Главная страница :: Инвестиции

Поставить на поток Неужели колбасный заводик? Дайте шанс «новой волне» Про тэк и хай-тек Обходя провалы Лесная боль Инженеры «метрана» будут диктовать моду в мировом приборостроении Премьер-министр стал выездным Внутрипартийный бунт мягкая мебель

Субъекты федерации Урала сегодня самостоятельно закрывают собственные потребности в большинстве видов стройматериалов. Не намечается дефицита в железобетонных конструкциях, шифере (например, Челябинская область экспортирует 58%, Башкирия - 15%), нерудных материалах (Свердловская область экспортирует 56%, Челябинская - 23%). При увеличении доли кирпичных домов в общем объеме строительства может возникнуть небольшой дефицит кирпича в Пермском крае. По словам министра градостроительства и развития инфраструктуры края Александра Кудрявцева, кирпичные заводы загружены практически полностью, а строительство новых пока не планируется. Остальные регионы нехватки этого стройматериала не ощущают: Челябинская область при полном удовлетворении внутреннего спроса экспортирует 31% произведенного кирпича, Башкирия - около 10%. При этом предприятия загружены не полностью. Основные проблемы уральские регионы испытывают с наличием собственного производства стекла и теплоизоляции. А в связи с увеличением объемов ввода жилья, в будущем году наверняка наступит дефицит цемента.

Однажды мой приятель, руководитель одной из строительных фирм, сгоряча заявил: если железобетонные конструкции можно было бы садить на клей, а дома строить без окон, мы давно перевыполнили бы план президента - строить по 0,5 кв. метров жилой площади на человека в год. «Но у нас, как всегда, - досадовал он, - чего-то в избытке, а чего-то не хватает».

Самый дефицитный регион - Тюменская область. Здесь нет ни собственного производства, ни ясных перспектив его появления. Продукция (1,5 млн тонн) завозится из других регионов.

Цемент на граниНа территории Урало-Западносибирского региона сейчас работает семь цементных заводов суммарной производительностью 9,4 млн тонн в год. Президент Союза предприятий строительной индустрии Свердловской области Александр Лощенко указывает: по европейским стандартам нормой считается производство 1 тонны цемента на человека в год. Учитывая, что население только одного УрФО - 14 млн человек, до Европы нам далеко.

На данный момент потребности свердловских застройщиков удовлетворены практически полностью. «Нехватку цемента в разгар строительного сезона могут почувствовать только компании, которые вовремя не позаботились заключить контракты на поставку», - сообщил начальник отдела новых технологий в строительстве и стройиндустрии министерства строительства и ЖКХ Свердловской области Василий Корнеев. При этом 40% произведенного цемента экспортируется в другие регионы Урала и России (плечо перевозки - 1 тыс. км). «Ввозим мы всего около 100 тыс. тонн, и эта цифра формируется за счет индивидуальных застройщиков, - пояснил Василий Корнеев. - Например, у меня дача в деревне на границе с Челябинской областью, мне удобнее покупать цемент там».

В Свердловской области оба завода - «Сухоложскцемент» (контролируется концерном Dyckerhoff AG) и «Невьянский цементник» (входит в «Евроцемент Групп») - загружены более чем на 90% и выпускают 3,5 млн тонн цемента. По словам директора по маркетингу и сбыту «Сухоложск-цемента» Владимира Клементьева, без увеличения мощностей в 2008 году дефицита избежать будет трудно.

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель поставил задачу к 2010 году выйти на производство 10 млн тонн цемента в год. Достичь этой цифры регион намерен за счет модернизации существующих мощностей и создания новых.


Иностранные и федеральные инвесторы также заинтересованы в финансировании строительства цементных производств в Свердловской области. В частности, компания «Строительно-монтажный трест № 10» (принадлежит ОАО «РЖД») заявила о готовности открыть свой завод. «Ником-огнеупор» достиг договоренности с Jidong Cement Group (Китай) о строительстве завода (1,2 млн тонн цемента в год) в районе Нижнего Тагила. Срок выполнения проекта - два-три года, стоимость - около 80 млн долларов. Турецкая компания Ado Cimento намерена построить в Свердловской области цементный завод стоимостью 250 млн долларов и мощностью 1,5 млн тонн в год. Запуск запланирован на конец 2008 - начало 2009 года, в течение пяти лет мощность планируется нарастить до 5 млн тонн в год.

Так, «Сухоложскцемент» к 2009 году запустит новую линию на 1,2 - 1,3 млн тонн в год. Стоимость проекта - 4 млрд рублей. Совокупные мощности предприятия увеличатся до 3,6 млн тонн в год. «Невьянский цементник» намерен увеличить выпуск на 2 млн тонн к 2009 году (суммарный объем - 3 млн тонн в год). По словам директора завода по экономике Валерия Салахова, поставщиком оборудования скорее всего станет датская компания FL Schmidt. Кроме того, в Свердловской области к 2010 году намерен построить свой завод «Атомстройкомплекс» (Сысерть, мощность - 1 млн тонн в год). По словам Василия Корнеева, ФПГ «Финпромко» тоже выражала желание начать в регионе реализацию цементного проекта.

Модернизировать производство и привлекать иностранцев намерены и в других регионах Урала. В Башкирии концерн «Сода» в 2007 году запустил новую цементную линию, увеличив выпуск с 0,9 до 1,3 млн тонн в год. К 2009 году «Сода» планирует давать 2,2 млн тонн цемента ежегодно. Кроме того, государственный Чешский экспортный банк и чешская компании «Матминералс» профинансируют строительство в республике Учалинского известково-цементного комбината (стоимость проекта 18 млрд рублей), который запустят в 2009 году. Ввод новых мощностей очень важен для Башкирии: по итогам 2006 года в республике произведено 970 тыс. тонн цемента, а ввезен 1 млн тонн.

Как видно, все проекты будут реализованы минимум в 2009 году. В 2008-м цементные мощности останутся прежними, а объемы строительства должны увеличиться: в 2007 году планируется построить 1,5 млн кв. м жилья, в 2008-м - 1,7 млн кв. метров. Поэтому в следующем году строительные компании Свердловской области наверняка будут вынуждены закупать цемент на стороне.

В Пермском крае, по словам Александра Кудрявцева, потребности внутреннего рынка в цементе полностью закрыты за счет работы одного предприятия - ОАО «Горнозаводскцемент». В 2006 году завод произвел 1,3 млн тонн цемента (в 2005-м - 1 млн тонн). Его проектная мощность составляет 2,2 млн тонн цемента в год, значит, возможно дальнейшее наращивание производства. Кроме того в крае к 2010 году планируется открыть производство на Березниковском содовом заводе (Березники) мощностью 1 млн тонн цемента в год.

Менее напряженная обстановка в Челябинской области. В перспективе дефицита там не ожидается, но местные производители намерены увеличивать мощности. Директор по связям с общественностью «Евроцемент Груп» Сергей Мещеряков сообщил, что контролируемый холдингом Катавский завод удвоит мощность до 1,6 млн тонн к 2009 году. Южноуральский «Уралцемент» (принадлежит французской группе Lafarge) и оренбургский Новотроицкий завод (входит в казахскую Visor Investment Solutions) также планируют увеличить выпуск продукции. По итогам 2006 года в Челябинской области произвели 2,75 млн тонн цемента, из которых 1,5 млн тонн вывезли.

По данным министерства строительства Свердловской области, в регионе в прошлом году произвели 700 тыс. куб. метров базальтовой изоляции, в то время как потребность в ней составляет 2 млн кубов.

Ни стекла, ни теплаПрактически все уральские регионы традиционно испытывают нехватку двух видов стройматериалов - теплоизоляции и качественного стекла, предназначенного для современных пластиковых, алюминиевых или деревянных окон.

В Башкирии потребность в теплоизоляции составляет 250 тыс. кубов, а производится только 200 тысяч. В Челябинской области базальтового утеплителя также не хватает. Местные заводы, чтобы устранить дефицит, уже начали наращивать мощности. Так, ЗАО «Минплита» ввело в строй вторую очередь линии базальтового утеплителя мощностью около 250 тыс. куб. метров в год.

В прошлом году ОАО «Тизол» (Нижняя Тура) запустило новое производство базальтовой теплоизоляции мощностью 240 тыс. куб. метров в год (к имеющимся на 420 тыс. кубов в год). В этом же городе ТД «Уральский базальт» наладил выпуск 23 тыс. куб. метров утеплителя в год. Но чтобы удовлетворить потребности региона, этого по-прежнему недостаточно.

По мнению директора ООО «Мир кровли и тепла» (Пермь) Дмитрия Волегова, именно то, что городские предприятия вынуждены покупать теплоизоляцию в других регионах и за рубежом, привело в августе прошлого года к росту цен на нее на 30% (обычный месячный рост - 2 - 3%). Высокий спрос на утеплитель и его дефицит могут вызвать похожую ситуацию и в этом году. «В Европе в каждом небольшом городе есть собственный завод, а у нас в Перми до недавнего времени было только небольшое предприятие “Пеноплекс”, которое не справляется с возрастающим спросом», - считает Дмитрий Волегов.

Некоторые регионы испытывают дефицит современной теплоизоляции на основе полимерного сырья (пенополистирола, вспененного каучука). Например, в Пермском крае подобную производят два предприятия. В 2005 году открыто ПО «Пено-плекс Пермь» (общая мощность - 210 тыс. кубов в год). Его продукция предназначена для изоляции фундаментов, полов, кровли и стен. Совсем недавно, в июле, компания Aeroflex RP запустила уникальное для Урала производство трубчатой изоляции (инвестиции - 3 млн долларов, мощность - до 4 тыс. погонных метров в год). Она используется в ЖКХ, строительстве, теплоэнергетике, транспорте для изоляции трубопроводов и систем вентиляции. По словам директора предприятия Aeroflex RP Виктора Старикова, в регионе работают поставщики конкурирующей итальянской изоляции К-Flex, но потребности рынка так велики, что обострения конкуренции в связи с пуском завода не возникнет. «Одному Пермскому краю требуется тот объем изоляции, что мы на данный момент производим, - заявил Виктор Стариков. - Но мы способны ощутимое количество продукции экспортировать в другие регионы. В идеале подобное производство необходимо открывать в каждом субъекте федерации. Мы в 2008 - 2009 годах намерены открыть еще несколько предприятий на Урале, в частности в Уфе и Екатеринбурге. Это выгодно, поскольку наличие собственного производства внутри страны позволяет снизить стоимость изоляции на 30% по сравнению с импортными аналогами».

Со стеклом ситуация на территории еще более острая. Все регионы Урала (кроме Башкирии) завозят его из других субьектов РФ или из-за рубежа. Причина - отсутствие современного производства. Василий Корнеев: «Наше крупнейшее предприятие Ирбитский стекольный завод попросту не выпускает стекло, соответствующие современным стандартам, каждый год мы вынуждены ввозить из других регионов России, Европы и Китая около 3,5 млн кв. метров». Проблему вновь собираются решить при помощи иностранных инвесторов и технологий. Не так давно Эдуард Россель встречался с представителями американской Guardian и бельгийской Glaverbel, которые не исключают возможности строительства стекольных заводов на Урале. Директор Guardian Europe S.A. Жан-Пьер де Боном тогда сообщил, что помимо уже строящегося завода в Рязани компания хочет построить на территории России по крайней мере еще одно предприятие. Стоимость проекта - около 200 млн долларов. У компании Glaverbel с 2004 года в Екатеринбурге работает филиал, а в Верхней Пышме в начале 2007 года начал функционировать центр дистрибуции стекла.

В Свердловской области дефицита полимерной изоляции практически не наблюдается: ОАО «Торгмаш» (Екатеринбург) открыло в 2006 году производство листового пенополистирола мощностью 300 тыс. куб. метров в год.

Западные компании изучают перспективы строительства и в иных регионах Урала. В июле венгерская компания Tandako и торговое представительство посольства Венгрии подписали протокол о намерениях с правительством ХМАО, в котором подтвердили желание построить стекольный завод на территории округа. По оценке венгерской стороны, инвестиционная емкость проекта - 66 млн евро.

В инвестициях в стекольное производство на территории Свердловской области заинтересованы и китайские предприятия. В конце июня в Екатеринбурге открылось первое в России представительство крупнейшего производителя стекла в КНР - компании «Огэ». По словам ее директора Мао Цзюня, в перспективе китайская сторона может открыть на данной территории свои склады, а возможно, и собственную линию.

Жилье требует сырьяВ России к 2010 году ежегодный ввод жилья должен достичь 80 млн кв. метров. В связи с этим объемы строительства намерены увеличить все регионы. Так, в Тюменской области к 2010 году поставлена задача ежегодно вводить более 1 млн кв. метров (в 2006-м - 700 тыс. кв. м), в Свердловской области - 2,1 млн кв. метров (в 2006-м - 1,23 млн кв. м). Власти Пермского края также намерены к 2010 году преодолеть планку 1 млн кв. метров жилья ежегодно (в 2006-м - 704 тыс. кв. м). Аналогичные проекты имеют все регионы Урала.

Единственный, но очень крупный поставщик стекла для оконных пакетов на Урале - Башкирия. По словам заместителя начальника отдела стройиндустрии министерства строительства, архитектуры и транспорта Башкирии Павла Лукьянова, завод «Салаватстекло» (Стерлитамак) после модернизации стоимостью 8 млрд рублей вышел на мощность 60 млн кв. метров продукции в год. При этом в Башкирии стекла ежегодно потребляется всего 6 млн кв. метров. Экспортируемые объемы способны перекрыть существующие потребности всех уральских регионов. Однако, во-первых, продукция экспортируется практически во все регионы России, а во-вторых, ее стоимость из-за необходимости транспортировки увеличивается.


Законодатели таким образом надеются снизить уровень травматизма на дорогах. Согласен, проблему нужно решать. Статистика аварий и смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в стране ужасающая. Наше агентство «Ночные новости» ежегодно выдает в эфир более 400 сюжетов об автокатастрофах на дорогах Екатеринбурга. И это только часть трагедий, о которых узнает зритель. В целом по России в прошлом году произошло 230 тысяч ДТП, в которых погибло 32 тысячи человек. Это самый высокий показатель смертности на дорогах среди европейских стран. Нельзя терять столько жизней.

Дискуссии по поводу повышения штрафов за нарушение правил дорожного движения, идущие в прессе практически весь год, закончены: в конце июля президент России подписал закон о внесении изменений в кодекс об административных нарушениях. С 1 января 2008 года российские автолюбители будут платить за отступления от ПДД от 2 до 10 раз больше, чем сейчас. К примеру, штраф за езду с непристегнутым ремнем безопасности вырос со 100 до 500 рублей, за управление автомобилем водителем, лишенным прав, - от 1,5 до 5 тысяч. За самое распространенное нарушение - превышение скорости - сейчас водитель платит максимум 300 - 500 рублей, с 1 января будет выкладывать 2 - 2,5 тыс. рублей. Существенно? Весьма.

Первое - чрезвычайно высокая взяткоемкость части работников нашей ДПС. Причина - низкая заработная плата инспекторов. Как может молодой человек, отслужив в армии и придя работать в ГИБДД, содержать семью на 10 - 15 тыс. рублей? Он понимает, что государство не думает о его семье, и заботится о ней сам. И если у него есть возможность пополнить семейный бюджет, выйдя на дорогу, он ею воспользуется. В ходе принятия поправок к административному кодексу раздавались популистские лозунги: якобы часть денег от повышения штрафов пойдет на рост зарплат инспекторов. Чушь. Система финансирования МВД и система сбора штрафов между собой не связаны. И пока инспектор не будет получать из бюджета столько, чтобы ему хватало на жизнь без взяток, разговоры о его честности - от лукавого. А раз так, уровень страха в крови водителя будет существенно меньше, ведь штраф «на месте» стоит как минимум в два раза дешевле официального.

Конечно, сказывается и плохое состояние российских дорог, и увеличение транспортного потока (ежегодный прирост автотранспорта в России - 1 млн единиц). Но не надо забывать, что 85% аварий происходят по причине человеческого фактора. Поэтому элементарный страх за свой кошелек должен остудить пыл хотя бы части водителей. Для кого-то 2500 рублей - мелочь, а для кого-то - четверть месячной зарплаты. Неслучайно в европейских странах штрафы за нарушение правил дорожного движения очень высоки, от 200 до 400 евро. Словом, то, что мы идем по пути мировой практики, правильно. Вот только есть несколько «но», нивелирующих все плюсы от роста штрафных санкций…

Третье - организация движения. Иногда просто не видно, какой свет горит на светофоре: аппарат грязный или не работает. Отсюда и массовые столкновения, пробки, заторы. И никого из работников ГИБДД нет. Вместо того чтобы регулировать ситуацию здесь, инспекторы сидят в кустах на трассе и с радаром «работают на скорость». Поставьте камеры или патрульные машины, чтобы их было видно, при этом установите знак «дорога находится под видеонаблюдением», как это принято в цивилизованных странах. Это честнее и полезней, если ваша цель - заставить водителей снизить скорость, а не раскошелиться. В той же Европе есть скоростные трассы, где разрешено ехать на большой скорости, но как только ты въезжаешь в населенный пункт, будь добр соблюдать скоростной режим.

«Но» второе - не все водители дают взятки из желания сэкономить. Их напрягает чрезвычайно сложная процедура уплаты штрафа: надо выстоять огромную очередь в Сбербанке, заполнить квитанцию с кучей цифр и кодов, потом еще и самостоятельно уведомить об уплате ГИБДД, опять же помотавшись по кабинетам. ГИБДД все обещает наладить электронный обмен со Сбербанком для решения этой проблемы. Ну так сначала разработайте систему, а потом увеличивайте штрафы.

Я уже не говорю о дикой практике езды чиновников с мигалками. Им, значит, можно мчаться в городе по встречной полосе со скоростью 100 км в час, а другим нельзя? Почему представители власти имеют право, если они «в гости» приехали, парализовать движение в миллионном городе? С таким подходом менталитет народа не изменить.

Могут возразить: в европейских странах другая культура, другой менталитет. Но эта культура появилась не сразу, она формировалась столетиями. В том числе благодаря продуманной пропагандистской работе, культивированию в обществе соблюдения общепринятых правил вообще, и в дорожном движении тоже. А у нас это делается для галочки, для отчета перед вышестоящим начальником. К примеру, в Екатеринбурге, объявляется акция. Водитель, проездив определенное время без нарушения правил, «награждается» при постановке на учет новой машины хорошими номерными знаками. Правда, автолюбители узнают об этом, уже стоя в очереди за получением номеров. Почему бы не объявить об акции за год, чтобы люди знали, чтобы у них был какой-то стимул. И проводить такие акции регулярно. Из таких мелочей и складывается воспитательный процесс.


Главная страница :: Инвестиции :: Культ страха
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz