Главная страница :: Инвестиции

«братья гримм»: вполне реальное кино Не счесть алмазов: не добывают… Уловка-122 Счет на миллион Конец эпохи романтизма Обогреть и посадить в клетку Необъятная страна Новые стандарты Специалист местного пошива мягкая мебель

Вне зоны доступа - Владимир Дмитриевич, какие факторы, на ваш взгляд, определяют низкий уровень доступа жителей округа к банковским услугам?

Владимир Мехряков
Банковский сектор Ханты-Мансийского автономного округа - один из сильнейших в Урало-Западносибирском регионе. Здесь зарегистрировано 12 самостоятельных банков и 50 филиалов банков с других территорий. Но даже количество - не главное: именно в ХМАО выросли крупнейшие самостоятельные банки (Ханты-Мансийский банк, Сургутнефтегазбанк), сопоставимые по масштабам с учреждениями федерального уровня. Однако, несмотря на это, в округе остро стоит проблема доступа населения к банковским услугам. О причинах и возможных способах ее решения мы говорим с вице-президентом Ханты-Мансийского банка доктором экономических наук, заслуженным экономистом России Владимиром Мехряковым.

- Эта ситуация характерна только для ХМАО?

- Масштаб территории и разбросанность населенных пунктов. О чем говорить, если до офиса Главного управления Банка России, располагающегося в Тюмени, более тысячи километров? Такого нет, пожалуй, ни в одном субъекте федерации Урала. Добавьте к этому неравномерность развития ХМАО: деловая активность сосредоточена около нефтедобывающих предприятий. В результате на некоторых территориях на протяжении сотен километров не встретишь ни одного банковского учреждения. Но люди-то там живут, и они тоже должны иметь возможность положить деньги на депозит, купить в кредит автомобиль или холодильник.

- В чем корни проблемы?

- Нет. Это системная проблема, просто на северных территориях с их специфическими природными и климатическими условиями она проявляется наиболее отчетливо. Сравните: совокупный индекс обеспеченности населения банковскими услугами в Центральном федеральном округе составляет 1,6, в Северо-Западном - 0,9 А на Дальнем Востоке он уже - 0,67, в Сибири - 0,62, в Уральском федеральном округе - всего 0,5

А в отдаленных районах того же ХМАО прежде чем открыть офис, нужно инвестировать деньги в создание инфраструктуры.

- На протяжении многих лет монетарные власти в основном занимались повышением устойчивости и прозрачности кредитных организаций, очищением банковского сообщества от недобросовестных участников рынка. Считалось, что развитие банковского сектора, в том числе создание инфраструктуры, дело рук самих банков. Но банки - структуры рыночные, они должны зарабатывать прибыль, а значит, пойдут только туда, где для этого есть условия. Почему сегодня, к примеру, много банков из Екатеринбурга открывают филиалы в Тюменской области? Потому что туда проще добраться, там есть готовые коммуникации, помещения.

Точки опоры - В чем, по-вашему, должно выражаться это участие?

Чтобы ликвидировать дефицит банковских услуг в Ханты-Мансийском автономном округе, наш банк открыл около 80 дополнительных офисов. Однако нужно еще десятка два, причем не в райцентрах, а в поселках, небольших населенных пунктах. Да, банк получает определенные преференции от власти, потому что руководство округа понимает: рассчитывать на особую прибыль офисов в глубинке не приходится. В этом и заключается здравый государственный подход. Я убежден: решить проблему доступности банковских услуг в отдаленных и депрессивных регионах силами только коммерческих банков невозможно. Невидимая рука рынка не поможет, а только усугубит ситуацию. Значит, государственное участие, во всяком случае на нынешнем этапе, просто необходимо.

К сожалению, вопросы укрупнения банков постоянно продавливаются определенными структурами, поддерживаемыми некоторыми депутатами Государственной думы. Из-за этого региональные банки фактически поставлены на грань выживания.

- Почему доступность банковских услуг не становится проблемой, скажем, в Канаде, Германии, США? Потому что там в любом маленьком городке, который по нашим меркам всего лишь поселок, есть, как правило, не один региональный банк. Пусть они невелики по масштабам, но их менеджмент понимает, как надо управлять рисками, он тесно связан с местными субъектами производства. А в России количество региональных банков, наоборот, резко сокращается. Одна из причин заключается в том, власть отождествляет региональные банки с «мелкими» и «средними», и к ним автоматически приклеивается ярлык неэффективных и неустойчивых. В обществе постоянно возникают разговоры о том, что региональные банки по причине небольшой величины вообще не нужны экономике. Думаю, что черту подводить рано. Вспомним, сколько у нас было разговоров относительно минимального капитала кредитных организаций в 5 млн евро? Но компромисс все-таки нашли. Пока эта норма действует только в отношении вновь создаваемых организаций, и никто с рынка из-за несоответствия ей еще не ушел.

Опыт показывает, что в экстремальных условиях (красноречивый пример - кризис 1998 года) региональные банки наиболее устойчивы к потрясениям. Темпы роста их активов за последние 10 лет превышают аналогичные показатели всего банковского сектора. Среди лучших из числа первой сотни кредитных организаций эксперты все чаще называют представителей Урала и Сибири. Региональные банки весьма тесно связаны с местным населением и экономическими субъектами. Они концентрируют наибольшую сумму средств населения и предприятий, взяв на себя две трети всей кредиторской задолженности. Клиенты не спешат уходить от них в столичные филиалы, потому что здесь с ними работают по индивидуальной программе, знают их потребности, прислушиваются к желаниям и стремятся решить любую проблему. Оппоненты говорят: придут иностранцы и все сделают. Никогда не соглашусь с этой точкой зрения. Иностранные банки в еще большей степени «заточены» на прибыль. Благотворительностью в таких масштабах они заниматься не будут и до каждого поселка, где когда-то обязательно была сберкасса, не дойдут. Не следует забывать и о таких наших особенностях, как неготовность огромного пласта населения к восприятию многих современных банковских продуктов и технологий. В таких условиях лучше всего работают как раз маленькие местные банки, которые привыкли общаться с клиентом не на технологическом, а на «человеческом уровне».

Взять, к примеру, механизмы усиления надзора. Согласен: внедрение МСФО, базельских принципов - это шаг вперед, выход на международный уровень. Но ведь эти правила разработаны на основе практики благополучной европейской экономики, для небольших стран с равномерной плотностью населения, отлаженной инфраструктурой. В России же - обширная территория, огромная разница в плотности заселения регионов, природных условиях, экономическом развитии. Дело тут не в «особом пути», которым должна идти наша страна, а в элементарном здравом смысле, в разумном подходе. Ведь никому же не придет в голову высаживать тропические растения на Северном полюсе. Точно так же нельзя с одними мерками подходить к ВТБ или Ханты-Мансийскому банку - и к небольшой кредитной организации в Кургане или Биробиджане. Не выдерживают они этого, потому и сокращение численности банковской системы идет у нас в основном за счет регионов. Если с московского рынка уйдет даже сотня банков, никто этого не заметит. Но исчезновение единственного банка в маленьком городке, из каких собственно и состоит Россия, - это катастрофа. Причем иногородние филиалы тут не помогут, слишком далеки их головные конторы от проблем какого-нибудь Льгова или Рославля. Конечно, банки - это всего лишь инструмент экономики, но без них ее не поднять, не реализовать национальных проектов, не вовлечь население в активную хозяйственную деятельность.

- Потому что в России нет единой государственной политики в отношении банковского сектора. Каждое министерство и ведомство имеет свою точку зрения. В итоге принимаются решения, которые просто вредят банковской системе. Взять, к примеру, инициативу российского правительства по поводу передачи бюджетных счетов из коммерческих банков (а это около 141 млрд рублей) на обслуживание в федеральное казначейство. Большего выражения недоверия правительства собственному банковскому сектору сложно придумать. Очевидна полная экономическая абсурдность этого решения, в результате которого уменьшились пассивы банков с государственным участием, реальный сектор экономики недополучил существенную долю кредитных ресурсов, правительства регионов потеряли технологичность, быстроту обслуживания, проценты по депозитам.

- Почему, на ваш взгляд, такая концепция развития банковской системы не находит поддержки на федеральном уровне?

Необходимо сформулировать единую стратегию, позволяющую эффективно координировать усилия различных ведомств, законодательных органов и других участников экономического процесса. Выход видится в оптимальном распределении ответственности и объемов задач между государственными, общественными и коммерческими структурами, федеральным центром и регионами, государственными и частными, общенациональными и региональными банками. Только так можно решить проблему доступности банковских услуг в российских регионах.

Государство не только призвано найти эффективные способы управления развитием банковской индустрии в виде определенных законов и правил, важно, чтобы власть сама следовала этим принципам, так как она со своими мощными коммерческими структурами выступает в качестве конкурента в той экономической среде, которую стремится развивать. Этот конфликт интересов в полной мере не удастся преодолеть никогда, но нужно признать, что такая проблема существует, и изложить основные принципы, которые способствуют ослаблению ее негативного влияния.


Интерес к мероприятиям оказался высоким. В конференции приняли участие федеральные, региональные и муниципальные чиновники, руководители строительных компаний и финансовых организаций как Югры, так и других регионов России. Что удивило, так это большое количество инорегиональных представителей власти, курирующих строительный комплекс. Обычно подобные мероприятия регионального уровня они посещают неохотно (если только не сами их организовывают), а сюда - полетели: в ХМАО можно познакомиться с опытом развития жилищного строительства, не имеющим аналогов в России.

В середине августа, когда мы готовили этот номер журнала, поселиться в гостинице Ханты-Мансийска оказалось непросто: поток деловых туристов серьезно уплотнился из-за конференции «Инвестиции. Строительная индустрия. Жилищное строительство в ХМАО». В ее рамках прошли архитектурно-строительная выставка «Арх-Югра - 2007», а также первый съезд Союза строителей Югры. Руководителем этой некоммерческой организации, к слову, избран губернатор Александр Филипенко.

В рекордные сроки здесь поднимались целые города - Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск и другие.

С низкого стартаС точки зрения прогресса жилищного рынка ХМАО - регион уникальный. Во время интенсивного наращивания нефтедобычи его население увеличилось в разы: с 271 тыс. человек в 1970 году до 1,478 миллиона в 2007-м. Естественно, такой прирост требовал небывалых темпов строительства.

Но положение выправляется, причем достаточно быстро: оптимизм внушают рекордные темпы строительства жилья. С 2000 года объемы ввода в ХМАО значительно превышают общероссийские: среднегодовой уровень с 2000 по 2006 год составил 0,4 кв. метра на человека в год против 0,247, а в 2006-м этот показатель превысил психологически важную отметку в 0,5 кв. метра на человека.

Сегодня следствием этого массового, но не всегда качественного строительства стал большой объем ветхого жилья. Доля ветхого и аварийного фонда в округе превышает среднероссийский показатель почти вдвое: данные на начало года - 6,3% (1,7 млн метров). В среднем обеспеченность жильем остается одной из самых низких в России: 18 кв. метров на одного жителя округа против 19,7 в среднем по РФ. При этом только 52% обывателей Югры оценивают состояние своих домов как хорошее или удовлетворительное. Остальные считают, что необходимы капитальный ремонт, реконструкция или снос.

Согласно планам администрации округа, которые озвучил на конференции Александр Филипенко, за период с 2006 по 2015 год в округе будет введено 12 млн метров жилья, из них 8 миллионов - без участия средств бюджета. Дома, признанные аварийными, на 1 января 2007 года будут ликвидированы. К 2010-му планируется выйти на уровень обеспеченности жильем в 21 кв. метр на жителя, к 2011-му - довести объемы строительства до 1 кв. метра на жителя в год.

В регионе устойчиво растет доля частных инвестиций в финансировании жилищного строительства: только в прошлом году она увеличилась до 7,5 млрд рублей против 3,4 в 2005-м. Общий объем вложений в строительство жилья составил в 2006-м, по данным органов местного самоуправления, 14,3 млрд рублей, что на 40% больше аналогичного показателя предыдущего года.

В прошлом году благодаря мерам господдержки жилищных кредитов выдано на 15 млрд рублей, в том числе ипотечных - на 12 млрд рублей. Югра заняла первое место в России по объему ипотечных кредитов на душу населения и четвертое место по абсолютным показателям в денежном выражении. Как отметил на конференции Александр Филипенко, эта подпрограмма позволила на каждый бюджетный рубль привлечь три внебюджетных.

После старта национальных проектов в 2005-м была принята программа «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2015 года». Начало реализации - 1 января 2006 года. Объем средств - 93,5 млрд рублей, из них 44 млрд рублей предназначено для подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование». Она предусматривает субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту (которая и так не может превышать в регионе 10,75% годовых). А 1 января 2008 года участники ипотечной программы будут освобождены от уплаты НДФЛ на субсидии, выделяемые в целях улучшения жилищных условий.

Были бы деньги…Уникальный опыт развития жилищного строительства - реализация инвестиционной программы Ханты-Мансийского НПФ, третьего в России по пенсионным резервам. Часть своих средств он вкладывает в ЗПИФы недвижимости (в настоящее время вложено 4,5 млрд рублей, в ближайшее время планируется довести сумму до 7 миллиардов). В свою очередь ЗПИФы инвестируют средства в проекты, реализацией которых занимается стопроцентная дочка Ханты-Мансийского НПФ ЗАО «Югорское управление инвестиционно-строительными проектами» (ЮИСП).

Таким образом, окружные власти стимулируют расширение платежеспособного спроса на жилищном рынке. Но главное - они при этом не забывают стимулировать предложение.

По словам финансового директора ЮИСП Дмитрия Иноземцева, к середине 2008 года объем финансирования проектов компании со стороны банков составит 16 млрд рублей, со стороны ПИФов - 8 млрд рублей. И спектр источников будет расширяться: на сентябрь намечено размещение облигационного займа на 3 млрд рублей.

Как рассказал генеральный директор ЮИСП Андрей Шишкин, первоначальная задача, поставленная акционером, была участие и победа в земельных аукционах. Задача выполнена на 100%: из 25 аукционов, в которых участвовало ЮИСП, 25 выиграны. Запасшись участками, компания активно занялась привлечением средств банков на условиях проектного финансирования. Так, все на той же конференции Андрей Шишкин и председатель Западно-Сибирского банка Сбербанка России Игорь Артамонов подписали крупнейшее инвестиционное соглашение, согласно которому Сбербанк инвестирует в проекты компании 8 млрд рублей. Стороны не исключают возможности увеличения объемов финансирования при появлении у ЮИСП новых проектов. Помимо Сбербанка с ЮИСП сотрудничают Внешторгбанк и банк «Уралсиб».

…А кирпичи нарастутГлавное узкое место строительного кластера ХМАО - обеспеченность собственными стройматериалами. По оценке заместителя председателя правительства округа по вопросам инвестиций и инноваций Кирилла Морозова, лишь 20 - 25% материалов, используемых в строительстве, производится на месте, остальное завозится. В округе отсутствуют производства важнейших стройматериалов: цемента, гравия, стекла, железобетонных труб. Строительным песком Югра обеспечивает себя лишь на 30%. Щебень полностью завозится из других регионов. Велика доля других привозных стройматериалов, в том числе теплоизоляционных материалов, санитарно-технических изделий, древесностружечной плиты.

Масштабы деятельности ЮИСП впечатляют. Как рассказал Андрей Шишкин, компания реализует проекты жилищного строительства в семи городах ХМАО (Сургуте, Югорске, Нягани, Урае, Нижневартовске, Нефтеюганске, Лангепасе) общим объемом 16 тыс. квартир или 1,5 млн метров жилья. Как рассказал Дмитрий Иноземцев, общая стоимость только подтвержденных контрактами проектов составляет 44 - 47 млрд рублей. При этом участие в земельных аукционах и проработка новых проектов продолжаются.

Эту проблему власти ХМАО осознают. По словам Кирилла Морозова, при разработке концепции развития стройкомплекса прогнозы по объемам строительства накладывали на матрицу различных видов домостроения (кирпичного, монолитного, деревянного и т.д.), затем по СНИПам высчитывали, какого материала и сколько потребуется. Так определили потенциальный дефицит и рассчитали необходимые мощности собственных производств. Результаты легли в основу 15 инвестиционных проектов в области стройиндустрии, подготовленных правительством ХМАО, на общую сумму 8,9 млрд рублей. Крупнейшие: цементный завод мощностью 600 тыс. тонн в год (стоимость 3,2 млрд рублей, предполагаемые сроки реализации 2008 - 2014 годы); заводы листового флоат-стекла мощностью 11,8 млн кв. метров (2,17 млрд рублей, 2008 - 2010 годы), труб из композитных материалов мощностью 120 - 150 тыс. метров (0,85 млрд рублей, 2008 - 2009 годы), базальтового волокна и продукции из него мощностью 270 тыс. куб. метров (0,65 млрд рублей, 2008 - 2009 годы).

Это не может не внушать опасений. Во-первых, привозные материалы за счет транспортной составляющей удорожают себестоимость строительства. Во-вторых, в соседних областях, обладающих избыточными мощностями стройиндустрии (в первую очередь в Свердловской), растет внутреннее потребление, поэтому вывозится из них все меньше. Это может спровоцировать дефицит стройматериалов и снижение темпов строительства в регионах-реципиентах, в том числе ХМАО. Нехватка некоторых видов стройматериалов в пиковый летний сезон последние пару лет уже ощущалась.

Достигнуть этого уровня вполне реально. Главный фактор развития - платежеспособный спрос, поддерживаемый ипотекой и бюджетными субсидиями, - сохранится и в будущем. Снижения темпов объемов строительства ожидать не приходится, а значит, спрос на стройматериалы гарантирован (компании, реализующие проекты с помощью привозных стройматериалов, очевидно, при прочих равных предпочтут произведенные на месте). Следовательно, инвестиционный бум в ханты-мансийской стройиндустрии реален.

Как считает заместитель председателя правительства ХМАО по вопросам строительного комплекса Алексей Сафиуллин, задачи полностью обеспечивать себя строительными материалами в округе не стоит. Размещение любого производства оценивается с точки зрения экономической целесообразности. Кирилл Морозов оценил желаемый уровень самообеспеченности стройматериалами в 60 - 70%. Остальное можно ввозить.

Приходи на стройку

Дополнительные материалы:

Кирилл Морозов

- Кирилл Львович, судя по росту интереса инвесторов к рынку жилья в Югре, инвестиционный климат в этой отрасли серьезно улучшился. За счет чего?

Объемы внешних инвестиций в жилищный рынок в округе будут расти, уверен заместитель председателя правительства ХМАО - Югры по вопросам инвестиций и инноваций Кирилл Морозов

- В регион выходят внешние инвесторы и застройщики?

- Интерес действительно растет. Для этого был принят огромный комплекс мер. Полтора года назад мы изменили саму систему жилищного строительства. До этого давали деньги муниципалитетам, те выбирали подрядчика, строили и распределяли жилье. Сегодня субсидии даем не муниципалитету, а гражданам, и таким образом создаем главное условие инвестиционной привлекательности - широкий платежеспособный спрос.

- На чьи средства готовятся участки под застройку в плане оборудования их инженерной инфраструктурой?

- Да. Мы подписали соглашение со Сбербанком, который инвестирует в жилищное строительство 8 млрд рублей. Многие инвесторы приходят не напрямую, а посредством ПИФов. Так, один из ПИФов, созданный пенсионным фондом, уже на 25% состоит из частных инвестиций. Приходят строительные компании. Например, Балтийская строительная компания уже приобрела на аукционе землю на территории Ханты-Мансийска, будет строить свыше 200 тыс. кв. метров жилья. Сейчас ведутся переговоры о строительстве жилья с «Главстроем», дочерней компанией московского «Главмосстроя». Есть много других примеров.


Главная страница :: Инвестиции :: Начали с денег
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz