Главная страница :: Инвестиции

Дилемма овчинки и выделки Голос сверху Цельная наука Любит — не любит, плюнет — поцелует… «шлем» екатеринбурга Город идей и амбиций Вода обновления Хотите научиться управлять — читайте толстого Властелин трубы мягкая мебель

Еще быстрее растет клиентская база на Урале 42%. К концу первого полугодия она насчитывала уже 13,9 млн человек. Распределение пользователей сотовой связи по областям осталось прежним (изменения несущественны, 1 - 2%). Свердловская область сохраняет лидирующие позиции, уменьшив свою долю в общем объеме с 23 до 22%. На Тюменскую и Челябинскую области приходится по 17%. Чуть меньше в Башкирии 16%, а также в Пермском крае 12%. Менее 8% абонентов подключены в Удмуртии, Оренбургской и Курганской областях.

Абонентская база сотовых операторов на территории России на конец первого полугодия-2005 насчитывает 97,6 млн человек (данные ACM-Consulting ). Доля региональных клиентов с начала года увеличилась незначительно и составила 72%. Уровень проникновения на территориях - в среднем 58,3% (для сравнения: в Москве - 118,2%). Неудивительно, что темпы роста количества абонентов сотовой связи практически вдвое выше, чем в столице: 37% против 19%.

Неразговорчивые
Основной массив клиентской базы формируется в областных центрах. По данным МегаФон-Урал, два года назад независимо от региона 80% клиентов приходилось на город. Со временем ситуация изменилась: соотношение город/область составляет уже 40:60, но это не менее существенно в расчете на один город.

Проводя исследование «Инвестиционные возможности 19 городов России и Урала» по 40 потребительским сегментам (см. «Флюгер инвестора», «Э-У» 20 от 30.05.05), мы исходили из гипотезы, что разница в насыщенности рынка в сопоставимых городах указывает на свободные капиталоемкие ниши, которые по различным причинам потенциальные инвесторы пока не замечали. Таким образом, мы получаем не всю величину емкости рынка, а ее гарантированно минимальную часть, которая корректируется в сторону увеличения при учете темпов роста рынка.

Почему в одних городах рынок услуг сотовой связи развит достаточно хорошо, а в другие операторы идут с неохотой? Где-то различие можно объяснить простым запаздыванием социально-экономического развития. Но если такие показатели сравнимы, как, к примеру, в Оренбурге и Ижевске? Уровень проникновения в столице Удмуртии между тем на 15% выше.

Сравнение уровня проникновения на каждом рынке в рамках группы (отношение количества абонентов к численности населения) показывает, что в семи городах из 11 существует потенциал расширения клиентской базы более чем на 1 млн абонентов, в том числе на Урале - почти на 900 тысяч. Явных ниш нет только в Челябинске и Тюмени. Перспективные инорегионалы Казань, Красноярск и Иркутск.

Какие города можно сравнивать? Мы определили ключевые, на наш взгляд, показатели, которые влияют на уровень потребления на рынке услуг сотовой связи. Это общая численность населения и численность молодежи (основного клиента), структура и уровень доходов, количество абонентов (см. табл.). Получили четыре основные группы. Оказалось, что Челябинск сравним с Казанью, Тюмень с Иркутском; близки Оренбург, Ижевск и Ярославль; соотнести можно Пермь, Уфу, Красноярск и Волгоград. Особняком в списке исследуемых городов остались Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Саратов и Краснодар.

Вслед за клиентом
Рост активности операторов в регионах привлекает внимание инвесторов, вкладывающих деньги в развитие салонов сотовой связи. Львиную долю прибыли составляет вознаграждение, которое они получают от операторов за подключение к сети новых абонентов и оказание дилерских услуг старым клиентам: прием платежей, смену тарифного плана и т.д. Причем некоторые услуги демонстрируют значительный рост: к примеру, рынок мобильного контента (мелодий, картинок и игр для мобильных телефонов), по прогнозам салонов связи - невероятно перспективный, может расшириться в 2005 году почти в 2,5 раза до 700 млн долларов. К тому же имеется прецедент первой зарубежной инвестиции в российского контент-провайдера: блокпакет акций SPN Digital приобрела японская группа Sumitomo. В 60 московских салонах связи «Евросеть» появились специальные терминалы для продажи контента, компания намерена начать продвигать эту услугу в регионах. Никто из участников рынка (кроме нелегалов) особый акцент на реализации мобильных телефонов уже не делает.

Без оценочного сравнения мы не могли оставить столицу Среднего Урала мощный мегаполис региона. К одной группе с ним условно можно отнести Краснодар: более высокие доходы, но значительно меньшая численность населения и молодежи здесь дают сигнал о том, что в Екатеринбурге, несмотря на высокий уровень развития рынка, свободное поле для операторов составляет еще как минимум 450 тыс. абонентов.

Есть ли возможность открывать в городах новые салоны? В рамках каждой группы мы сравнили количество точек на одного абонента. Разброс разителен: Ярославль в 1,7 раза менее насыщен, чем Ижевск. Перспективны Казань, Ярославль, Волгоград, Красноярск, из уральцев Оренбург, Тюмень и Уфа: в них можно открыть 410 небольших салонов на всех. Здесь следует ввести поправку. Совершенно очевидно, что открывать более сотни салонов в Ярославле для одного владельца нецелесообразно, равно как и одиночная точка вряд ли выживет. Поэтому для оценки возможностей строительства крупных салонов площадью порядка 100 кв. метров размер свободной ниши нужно уменьшать пропорционально метражу.


Стоимость открытия одного небольшого салона на условиях аренды составляет порядка 30 - 50 тыс. долларов (капитальные вложения плюс товарное наполнение). Срок окупаемости, как правило, не более года. Есть вероятность, что при удачном расположении салона вложенные средства удастся вернуть раза в полтора быстрее.

Сопоставив полученные результаты с итогами анализа свободных ниш по абонентам, получим два наиболее инвестиционно привлекательных города: это Оренбург и Уфа. Объем потенциальных инвестиций в строительство салонов здесь - почти 870 тыс. долларов и 3,6 млн долларов соответственно. Размеры возможных вложений внушительны. Между тем местные игроки уверены, что рынок занят на 80 - 90%, оценивают уровень конкуренции как высокий и отрицают наличие свободных ниш. Доля лукавства в таких утверждениях, скорее всего, присутствует: каждый из собеседников в ближайшее время собирается расширяться в городе.

Во-вторых, крупным федеральным игрокам, заинтересованным в расширении сети салонов по всей стране и проводящим активную региональную политику. Лидер рынка «Евросеть» объединяет сейчас 1749 точек, совокупный оборот компании составил по итогам первого полугодия

Пользователи
Кому полезны полученные результаты? Потенциальным инвесторам. Во-первых, операторам сотовой связи, которые не только увеличивают абонентскую базу, заключая дилерские соглашения на местах, но и сами развивают розничную сеть.

В-третьих, местным сетям и сетям из соседних областей, которые могут быстро занять свободную нишу и конкурировать со столичными игроками. Это особенно актуально, если учесть, что операторы активно ограничивают число дилеров, подписывая договор только с крупными надежными компаниями, и развивают сеть субдилеров. Рассказывает Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью федеральной сети DIXIS, третьей по величине в стране:

960 млн долларов. В планах руководства увеличить доходы за год по сравнению с предыдущим вдвое, до 2 млрд долларов. Ближайший конкурент сеть «Связной» насчитывает всего 638 магазинов, принесших 439,5 млн долларов (с учетом оптовых продаж), прогноз на 2005 год 1,2 млрд долларов, что в 1,8 раза больше, чем в 2004-м.

В-четвертых, информация полезна муниципальным властям, которые стремятся способствовать развитию цивилизованного рынка услуг сотовой связи и смогут взять за пример опыт одного из городов.

В каждом регионе существует от одного до трех сильных местных игроков, которые способны конкурировать с федеральными сетями. Мелкие бизнесмены постепенно уходят с рынка: сворачивают бизнес, продают его более крупным (такие случаи редки, поскольку владельцы компаний неоправданно завышают цены, а приобретать 20 магазинов, из которых половину можно сразу закрывать, не очень эффективно). Самый выгодный путь сотрудничать с крупными федеральными игроками по программе франчайзинга. Таким образом, местные участники рынка получают выгодные условия для покупки оборудования и столь необходимую маркетинговую поддержку.

Рынок консолидируется
Крупнейшая челябинская сеть салонов сотовой связи «Т1» (14 - 15% рынка области) заключила франчайзинговое соглашение с одним из лидеров рынка федерального масштаба сетью центров мобильной электроники. Рассказывает генеральный директор сети «Цифроград» Владимир Пляко.

Дополнительные материалы:

Подготовила Мария Хрупало

- К октябрю этого года 90 салонов сети «Т1» должны сменить вывески на «Цифроград».
Суть нашей стратегии в том, что в каждом городе мы находим лидера и пытаемся с ним договориться. Он знает особенности местной связи, принципы ведения бизнеса в регионе, и в этом - сильнее федеральных сетей, которые сами по себе заходят на рынок. Простой пример аренда. В центре все места заняты. Если я как москвич попробую договориться об аренде, мне это обойдется недешево. Мы присутствуем во всех регионах и стремимся довести в каждом долю до 20%. В Челябинске это безоговорочно второе место после «Евросети „.
Рынок консолидируется, сети укрупняются. Нам выгодно работать сообща: челябинцы получают товарную, рекламную, логистическую, технологическую поддержку, мы долю рынка. Вместе мы осуществим то, чего не сделать в одиночку, любой проект.

Расстановка сил среди компаний «большой тройки» практически не изменилась: Мобильные ТелеСистемы заключили 34,1 млн договоров, Вымпелком 33,7 и МегаФон 18,

Сотовая связь в первом полугодии-2005
Уровень проникновения сотовой связи в стране достиг 67,2% (в начале года - 50,9%). В Москве и Санкт-Петербурге количество абонентов на численность населения перевалило за 100-процентную отметку: 118,2% и 102,3% соответственно.

Высокую динамику МегаФон показал и в Оренбургской области - 233%. В Свердловской области наиболее успешным в привлечении новых клиентов стал Уралсвязьинформ, прирост базы - 352%. Благодаря удачной тарифной политике региональный оператор компания «МОТИВ. Сотовая связь» привлек еще 57% абонентов

Активная региональная политика Вымпелкома и МегаФона в Удмуртии и Курганской области вывела эти территории на первое место на Урале по темпам роста 92% и 65% соответственно: каждый из них удвоил количество договоров.


Вход свободен

На рынок войдет любой, но продержится не каждый, считает директор департамента продаж сети салонов средств связи и услуг «ИПС » (Уфа) Александр Трунин

Александр Трунин

- В городе порядка 400 салонов, рынок достаточно насыщен. Мы и «Евросеть» поровну делим 80% общего оборота. Еще 20% приходится на «Техмаркет», недавно вошедшую на рынок сеть «Связной» и небольшие постепенно вымирающие ЧП (мелкие салоны закрываются в одном месте, открываются в другом). Думаю, все ниши заполнены. На рынок может зайти любой, кто захочет, но неизвестно, как он будет выживать и адаптироваться.

- Александр Борисович, что сейчас происходит на рынке услуг сотовой связи Уфы?

- Большинство фирменных салонов (шесть или семь) у МегаФона . МТС стремились открыть точки, специализирующиеся на подключении, но вскоре от этой идеи отказались. Сейчас у них один центральный офис в городе. Один БиЛайн закрылся, не знаю, будет ли в другом месте. Мне кажется, смысла нет. Клиенты хотят зайти поблизости заплатить за телефон, квартиру, посмотреть новинки. Фирменный магазин такой возможности не предоставляет.

- А сами операторы открывают салоны?

- Будем открывать салоны в республике. Зачем бросаться туда, где есть другие регионалы? Надо сначала вытеснить федералов отсюда, а потом видно будет. Площади у них арендованы: захотели - пришли, если выгодно, захотели - ушли. Они могут себе это позволить. А мы всерьез и надолго.

- Конкуренция высокая, как вы планируете развиваться?

- Название компании мы расшифровываем как «Интегрированные платежные системы»: основной статьей дохода раньше было подключение и прием платежей. Проблема в том, что сейчас операторы снижают вознаграждение дилерам, многие переквалифицируются на продажи, но и тут не все гладко - рынок насыщается, трубок все больше, а меняют их в среднем два раза в год. Поэтому все же лучше заниматься услугами и аксессуарами.

- На чем зарабатываете?

- Салоны сотовой связи, равно как и продуктовые магазины, нужны будут всегда. Частные предприниматели с рынка не уйдут. Дилерские сети будут только укрупняться. Приход новых игроков возможен, но надолго ли…

- Как будет развиваться рынок?

В рамках объявленного нашим журналом проекта исследования предпринимательства ( см. «Кто - мы?» 18 от 16.05.05 ) предлагаем читателям серию интервью с известными богословами различных конфессий на тему «Религия и предпринимательство». Обычно эта тема рассматривается с двух поверхностных точек зрения: как материальная опека предпринимателями той или иной церкви (храмовое строительство, оплата социальных программ) или как нравственная опека предпринимателей церковью. Чувствуется во всем этом налет фарисейства: в материальной помощи предпринимателей - мотив откупа (а в ином случае и «налоговая оптимизация»), в нравственной проповеди церкви - морализм (а иногда и духовное зазнайство, авторитаризм).

Андрей Кураев
- Андрей Порубов


Мы будем обсуждать тему «предпринимательство и религия» с представителями традиционных конфессий нашей страны: христианства, мусульманства, иудаизма, буддизма. Главная цель - прийти к пониманию того влияния, которое оказывают религиозное учение и практика на мировоззрение и самочувствие элиты нашей страны. Начнем с разговора с профессором Московской духовной академии Андреем Кураевым.

Но в этих отношениях можно увидеть гораздо более глубокий, а главное - многое определяющий слой. Мы можем говорить о повсеместном отходе от традиционных религий, но не вправе об отходе от религии вообще. Наши коммунисты, осквернив мощи православных святых, тут же завели в сердце Москвы мощи собственного божка и наставили ему в каждом граде по идолищу. Западные либералы, насмеявшись над христианскими символами, тут же наплодили поп-идолов и секс-символов. Современные люди убеждены в своей свободе от религиозных заклинаний, но как завороженные каждый день реагируют на импульсы заклинаний рекламы… Происходит религиозное одичание современного нам мира, но не падение его религиозности как таковой, ибо последняя присуща природе человека.

- Все познается в сравнении. Когда языческие философы хотели обругать христиан, то называли их словом «филосарки» - «любители плоти». Со времен Пифагора и Платона считалось, что тело - это могила для души, темница, из которой надо убежать. Позднее у гностиков космос вообще воспринимался как концлагерь. Евангелие же начинается с вести о том, что «Бог возлюбил мир». Значит, и человек имеет право на такую же любовь. Поэтому мир не может быть предметом для плевка. У человека есть долг в мире. И это отнюдь не долг беглеца.

- Отец Андрей, православие, по определению Василия Розанова, с самого начала заняло «мироплюющую», мироотвергающую позицию. Оно целиком смотрит в небо, призывая и своих последователей в жизни только касаться земли. Предпринимательство же - прежде всего земное занятие. Не в этом ли главное противоречие между ними?

Просто больше, чем мир, христианин любит человека и Бога. Но «любить меньше» все же не значит презирать или ненавидеть. Не любит же он «мир» как несвободу. Святой Исаак Сирин в VII веке говорил, что под тем миром, с которым должен бороться христианин, понимается «совокупность страстей» - те аспекты моей жизни, в которых я влеком, пассивен. В общем, это там, где «матрица имеет тебя». Там, где я редуцирован к месту, где осуществляют себя (а не меня) социальные и зоопсихологические сценарии, модели и законы.

Миром Божиим человек может любоваться. Миром вещей человек может владеть. С одной оговоркой: ты можешь владеть всем, лишь бы ничто не владело тобою.

- Юный тибетский скинхед из первой «Матрицы» (тот, что на квартире у Пифии упражнялся с ложкой) напомнил традиционный буддистский рецепт освобождения от кармической несвободы: «Прежде всего ты должен понять, что ложки не существует. Тем самым ты обретешь свободу от этой ложки и для обратного воздействия на нее». Нечто подобное есть в христианстве. Человеку необходимо защитить себя от растворения в своих социальных функциях - вот главная установка.

- Христианство считает, что человек свободен от условий своего существования в мире, от общества?

И первый шаг на пути освобождения - вспомнить, что есть Суббота. В субботний (для христиан - воскресный) день ты сбрасываешь с себя социальную маску и из «Его превосходительства» превращаешься в «раба Божьего».

Слишком плоско и слишком рискованно отождествлять себя со своей социальной ролью: сколько людей, включая царей и епископов, погибало на этом пути, когда они слишком серьезно относились к своей социальной маске…

- Складывается впечатление, что православие очень подозрительно относится к самому институту собственности (мы тут говорим не о реальной церковной практике, а о догматике). Не сближает ли это православие с коммунизмом как социальной доктриной?

И ты ощущаешь себя перед лицом более высокого, чем ты сам. Причем настолько высокого, что нет смысла заискивать, искать повода для взятки и т.д. Все мы, увы, разительно меняемся в зависимости от того, с кем беседуем, - с подчиненными или начальником. Но есть такой Начальник, перед которым игра не имеет никакого смысла - и хотя бы в день субботний об этом стоит помнить и побыть перед Ним без грима.

И на любом этапе духовного становления есть общее правило: если борьба за собственность и труд по ее удержанию не расчеловечивают тебя - что ж, значит, ты духовно силен и можешь ею владеть. Но ведь может быть иначе: лишняя соломинка способна переломить горб верблюду. По слову святого Иоанна Златоуста - как слишком большая обувь натирает ногу, так слишком большое жилище натирает душу.

- При обсуждении этой темы важно помнить, что в православии есть различие между повседневной нормой и высшим призванием. На горной высоте слитки золота и ценные бумаги будут ненужной ношей. Еда, подходящая для обычного шахтера или профессора, не подойдет для того, кто готовит себя к Олимпийскому старту. Не все обязаны быть монахами. Но завидовать монашескому пути и монашеской свободе должен любой разумный христианин.

Помнить о таком пути, хотя бы иногда мечтать о нем и плакать о своей далекости от него должен каждый христианин. Реализовывать же - лишь тот, кто понял, что разминовение с таким путем есть затянувшееся насилие над собственной совестью.

А с коммунизмом у нас есть как точки сближения, так и линии расхождения. Формула советского коммунизма: «то, что было твоим - будет моим». Инакова формула христианского «коммунизма»: «что было моим, пусть станет твоим». «Деньги мои, идите прочь от меня - к бедным!». Но буквальное и всецелое исполнение такого евангельского совета - это высший полет, это путь совершенно свободного человека. Понуждать всех к такой жизни было бы сопряжено с насилием. Это путь не нормы, а юродства, значит, это путь особого и личного Божьего призвания.

И среди добродетелей, которые перечисляются там, одна совершенно изумительна: «Я никогда не просыпался по утрам с мыслью о том, как бы задать побольше работы моим рабам». Думаю, это изречение стоило бы повесить в кабинетах очень многих директоров.

Начинать надо не с него. Для начала ты хотя бы отнесись по-человечески к людям, которые зависят от тебя. В Египетской Книге Мертвых есть изумительная глава с описанием так называемой отрицательной посмертной исповеди, когда на суде душа умершего должна пройти испытание, называя те грехи, которых она никогда не делала. При этом боги взвешивают сердце человека, и если он соврал, то сердце выдает его.

- Справедливого раздела собственности никогда не было: поскреби историю любой собственности, в конце концов, найдешь там кровь, удачливого варвара-завоевателя. Поэтому по-настоящему справедливой я считаю в современном мире только интеллектуальную собственность. Если человеку пришла идея и он ее воплотил в работающий бизнес-проект, приносящий творцу доход, - это справедливо. Справедливыми могут быть, в частности, доходы банков, когда есть соучастие в риске. Я считаю, что нельзя к современным банкирам прилагать ветхозаветный запрет на ростовщичество. Одно дело, когда человек от безвыходности, чтобы пережить зиму, готов просить кредит на любых условиях - наживаться на этой беде, конечно, бессовестно. А в современном мире деньги в банке берут совсем не от голода.

- Во время приватизации прижилась в народе циничная фраза: как будем делить - поровну или по справедливости? Есть ли, по-вашему, некий критерий экономической справедливости?

- Я несколько раз был на передачах Познера и могу свидетельствовать: это человек с вполне тоталитарным сознанием, неспособным меняться в зависимости от предъявляемых ему контраргументов, а значит, с ненаучным мышлением. Он способен лишь озвучивать расхожие либеральные штампы. Вероятнее всего, он только слышал о существовании книжки Макса Вебера о роли протестантизма в развитии экономики Запада, но вряд ли ее читал.

- В западных странах довольно полно было прослежено влияние различных ветвей протестантизма на хозяйственный дух и настрой предпринимательского сословия. Известный специалист по русскому народу Владимир Познер вынес вердикт, что во всех наших хозяйственных бедах виновато православие. Как вы считаете, есть ли в нашем обыкновенном предпринимателе средней руки какой-то «православный ген» и каково его влияние?

И это отнюдь не абсурдная реакция. Надо быть человеком совсем уж современного западного типа, чтобы считать, что главный аспект в жизни человека - это его доходы и работа. Средневековая культура гораздо больше дорожит праздником. Во многом культура средневековья - это культура праздника. Так что я очень хорошо понимаю этих рабочих XVIII века, которые отказывались запрягаться в конвейерную упряжь, а больше дорожили своим личным и семейным временем.

Макс Вебер в своей книге приводит факты из истории Голландии XVIII века, доказывающие, что действия по поощрению рабочих к интенсивному труду путем введения высоких расценок за качественный и продуктивный труд не приводили к успеху. Рабочие работали еще меньше. Получив возможность зарабатывать больше за единицу времени, они предпочитали максимизировать свободное время при тех же доходах, а не доходы.

Рождается следующая логическая цепочка. Если ты идешь к спасению, значит, Господь тебя любит и как любящий Отец будет тебе всегда помогать.

Как удалось это сломать? Вебер показывает, что с духовными проходимцами, для которых деньги это все, не построить огромный западный мир. Для этого должны были быть люди другие: своеобразные аскеты и монахи ради карьеры, ради предпринимательского успеха. В религиозных протестантских кружках считалось, что у человека нет свободы, поэтому до создания мира Бог заранее решил, кого Он изберет к спасению, а кто обречен быть в аду. Это жестокая схема наиболее четко сформулирована у Лютера и Кальвина.

Эта социальная модель могла работать, но заметьте, во-первых, только в условиях тоталитарной религиозности, когда церковная община контролирует всю жизнь человеком.

И поэтому если ты социально и карьерно успешен, значит, у тебя с Богом отношения добрые, ты - избран. А если разоряешься, значит, ты все-таки проклят Богом. И тогда таких людей пасторы отлучали от причастия, отлучали от своей церкви. Это на народ, конечно, очень действовало. Поэтому люди старались.

Про коммерческие успехи армян, которые никаким боком к протестантизму не принадлежат, а гораздо ближе к православным традициям, можно и не говорить. Итак, во-первых, мы видим, что экономический рост далеко не всегда был мотивирован так, как это описывает Макс Вебер. Во-вторых, сами эти мотивы давно уже на Западе не действуют (о чем Вебер писал в 1905 году), а экономическое развитие общества идет… И только в сознании наших недоучек типа Познера все западные бизнесмены как будто бы мыслят моделями, которые описал Вебер.

А от такого типа религиозности западный мир сам ушел в XIX веке. Во-вторых, эта модель была не у всех протестантов, и тем более ее не было у католиков и православных. А у православных тоже были очень интересные опыты бурного коммерческого успеха. Это и греческое купечество, в том числе, например, современная очень влиятельная греческая православная диаспора в США. Это и староверы, где никакой идеологии, подобной протестантской не было, там был совершенно другой механизм. В начале XVII века Петр ввел обязательный налог со староверов, полагая, что крестьянин ради лишней копейки пойдет к никонианскому попу, но вышло все совершенно иначе. Дело в том, что люди до этого жили по принципу «и нашим, и вашим», а жесткий имперский указ заставил делать выбор. К тому же экономическое условие в этом выборе для определенного рода людей означало некий вызов: это что же, значит, я совесть свою потеряю за две копейки? Да нет, я уж напрягусь и эти две копейки еще дам. Эта мотивация привела в итоге к появлению очень крепкого староверческого и купечества, и кулачества.

- Сейчас в нашем регионе и стране активно обсуждаются крупные проекты освоения Приполярного Урала и Сибири. Вы выражаете скепсис в отношении способностей нашего народа в его нынешнем состоянии не только к эффективному освоению огромных пространств России, но и просто к их удержанию. Почему?

Что же касается православного гена в русском предпринимателе, я думаю, конечно, он есть. Думаю, это и есть все-таки уже упомянутая многомерность. Это понимание того, что человек не укладывается в свой футляр. И деньги - это лишь средство. Точнее - дар, который обжигает руки и совесть, требуя распорядиться собою «по-людски», по совести.

У нас нет ни одной народной программы помощи русским беженцам. Есть государственные механизмы, фонды (и их позорно мало!), но проектов, рожденных совестным отзывом помочь своим, которых выгоняют откуда-нибудь из Туркменистана или Эстонии - нет абсолютно.

- Поводов для скепсиса очень много. Все разговоры о нашей соборности оказались не более чем сопли: налицо полное отсутствие человеческой национальной солидарности. Нет даже кастовой сословности в духовенстве. Наблюдаешь со стороны уличную встречу двух священников: на лице у каждого скорее чувство неудобства. Проходят, не приветствуя друг друга, подчеркнуто не замечая… Когда русские люди встречаются где-нибудь в парижском магазине - точно так же: «Мы с этими ничего общего не имеем!».

Нам устами Маргарет Тэтчер вполне четко пояснили, что Россия слишком сильно населена. В России должна быть добывающая промышленность, система транспорта и плюс элементарные органы правопорядка для того, чтобы обеспечивать беспроблемную транспортировку энергоресурсов. Поскольку это голос человека из мировой элиты, то ответить ему надо тоже голосом российских социальных элит. Поэтому, считаю, что предприниматели сделают огромное благо, если окажут все возможное давление на региональную и федеральную политику в области воспитания семейных ценностей.

В России нет нормальной патриотической партии: наши прописные патриоты по большей части или троечники, или марионетки. Когда наши правые идеологи начинают митинговать, то в их потугах столько насилия и над стилем русского языка, и над логикой человеческой мысли, что поневоле сожалеешь, что им еще при рождении не заклеили рот лейкопластырем. За 15 лет так и не удалось создать не крикливое, а нормальное здравое консервативное издание: с христианской традиционной системой ценностей, политических оценок и т.д. Может быть, «Эксперт» в последние годы пробует претендовать на нечто подобное или «Русский предприниматель»… Нет аналогичного телеканала и нет такой партии. Эта дистрофия или атрофия механизмов общественной национальной самозащиты - самое печальное.

Мир глобализации требует разрушить традиционные социальные скрепы: свобода от церкви, свобода от семьи, свобода от национальности, свобода от традиций, а значит, от связанности с родиной и своим народом. По определению Жака Аттали, цивилизация XXI века - это цивилизация кочевников; ей нужно максимально свободное перемещение финансовых и трудовых ресурсов в масштабах планеты. А для этого у людей как трудовых ресурсов не должно быть никакой иной идентичности, кроме профессиональной - ни религиозной, ни национальной, ни семейной, ни даже половой, по большому счету. Чтобы «Матрица» успешно имела тебя, у тебя должен быть универсальный разъем, в который можно было бы вставить нужный кабель.

Школа у нас государственная, ТВ - государственное и надо этим ресурсом, с подключением структур традиционных конфессий, начать насаждать культ многодетной семьи. Главный враг русского народа - это тот таракан, который шепчет в уши: зачем, мол, нищету плодить. Вместо этого необходим другой рекламный слоган: дети - богатство бедных, это та роскошь, которая доступна даже беднякам. Например, ток-шоу - это же самая массовая и эффективная форма идейной рекламы. Но практически все они работают на разрушение традиционной семьи. Обычный набор «учителей жизни» на российских ток-шоу: два еврея плюс один гомосексуалист… А призывами открыть еще одну фабрику в Сибири перелома не добьешься. Просто некому будет на этой фабрике работать: придется завозить рабочих из Кореи, Китая.

Наконец, еще один повод для скепсиса - это просто отсутствие фольклора. У нас нет песен, которые бы оплакивали гибель СССР. А ведь это катастрофа не менее страшная, чем 1941 год… Нет анекдотов. Нет даже литературы об этой боли. Единственное исключение, пожалуй, - повесть Валентина Распутина «Мать Ивана, дочь Ивана».

Этот идеал меня не вдохновляет, и потому я бы хотел, чтобы ресурсы регионального и федерального бизнеса были бы направлены против этой глобальной атомизации человечества. Кстати, тут понятен парадокс идущих процессов: атомизация на службе глобализации. Распад традиционных связей для загнания рабсилы в новую глобальную сеть…

- Я не участвую в таких обсуждениях и считаю, что это не более чем бумажная суета. Вряд ли какие-то бумажки могут быть нормативными для реальных бизнесменов, даже живущих церковной жизнью. Такое в его жизни многообразие нюансов, ситуаций, что все их учесть нельзя. Я помню, как-то хозяин одного придорожного ресторанчика говорил мне, что едва ли не пятая часть доходов идет на бесплатное обслуживание - это своего рода административная рента.

- В последние десятилетия в протестантских странах активно идут поиск и разработка этических систем для бизнеса с опорой на христианские принципы. Является ли православный взгляд на деловую этику каким-то особенным, и не настало ли время нашим богословам и специалистам по управлению приняться за разработку национальной системы деловой этики? Некоторое время назад была даже принята этическая концепция православного предпринимателя…

- Православие - это не только и даже не столько этическая система, сколько мистическое учение и практика. Насколько эта, главная его часть, может быть применена к хозяйственной жизни?

Я не могу себе представить, чтобы в каком-нибудь официальном церковном документе было бы прописано: ну, ладно, в таких случаях так и быть, можешь дать взятку. То, что может быть сказано где-то в частной беседе, в официальном документе не может быть сказано. А раз так, кто же будет этому документу верить? Поэтому необходима индивидуальная личностная диагностика - в чем мотивы поступков этого человека, ради чего? Здесь, конечно, именно русская традиция: у нас человек важнее бумаги. Впрочем, и риск тут тоже наш традиционный: из формулы «суббота для человека» можно сделать вывод «суббота для меня, родного», а надо бы делать иной вывод: «суббота - для него, ближнего».

В советские времена как раз считалось, что нормальный управляющий - это обкладывающий всех матом истеричный комиссар. Но хороший управляющий - это прежде всего взвешенный человек. Создание радостного и спокойного климата для себя и своих сотрудников - это следствие доброкачественно проделанной религиозной работы.

- Православие - это умение «право славить» Бога. Лев Толстой однажды сказал: если ты беседуешь с раздражающим тебя человеком, сначала посчитай в уме от 1 до 10, а потом отвечай. Христианин бы сказал так: помолись прежде ответа. Если идешь на встречу с человеком, помолись об этом человеке. Во время беседы с человеком, даже если это подчиненный, помолись о нем. Помолись о нем, прежде чем сорваться с цепи. Ведь молитва - это прежде всего пожелание блага тому, о ком ты молишься, это предельное напряжение доброй воли.

- Пример «корпоративной религии» - синтоизм и даосизм. С одной стороны, это не столько религии, сколько системы государственной и социальной этики. Но когда-то они были тесно связаны с религией и соприкасаются с ней до сих пор. Католические миссионеры XVIII века в Китае пробовали своим коллегам в Ватикане пояснить, что когда китаец или японец падает ниц перед статуей императора - это все-таки не религиозный, а гражданский культ. И китайцам или японцам, принявшим христианство, можно разрешить участвовать в такого рода культе. Но Ватикан с этим не согласился. Граница светского и религиозного в этих традициях - и по сю пору предмет дискуссий в религиоведческой, миссиологической, востоковедческой литературе.

- Сейчас в сфере корпоративного управления очень активно обсуждается концепция так называемой «корпоративной религии», которая идет на смену концепту «корпоративной культуры». Она предполагает развитие в рамках отдельной компании своей системы мировоззренческих догматов, символики, ритуалов, создание своего пантеона. Получается, что в мире будет столько же религий, сколько и компаний, да еще сотни сект и тысячи гуру. Что со всем этим делать?


Главная страница :: Инвестиции :: Ты можешь владеть всем. лишь бы ничто не владело тобой
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz