Главная страница :: Инвестиции

Мимо зоны Гармонизация пространства Башкирия теряет связь с тэк Столица вопреки Черные дни «пенсионеров» Nice metal Лучше поздно, чем никогда Деньги — в землю Доходное дело мягкая мебель

И екатеринбургская, и челябинская думы обновились более чем наполовину. В первом случае мандаты сохранили лишь девять депутатов прежнего созыва, во втором - 1 Среди новых парламентариев много представителей среднего бизнеса. Главой Челябинска избран один из самых богатых людей Южного Урала, владелец агропромышленного объединения «Макфа» Михаил Юревич.

В марте в Екатеринбурге и Челябинске впервые прошли муниципальные выборы в соответствии с новой редакцией федерального закона о местном самоуправлении. Состав представительного органа Екатеринбурга увеличился с 27 до 35 депутатов, Челябинска - с 21 до 37 (города-миллионники теперь должны иметь в нем не менее 35 депутатов). В тот же день жители Челябинска выбирали главу города. В новом качестве: не как главу администрации города (по обновленному законодательству - сити-менеджера, избираемого депутатами гордумы), а как председателя городской думы (совмещать посты главы городской администрации и председателя муниципальной думы отныне запрещено).

В борьбе за мандаты депутатов городских дум активное участие приняли региональные отделения федеральных партий. В прошлые годы на выборах себя проявляли в основном местные общественно-политические организации, но в условиях централизации политической системы они перестают играть определяющую роль. В Екатеринбурге из 11 выдвиженцев от «Единой России» победили семь, в Челябинске из 19 - десять. Там же из 17 кандидатов, поддержанных Российской партией пенсионеров, депутатами стали девять. У остальных партий и коалиций результаты поскромнее. Из 21 кандидата, поддержанного свердловской партийной коалицией «Альтернатива» (Народная и Социал-демократическая партии, Партия пенсионеров, «Родина», Союз людей за образование и науку и «Яблоко»), выиграли только двое. В городскую думу Челябинска прошли по одному представителю Социал-демократической партии и «Яблока».

Нетворческий подход В Екатеринбурге выборы прошли скучно и не привлекли внимания большей части электората. Явка составила 23%, при этом против всех проголосовало около 19% из принявших участие в выборах. В Челябинске, благодаря совмещению выборов депутатов гордумы и главы города, активность избирателей была выше: явка 42,7%. Что предопределило выбор проголосовавших избирателей?

Программы кандидатов, как правило, копировали друг друга. Основные идеи - сохранение социальных льгот, контроль над использованием бюджетных средств и коммунальными тарифами, борьба с коррупцией, чистота дворов и подъездов - носили лозунговый (если не популистский) характер, вписывались в общероссийскую повестку и не вполне отражали местную специфику. Так что на исход выборов скорее влияли традиционные факторы: наличие харизмы, узнаваемость и, что особенно полезно населению, длительная работа с будущими избирателями. Те, кто начал обработку задолго до выборов, получил большие шансы на успех.

Принадлежность к партии не стала определяющим фактором победы: остальные кандидаты вели предвыборную кампанию без партийной поддержки. Несмотря на успешную статистику, нельзя говорить и о выигрыше «Единой России». Принадлежность к «партии власти» скорее мешала кандидатам, некоторые из них не торопились афишировать партийность, иначе пришлось бы оправдываться за принятие Госдумой непопулярных социальных законов. В Екатеринбурге один победивший кандидат, невзирая на членство в ЕР, выдвигался самостоятельно. Отметим и проигрыш теперь уже экс-главы Челябинска Вячеслава Тарасова, официально поддержанного «единороссами».

В Екатеринбурге в борьбе за депутатский мандат участвовали 234 человека. Из них более ста - руководители частных компаний и фирм, их заместители и сотрудники среднего звена (юристы, инженеры). Аналогична ситуация в Челябинске: из 173 кандидатов порядка 90 либо возглавляют компании и фирмы, либо работают в них на руководящих должностях. Из 26 депутатов-дебютантов в екатеринбургской гордуме владельцев, директоров или сотрудников частных компаний - 16, в челябинской - 1

Смотри кому выгодно Самый главный вывод из результатов состоявшихся выборов: за последние годы на Урале народилось поколение предпринимателей, осознавших свой интерес в политике. Конечно, парламентеры от бизнеса заседали в гордумах Екатеринбурга и Челябинска и в прежние времена. Но на этот раз попробовать себя в качестве политиков решили десятки новичков, которые еще несколько лет назад не задумывались над перспективой вхождения во власть.

Полномочия депутата муниципальной думы не так велики, как полномочия депутата областного парламента и Госдумы. Как поясняет начальник управления по координации внутренней политики администрации губернатора Свердловской области Александр Александров, «депутат-одиночка вряд ли может что-то определять. Один голос из 35 ничего не стоит. И даже 10 - 11 консолидированно работающих депутатов - это меньше трети, необходимой, чтобы повлиять на принятие важнейших решений, например, по содержанию городского устава. А чтобы формировать повседневные решения думы, нужно и вовсе создавать команду, располагающую половиной голосов. То есть должна образоваться группа в 18 человек». По мнению Олега Хабибуллина (см. интервью на с. 16), это вполне возможно.

В Екатеринбурге победу одержали сразу несколько владельцев и руководителей бизнеса из сферы торговли и услуг: Лев Ковпак, вице-президент ЗАО Супермаркет «Кировский»; Николай Лантух, директор ООО Компания «Юран»; Виктор Тестов, директор ЗАО «Таганское»; Рафаэль Шихов, генеральный директор ООО Торговая сеть «Кардинал»; Олег Хабибуллин, генеральный директор ООО Торговая сеть «Купец». В Челябинске, по наблюдениям директора Челябинского филиала Уральской академии госслужбы Сергея Зырянова, «особый интерес к мандатам депутатов городской думы имели представители строительного бизнеса, торговли и пищевой промышленности. Строители заинтересованы в распределении земельных участков, представители торговли - в более удобном размещении торговых точек, а пищевики - в льготах для бизнеса».

Местные налоги, на ставки которых может воздействовать депутат гордумы, несущественны по сравнению с федеральными, такими как НДС или налог на прибыль. В ведении местных властей - налоги на землю и на доходы физических лиц. Но дело не только в налогах.

Депутат-инвестор По экспертным оценкам, победная избирательная кампания обошлась кандидатам в сумму от 30 до 100 - 150 тыс. долларов в зависимости от наличия или отсутствия в округе сильного конкурента, обладающего административной поддержкой. Что победители получили взамен?

- Не стоит забывать и о том, что депутатский мандат открывает для предпринимателя двери больших кабинетов, позволяет завязать неформальные отношения с представителями исполнительной власти, - подытоживает екатеринбургский политолог Сергей Мошкин. - Именно поэтому предприниматели были готовы изъять часть денег из оборота и пустить их на предвыборную кампанию, надеясь, что в случае победы с легкостью компенсируют затраты. Для предпринимателей участие в политике - это дополнительный ресурс развития бизнеса, и они стали успешно им пользоваться.

- В распоряжении органов местного самоуправления остаются, например, земельные ресурсы, - отмечает Александров. - Получить землеотвод в хорошем месте для жилищного строительства - значит создать бизнес с гарантированно высокой рентабельностью. Органы местного самоуправления (ОМС) определяют направления предоставления муниципального заказа: в некоторых городах это десятки и сотни миллионов рублей. ОМС располагают муниципальной недвижимостью, могут предоставлять помещения в аренду. Конечно, все эти вопросы входят в полномочия администрации города, а не городской думы. Но дума устанавливает правовое регулирование по всему указанному спектру вопросов, определяет правила игры. Например, с 1 октября 2005 года произойдет долгожданная революция на земельном рынке: стараниями Германа Грефа внесены поправки в Земельный кодекс, согласно которым землеотводы под жилищное и офисное строительство будут выделяться исключительно через конкурс. А положение о конкурсе будет писать гордума. То же касается регулирования аренды земли. Кроме того, до 1 января 2009 года муниципалитеты обязаны приватизировать свое имущество, не попадающее под новый закон о местном самоуправлении, а это огромная часть коммерческой недвижимости. Регулировать приватизацию в ежегодно принимаемых программах также призвана дума.

- Представители торгового бизнеса будут наверняка ратовать за преференции для малого и среднего предпринимательства. Но еще не факт, что это обернется благом для горожан, - говорит креативный директор «Бюро PRпроектов-Екатеринбург»; Владимир Борзов. - Практика такова, что послабления для бизнеса не всегда приводят к снижению цен. Несложно предположить, что торговый бизнес во всех без исключения сферах (продукты, стройматериалы, мебель и так далее) объединится против вторжения крупных московских и иностранных фирм. И хотя подобный изоляционизм косвенно отрицательно скажется на горожанах, здесь открывается широкое поле для совместной деятельности депутатов и городских чиновников. Последним, например, до сих пор удавалось создавать в Екатеринбурге слишком невыгодные условия для всемирно известной фирмы IKEA. Ее приход означает как несомненное улучшение качества мебельного рынка в городе, так и неминуемое разорение множества местных фирм.

Искушение властьюПо большому счету мы приветствуем приход предпринимательства во власть. Категория, активнее остальных работающая на удвоение ВВП, имеет безусловное право представлять свои интересы в органах власти. Но не все так однозначно. Еще до выборов, на этапе регистрации, многие эксперты указывали на то, что после 20 марта думы столичных городов Урала будут напоминать скорее бизнес-клубы, нежели представительные органы муниципальной власти.

Проблема, как нам представляется, в практическом отсутствии (по меньшей мере слабости) общественного контроля за деятельностью органов власти, в данном случае - муниципальной. В массовой апатии, постигшей наши города и далее подхлестываемой нововведениями в избирательном праве, отчуждающими население от властных структур. Мы имеем в виду «назначаемость» губернаторов и введение института сити-менеджеров (он испытывается в том же Челябинске). Да, в новой редакции устава Екатеринбурга предусмотрена процедура отзыва депутатов гордумы: для этого понадобится более 50% голосов избирателей, проживающих в округе. Но на муниципальные выборы приходят 17 - 20% избирателей, так что выполнить эту процедуру будет крайне сложно.

Опасения политолога имеют почву. Почему в Екатеринбурге именно «людям от прилавка» понадобилась городская дума? По мнению Владимира Борзова, «этот интерес отражает реальные представления нынешней мэрии о том, что не промышленные, а прежде всего торговые элиты должны определять жизнь города. Последние уловили эти сигналы, поэтому стройными рядами двинулись в городскую думу». Другими словами, успех на выборах представителей торгового бизнеса обеспечен в том числе и благоволением городской администрации. Таким образом, вместо ожидаемого паритета интересов властей и предпринимательства мы вполне можем получить очередной коррупционный сросток. Страшно даже представить, в какого спрута он вырастет, какие переделы сотрясут рынки, если, как предполагается, муниципалитеты будут поглощены вертикалью органов государственной власти.

Дополнительные материалы:

До тех пор пока само предпринимательство, эта передовая, пассионарная часть общества, не осознает, что ее интерес в общественно-политической деятельности заключается не в возможности тайком заходить в чиновный кабинет, а во взаимном контроле и балансе интересов во благо собственное и населения, мы не получим равновесной системы. Для этого необходимо время. А также дальновидность и воля.

- принятие устава города, внесение в него изменений и дополнений;

Основные полномочия депутатов городских дум Екатеринбурга и Челябинска:

- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов, установление льгот по ним;

- утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;

- определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом;

- принятие программ и планов социально-экономического развития города, утверждение отчетов об их исполнении;

- контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на их услуги;

- определяют порядок проведения конкурса на замещение должности главы городской администрации, его полномочия по решению вопросов местного значения и условия его трудового договора (контракта);

Кроме того, депутаты гордумы Челябинска:

«Люди устали жить в ожидании плохого- так объясняет свою победу на выборах главы Челябинска Михаил Юревич

- назначают на должность главы администрации Челябинска.

- Думаю, в открытости и принципиальности моей позиции. Я привык доверять людям, общаться с ними, обсуждать проблемы и советоваться. Помог, конечно, и опыт работы в качестве депутата Государственной думы в Калининском избирательном округе. По поводу административного ресурса мне остается лишь согласиться с председателем ЦИК Александром Вешняковым, который во время визита в Челябинск сказал: «Если у человека, идущего во власть, нет авторитета среди людей, не помогут никакие деньги и никакой административный ресурс».

- Михаил Валериевич, ваша победа даже для челябинцев стала неожиданной: избиратели свыклись с могуществом административного ресурса. В чем залог успеха?

- На чем базируется ваш авторитет?

- Челябинцы поддержали меня, потому что ждут изменений к лучшему. Люди устали жить в постоянном ожидании чего-то плохого. У меня есть программа конкретных действий и искреннее желание воплотить ее в жизнь.

Михаил Юревич

- Как вы относитесь к идее распространения системы госвласти на муниципальный уровень? Вероятно, в таком случае многим деловым людям вход во власть был бы заказан.

Сегодня официальный бюджет Челябинска - один из самых скромных среди городов-миллионников. Это при том что мы живем в промышленно развитом центре. У нас масса внебюджетных фондов, что свидетельствует о полной непрозрачности реальных доходов и расходов бюджета. Я уверен: мы можем зарабатывать на своей инфраструктуре и земле, чтобы поддерживать эту инфраструктуру и развиваться дальше.

«В новой думе будет блок разумных и эффективных хозяйственников»- надеется депутат екатеринбургской гордумы Олег Хабибуллин

- Я считал и считаю, что главы городов должны избираться путем всенародного голосования. Излишняя централизация - не выход. Сейчас у президента и правительства достаточно возможностей влиять на регионы, в том числе и в кадровом плане. Я имею в виду «назначаемость» губернаторов. Если власти не придется отчитываться о своих действиях перед людьми, это может привести к самым печальным последствиям.

- В городскую думу я шел не для того, чтобы подстраховать бизнес. В конце концов, я не только бизнесмен. Я родился и живу в нашем городе всю жизнь и искренне хочу работать на благо жителей родного района и всего Екатеринбурга.

- Олег Вахалиевич, что вам как бизнесмену дает депутатский мандат?

Олег Хабибуллин

- Как депутат я не буду заниматься политикой, городская дума - это не «партия власти». Тем более ни к какой партии я не принадлежу. Депутат должен заниматься будничной работой, направленной на решение проблем конкретного района и города в целом. Миф о том, что ему приходится «прогибаться» под чиновников, придуман корыстными, а иногда и бессовестными депутатами.

- Зачем среднему бизнесу участие в политике в том почти монопольном ее виде, какой представлен в нашей стране? Не проще наладить конструктивные отношения с муниципальными структурами и не подвергать себя политическим рискам?

- Внесу предложение об изменении степени ответственности депутата перед избирателями. Депутат должен быть доступен: для этого у него должна быть общественная приемная на территории округа. Хотя бы раз в квартал депутат обязан отчитываться перед избирателями о том, что он для них сделал. Считаю, нужно законодательно закрепить более простую процедуру отзыва депутата, не работающего для округа. По моему мнению, для этого должно быть достаточно одной трети голосов избирателей.

- Какие первоочередные вопросы вы собираетесь поставить на повестку дня гордумы?

- Нет, но думаю, что в новой думе будет блок разумных и эффективных хозяйственников, которые пришли в нее не ради политических интриг, а для решения проблем своих избирателей, жителей разных районов Екатеринбурга. Эти проблемы, особенно вопросы ЖКХ, годами никто не решал.


- Ведете ли вы переговоры об образовании в думе фракции представителей торгового бизнеса?


То, что отношение к леспрому в уральском регионе становится все более серьезным, видно не только на примере ХМАО. Региональные власти давно призывали бизнес развивать переработку древесины. Действительно странно, когда в экономике территорий, покрытых тайгой, вклад леспрома в промышленное производство измеряется десятыми долями процента (от 0,03% в ЯНАО до 1,3% в Свердловской области, исключение - Пермский край с 10%). Коммерсанты не заморачивались со строительством перерабатывающих мощностей, продавая кругляк. Но и тут сложно было добиться размаха: китайцы и финны, массово скупающие российский лес, далеко. Если в целом Россия экспортирует 49% кругляка, то, например, Средний Урал - только 1%. При этом, как заявлял губернатор региона Эдуард Россель, расчетная лесосека у нас на 10% больше, чем в Финляндии. Но выпускает область лесной продукции на 8,46 млрд рублей в год, а Финляндия - на 25 млрд евро.

Отправку делегации на всемирную выставку оборудования для лесной промышленности, проходящую в эти дни в Ганновере, чиновник из аппарата правительства Ханты-Мансийского округа прокомментировал так: «Раньше в такие поездки ездили, чтобы дать себе отдых - пива выпить, страну посмотреть. Но эти едут работать».

Ситуация, однако, постепенно меняется. Как отметила аналитик ИК «Антанта Капитал» Анна Крылова, рост строительного сектора, производства мебели повысили спрос на продукцию деревообработчиков, прежде всего - с высокой добавленной стоимостью.

Закономерно не потрясал и уровень инвестиций. Несколько громких проектов, анонсированных в регионе, так и не реализованы: УГМК отказалась от строительства целлюлозно-бумажного комбината, так же поступила, по нашим данным, и Ruukki Group Oy.

А в отрасли пока есть где развернуться: по оценке директора по управлению активами ООО «Уником Партнер» Виталия Калугина, рынок не насыщен, уровень конкуренции низок. Между тем рентабельность высока: от 20 - 35% в «белом» бизнесе до 70 - 80% при использовании «серых» схем.

К отрасли начали проявлять интерес инвесторы из других секторов экономики. По словам Анны Крыловой, началось перераспределение инвестиционных потоков в пользу ЛПК.

Кровные, деревянные
Правда, пока распределение инвестиций явно неравномерно. В Пермском крае идет реконструкция ОАО «Соликамскбумпром»: запущена новая ТЭЦ. Краснокамский ЦБК наращивает мощности, рассчитывая увеличить их за два года со 120 до 180 тыс. тонн продукции. С новыми проектами сложнее. Как рассказал директор Пермского аналитического центра Сергей Седов, инвесторы не проявляют интереса к лесопереработке, считая затраты слишком высокими. Например, строительство Добрянского бумажного комбината обошлось бы в 700 млн долларов, а окупилось лишь через 9 -12 лет.

Дело в том, что изменились условия игры. С 1 июля 2007 года таможенные пошлины на необработанную древесину составят до 20% от цены поставки, но не менее 10 евро с кубометра. С 1 апреля пошлина возрастет до 25% (не менее 15 евро), а с 1 января 2009 года она станет фактически запретительной - 80% (не менее 50 евро, при том что сейчас 1 кубометр древесины хвойных пород стоит около 35 евро, лиственной - менее 50 евро). Зато в течение года скорее всего будут отменены пошлины на экспорт готовых продуктов, целлюлозу и пиломатериалы. На Дальнем Востоке эти меры вызвали негодование лесоэкспортеров, на Западе - возмущение покупателей-финнов. А на Урале, ориентированном на внутреннего потребителя, по всей видимости, начинается инвестиционный бум.

Наиболее масштабный проект, продвигаемый властями округа, - строительство целлюлозно-бумажного комбината. Уже проведены прединвестиционные исследования. На первом этапе предприятие будет производить беленую хвойную сульфатную целлюлозу, затем офисные виды бумаги, картон для упаковки жидких продуктов. Стоимость инвестпроекта - около 1 млрд долларов. По расчетам, он будет перерабатывать в год более 2 млн кубометров древесины хвойных и лиственных пород: это 10% расчетной лесосеки Югры. Впрочем, окончательное решение по этому вопросу еще не принято: как пояснил источник в правительстве ХМАО, оно будет вынесено в августе 2007 года. «Там очень много вопросов по проектированию, выбору площадки и продуктов, которые будут выпускаться», - отметил чиновник.

В других регионах удалось перейти от слов к делу. Хорошо продвинулись лесопереработчики в ХМАО. Соглашение с администрацией округа о сотрудничестве в области прединвестиционных исследований проектов глубокой переработки леса подписала Русская лесная группа. Компания активно интересуется деревообрабатывающими активами в Зауралье и, по нашим данным, рассматривает возможность строительства предприятий на территории ХМАО. К 1 августа 2007 года ее специалисты должны разработать концепцию развития новых производств.

По нашим данным, всего по Урало-Западносибирскому региону в эксплуатационной стадии находится более десятка проектов на сумму свыше 600 млн долларов, в инвестиционной - еще десять на четверть миллиарда, в прединвестиционной - около 15 проектов примерно на 4 млрд долларов (см. таблицу).

Ощутимы результаты развития среднеуральского леспрома. В июне 2007 года «дочка» газовой компании «Итера» ООО «УСГСтрой» планирует запустить в эксплуатацию первую очередь Выйского деревообрабатывающего комбината под Нижним Тагилом. Вторая лесопромышленная компания в 2009 году начнет производство ламинированной ДСП в Алапаевске. По словам гендиректора компании Андрея Устюгова, проект частично финансируется государством, планируется включение этих средств в бюджет Свердловской области на 2008 год. ООО «Ураллеспром» в июне 2007 года запускает линию каркаснопанельных домов стоимостью 1,5 млн евро. По словам гендиректора предприятия Андрея Соколова, инвестиционная привлекательность проекта обусловлена тем, что каркаснопанельные дома на российском рынке практически не представлены, хотя коттеджное строительство востребовано.

«В мире происходит географическое перераспределение производства в развивающиеся страны: они способны обеспечить необходимое качество при низких затратах. Поэтому при наличии соответствующей правовой базы в ЛПК обязательно придут иностранные инвестиции», - отмечает аналитик ИК «Союз Капитал» Сергей Федянин. По его мнению, эта тенденция, а также политика государства, направленная на увеличение в экспорте доли продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечивают отрасли большой потенциал роста.

По словам начальника отдела лесопромышленного комплекса свердловского Минпрома Андрея Мехренцева, в 2007 году в ЛПК Свердловской области будет инвестировано более 1 млрд рублей. Ряд проектов планируется реализовать с участием иностранных компаний. Об интересе к переработке уральского леса заявила ИКЕА, но конкретизировать планы в московском офисе шведской компании не смогли. Зато конкретных договоренностей достигли чехи. Как рассказал «ЭУ» директор Чешского агентства по поддержке торговли Михал Гелбич, в стадии согласования находится проект, реализуемый ФГУП «Уралвагонзавод» в Волчанске. Как пояснил пресс-секретарь УВЗ Борис Минеев, расположенный там филиал завода ранее выпускал мебель из недорогих материалов, а теперь планирует перейти на натуральную древесину, прошедшую глубокую переработку. Финансирование проекта будет вестись в рамках кредитной линии, открытой УВЗ Чешским экспортным банком.

Еще одна проблема, на которую обратил внимание Андрей Мехренцев - энергообеспечение: «Рост тарифов отрицательно сказывается на экономике производств, а попытки предприятий леспрома начать производство собственной электроэнергии или выйти на оптовый рынок наталкиваются на мощный бюрократический барьер». С ним согласился Андрей Устюгов, рассказавший, что его компания непросто решала вопрос с энергообеспечением. По мнению Андрея Соколова, сложности создают также получение земельных участков и медленное развитие программ доступного жилья. Источник в правительстве ХМАО заметил, что развитие регионального леспрома наталкивается на ограничители в виде нехватки дорог круглогодичного действия: собственный рынок сбыта невелик, а транспортные расходы при вывозе продукции в другие регионы делают ее неконкурентоспособной.

Без зековского подхода Правда, при этом придется столкнуться с рядом сложностей. По мнению Андрея Мехренцева, лесная отрасль испытывает давление со стороны естественных монополий (не устраивает тарифная политика железной дороги), необходимо решить кадровый вопрос: «Время “зековских” подходов при организации лесозаготовок закончилось. Если хочешь, чтобы молодежь приходила работать в лес, то техника и технологии должны соответствовать времени: техника - быть эффективной и удобной, а технологии - природощадящими».

Дополнительные материалы:

Тем не менее большинство экспертов считают, что эти трудности не остановят рост отрасли в долгосрочной перспективе. Лесной бизнес обладает одним важным преимуществом перед нефтегазовым: лес - ресурс возобновляемый. Роль леспрома в экономике будет расти, и этот сектор сможет, по мнению аналитиков, занять те же позиции, что и ТЭК.

Прозрачный лес

Таблица. Инвестиционные проекты в деревообработке Урало-Западносибирского региона

Владимир Чекашев


- Судите сами. Из нескольких десятков проектов лесопереработки, декларированных за последние годы на Урале и в Западной Сибири, реализовались единицы. Практически во всех случаях - это предприятия, имеющие в регионе собственную сырьевую базу. Сторонних инвесторов, в том числе иностранных, как не было, так и нет. Ни один инвестор не будет вкладываться в лесопереработку, не обеспечив себя предварительно собственным сырьем хотя бы наполовину от потребностей.

Для привлечения инвестиций в лесопромышленный комплекс необходимо полное раскрытие информации о качестве ресурсной базы, считает генеральный директор НПО «Свердллесэкология» (Екатеринбург) Владимир Чекашев

- Владимир Васильевич, изменились ли за последние годы экономические условия для прихода инвесторов в лесопереработку?

- Возьмем нашу Свердловскую область. Лесами заняты 65% ее территории. Но леса бывают разные. Можно получить хоть десять тысяч гектаров, но там будет расти сплошной молодняк и осина. Сейчас делянку или лесной массив оценивают приблизительно, опытным путем. К сожалению, не все в лесной отрасли заинтересованы в раскрытии такой информации. Очень многие хозяйствующие субъекты строят свой бизнес на «неучтенке» лесных ресурсов, качество которых зачастую искусственно занижается. В сегодняшних условиях определить подлинное качество предлагаемой сторонним инвесторам ресурсной базы нереально. При этом леса как объект хозяйствования теряют товарность.

- Что мешает приобретать на аукционах лесные участки?

- На региональном уровне отсутствует квалифицированный эколого-экономический взгляд на развитие лесной отрасли. Лесом занимаются сразу несколько областных министерств и ведомств, но каждое - через призму своих функций и полномочий. Нет комплексного подхода, в отличие, например, от энергетики или строительства.

- Почему?


Главная страница :: Инвестиции :: Из тэка в лес перетекая
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz