место в мире. Но инвестиционного бума нет, отток капитала не уменьшается.

Другая сторона проблемы: инвестиции приходят в реальные компании, под конкретные проекты. Насколько готов сам бизнес к их приему? Способны ли наши предприятия продвигать конкурентоспособную продукцию на российский и международный рынки? Насколько высока культура управления и «прозрачность» компаний? Думаю, здесь немало вопросов.

Пермская финансово-производственная группа - межрегиональный холдинг. Мы ведем инвестиционные проекты в ряде регионов и вправе сравнивать климат. Если быть объективным, у Прикамья еще много резервов. На мой взгляд, одной из задач региональной власти должно стать создание инфраструктурных условий для развития бизнеса. Можно сколько угодно говорить об инвестиционной привлекательности, но когда в Пермь нельзя нормально прилететь, разместиться в гостинице, провести масштабную конференцию (для этого просто нет подходящего места), то результата не будет.

- Пермская область - уникальный регион для ведения бизнеса. Во-первых, несмотря на присутствие в структуре

Сергей Воздвиженский, председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Большой Урал»:

Сергей Воздвиженский

Я приведу конкретные цифры: если «Оренбургнефть», дочерняя компания ТНК, при добыче в Оренбуржье более 12 млн тонн нефти показала в 2003 году прибыль в 146 млн рублей, то «ЛУКойл-Пермь», добыв в Прикамье 10 млн тонн нефти, отчиталась об 11 121 млн рублей прибыли (см. рейтинг 400 крупнейших компаний России, «Эксперт» № 37 от 04.10.04). Разница - почти на порядок. Соответствующие налоговые поступления, без сомнения, работают на всю экономику региона.

его экономики таких мощных компаний национального и даже международного значения, как ЛУКойл, «Уралкалий», ВСМПО-Ависма, Уралсвязьинформ, Пермский ЦБК, властям неизменно удается убеждать бизнес с уважением относиться к интересам жителей региона и одновременно демонстрировать доброжелательность к предпринимательству.

В-третьих, на территории региона действуют несколько влиятельных предпринимательских ассоциаций - Пермская ТПП, некоммерческое партнерство экспортеров «Прикамье», некоммерческое партнерство содействия деятельности промышленных предприятий, НИИ и КБ «Сотрудничество», Пермская гильдия добросовестных предприятий. Из сорока депутатов областного Законодательного собрания 25 - собственники или менеджеры компаний, в том числе системообразующих в региональной экономике. Все это - площадки для ведения с властью ответственного и партнерского диалога. Не случайно законодательство Пермской области больше отвечает интересам инвесторов, чем правовая система иных регионов.

Во-вторых, руководство Пермской области всегда отличало и умелое сотрудничество с федеральными органами власти. Администрации Прикамья удается пробивать объемные дотации на строительство дорог и газопроводов. Стоит ли лишний раз распространяться о том, что это крайне необходимая инфраструктура для стабильного развития бизнеса.

Конкретнее это выглядит так: планируется результат, создается своеобразный бизнес-план, включаются мотивационные инструменты, которые стимулируют чиновников на достижение этого результата, итог сравнивается с поставленной задачей, происходит корректировка, принимаются кадровые решения.

Аркадий Кац

Проанализировав такой опыт, в администрации Пермской области быстро убедились, что через систему низовых показателей невозможно уловить общую картину, всю схему. Поэтому, не отрицая движения снизу, поставили ударение на слово «результат» и зашли сверху. Попытались разделить задачи на несколько функциональных блоков, а управленческий цикл - на три этапа, выделив в бюджетной сфере функции заказчика и подрядчика. Рецептами реформирования бюджетной системы делится первый вице-губернатор Пермской области Аркадий Кац.

В последнее время стал распространенным термин «бюджетирование, ориентированное на результат». Как правило, принято делать акцент на «бюджетировании». Наиболее распространены понятия, которые описывают конечную услугу: книговыдача, обработка скота, койко-день и так далее. Вводят нормативы, калькулируют услугу, «привязывают» бюджетные деньги к ее цене и объему. Причем, мягко говоря, не вполне понимая, какая именно услуга, в связке с какими другими и в каком объеме востребована. Это первое. Второе: ведомства у нас работают с собой и для себя - сами себе ставят задачу, разрабатывают способ достижения результата, реализуют систему мероприятий и сами же их оценивают.

- Всего их девять. Среди них обеспечение безопасности жизни, развитие привлекательности территории, интеграция с Коми-Пермяцким АО. Но основных - три. Первый - блок экономического роста. Здесь индикаторами выступают такие показатели, как фонд оплаты труда, прибыль и объем инвестиций в основной капитал. Второй блок - развитие человеческого ресурса. Индикаторы: количество населения, продолжительность жизни, активной трудоспособной деятельности, уровень достатка, образования, травматичности, социальных болезней (наркомании, алкоголизма и других), качество здоровья. Третий блок - развитие территорий. По нашему мнению, власть обязана обеспечить населению минимальный стандарт качества жизни вне зависимости от места его проживания. Но при этом мы не можем строить дороги, тянуть газопровод и водопровод в деревушки, где живут 10 - 15 человек. Такой поселок подобную инфраструктуру и содержать не сможет. Поэтому надо стараться так размещать производительные силы, предприятия-налогоплательщики, чтобы они вовлекали в свою орбиту близлежащие территории. А если это невозможно, - заинтересовывать людей переселяться, создавая им на новом месте условия для работы и жизни.

Каждому - свое
- Аркадий Борисович, начнем с описания блоков.


- Губернатор по большому счету выступает заказчиком бюджетного процесса. Мы исходим из того, что задачи развития региона, повышения его инвестиционной привлекательности, капитализации его экономики одно ведомство не решит - они межведомственные. Поэтому общая экономическая политика проводится руководителями областной администрации, это капитаны региона. Каждый вице-губернатор отвечает за отдельный блок, содержание которого прописано и утверждено в цифрах.

- Как эти блоки нанизываются на управленческую вертикаль? Каковы функции и полномочия того или иного уровня власти?

Наконец, на третьем этапе задачи раскладываются по показателям низового уровня, с которых мы начали разговор (к примеру, количество выездов «скорой помощи»). В общем, реализуя любой проект «внизу», строя ту или иную школу, больницу, дорогу, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем, кому это надо и кто заказчик объекта. Сегодня главная проблема в бюджетной сфере, даже по многим объектам федеральных целевых программ, - нет реального заказчика. Чем больше попросил, тем больше получил: чисто затратная схема.

На втором уровне показатели раскладываются на отраслевые департаменты и комитеты: образования, здравоохранения, социальной защиты, экологии, промышленности, транспорта, связи и так далее. Главное на этом уровне - выработать политику достижения результата, запланированного первым уровнем, и направить доверенные средства на необходимые мероприятия. Если мы говорим, что на сегодня нашей задачей является увеличение и качественное улучшение человеческого ресурса, то надо сначала понять, что в действительности влияет на него. Может, процесс миграции? Тогда какой квалификации рабочих мы должны привлекать и какими средствами? У нас низкая продолжительность жизни (а это действительно так, это наша беда), но в здравоохранении ли дело? Когда мы обнаруживаем, что у нас половина смертей вызвана травматизмом, отравлениями, то делаем вывод - надо вкладываться в общественную безопасность, в безопасность дорожного движения. В регионах вообще есть стремление экстенсивно увеличивать финансирование здравоохранения, затраты на медикаменты. Смотришь, а лечение не дает ожидаемого результата. И выясняется, что основным подрядчиком социального ресурса должно выступать не здравоохранение, а физкультура, спорт. То же с образованием: оно зачастую не ориентировано на реальные экономические потребности. Но при вдумчивом планировании финансирование образовательной услуги, процесса подготовки действительно необходимого персонала, отвечающего современным квалификационным требованиям, дает мощный экономический эффект.

Конкурируют все
- Выходит, чиновник заинтересован в том, чтобы получить максимальный результат за наименьшие средства. То есть конкуренция чиновников ведет к конкуренции исполнителей бюджетного заказа, рынку услуг, финансируемых из бюджета?


Мы же на каждом уровне хотим создать конфликт, конкуренцию. Верхний уровень, уровень руководителей блоков, вице-губернаторов, должен быть заинтересован в том, чтобы доказать губернатору, что его блок - самый важный. Что, например, развитие человеческого ресурса - это ключевая, прорывная вещь, а отсутствие квалифицированного, трудоспособного, здорового населения с большой мобильностью, высокой адаптивностью является главной проблемой региональной экономики, значит, именно на ее решение необходимо больше всего средств. Другой возражает: да вы что, ребята, о чем можно говорить, пока у нас нет дорог, высока стоимость коммунальных услуг в силу малоэффективных котельных, не хватает современных средств связи. Третий настаивает: надо строить завод по лесопереработке - будет завод, остальное подтянем. То есть они заинтересованы «выторговать» максимальный объем ресурсов. И в этой конкуренции подходов, проектов и результатов чиновник уже очень сильно подумает, какую услугу заказать, чтобы на своем участке добиться максимальных показателей конкурентоспособности. Мы аккуратно делаем очень радикальный шаг: собственник бюджетных учреждений должен понимать, что именно заказывать - сколько учеников, выпускников каких специальностей, сколько выставок. И соответственно выстраивать договорные отношения.

Наша задача даже не в том, чтобы до предела секвестировать бюджетные потоки. Сколько денег было, пусть столько и останется. Главное - чиновник выступает не просто как проводник средств, а, если хотите, как предприниматель: защищает бизнес-план, доходную часть бюджета. Капитально повышается его персональная ответственность за качество запланированной им услуги. Причем не только перед вышестоящим начальником, который «спускает» ему деньги, но и перед клиентом-населением.

- Совершенно верно. Главная государственная, правительственная функция - постановка ожидаемого результата, определение задач, разработка системы мероприятий. Сегодня же государство выполняет много несвойственных ему функций: управляет учреждениями, бизнесами, имуществом. Оно и заказывает услугу, и монопольно ее исполняет. Отсюда нечеткие стандарты, туманные правила выбора исполнителя, неэффективное расходование средств, казнокрадство. А население ходит и выпрашивает эту услугу как милостыню. Вот почему мы выделяем блок управления бюджетными учреждениями: заказывайте услуги на рынке, проводите конкурс. Победителю, оказывающему услугу наиболее эффективно, то есть с наилучшим качеством за меньшие или сопоставимые деньги, - приз: максимальное присутствие на рынке.

- Можно, знаете, так провести конкурс, что его победитель будет известен заранее, и окажется, аффилированным с чиновником - организатором конкурса. Таких примеров хоть отбавляй в здравоохранении, пенсионном обеспечении. А организовывать тотальный контроль за подчиненными - значит плодить бюрократический аппарат. Как вы собираетесь разрешать это противоречие?

Если идти до конца, то предстоит провести ревизию блока бюджетных учреждений с точки зрения эффективности использования бюджетной собственности. У нас ее - на 1,4 млн кв. метров. Мы считаем доходы, гордимся темпами роста - и так везде, повально. Но по факту в коммерческом обороте лишь 5 - 10% площадей, и положительные показатели создаются только этим маленьким сегментом. С чего начинается новое бюджетное учреждение? С построения здания. Причем для учреждения оно фактически бесплатно. А если его полную стоимость включить в себестоимость услуг, многие задумаются: «А потяну ли я такое здание?».

Во-вторых, -; личная мотивация. Сегодня именно на госслужбе возможен бурный карьерный рост, государственный сектор капитально модернизируется, есть где себя проявить. С «кнутом» все нормально: существуют регламенты, система мер административного взыскания. А вот с «пряником» будут проблемы, пока мы не решим вопрос адекватного денежного содержания. Жалованье чиновника, распоряжающегося бюджетными средствами, должно быть конкурентоспособным по сравнению с уровнем зарплат в коммерческом секторе.

- Во-первых, риски всегда останутся: воруют не только в России. Выход в предельной публичности процедур и создании на каждом участке экономической заинтересованности руководителя. Например, такой вариант: мы даем ему глобальный бюджет, и если он за меньшие деньги достигает того, чего мы от него ждем, вся разница остается в его, как чиновника, распоряжении.

В-третьих, за нас все проконтролирует рынок. Потребитель проголосует рублем. Но надо дать ему этот рубль. Раньше ребенок записывался в десяток секций и кружков, и статистика считала его по всему кругу, хотя реально он посещал один-два. Средства размазывались тонким слоем, падало качество оборудования, самой услуги. Теперь мы выдаем ребенку сертификат (проще говоря - талончик), квазиденьги, и получаем объективную информацию: какие услуги наиболее востребованы, приоритетны. К такому же порядку надо стремиться и в среднем образовании. При этом сдавать здания муниципальным школам за деньги, уравнивая их в условиях с частными школами. Тогда возникнет настоящая конкуренция, муниципальные школы начнут отказываться от излишних площадей, выявится реальная себестоимость их услуг. Да, в школах, расположенных в центре городов, образовательная услуга вырастет в цене - но не для граждан, а для бюджета. И мы готовы к этому. Одна загвоздка: сегодня бюджетное законодательство объективно «заточено» против развития конкуренции в государственном, муниципальном секторе. Сдача помещений в аренду обернется для школ необходимостью уплачивать 18-процентный НДС, который зачисляется в федеральный бюджет. Нам предстоит договариваться с «федерацией» о возмещении этих средств в бюджет региона. Наконец, есть политические механизмы голосования…

Мы разбили все категории служащих на четыре уровня, как это прописано в законодательстве: высшие должности, главные, ведущие и младшие. Так вот, если зарплата сотрудников, занимающих младшие должности, процентов на десять выше по сравнению с рыночными, то по главным должностям отставание раза в три. Считается, что чиновнику стыдно получать приличную зарплату. Это лицемерие: своим ханжеством мы толкаем его к коррупции, по крайней мере, к равнодушному, незаинтересованному отношению к делу. Сейчас происходит незначительное повышение жалований, но в этом надо быть решительнее, увеличивая наряду с базовой частью зарплат и премиальную. Однако, идя на повышение содержания бюрократического аппарата, налогоплательщик вправе требовать повышения качества бюджетных услуг. Поэтому этот вопрос мы ставим в зависимость от разработки и утверждения системы соответствующих показателей.

- В этом смысле, да, нововведения с назначаемостью губернаторов не вписываются в нашу концепцию. Сегодня вопрос прозрачности и ответственности - это вопрос исключительно доброй воли, вернее, сознательности губернатора, вопрос понимания им своей миссии. Но я уверен: если передать населению экономический механизм голосования, этот самый рубль, - начнет расти и его политическая культура.

- Население отодвинуто от процессов избрания глав регионов. Какие уж тут политические механизмы.

Ну и обучать, конечно, «накачивать» сознание. У нас в администрации раз в неделю по четвергам собираются все отраслевые департаменты и комитеты. Их руководители по очереди рассказывают, как они понимают свои задачи: кто заказчик, подрядчик, какие деньги, механизмы предоставления услуг, результат. Заодно мы создаем новую точку роста - образование: если есть спрос, надо создавать новые кафедры, рабочие места, зарабатывать деньги.

Если говорить о системе в целом, то проблема, по моему мнению, даже не в этом. Уровень менеджмента такой, что просто беда. Кто у нас руководитель учреждения, распорядитель бюджетных ассигнований? В больнице - главный врач, в театре - художественный руководитель. Не директор. Поэтому одна из основных задач - по крупицам искать управленческие кадры, обладающие психологией и навыками не столько отраслевого специалиста, сколько собственника.

- Возможна оптимизация территориальной структуры населения, укрупнение. Но это тяжелый разговор: сначала нужно подготовить к приему мигрантов производственную и социальную инфраструктуру. Да и люди наши тяжелы на подъем: привыкли к субсидиям, к иждивенчеству, не задумываются об альтернативе. Поэтому я предпочитаю другой пример. В свое время я был сильно удивлен опытом Финляндии. Там столкнулись с такой же проблемой, увидели, что на содержание школ в маленьких поселках, о каких вы говорите, тратятся немыслимые деньги, и перешли на дистанционное обучение. Лучшие учителя из центральных школ за сотни километров проводят индивидуальные занятия с детьми через телекоммуникационные системы. Почему бы не перенять этот опыт?

- Но как насадить конкуренцию в небольших населенных пунктах, где, к примеру, всего одна школа? Открывать вторую, пусть ненужную? А в сфере охраны правопорядка - это же исключительно государственная функция?

Риск - благородное дело
- В вашей схеме есть одно базовое «но»: возникает колоссальная ответственность на первоначальной стадии определения стандарта. Некорректно поставил задачу - промахнулся с результатом. Но ведь в процессе познания ошибки неизбежны.


Что касается охраны правопорядка, я считаю, нужно оставить инфраструктуру для поддержания общественной безопасности: систему «тревожных кнопок», постов и так далее. А вот кто ее будет эксплуатировать, вопрос открытый. Давайте проводить конкурс. Ну а криминальная милиция, следственные органы, понятно, должны оставаться в структуре государственных институтов. Тут я слабо представляю рыночную конкуренцию, а контроль должен осуществляться как внутри системы, так и самим населением.

Сейчас очень важно определить четкую систему показателей, понятную как заказчику, то есть губернатору, так и исполнителю - руководителю каждого блока, вице-губернатору. Ведь от корректности значений зависит конечный результат, а значит, оценка их профессиональной деятельности. Честно скажу, у нас пока нет понимания того, как «раскидать» бюджет по этим блокам и показателям. Это чертовски сложная задача. Сейчас мы параллельно ведем два процесса - определения показателей и бюджетного финансирования.

- Мы готовы к тому, что будем ошибаться. Да, может, первую систему показателей угадаем процентов на тридцать. Но это лучше, чем продолжать использование затратного метода.

- Кто принимает участие в их разработке? Только чиновники областной администрации? Или привлекаются специалисты?

Эту работу мы начали больше года назад. Не скажу, что Пермская область - единственный регион, который идет по этому пути. Но, по моему мнению, мы продвинулись значительно дальше остальных в привязке бюджетного процесса к задачам и параметрам социально-экономического развития. К концу июня постараемся защитить показатели высшего уровня.

Я искренне уверен, что нашими союзниками вскоре станут главы муниципальных образований, а их у нас в связи с «реформой Козака» образуется 28 С точки зрения межбюджетных отношений, распределения полномочий, бюджетное законодательство сделало большой шаг вперед. Главы муниципалитетов получили возможность долгосрочного планирования. Это очень важно.

- Работает достаточное число консультантов, долгое время функционировал экономический совет при губернаторе. И хотя кадровый состав областной администрации серьезно обновляется за счет выходцев из бизнес-структур, не обязательно чиновник должен писать программы. Лучше, если он будет понимать, чего хочет, выступать заказчиком, определять идеологию, цели, задачи. А напишут их компетентные специалисты, в том числе из негосударственного сектора. Роль государства - принимать законы, правила игры и нести ответственность за их соблюдение.

Дополнительные материалы:

Но вместе с тем у нас абсолютный ноль при финансировании отраслей. Все отрасли по-прежнему «пляшут» от затрат: кто больше расходов показал, тот больше и потратил. Каждому предстоит научиться мыслить и действовать в проектной логике. В блоке экономического роста мы должны реализовывать крупные, прорывные, приоритетные проекты, создать множественность точек роста. Если нам удастся воплотить в жизнь всю задуманную систему, это будет проектом федерального масштаба.

(1838 - 1899), предприниматель. Создатель первого в России содового завода. Финансировал строительство первого театра Перми.

ВЕЛИКИЕ ПЕРМЯКИ

Иван Любимов

(1854 - 1897), горный инженер, изобретатель. Его «электроплавильники» послужили прототипом автоматических сварочных аппаратов.

Николай Славянов


Главная страница :: Инвестиции :: С ударением на «результат»
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz