Главная страница :: Инвестиции

Почти военный репортаж Спроси меня: как Проект, еще проект Не ждали Первые в приполярье Мировая от бывших врагов Рубль длиною в жизнь Этюд в мажоре Культ страха мягкая мебель

Считается, что выиграл и регион. Уговаривая коми-пермяков вернуться в состав Пермской области (самостоятельным субъектом федерации Коми-Пермяцкий АО стал в 1993 году), Кремль пообещал направить в округ грандиозные инвестиционные потоки из средств федерального бюджета. Указ президента предусматривал строительство газопровода Очер - Кудымкар - Купрос, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по маршруту Кудымкар - Сыктывкар. Теперь, правда, центр просит обосновать целесо-образность вложений.

Cоздание Пермского края задумывалось предыдущим губернатором Пермской области Юрием Трутневым и его командой как грандиозный политический проект. Инициаторы, первыми начав воплощать в жизнь намерения Кремля укрупнить регионы, рассчитывали на особое отношение со стороны федерального центра. И не ошиблись: ныне Юрий Трутнев - министр природных ресурсов РФ, а большинство его соратников работают в Москве.

Мощная пропагандистская кампания ясности не внесла. Зато на всероссийском конкурсе красоты победили пермские девушки, а местные команды попали в высшую лигу КВН. Самосознание жителей поднимали историческими легендами. Вот наиболее забавные примеры: Пермский край - центр древнего мира, а пермяки, соответственно, - потомки ариев; именно здесь творил Заратустра. (Кстати, челябинцы, на чьей территории обнаружен древний город Аркаим, оспаривают у пермяков право на наследование индоевропейского духа.)

Стерпится - слюбится
Рядовые жители области отнеслись к идее объединения в лучшем случае равнодушно. Главная причина осторожности - непонимание, для чего региону-донору «вешать на шею» камень в виде глубоко дотационного округа. Элиты округа и вовсе восприняли инициативу в штыки: они утрачивали автономию. Московским бонзам пришлось жестко наставить окружных «единороссов» на истинный партийный путь, и только тогда те стали робко поддерживать набирающий агитационные обороты процесс подготовки референдума по вопросу объединения.

В результате 7 декабря 2003 года практически 90% проголосовавших жителей округа и около 84% участников референдума в области высказались за объединение. Затем был разработан федеральный конституционный закон, регламентирующий интеграционный процесс. В конце марта 2004 года закон одобрил Совет Федерации: его поддержали 156 сенаторов. Сообщалось также, что в соответствии с федеральным законом, Коми-Пермяцкий АО войдет в состав Пермского края как административно-территориальная единица с особым статусом и сохранится как одномандатный округ на выборах депутатов Госдумы. Руководитель края будет избран в 2005 году, парламент - в 2006-м. Гладко было на бумаге. Объединителей поджидали «овраги» как административно-политического, так и экономического свойства.

Имело место и прямое давление на избирателей. Работникам муниципальных учреждений и предприятий выдавались справки о том, что они явились на избирательный участок и приняли участие в референдуме. Справка заверялась на участке членом избирательной комиссии, а потом предъявлялась работодателю. Не имеющему справки угрожали нешуточными санкциями.

Первоначальный законопроект, устанавливающий структуру власти округа, был вынесен на обсуждение окружных парламентариев еще в августе прошлого года. Однако главы районов Коми-округа выступили резко против положения о придании ему в составе Пермского края статуса единого муниципального образования и упразднении существующих районов. На некоторое время оппонентов примирил и.о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов . Депутаты даже приняли закон в первом чтении. В соответствии с ним на переходный период создания Пермского края, до 1 января 2008 года, в округе сохраняются шесть муниципальных районов. Затем он станет муниципальным образованием, в состав которого войдут 27 поселенческих муниципалитетов, а административным центром останется столица КПАО Кудымкар. Сам Коми-округ с декабря 2005 года войдет административно-территориальной единицей в состав Пермского края, возглавит его вице-губернатор. В дальнейшем структуру окружной власти предполагалось прописать в уставе края.

Под колесами реформ
На протяжении всего объединительного процесса настоящей проблемой были и остаются попытки элит Коми-округа сохранить, а зачастую и поднять свой статус. И в этом изначально заложено противоречие, разрешить которое практически невозможно: около 70% работающего населения округа - служащие различного «калибра», одна из основных целей укрупнения регионов - административная реформа, по существу сокращение числа чиновничьих ставок. Ситуацию немного разрядила подоспевшая реформа Козака, против которой в Кудымкаре приема не нашлось. Однако, осознав, что с центром договориться не удастся, коми-пермяцкие элиты начали междоусобные битвы. Теперь борьба на выживание идет между окружными и районными структурами.

Однако в связи с тем, что по инициативе ущемленных в своих интересах глав коми-пермяцких муниципалитетов суд отправил законопроект на доработку, полемика разгорелась с новой силой. Проще говоря, элиты округа попросили не лезть в их внутренние дела. Похоже, междоусобица не прекратится до принятия устава Пермского края, в котором будет четко обозначено административное устройство округа.

Однако мир оказался недолгим. В конце 2004 года при рассмотрении окружным парламентом закона во втором чтении разразился скандал. Окружная администрация предложила поправку об уменьшении количества сельских поселений на территории Коми-округа после 2008 года с 27 до 15, мотивируя ее отсутствием необходимого финансирования. В ответ появилась поправка, которая придавала Кудымкару статус городского округа, что выводило его из состава Коми-Пермяцкого муниципального округа и напрямую подчиняло властям Пермского края. Это вызвало неудовольствие уже у окружных властей. Ожидалось, что если окончательное решение не появится до июня этого года, то устройство округа определит федеральный центр. Скорее всего, предпочли бы вариант главы КПАО Геннадия Савельева: создание на территории автономии единого муниципального образования.

В разгар агитационной кампании неоднократно заявлялось, что на территорию округа придут крупные предприятия, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых - редкоземельных металлов, нефти, алмазов. В этом случае появилась бы налогооблагаемая база, стимулы для роста отраслей, обслуживающих крупный бизнес. Ожидания не оправдались: из-за труднодоступности месторождений, отсутствия инфраструктуры и, возможно, малых объемов «богатств», добывающий бизнес к округу равнодушен.

Точка роста под вопросом
Главный довод, который приводился в пользу объединения, - экономический. Коми-Пермяцкий округ - дотационный, Пермская область - донор. В рейтинге покупательской способности населения Пермская область занимала десятое место среди российских регионов, а Коми-Пермяцкий автономный округ располагался на 86-м (данные от 23 января 2004 года). Считается, что после объединения коми-пермяки станут жить лучше. Не факт, возражают эксперты.

Если проект постройки ЦБК на территории Коми-округа реализован не будет, там, вероятно, ограничатся заготовкой древесины. Но и при таком повороте событий возникает масса вопросов. Во-первых, лес, пригодный для дальнейшей переработки, расположен в труднодоступных местах: «удобный» еще в советские времена вырубили заключенные, колоний здесь было много. Во-вторых, раньше лес сплавляли по рекам, затем из-за реальной угрозы экологической катастрофы этот трафик пришлось перекрыть, и теперь его придется вывозить автотранспортом или строить железнодорожную ветку, что затратно.

Единственная пока «точка роста» на карте округа - деревообрабатывающая отрасль. В перспективе она способна вытянуть за собой машиностроение, малый и средний бизнес. В июне стало известно, что региональным властям удалось привлечь внимание к Пермскому краю финских компаний UPM-Kymmene Corp и Stora Enso Oyj. Скандинавам предлагается принять участие в возведении нового целлюлозно-бумажного комбината. Это самый масштабный проект из всех запланированных на территории края в 2005 - 2010 годах. Его стоимость оценивается специалистами главного регионального управления природопользования в 700 млн долларов. Строительство рассчитано на три года, срок окупаемости - девять лет, рентабельность - 40%, объем продукции - 320 тыс. тонн в год, номенклатура - легкая мелованная бумага. Однако то, что инвесторам предложат разместить производство именно в Коми-Пермяцком округе, ставят под сомнение высказывания вице-губернатора Михаила Антонова. Он считает, что глубокую переработку древесины, в первую очередь низкосортного и лиственного сырья, необходимо наладить на территории Пермской области. В Коми-округе, территории северной, леса в основном хвойные и только ближе к южной границе - смешанные. Кроме того, в Кудымкаре проблема с численностью и «качеством» населения - оно попросту спивается. При открытии производства рабочую силу придется завозить.

Первого губернатора Пермского края будут наделять полномочиями депутаты двух региональных парламентов - Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Президент должен представить кандидатуру губернатора за 35 дней до 1 декабря 2005 года, то есть не позднее 27 октября. «Своего кандидата Владимир Путин может предложить и раньше, - считает депутат Госдумы от Пермской области Павел Анохин. - На мой взгляд, сегодня политическим и экономическим элитам, как и жителям региона, выгодно, чтобы обозначенная президентом фигура появилась как можно скорее». Определенность не помешает не только в объединительном процессе. «Подвешенное» состояние и.о. губернатора Пермской области Олега Чиркунова дает повод активизироваться внутренней оппозиции в лице некоторых влиятельных предпринимателей, депутатов областного Законодательного собрания и глав крупных муниципальных образований. Нестабильность дезориентирует региональные элиты, что, безусловно, сказывается на качестве управления территорией. Впрочем, в Перми с 90-процентной уверенностью утверждают, что первым губернатором Пермского края президент назначит именно Чиркунова.

Октябрьские тезисы
В конце мая Госдума приняла в первом чтении президентские поправки в федеральный конституционный закон, регламентирующий создание Пермского края: 368 голосами «за» думцы легализовали президентскую схему назначения губернаторов на территории Прикамья. По словам депутата Госдумы от КПАО Андрея Климова, во втором чтении законопроект будет одобрен до 17 июня, окончательно - к концу месяца, а в июле его утвердит Совет Федерации.


Дополнительные материалы:


Как отмечает депутат Госдумы от Пермской области Юрий Медведев, в Москве внимательно отслеживают объединение двух субъектов федерации в единый Пермский край. По его словам, на думской «пленарке» подробно обсуждались возможные осложнения. Например: каков будет алгоритм действий руководства страны, если одно из двух Законодательных собраний, Пермской области или Коми-Пермяцкого округа, не утвердит предложенную президентом кандидатуру? Распустят ли в этом случае региональные парламенты? Как выяснилось, в такой ситуации глава государства назначит исполняющего обязанности губернатора до формирования единого краевого парламента. При этом дата проведения выборов депутатов Законодательного собрания Пермского края не изменилась: по конституционному закону они назначены на первое воскресенье декабря 2006 года. Ожидаемое вступление в силу предложенной президентом редакции федерального закона, по которой все выборы на территории России проводятся в один день - в марте или октябре, на выборы прикамского парламента не повлияет: федеральный конституционный закон по статусу выше простого федерального. Впрочем, если оба краевых парламента не примут решение о досрочном прекращении своих полномочий.


Почему именно сейчас? Известный искусствовед Виталий Вульф, бывший гостем фестиваля, видит причину в определенной зрелости общества и власти. Наверное, сказывается и некое совпадение времен. Начало XX века многим, конечно, отличается от начала XXI, но есть и общее. Дягилев жил в эпоху перелома, мы живем в эпоху перехода. Дело даже не в нашем внутреннем постреволюционном синдроме, а в том, что мир, пока мы разбирались сами с собой, перешел в иное состояние. И этому состоянию оказалось чрезвычайно важно единство мирового пространства, устранение границ между культурами и жанрами, мультимедийность искусства. «Матрица Дягилева» вновь актуальна.

Второй раз в Перми тихо прошумел фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж». Всего второй раз, а есть полное ощущение традиции. Он уже прочно укоренился: в сознании властей, в расписании деятелей культуры. Он воспринимается столь же естественно, как весеннее солнце и летний дождь. Видимо, очень вовремя возник этот фестиваль. Связь Дягилева и Перми существует больше века, но именно сейчас она стала востребована. Правда, не всеми, а только культурной и властной элитами.

Москвичи музыковед Алексей Парин и композитор Александр Щетинский придумали необычную оперу «Бестиарий» по мотивам произведений Кафки, Гоцци, Андерсена. Исполнили ее екатеринбуржцы и пермяки. Театр из Японии «Батик» представил спектакль в жанре современного танца. Германия презентовала выставку, посвященную Марлен Дитрих. Танцевала известная балетная пара из Франции, играл органист из Ватикана, дирижировал Дэвид Хейзель (США - Германия), поиски новой оперы продемонстрировали американцы. Собственную программу показал Мариинский театр (Санкт-Петербург). Каждый вечер завершался демонстрацией фильма производства Нидерландов.

Открытость
Если Петр прорубил окно из России в Европу и показал России весь мир, то Дягилев открыл окно из Европы в Россию и показал культуру России всему миру. Благодаря ему узнали о русском балете, а благодаря его имени - пермяки увидели несколько культурных проектов, объединивших деятелей разных городов и стран.

стран работали в унисон, в едином культурном поле.

Инициатор фестиваля «Дягилевские сезоны» художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян простодушно радовался: «Семнадцать государственных флагов расположились перед зданием театра!». 17
Дэвид Хейзель

Это требование времени прекрасно понимал Дягилев, стараются его учитывать и на фестивале его имени. Даже просто читать программу фестиваля доставляет эстетическое удовольствие. Что ни пункт, то «впервые в России», «мировая, российская премьера». Пять опер на сюжеты Пушкина подряд - где вы встречали подобное? Не знаю я и других фестивалей (не считая столичные), которые бы собирали столь яркий парад звезд во главе с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным два года назад, Натальей Макаровой - нынче.

Новаторство
По словам директора фестиваля Олега Левенкова, новизна - категорический императив XX столетия, плавно перетекший в век нынешний. Зрители хотят не просто красивого, а нового, нового, нового. Следующее произведение должно быть принципиально иным в сравнении с предыдущим, и так до бесконечности. Поиск нового сложен, особенно если учесть, что все возможное в искусстве, как считают многие, уже создано. Однако он удавался, например, Евгению Панфилову, который очередной постановкой опровергал себя прежнего.

Любимым артистическим «напитком» фестиваля стали всевозможные коктейли. В концертной программе голландцев джаз встретился с оперой. Американцы скрестили оперу с танцем. Балет с пением «Семь смертных грехов» продемонстрировал Пермский театр оперы и балета (совместный российско-германский проект). А в антураже бывшего дома семьи Дягилевых, теперь гуманитарной гимназии 11, проходил научный симпозиум и презентовалась книга Александра Ласкина и фильм Владислава Виноградова, посвященные человеку, сто лет назад понявшему, что новое качество замешивается на сочетании разных видов искусств.

Полифония
Пермская художественная галерея с 20 на 21 мая устроила «музейную ночь», открыв двери для посетителей с того часа, когда они обычно закрываются. Акция включала презентацию сенсорного киоска, с помощью которого можно получить массу любопытной информации, концерты авторской песни и старинной музыки, а также медиаперформанс «Кино из мясорубки». Его автор - Сергей Тетерин, известный прикамский деятель актуального искусства и художественный «медиамагнат». Обычная советская мясорубка, приобретенная на металлорынке, в результате ряда преобразований превратилась в устройство для производства кинопотока. Фильмы братьев Люмьер, показанные ручным способом, воскрешали дух первых сеансов эры кино. Классическая галерея решилась на подобное смешение жанров и стилей под влиянием магии Дягилева, знаменитого полифонийщика.

Искусство сегодня состоит не только из произведений единиц, но и из акций многих. Оно вызревает в тусовках, проявляется в действах. Фигура куратора не менее значима, чем фигура творца. На определенном этапе пути Дягилева его главным оружием стал выразительный жест. Фестивали - мощнейшие арт-жесты нашего времени.

Продюсерство
Дягилев не знал, что он продюсер. Испанский король тоже не ведал этого в 1912 году, когда спросил, что же Сергей Павлович делает в труппе, если не танцует и не дирижирует. «Ваше величество, я не делаю ничего. Но я незаменим».

Лауреатами первого Всероссийского конкурса продюсерских проектов, который проходил на прошлых Дягилевских сезонах, стали люди, известные крупными реализованными проектами, завоевавшими широкую популярность. Эдуард Бояков - автор фестиваля «Золотая маска». Евгений Панфилов создал новое направление в искусстве. Давид Смелянский поставил «Бориса Годунова» в Святогорском монастыре. Даже для столь именитых и заслуженных личностей награда оказалась немалой честью. Например, Давид Смелянский, имеющий массу регалий, с гордостью вписал новый титул «лауреат премии имени Дягилева» в собственную визитную карточку.

Георгий Исаакян, конечно, тоже продюсер. Формулу этой профессии, которая у нас лишь нарождается, еще не осознала саму себя и не воспитала к себе должного уважения в обществе, худрук Пермского оперного определяет так: сначала придумать проект, затем придумать его воплощение. Продюсерство предполагает совмещение яркого творческого начала и крепкого практического. О Дягилеве говорили: он поклонник не только прекрасного, но и схем. Для сегодняшних организаторов в сфере культуры он остается эталоном того, как можно быстро и четко организовать процесс. Как, работая с труппой, не имеющей постоянного места обитания, приехать в очередной город, выбрать подходящую площадку, запустить рекламный механизм, подготовить подходящий репертуар и еще создать достойные условия жизни для артистов. По сути, он каждый раз на новом месте устраивал фестиваль искусств.

На второй конкурс было подано около десятка заявок, в том числе из Польши. Организаторов порадовало, что много молодых имен. Проекты оказались разнообразны и неординарны, от выпуска дисков, театральных справочников, открытия культурно-информационных центров до создания всевозможных фестивалей. Победителями стали Александр Кулябин из Новосибирска, автор реально действующего фестивального проекта «Сибирский транзит», Галина Сорокина из Нижнего Новгорода - за несколько фестивалей, один из которых еще лет десять назад патронировал мало кому тогда известный Сергей Кириенко, и екатеринбуржец Лев Шульман, устроивший «рассадник» современного танца в уральской столице.

Директор конкурса Арсений Немченко на вопрос, какие качества необходимы современному продюсеру, чтобы добиться успеха, ответил, ссылаясь опять же на опыт Дягилева: умный авантюризм. Сначала нужно иметь смелость поставить себя в безвыходную ситуацию, замыслив сумасшедший проект и объявив о нем миру. Затем - разум, способности, связи, чтобы найти выход и вывести свою идею на уровень незаурядного воплощения.

Миссия организаторов Дягилевских сезонов очевидна: устроить яркое имиджевое событие, способное привлечь внимание к региону, в том числе внимание инвестиционное. Хотя любые, самые раскрученные фестивали по определению убыточны (в том числе Каннский и Зальцбургский), они имеют маркетинговое значение для города и даже для страны. С точки зрения попадания в перекрестье интересов культурных, социальных, исторических фестиваль соответствует фигуре, ставшей его знаменем. Хотя задачи у современных культорганизаторов кое в чем посложнее: российская почва за столетие вытопталась, спрессовалась под тяжелым историческим катком, лишившись былой восприимчивости к семенам искусства.

Чутье
«В способности слышать подземный гул задолго до приближения самих событий и есть смысл дягилевской миссии», - пишет Александр Ласкин. Дягилев сберег от исторической стихии уникальный пласт русского искусства, танцовщиков, хореографов, художников. Предчувствие опасности почти на зверином уровне, мощный инстинкт самосохранения и сохранения культуры позволили ему и его труппе пройти берегом революционного моря, не утонув в нем. Острое художественное чутье всегда приводило в центр кипения зрительских интересов, а также помогало формировать их.

Фестиваль продолжался в режиме нон-стоп девять дней. Это оказалось тяжело для публики, не привыкшей совершать культурно-потребительские подвиги. Подобного темпа не выдерживали даже самые стойкие любители изящных искусств. Тем более что весна в эти дни значилась не только в календаре. «Повезло с погодой», заметил кто-то. Или как раз не повезло: солнце стало серьезным конкурентом опере и балету. И естественные радости часто побеждали «искусственные».

Фестивальный шум не нарушил сонного покоя большинства горожан. Ложи блестели, но театр не был полон. Зайдя на следующий день после открытия на уникальную выставку театральных костюмов Александра Бенуа и Льва Бакста (в эскизах, графиях и натуральном виде), я не увидела в зале ни одного (!) посетителя. Опытная смотрительница, зорко следившая за сохранностью ценных экспонатов, не обнадежила: вряд ли сюда побежит народ, реклама хоть и была, но очень уж тема специфическая.

Конечно, фестиваль молод, и его проблемы - во многом болезни роста. Но если ориентироваться на Дягилева, чутье современным организаторам должно подсказать: работа внутренняя не менее значима, чем действия, направленные во вне. Немало сил и средств уходит на приглашение гостей, а своим, землякам, предлагается наслаждаться тем, что дарят им организаторы. Подарки эти - действительно самой высокой пробы. Но не воспринимает их ценность еще большинство горожан. Одна из важнейших миссий Дягилевских сезонов касается создания благоприятной для восприятия высокого искусства внутренней среды.

Не ощущалось и единого фестивального пространства. Культурный ландшафт Перми в эти дни представлял отдельные пышные оазисы, расцветшие в скупом степном просторе. Прения, развернувшиеся в ходе дягилевских чтений, слабо доносились до театров, а оперный триумф не был услышан зрителями кинозалов. Фестивальные составляющие распадались, не будучи соединены ни общим информационным полем, ни мощной выверенной рекламной кампанией.

Сезоны Дягилева

Сергей Дягилев родился в 1872 году. Прославился в Париже, но парижской истории не было бы без пермского периода. Десять лет становления, с 8 до 18, он провел в Пермской губернии в имении Бикбарда, где родители владели винокуренным заводом, и в самой Перми, в сохранившемся до наших дней доме на углу улиц Пушкина и Сибирской. Дягилев - победитель. Но многое в его жизни определено утратами: имение было продано с торгов, семья вынуждена переехать. Так он оказался в Петербурге, где участвовал в проекте «Мир искусства», издавал журнал под этим названием, организовал несколько выставок, в том числе Таврическую, в которой «хоронил» искусство прошлого: старинные портреты драпировались в черную ткань. Уже тогда он задумал новое - международный проект «Русские сезоны». Первая демонстрация российского искусства миру произошла в 1907 году. Позднее Сергей Павлович создал балетную труппу под названием «Русские балеты Дягилева». Она действовала с 1911 по 1929 годы, до самой смерти великого импресарио.

Дополнительные материалы:

Принципы Мортье

Интерес к опыту организаторов культуры на Дягилевских сезонах закономерен. В рамках международного семинара «Музыкальный театр сегодня», на который собрались режиссеры, продюсеры из России, Германии, Франции, Нидерландов, был рассмотрен опыт Жерара Мортье, многолетнего директора Зальцбургского фестиваля, недавно возглавившего Парижскую оперу. Важнейшая сторона деятельности директора театра - ценовая политика. Билеты в Парижскую оперу стоят дорого: от 30 до 150 евро. Жерар Мортье установил льготные тарифы для старшего возраста, ввел удешевленные абонементы для молодежи, создал 60 стоячих мест по 6 евро: у зрителей должен быть выбор. Но главное для театрального суперинтенданта - репертуарная политика. Афиша Парижской оперы строится на трех китах: Моцарт, Верди, современные композиторы. Как маркетинговый ход Мортье использует скандал - но не ради скандала. Он провокатор потому, что идет радикальным путем. «Если создать два-три скандальных момента за сезон, возникает некий магнетический элемент, после этого можно делать и ясные классические вещи», - поясняет балетмейстер Парижской оперы Оливье Пате. В плане привлечения зрительского внимания принципы Мортье близки стратегии Дягилева

Новации Шульмана

За серию проектов по современной хореографии награду Всероссийского конкурса продюсеров получил екатеринбуржец Лев Шульман. Сегодня он руководит Центром современного искусства, который привозит яркие имена из разных сфер, будь то contemporary dance, музыка или арт-проекты, и экспортирует уральское искусство. В анналы местной истории Шульман вписан как человек, стоявший в основании первой и самой известной хореографической труппы - театра «Провинциальные танцы». Он же - создатель учебной инфраструктуры молодого жанра, от школы современного танца до факультета при Гуманитарном университете. Лев Шульман достоин звания лауреата премии имени Дягилева объективно (по результатам деятельности) и субъективно (по личностным особенностям). Между уральским и первым российским продюсером - немало общего. Острое чувство нового, любовь к разным жанрам при сохранении приоритета движенческих искусств, высокая амбициозность и четкое осознание собственной роли и значимости в этом мире. Очевидно, и в прошлом веке, и в нынешнем именно такие качества приводят деятелей культуры к успеху.


Главная страница :: Инвестиции :: Матрица дягилева
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz