Главная страница :: Энергоносители

Пинки левой ноги Почувствовать другого Восточный экспресс Борьба полов Мода на сельское хозяйство Серые начинают и выигрывают Нехорошая ситуация Блог командного духа Спрос выше дерева мягкая мебель

Представляем вниманию читателя первый рейтинг сайтов авиапредприятий региона. Мы не рассматриваем технические или дизайнерские аспекты. Наш взгляд - взгляд типичного пользователя. Прежде всего посетитель сайта хочет быстро найти нужную информацию. При этом о таких вещах, как «платформа», «скрипт» или «хостинг», он понятия может не иметь, ему достаточно ссылок и баннеров. Еще пользователь может давать оценки «красиво-некрасиво» и «удобно-неудобно». На этих принципах основан и наш рейтинг.

Возрастающие государственные и международные требования к системе электронного документооборота пока слабо отразились на совершенствовании сайтов уральских авиакомпаний и аэропортов. Их полноценному развитию мешают низкий уровень конкуренции в авиационной отрасли и недооцененные возможности интернет-ресурса.

Между тем актуальной задачей как для авиакомпаний, так и для аэропортов становится оперативное информирование через корпоративные сайты о задержках рейсов или их отмене (наличие online-табло), представление схемы проездов от центра города к аэропортам (отражающее временные перекрытия участков автодорог), расписания движения к аэропорту и от него автобусов и электричек и т.п. Безусловно, возможность предоставления таких услуг требует постоянной поддержки авиасайта.

Приносим свои извинения
Современные услуги для потенциальных пассажиров на большинстве авиасайтов отсутствуют. В лучшем случае здесь можно найти маршрутное расписание, оперативную информацию о деятельности авиакомпаний и аэропортов (прочитать об открытии новых рейсов, награждении лучших сотрудников, участии в различных выставках и даже о проведении в Уфе международного турнира по мини-футболу).

Российских членов Всемирной ассоциации воздушного транспорта (IATA) - семь, уральских авиакомпаний среди них нет. Но без электронного билета они не будут востребованы на международном рынке авиаперевозок. Пока среди всех авиакомпаний Урала и Западной Сибири электронный билет можно оформить лишь на сайте «Уральских авиалиний», и то на ограниченный круг международных рейсов.

С начала 2008 года участники мирового авиационного сообщества отказались от бумажной технологии продаж билетов и перешли на систему электронного билета (eticketing, см. «Ни помять, ни потерять», «Э-У» № 5 от 05.02.07).

Полетали - налетели
Рейтинг сайтов аэропортов и авиакомпаний не принес особых сюрпризов. Невысокий уровень их основной массы скорее свидетельствует не о низкой квалификации создателей или небольших бюджетах, а о незначительном уровне конкуренции в отрасли: сайты не считаются эффективным каналом продвижения.

Как показывает мировая практика, заказ билетов на сайтах авиакомпаний с последующей оплатой по банковской карте стал очень распространенной услугой. В нашем регионе эта услуга в полном варианте внедрена только теми же «Уральскими авиалиниями» (продажи через сайт уже достигли 7%, в течение года ожидается их рост до 10%). На сайтах ЮТэйр и «Когалымавиа» имеется возможность только заказа, затем курьер привозит билеты, а платить вы будете наличкой. На сайте «Авиапрада» услуга бронирования формально существует, но все попытки воспользоваться ею неизменно натыкаются на надпись: «В системе произошел сбой. Приносим свои извинения».

Помимо простого стремления к совершенству сайтов, у авиапредприятий есть и вполне материальные стимулы: хороший сайт способен принести дополнительные доходы, например от сервиса продажи билетов, привлечения арендаторов (на сайте крупнейшего аэропорта страны Домодедово магазинам и предприятиям общепита посвящен большой раздел), услуг гостиницы и парковки.

Более всего это относится к аэропортам. Если авиакомпанию пассажир может выбирать (и то не всегда, преимущественно на московском направлении), то альтернативы аэропорту нет. Возможно, поэтому далеко не все аэропорты имеют веб-сайты, даже такой крупный, как челябинский Баландино (его сайт планируется запустить в начале этого года). В пяти городах аэропорт и местная авиакомпания принадлежат одному юридическому лицу (что также говорит об искаженной конкуренции в отрасли), и аэропорт представлен разделом на сайте авиакомпании.
Отметим, что среди авиакомпаний лидирующие позиции заняли наиболее крупные (сайт небольшой «Когалымавиа» попал в их число, поскольку его разработкой занимался профессионал - РБК СОФТ; другая его работа - сайт ЮТэйр - получила оценку еще выше). У аэропортов прямой зависимости между масштабом деятельности (мы оценили его по величине сети регулярных маршрутов) и качеством сайта нет. Здесь качество сайта, видимо, зависит от времени его создания (у многих просто нет желания обновлять старый, но действующий), вложенных денег и опыта разработчика. Счастливое исключение и явный лидер - сайт екатеринбургского аэропорта Кольцово.




Имидж авиации всегда был связан с высоким качеством техники и обслуживания: к этому обязывает прежде всего специфика деятельности. Приходит время, когда корпоративный сайт становится составной и немаловажной частью этого имиджа.

Побродив по сайту и ткнув в большой баннер с надписью VAspanUS, мы узнаем о существовании сообщества любителей виртуальной авиации. При помощи программ-симуляторов полетов и интернета, связывающего участников, эмулируются не только самолеты, но и аэропорты, диспетчерские службы. Рейсы выполняются по реальным маршрутам на различных моделях самолетов (так, «ВА БАЛ» «летает» из аэропорта Уфы в 14 городов на самолетах трех типов). На сайте можно почитать устав и расписание полетов, узнать последние новости, познакомиться с пилотами и генеральным директором компании (судя по , ему лет 20, но он «пилот второго класса, налетавший свыше 200 часов»).

Реальный сайт виртуальной авиакомпании
В поисках авиасайтов мы наткнулись на сайт «Виртуальной авиакомпании “Башкирские авиалинии” - “ВА БАЛ”» (va-bal.nm.ru). Человек, случайно попавший на него, будет некоторое время пребывать в недоумении. По дизайну он вполне напоминает сайт обычной авиакомпании. Смущает и надпись крупными буквами «Официальный сайт». Да и сами «Башкирские авиалинии» юридически существуют. Почему же тогда компания виртуальная?

Таблица Результаты тестирования сайтов авиапредприятий Уральского региона

Как указано на сайте, «виртуальная авиакомпания “Башкирские авиалинии” создана в состоянии реальной а/к “БАЛ” на момент 2003 года». Реальная авиакомпания «Башкирские авиалинии», потеряв два самолета (в том числе один - в печально известной катастрофе над Германией летом 2002 года), несколько лет пребывает в состоянии банкротства и регулярных полетов не ведет. Созданная при участии «ВИМ-Авиа» и правительства Башкортостана «Авиакомпания Башкортостан» (www.air-bashkortostan.ru) к регулярным полетам до сих пор не приступила, а на ее сайте из всех разделов представлен только список телефонов.

В рейтинге участвовали веб-сайты аэропортов и авиакомпаний Урало-Западносибирского региона, работающие на рынке регулярных пассажирских авиаперевозок, принимающие и использующие воздушные суда первого класса (массой свыше 75 тонн) и более крупные. Предприятия, занимающиеся обслуживанием исключительно местных воздушных линий, в рейтинг не включались.

Методика

У пяти аэропортов (Пермь, Ижевск, Оренбург, Нижневартовск и Новый Уренгой) эксплуатантом является авиакомпания, базирующаяся в этом аэропорту. В этих случаях сайты аэропортов совмещены с сайтами авиакомпаний. Поскольку структура сайта аэропорта и компании различна, мы оценивали их дважды: как сайт и аэропорта, и авиакомпании. (Компании Нижневартовскавиа и Новоуренгойский объединенный авиаотряд в рейтинг не попали, так как работают на местных авиалиниях.)

Всего в регионе этому критерию соответствует 21 аэропорт, в рейтинге участвуют 1 Аэропорты Кургана, Орска и шесть аэропортов в Тюменской области сайтов не имеют, в челябинском Баландино сайт в стадии разработки. Все девять авиакомпаний региона, занимающиеся дальними пассажирскими перевозками, имеют собственные сайты.
Сайты рассматривались с точки зрения пассажиров, как самой большой аудитории. Разделы, предназначенные для клиентов и партнеров -юридических лиц, а также акционеров и инвесторов, не анализировались.

Таблица Описание категорий

Тестирование проводилось с 17 по 25 декабря. Сайты оценивались по 39 (аэропорты) и 35 (авиакомпании) параметрам, которые можно разделить на две большие группы - информационное наполнение и внешний вид, удобство навигации. 26 параметров - общие для сайтов аэропортов и авиакомпаний.

В итоговом рейтинге близкие параметры сгруппированы в категории, по каждой выставлена оценка по трехбалльной шкале: «+1» - наилучшие показатели в категории, «0» - средние, «-1» - наихудшие. Например, чтобы получить «+1» в категории «О компании», необходимо присутствие на сайте регулярно пополняемого раздела новостей, а также раздела истории и технических данных. При неоднозначности оценки этих параметров учитывалось наличие схем и графий аэропорта или самолетов.

В зависимости от вида параметра ему присваивалась либо двухбалльная оценка «да/нет» (например, наличие поиска по сайту), либо трехбалльная «плохо/средне/хорошо» (для дизайна и меню).

Конечно, структура сайтов аэропортов и авиакомпаний различна (строго говоря, мы получили два отдельных рейтинга), но в силу того, что часть параметров сопоставимы, составлена общая таблица.

Итоговый рейтинг представляет собой сумму положительных баллов по шести категориям. Мы не стали суммировать отрицательные оценки (для итогового рейтинга «0» и «-1» одинаково дают ноль баллов), но для демонстрации конкретных недостатков сайтов они интересны.

Дополнительные материалы:

Чтобы показать величину авиапредприятий, был выбран наиболее доступный показатель - количество регулярных направлений - число городов, в которые летает компания или в которые можно попасть регулярным рейсом из аэропорта.

• Статичная, редко обновляемая информация.
• Пустые места в разных частях сайта из-за несоответствия размеров колонок и представленной информации.
• Навязчивая реклама, перегруженность рекламными баннерами.
• Меню, новости, реклама, информация перемешаны, нет четкого разграничения.
• Плохо структурированное меню:
- пункты с неясным содержанием, слишком много пунктов в меню первого уровня;
- наиболее востребованные разделы (расписание, табло) не бросаются в глаза.

Типичные ошибки в оформлении сайтов аэропортов и авиакомпаний
Первая страница


• Не работающие ссылки и сервисы, не загружающиеся картинки, отображение частей тэгов HTML.
• Нет логотипа сайта (отображаемого рядом браузеров).
• Незаполненные, слабо заполненные разделы, разделы в стадии разработки.
• Слишком большие графии.
• Окна, требующие горизонтальной прокрутки.
• Слишком много внимания разделам для партнеров-юрлиц.
• Отсутствие ссылки на первую страницу на других страницах.
• Некорректная работа в браузере Opera (используется в России примерно на четверти компьютеров).

Прочее


Путин, создав в стране семь федеральных округов, поставил своим полпредам одной из основных задач «организацию в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых президентом Российской Федерации; организацию контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти». Восемь лет назад налицо была острая необходимость преодолеть внутри страны центробежные тенденции, ограничить резко возросшую самостоятельность субъектов федерации (в особенности национальных республик): их законодательство во многом входило в противоречие с федеральным. Отсюда и актуальность задачи контроля за выполнением в регионах решений федеральной власти. Ее удалось выполнить практически повсеместно.

Предстоящая смена главы государства неизбежно поднимет вопрос о судьбе федеральных округов. Во-первых, полномочные представители президента в федеральных округах - его непосредственное детище. Пересмотр их функций или вообще целесообразности существования зависит лично от президента и не нуждается в согласованиях ни с парламентом, ни с представителями субъектов федерации. Во-вторых, должность полпредов - важное звено в структуре президентской администрации. Указ о представительствах президента в федеральных округах стал одним из первых после официального вступления Владимира Путина на пост главы государства в мае 2000 года. Это обстоятельство позволяет предположить: тема полпредов и федеральных округов прозвучит и в первых указах нового президента, который приступит к своим обязанностям с мая этого года. По отношению третьего президента России к этому вопросу во многом можно будет спрогнозировать векторы его будущей внутренней политики.

Наиболее реалистичен второй вариант и вот почему. С тех пор, как Конституция с 1993 года превратила области и края в полноправные наряду с национальными республиками субъекты федерации, среди правоведов и политологов не утихают споры о том, насколько нашей стране необходим такой большой субъектный состав (самый большой в мире среди трех с лишним десятков федераций). Было 89 субъектов, после череды объединений их количество несколько сократилось, но все равно оно больше 80 (точнее, наверное, и президент затруднится назвать). Ряд экспертов предлагают активизировать процесс объединения субъектов, чтобы сократить их количество в два-три раза. Но субъекты федерации - не простые административно-территориальные единицы, границы которых можно перекроить из центра. Конституция РФ наделила их частью государственного суверенитета, а без чрезвычайной необходимости суверенные права лучше не перетасовывать. В то же время «уследить» из центра сразу за всеми территориями практически невозможно. Здесь и представляются палочкой-выручалочкой полпреды, распределенные по семи федеральным округам.

Ныне контроль федеральной власти над деятельностью региональной установлен настолько, что иной раз сомневаешься: существуют ли еще в стране реальные федеративные отношения, при которых субъекты федерации должны обладать частью государственного суверенитета? В таких условиях полпреды со старыми задачами оказываются лишним звеном: губернаторы областей и президенты национальных республик и без них берут под козырек. Выходит, институт полпредов нуждается либо в ликвидации, либо в существенной корректировке функций.

Но подъем экономики и уровня жизни населения в отдельно взятом субъекте федерации невозможен. Даже стремительно богатеющему Ханты-Мансийскому АО требуются производственная база нефтесервисного машиностроения и центры подготовки специалистов нефтегазовой отрасли на юге Тюменской области, достройка автодороги в Свердловской, соединяющей промышленный Урал с северными городами, качественная продукция аграрного сектора Зауралья, да много чего другого.

Основная функция полпредов в новой обстановке должна быть не столько правовая, сколько экономическая. Соответственно, и представлять президента в федеральных округах должны не выходцы из силовых структур, а экономисты. Единое правовое и политическое пространство страны сформировано, настала пора скреплять федерацию экономически, а именно - реализовывать инвестиционные проекты, преодолевая административные границы субъектов РФ. Главная задача полпредов на будущее - превращение вверенных им федеральных округов в макроэкономические регионы, объединяющие множеством хозяйственных связей все входящие в них области, края и республики. Губернаторы это сделать не в состоянии, они мыслят своими территориями, отчитываются за них перед президентом и порой тихо радуются, если дела у соседей идут чуть хуже.


Главная страница :: Энергоносители :: Экономика или жизнь
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz