Главная страница :: Инвестиции

Отдам здоровье в хорошие руки Правильно выбрать критерий Ждите ответа Крестики-нолики Недосказанная история Не за страх, а за деньги Тюменский размен Кит прибыл Турецкий эндшпиль мягкая мебель

Первой декаде сентября главы Газпрома и германских компаний BASF и E.ON в присутствии президента России Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шредера подписали соглашение о строительстве Северо-Европейского газопровода. Труба пройдет по дну Балтийского моря, что позволит сократить платежи за транзит российского газа и ликвидирует монополию Украины на экспортные маршруты из России. Новым газопроводом будет владеть создаваемое германо-российское СП North European Gas Pipeline Company. Газпром получит 51% акций, немецкие партнеры - по 24,5%. Мощность первой очереди трубопровода, которую собираются ввести в строй в 2010 году, составит около 27,5 млрд кубометров газа в год, со временем его пропускную способность планируется увеличить до 55 миллиардов.

Бернхард Шмидт

Пока E.ON раздумывал, инициативу перехватил концерн BASF. Весной нынешнего года он договорился с Газпромом о том, что участницей разработки Южно-Русского станет его дочерняя компания Wintershall AG. Сегодня это единственная германская компания, допущенная к газодобыче на территории России.

Сырьевой базой для Северо-Европейского газопровода станет Южно-Русское месторождение в Ямало-Ненецком АО (запасы - 700 млрд куб. м). Вокруг этого месторождения и развернулась главная интрига, чуть не поссорившая немецких партнеров Газпрома. Изначально планировалось, что разрабатывать Южно-Русское месторождение российский концерн будет совместно с компанией E.ON, с которой еще в июле прошлого года был подписан соответствующий протокол о намерениях. По документу E.ON должен был получить долю в Южно-Русском месторождении, а Газпром - участие в распределительном и сбытовом бизнесе в Европе. Но дальше деклараций дело не пошло: стороны не смогли определиться с параметрами участия в проекте.

- Господин Шмидт, как давно Wintershall AG сотрудничает с Газ-промом, с чего все начиналось?

О проектах Wintershall AG в России и перспективах их развития рассказывает член правления компании Бернхард Шмидт.

- В каких направлениях Wintershall и Газпром взаимодействуют сегодня?

- Основы созданы еще в 1990 году: тогда, незадолго до объединения Германии, крупнейший немецкий промышленный потребитель газа концерн BASF, действуя через дочернюю компанию Wintershall AG, и мировой лидер по производству газа ОАО «Газпром» заключили договор о сотрудничестве в газовой сфере. Документ стал базой качественно нового явления для газовой промышленности того времени - взаимодействия российской и германской энергетических компаний. Российскому гиганту сотрудничество открывало прямой доступ на германский газовый рынок, а BASF, обеспечив себе надежное газоснабжение, мог повысить конкурентоспособность и заложить фундамент для очень прибыльного бизнеса. Чуть позже стороны учредили совместные предприятия - WINGAS, WIEH (Wintershall Erdgas Handelshaus GmbH) и WIEE (Wintershall Erdgas Handelshaus Zug AG), задачей которых стала реализация газа в Германии и Европе. В рамках этих компаний мы уже 15 лет успешно сотрудничаем на рынке.

Помимо этого с весны нынешнего года мы сконцентрировались на масштабном углублении сотрудничества в сфере добычи, транспортировки и реализации газа. Есть договоренности, что Газпром увеличит долю в WINGAS, составляющую пока 35%. Мы же совместно с Газпромом будем разрабатывать Южно-Русское газовое месторождение в Западной Сибири. Для наглядности: запасы Южно-Русского примерно в пять раз превосходят объем годового потребления газа всей Германией. Кроме того, партнерство Газпрома и Wintershall распространяется на прокладку Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря. Он будет доставлять газ, добываемый на Южно-Русском месторождении, в Западную Европу. Задачей нашего СП WINGAS станет координация подключения нового трубопровода к газотранспортной сети Германии, в первую очередь за счет собственной сети.

- Логично, что модель сотрудничества, которая отлично зарекомендовала себя в сфере реализации газа, мы перенесли на добычу. В июле 2003 года Wintershall и ООО «Уренгойгазпром» (стопроцентные дочерние компании концерна BASF и ОАО «Газпром» соответственно) учредили совместное предприятие, которое готовится приступить к разработке одного из участков ачимовской залежи Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения в ЯмалоНенецком АО. Таким образом, мы стали первым германским производителем, который будет заниматься добычей газа в России.

- 11 апреля этого года в присутствии федерального канцлера ФРГ Герхарда Шредера и президента РФ Владимира Путина Газпром и BASF подписали основополагающее соглашение. Этот документ переносит наше сотрудничество в совершенно новое измерение: партнерство российской и германской компаний на протяжении всей цепочки создания стоимости, от месторождения в Западной Сибири до конечного потребителя в Германии, становится более интенсивным. Насколько тесны эти партнерские отношения, можно судить по тому, что мы не стали ограничиваться финансовой сделкой, а решили обменяться стратегическими активами. Мы едины в общем стремлении к совместному освоению огромных запасов Южно-Русского месторождения.

Третий лишний?
- Остановимся на главных проектах подробней. Расскажите, пожалуйста, об условиях сотрудничества Газпрома и Wintershall при освоении Южно-Рус ского месторождения.

- Пока мы ведем переговоры по отдельным аспектам реализации проекта и не можем сообщить подробную информацию. Но исходить надо из того, что в 2008 году будут добыты первые кубометры газа, а в 2011 году производство выйдет на проектную мощность.

- Когда Wintershall и Газпром планируют приступить к разработке Южно-Русского месторождения и добыть первый газ?

- Пока этот вопрос в стадии переговоров. В общей сложности на освоение Южно-Русского месторождения потребуется более миллиарда долларов.

- Какой объем средств должна вложить каждая сторона?

- Мы допускаем его, но BASF/Wintershall был и остается первоочередным партнером Газпрома. Стороны договорились о принципиальной готовности к участию в разработке Южно-Русского месторождения третьих лиц, но по соглашению они принимаются только на основе единогласного решения сторон. Разумеется, третий участник проекта не будет обладать большей долей, чем BASF. По остальным вопросам привлечения к разработке Южно-Русского месторождения ведутся переговоры.

- Как руководство Wintershall относится к привлечению других зарубежных компаний, в частности E.ON Ruhrgas?

- ООО «Уренгойгазпром» и Wintershall имеют равные доли в «Ачимгазе». Точно так же, по принципу равноправия, организовано управление компанией: менеджмент состоит из равного количества представителей обеих сторон. Отмечу, мы на равных сотрудничаем уже 15 лет, взаимно дополняя сильные стороны друг друга, объединяя наши навыки и справедливо разделяя ответственность и риски. Разумеется, в работе «Ачимгаза» мы будем придерживаться этих же принципов.

Дальше и вглубь
- Другой важный проект Wintershall с Газпромом - ООО «Ачимгаз». Каковы доли компаний и как осуществляется руководство проектом?

- Около 700 млн долларов. Это одно из самых крупных капиталовложений германского предприятия в российскую экономику.

- Какой объем инвестиций необходим для разработки ачимовской залежи Уренгойского месторождения?

- По тому же, по которому осуществляется руководство совместным предприятием, - принципу равноправия.

- По какому принципу разделены финансовые обязательства между Wintershall и Газпромом, сколько вложит каждая сторона?

- Мы с Газпромом в данном проекте идеально дополняем друг друга. Российская компания обладает многолетним опытом работы в условиях вечной мерзлоты. Мы в результате длительной работы в газодобыче приобрели солидные навыки эксплуатации труднодоступных месторождений с применением технологий горизонтального бурения на коллекторах со сложной геологической структурой. Для разработки глубинной ачимовской залежи необходимо как раз сочетание опыта Газпрома и наших высоких технологий.

- Будут ли при разработке ачимовской залежи использоваться зарубежные технологии и опыт компании Wintershall?

- В прошлом году мы совместно с Газ-промом приняли решение по пилотной фазе разработки месторождения. По нему, с конца 2005 года планируется пробурить первые добывающие скважины и ввести в эксплуатацию буровые установки. Для проведения этих работ выделено более 125 млн долларов. После исследования режима месторождения, с 2008 года, планируем приступить к разработке всего месторождения - на этом этапе «Ачимгаз» из 80 с лишним скважин будет ежегодно добывать до 8,3 млрд куб. м газа. Сегодня уже создается инфраструктура и готовятся буровые площадки.

- Каковы сроки реализации проекта? Когда будет добыт первый газ?

- В течение сорока лет российско-германское СП должно извлечь из ачимовской залежи Уренгойского месторождения 200 млрд куб. м газа и 40 млн тонн конденсата.

- А какой объем газа планируется добыть в общей сложности?

- Принимать и реализовывать его будет Газпром: он здесь - хозяин. Мы не можем повлиять на создание стоимости газа на российском рынке. Рассчитываем, что газ будет реализовываться по справедливой цене, устраивающей обе стороны.

- Как и по какой цене будет реализовываться газ?

- Мы очень довольны ходом работ и полностью укладываемся в запланированные сроки. Сейчас создается инфраструктура, идет обустройство буровых площадок. В конце этого года мы сможем пробурить первые скважины и поставить буровые установки.

- В июле этого года представители Wintershall побывали на ООО «Ачимгаз». Расскажите о впечатлениях от поездки.

- Мы отслеживаем интересные нефтяные проекты в российских регионах. Приступили к поискам нефти и газа в российской части Каспийского моря, продолжаем геологические и геофизические исследования на участке «Тюлений»: Каспий считается одним из самых динамично развивающихся нефтяных регионов в мире. Кроме того, заключили соглашение о стратегическом партнерстве с «Татнефтью», планируем реализовать совместные проекты в Волжско-Уральском регионе. Нельзя также забывать, что мы являемся учредителями совместного предприятия «Волгодеминойл», которое дольше других занимается добычей углеводородов в РФ: мы уже 13 лет добываем нефть в Волгоградской области вместе с компанией «ЛУКойл». «Волгодеминойл» проводит разведку четырех лицензионных участков, полученные данные будут использованы в дальнейшей деятельности предприятия.

Ждите на Волге
- Какие российские месторождения, помимо проектов «Ачимгаз» и Южно-Русского, интересны компании Wintershall?

- Нет, у нас сейчас другие приоритеты: совместные проекты в области разведки и добычи нефти, газа и конденсата, прежде всего «Ачимгаз» и Южно-Русское месторождение, а также строительство Северо-Европейского газопровода.

- Не намерена ли компания Wintershall участвовать в строительстве завода по сжижению природного газа?


- Первые месяцы, которые я провел здесь, меня ошарашили. Я был впечатлен размерами страны: за то время, что я добирался из Москвы до Екатеринбурга, в Германии я мог бы два раза слетать туда и обратно… Но мне понравилось.

- Господин Келлер, с марта этого года вы работаете в России. Каковы ваши первые впечатления?

- У меня лично проблем нет. Я сам представитель «чиновничьего» государства, административные органы которого имеют те же корни, что и в России. Несмотря на сильное сопротивление автомобильного лобби, иностранные автопроизводители все же решаются открывать в вашей стране производство (сейчас иномарки собирают на шести площадках. - Ред.). Конечно, хотелось бы, чтобы были снижены таможенные пошлины, тогда мы могли бы предлагать более приемлемые цены.

- Огромные территории предполагают сильные позиции государства. Насколько деятельность российских чиновников открыта по отношению к зарубежным инвесторам?

- В противовес Европе это быстрорастущий рынок, спрос на автомобили неудовлетворен. Рынок автомобилей иностранного производства за 2004 год удвоился (по данным АЦ «Э-У»;, прирост составил 79%. - Ред.). Объем продаж иномарок ожидается на уровне 550 тысяч в 2005 году и 600 - 650 тысяч в зависимости от роста доходов населения в 2006-м.

- Как вы оцениваете российский рынок?

- Из-за быстрого роста Россия для нас приоритетный рынок, поэтому квотирование в чистом виде здесь неприменимо и в ближайшее время будет отменено. В будущем мы гарантируем стабильное удовлетворение потребностей клиентов. Хотя мне лично приятней ситуация, когда спрос все-таки немного впереди (смеется).

- По нашим данным, в прошлом году екатеринбургские дилеры Volkswagen испытывали затруднения с поставкой машин: спрос опередил предложение. Как вы планируете решать эту проблему?

- Volkswagen сейчас в стадии переговоров по поводу открытия производства под Москвой. (Подробности, связанные со строительством завода, г-н Келлер обсуждать отказался, сославшись на нежелание вмешиваться в ход переговоров и отсутствие информации по этому вопросу. - Ред.)

- Вы будете наращивать производственные мощности или уменьшать квоты других стран?

Место
Марка
2004
2003
Изменение, %1

Таблица Десятка лидеров продаж на немецком рынке

602 725

Volkswagen

0,4

600 360

Mercedes

2

369 099

360 425

3

-2,4

334 794

Opel

0,6

332 781

BMW

4

253 376

276 982

5

9,3

235 652

Audi

-1,3

238 742

Ford

6

230 900

235 429

7

2,0

164 606

Renault

-19,4

204 345

Toyota

8

110 197

127 019

9

15,3

121 914

Peugeot

-1,5

123 791

Skoda

10

87 402

96 465

Источник: VDA

10,4

- Здесь зачастую бывает тяжело получить некоторую статистическую информацию, например, мы знаем количество зарегистрированных в стране автомобилей, а по конкретным регионам таких данных нет, они оценочны.

- Что еще необходимо учитывать, работая в России?

- Ведут ее многие: органы статистики, ГИБДД и другие. Но цифры у них расходятся. Приходится выводить среднее. В Германии же существует единая централизованная база данных с точностью до одного автомобиля, которая обновляется ежедневно. Информация абсолютно открыта, а здесь нам приходится прикладывать определенные усилия.

- Статистика не ведется или ее сложно получить?

Показатель
2004
2003
Пр ирост, %Производство автомобилей внутри страны* (шт.)

Таблица Автомобильная промышленность Германии

5 120 864

5 192 101

Зарубежные производства немецких концернов* (шт.)

1,4

4 034 454

4 220 499

Продажи автомобилей (млрд евро), в т.ч.

4,6

141,7

153,7

на внутреннем рынке (без налогов)

8,5

46,1

50,7

на зарубежных рынках

9,9

95,6

103,0

Совокупные инвестиции в автопром (млрд евро)

7,8

12,0

11,9

* 2003 - с учетом территориального переноса производства

- 0,9

- Как вы оцениваете ситуацию по продажам в регионах?

Источник: Автомобильная ассоциация Германии VDA

- На какие регионы вы делаете ставку?

- Я уже побывал в Краснодаре, Тольятти, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге. Но этого слишком мало, чтобы делать какие-то выводы. Успел отметить высокие темпы роста экономики регионов, и в будущем наверняка произойдет перераспределение продаж в их пользу. Сейчас на регионы приходится не более 20%, остальное держит столица.

- В таком случае как вы оцениваете уровень квалификации персонала, который занят на ваших предприятиях в регионах?

- Все равны. Все будет зависеть от персонала и руководства дилеров - насколько успешно они поведут дела.

Марка
Объем продаж за I полугодие 2005 г., шт.
Принадлежность концернуOpel

Таблица Продажи немецких марок на Урале

General Motors

600 (оценка)

462

Volkswagen

Mercedes- Benz

Volkswagen Audi Group (VAG)

Daimler Chrysler

184

147

BMW

Audi

-

VAG

112

8

Porsche

Источник: АЦ Эксперт- Урал

-

- Каковы потребительские предпочтения россиян?

- Отмечу хорошие базовые знания и уровень образования, а также чрезвычайный интерес к автомобильной технике, гораздо сильнее, чем в Европе. Мы много делаем для повышения квалификации сотрудников. Разработаны квалификационные стандарты, по которым проводится обучение - как выездное, так и на местах. Работает постоянная горячая линия для решения текущих вопросов.

- Volkswagen в переводе с немецкого -народный автомобиль. Тем не менее модельный ряд не ограничивается Pointer за 10 тыс. долларов, а включает и более дорогие марки, к примеру, Phaeton стоимостью от 80 тыс. долларов. Не дезориентирует ли потребителя такая ценовая политика?

- Самый популярный Volkswagen в России - Touareg, на втором месте - Passat, затем идут автомобили компакт-класса. По сути, здесь мы предлагаем тот же продукт, что и в Европе, только адаптированный к российскому климату.

- Однако по итогам полугодия 2005 года Volkswagen в России по объему продаж занял всего 12 строчку…

- Ценовая политика не всегда играет решающую роль. Мы стремимся охватить клиентов с различным уровнем дохода. У нас покупают и седаны, и кабриолеты, и автомобили представительского класса.


Главная страница :: Инвестиции :: Необъятная страна
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz