Главная страница :: Инвестиции

Охотники за «черным золотом» Южноуральская магистраль Балансировка мнений В контексте мира и будущего Скорбный фактор прогресса Ikea будет построена к октябрю 2006 года Пять лет на химии Берегите природу — мать вашу Отдам здоровье в хорошие руки мягкая мебель

Этой женщиной была я, и вышла я с фестиваля документального кино «Россия». Стресс от России, увиденной на экране, был столь силен, что его требовалось устранять коренными русскими методами.

Поздно вечером приличного вида женщина вошла в магазин. Там она положила в корзинку бутылку водки, упаковку селедки, а потом подумала и прихватила еще банку маринованных огурчиков - классический выпивошно-закусочный набор.


Непосредственные заботы

Вообще фестиваль удался. В Екатеринбурге «Россия», главный документальный кинофорум страны, проводится в шестнадцатый раз. Когдато ему требовалось доказывать свой статус, потом подтверждать его, а сейчас фестиваль достиг столь зрелого состояния и прочного авторитета, что может позволить себе заняться самосовершенствованием. Например, в этом году конкурсные фильмы демонстрировались дважды и в двух залах Дома кино (один давно перестал вмещать всех желающих) - очень удобно. Показы предварялись стильной заставкой. Открытие превратилось в яркое самодостаточное действие, почти шоу. Уровень организации фестиваля в целом перестал быть провинциальным (ну разве за исключением работы с прессой). Закономерно, что «Россия» принята в Европейскую координацию фестивалей.

Андрей Титов

Про тех, кто курит, пьет и матерится
Прошлый фестиваль завершился скандалом: его президент Клим Лаврентьев снял с себя полномочия и ушел, «хлопнув дверью», в знак несогласия с жюри, которое лучшим фильмом признало богатую ненормативной лексикой «Мирную жизнь». Патриарх российского кино продолжал помогать очередному фестивалю в период его организации, но смотреть фильмы не приехал - и был прав, иначе ему пришлось бы пережить еще один натиск суровой реальности. Особые выражения, прославившие русский язык не менее Толстого и Достоевского, ненавязчиво присутствовали в доброй половине картин. «Про тех, кто курит, пьет и матерится» рассказывает о семье телережиссера. Характерные словечки встречаются в описании быта сельчан, представителей малых народностей, и, само собой, деятелей культуры. Говорят, такова правда жизни. Хотя лично я в жизни не слышу столько мата, сколько прозвучало с экрана фестиваля, а ведь профессия вроде бы не рафинированная.

Документальное кино сегодня называют разведчиком игрового. В эти дни жанр авансом услышал в свой адрес немало лестных слов: доккино пребывает на подъеме, оно указывает вектор движения и жизни, и кино, а фестиваль, таким образом, есть вектор вектора. Ведь из 270 картин были отобраны 38 самых ярких, самых мастеровитых и, как я предполагала, самых актуальных.


Но слова, конечно, не главное. О чем содержание представленных картин и кто их герои? Вот чисто арифметический расклад по темам. Россия маргинальная (из словаря: margo - край, предел): будни бомжей, наркоманов, инвалидов, последствия Чернобыля, Беслана - пять фильмов. Деятели искусства (что, в общем, тоже край, но противоположный) - девять. Жизнь обычного, маленького человека - восемь. Жизнь стариков - десять. История - четыре (из них три - Вторая мировая война, один - революция). О животных - одна картина, о герое, погибшем, - одна картина. Несмотря на обилие участниковдебютантов, ни один фильм не посвящен молодым. И как будто в стране нет детей. «Россия» и Россия предстают в образе сморщенной старушки, прошедшей нелегкий путь, много страдавшей, но оставшейся душевной и кроткой. Которой, как в фильме «Счастье» из многообещающего цикла «Кому живется весело, вольготно на Руси», для полного счастья не хватает - «ну рубликов бы десять к пенсии добавили». Самое мрачное ощущение создают именно картины, посвященные обыденности, в которой герои месят неизбывную российскую грязь, строят воздушные замки и только мечтают о деле. Энергетический мейнстрим фестиваля - энергия затухания. Как сказал член жюри оператор из СанктПетербурга Сергей Юриздицкий: «У меня многие друзья живут за границей и тоскуют по России. Если бы они посмотрели 70% фильмов фестиваля, ностальгия стала бы менее острой».

Марина Добровольская

Раскол на фактории Сым
Не замеченная фестивалем картина красноярца Владимира Васильева рассказывает о заброшенном енисейском местечке Сым. На территории больше Бельгии проживает лишь 150 человек. В их девственном, почти не тронутом цивилизацией обитании проступают многие черты современной жизни, а расколовшие жителей перевыборы местного главы карикатурно напоминают политические бои иного масштаба.

Понятно, что отношения между искусством и действительностью не прямые. Художники создают произведения, руководствуясь внутренним позывом. Но даже на самых независимых незримо, да воздействует «социальный заказ»; помимо собственной воли, в определении темы, в выборе формы сказывается воля общественная. Конкурсная программа формируется объективно, из того материала, который есть. Фестиваль, помимо представления отдельных картин, создает и общую картину, и в этом его ценность. Вряд ли случайно в многообразии жизни авторы доккино сегодня выбирают негатив.

Когда фестиваль завершился, когда жюри смогло пообщаться со зрителями и журналистами (а на протяжении шести дней оно было скрыто от публики во имя сохранения объективности), вдруг четко проявился «раскол» (мирный, творческий) в восприятии происходящего на экране зрителями и критиками. Как верно заметил киновед Андрей Шемякин (именно он возглавлял отборочную комиссию), зрители напрямую реагируют на показанную реальность. Для профессионалов же важна - эстетика, кинематографическое мастерство. В документальном кино они оценивают прежде всего художественность. Они как будто и не заметили общего мрачного фона.

Вилен Амирханян


Члены жюри искали «главную» картину, ту, которая бы показала даже не завтрашний, а послезавтрашний день кино. Признались: не нашли. 2005 год не родил откровения. Сюжеты часто выглядели вторичными, герои - случайными. Многие фильмы страдали длиннотами, погибали в деталях, а некоторые просто напоминали расширенные репортажи и интервью (сказалось-таки «дурное» влияние телевидения на кинематограф). Не хватало сильного образа, мощного обобщения. Яркий, самодостаточный закадровый текст, которого так ждал ценитель слова Одельша Агишев, не прозвучал.

Жюри в этом году было самое что ни на есть высокопрофессиональное. До сих пор в него в качестве «свежей головы» вводили человека, для кино постороннего, но теперь состав был «расово» чист. Во главе - Одельша Агишев, кинодраматург, чьи картины «Нежность», «Влюбленные», «Юность гения» получили немало международных призов. В составе: кинооператор Сергей Юриздицкий, снявший пять фильмов вместе с Александром Сокуровым; режиссер Павел Медведев, призер «России» прошлого года, и недавно проснувшийся знаменитым Алексей Федорченко, единственный за всю историю кино уралец, получивший приз Венецианского фестиваля.

Мироносицы
Фестиваль «Россия» - конкурс. Интрига сохранялась до конца. Неожиданным результатом стало то, что при разности восприятия любителей и профессионалов оценки их во многом сошлись, мнения примирились. Жюри декларировало независимость от эмоций, однако подсознательно совершило вполне эмоциональный выбор, за что ему спасибо. Абсолютно все награжденные картины - как раз те немногие, которые, даже рассказывая о грустном, дают надежду, указывают перспективу. Видимо, сегодня оптимистический взгляд становится непременной составляющей мастерства.

Общая оценка, конечно, не распространяется на все картины. Но если справедлива формулировка одного из организаторов - фестиваль подобен диагностическому стенду, то нынешний определил общий пониженный тонус современного документального кино, как с содержательной, так и с формальной стороны.

Лучшим полнометражным фильмом признан «СССРРоссиятранзит» Андрея Титова. Приз остался в Екатеринбурге, продемонстрировав, что местная школа документального кино жива и бодра. Картина о трех уральцах - предпринимателе, фермере и чудике - ненавязчиво, как бы без воли автора, вырастает до образа современности. В который раз убеждаешься: ничто у нас не меняется. Но от этого почемуто не грустно: энергетика ленты отнюдь не депрессивна, ощущается закадровая улыбка. Фильм композиционно строен и производит очень цельное впечатление.

Гран-при получила картина Романа Ширмана «Опасно свободный человек» производства Украины. Единственная из представленных, которую от начала до конца можно было смотреть с улыбкой при всей серьезности темы. Фильм о Сергее Параджанове построен на иронии, на розыгрыше, он снят в мультяшной манере, когда сцены реальной жизни перемежаются рисунками и коллажами самого героя, в результате рассказ о трагической, в общем-то, личности и судьбе получился колористическим и отнюдь не печальным.

Призов у жюри всегда не хватает на всех, тут-то на помощь и приходят зрители. Фонд поддержки неигрового кино наградил картину «Счастье». Журнал «Кинопроцесс» и представительство президента отметили ленту, посвященную уральскому драматургу и режиссеру Николаю Коляде. Государственный архив кинодокументов поддержал фильм, построенный исключительно на хронике времен революции - «Трагедия, которую мы не видели».

Лучшей короткометражкой стала работа москвички Ольги Смаковой «Чернобыль2». Символично, что эта и предыдущая ленты сделаны дебютантами, которые прежде могли рассчитывать разве что на специальный приз «За лучший дебют» (на сей раз его обладательницей стала московская студентка Марина Добровольская, отмеченная за добрую ленту «Мироносицы» о старушках, восстанавливающих разрушенную церковь). Приз за операторское мастерство жюри отдало оператору армянской картины «Под открытым небом» Саргизу Харазяну. Этот же фильм собрал наибольшее количество зрительских симпатий: он рассказал о жизни людей, у которых нет дома, зато есть любовь. Спецприз жюри, о чем оно намекнуло заранее, посвятили драматургии. Им был отмечен мэтр документальной драматургии Лев Рошаль, написавший сценарий фильма «Все дети рождаются зрячими». Специального упоминания жюри удостоилась тоже дебютная картина о Петре Мамонове «Темный Му» Марины Любаковой.

Мой некомплиментарный анализ фестивальной программы вызван особым пристрастием к жанру, возможности которого огромны. Есть зарубежные примеры, когда документальные циклы целенаправленно формировали общественное мнение и даже решали государственные проблемы, например, расовые. Мы до этого, видимо, не доросли. Самый близкий к действительности вид искусства у нас вынужден уходить в себя (искусство для искусства, мастерство ради мастерства) и этим себя сохранять, спасаться от вытеснения агрессивным ТВ, и таким образом все-таки выживать.

Зацепившись за последнее название, закончу, как и начала, в миноре. Трагедия: мы эти фильмы не увидим. Они вряд ли появятся на телевидении - не тот формат. Даже победа на фестивале не дает путевку на массовый экран. Кинотеатры же или залы доккино - пока редкость.


Благодаря«Аркаиму» Челябинск заявил о себе как об экспортере нового типа - городпродает миру не только металл, но и книги. «Аркаим» показал: нашастрана может наконец стать мировым поставщиком идей, а не сырьяи полуфабрикатов.

Когда на Московской международной книжной ярмарке-2003 было заявлено, что успешное и развивающееся издательство из Челябинска « Урал ЛТД»сворачивает деятельность, коллеги пришли выразить его директору ВасилиюКурбацких соболезнования. Думали, не выдержал бизнесмен из провинцииконкуренции со столичными монстрами. Однако вскоре узнали: вместо «УралЛТД» появилось новое имя - издательство « Аркаим», и планы у него еще более грандиозные, и амбиции уже не российского, а международного размаха.

Без тщеславия Проект,создавший имя челябинскому издательству, - 40-томная «БиблиотекаФлорентия Павленкова»: переизданная дореволюционная серия, напоминающаясоветскую «ЖЗЛ» (кстати, название «Жизнь замечательных людей» Горькийпозаимствовал как раз у Павленкова). Серия хорошо продавалась и стала,по версии журнала «Витрина читающей России», событием 1998 года. «УралЛТД» делал упор на книги для «высоколобых»: Рильке в переводах, ОмарХайям - стихи плюс культурологическое эссе. Серия «Биографическиеландшафты», книги об Андрее Тарковском, Джоне Ленноне. «Фишка» былав том, что авторов издатели находили в Челябинске: ими становилисьэнтузиасты, неоткрытые таланты или фанатичные поклонники, собравшие всевозможное о своих кумирах.



Василий Курбацких

-Василий Августинович, как я понял, вы опираетесь на местные ресурсы,но активно используете и зарубежные достижения. Не обидно заимствовать?

На определенном этапеВасилий Курбацких понял: делая только такие книги, выше достигнутогоуровня бизнес не поднять. Стал думать о других направлениях, смотреть,что пользуется наибольшим спросом в мире. В итоге концепцияиздательства поменялась кардинально. Сегодняшняя деятельность«Аркаима» - это, во-первых,покупка лучших книжных моделей мировых издательств и выпуских на русском языке, с содержанием и рисунками, соответствующими нашемументалитету, во-вторых, создание собственных кулинарных книг и книг-игрушек.

- Вы уже много лет подряд принимаете участие в крупнейшей в мире книжной ярмарке во Франкфурте. Какая в этом польза?

- Давайте разберемся. С одной стороны, понятностремление быть оригинальным. С другой - важно ощущать реальность. Мнекажется, если бы мы, россияне, отодвинули в сторону тщеславиеи самомнение, а делали хотя бы то, что в мире опробовано и признаноэффективным, то многих проблем могли бы избежать и еще большегодобиться. Зачем пытаться приделывать телеге пятое колесо? Чтобы потомгордиться, что оно - мое? А если нигде такие колеса не используют? Мневажно понимать, в какой точке развития пребывает мир, книжный в данномслучае, и стремиться соответствовать его лучшим образцам.

Проверить,востребованы ли наши идеи, можно только одним способом - контрактами.Во Франкфурте составлено достаточное количество протоколов о намеренияхи заключено несколько контрактов. Есть уверенность, что их будет много.Представители издательств Польши, Австралии, Великобритании, Германии,Южной Африки, США, Грузии, Чехии, Канады ткнули пальцем в книги,которые хотят купить, мы согласовали цены. Но мы не только начинаемпродавать наши книги там. В скором времени открывается подразделениеиздательства «Аркаим» в Германии. Дочернее предприятие будет заниматьсяпродажей наших книг в Европе и покупкой прав для нас, а также работатьс авторами, художниками, то есть заниматься всем тем, чем мы занимаемсяздесь, в России.

-Когда в 1994 году я приехал туда еще как экскурсант, то впервые увиделтакое количество книг в одном месте. Колоссальное было впечатление.Ярмарка отражала огромные перспективы книжного бизнеса. А в 2004-м нашстенд уже находился в самом престижном павильоне, где разместилисьнемецкие издательства. Мы стали первыми россиянами, которым этоудалось. Ценность ярмарки во Франкфурте в том, что там сразу видно, гдеты находишься. Мы, к примеру, убедились, что в России в категориикулинарных и нестандартных детских книг у нас уже нет конкурентов.Отсюда вывод: делай вещи, соответствующие по качеству мировому рынку.

Аналогичная ситуация с детскими книжками. Кое-что было подсмотрено за границей, причем честно куплено. Потом стали выдумывать свое. Появились книжки-игрушки,развивающие книжки. Например, «картинки на пружинке»: в собранном видекнижка похожа на портфельчик. Задача для ребенка - правильно сложитьлисты по цвету или по порядку цифр, результат - цельная картинка илифигурка. Книжки с окнами и дверцами, или с «вытягивающимся» из страницрисунком, или с вырубкой, когда в вырезе картонной страницыобнаруживается, например, мех зверушки, о которой идет речь…Осваиваются новые материалы: книги делают уже не только из бумаги,но и полимеров, чтобы ребенок мог взять их с собой в ванну (книжки длякупания). Третья часть продукции издательства - оригинальная,придуманная здесь. Не случайно главные критерии для сотрудников редакционно-издательского отдела «Аркаима» - креатив и быстрая обучаемость.

Без комплексов Кулинарные книги относятся к числу наиболее востребованных во всем мире. Ноу-хаучелябинцев - создание при издательстве кулинарной студии.Профессиональный повар изготавливает блюда по рецептам,их графируют, пробуют, а потом рецепты размещают в кулинарныхкнигах. Издания могут быть нетрадиционной формы. Например, серия «Самсебе повар» представляет собой красивые книжечки на вироспирали,хозяйки ставят их на стол как пирамиду: и удобно смотреть, и рукамистраницы не пачкаешь. Главный хит - серия «Миллион меню»: тожена вироспирали, на одной стороне разворота - , на другой - рецепт.

-Сайт «Миллион меню» существует уже несколько лет, это один из самыхпопулярных ресурсов по кулинарии в русском интернете. А вскореон станет мультиязычным. Цель сайта - собрать миллион рецептов, еслитакое их количество вообще существует в мире. Сейчас собрано более12 тысяч рецептов, из них 8,5 тысячи иллюстрированы и находятсяв открытом доступе. Все блюда по этим рецептам изготовлены, опробованыи сграфированы в студии нашего издательства. Но сайт все времяв развитии. Сегодня это место, где можно общаться на кулинарные темы.Теперь мы хотим создать портал, который бы поддерживался на восьмиосновных мировых языках. На территории страны, где говорят на одномиз этих языков, обозначается компания, которой мы продаем право бытьвладельцем всего контента на национальном языке. У этой компании в своюочередь есть обязательство поддерживать контент и пополнять коллекциюрецептов - нам же нужен миллион! Так мы создаем самый большой брэндпо кулинарной тематике.

- Ваш проект интернет-портала «Миллион меню» скоро станет международным. Что это за история?

-Самый большой в мире! Я уже получил предложения от трех немецкихкомпаний, которые готовы отвечать за немецкую часть сайта «Миллионменю». Мы выберем не просто ту компанию, которая больше заплатит,но которая стратегически заинтересована в нашем сотрудничестве.

- Самый большой русский брэнд?

- А какаяразница? Сегодня Челябинск, по оценке московских специалистов, - городномер один по производству кулинарных книг. Мы единственное в странеиздательство, которое выпускает книги европейского качества на местномматериале: блюда в наших рецептах из российских продуктов. Если сегоднявыступать на конкурсе кулинарной литературы, то я поеду бороться толькоза первое место в Европе. И я бы не назвал это феноменом. Для менякулинарная тема была осознанным выбором в конкурентной борьбес ведущими издателями России. Трудно спорить с московскими издателямипо авторской книге. Чтобы делать конкурентоспособную продукциюи увеличивать бизнес в объемах, требовалось заняться чем-то иным.

- Знаете, Василий Августинович, во все это хочется верить, но до конца не получается. Все-такиЧелябинск - город рабочий, не склонный к гедонизму. И вдруг выступаетна мировую сцену с кулинарными проектами. Наверное, легче такие проектыосуществлять хотя бы из Москвы.

Без самолюбования КнигоиздательВасилий Курбацких сейчас строит здание, которое станетдостопримечательностью Челябинска. Изначально стояла сугубопроизводственная задача: разместить издательский центр и торговый дом.«Но мне захотелось сделать что-тонеобычное не только для себя, но и для города. Чтобы здание сталосвоеобразным символом Челябинска». В стиле гармонично сочетаются high-tech и природные мотивы. Название - «Аркаим-плаза» - тоже своего рода новация, уже в освоении местной мифологии.

Меня вдохновляет пример маленького баварского города Равенсбург. В нем всего-то40 тысяч жителей. Тем не менее именно здесь находится «Отто МайерРавенсбюргер» - самое авторитетное детское издательство в Германиии самый крупный в Европе производитель игр. Оборот компании - около280 млн евро. О чем это говорит? В любом городе может быть выбранаспециализация, которая позволяет быть конкурентоспособным. Расположениене имеет решающего значения. Принципиально важно, чтобы в городе былинтеллектуальный, технический и творческий потенциал, существовала«критическая культурная масса». В Челябинске она, ответственно говорю,есть. А если вспомнить, что мы живем в информационную эпоху,то провинциальные комплексы - абсолютный атавизм.

- Прежнее название с конца 90-х стало объективно мешать: все-такикнигу с эмблемой «Урал» трудно продавать в других регионах России,от этого никуда не денешься. Мы были к тому времени по объемам выпускакниг первыми среди уральских издательств. Коллеги в Москве почему-тоассоциировали нас с Екатеринбургом. Меня это не радовало. Отсюдарешение переименовать издательство, хотя ребрэндинг - это тяжелои дорого.

-На таком фоне название издательства выглядит симптоматичным. Кстати,процесс изменения брэнда драматичен для любой компании. Как вы на эторешились?

-В Европе фирмы часто называются по имени владельца. И самое простоебыло назвать издательство «Василий Курбацких». В этом, кстати, естьпреимущества. Во-первых, имя собственное рождает доверие у потребителя. Во-вторых,учитывая, что я в этом году выпущу около трех с половиной миллионовкниг, меня вскоре уже знала бы вся Россия. А вдруг я надумал бы статьдепутатом… Честно скажу, нелегко отказаться от мысли, что в течениегода ты можешь стать известным всей России. Сейчас я понял, чтопоступил правильно. Назови я издательство «Василий Курбацких», то какбы не занялся самолюбованием. А у названия «Аркаим» совершенно инаяэнергетика и направленность: не на себя, а вовне. Аркаим - место, гдезарождались новые идеи, откуда распространялся новый образ жизни. Дляработников издательства имя «Аркаим» - стимул к новому мышлению.

- Кроме «Аркаима» были варианты?

-Разумеется, и для меня это очень важно. Про Аркаим я вспомнил, когдапопал в знаменитый Стоунхендж в Англии. Я долго ехал и представлял себенечто грандиозное. И вот я на месте, первая мысль: такая известность,а что смотреть? К этим камням даже подойти нельзя! Я купил открытки,значки, посчитал, сколько денег заплатил за входной билет и автобус.И подумал - ничего себе отпиарились: смотреть особо нечего, но какподано! Я понимал, что если назову издательство «Аркаим», то миллионылюдей узнают об этом месте. Мне нравится, что я участвую в егопродвижении. Понимаю, что ни одно государственное учреждение, тем болееученые, к сожалению, не в состоянии это сделать.

- Вы сделали мощную рекламу самому месту, отдаете себе в этом отчет?

-Поскольку я живу на Урале, то хочу, чтобы здешняя жизнь была как можнобогаче, лучше, краше, интереснее. Мне это выгодно - и в прямом,и в переносном смысле. Будет богаче и обеспеченнее, мне станеткомфортнее жить. Аркаим же - важная часть проекта продвижения регионав целом. В каждом месте нужно искать черты, которые отличают егоот других, делают интересным, привлекательным, заставляют приехать.

- Если обойтись без громких фраз, какой смысл для бизнесмена продвигать Аркаим?

-Я, разумеется, отдаю приоритетное место металлургическойи машиностроительной отраслям. Благодаря им Челябинская область сегодняявляется регионом-донороми мощно выделяется в России. Но это же не все богатство, которое у насесть. Что делает издательство? Производит идеи, облекаемые затемв форму книги. Идеи исходят от людей, значит, мы создаем среду дляих реализации. Если хотите, возможность зарабатывать деньги людямс нетрадиционными для Челябинска профессиями. А это помимо прочегоозначает, что утечка мозгов из региона может стать меньше. Значит,больше талантливых и умных людей будут стараться сделать лучше и богачеместо, где они живут.

- Но у Челябинской области уже сложившийся имидж индустриального региона.


Главная страница :: Инвестиции :: Меню для россии
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz