Главная страница :: Инвестиции

Хорошего должно быть много Неприступное жилье Трофеи и контрибуция Проверка властью Как грибы без дождя Ракетная вертикаль Сравнение времен В потемках Перелить металл в отели мягкая мебель

Уральский рынок фитнес-услуг -; до сих пор чистый лист для бизнеса. Конкуренция на нем условна: игроков мало, а сильных можно пересчитать по пальцам. Процесс насыщения рынка начался с класса premium в нескольких крупных городах - Уфе, Челябинске, Перми. Больше всего таких клубов в Екатеринбурге, единственном из уральских городов, где работают два международных игрока - сети World Gym (один клуб) и World Class (клуб World Class Exspaneme).

- Андрей Порубов

В ближайшие два года международные сети будут активно развиваться на Урале. Кроме уже упоминавшихся World Class, World Gym и Sspanata Partners, о планах прихода заявили «Планета Фитнес» (часть мировой сети Fitness Holdings Worldwide) и Gold`s Gym. Причина стремления крупных сетей в регионы - высокий уровень конкуренции на московском рынке спортивно-оздоровительных услуг.

На территории Большого Урала только Уфа может похвастаться присутствием крупного московского участника рынка. Фитнес-центр Orange Fitness (premium class) компании Sspanata Partners (семь демократичных клубов CityFitness middle class и семь элитных клубов Orange Fitness в России) открылся здесь по франчайзингу в конце мая этого года. «Фитнес-центр, как и ожидала компания, пользуется большим спросом, - говорит генеральный директор Sspanata Partners Анастасия Юсина. - Пока он остается лучшим в Уфе по набору услуг и уровню сервиса, а рост клиентской базы идет в соответствии с бизнеспланом. Это признают не только наши клиенты, но и другие работающие в городе клубы».

По мнению наблюдателей, шансы на успех на Урале имеет лидер российского рынка фитнесуслуг - компания Планета Фитнес (premium class), стремящаяся предлагать более низкие цены на рынке и имеющая значительный опыт работы. В активе этого оператора 26 клубов, он собирается открыть клубы в Уфе и Ижевске. «Опасения местных игроков за свою конкурентоспособность, связанные с нашим появлением на уральском рынке, напрасны, - говорит президент компании „Планета Фитнес“ Ирина Разумова. - Рынок далек от заполнения: только Уфа нуждается в десятках клубов». Второе место у World Class (18 клубов). Третий игрок - Sspanata Partners (14 клубов).

В Москве насыщение клубами premium, несмотря на высокую стоимость их услуг, достигло 80%, middle - только 50 - 60%. Московский средний класс не готов тратить на фитнесуслуги больше тысячи долларов в год (такова средняя стоимость клубной карты), а уральцы - более 700 - 800 долларов. К premium class в столице относят клубы, годовая стоимость членства в которых превышает две тысячи долларов. Основные игроки высшего сегмента - сетевые клубы. Именно сети, достигнув в столице потолка, двинулись в регионы. На Урале стоимость годовой карты в клубах premium class составляет в среднем 1- 2 тыс. долларов. Пока это самый заполненный сегмент: 40 -50% рынка. Общий годовой объем рынка фитнесуслуг, например, столицы Среднего Урала, по прогнозным оценкам директора спортивного клуба «Данс-Холл» (Екатеринбург) Екатерины Ждановой, может составить 20 млн долларов.

Sspanata Partners ставит перед собой задачу в 2006 - 2007 годах открыть на территории Большого Урала шесть клубов: в Перми (Orange Fitness и CityFitness), Тюмени (Orange Fitness), Сургуте (CityFitness) и Екатеринбурге (CityFitness и Orange Fitness). World Gym хочет прирасти в Екатеринбурге еще двумя клубами. World Class имеет виды на Пермь и Челябинск, а также намерен открыть новый клуб в Екатеринбурге.

В московском представительстве мировой сети Gold`s Gym (premium class) рассказали, что фитнесцентры компании должны открыться в ближайшие два года в Екатеринбурге, Челябинске и Магнитогорске. В этих городах уже найдены партнеры, обсуждаются детали работы клубов на условиях франчайзинга.

Превентивный захват
Sspanata Partners действует на опережение: она намерена первой застолбить место на рынке уральского региона, не дожидаясь появления конкурентов. Следующий уральский город, в котором компания планирует начать работу, - Екатеринбург. В конце 2005 года здесь должен открыться центр CityFitness (класс middle), под помещение выбрана бывшая площадка завода «Пневмостроймашина». После переоборудования на четырех тысячах метрах расположатся тренажерный зал с силовым и кардиооборудованием (беговые дорожки, велотренажеры и др.), два зала групповых программ, банный комплекс, салон красоты, солярий, массажные кабинеты, фитнесбар, детская комната, спортзал для игры в футбол, волейбол и баскетбол, два теннисных корта.

Из перечисленных игроков только Sspanata Partners развивает фитнесцентры среднего сегмента - CityFitness. Остальные работают в классе premium. По прогнозам участников рынка, через год-три (в зависимости от города) сегмент насытится и акцент сместится на middle.

Фитнес- центр

Таблица. В ближайшие два года города Большого Урала ожидает экспансия крупных фитнес-операторов

Класс фитнес-центра

Города, в которых планируется открытие фитнес- центров

Планета Фитнес

Сроки сдачи объектов

Premium

Ижевск, Уфа

World Class

2006

Premium

Екатеринбург, Пермь, Челябинск

CityFitness

2006

Middl e

Екатеринбург, Пермь, Сургут

Orange Fitness

2006-2007 года

Premium

Екатеринбург, Пермь, Тюмень

Gold`s Gym

2006-2007 года

Premium

Екатеринбург, Магнитогорск, Челябинск

World Gym

2006-2007 года

Premium

Екатеринбург

Источник: данные операторов

2006 год - первая половина 2007 года

По словам Житомирского, выбор пал на Sspanata Partners по двум причинам: «Это одна из самых быстрорастущих компаний на российском рынке фитнесуслуг и одна из немногих сетей, которая работает не по договору франшизы. Я не верю, что в условиях слаборазвитого екатеринбургского рынка фитнеса даже очень дорогой бренд по московским или мировым меркам может дать внятные, экономически выраженные конкурентные преимущества. Поэтому платить за чужое имя просто потому, что оно есть, нецелесообразно. Партнерские условия дают нам возможность минимизировать инвестиции, не покупая франшизу».

Согласно бизнесплану, за первый год работы в CityFitness должны продать две тысячи клубных карт. Средняя стоимость карты на 12 месяцев в конце сентября (предварительная продажа) составляла 550 долларов (после открытия центра цена, как правило, значительно увеличивается). Соинвестором Sspanata Partners стал Александр Житомирский, директор екатеринбургской управляющей компании Fun Management, осуществляющей руководство развлекательным комплексом «Ra», рестораномпивоварней «Keeer», кофейней «Rio de» и семейным центром развлечений «Луна 2000». Причину расширения сферы деятельности он объясняет так: «Диверсификация бизнеса - это всегда хорошо. Тем более что рынок фитнесуслуг в городе совершенно не заполнен».

CityFitness станет в столице УрФО третьим сетевым иногородним клубом. Уже работающие по франчайзингу World Class Exspaneme (сеть World Class) и World Gym относятся к premium class. По мнению участников рынка, это определило выбор Sspanata Partners в пользу CityFitness - клубов для среднего класса, а не Orange Fitness. Основные местные игроки middle class в городе - Exspaneme, «Данс-Холл», Flex, «АДжем». Каждый из этих клубов занимает свою нишу. «АДжем», к примеру, специализируется на аэробике, Flex на силовых тренировках (бодибилдинг). CityFitness благодаря широкому набору услуг постарается занять максимум места на рынке.

Полный объем вложений в объект с екатеринбургской стороны не разглашается. Совокупные инвестиции составили порядка 3 млн долларов. По информации участников рынка, стоимость франшизы CityFitness составляет 25 тыс. долларов.

Вопрос кадров остро стоит для уральских фитнесцентров. С этой же проблемой столкнутся пришельцы. Директор Уральской государственной академии физической культуры (Екатеринбург) Игорь Сазонов: «В уральской фитнесиндустрии очень мало хороших специалистов в отрасли физической культуры и спорта. Работающие в фитнесклубах инструкторы, менеджеры в лучшем случае - мастера спорта, не имеющие специального образования. Нет должного врачебного контроля. От этого в конечном итоге страдает потребитель. К примеру, приходит клиент в клуб, и ему дают нагрузку, которую он не может и не должен переносить физически. Услуги, которые предоставляют фитнесцентры, должны быть физкультурнооздоровительными, реабилитационными, наконец, социальными. Фитнес-центры являются одной из форм сохранения здоровья, привлечения подрастающего поколения к занятиям физической культурой. Интерес к ним огромный. Фитнес-индустрия должна развиваться, но необходима совместная работа с учебными заведениями, готовящими специалистов в области физической культуры и спорта».

Атмосфера - не помеха
Екатеринбургские игроки всерьез опасаются прихода CityFitness. Одни владельцы местных клубов считают, что опытной сети вполне по силам за год набрать в новый фитнесцентр две тысячи членов, поскольку спрос на хорошие клубы среднего класса не удовлетворен. Но существует и другое мнение. «Открыть хороший клуб по оснащенности - это только 20% того, на что пойдут клиенты», - говорит директор клубов Exspaneme и World Class Exspaneme Александр Кобыляцкий. По его мнению, остальные 80% успеха обеспечивают опытная команда, занимающаяся проектом, профессиональный инструкторский состав.

Хороший premium клуб отличается от такого же в среднем классе не только стоимостью клубной карты (в зависимости от города разброс по Уралу большой: 1000 - 2500 долларов и 600 - 1500 долларов соответственно). Площадь фитнесцентров высшей категории, как правило, больше (от 2 - 2,5 тыс. кв. метров) ввиду более широкого спектра предоставляемых услуг. Это массажные кабинеты, спа-салон, турецкая баня, бар, солярий. В premiumклубах самое дорогое оборудование: тренажеры марок TechnoGym, Hummer. Требования к фитнесцентрам среднего класса иные: помещение от 500 кв. метров, количество тренажеров от 20, минимальная площадь зала аэробики - от 50 кв. м. Заведения обеих категорий должны иметь автономные технические системы вентиляции и кондиционирования, тепло- и водоснабжения, малоточных коммутаций (TV, FM, аудио, телефон), программное обеспечение, клубную систему и от 70 часов работы в неделю.

Еще одно необходимое условие для успешного функционирования клуба - «правильная атмосфера». Под ней фитнесоператоры имеют в виду особый, неповторимый душевный уют и физический комфорт для клиента.

Региональные препятствия
Самый вероятный сценарий развития событий таков: 70 - 80% рынка класса premium и 50 - 60% middle в крупных уральских городах через пару лет поделят между собой международные и московские операторы. За ними стоят опыт организации сетей, отлаженные технологии и финансовая мощь. Местным игрокам зачастую всего этого не хватает. По данным участников рынка, годовой оборот одной из лидирующих российских фитнессетей составляет порядка 50 млн долларов. Средний по всем показателям уральский клуб (middle class, площадь не менее тысячи метров) имеет оборот 3,6 - 4 млн рублей в год.

В клубы высшего класса ходят люди с доходом более тысячи долларов на человека, среднего - менее тысячи, низшего - 400 - 600 долларов (стоимость месячного абонемента там от 400 до 1000 рублей). Количество клубов low class из года в год остается стабильным. Крупные сети не хотят открывать центры этого уровня изза низкой рентабельности. Поэтому сегмент представлен преимущественно «качалками» (залами с силовыми тренажерами и минимальным количеством предоставляемых услуг), расположенными в основном в спальных районах. У таких центров есть свой клиент: кроме людей с низким и средним достатком сюда ходят и вполне материально обеспеченные. Причин много: близость к дому или работе, недостаток хороших клубов. А некоторым нравится спартанская обстановка - обшарпанные стены и видавшие виды тренажеры.

Для создания фитнесцентра необходимо соблюдение основного условия - помещение должно быть специализированным. Начиная с этапа подготовки к строительству, над проектом должны совместно работать архитектор и специалист по фитнесу. Обязательные требования: системы вентиляции и кондиционирования, высокие потолки (более трех метров) и малое количество несущих стен. «Подобных помещений очень мало, - рассказывает Екатерина Жданова. - Но даже если нужное найдено, как правило, остро встает вопрос аренды. Средняя стоимость аренды одного квадратного метра - от 20 до 30 долларов в месяц». К тому же сама схема аренды помещений зачастую неудобна. Владельцам фитнесцентров предлагают заключить договор на год, повезет - на три. Если учесть, что далеко не каждый фитнесцентр за три года выйдет на самоокупаемость, легко предположить, какой риск несут подобные сделки.

В отличие от операторовварягов, уральским предпринимателям не так легко работается на рынке. На пути открытия фитнесцентров перед бизнесменами стоят две главные преграды: отсутствие подходящих помещений и высокая, по их мнению, арендная плата. «Самое сложное при открытии фитнесцентра - найти нужное помещение. На вторичном рынке недвижимости подходящих вариантов мало, а на строительство новых зданий нужны объемные, долгосрочные и трудновозвратимые инвестиции, - говорит совладелец клуба Technogym (Челябинск) Владислав Макаров. - Рынок cтихийный. Главным образом поэтому за последний год число открывшихся клубов в Челябинске было равно числу закрывшихся». В крупных уральских городах появляющиеся за год клубы исчисляются единицами. По мнению Макарова, стихийность рынка вытекает из непрофессиональности игроков: нередко предоставлением фитнесуслуг занимаются дилетанты, имеющие лишние деньги, но не знакомые с механизмами этого бизнеса. А компаний, специализирующихся в фитнесконсалтинге, в регионах очень мало.

Причина - малое количество фитнесцентров. Ее пытается устранить бизнес. Игорь Сазонов считает, что предпринимателям, готовым заниматься фитнесцентрами, предоставлять спортивно-оздоровительные услуги, государство должно помогать приобретать помещения. Главный специалист комитета по организации бытового обслуживания населения Екатеринбурга Олег Нейфельд говорит: «Город старается поддерживать начинания в поиске и оформлении помещений. Все зависит от настойчивости человека, потому что соискателям нужно пройти несколько инстанций и согласований».

Кроме того, «существует риск, что фитнесцентр не окупится, поскольку население не готово потреблять дорогие услуги спортивно-оздоровительного характера в предлагаемом объеме», - считает генеральный директор сети клубов Edward's Gym сегмента middle Дмитрий Басманов (Пермь). По словам Басманова, минимальный срок окупаемости клуба - 5 - 7 лет, после чего оборудование можно смело менять, так как фитнесмода диктует свои правила. Средний срок окупаемости московского клуба короче, 2 - 5 лет. И от столичного уральский рынок спортивно-оздоровительных услуг отстает, по оценкам операторов, на пять лет. Если в Москве фитнесом занимается полтора процента населения, то, к примеру, в Перми и Екатеринбурге 0,2 - 0,5%.




Дмитрий Милованцев


Дмитрий Александрович, с однойстороны, связь имеет прикладной технический и технологический характер,с другой - обеспечивает рост качества жизни населения. Как это отраженов государственной политике?

Приходится констатировать: нормативная база, дажесозданная недавно или создающаяся сейчас, регулирует отрасльпо принципу «as is», то есть является реакцией на данность,представленную в экономическом пространстве. Но мы четко понимаем:отрасль сильно меняется, и в первую очередь за счет постояннопоявляющихся инновационных технологических решений. Наша задача - чтобызаконодательство поспевало за развитием технологий. Сейчасзаканчивается процесс формирования нормативной базы, которая будетрегулировать отрасль по крайней мере в ближайшие два-три года.

- Государственная политика ставит перед отраслью двеключевые задачи: обеспечить свободу доступа всех производителей услугк потребителю и легкость доступа потребителя ко всей существующейинфраструктуре. Развитие отрасли переходит от количественныхпоказателей к качественным. Когда-тотелеграф связывал людей по принципу точка - точка. Затем появилисьтехнологии, реализующие связь по принципу точка - множество точек:возникла система массовых коммуникаций - телевидение, радио. Сейчасформируется система, работающая по принципу множество точек - множествоточек: масса производителей информационных продуктов работаетодновременно на множественную аудиторию. И поддержка отрасли, в томчисле регуляторные механизмы, должна отражать эти новые тенденции,обеспечивать свободу доступа любого производителя информационных услугк абоненту, которого уже правильнее называть «получатель контента».

- Задача любого нормотворчества - достичь определеннойгармонии в интересах обеих сторон. Мы ставим перед собой задачуразвития инфраструктуры прежде всего на локальных рынках, гдеее очевидно недостаточно. Эта задача решается как за счет прямогоперераспределения средств из доходных сегментов (к примеру, дальнейсвязи), в менее доходные, во всех странах субсидируемые (в частности,в связь на селе). Так и косвенно - за счет нормативного регулирования:через лицензионную политику мы перемещаем более «продвинутые» сегментысвязи на местные рынки. То есть задействуем экономические механизмысмещения приоритетов. А в результате, скажем, либерализация рынкадальней связи неизбежно приведет к падению цен на дальний трафик.

Сообразим на двоих - Чьи интересы в большей степени отражает обновляющаяся нормативно-правовая база отрасли - потребителя или бизнеса?

- В течение этого года закончится вся подготовительнаяработа. Мы рассчитываем, что в этом году будут выданы первые лицензии.Нам надо выпустить все документы, которые сейчас находятсяв правительстве, прежде всего связанные с лицензированием услугв области связи. И надо пройти небольшой, но тяжелый путь -модернизировать договорные отношения между операторами. Сегодня, когдана рынке дальней связи работают Ростелеком и Связьинвест, который черезсвою восьмерку инициирует, пропускает и приземляет звонок, можностроить внутренние договорные отношения по принципу доверительности,не оговаривая детально все аспекты. Однако с либерализацией рынкадолжны появиться рыночные договоры. Эта работа потребует значительныхусилий, но мы предполагаем справиться с ней за год.

- О необходимости разрушения монополии госкомпании «Ростелеком» на рынке дальней связи говорят уже давно. Когда это произойдет?

Предупрежден - значит вооружен - Гармонизатором отношений между потребителеми бизнесом выступает государство. Всегда ли у него это получается?Например, правительственный перечень услуг связи, подлежащихлицензированию, вызвал негативную реакцию компаний, которые занимаются IP-телефонией. Подобные законопроекты согласуются с бизнес-сообществом?

Либерализацию дальней связи планируется проводитьпо принципу выбора префикса, так, чтобы абонент, звоня в другой город,мог выбрать того производителя контента, который ему выгоднее,интереснее или просто больше нравится. Привычная восьмерка, скореевсего, будет заменена на ноль, как во всем мире. А дальше потребительсможет выбирать. Условно: набрал «01» - попал в сеть Ростелекома,«02» - в сеть Транстелекома, и так далее. Более того, начиная с дальнейсвязи, мы обеспечиваем доступ через телефонную сеть к производителямконтента других типов и наоборот. Так, имея доступ к дальней связи,вы автоматически сможете, набрав, к примеру, «007», попасть в сеть какого-нибудь интернет-провайдера.

- Обсуждения носят совещательный характер или бизнес может влиять на законотворческий процесс?

- Да. В частности, по перечню услуг, подлежащихлицензированию, дискуссии только на моей памяти проводились раз десять,как на площадке министерства с приглашением всех отраслевых ассоциаций,в том числе и объединяющих малых операторов связи, так и на стороннихплощадках, в частности на Телеком-форуме,который собирает практически всех производителей и потребителейтелекоммуникационного оборудования и услуг (один из наиболееавторитетных интернет-порталов, действует более десяти лет. - Ред. ).

Что касается IP-телефонии, здесь особая ситуация. В свое время IP-операторыдействовали вообще вне пределов правового поля. Они работалипо телематическим лицензиям, которые не подразумевают возможностипередачи голоса. А IP-телефония -;это передача голосового трафика. То есть операторы нарушали условиялицензий. Таким образом, очень серьезные риски имели и операторы,и компании, которые с ними взаимодействовали, и отдельные потребители.До определенного момента мы относились к этому либерально. Но сейчаспоявляются серьезные проблемы: есть вероятность дискредитировать рыноксвязи в целом за счет того, что действия операторов фактическипротиворечат существующей нормативной базе. Включение IP-телефониив список лицензируемых услуг приводит работу операторов, оказывающихэти услуги, в соответствие с действующим законодательством. Тяжелобудет выполнить эти требования? Наверное, небольшим компаниям тяжело.Можно их выполнить? В общем, можно.

- Практика показывает, что коррективы вносятся, и порой достаточно серьезные.

- Основная беда в том, что монополия на рынке местнойсвязи создается искусственно. В основном она порождена нерыночнымитарифами на местную связь. Средняя цена за телефонную линию длянаселения - около 10 долларов в месяц, из них абонентская плата за всегородские соединения - всего пять долларов. Коммерческим компаниямневыгодно выходить на рынок местной связи, за исключениемкорпоративного сектора, рынка мелкого предпринимательства и элитнойжилой застройки. Местный рынок невыгоден даже в городах, не говоря ужео сельской местности, где расстояния (значит, издержки) больше,а плотность населения (значит, интенсивность пользования услугами)меньше. Условия для развития конкуренции просто не складываются.Поэтому одна из наших задач - выработать механизм, который позволитотказаться от регулирования тарифов на местную связь, но при этомобеспечит права социально незащищенных слоев населения.

Социально озабоченный монополист- Помимо услуг дальней связи, есть еще одинсектор, который можно охарактеризовать если не как монопольный,то с явным доминированием крупного игрока - Связьинвеста. Это услугиместной связи населению. Будет ли происходить либерализация этогорынка? Какими методами и средствами?

- Я не стал бы утверждать, что подобный механизм начнетреализовываться в течение ближайших месяцев. Но чем скорее мы решимпроблему, тем лучше. Иначе сохранится искусственно созданноемонопольное положение региональных компаний Связьинвеста на рынкеместной связи. Причем ни им самим, ни правительству это положениерадости не приносит. Повторю: мы вынуждены компенсировать искусственныенерыночные тарифы на местную связь за счет нерыночных отношений игроковна рынке дальней связи.

- Отмена тарифного регулирования можети не привести к формированию конкурентной среды, но именно она -основное условие развития рынка. У министерства есть конкретныепредставления об этом механизме?

Тогда и одинаковые по качеству услуги, оказываемыес использованием разных технологий, будут стоить одинаково, как этодолжно быть. Это иллюзия, что IP-трафикдешевле, чем традиционный голосовой. Да, IP - более современнаятехнология, но ее стоимость во всем мире сопоставима с традиционнойтелефонией. И мы будем добиваться, чтобы цены на различные услуги связиформировались исходя из рыночных факторов, а не по причине, например,отсутствия или наличия лицензии на ту или иную услугу.

Другими словами, либерализация рынка дальней связи по-своемуповлияет на формирование более конкурентной среды на рынке местнойтелефонии. Окончание и инициацию звонка все равно будут осуществлятьместные компании. Но когда «дальних» операторов станет несколько,механизм кросс-субсидирования сменится арендными отношениями. Таким образом, конкуренция постепенно перейдет с рынка дальней связи на рынок местной.


Главная страница :: Инвестиции :: Гармонизация пространства
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz