Главная страница :: Энергоносители

Кто распашет асфальтовое поле Урфо vs минэкономразвития Соло для многих Страх без рыцарей В «лимпопо» со страховкой Отпочковаться по кампанелле Пинки левой ноги Почувствовать другого Восточный экспресс мягкая мебель

Сельский пират
Александр Поносов


В историю можно войти, а можно и вляпаться. О последней ситуации при подведении итогов года часто забывают. На наш взгляд, не вполне заслуженно, потому что результат - широкий общественный резонанс - имеет место быть. В 2007 году «шум без драки» сопровождал как отдельных людей, так и целые компании. Субъекты оказывались в центре внимания и по собственной воле (читай: по собственным просчетам), и в результате перипетий экономической и политической жизни, а иногда и в процессе деятельности правоохранительных органов. Признаемся, к антигероям мы отнеслись с сочувствием, а к некоторым - с симпатией: им в прошедшем году просто не повезло. Но и невезение может стать отправной точкой к успеху.

В ходе процесса представители Microsoft предлагали Поносову пойти на мировую: он приносит компании извинения, они отказываются от претензий и ходатайствуют о прекращении дела. Но директор отказался мириться. Педагог настаивал на невиновности и обращал внимание следствия: он не знал, что программное обеспечение нелицензионное. Судить нужно поставщиков компьютеров, а не их покупателя.

На протяжении первой половины года в Верещагинском районном суде Пермского края разбиралось, пожалуй, самое нашумевшее дело о компьютерном пиратстве в России. Директор Селычевской сельской школы Александр Поносов обвинялся по ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав». По версии следствия, директор приобрел для своей школы 12 компьютеров, оснащенных нелицензионной версией операционной системы Windows, и сознательно использовал программы с августа 2005-го по август 2006 года, имея, таким образом, преступный умысел. Ущерб, нанесенный правообладателю - компании Microsoft, оценивался в 266 тыс. рублей.

Для правоохранительных органов «дело Поносова» послужило толчком к другим разбирательствам подобного рода. Прокуратура выявила нарушения авторских прав на частном предприятии в Подмосковье, на фабрике в Челябинской области, а также дома у 77-летнего пенсионера.

Дело вызвало большой резонанс. Учащиеся сельской школы организовывали пикеты перед зданием суда. Президент России Владимир Путин назвал суд над Поносовым «чушью собачьей», глава Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Борис Симонов - «явным перегибом». Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев обратился с открытым письмом к основателю корпорации Microsoft Биллу Гейтсу с просьбой отозвать претензии к школьному директору Поносову. «Учителю, посвятившему жизнь воспитанию детей и получающему за работу весьма скромное вознаграждение, несопоставимое с доходами даже рядовых сотрудников вашей компании, грозит тюремное заключение в сибирских лагерях. При этом вина учителя представляется очень сомнительной», - говорится в письме. А один юный поэт посвятил Александру Поносову стихотворение, которое заканчивается такими строчками: «Директор жизнь провел в бою, он защищал великую идею, сгубил он молодость свою, зато воспоминаний множество имеет».

Во-вторых, Поносов настаивал на том, что в самой прокуратуре пользуются контрафактными программами. В июне окружной суд оставил решение нижестоящей инстанции в силе. «Я недоволен тем, что сейчас я уголовник, получил судимость. Как говорят, пятно на всю жизнь», - сказал после суда Александр Поносов. В раздаваемых интервью директор заявил, что теперь поставит на школьные компьютеры Linux - бесплатное программное обеспечение, прямой конкурент Windows. И из Санкт-Петербурга ему даже были присланы посылки с новой операционной системой и инструкцией для ее установки.

Вынесение судебного решения несколько раз переносилось. В итоге 15 февраля суд постановил закрыть дело из-за незначительности причиненного ущерба. Приговор был обжалован обеими сторонами. Александр Поносов не мог смириться с тем, что с него не сняли обвинение, а прокуратура - с тем, что директор школы остался безнаказанным.
В мае суд пересмотрел дело. Решение для Поносова оказалось еще более неприемлемым. Фемида признала его виновным и приговорила к выплате штрафа в размере 5 тыс. рублей. Директор подал кассацию уже в Пермский окружной суд. А также написал заявление в Генеральную прокуратуру на главу надзорного ведомства Верещагинского района Александра Троянова, подчиненные которого расследовали дело. Александр Поносов и его адвокат настаивали на том, что Троянов должен быть привлечен к ответственности за нарушение авторских прав. Во-первых, его подчиненные в ходе прокурорской проверки, зная, что на школьных компьютерах установлено нелицензионное программное обеспечение, воспользовались компьютерами, чтобы определить их номера и содержимое жестких дисков.

Внедрение Linux начато. «В школе у нас все есть для ознакомления с программами Linux, - рассказал Александр Поносов. - Но я решил не проводить экспериментов над педагогами, сижу, разбираюсь в новом софте у себя дома». По словам директора, нужно приложить максимум усилий, чтобы убедить общество в том, что программное обеспечение с открытым кодом может и должно быть установлено в школе. Но общественных движений за свободный софт Поносов создавать не намерен: говорит, они потеряли актуальность.

«Э-У» на днях связался с Александром Поносовым. Его дело не окончено до сих пор. Недовольный ярлыком преступника директор 19 ноября послал надзорную жалобу в президиум Пермского краевого суда, а также отправил прошение в Страсбург в Европейский суд по правам человека.

Златоустовский Shuttle: прерванный полет

Громким провалом завершилась в этом году попытка организовать на ФГУП ПО «Златоустовский машиностроительный завод» (ЗМЗ, Челябинская область) отверточную сборку внедорожника Shuttle - усовершенствованного варианта китайского Dadi Shuttle.


Скандал с директором подвиг государство начать внедрение открытого софта на базе Linux в школах. Пермский край включен в список регионов, где проводится эксперимент. По задумке правительства, к концу 2008 года оно будет установлено во всех школах края. К 2010 году на открытый софт перейдут все школы России.

Начало было бравурным. Местные власти возлагали на Shuttle большие надежды: Златоуст собирались превратить в один из центров российского автопрома, создать сотни новых рабочих мест. За рулем одного из первых выпущенных автомобилей отметился челябинский губернатор Петр Сумин. Планировалось, что к концу 2007 года проект сборки внедорожников выйдет на самоокупаемость.

Первый внедорожник сошел с конвейера ЗМЗ в марте 2006 года. Златоустовский автомобиль успели прозвать российским аналогом Toyota Land Cruiser Prado: он выпускался в полноприводном варианте 4х4, имел двигатель Mitsubishi, трансмиссию от Toyota 4 Runner, топливную аппаратуру фирмы Bosch. На начальном этапе все узлы и механизмы были импортными, но в течение последующих трех лет предполагалось частично локализовать производство и производить до 30% комплектующих. Опытная партия джипов должна была распространяться только по Челябинской области (Челябинск, Магнитогорск, Миасс), а в качестве потенциального рынка сбыта рассматривалась вся Россия.

Уральская автомобильная компания попросту перестала размещать в Златоусте заказы на сборку Shuttle, ссылаясь на то, что собранные машины оказались дороже импортируемых. Дело в том, что организаторы рассчитывали получить от федерального правительства статус «промышленной сборки», снижающий таможенные сборы на ввозимые из-за рубежа автокомпоненты. Заявленная с учетом этого цена не превышала 22 тыс. долларов. Однако статус не присвоили.
Отметим, что для Уральской автомобильной компании это не должно было стать неожиданностью: согласно известному совместному приказу Минэкономразвития и торговли, Минпромэнерго и Минфина РФ, под «промышленной сборкой» моторных транспортных средств понимается технологическая система серийного производства, обеспечивающая проектные мощности предприятия не менее 25 тыс. единиц в год при двухсменном режиме работы. В Златоусте планировалось на первом этапе собирать в месяц 36 машин, к концу 2006 года увеличить выпуск до 108 машин в месяц. Но за полтора года реализации проекта собрали меньше тысячи джипов.

Но в декабре этого года стало известно, что производство златоустовских джипов полностью прекращено. «Давайте определимся. Я их никогда не выпускал, а только оказывал услуги сборки, - заявил «Э-У» генеральный директор ЗМЗ Сергей Лемешевский. - Идея полностью принадлежала Уральской автомобильной компании, она поставляла нам комплектующие для сборки и сама продавала собранные джипы. Кстати, именно эта компания и ответственна по гарантийным обязательствам».

Уральская автомобильная компания и Златоустовский машзавод перестали быть партнерами. Первая в сотрудничестве с новоуральским заводом АМУР (Свердловская область) занялась сборкой китайских грузовиков. Второй на освободившейся линии планирует наладить сборку специальной автотехники: на шасси КамАЗа или «Урала» будет устанавливать гидравлические манипуляторы собственного производства.

По мнению источника, осведомленного об условиях сборки Shuttle на ЗМЗ, но пожелавшего не раскрывать имени, проект с самого начала не был ориентирован на получение прибыли: «Это чистой воды пиар. Лемешевского к тому времени только что назначили на должность гендиректора ЗМЗ и ему надо было утвердиться. Параллельно он баллотировался в депутаты Заксобрания Челябинской области. Кроме того, сейчас на заводе идет процедура акционирования».

Задача на первый взгляд была простой: объединить три партии - «Родину», Российскую партию жизни (РПЖ) и

Лавировали, но не вылавировали

В начале года в стране началось собирание «Справедливой России» (СР). Партия претендовала на роль системной оппозиции «Единой России» (ЕР). На выборах в Госдуму ей прочили большое будущее и щедрое финансирование со стороны бизнеса, не нашедшего общего языка с единороссами, поэтому перспектива занять ключевые позиции в партии привлекала многих.

Российскую партию пенсионеров (РПП). Но гладко слияние не пошло. Лидеры трех политических сил вступили в схватку за руководство региональными отделениями СР. В итоге многие предпочли совсем уйти из политики.
Были и более оригинальные повороты. Эсеры не доверили руководство региональным отделением экс-лидеру свердловских пенсионеров и председателю регионального бюро всероссийской организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Евгению Артюху. Тот не сдался: чтобы остаться в политическом поле и иметь шанс на получение мандата депутата Госдумы, он примкнул к коммунистам.


Евгений Артюх

Два месяца у оппонентов ушло на споры о том, кого же все-таки рекомендовал лидер СР Сергей Миронов на пост председателя свердловского регионального отделения СР, Ройзмана или Артюха. Победу одержали «жизненцы» - лидером стал Евгений Ройзман. Не без помощи одного из коллег по партии барда Александра Новикова - тот периодически подчеркивал близкие отношения с лидером СР Сергеем Мироновым: «По личной просьбе Миронова я дам 14 концертов в Ленинградской области, где пройдут выборы в региональный парламент». Артюх заявил о выходе из СР.

В начале формирования СР на Среднем Урале позиции Артюха были сильны. В октябре 2006 года на выборах в Свердловскую облдуму РПП набрала наибольшее число голосов из партий, составивших «Справедливую Россию». Пенсионеры получили второй после ЕР результат - 18,75%, что принесло им четыре места в областном парламенте. С одобрения высшего руководства партии Евгений Артюх начал объединять среднеуральских эсеров. В начале января на конференции он был избран председателем регионального отделения. Лидер областного отделения бывшей «Родины» Евгений Зяблицев получил пост секретаря бюро. Но РПЖ, которую возглавлял депутат Госдумы Евгений Ройзман, с таким результатом не согласилась и распространила заявление о нелегитимности конференции.

Говорить о том, что ради депутатского места в Госдуме Артюх полностью изменил политические взгляды, нельзя. Идеи, схожие с лозунгами КПРФ, он продвигал и раньше: «Бизнесмены малого и среднего уровней редко понимают, что они - коммерческие пролетарии, социально незащищенный слой населения без гарантированных перспектив сохранить положение на рынке и даже избежать бедной старости». Антагонистом малого и среднего бизнеса Артюх считал крупный капитал, а ЕР - партией, этот капитал представляющей.

После неудачи с эсерами Евгений Артюх остался с РПП. Правда, теперь партия обрела статус общественной организации и утратила право участвовать в выборах. Но накануне приближающейся кампании в Госдуму политика это не устроило, и тогда фракция «пенсионеров» в облдуме решила выступить под флагом КПРФ. Коммунисты, чьи позиции в области не сильны, притоку свежей крови были рады: Евгений Артюх получил второе место в региональном списке.

Я всегда с собой беру видеокамеру

Если бы случай с Кириллом Форманчуком («Медведом») не произошел, его необходимо было бы выдумать. Уж очень он показателен: ясно, и какой механизм может быть запущен силовиками для борьбы с выбивающимися из системы, и как общество может противостоять этой борьбе.

Вот только ставка на коммунистов не сыграла. В Свердловской области на выборах в Госдуму КПРФ удалось получить 7,6%, что дало им право только на один мандат: его отдали депутату облдумы Андрею Альшевских. Впрочем, Евгений Артюх заявил, что низкий результат КПРФ не повлияет на взаимоотношения среднеуральских коммунистов и «пенсионеров»: они совместно примут участие в предстоящих выборах депутатов Свердловской облдумы.
Решение дальновидное - переход в третью партию означал бы окончательную потерю сторонников. Уже понятно, что часть электората РПП все-таки ушла к СР: перипетии перемещения экс-лидеров вошедших в нее партий избиратель не отслеживает, а бренд КПРФ для многих потерял оппозиционную привлекательность. Возможно, в масштабах областных выборов у Евгения Артюха будет больше шансов поднять рейтинги коммунистов.

Кирилл Форманчук стал «Медведом» осознанно. На свой Land Rover он прикрепил одновременно с действующими транзитными номерами накладку «МЕДВЕД 01» (намек на широко распространенную в интернете шутку про медведя, который, выходя неожиданно из леса, портит людям развлечения). А когда его стали останавливать сотрудники ГИБДД, он доказал им законность и правомерность своих действий. Если бы он этим ограничился, неприятностей могло бы не случиться. Но затем Форманчук добился, чтобы со служебной AUDI А8 начальника ГИБДД по Свердловской области Юрия Демина была снята тонировка. И вообще, только жалоб в адрес ГИБДД написал более 5 Как говорили в приватных беседах сотрудники ГАИ после того, как история с избиением попала на страницы СМИ, «он нас достал, вот и нарвался».
Как именно нарвался, рассказывали уже раз сто все СМИ. Со 2 октября Форманчук ездил в ГИБДД как на работу - зарегистрировать купленный в кредит автомобиль. В течение десяти дней ему отказывали под разными предлогами (от отсутствия бланков до проверки его по базе уклоняющихся от службы в армии), потом изъяли паспорт транспортного средства для проверки на подлинность и в лучших традициях бюрократии посылали из ведомства в ведомство за результатами экспертизы. А 12 октября задержали. Как указано в заявлении Форманчука всем возможным должностным лицам, от прокурора области до президента: «Инспектор сказал, что начальник испытывает ко мне неприязнь, так как ему пришлось снять тонировку со служебного автомобиля». Повезли в военкомат: уклонистов от службы в армии теперь можно и модно ловить прямо на дорогах. И хотя у Форманчука были документы, удостоверяющие отсрочку, и в розыске он как уклонист не находится, до военкомата его все же довезли. Там Форманчук, по версии правоохранительных органов, напал на военкома. В итоге был отправлен в Чкаловское РУВД, где его, опять же по версии правоохранительных органов, избили сокамерники.


Кирилл Форманчук

Случай с Форманчуком показал: инструментарий борьбы с недовольными - это бюрократия плюс административный ресурс, помноженные на совместные действия силовиков. Ответ общества такой: оно может консолидироваться, только если что-то по-настоящему его возмутит.

По словам самого Форманчука, били трое неизвестных, которые просто вошли в камеру. Дежурный милиционер не обращал внимания на крики и дважды отказывался отправить Форманчука в больницу. Приехавшая спустя 12 часов «скорая» забрала избитого в бессознательном состоянии.
Эта история благодаря интернету стала известна сначала автомобилистам, а потом попала в СМИ. 20 октября в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, других городах России под обращением в Генеральную прокуратуру РФ с требованием разобраться в правомерности действий правоохранительных органов в отношении Кирилла Форманчука собрали около 300 подписей.

Однако пока обществу не хватает системности для контроля за результатами акций. Например, никому в голову не приходит выйти на улицу, чтобы добиться ответа соответствующих структур на депутатские запросы или возбуждения уголовного дела против избивших Кирилла в СИЗО.

В ситуации, когда мы чувствуем приближение такой политической стабильности, что хочется уехать в Австралию, чтобы не задержаться в Ивделе на десять лет без права переписки, злоупотребления со стороны правоохранительных органов аккумулируют наше недовольство сложившейся ситуацией.
Конечно, особую роль в этой истории сыграл интернет. Кирилл не только умело обыграл его мифологию. Именно там люди, которые не знали друг друга, сплотились, чтобы сделать вместе что-то настоящее. Например, те, кто нашли его в СИЗО, в тот момент не были даже знакомы друг с другом. «Мы просто пришли, потому что чувствовали: кроме нас никто не сможет помочь», - объясняют они.

Когда верстался номер

Сейчас Форманчук восстанавливает здоровье. На машине почти не ездит, возят друзья. Но даже когда его останавливают гаишники, конфликтов не возникает.
«Я всегда вожу с собой видеокамеру, - объясняет Форманчук. - И как только начинаю съемку, инспекторы сразу отходят в сторону. Не хотят связываться».


Переступите через мой труп

Когда у человека столько видов деятельности и в каждой он заметен, так и тянет задать тривиальный вопрос, какое дитя самое любимое. Коляда - драматург, основатель школы. Режиссер, основатель театра. Главный редактор журнала «Урал». Преподаватель Екатеринбургского театрального института.

«Давайте подводить итоги, пока итоги не подвели нас», - Николай Коляда процитировал Илью Ильфа и быстро набросал реестр «наколядованного» за прошедший год. Три премьеры: «Гамлет», «Курица», «Женитьба». Участие в нескольких фестивалях: в Самаре, Омске, Волгограде, Нижнем Новгороде, гастроли в Польше. Успех спектакля «Амиго» на «Золотой маске». Выпуск еще одного сборника пьес. 50-летний юбилей, наконец. Среди всех впечатлений как самое сильное он выбрал летнюю, тоже юбилейную «Евразию» - конкурс молодых драматургов, который сам и придумал пять лет назад. Было много гостей: писатели, столичные критики. По традиции собрались в его деревенском доме в Логиново, несколько дней читали пьесы, обсуждали. Пришло время разъезжаться. Ждали автобусов, веселые, немного пьяные. Тепло, музыка, человек сто во дворе - и в это время начался ливень. Многие разулись, разделись и стали танцевать: «И такое счастье нас переполняло - от прочитанного, от выпитого, в лужах и под дождем…».

- Я когда прочитал список в интернете, чуть не расплакался от радости. Ну удалось все-таки! Меня молодого не поддерживали, били по рукам и ногами в живот: «мерзость, скотоложство». Поэтому я знаю, как тяжело молодым, им нужно помогать. В журнале «Урал» мы еще в 1999 году учредили молодежный литературный клуб «Лебядкин», каждый девятый номер отдан начинающим писателям и поэтам. У меня вышло шесть сборников собственных пьес и восемь - сборников пьес моих учеников. Нельзя же за успех цепляться бесконечно и повторять: «Я первый, я лучший». Пик моей популярности пришелся на вторую половину 90-х, теперь пусть другие получают премии и награды. А мне приятно, что под моим «знаменем».

Сначала он отвечает уклончиво: мол, стараюсь хорошо выполнять любую работу, данную господом Богом или правительством Свердловской области. Потом признается: главное его дело - пьесы писать. Уже написано 9 Из них на сцене живет 5 Некоторым повезло больше других: например, «Мурлин Мурло» с Еленой Яковлевой в главной роли в репертуаре московского «Современника» вот уже 18 лет. Я вспоминаю, как лет десять назад именно эту пьесу критики называли эпизодическим явлением русского театра, мол, ее время быстро пройдет. Критики, как всегда, ошиблись. Коляда, как всегда, прав. Сегодня он не один, у него последователи. В лонг-листе национальной премии «Дебют» в номинации «драматургия» из 12 человек со всей России пятеро - его ученики.

- Не знаю, как это получилось, я ничего специально не делал, может, звезды сошлись. Ругаю учеников как сумасшедший: не пишите, как Коляда. Меня радует, что Олег Богаев не похож на меня, Саша Архипов - не похож, Аня Богачева - своеобразна. А вот Вася Сигарев черпает из той же «ямы». Сегодня иду на занятия в театральный, опять буду их долбить: говорите своим голосом, переступите через мой труп. И я когда-то был увлечен Вампиловым и Арбузовым, преклонялся, подражал, но выбрал собственную дорогу.

- Вас «обвиняют» в создании собст-венной драматургической школы…

- Идея принадлежала Валентину Лукьянину: позвать Коляду, и на журнал сразу обратят внимание. У меня тогда было много дел. Но если произносят такие слова, как «помогите», я кидаю все и бегу помогать. Как поднимали подписку? Льготами, работой с библиотеками, криком-ором, чтобы о нас услышали. Сначала подписка составляла всего 237 экземпляров, сейчас - 330 Все равно мало, конечно. Но наши читатели - это тот «кислород», который необходим, чтобы общество дышало. Все лучшее, что было написано на Урале за это время, опубликовано в журнале.

- Восемь лет назад она неожиданно для многих вывела вас в редакторы журнала «Урал». Задумка была, как я понимаю, известным именем спасти утопающего?

- Однако ни «Ревизор», ни «Гамлет» не были отобраны на «Золотую маску». И за спектакль «Ромео и Джульетта», который до сих пор вспоминают как откровение и просят диски с записью, я ничего не получил. Мне это смешно. Наплевать. Когда в апреле возили в Москву «Амиго», столько натерпелись, что пропади эта «Маска» пропадом: высокомерие, мертвечина и банкет с плавленым сырком. Чувствуется, что люди здесь зарабатывают, им не до искусства. Атмосфера провинциальных фестивалей другая: хлеб-соль. Нам ведь много не надо, услышать «мы вам рады», и уже хорошо.

- Вы говорите, что пик популярности позади. Но сегодня Николай Коляда - признанный мэтр.

Бриллиант за десять тысяч

- Николай, вы много общаетесь с писателями и артистами. Они отличаются принципиально?


Конечно, мне нравится, когда меня хвалят. Другое дело, когда ты эти награды получил, нужно улыбнуться и убрать их в угол. А если все те слова, что говорят на вручении премий, воспринимать всерьез, в голове будет стучать: «ты гений, ты гений». Так можно и с ума сойти.

- А в «Гамлете» артисты чему учились?

- И те и другие как малые дети, порода такая, каждый на себя одеяло тянет. Из носу кап, в руки хап. Не понимают, что надо общее дело делать. Журнал, спектакль - коллективное творчество. Собираюсь поставить «Короля Лира» с поучительной целью, чтобы поняли: нужно соединять, а не рвать на части.

- Многие театры жалуются на нехватку молодежи, а у вас и зрелые роли играют порой юные ребята.

- Актерскому мастерству. Мы странно репетировали. Пять месяцев делали этюды с предметами: давили яблоки, рвали лаваш; все записывали на видео, было смешно и весело. Ставить начали за месяц до премьеры, лишь 20 процентов сделанного вошло в спектакль, остальное сохранилось как школа актерского мастерства.

- Если бы Олег остался работать в Екатеринбургском драматическом, классическом театре, он бы, конечно, и там был заметен, но вряд ли бы так блистал…

- Возможно, я по натуре ближе молодым. Коллектив у меня замечательный. И немаленький: 54 сотрудника. Есть просто выдающиеся, редкие артисты - Олег Ягодин, Ирина Ермолова. Это бриллианты, вокруг которых можно выстраивать что угодно, брать темы любой сложности.

- «Коляда-театр» продолжает частную жизнь?

- Наверное. Он артист современного стиля. Когда Олег произносит монолог «Быть или не быть», я открываю дверь в своем кабинете и слушаю: мороз по коже. И никакой звездной болезни. К Новому году готовили сказку «Морозко», он там Леший. Казалось бы, мог отказаться, «не царское это дело» для Гамлета; нет, он за все берется. Как и я: и пол в театре мою, и убираю после спектаклей, и за игрушками езжу. Это мой театр.

- Сколько стоит в среднем постановка спектакля?

- Да, он на самоокупаемости. Мы зависим прежде всего от продажи билетов. На последнюю премьеру, «Женитьба», подняли цены до 350 рублей, это дорого для андеграундного театра даже по европейским меркам. Билеты раскупили. А для Москвы, наоборот, дешево. В конце января на сцене театра «Современник» будем представлять пять постановок. Я собирался играть спектакли тоже за 350 рублей, но мне сказали: «Что вы». Цены назначили от 500 до 2000 рублей.

- Как строятся ваши взаимоотношения с властью? Зачем власть культуре?

- Самый дорогой у нас - «Гамлет», 90 тыс. рублей. Деньги на постановку обычно вкладываю свои. Я получаю достаточно большие авторские гонорары, когда идут мои пьесы. «Современник», например, за вечер собирает 1,5 - 2 млн рублей, я получаю 8%. Выходит 5 - 8 тысяч долларов в месяц, почти все идет в театр. У нас самая лучшая в городе аппаратура, прекрасное сценическое освещение и т.д. Но зарплата артистов недостаточно высокая. Олег Ягодин, занятый во многих постановках в главных ролях, имеет 10 - 12 тысяч рублей в месяц.

Чернуха и «белуха»

- В ваших спектаклях всегда большое количество реквизита, вы не минималист. В «Курице» штук 200 игрушечных свинок, пространство «Гамлета» заполнено репродукциями портрета Моны Лизы. Почему вам так важен мир вещей?


- Только для финансовой поддержки. Все-таки трудно столько лет тащить театр за свой счет, надеюсь на помощь. Летом планирую провести второй фестиваль «Коляда-place»: 28 спектаклей по пьесам моим и моих учеников в постановке разных театров. Обратился в федеральное министерство, отправил документы. Они пришли обратно: якобы неверно оформлены. А на ушко мне посоветовали походить по кабинетам, мол, откат в министерских учреждениях составляет 30% запрашиваемой суммы. А что значит - откат? Давать взятки людям, которые распоряжаются бюджетными деньгами. Они что, меценаты? Кто-то, может, считает это нормальным, но на моей голове последние волосы зашевелились. В эту игру я не играю. Лучше позвоню друзьям, обращусь к артистам, чтоб пояски затянули еще потуже… В итоге помогла местная власть: на фестиваль обещали выделить средства правительство Свердловской области и администрация Екатеринбурга.

Как-то зашел в магазин купить еду кошкам, вижу, висят какие-то копыта, на муляж похожие. Объясняют: «Это для вашей собачки, живые кости, по специальной технологии обработанные. Запах сохраняется, а вредных веществ нет. Можем предложить еще свиные, козьи». Беру все. Меня узнали: «Вам для спектакля?» «Да, для «Гамлета». «Там вроде бы про другое было». «Про это, про это, мне лучше знать: про смерть, про кости»… В спектакле Гамлет произносит свой знаменитый монолог на костях. А в массовых сценах, когда артисты берут в руки эти копыта и наступают на зрителя, они как бы кричат: «Мы вас побьем за весь прогнивший русский реалистический театр».

- Большие портреты-негативы Джоконды я увидел однажды на рынке и сразу купил 40 штук, еще не зная зачем. Концепции не было, все рождалось в процессе: во что превращается красота, облюбованная до отвращения, захватанная до похабства. Реквизит для меня - подспорье, толчок. Бывает, репетиция идет как-то вяло. «Подождите, говорю, схожу за реквизитом». Через десять минут возвращаюсь с чем-то новым в руках, с идеей в голове - и дело двинулось. Иногда сам удивляешься, откуда что берется.

- Ненавижу. Зацелованный до смерти Чехов, зацелованный до смерти Гоголь. Когда я такое вижу, думаю: как не стыдно, во что вы превратили театр, в мертвечину, а ведь он живой, вечный. Гоголь, Толстой, Горький - вечные. Читаешь - сердце волнуется. Смотришь на сцену - все в белых платьях, воздух не шелохнется. Сегодня не может быть такого театра - другой нерв у времени. В «Женитьбе» я от души стебался над театром Станиславского, их понятием «белухи».
Когда мне начинают говорить про русскую душу, великую и прекрасную, а ты, мол, чернушник-порнушник, черпаешь из помойной ямы, Россию не любишь, только грязь замечаешь, я думаю: они что, мои пьесы не читали, спектакли не смотрели? Не чувствовали, сколько в них боли и любви? Когда Ирка (Ирина Ермолова в роли Джульетты. - Ред.) берет Олега на руки и качает его, так ведь она всех своих не родившихся детей качает. Лучше бы эти чистые и духовные прибрали вокруг своего дома. Когда мне указывают, что и как делать, это не просто обидно, это ранит глубоко в сердце.

- Вы его ненавидите, реалистический театр?

- Где еще поплачешь хором, как не в театре? Я всегда так спектакли выстраиваю: смешно, смешно, смешно - и страшно, грустно. Сначала посмеешься от души, потом поплачешь, так театр устроен, так жизнь устроена. Вот в Германии другой театр. Там нельзя плакать в зрительном зале, воспитание не позволяет, отношение к искусству. Но в большинстве стран, как и у нас, театр идет не от головы, а от сердца.

- Некоторые зрители на ваших спектаклях то гомерически смеются, то истерически плачут. Рыдать в театре - это нормально?

- «Деньрожденческий вопрос»: каково Коляде в 50 лет?

А чой-то вы во фраках...

На фестивале в Самаре после просмотра «Ревизора» в постановке Коляды критики в очередной раз устроили битье: «Да когда же герои Коляды выйдут на сцену не в телогрейках и ватниках, а во фраках»?
4 декабря драматург и режиссер, «уральская икона», на которую кто-то молится, кто-то отворачивается, отмечал полувековой юбилей. Сидит мэтр в неизменной тюбетейке в зрительном зале, открывают двери, и все его артисты выходят на сцену - во фраках. «Было чудовищно смешно!».


Главная страница :: Энергоносители :: Коляда-place
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz