Главная страница :: Инвестиции

Мировая от бывших врагов Рубль длиною в жизнь Этюд в мажоре Культ страха «азот» в одни руки Чтпз стал эмитентом Закат азиопы У самой стены Поглядывая на сторону мягкая мебель

Бывший директор Центра содействия предпринимательству (структура правительства Свердловской области), бывший председатель свердловской организации партии «Единство», бывший заместитель председателя Свердловской областной думы, бывший учитель физики 51летний Александр Заборов ушел в консалтинговый бизнес, открыв в Екатеринбурге собственную мастерскую. Технология обучения строится на проведении «управленческих поединков»: участники тренинга распределяют между собой роли и обыгрывают различные противоречивые ситуации, пытаясь отстоять позицию и сохранить при этом лицо. Выигрывает тот, кто наберет больше очков судейэкспертов.

Александр Заборов

Тренер разделил экспертов на три группы - «избиратели», «спонсоры» и «члены федеральной партии», которые должны выбрать кандидата от региона для участия в партийном съезде. Александр Заборов сделал это с той целью, чтоб участники управленческих поединков понимали, что в реальной политике существуют различные интересы и нужно уметь находить такие слова, чтобы понравиться всем сразу. А запросы общественных групп могут быть противоположные. В том и трудность работы политика: говорить нужно чтото одно и публично, а слова интерпретируются различными представителями общества посвоему.

Методику тренингов Заборов перенял у директора таллинской школы менеджеров Владимира Тарасова, став одним из немногочисленных лицензированных тренеров «тарасовской школы». Но дело не только в знании техники - собственный опыт политической деятельности Александра Заборова настолько богат, что позволяет ему давать самые сложные установки. Потенциально острые (тем и интересные) ситуации, касающиеся взаимоотношений представителей власти и предпринимательского сообщества, были обыграны и проанализированы в рамках мастеркласса «Бизнес и политика», который Александр Заборов провел на базе конноспортивного клуба в окрестностях города Верхняя Пышма (Свердловская область). Участниками тренинга стали топменеджеры таких компаний, как Северстальинвест, Уралмашспецсталь, « Лоция», ЗАО «Журнал „ЭкспертУрал“», а также Российской федерации скалолазания и Свердловской филармонии. Среди экспертов можно было видеть главу Уральского банка Сбербанка России Владимира Черкашина, вицемэра Екатеринбурга Владимира Крицкого, бывшего председателя комитета по законодательству Свердловской областной думы Александра Долинина, начальника отдела земельного комитета администрации Екатеринбурга, бывшего работника контрольного управления администрации президента Александра Борзенкова, председателя комитета по экономике мэрии Екатеринбурга Александра Высокинского.

Через неделю чиновник предлагает предпринимателю выставить свою кандидатуру и на выборы мэра областного центра, так как считает, что тот сможет «оттянуть» часть голосов у действующего мэра. При этом намекает, что в случае отказа предприниматель не только лишится поддержки как кандидат в депутаты, но и подвергнется налоговой проверке.

Возьмем, к примеру, ситуацию, которую Александр Заборов назвал «Между двух стульев». Она из реальной жизни. Итак, в крупном областном центре - череда выборов. Недавно выбрали губернатора, а сейчас идет выдвижение кандидатов в депутаты Госдумы и мэра областного центра. Между губернатором и мэром существуют давние разногласия, поэтому на каждые выборы губернаторская и мэрская команды выставляют своих кандидатов. Предприниматель, имеющий в городе сеть магазинов, собирается попробовать силы на выборах в Госдуму. Однако, понимая, что собственных ресурсов недостаточно, он обращается за поддержкой в администрацию губернатора. Чиновник этой администрации, курирующий идеологическую работу, обещает предпринимателю содействие. И в качестве первого шага направляет к нему команду политтехнологов и своего человека на должность начальника штаба. Воодушевленный первыми успехами, предприниматель публично объявляет о депутатских амбициях.

Двое участников тренинга обыгрывают ситуацию два раза по пять минут, меняясь ролями. Затем эксперты разбирают, насколько каждому удалось отстоять интересы, а они понятны: мэру важно избраться на очередной срок, предпринимателю - стать депутатом, свести до минимума угрозу для бизнеса, сохранив при этом хорошие отношения и с городской, и с областной властью. В первую пятиминутку «предприниматель» легко сдается под напором «мэра» и тот добивается от него отказа от участия в выборах. Когда роли поменялись, и напористым стал владелец магазинов, мэр с ходу отдает ему должность вицемэра по потребительскому рынку в обмен на отказ от участия в мэрской кампании. Здесь важно, чтобы за игрой чувствовалась правда жизни, на что и обращают внимание эксперты. В реальном разговоре мэр вряд ли тут же подарил бы предпринимателю одну из ключевых должностей в городе. Скорее, дело ограничилось бы менее «кровавой» инициативой. А где интрига? Где искусный торг? Где тонкая попытка обвести соперника вокруг пальца, заманить в ловушку? Эксперты отмечают и то, что предприниматель не может разговаривать с мэром панибратски: каждый знает свое место… К слову, в действительности предприниматель пошелтаки против мэра, проиграл выборы, испортил отношения со всеми уровнями власти и ему с трудом удалось впоследствии установить контакты с городскими чиновниками, которые теперь привязали его к себе намертво. «Находясь во власти, я отчетливо понял, в чем неудачи предпринимателей, желающих стать политиками, - рассказывает Александр Заборов. - Ты можешь хорошо высчитывать прибыль, великолепно лить металл или качать нефть, но если ты не умеешь общаться с людьми, выстраивать отношения с вышестоящими, нижестоящими и равными, в политике тебе делать нечего».

Предпринимателю очень не хочется ссориться с действующим мэром, в намерения которого входит переизбрание на очередной срок. Тем более что именно мэр должен подписать постановление о выделении помещений для нескольких новых магазинов. На вручении премии «Золотой рубль» предприниматель встречается с мэром, и тот предлагает пообщаться на следующий день. Такова вводная.

Интересная дискуссия завязалась по поводу того, как должны строиться отношения политика и спонсора. Ясно, что настоящий политик никогда не избирается на собственные деньги. При этом он не может отблагодарить всех. По мнению экспертов, настоящий политик должен любой ценой постараться освободиться от жесткой зависимости. И предпринимателю следует это учитывать. «Если вы как предприниматель поучаствовали деньгами в политической кампании, здороваетесь с выбранным политиком за руку и считаете, что у него перед вами возникло какоето обязательство, то он, политик, так не считает, - говорит Александр Заборов. - Может быть, он думает, что всего лишь дал вам возможность поучаствовать в интересном проекте». По мнению Александра Высокинского, политик и спонсор должны формулировать позиции и говорить о своих возможностях не после того, как даны деньги, а до того. А Владимир Крицкий полагает, что не обязательно за все платить рублем: иногда гораздо эффективнее найти политика, который близок тебе (а ты ему) идеологически. Такой альянс крепче.

По Заборову, основное отличие бизнесмена от политика в том, что первый производит товары и услуги, а второй создает имидж. Причем ключевое качество хорошего политика - уникальность (незаменимость). Нет ответа на вопрос, кто в стране главный предприниматель, но очень легко ответить, кто главный политик. Основные приемы политиков Заборов формулирует следующим образом. Первый - вытопчи вокруг себя конкурентное поле. Политик не может расслабиться ни на секунду и никому не верит. Когда губернаторов избирали всенародно, многие из них держали рядом «принципиально не избираемых людей». Теперь, когда решение о продлении полномочий зависит от какогонибудь Ивана Ивановича из кремлевской администрации, настоящий политик сделает так, чтобы кроме него к Ивану Ивановичу никто не ходил. Второй принцип: в политике нет ничего понастоящему твердого, того, на что можно безбоязненно опереться, поэтому важна осторожность и терпимость. Если давишь - не передави. Третье - все методы в политике делятся на эффективные и неэффективные. Этика в стороне. Если после каждого теракта Израиль сносит дома, где живут семьи террористов, и это дает положительный эффект с точки зрения безопасности граждан, значит, это верный политический ход. Некоторые секреты политической кухни рассказали и приглашенные на тренинг эксперты. Например, по мнению Владимира Крицкого, синоним порядочности в политике - предсказуемость.

В середине октября авиакомпания «Уральские авиалинии» (Екатеринбург) заявила о проведении ребрендинга: с марта 2006 года перевозчик изменит логотип и корпоративный стиль. Причина - переоснащение парка самолетов: весной «Уральские авиалинии» приобретут иностранные машины. О ребрендинге, а также о темах, поднятых в статье «Сезон подрезанных крыльев» (см. «Э-У» 37 от 03.10.05), посвященной итогам летнего туристического сезона, мы беседуем с коммерческим директором компании Кириллом Скуратовым.

Кирилл Скуратов
- Андрей Порубов


- Нет предела совершенству. Всегда хочется чегото большего. Важно не только приобрести новую технику, но и много сделать для улучшения качества услуг, увеличить эмоциональную составляющую.

- Что не устраивает «Уральские авиалинии» в нынешнем имидже?

- Я не считаю, что имидж региональной компании - это плохо, хотя, по сути, мы уже давно компания международная. Половина наших доходов приходится на международные рейсы. Базируясь на Урале, можно сделать так, чтобы нас позитивно воспринимали и за рубежом. Вот этого мы и хотим добиться. Обязательно сохраним название авиакомпании. Мы считаем, что Урал - это глобально, гордимся местом базирования. Считаем важным влиять нашим названием на формирование имиджа области, региона на других территориях РФ и в особенности за границей.

- С помощью ребрендинга компания «Сибирь», например, хотела избавиться от имиджа регионального авиаперевозчика, работающего только на сибирском рынке. «Уральские авиалинии» имеют подобное намерение?

- При том, что сегодня мы держим значительную долю, до 70% чартерных рейсов, рынок полностью открыт: кто хочет, тот и летает. Каждый туроператор выбирает того перевозчика, которого считает более надежным, более качественным. Нет ни одной трассы, где бы мы летали одни. Это, вопервых, сложилось исторически с советских времен: в каждом крупном городе было авиапредприятие, которое выполняло основную часть полетов. Во-вторых, с тех времен на рынке выжили не все, из 400 перевозчиков осталось меньше 200, и «Уральские авиалинии» в том числе. У нас получается работать. Все, что мы делаем - отстаиваем свои экономические интересы, чтобы предприятие могло расти и развиваться.

Слабых не пускаем
- Екатеринбургским туроператорам не нравится, что вы не учитываете их интересы и, обладая монополией на рынке перевозок, строите диалог с позиции силы.

- Мы подписываем контракт два раза в год, на летний и зимний сезоны, только с пятьюшестью крупными фирмами, которые серьезно занимаются туристическим бизнесом, держат значительную часть рынка, осуществляют массовые перевозки туристов по разным направлениям. Такова наша политика: финансово слабые маленькие фирмы не могут дать необходимые нам гарантии. Им предлагается работать через основных заказчиков авиакомпании. Пускать всех операторов по прямому договору - значит подвергать большим рискам пассажиров чартерного рейса: вдруг завтра небольшая турфирма разорится и ей нечем будет оплатить вывоз туристов с места отдыха?

- По поводу чего чаще всего возникают разногласия с туроператорами?

- Еще одна претензия туроператоров: якобы вы завышаете тарифы, изза чего турбизнес теряет клиентов; цена авиабилета «Уральских авиалиний» находится в пределах двух составляющих - билета до Москвы плюс билета от Москвы до пункта назначения. Ваш комментарий.

Цена - не единственный фактор, по которому выбирается перевозчик. У «Уральских авиалиний» есть сложившийся имидж на рынке, выработанный годами уровень профессионализма в обеспечении авиаперевозок. Если цена чартера выходит на 5 - 7% выше, мы говорим: да, наша цена такова, при этом вы получаете определенный пакет услуг. Предпочитаете летать дешевле - получите проблемы. Мы гарантируем в случае технической неполадки замену самолета в течение двух часов: авиационнотехническая база авиакомпании позволяет это сделать. Предоставляем турфирмам Ил-86, который внутри для пассажира гораздо удобнее, чем Boieng 757: в нем просторнее, меньше шума. Мы даем возможность замены одного типа самолета на другой без проблем. Допустим, не набирает оператор пассажиров на Ил-86 -; мы в течение трех дней меняем самолет на Ту-154, у операторов в два раза снижаются риски.

- Как формируется цена вашего билета? Многие екатеринбуржцы предпочитают летать, например, из Челябинска, потому что это дешевле.

- Подобной методики расчета мы не применяем. Главные факторы, которые влияют на итоговую стоимость билета, - себестоимость рейса плюс рыночные составляющие. Естественно, мы ориентируемся и на цены конкурентов.

- Почему в Екатеринбурге керосин дороже московского?

- Цена авиабилета формируется из затрат на эксплуатацию авиационной техники и содержание персонала. К сожалению, с конца 2004го и весь 2005 год цена на авиакеросин беспрецедентно растет. Сегодня в тарифе эти расходы составляют более 50% (до этого года на топливо приходилось от 45 до 50%). Значительная часть расходов на техническое сопровождение самолетов и двигателей поднялась на 35 - 40% по сравнению с 2004 годом. Однако несмотря на такую структуру формирования затрат, мы поддерживаем разумные цены на авиабилеты. Екатеринбург - третий в России по дороговизне топлива после двух совсем уж северных городов. В московских аэропортах керосин дешевле.

- Какие риски возникают для авиакомпании с возрастанием цены на топливо?

- Москва, вопервых, берет несравнимо большие объемы керосина, вовторых, там конкуренция, несколько аэропортов. Один начнет продавать дорого - перевозчики перейдут в другой. Там действуют рыночные принципы ценообразования. У нас же один поставщик - ТНК и одна заправочная компания на территории Кольцово. Альтернативы нет, поскольку нет других поставщиков. Поставить керосин такого же качества в стране может еще ЛУКойл, но цены у него такие же, как у ТНК.

- А туроператоры добавляют к стоимости билета?

- Во-первых, рентабельность падает, сейчас она составляет 3 - 5%. Во-вторых, растут тарифы, в результате снижается пассажиропоток. Мы вынуждены искать варианты. Так, с 1 октября авиакомпания отменила ставку пересчета на рейсы, выполняемые в города Египта (Хургаду, Шарм-эльШейх). Такое решение связано с тем, что авиакомпании удалось наладить партнерские отношения с поставщиком горючего в Египте по взаимовыгодным ценам. В результате для турфирм - заказчиков чартерных программ, а значит, и для конечного потребителя при полной загрузке самолета Ил-86 стоимость одного места стала дешевле на 13,5%. Сумма ставки пересчета на египетском направлении составляла 80 у.е.

- Чартерные рейсы - важная статья доходов авиакомпании?

- Да, до 10%. Мы стараемся не сотрудничать с теми, кто зарабатывает на билетах, пытается снять максимальную прибыль в высокий сезон (например, на Новый год). Потому что билеты - это наш заработок. Заработок турфирм - гостиницы, комплекс услуг, транспорт, экскурсии и прочее.

Кому можно продаваться
- Вы частная авиакомпания, почему губернатор Свердловской области Эдуард Россель 6 октября потребовал от «Уральских авиалиний» купить от пяти до десяти самолетов иностранного производства?


- Сегодня в структуре доходов «Уральских авиалиний» чартерные рейсы составляют 30% среди других перевозок. Мы должны выравнивать свою экономику, зарабатывая чуть больше зимой, чтобы чуть больше тратить летом, а в целом получать 5% рентабельности по году. Поэтому от сотрудничества с мелкими турфирмами мы стараемся отказываться. Постоянным партнерам предлагаем годовые контракты, не выгодные мелким фирмам. Раз невыгодно, покупайте готовые пакеты, которые формируют крупные операторы - нормально построенный бизнес, несущий риски круглый год. В России идет укрупнение туроператоров и авиаперевозчиков, как и в Европе. Появляется крупный бизнес с крупными деньгами.

- На другой же день, 7 октября, вы заявили о намерении купить летом 2006 года два самолета. Почему только два?

- Он не потребовал, а, скажем так, подтвердил стратегию развития нашего бизнеса до 2015 года. Мы градообразующая компания, на «Уральских авиалиниях» держатся два поселка - Кольцово и Исток. 80% людей, живущих здесь, работают у нас. К тому же мы - воздушные ворота в область. Поэтому совершенно логично, что государственные чиновники интересуются судьбой компании.

- Что это будут за самолеты?

- Потому что число десять стоит в бизнесплане компании до 2010 года. Замена самолетов будет производиться планомерно, в течение нескольких лет.

- Самолеты иностранного производства вы собираетесь покупать в связи с изменением с сентября этого года правил допуска российских самолетов в Европу?

- Airbus 320 или Boieng 757.

- На какие средства собираетесь покупать машины?

- Проблем с допуском у «Уральских авиалиний» нет. Ограничения, которые вступят в силу в 2006 году, касаются частоты выполнения полетов, полетов в ночное время. Они касаются Ту-154Б, Ту-154М. Эти наши самолеты будут летать еще долго, поскольку по количеству часов международных регулярных рейсов в год мы в предъявляемые требования укладываемся. Относительно программы Евросоюза по выводу шумных самолетов: например, в 2008 году вступит в силу ограничение по Ту-154М, к тому времени мы их заменим.

- По данным Транспортной клиринговой палаты, за семь месяцев этого года «Уральские авиалинии» перевезли почти на 100 тыс. человек меньше, чем за тот же период прошлого года. С чем это связано?

- У нас есть кредит в Сбербанке, в других банках, хорошая кредитная история: все, что берем, мы отдаем.

- За счет чего?

- Только с ростом цен на топливо. Но падение пассажиропотока - явление временное. Пассажиры постепенно адаптируются к новым ценам и уже к концу года ситуация улучшится. В будущем пассажиропоток будет только расти.

- В последнее время упорно ходят слухи о продаже вашей компании. Это связано со снижением рентабельности «Уральских авиалиний»?

- В целом экономика России растет, люди зарабатывают все больше денег. Снижение объемов - тенденция этого года. У нас еще не самая плохая ситуация, в среднем по России она хуже, 18% падения. Многие перевозчики потеряли по 20 - 25% пассажиров.

Продаваться можно тому, кто может дать тебе что-то принципиально новое. Внутри России я таких предприятий не вижу. У нас стоит современное оборудование, мы переходим на импортную технику. Если к нам придет British Airlines или Air France и даст целый набор новых технологий, с ними будет интересно разговаривать. Для нас это будет новый уровень.

- Мы нормальная рентабельная компания. Слухи о возможной продаже имеют для нас скорее положительное значение, поскольку подобные версии относительно любой компании говорят о ее привлекательности как бренда.

- Тот, кто нам сможет дать что-то новое: вступление в международный альянс, технологии, технику, мировой бренд.

- То есть, если вы будете продаваться, то покупателем будет иностранная компания?


Главная страница :: Инвестиции :: Разбор полетов
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz