Главная страница :: Энергоносители

Мобильный штиль Пусть инженер фантазирует Налетчики из москвы Качественный скачок Лозунги путина в действии Слова, слова, слова Бассейн с золотым дном Страхуйся от депутата с инициативой Гуп-стоп мягкая мебель

Экономика Пермского края развивается вяло. ВРП края растет ни шатко, ни валко: ровно настолько, чтобы не накликать гнев МЭРТ. Причем рост обеспечивается силами торговли и сферы услуг.

В апреле Пермский край провел публичные Дни в Совете Федерации. Пермь воспользовалась этой площадкой первым среди уральских регионов и третьим в РФ (после Калининградской и Рязанской областей). Быть пионером в чем бы то ни было становится доброй традицией Прикамья. Именно поэтому первый в этом году региональный выпуск «Э­У» мы посвятили Пермскому краю. Его можно назвать территорией инноваций. А еще - территорией противоречий, в которых, не исключено, тоже рождается истина…

Методика, может, и несовершенна, но на весь машиностроительный комплекс в Перми едва приходится 12% промышленности. А сырьевые отрасли (добыча полезных ископаемых, нефтепереработка и химия) обеспечивают до 53% краевого промышленного производства. Тенденции к диверсификации экономики - как та халва: сколько ни говори, реальнее не становятся. Структурное неравновесие налицо.

Промышленность региона отказывается расти вовсе: индекс промышленного производства все никак не может отклеиться от отметки в 100%. Некоторые пермские аналитики огрызаются, мол, методика подсчета индекса несовершенна и не учитывает выпуска многих специфичных инновационных продуктов, которыми так славится местное машиностроение.

У калийщиков тоже не все гладко. Верхнекамское месторождение калийно­магниевых солей можно было бы спокойно разрабатывать еще долгие десятилетия, но под ним как на грех обнаружили скопления нефти. И сейчас в Пермском крае разгорается битва двух отраслей­гигантов. Кроме того, Верхнекамское месторождение имеет сложную структуру, и калийные рудники здесь хрупкие. Что в очередной раз доказал рудник первого рудоуправления «Уралкалия», затопленный в октябре 2006 года. Происшествие сократило производство с плановых 6,2 млн тонн хлористого калия до 4,2 млн тонн в 2006 году, что позволило выйти вперед «Сильвиниту» (5,28 млн тонн в 2006 году), давнему конкуренту «Уралкалия». Кроме того, ситуация напомнила: почти 200­тысячный город Березники в любой момент может уйти под землю (см. «Мускулы на химии», с. 70).

Материя вторичнаИ бог бы с ним, с равновесием. Качали да копали бы на благо Родине и краевому бюджету, но и у сырьевиков обозначились трудности. Истощаются нефтяные запасы земли Пермской. Добыча за 2006 год выросла всего на 6%. По самым оптимистичным оценкам, Лукойл­Пермь сможет увеличить уровень с 11 до 13 млн тонн в год к 2008 - 2010 годам и на этом стабилизироваться. (Для сравнения: ТНК­ВР к 2010 году в рамках Самотлорского месторождения планирует нарастить добычу с 24 до 36 млн тонн в год, а в рамках Уватского - построить новый комплекс на 10 млн тонн ежегодно.)

Многократно предсказанный инвестиционный бум до сих пор так и не начался. Конечно, 2006 год был более успешен, чем предыдущие: рост инвестиций составил 115,1%, в 2005­м - 89,7%. Но говорить о грядущем взрывном росте пермской экономики не приходится.

«Прикамье - энергоизбыточный регион», это характеристика множество раз повторялась за прошедший год. Край провозгласили чуть ли не центром энергетического спасения Урала, хотя электросетевое хозяйство крайне изношено, а в отдельных узлах Пермской энергосистемы пугающими темпами нарастает дефицит мощностей. Все с нетерпением ожидают постоянно откладывающегося ввода четвертого энергоблока на 800 МВт Пермской ГРЭС, строительства высоковольтной линии на 500 кВ Северная - БАЗ. Губернатор же со всей серьезностью предлагает фантастический план строительства АЭС в Коми­Пермяцком округе (см. «Еще можно договариваться», с. 30).

По инициативе Чиркунова в Пермском крае реализованы передовые бюджетно­налоговые мероприятия: снижен налог на прибыль с 24 до 20%, введена система распределения дополнительных доходов бюджета «18:42:40» и трехлетнее бюджетное планирование. В качестве инструмента координации деятельности госаппарата в июне 2006 года утверждена амбициозная система целей и задач исполнительных органов государственной власти Пермского края. Для обеспечения прозрачности деятельности чиновников лишили самого главного бюрократического символа - бумажки: их массово пересадили на систему электронного документооборота. Столь масштабная «оцифровка» чиновничьей деятельности была предпринята впервые в стране (см. «Прагматизм плюс эффективность», с. 12).

Сознание первичноНесмотря на скромные экономические достижения края, его губернатор Олег Чиркунов становится заметным в стране политиком. Так, в 2006 году он был единственным губернатором, который постоянно участвовал в заседаниях правительства РФ.

В мае вступил в силу Устав Пермского края, что поставило очередную символическую точку в процессе формирования нового субъекта федерации (см. «С правом тиражирования», с. 58). Предыдущее «многоточие»: переименование Чиркунова из губернатора Пермской области в губернатора Пермского края (с 1 декабря 2005 года), перекраивание исполнительной власти области и формирование правительства края с десятью министерствами осенью 2006­го, наконец, выборы в единое краевое законодательное собрание в декабре. Следующей точкой должно стать исполнение первого совместного краевого бюджета­200

Руководство края умело использует инструменты маркетинга, эффективно взаимодействует со СМИ. С 2004 по 2006 год Олег Чиркунов занимал первое место в медиарейтинге губернаторов Урала и Сибири, проводимом MediaReport, агентством анализа открытых источников информации в регионах России. В январе 2007­го он занял 29 место в рейтинге «Топ 40 глав регионов РФ по количеству сообщений в региональных СМИ», проведенном компанией «Медиалогия» (разработчиком многофункциональной системы мониторинга и анализа информации из открытых СМИ) и информационным порталом REGNUM.

Таким образом, застойное спокойствие в промышленности края стало фоном для более красочной общественно­политической жизни. Общее наблюдение: о Пермском крае в минувшем году говорили заметно больше, чем ранее. Вся страна скорбела по погибшим в декабре 2005 года в результате обрушения бассейна в Чусовом, обсуждала «фашистские высказывания» губернатора на Молодежном форуме в феврале 2006­го. Неожиданный успех СПС на выборах в краевой парламент в декабре 2006­го имел резонанс федерального масштаба. Сейчас не менее широко обсуждается неравный судебный бой директора сельской школы с Microsoft. Так постепенно складывается образ «края агрессивного либерализма».

Слияние области и автономного округа обсуждалось как прецедентное событие в современной истории России. На деле все прошло быстро и без осложнений. И действительно, когда в область с населением в 2,6 млн человек вливается 130­тысячный автономный округ, а доля его в экономике края не превышает и полпроцента, обывательское мышление может этим фактом пренебречь. Приходится привлекать внимание к округу планированием фантастических проектов - строительства атомной станции в Гайнах и железной дороги «Белкомур».


10 декабря тендерная комиссия РАО «ЕЭС России» зафиксировала итоги приема оферт на приобретение акций ОАО «ТГК-9», принадлежащих РАО и приходящихся на долю государства. РАО готово удовлетворить оферту, поступившую от ООО «КЭС-Холдинг», на приобретение 33,94-процентного пакета акций за стартовые 15,488 млрд рублей (631 млн долларов). Это означает, что у КЭС-Холдинга сосредоточится контрольный пакет в размере около 64% акций ТГК- А 17 декабря закончился прием оферт на приобретение дополнительных акций ТГК-9 в объеме 27,18% от уставного капитала. В результате размещения допэмиссии ТГК-9 рассчитывает получить 17,033 млрд рублей (694 млн долларов).

Постреформенная система управления энергетикой будет основываться на двух принципах: государственном контроле и рыночной саморегуляции. Но ничто не удержит новых собственников генерации от пересмотра проектов строительства энергообъектов и отказа от экономически неэффективных

РАО уйдет. А кто останется выполнять грандиозные планы развития энергетики? Согласно инвестпрограмме холдинга, в течение ближайших пяти-шести лет мощности электростанций по всей России должны вырасти на 32,4 тыс. МВт. Гарантами в инвестиционных меморандумах прописаны ОГК и ТГК. Их новым собственникам и предстоит реализовать задуманное. Посмотрим, кто по итогам 2007 года претендует на роль хозяина генерирующих мощностей в Урало-Западносибирском регионе.

Так постепенно все госпакеты акций ОГК И ТГК к моменту самоликвидации РАО «ЕЭС России» 1 июля 2008 года будут проданы крупным корпорациям. Естественная энергомонополия прекратит существование, уступив место компаниям, созданным в результате реформы отрасли, развития конкурентных отношений между самостоятельными участниками рынка.

В мае КЭС-Холдингу достался 41% акций ТГК-5 (контролирует 1% региональных энергомощностей). Сначала компания Виктора Вексельберга наряду с другими миноритарными акционерами воспользовалась преимущественным правом выкупа акций, доведя свою долю до 19%, а затем приобрела весь объем дополнительной эмиссии за 9,2 млрд рублей, получив таким образом 46% акций компании.

Кто пришел
Продажа генерирующих активов началась с ОГК-3 (на данный момент контролирует 3% расположенных в регионе энергомощностей) в марте 2007 года: тогда в ходе IPO за 3,1 млрд долларов было продано 38% акций. Покупателем стал «Норильский никель». Позже компания воспользовалась преимущественным правом выкупа акций, а затем и офертой, доведя долю до 64,89%.

Буквально через месяц Газпром в результате обмена активами между миноритарными акционерами РАО ЕЭС и государством формально получил право на 54,8% акций ОГК-2 (17% энергомощностей), правда, юридически он оформит свою долю только после реорганизации РАО.

Следующей компанией, проданной стороннему инвестору, стала ОГК-5 (14% энергомощностей). В июне в ходе активного торга стартовая стоимость 25,03% акций выросла в полтора раза до 1,5 млрд долларов. Победила итальянская Enel (заплатив, к слову, за ОГК-5 в пересчете на киловатт установленной мощности больше, чем «Норильский никель» за ОГК-3). Затем новый акционер увеличил долю до 37,15% путем скупки долей у миноритариев и объявил, что до конца 2007 года проведет оферту. Как сказано в официальном сообщении Enel, компания намерена получить по крайней мере 50% плюс 1 акцию, но не планирует наращивать долю в ОГК-5 больше 74%, так как российская сторона дала понять, что хочет владеть 26% акций компании.

Риск монополизма очевиден
По итогам свершившихся сделок, главными владельцами крупнейших электростанций Урало-Западносибирского региона станут: СП Газпрома и Сибирской угольной энергетической компании, о создании которого стороны объявили в ноябре, немецкий концерн E.On, итальянская Enel, КЭС, Норникель, ГидроОГК и Росэнергоатом. Как распределятся между частными компаниями еще 34% урало-западносибирских активов, предполагаемые к продаже, будет известно к середине 2008 года. Но уже сегодня очевидно: на рынке энергетики появятся новые монополисты.
Как признают в Федеральной антимонопольной службе, сделки по приобретению одной структурой нескольких генкомпаний, прежде всего ОГК, противоречат логике реформы. Чтобы избежать такого развития событий, теперь в соответствии с новой редакцией закона «Об электроэнергетике» объектом антимонопольного регулирования станет так называемая «зона свободного перетока мощности», в пределах которой электроэнергию можно продавать по сетям между регионами без системных ограничений. Таких зон будет от 10 до 1 В каждой доминирующим признано положение, при котором поставщик мощности контролирует 20% рынка (а не 50%, как ранее). Это гораздо более жесткая норма, к которой нужно быть готовым. По таким параметрам в монополисты в Урало-Западносибирском регионе могут попасть Газпром и E.On. Напомним, что и ФАС теперь наделена более чем серьезными полномочиями: введено право на штрафы за нарушение антимонопольного законодательства в размере до 25% от годового оборота компании.

В сентябре германский энергетический концерн E.ON купил 60,8% госпакета ОГК-4
(16% энергомощностей), предложив 100 млрд рублей (3,9 млрд долларов): по 750 долларов за киловатт установленной мощности. Затем, выкупив допэмиссию, E.ON увеличил долю в ОГК-4 до 69,3%, оставив РАО ЕЭС лишь 28,9% акций.

Еще один шанс увеличить присутствие в урало-западносибирской генерации у Газпрома появится в период размещения доп-эмиссии акций ТГК-10 (57,73% от увеличенного уставного капитала) в начале 2008 года. Если монополисту удастся обойти E.On (его представители в июле официально заявили, что интересуются этим активом), то Газпром сможет довести долю в уральской генерации до 26% и стать крупнейшим собственником в регионе. В противном случае его место займет E.On: за счет покупки ТГК-10 он увеличит объем энергомощностей до 25%. Если в торг вступит Gas de France и «Норильский никель», которые также проявляли интерес, то очерченные выше позиции крупнейших собственников в уральской генерации изменятся. Если допэмиссию ТГК-10 выкупит Норникель, его доля генерации с учетом мощностей ОГК-3 увеличится с 3 до 12%. Если нет - новым крупным собственником (владельцем 9% уральских энергомощностей) станет иностранец Gas de France.

Кого ждать еще
Учитывая заявления, уже сделанные потенциальными стратегическими инвесторами в отношении предстоящей продажи госакций ТГК-10 и Волжской генерирующей компании (ТГК-7), возможны несколько вариантов развития событий. Так, при выкупе допэмиссии (12,87% после размещения) и госпакета (28%) ТГК-7 претендующий на них КЭС может столкнуться с серьезным соперником: в ноябре свой интерес к допэмиссии обозначил Газпром, владеющий 5% акций Волжской ГК. Если газовый монополист выкупит допэмиссию и госпакет, он консолидирует минимум 28% акций генкомпании. Затем речь может пойти о выкупе и принадлежащего КЭС блокпакета. Если это произойдет, то Газпром аккумулирует в своих руках до 20% энергомощностей Урало-Западносибирского региона (с учетом того, что Газпром уже владеет ОГК-2).
Если в борьбе за ТГК-7 выиграет КЭС, он увеличит долю в местной генерации с 9 до 12%, а газовый монополист останется на уровне 17%.

Заветы выполнять будем. За деньги

Есть риск, что с уходом РАО государство практически потеряет контроль над генерирующими активами. А как показывает практика, новые владельцы ОГК и ТГК следовать инвестпрограмме РАО не намерены. И реализовать экономически неэффективные проекты они не будут: их интересует прежде всего создание собственного
прибыльного бизнеса, обеспечивающего возврат вложенных средств. Просто выполнять «заветы Чубайса», не добившись на этом пути хорошей рентабельности, желающих не найдется. Первый же явленный пример поведения инвестора в этом убеждает: новый собственник ОГК-3 «Норильский никель» сразу начал пересмотр инвестпрограмм, разработанных РАО совместно с регионами в сторону сокращения вводимых мощностей. Предвидя это и опасаясь, что новые владельцы энергокомпаний не доведут проекты создания энергомощностей до конца, РАО ЕЭС разработало механизм контроля за реализацией инвестиционных программ компаний. В частности энергохолдинг обязывает ОГК и ТГК перед допэмиссией акций подписывать договор с администратором торговой системы о гарантированных поставках новой мощности на оптовый рынок электроэнергии. При этом штрафы за нарушение договора будут насчитываться от заявленной в инвестпрограмме мощности, а не от недопоставленного на рынок объема энергии.

Черной лошадкой остается только ОГК-1, самая крупная в регионе: будущий собственник этой компании может сделаться монополистом автоматически. Основным претендентом на покупку аналитики называют финскую Fortum, однако официально компания эти предположения не подтверждает.

Как отмечают сами энергетики, любой контроль вряд ли сможет удержать будущих собственников от пересмотра списка проектов строительства энергообъектов и отказа от экономически неэффективных. К тому же энергооборудования для выполнения программ РАО недостаточно не только в России, но и за рубежом. Именно поэтому генкомпании начинают сдвигать сроки реализации проектов. По всей видимости, властям придется смириться с этой ситуацией

Глава РАО на совещании 2 ноября анонсировал постреформенную систему управления энергетикой. Она основана на двух принципах: государственного контроля с одной стороны, рыночной саморегуляции - с другой. Осуществлять контроль, как и выполнять прочие госфункции, связанные с управлением отраслью, РАО доверяет только что созданному агентству по энергетике Росэнерго. На его базе, полагает Анатолий Чубайс, необходимо выстроить реальную государственную систему управления реформированной, либерализованной, частной энергетикой. Вторая сторона - рыночная. Совет рынка - новое юридическое лицо, саморегулируемая структура - будет создаваться на базе администратора торговой системы. Именно там сосредоточатся все рычаги управления рынком в интересах и поставщиков, и потребителей. К ней мы должны подготовиться за предстоящее время.


Главная страница :: Энергоносители :: Кто в генерации хозяин
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz