Главная страница :: Энергоносители Почему не начались аукционы Как мышам съесть кактус Кэс уступили сбыт в перми Машины для «маленького дракона» Четыре точки приложения сил Идите в сервис Счастливый бухгалтер «это просто срезанный лейбак…» мягкая мебель Прошедшие новогодние праздники стали временем напряженной работы для 57 ночных клубов Екатеринбурга: люди готовы были тратить на удовольствия любые деньги, и заведения этим пользовались. В ночь на 1 января цены на входные билеты выросли в несколько раз. К примеру, вдвое, до 1000 - 1500 рублей, как в Ra и «Истерику». Или в 15 раз, до 15 тыс. рублей, как в «Диван». При этом за две-три недели до конца декабря во многих клубах уже не было свободных столиков. Высоки цены оказались и на обслуживание. Так, место за столом в Ra стоило 2750 рублей: эти деньги обещали по бутылке игристого вина и водки, мясное ассорти, фруктовую тарелку и ассорти канапе. В новогоднюю ночь каждый клуб предлагал эксклюзивную программу: «Диван» - шоу с говорящим названием «Голубой огонек», «Мастер и Маргарита» - шоу трансвеститов, на Pushkina 2 встречали «японский новый год». - Андрей Порубов В декабре в Екатеринбурге открылся новый ночной клуб «Кристаль». По замыслу менеджмента, он должен относиться к премиум-классу. Об элитной направленности заведения говорят позиции коктейльной карты (бутылка воды - 100 рублей), цена за вход (по субботам - свыше 500 рублей для мужчин), оформление интерьера (золоченая 16-метровая барная стойка, кроваво-красные рельефные стены и черные хрустальные люстры). Ориентируется клуб на состоятельных бизнесменов 30 - 45 лет. «Таких людей в Екатеринбурге наберется с тысячу, - говорит артдиректор «Кристаль» Юрий Пелин. - И у нас они смогут подтвердить принадлежность к этому слою». Однако продолжительные новогодние каникулы показали: и ночные клубы столицы Урала, и их посетители не готовы к беспрерывному десятидневному веселью. В большинстве заведений гуляли 31 декабря, 1 и 2 января. 3 и 4 января многие были закрыты и продолжили работу лишь 5 и 6 января. Ненужная роскошьВ Екатеринбурге с населением 1,3 млн человек с конца 2001 года удачно работал только один клуб премиум-класса - «Диван». Эта небольшая точка (в зале 14 диванов) принадлежит компании «Малахит», крупнейшей в городе сети заведений отдыха и развлечений. Вход - 1 тыс. рублей в выходные, 800 - в среду и четверг. «“Диван” постоянно заполнен, чтобы туда попасть, нужно записываться за две недели», - говорит генеральный директор «Малахита» Анна Кузнецова. Секрет популярности она формулирует так: недостаточно купить дорогую мебель, посуду, поставить вышколенных официантов, должен быть симбиоз с тем, что происходит внутри, оригинальное наполнение. В «Диване» устраивают трансшоу. Открытие «Кристаль» формально означает начало заполнения сегмента элитных ночных клубов. Характерно, что клуб невелик по площади и вместимости: на 250 кв. метрах всего 76 посадочных мест. Это отражает еще одну тенденцию - городу не нужны масштабные заведения. Потребность в них удовлетворена несколькими крупными ночными клубами и дискотеками в развлекательных центрах. Екатеринбуржцы жаждут отдыха в камерной обстановке. Премиум-класс на рынке в последние годы был представлен не только «Диваном». Время от времени появлялись различные проекты, которые вскоре закрывались или переориентировались на менее денежную аудиторию. Яркий пример - ночной клуб «Горки» (вместимость около 400 человек), открытый в декабре 2002 года генеральным директором концерна «Калина» Тимуром Горяевым. Название предполагало аналогию с закрытыми правительственными комплексами: «Горки 2», «Горки 6», «Горки 9». Публика ожидалась соответствующая - политическая и бизнесэлита. Клубная карта стоила 100 долларов. Но заведению не суждено было работать долго. Осенью 2004 года «Горки» выставили на продажу. Видимо, реальной потребности рынка в заведениях подобного класса на тот момент не было. Есть и другое мнение: проблема в менеджменте. Участники рынка считают, что «Кристаль» не будет конкурентом «Дивану»: аудитория и развлекательные программы клубов коренным образом отличаются, к тому же сегмент элитных заведений далек от заполнения. Директор екатеринбургской управляющей компании Fun Management, в ведомстве которой ночные клубы Ra и Vbar, ресторанпивоварня Keeer, кофейня Rio de и стриптизбар The Library, Александр Житомирский считает, что «Диван» - это такое «дежурное место, куда люди ходят автоматически. Он существует достаточно давно, чтобы не потерять своих посетителей ни при каких обстоятельствах». Главная причина неудач клубов премиумкласса в городе - особенность местной состоятельной публики. Арт-директор развлекательного центра «Водолей» и ночного клуба «Сети» Павел Кучик: «Элита Екатеринбурга некоторое время назад перестала отдыхать. Поэтому такие клубы строить не для кого. Люди, обладающие большими деньгами, считают, что в этом городе нет смысла светиться. Лучше слетать отдохнуть в Москву одиндва раза в месяц». Управление - одна из основных бед многих ночных клубов Екатеринбурга. «На 95% рынок слаб изза отсутствия качественного менеджмента, - считает Александр Житомирский. - В первую очередь это касается управляющих клубами. От них в большей степени зависит уровень работы остального менеджмента. Поскольку его нет - нет и развития. Но управляющие еще не выросли. Вырасти они должны за счет спроса. Серьезный экономический спрос появился лишь полторадва года назад. Некоторые уже готовы платить хорошему управляющему 100 - 150 тыс. рублей в месяц, но таких менеджеров на рынке пока не хватает». Крупные развлекательные заведения - чаще всего дискотеки: площадь велика, набор услуг минимален (танцпол и бар). От клубов их отличает всеядность. Дискотеки рассчитаны на самых разных посетителей, а в клубы попадают не все желающие, само это понятие предполагает некую закрытость. На входе в клуб стоит специально обученный человек, нечто среднее между охранником и дворецким. Его функции - фэйс-контроль и отслеживание дресс-кода. На дискотеках фэйсконтроль играет скорее номинальную роль. В пример приведем одно из старейших ночных увеселительных заведений Екатеринбурга «Эльдорадо» (работает уже 13 лет). Место более чем демократичное: вход - в среднем 100 рублей. Всеядность - качество, которое распространяется и на музыкальную политику дискотек. В них звучит в основном попмузыка, тогда как в клубах представлена довольно широкая палитра от различных направлений электронной музыки (хаус, техно) до рока. Всеядность и закрытость Небольшие ночные клубы среднего и экономкласса в Екатеринбурге несравнимо более востребованы. Ежегодно открывается около пяти клубов, закрывается примерно столько же. Одна из причин «текучки» - большое число бизнесменов, желающих попробовать силы в этой сфере, но не знающих ее тонкостей. К числу заведений низкого класса можно отнести те, стоимость входа в которые не превышает 200 рублей: «Карабас», «Зебра», «Жемчужина», «Мастер и Маргарита», Azart, «Империя страсти», «Табакерка», Vogue. Средний уровень обещает вход от 200 до 400 рублей: это DaBar, «Сети», Pushkina 2, «Атмосфера», B52, PlayNet. Заведения сегмента выше среднего (400 - 500 рублей) - «Подвал», «Истерика», Ra. Если следовать этим расчетам, то можно сказать, что большая часть подобных объектов Екатеринбурга - среднего класса. В Москве такую классификацию провести было бы невозможно: в значительную часть клубов там вход бесплатный. Конкуренция в столице гораздо острее, чем в Екатеринбурге. К тому же московские бизнесмены считают, что наибольшую прибыль (80%) приносит доход от продажи выпивки в баре. По оценкам игроков, в Екатеринбурге в среднем за одно посещение заведения низкого класса клиент тратит порядка 200 - 500 рублей, среднего - от 600 до 900 рублей, а премиум - более 1500 - 3000 рублей (включая стоимость входного билета). Классифицировать ночные развлекательные заведения по определенным критериям (стоимости входного билета и алкоголя в баре, музыкальной политике и спектру предоставляемых услуг, площади и времени работы) не представляется возможным. К примеру, цена за вход может составлять 500 рублей в пятницу и 250 рублей - в среду или четверг. Неким показателем служит фиксированная цена на билет в главный клубный день, субботу. Между актуальностью и прибыльностьюНочные клубы города можно подразделить на актуальные (со сроком жизни менее двух лет) и старожилов (работающих более трех лет). К последним относятся «Карабас», «Золотой скорпион», «Истерика», «Диван». Значительная часть из перечисленных клубов открылась в Екатеринбурге в последние два-три года. Подавляющее большинство невелико по площади, менее 500 кв. метров: Azart, Pushkina 2, Vogue, B52, DaBar, PlayNet, «Сети», Fruit. Впечатляет только площадь «Табакерки» - 2 тыс. кв. метров. По мнению участников рынка, открытие небольших клубов оправдано как экономически, так и конъюнктурно. Вопервых, в Екатеринбурге трудно найти просторное помещение. Вовторых, если оно найдено, возникает проблема с наполнением: забивать клуб под завязку можно лишь при максимально демократичной политике и музыкальном формате, а также масштабной рекламной поддержке. Даже при наличии всех этих составляющих нет гарантии, что спрос будет. «Открытие ночного клуба - всегда лотерея», - говорит директор клуба «Табакерка» Борис Черданцев. Поэтому появление большого количества компактных клубов не случайно. Платежеспособная часть населения 25 - 35 лет заметно перетекает из ночных клубов в пабы - Rosy Jane и Gordon`s. По мнению Константина Панова, управляющего клубами Ra и Vbar, это происходит потому, что половина клиентов просто устала ходить в одни и те же заведения и ищет новые формы ночного отдыха. Пабы оказались очень подходящей заменой. А потому большая часть клубов, перешагнувших трехлетнюю годовщину, продолжает работать. Средний срок активной жизни ночного клуба - три года. За этот период заведение проходит три фазы: расцвет, выход на пик известности, закат популярности. На каждую - по году. Далее перед менеджментом встает дилемма: продолжать работать по накатанной или переформатировать клуб - поменять концепцию, интерьер, программу, название. Содержание ночных развлекательных заведений в Екатеринбурге - прибыльный бизнес: рентабельность грамотно организованного заведения может достигать 40%. Значительная часть ночных клубов города работает лишь в самый доходный период недели - пятницу и субботу. Ключевой фактор успеха - некоммерческое понятие атмосферы клуба. «Это неповторимое сочетание музыки, ассортимента напитков, еды, уровня обслуживания, позволяющее гостю чувствовать себя комфортно», - считает Анна Кузнецова. «Главная составляющая атмосферы - это в меньшей степени музыка и в большей тусовка, - полагает Константин Панов. - Как правило, после двухтрех лет работы клуб теряет атмосферу, а публика устает от заведения». Сарафанное радио - двигатель бизнеса Екатеринбург - не туристическая мекка. А потому круг клиентов ночных развлекательных заведений ограничен горожанами и немногочисленными гостями города. Активных посетителей клубов, тех, кто ходит в них каждую неделю, несколько тысяч. За них и разворачивается конкурентная борьба. Кроме размещения прямой рекламы клубы занимаются распространением флаеров, уличной расклейкой афиш, адресной рассылкой приглашений, продажей или дарением клубных карт, приглашают попзвезд и известных диджеев. Но самое эффективное средство рекламы для ночных клубов - сарафанное радио. «Собрать в Екатеринбурге народ на ту или иную вечеринку очень просто: нужно позвонить десяти человекам, варящимся в этой среде, и сказать, что такогото числа будет тото, соберите, пожалуйста, людей», - рассказывает Павел Кучик. В кассе большого клуба (более 500 кв. метров) под утро воскресенья может быть 300 - 400, а порой и 500 тыс. рублей. В понедельник в некоторых клубах проводятся вечеринки для работников ночной развлекательной сферы. Вторник и среда - «мертвые» дни. Заполняться на третьполовину клубы начинают в четверг. Практика эксплуатации заведения в течение всей недели есть не у всех. В клубе «Сети» (относится к РЦ «Водолей»), к примеру, в разные дни проводятся отличные друг от друга тематические вечеринки. Павел Кучик: «В будние дни заполнить клуб на 100% нереально. Но если за вход платит хотя бы 100 человек, уже хорошо. Вложенные деньги должны постоянно отбиваться: даже если клуб не работает, за аренду и электроэнергию все равно приходится платить». Утром жизнь большинства ночных заведений останавливается. В части зданий в дневное время работает кафе. Есть и необычная практика: помещение «Карабаса», например, эксплуатируется как выставочный комплекс. Благодаря «фишкам» ночным клубам удается сохранять постоянный круг посетителей. С клиентурой дискотек в развлекательных центрах он пересекается нечасто, исключения составляют массовые и демократичные «Эльдорадо» и «Карабас». Давно и успешно работают в Екатеринбурге развлекательные центры «Водолей» и «Луна 2000», более молоды «Антей» и «Метрополия». Дискотеки в развлекательных центрах сегодня как раз и восполняют потребность горожан в крупных ночных клубах «для всех». И масштабные заведения будут прирастать за счет таких центров. Единодушное мнение участников рынка: большие по площади и демократичные по аудитории ночные клубы городу не нужны. Хватает «Карабаса», «Табакерки», «Эльдорадо» и нескольких площадок в развлекательных центрах. «Работать нужно не на всех. Тут тебе и бандиты, и коммерсанты, и студенты. Ничем хорошим это закончиться не может. Нужно выбирать один определенный пласт», - считает Павел Кучик. «Будущее за маленькими клубами, местами, где может собраться платежеспособная аудитория, компания из 30 - 70 человек», - уверен Константин Панов. Сужаться будет как пространство, так и тематическая направленность заведений. Как говорят представители клубного бизнеса, значительное преимущество одного клуба перед другим составляет удачно найденная «фишка». Уже упоминавшийся «Диван» ставит трансшоу. «Сети» гордятся расслабляюще-позитивным чиллаутом (клубный термин chillout - место для отдыха). «Табакерка» - индустриальным стилем в отделке помещения и подвешенным к потолку «Запорожцем». Одни клубы предлагают банальный стриптиз, другие необычные дефиле и кинопоказы. Борис Черданцев, директор ночного клуба «Табакерка»: - Екатеринбургу не хватает клуба для сексменьшинств. Он все равно появится, вне зависимости от того, нравится это комуто или нет. Просто пока в городе нет человека, который бы продвинул в массы идею необходимости такого заведения. Дополнительный материал к статье |