Главная страница :: Инвестиции

Во все стороны равны Аффилированная демократия Не усните на краю Уралхимпласт освоит индию Амбиция в почете Суал обновляется по науке Кем быть Закон шагрени Нет у революции конца мягкая мебель

В Екатеринбурге хронически не хватает качественных трехзвездных гостиниц среднего класса - их всего 5%. Гостиница такого уровня должна иметь не менее 40 мест, обеспечивать высокое качество сервиса и широкий набор дополнительных услуг. Сертификатом свои три звезды подтвердили только «Октябрьская» и «Эрмитаж» . Остальные, позиционирующие себя в среднем классе («Исеть», «Урал-отель», «Свердловск», «Екатеринбург-центральный», «Евразия» ), лишь условно трехзвездочные. Малое количество категорированных отелей объясняется строгостью предъявляемых требований: владельцы гостиниц боятся не набрать достаточное количество баллов, подать заявку, например, на три звезды, а в результате получить две. Кроме того, пока спрос превышает предложение, гостиницам и без официально подтвержденной категории живется неплохо.

- Андрей Порубов

По мнению участников рынка, будущее Екатеринбурга в сфере туризма связано с деловыми поездками. «Только полный турист решится приехать в Екатеринбург ради того, чтобы просто посмотреть город», - говорят отельеры. Большинство едет с деловыми целями в будние дни (в основном со вторника по четверг) и предпочитает останавливаться в гостиницах 3*. В выходные отели пустеют: стоимость обслуживания такова, что дешевле слетать домой. За три рабочих дня гостиницы и пытаются наверстать упущенное. Многие предпочитают вообще не продавать номера в выходные дни, чем продавать их с дисконтом. Практически полное отсутствие гостиниц среднего класса, в которых цена соответствовала бы качеству сервиса, тормозит развитие важной отрасли в экономике города - въездного и делового туризма. Трудно точно посчитать, сколько средств город теряет от неразвитости этой сферы, зато известно, сколько можно получить при правильном подходе. Так, 7% бюджета Москвы формируется за счет доходов от туризма.

Цена превыше качества
Уровень среднегодовой загрузки всех гостиниц в городе не опускается ниже 50%: в 2003 году он составлял 56%, в 2004-м - 52%. При этом показатели отелей уровня 3 звезды (сертифицированных и «условных») значительно выше - 80%. Стоимость номера в гостиницах, позиционирующих себя как трехзвездочные, разнится от 1500 до 7000 (в среднем 3000 - 3500) рублей в сутки. Между тем, по оценкам специалистов рынка, стоимость суточного гостиничного обслуживания в гостинице 3* в Екатеринбурге должна быть около 60 долларов. При завышенных ценах отели ленятся разнообразить услуги: им хватает прибыли и с платы гостя за пребывание в номере. Такой подход, с точки зрения начальника службы маркетинга и продаж гостиницы «Октябрьская» Ольги Нарожной, нельзя считать эффективным: «Для любой гостиницы выгодно, чтобы клиент покупал комплекс - проживание, питание, конференц-услуги и прочее. При правильной организации бизнеса дополнительные услуги могут приносить гостиничному предприятию до 50% дохода». Несоответствие низкого качества обслуживания высокой цене - одна из особенностей рынка гостиничных услуг Екатеринбурга. Причина - отсутствие конкуренции.

Звезды только снятся
На неудовлетворительное состояние гостиничного фонда города вообще и отсутствие качественных отелей уровня 3* в частности чиновники мэрии обратили внимание в 2000 году, когда Екатеринбург стал столицей Уральского федерального округа. Четыре года в городе действует программа развития гостиничного бизнеса. В декабре 2004-го в недрах комитета организации бытового обслуживания населения разработан стратегический проект «Гостиницы Екатеринбурга». По задумке разработчиков, до 2015 года номерной фонд должен увеличиться до 8164 мест за счет возведения 35 гостиниц (сейчас 4260 мест в 29 гостиницах).

Екатеринбург намерен позиционироваться как центр делового туризма. Однако проводить конгрессы и совещания в городе негде. Крупные компании, организующие в столице Урала масштабные бизнес-конференции с участием более 120 человек из разных городов России и зарубежья, сталкиваются с проблемой размещения гостей и отсутствием помещений для проведения мероприятий. Сергей Бакунин, директор регионального консультационного центра «Карл Цейс», уверен: «Значительное развитие делового туризма в Екатеринбурге произойдет, когда у нас наконец-то появятся выставочные комплексы, в которых будут проходить крупные региональные и международные выставки. Это повлечет за собой развитие не только отелей, но и всей отрасли гостеприимства - гости города будут тратить деньги в гостиницах, системе питания, на транспорт, отдых, экскурсии и развлечения. Но пока лишь несколько выставочных операторов организуют в течение года по четыре-пять посредственных провинциальных экспозиций идентичной тематики. Такие выставки только мешают развитию бизнеса. Исключение составляет, пожалуй, выставка вооружений в Нижнем Тагиле: она год от года набирает обороты».

Город

Таблица. Чтобы достичь уровня Будапешта по количеству гостиниц уровня 3*, Екатеринбургу придется очень постараться

Сравнительная характеристика доли отелей 3-5 звезд на гостиничных рынках городов Европы и Урала по вместимости объектов (в процентах)

40,3

3 звезды
4 звезды
5 звездБудапешт

5,5

17,3

22,9

Милан

4,7

46,2

42,1

Москва

6,8

15,5

41,0

Мюнхен

15,0

18,0

31,3

Париж

11,7

4,7

8,0

Уфа

-

16,0

15,0

Пермь

-

15,0

5,0

Екатеринбург

-

2,0

Стоимость строительства 1 кв. метра гостиничного комплекса уровня 3* по проекту составляет от 500 до 3 тыс. долларов. Она зависит от ряда факторов: состояния инженерных сетей на строительной площадке, объема отселения граждан из ветхого жилфонда на месте застройки, параметров внешней и внутренней отделки помещений. Общая площадь, которую предполагается отвести под гостиницы, - 150 тыс. кв. метров. По оценкам экспертов, средний гостиничный проект в центральной части города на 120 номеров обойдется в 5 - 7 млн долларов. Срок окупаемости одного объекта достигает 6 - 8 лет при средней норме рентабельности 17 - 20%.

Источник: Комитет по организации бытового обслуживания населения администрации города Екатеринбурга.

Дальше, по мнению отельеров, все зависит от темпов роста экономики страны. Если они будут устойчивы, рынок запустит гораздо больше гостиниц. В проекте мэрии приоритет отдается строительству трехзвездников на 90 номеров и больше (до 2015 года их сдадут 11): экономическая эффективность достигается именно на большом номерном фонде. Это подтверждает опыт действующих «Октябрьской», «Свердловска», «Екатеринбурга-центрального», «Исети».

В последние месяцы цифра 35 в строке количества необходимых гостиниц увеличилась до 5 Это, по мнению директора Центра информационного обеспечения сервиса УрГУ Дмитрия Бугрова, результат консенсуса администрации города, по задумке которой разрабатывался проект «Гостиницы Екатеринбурга», и бизнес-сообщества. На доходы от увеличения потока туристов рассчитывают все.

Конкуренция обостряется
Особняком в списке объектов стоит Park Inn: он даст качественный толчок рынку. Отель принадлежит датской компании с ограниченной ответственностью Rezidor SAS Hospitality . Ею владеет SAS Group, известная в России гостиничным брэндом Radisson. Это четвертая по величине в Европе авиакомпания, член-учредитель Star Alliance, крупнейшей мировой воздушно-транспортной сети. Возведением гостиницы занимается «Атомстройкомплекс» совместно с финскими специалистами из компании SRV. Финансируют проект Rezidor SAS, а также датские, финские и шведские банковские группы. Гостиница под брэндом Park Inn в Екатеринбурге станет первым подобным проектом для Rezidor SAS в России.

В этом году будут сданы несколько объектов 3*: «Евротель» уже готов, на подходе «Рингс» (22 номера), «Визави» (54 номера), «Вознесенская» (50 мест) и Park Inn (160 номеров). В итоге гостиничный фонд города увеличится на 300 с лишним мест.

Представители гостиничного бизнеса с опаской ожидают открытия Park Inn. Специалист по гостиницам и турбизнесу Елена Кротова оценивает стоимостный оптимум в 60 долларов. Если цена на гостиничное обслуживание в Park Inn будет такова, ни один из существующих сегодня отелей не сможет с ним соперничать. «Сложно сказать, сломает ли Park Inn рынок. Похоже, его управляющие еще не до конца сориентировались в Екатеринбурге», - говорит представитель одной из гостиниц Екатеринбурга. Директор гостиницы «Исеть» Галина Корнилова: «Появление Park Inn повлияет на рынок. Мы можем снизить цену на гостиничное обслуживание на 10 - 15 долларов. Но понимаете: народ прикипает. Если к нам возвращаются, значит, мы работаем хорошо». Ольга Нарожная: «Park Inn на данном этапе развития рынка не составит нам конкуренции, потому что спрос неэластичный. А в будущем, с приходом международных гостиничных цепей, конкуренция, несомненно, будет возрастать».

В Rezidor SAS говорят, что решили сделать «пробный» трехзвездочный отель именно в Екатеринбурге после того, как провели исследование и выяснили, что ниша таких гостиниц в городе свободна. Park Inn начнет работу 18 ноября, в исторический день рождения Екатеринбурга, по соседству с «Большим Уралом», в квадрате улиц Мамина-Сибиряка -; Малышева - Красноармейская. Возведение обошлось Rezidor SAS в 16 млн долларов. «Мы пока не определили, сколько будет стоить обслуживание, но работаем над этим, - говорит генеральный управляющий гостиницы Санжей Дива. - Могу заверить, что соотношение цены и качества сделаем оптимальным. Мы надеемся на честную, здоровую конкуренцию, которая поможет и нам, и нашим конкурентам развиваться».

Непрозрачный город
Сказать, сколько отелей уровня 3* будет вводиться в 2006 - 2007 годах, власти не берутся. Объяснение - невозможность точно рассчитать сроки строительства.


Существует мнение, что такие гостиницы, как Park Inn, станут могильщиками малых отелей. «Вырастет конкуренция на рынке, - считает Елена Кротова. - И отсутствие полного спектра услуг у малых гостиниц сделает их неконкурентоспособными. Им придется входить в торговую марку на франчайзинге и брать на себя часть потока. Иначе поток пойдет мимо них. Например, „Домашний отель“ уже подобным образом работает с гостиницей „Московская горка“. Если в „Московскую горку“ обращаются, а там мест нет, то клиентов переводят в „Домашний отель“. Таким же образом будут работать иностранные сети. Они проведут экспертизу и выберут те местные гостиницы, с которыми будут работать».

Предположим, все задуманное администрацией города воплотится в жизнь: будет введен в строй не один десяток гостиниц уровня 3*, цены снизятся, качество гостиничного обслуживания вырастет. Но если притока туристов не будет, зачем все это? Можно ли однозначно сказать, что первично: масса качественных отелей, развитие системы гостеприимства и самой инфраструктуры города - или увеличение турпотока?

Также в администрации не говорят и о потенциальных иностранных игроках - гостиничных цепях. Пока известно лишь о заинтересованности американской инвестиционной компании Hermitage Hos-pitality : ее президент Джон Итон заявил о ней на встрече с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем весной этого года. Hermitage намерен за пять лет открыть в России и странах СНГ 45 гостиниц среднего класса под брэндом Days Inn гостиничной группы Cendant. По нашим данным, построить в Екатеринбурге гостиницу уровня 3* хотела бы южноафриканская компания Protea .

К нам приходит инвестор, мы ему говорим: „Вот имеющиеся варианты, выбирайте, что для вас более приемлемо“. Таким образом уменьшаются хлопоты, связанные с землей».

В городской администрации уверены: туристский поток к 2015 году увеличится минимум вчетверо. И говорят, что делают все возможное для ускорения процесса строительства гостиниц. Михаил Усольцев, заместитель председателя комитета по бытовому обслуживанию администрации Екатеринбурга, поясняет: «Желающим построить гостиницу не нужно ждать, пока рассмотрят заявку на выделение земли. Под гостиницы зарезервировано 30 участков. Больше всего их сконцентрировано в центре города.

Непрозрачность рынка тормозит развитие городского гостиничного хозяйства. А потому иностранных игроков, готовых принять местные условия игры, пока единицы.

По мнению участников рынка, на практике все не так гладко. Чтобы получить участок, инвестору приходится брать на себя «нагрузку». Это могут быть поборы в «добровольные фонды» или навязывание проблем благоустройства территории, напрямую к отелю не относящихся. К примеру, как рассказал один из участников рынка, конкретному инвестору под строительство гостиницы предложили участок по адресу Бардина, 2 На участке располагалась автостоянка, и будущему застройщику предложили погасить расходы ее организаторов, хотя сама законность стоянки была под большим вопросом…

Правда, большинство сетевых отельных операторов заинтересованы в управленческом бизнесе и очень редко приобретают гостиницы в России (и не только) в собственность».

Сергей Бакунин: «На инвестиционном поле созданы такие условия, в которых с большим трудом могут разобраться только люди, давно работающие в Екатеринбурге и имеющие определенные связи. Поэтому иногородних и иностранных инвесторов на гостиничном рынке немного. Из мне известных, пожалуй, только сеть Rezidor SAS с брэндом Park Inn.

Вопрос, сможет ли администрация создать благоприятный инвестиционный климат, остается открыт. Помимо административных барьеров росту рынка гостиниц среднего класса мешают другие инфраструктурные проблемы города. «Развитие туризма нужно планировать в комплексе с другими элементами инфраструктуры, - считает Елена Кротова. - В Екатеринбурге узкое место - транспорт. Если мы намерены увеличить номерной фонд гостиниц вдвое, нужны будут туристические автобусы, парковки, стоянки. Иначе это станет ограничивающим фактором». «Безусловно, транспортный вопрос с увеличением туристского потока станет одним из самых острых, - соглашается с коллегой директор гостиницы „Эрмитаж“ Юлия Колчанова. - Кроме этого, есть ряд других проблем: отсутствие культуры поведения в общественных местах, мусор на улицах». Ольга Нарожная: «Иностранные гости отмечают, что территория нашей гостиницы вычищена.

Дмитрий Бугров считает, что если динамика экономики в целом будет положительна, рынок преодолеет все административные преграды. «Когда в город приходят мировые гостиничные цепи, они могут решать вопросы на уровне федеральных властей, даже на уровне дипломатических каналов. Крупные корпорации с многомиллиардными оборотами подчеркивают, что не занимаются раздачей взяток или инициированием откатов. Но чтобы не пугать аборигенов, они учитывают ментальность и особенности конкретной страны. Через два-три года сегодняшняя ситуация будет казаться пережитком: если бизнес почувствует, что ему здесь неудобно, он просто оттечет в другие города-миллионники. Только из-за того, что Екатеринбург - столица федерального округа, сюда никто не пойдет: сегодня деление на округа одно, завтра другое; сегодня столица одна, завтра другая…».


В середине августа началась процедура расформирования екатеринбургского «Евраза» - баскетбольной команды, всего два года назад входившей в пятерку сильнейших в стране. За месяц до этого Александр Венидиктов, генеральный директор клуба и его фактический хозяин, решил выйти из спортивного бизнеса и объявил о готовности продать команду любому желающему. Покупателей не нашлось, «Евраз» пришлось ликвидировать. Причина, побудившая Александра Венидиктова отказаться от детища, проста: у него кончились деньги. Точнее, затраты на содержание клуба достигли таких размеров, что стали для владельца команды неподъемными.


- Владимир Васильев

Условия, созданные новорожденному клубу на первых порах, вызывали у других команд города белую зависть. Офис «Евраза» разместился в фешенебельном Атриум Палас отеле, предсезонный сбор команда впервые провела за границей (в Чехии), селекционную работу тренеры могли вести по принципу: беру кого хочу.

Начинали - веселились…
БК «Евраз» был создан летом 2001 года на базе екатеринбургской команды «СКА-ТТГ», которая играла в суперлиге Б, втором по силе дивизионе отечественного баскетбола. Имя клуб получил в честь главного соучредителя - ООО Группа компаний «Евраз» (к «Евразхолдингу» никакого отношения не имеет). Другими соучредителями были общественная организация «Уральское землячество» во главе с бывшим секретарем по идеологии Свердловского обкома КПСС Геннадием Коробковым и ООО «Правовые технологии XXI века», которым руководит экс-генеральный прокурор России Юрий Скуратов.

Тогда место в элите было просто-напросто куплено: клуб внес в кассу Российской федерации баскетбола (РФБ) вступительный взнос в размере нескольких тысяч долларов и получил право соревноваться с лучшими командами страны - столичным ЦСКА, пермским «Урал-Грейтом», казанским УНИКСом .

Несмотря на все это, занять первое место в дивизионе Б и выйти в суперлигу А по спортивному принципу уральцы не смогли, финишировали только вторыми.

…Посчитали - прослезились
На достигнутых рубежах «Евраз» не удержался. Честно говоря, и не мог. Летом 2003 года баскетбольный рынок России был взорван: к ЦСКА и «Урал-Грейту»;, которые уже давно предлагают игрокам заоблачные контракты, присоединились другие клубы, нашедшие мощных спонсоров, - «Химки», московское «Динамо», ростовский «Локомотив» . «Евраз» к резкому скачку зарплат оказался не готов. Вдобавок клуб затеял строительство собственной тренировочной базы в центре Екатеринбурга - с игровой площадкой, тренажерным залом, сауной, что тоже требовало значительных средств. В результате «Евраз» вступил в сезон с дешевыми (а значит, недостаточно квалифицированными) игроками и с тренером, который уже давно не работал в качестве главного. Но даже снижение до минимума затрат на зарплату не спасло ситуацию. В середине чемпионата России 2003 - 2004 «Евраз» оказался в глубочайшей финансовой яме. Для выхода из кризиса клуб решил поставить крест на текущем сезоне (в итоге команда заняла в нем последнее, 13-е место) и начал готовиться к будущему.

В сезоне 2002 - 2003 «Евраз» первый и последний раз в своей короткой истории по-настоящему блеснул, с ходу заняв в сильнейшем дивизионе пятое место. Это был огромный успех. Никогда ранее баскетбольные команды из Екатеринбурга так высоко в турнирной таблице не поднимались. И никогда в истории нашей страны не было случая, чтобы клуб в год дебюта вошел в пятерку лучших.

Летом прошлого года РФБ рекомендовала клубам иметь бюджет в 2 млн долларов. «Евраз» не насобирал и миллиона. Итог сезона оказался предсказуем: снова последнее место. Ныне РФБ увеличила минимальный бюджет вдвое, до 4 млн долларов, и сделала его обязательным. Для «Евраза» это решение стало роковым: таких денег на спорт у его владельцев не было.

В декабре 2003 года Александру Венидиктову удалось привлечь к содействию государственного секретаря Союза России и Белоруссии Павла Бородина, который согласился стать президентом «Евраза». Предполагалось, что бывший управделами президента РФ, обладающий обширными связями, сумеет привести в клуб серьезных инвесторов. Надежды не сбылись.

Доходы ООО „Евраз“ и его партнеров на несколько порядков ниже, чем у „Норникеля“, и поэтому владельцы клуба могли выделить на его содержание не очень много. Александр Венидиктов, надо отдать ему должное, понимал это и потому заранее договорился о поддержке с областными и городскими властями. Однако через некоторое время рассорился и с теми, и с другими. „Евраз“ остался один и оказался нежизнеспособен.

Игрушка для очень богатых
Спорт в современной России - это гигантская черная дыра, в которой каждый год бесследно исчезают сотни миллионов долларов. Хозяева абсолютно всех наших клубов ничего в финансовом плане не получают, только тратят (почему так происходит, «Э-У» подробно писал в 29 - 30 от 16.08.04, см. ст. «). Чтобы участвовать в этом своеобразном бизнесе, надо иметь солидное денежное „брюшко“ - например, такое, каким обладает „Норильский никель“, на чьи деньги живет баскетбольный ЦСКА. В минувшем сезоне армейцы получили от хозяина более 20 млн долларов (при этом поставленную задачу, выигрыш Евролиги, все равно не решили).

Второе: надо осознавать, что, будучи хозяином российской команды, можно заработать политический капитал и любовь электората, но нельзя заработать денег. Деньги предстоит только тратить, и с каждым годом все больше.

Вывод из этой истории напрашивается сам собой. Человек, решивший стать хозяином команды в каком-то популярном виде спорта (прежде всего - футболе, хоккее и мужском баскетболе), должен отдавать себе отчет в трех вещах. Первое: наивно надеяться на „вечную дружбу“ с представителями власти. С ними можно, например, рассориться (так, недавний конфликт между главой Самарской области Константином Титовым и руководством ФК „Крылья Советов“ поставил бронзового призера чемпионата России на грань ликвидации). Или: губернаторов и мэров могут переманить конкуренты, если начнут развивать более любимый начальством вид спорта. Кроме того, властители городов и областей время от времени меняются, а те, кто приходит на смену, не всегда продолжают дела предшественников.

Учитывая, что большинство наших миллионеров, а также штаб-квартиры крупнейших корпораций квартируют в Москве, можно предположить, что даже в экономически благополучных регионах в скором времени останется максимум по две-три команды. А чемпионаты России все более будут превращаться в открытые первенства Москвы и Московской области, как это уже произошло в футболе: из 16 команд, играющих сейчас в национальной премьер-лиге, шесть представляют столицу, а одна - ближайшее Подмосковье.

Третье. Поскольку команду придется содержать на свои средства, потенциальный владелец должен обладать огромным личным состоянием или контролировать мощную компанию.

Олигархи приходят туда, куда попросит губернатор
О финансовом крахе БК «Евраз» рассказывает Геннадий Коробков, президент общественной организации «Уральское землячество», одного из учредителей команды


Дополнительные материалы:

- Во-первых, затраты на содержание команды в то время были значительно ниже. Мы могли себе их позволить. Во-вторых, был расчет на то, что, развивая социально значимый проект, мы получим преференции в нашем основном бизнесе. Более того, и областными, и городскими властями нам были даны определенные обещания. К сожалению, в реальность они не воплотились.

- На что вы надеялись, начиная четыре года назад баскетбольный проект? Спорт тогда, как и сейчас, был убыточен…

- В феврале. Состоялась встреча с Павлом Бородиным, на которой я понял, что даже у него не получается нам помочь. Хотя он пытался: письма писал Росселю, сам сюда приезжал…

- Когда вам стало понятно, что «Евраз» обречен?

- Олигархи приходят только туда, куда их попросит губернатор. Сами они инициативу проявляют крайне редко. Вот вспомните, два года назад погибал футбольный «Урал». Команду спасла ТМК, но сделала она это только после просьбы Росселя.

- А почему Бородин обращался к Росселю, а, например, не к местным олигархам?

- Несколько миллионов долларов.

- Сколько потратили учредители «Евраза» на команду за эти четыре года?

- На сегодняшний день - около пяти процентов. Это то, что мы заработали на продаже билетов, атрибутики и спонсорских контрактах. Теперь, после ликвидации клуба, мы будем распродавать игроков и базу. Если все получится, наши убытки сократятся наполовину или чуть больше.

- А сколько удалось вернуть?


Главная страница :: Инвестиции :: Вне игры
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz