Главная страница :: Инвестиции

Магнитка идет к морю Почти военный репортаж Спроси меня: как Проект, еще проект Не ждали Первые в приполярье Мировая от бывших врагов Рубль длиною в жизнь Этюд в мажоре мягкая мебель

Более ощутимо влияние системы страхования вкладов на качественные характеристики банковской системы, прежде всего объем привлеченных денег населения. Последствия летнего кризиса для банков Урала были достаточно серьезны: в июле ощущался существенный отток вкладов, и несмотря на то что в августе удалось переломить негативную тенденцию, в целом за третий квартал срочные вклады в банках практически не выросли, а в ряде регионов (Свердловская область, Удмуртия) даже сократились. Но именно благодаря волевому решению финансовых властей распространить дополнительные гарантии на все вклады в банках еще до полного завершения работы по созданию системы страхования удалось успокоить вкладчиков во время летнего кризиса 2004 года. Паника была погашена, и уже в четвертом квартале объемы депозитов частных лиц в банках начали расти - на этот период вклады населения увеличились почти в 2,5 раза, общий объем привлеченных средств превысил аналогичный показатель второго квартала и почти сравнялся с благополучным первым кварталом 2004 года.

В историю российской банковской системы 2004 год войдет как год создания системы страхования вкладов. Этот институт крайне необходим для решения одной из серьезных проблем - повышения надежности кредитных учреждений, что позволит в свою очередь стимулировать приток в экономику денег частных лиц. Однако помимо этой прямой задачи предполагалось, что в процессе проверок банков на соответствие необходимым критериям для вступления в систему произойдет своего рода «чистка»: многие эксперты утверждали, что таким образом Банк России попытается вытеснить с рынка слабые, неустойчивые кредитные учреждения. Как известно, в соответствии с законом о страховании вкладов банки, не вошедшие в систему страхования, лишаются права привлекать вклады граждан, а значит - они теряют главный источник ресурсной базы. Конечно, теоретически такие организации могут существовать, работая лишь с депозитами юридических лиц, однако на практике это выглядит весьма проблематично, особенно в таких высококонкурентных регионах, как Урал. Видимо, не желая расхлебывать проблемы в случае массового исхода вкладчиков из банков, не вошедших в систему, было принято решение брать практически все банки. К моменту подготовки статьи из 110 уральских банков в систему не включены лишь десять. Поэтому пока работа над созданием системы страхования вкладов не повлияла на количественные характеристики банковского рынка Урала. За последние три года число самостоятельных банков уменьшилось со 124 до 110, но не за счет отзыва лицензий, а за счет консолидации бизнеса: более мелкие региональные банки присоединяются к крупным, есть случаи, когда московские структуры покупают небольшие банки в регионах и переводят их юридический адрес в Москву.

В то же время впервые в наших таблицах присутствует Уральский банк Сбербанка России, так как он играет существенную роль на рынке банковских услуг региона. Территория деятельности включает Свердловскую, Челябинскую, Курганскую области и Республику Башкортостан. По экспертной оценке, до 40% операций Уральского Сбербанка приходится на Свердловскую область, по 25 - 30% на Челябинскую область и Башкортостан, на Курганскую - около 5%.

Знакомьтесь: СбербанкЗадача рейтинга - показать итоги работы самостоятельных банков региона. Но рейтинг не дает представления обо всем рынке банковских услуг. В большинстве регионов доля самостоятельных банков менее 50%. Кроме того, такие банки, как Сургутнефтегазбанк или Ханты-Мансийский, хотя и работают в регионе, но преимущественно со средствами своих акционеров и не конкурируют с другими банками за ресурсы. Банк «УралСиб» имеет 20 филиалов во многих регионах, поэтому его активы и пассивы нельзя отнести к уральскому рынку. В ряде случаев мы исключаем эти три банка из совокупных показателей.

Естественный отборПомимо объективных причин на финансовые результаты банков оказывает влияние и усиливающаяся конкуренция: зарабатывать прибыль в условиях острой борьбы за клиента становится все сложнее. Тем более что Урал привлекает кредитные организации других регионов, прежде всего Москвы.

За 2004 год Уральский Сбербанк (как и Сбербанк в целом) сохранил позиции: его активы выросли на 26%. Однако на традиционном рынке частных вкладов, где еще недавно Сбербанк был бесспорным лидером, его доля сокращается. Напротив, на рынке средств юридических лиц он работает успешно: при росте у самостоятельных банков размера средств юридических лиц на 18 - 20% Сбербанк демонстрирует 40%. Но в целом его доля на этом сегменте рынка увеличилась не так ощутимо - с 20 до 22%.

На рынке банковских услуг отражается и активный процесс смены владельцев. Причем точной статистики нет даже у Центрального банка, так как зачастую номинальные и реальные владельцы различаются. В этот процесс вовлечены как крупные, так и средние и малые банки.

За три последних года открыто 67 филиалов банков других регионов, причем процесс идет по нарастающей: в 2002 году - 14 филиалов, в 2003 году - 20, в 2004-м - 32.

Эпоха качества и технологий В целом банковская система региона достаточно быстро преодолела последствия летнего кризиса, и динамика основных показателей находится на уровне общероссийской. В частности, активы банков региона, так же как и в целом по стране, выросли на 27%, значительно опередив в скорости и инфляцию, и ВВП. Интересно, что далеко не все крупные региональные банки демонстрируют высокие темпы роста этого показателя. Активы средних банков Урала увеличиваются чуть быстрее, чем у крупных, - 29% против 25%. У отдельных банков (Мечелбанк, «Кольцо Урала», Инвесткапиталбанк, Ижладабанк) динамика намного существеннее.

Усиление конкуренции внешне проявляется в увеличении рекламы. Рекламные бюджеты банков за 2004 год в среднем выросли на 50%, в это же время расходы на зарплату работников поднялись лишь на 22%, операционные расходы - на 15%. Тем не менее для банковских специалистов приход новых игроков интересен тем, что оживляется рынок труда и растут зарплаты.

Многим банкам существенный рост в прошлом году дал бурно развивающийся рынок потребительского кредитования, в целом этот сегмент вырос на 120%. При этом пока конкуренция на этом рынке недостаточно высокая, прежде всего потому что потенциал рынка огромный: слишком много населения еще не охвачено этим видом банковского сервиса. Кроме того, эксперты отмечают, что многие банки фактически не конкурировали друг с другом на этом рынке, так как осваивали отдельные ниши (например, Сбербанк не кредитует в магазинах и не выпускает кредитные карты, а «Русский Стандарт» не дает длинных кредитов деньгами).

В прошлом году сократились активы 22 банков, из них 14 - малых (к ним мы относим 50 кредитных организаций), шесть - средних (из которых три банка являются дочерними структурами других кредитных организаций) и три крупных банка.

Основной тенденцией 2005 года, видимо, будет усиление борьбы банков за клиентов по всем направлениям. Поскольку возможности работы в нишах исчерпываются, банки проявят стремление к универсальности. Они больше будут уделять внимание имиджу и продвижению на рынке. Увеличатся рекламные бюджеты, будет совершенствоваться качество услуг, развиваться новые продукты и технологии. Конкуренция проявится и в ценовой форме в виде снижения тарифов и ставок по кредитам. Все это в конечном итоге только на руку клиентам.

Но уже первые месяцы 2005 года показали заметное снижение темпов роста потребительского кредитования - ожидается, что за первый квартал объемы кредитования увеличатся лишь на 10%. Очевидно, что связано это с завершением определенного этапа развития рынка. Банки «сняли сливки» - привлекли определенную группу клиентов, которая быстрее всего откликнулась на предложение этого вида услуг.


В Пермской области как нигде сильны позиции Сбербанка - это и определяет специфику банковского сектора территории. Нарушить монополию в свое время пытался Александр Смоленский: принадлежавший ему банк «СБС-АГРО» имел в Перми весьма мощный бизнес. Как известно, банк обанкротился после кризиса 1998 года. И если в других областях Урала лучшая клиентура СБС-АГРО разошлась по самым разным учреждениям, в том числе региональным, то в Перми ее перетянул в основном Сбербанк, проводящий агрессивную политику на рынке. Он забирал клиентов не только СБС-АГРО, но и других московских организаций, не выдержавших кризиса, например, Инкомбанка. Более слабые пермские банки не сумели воспользоваться ситуацией. Все это и способствовало резкому усилению влияния Пермского Сбербанка. К 2000 году, когда началась реорганизация филиальной сети Сбербанка, на долю Пермского подразделения приходилось 90% вкладов населения, привлеченных банками, работающими в Пермской области, более 50% средств корпоративных клиентов, находящихся на счетах кредитных учреждений, зарегистрированных в Прикамье, 70% от общего кредитного портфеля банков области. Самое главное - Западно-Уральский Сбербанк единственный, кто имел (и сейчас имеет) разветвленную сеть филиалов в городах и районах области. И тот факт, что он был выбран в качестве опорной территориальной структуры Сбербанка в Западно-Уральском регионе (в него вошли отделения в Пермской области, Удмуртии, Коми-Пермяцком АО и республике Коми), еще больше усилил монопольные позиции.

Финансовые системы большинства регионов Урала развиваются по принципу «сильные предприятия - сильные банки». Такая ситуация характерна для Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, Башкирии. В Зауралье, соответственно, слабый промышленный сектор не стал локомотивом для кредитных учреждений. Единственный субъект федерации, где эта логика не работает, - Пермская область. На фоне достаточно продвинутой и мобильной промышленности банковский сектор развит хуже, чем в других субъектах Урала. Причем по количественным параметрам Пермь нисколько не уступает соседям: здесь зарегистрировано 11 региональных банков и 31 филиал иногородних. В Свердловской области, к примеру, 28 самостоятельных банков конкурируют с 21 филиалом других территорий, в Челябинской области - эта пропорция 11 к 3 Однако качественные характеристики значительно хуже: в рейтинг «Эксперт РА» по величине активов за 2004 год вошел лишь один самостоятельный банк Прикамья.

Лидеры и аутсайдеры
Между тем практика показывает: именно состояние конкуренции во многом определяет динамику самого перспективного сегмента банковского ритейла - кредитования населения. Пермская область находится лишь на четвертом месте по этому показателю среди субъектов Урала. По информации бизнес-портала «Росфирм Пермская область» (http://59.rosfirm.ru), в Прикамье активно развивают потребительское кредитование около 19 банков, 20 имеют продукты по автокредитованию, пять - ипотечные программы. Точную статистику структуры кредитного портфеля привести сложно, однако практически все банкиры считают, что доля Западно-Уральского Банка Сбербанка на рынке кредитования населения в Перми составляет 60%, на регионалов приходится 10 - 11%, остальное - у кредитных учреждений других территорий. (Для сравнения: в Челябинской области на долю последних приходится примерно 12%, а местные, наоборот, занимают почти половину рынка.) Помимо Сбербанка наиболее заметными игроками в Прикамье эксперты считают филиалы Внешторгбанка, банка «УралСиб», а также местные «Урал Ф.Д.» и «Камабанк». За прошлый год объем кредитного портфеля в «Камабанке» увеличился в 1,5 раза (до 380,159 млн рублей), в его структуре преобладает автокредитование (78,2%), за ним следует потребительский сегмент (10,6%), а на ипотеку приходится всего 1,1%. Пермский филиал «УралСиб» увеличил объемы розничного кредитования в пять раз (с 75 до 350 млн рублей), в планах - нарастить объемы кредитования по Пермской области в течение этого года до 700 млн рублей.

Сегодня низкий уровень конкуренции во многом определяет и количество, и качество банковского сервиса в Перми. На 1 января 2005 года объемы банковских активов составили 30% от валового регионального продукта Пермской области, тогда как в среднем по России - 42,5%. Такие данные прозвучали на совещании по вопросам развития банковской системы, которое недавно провел еще в должности вице-губернатора Никита Белых. Он заявил, что сектор развивается плохо, его роль в экономике Пермской области мала. По его мнению, необходимо разработать совместную программу действий администрации Пермской области и банковского сообщества, направленную на усиление конкуренции за счет как развития собственно региональных банков, так и привлечения ведущих игроков рынка с других территорий.

С точки зрения продуктового ряда рынок Прикамья развивается классически. До 2004 года были представлены только связанные экспресс-кредиты (за 30 минут прямо в торговых залах). Их развивают преимущественно инорегиональные банки - «Русский стандарт», Home Credit & Finance Bank, «Драгоценности Урала» (Свердловская область). Затем распространились более совершенные технологии кредитования в офисах наличными: такие услуги появились не только у иногородних («Внешторгбанк», «УралСиб»), но и местных учреждений («Камабанк», «Урал Ф.Д.»). Довольно распространен кредит на потребительские нужды (до двух лет) под поручительство других лиц. Наконец, постепенно начинает завоевывать рынок и самый современный вид кредитования - по пластиковым картам. Правда, в отличие от других регионов, где овердрафт уже приближается к категории массового продукта, в Перми его предлагают единицы.


Как показало исследование регионального рынка автокредитования, проведенное Пермским банковским союзом, на нем работают больше половины банков, представленных в регионе. В среднем они дают кредит на 80% от стоимости автомобиля, средняя процентная ставка - около 18% годовых, максимальный срок кредита - пять лет. Как правило, банки кредитуют физических лиц на покупку новых автомобилей. Лишь единицы дают заем на приобретение подержанных машин.

Растущий автокредит
Банки, работающие в Прикамье, больше всего продвинулись в сфере автокредитования, полагает заместитель директора некоммерческой организации «Пермский банковский союз» Илья Георгадзе. И все потому, что активность начали проявлять региональные структуры - «Урал Ф.Д.», «Камабанк». Конкуренция заставляет участников рынка совершенствовать продукты, упрощать оформление документов, словом, делать кредиты все более доступными.

Управляющий пермским филиалом банка «УралСиб» Константин Долонин отмечает, что кредиты на иномарки вообще востребованы: «Раньше были популярны изделия отечественного автопрома, сейчас спрос на кредиты начинает уходить в сегмент дорогих машин. Автосалоны в принципе охотно идут на сотрудничество, так как их владельцы заинтересованы в увеличении продаж и их устраивают выгодные условия банка». «Предоставление покупателям возможности приобрести машину в кредит становится чем-то вроде правила хорошего тона», свидетельствует Илья Георгадзе. По приблизительным подсчетам, в кредит реализуется более 50% автомобилей, продаваемых в торговой сети области.

С пермскими банками в сегменте жестко конкурируют инорегиональные, причем не только московские и екатеринбургские. Так, Райффайзенбанк не имеет филиала в Перми, но является официальным партнером Toyota, поэтому автомобиль этой марки в пермских салонах можно купить в кредит, который обслуживает ближайший филиал Райффайзена в Екатеринбурге.

У региональных банков длинных ресурсов нет. Единственный способ для них зайти на этот рынок - участие в федеральной программе Агентства ипотечного жилищного кредитования, то есть рефинансирование сделок через его оператора, Пермский областной ипотечный фонд жилищного кредитования. Однако Сбербанку они пока не конкуренты. По данным Пермского банковского союза, в 2004 году через фонд выдано ипотечных кредитов всего на сумму около 55 млн рублей. Константин Долонин связывает это со сложностью оформления документов, жесткими условиями отбора заемщиков, повышенными требованиями к обеспечению и самому оформлению кредита. Илья Георгадзе считает, что в целом развитие ипотеки тормозит тот факт, что многие люди получают зарплату неофициально, «в конвертах», и не могут подтвердить доход справками.

Ипотека дремлет
Менее активно в области развивается ипотека. Основной игрок на этом рынке - опять же Сбербанк. Он располагает долгосрочными ресурсами и работает по собственной программе, в итоге за 2004 год рост ипотечных кредитов по Западно-Уральскому банку Сбербанка составил 247%.

Впрочем, низкая активность не мешает развитию общих для рынка негативных тенденций, например - мошенничества. Пермские банкиры констатируют: на рынке кредитования участились случаи невозврата кредитов. Единственный эффективный способ борьбы с этим явлением - участие в кредитных бюро, а впоследствии создание скоринговых систем.

Между тем спрос на жилье в Перми очень высок. Ведущий специалист отдела маркетинга «Урал Ф.Д.» Елена Ильиных говорит, что ежемесячная сумма аренды квартир приблизительно равна ежемесячному платежу по ипотечному кредиту и составляет около 7 тыс. рублей. Это дает основания экспертам рассчитывать на рост популярности ипотеки.


Главная страница :: Инвестиции :: Территория монополии
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz