Главная страница :: Энергоносители

Почему не начались аукционы Как мышам съесть кактус Кэс уступили сбыт в перми Машины для «маленького дракона» Четыре точки приложения сил Идите в сервис Счастливый бухгалтер «это просто срезанный лейбак…» Большая переделка мягкая мебель

«Окружить всемерной заботой (переоснащение, кадры) производства - в первую голову глобально конкурентоспособные по естественным страновым особенностям (навскидку: генерацию и экспорт электроэнергии; переработку газа, нефти, леса; логистику и транспорт; туризм). Провести ревизию научнотехнических заделов, всерьез вложиться в образование и науку. Организовать революцию в жизненно важных наукоемких отраслях (генетике, фармацевтике, материаловедении, энергетике, экологии и т.д.), сделав ставку на уникальное, но доступное качество. Да, всемирно признанные центры образования и медицины - США, Великобритания, Германия. Но у нас есть пока главное, чтобы оспорить пальму первенства, - спецы. Однако нет воли. Еще: реанимировать оборонные НИИ, КБ и заводы, обеспечив перенос продвинутых военных разработок в гражданскую сферу. Не жалея фантазии и средств раскручивать неповторимые бренды, прививать планете моду на российское.

Впоследнем номере прошлого года мы предложили набросок собственного варианта национального проекта (см. «Наш национальный проект», «Э-У», №48 от 19.12.05). Позвольте напомнить.

Еще нам надобен вождь, способный одной только интонацией оживить веру в Россию, сплотить и возвысить народ… Надо скинуть омертвевшую под хлыстом неправедности кожу усталости и равнодушия, порождающих лень и пораженчество. Договориться о цели хотя бы на ближайшие полвека. Меньше гадить друг другу, выпячиваться, якать, суетиться.

Явить миру чудеса толерантного и взаимно ответственного сотрудничества общества, бизнеса и государства. Насколько целесообразно, вывести государство из экономики, в разы сократив чиновничество, а оставшимся положить достойное жалование, чтоб не вымогали взятки. Вместе с тем ввести грозные наказания за злоупотребления и применять их, невзирая на звания и чины. Сделав госслужбу престижной, привлечь во власть молодых современно образованных менеджеров (как минимум говорящих поанглийски: русский язык, конечно, великий, но не международный). Бюрократии - прекратить нахально угрожать малому и среднему предпринимательству, прессе, общественным организациям. А им - перестать бояться, объединиться в партии и парламентским способом добиваться публичности судов.

Создав гипотезу, мы решили проверить ее на тех, кто стоит у руля страны и регионов или готовится к приему этой миссии, олицетворяет настоящее и будущее российского бизнеса на международных рынках, служит совестью общества. Таких называют элитой. Так, просто и со вкусом, мы и назвали народившуюся рубрику: «Элита».

И больше - думать. В последнюю очередь о том, как “попилить бабло”. В первую - о Родине».

Предел сизифовых мучений
- Александр Васильевич, федеральное правительство обещает не позже 2007 года включить Россию в ВТО. Многие считают, что это ослабит экономику страны и подорвет суверенитет государства. Каково ваше мнение на этот счет?

Открывает ее губернатор Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) Александр Филипенко, возглавляющий регион с 1989 года. ХМАО - это 58% российской нефти, крупнейшие отечественные компании, первые строчки в инвестиционных рейтингах.


- Основное условие, которое выставляют переговорщики со стороны ВТО, - выравнивание внутренних цен на энергоносители с мировыми. Должны ли мы соглашаться с этим требованием?

- Оставаться вне организации, где собраны все сильнейшие экономики мира, неправильно. Но следует защитить отрасли, рискующие серьезно пострадать от вступления в ВТО, укрепить возможности государства поддерживать их. Единственный вариант, который позволит извлечь позитив от присоединения к ВТО и минимизировать негативные последствия, - тщательно оговаривать условия с учетом особенностей состояния и задач развития экономики, применять дифференцированный подход в отношении каждой отрасли.

- Атлантисты рассматривают Россию прежде всего как источник ресурсов и широкий рынок сбыта. Мы удовлетворимся такой ролью?

- Серьезные энергоресурсы, которыми мы обладаем, - одно из наших преимуществ, совершенно отказываться от него неверно. Не секрет, что разница в ценах расслабляет нашего производителя. Но резкий отказ от нее, боюсь, ни к чему хорошему не приведет. Нужен обоснованный период времени, чтобы адаптировать нашу экономику к мировым ценам.

- Казалось бы, государство располагает значительными накопленными средствами, понятны направления инвестирования, выстроена и властная вертикаль. Отчего же мы вновь и вновь говорим о рывке высоких технологий лишь как о грядущей задаче?

- Россия была и остается державой с огромным потенциалом в высокотехнологичных, высокоинтеллектуальных отраслях. Нам досталась уникальная советская система образования и науки. Мы способны существенно влиять на ситуацию в мире «не только в области балета», но в любой отрасли знаний и хозяйствования.
В самое короткое время надо решать такие прагматические задачи, как организацию глубочайшей переработки углеводородов, создание по последнему слову науки и техники предприятий нефтегазохимии, которые дадут современные конструкционные пластмассы. Элементарно качественных красок в стране нет… Мы должны не только закрывать собственные потребности, но и работать на мировой рынок. А отдавать 40% добываемой нефти в сыром виде, причем по ценам, уступающим мировым, - бесперспективно.

- Как замотивировать чиновников на оказание помощи предпринимательству?

- Да, беда в том, что мы долго и не очень удачно пытаемся практически использовать имеющийся потенциал. Государству нужно более активно и смело идти на формирование стимулирующих условий - предоставлять преференции за счет сегодняшних высоких рентных доходов, создавать особые экономические зоны, специальные налоговые режимы. Естественно, при тщательном контроле за соблюдением законодательства. Второе - готовить специалистов. Третье - разбюрократизировать систему принятия решений. К сожалению, чтобы начать заниматься практическим, полезным делом, человеку приходится преодолевать столько бюрократических препон, да еще обремененных административной рентой, что многие просто не выдерживают изнурительного марафона и сходят с дистанции.

- Трудно представить, что сами чиновники заинтересованы в таких преобразованиях: это разрушает возможности извлечения пресловутой административной ренты.

- Надо оптимизировать саму бюрократическую структуру. Происходит много пертурбаций, особенно в федеральных службах и их территориальных управлениях, но чиновников меньше не становится. Я не сторонник бездумных механических решений: мол, давайте в два­три раза сократим количество чиновников. Но каждый из них должен заниматься конкретным порученным ему делом и отвечать за свои действия или бездействие. Должен быть строго определен круг функций и полномочий, четко регламентированы сроки и качество выполняемых услуг, сформулированы критерии эффективности деятельности, разработаны положения о порицании или поощрении. Любое дело должно быть либо решено в очерченные сроки, либо аргументированно отклонено. Пока же многие вопросы не решаются годами, а бюрократическая канитель - один из серьезнейших тормозов. Другой тормоз - несовершенная нормативноправовая база. Она чрезвычайно объемна, запутана, противоречива, что допускает широкое толкование норм.

- Иными словами, общество - союзник прогрессивной части административной системы. Зачем тогда отодвигать его от власти? Я имею в виду отмену всенародных выборов глав регионов и мажоритарных округов на выборах в Госдуму. От этого контрольные механизмы только ослабевают.

- На это есть активная часть общества, гражданские институты, партии, СМИ, которые берут на себя функцию общественного контроля. Ничего другого не придумаешь.

- То есть возможности экспериментировать не исчерпаны?

- Я не буду убеждать, что это наилучший способ формирования власти. И все же новые принципы не исключают демократических процедур: в роли выборщиков выступают депутаты местных законодательных органов, избранные населением. Кроме того, в последнее время вокруг власти формируется целая сеть общественных институтов, например трехсторонние комиссии с участием работодателей и профсоюзов, общественные палаты. Конечно, многое будет зависеть от того, каким образом в этой конфигурации поведет себя власть. Поэтому надо продолжать искать организационные формы контроля общества над нею, поддерживать этот поиск и сверху, и снизу.

- Движение должно быть поступательным?

- Не экспериментировать, а целенаправленно искать механизмы решения важнейших задач, о которых мы говорили вначале. Общество проходит разные этапы становления политического самосознания. Учитывая своеобразную историю российского государства и народа, непросто вот так сразу построить сбалансированную систему, которая бы отвечала интересам всех. Но без попыток сделать это мы никогда не создадим конкурентоспособную экономику и сильное государство, полноценно исполняющее свои обязанности перед населением.

Вся власть советам
Как принцип народовластия, исповедуемый Александром Филипенко, претворяется на территории ХМАО? За примером мы отправились в Мегион - 55-тысячный сосед Нижневартовска, вотчину компании «Славнефть». Именно отсюда в 60х годах началось освоение нефтеносных недр Югры. У мегионцев особый характер. В прошлом году горожане первыми и единственными в Югре отказали в доверии местному главе, проголосовав за кандидата «против всех». И.о. главы города Вячеслав Танкеев, в недавнем прошлом руководитель крупного строительно­промышленного комбината в Нижневартовске, взялся направить протестный настрой горожан в позитивное русло.

- Безусловно.

- Вячеслав Михайлович, зачем городской власти общественные советы? Они связывают ей руки…

Предприятия Мегиона (градообразующее - «Славнефть-Мегионнефтегаз») перечисляют 55 млрд рублей налогов в год. «На этих налогах строится стратегия развития России, именно этими деньгами наполняются приоритетные общенациональные проекты. Но если проекты, провозглашенные сверху, не получат поддержки населения, то деньги утонут на пути от федерального бюджета до конкретного человека», - считает Танкеев. Отсюда - идея создания городского общественно­экспертного совета, органа гражданского контроля за осуществлением национальных проектов на территории муниципального образования. Начало первому подобному проекту в России (его назвали «Мегионская инициатива») положено деловой игрой, собравшей более полусотни горожан­активистов, делегатов нефтянки, социальной сферы, общественной среды: организации сами выбирали «парламентеров». Искоренить бюрократизм, устранить чиновную волокиту, создать прозрачную систему информирования населения о деятельности власти, разработать стандарты и демонополизировать социальную сферу - вот наиболее часто повторяющиеся предложения мегионцев.

- Механизмы формирования общественной палаты вызывают сомнение: первую группу делегатов назначает президент, вторую - те, кто назначен президентом, а третья проходит через сито полпредств. Как вы в Мегионе собираетесь избежать показушности, сделать совет реально рабочим инструментом?

- Решения о стратегическом развитии города следует принимать коллегиально: так жители не только воздействуют на власть, но и разделяют с ней ответственность. Пять лет назад мы создали в Нижневартовске общественную организацию - ассоциацию строителей. Нас включили в конкурсные комиссии, в градостроительный совет: понятно, что мы были заинтересованы в реализации решений, в принятии которых участвовали. Мне было приятно, что власть ведет со мной активный диалог. Хочется, чтоб жители Мегиона почувствовали то же: прежняя администрация такого диалога в принципе не вела и в результате получила кризис доверия.

- Но насколько современными и квалифицированными будут кандидаты, смогут ли они рыночно мыслить?

- Он должен создаваться непосредственно гражданами.

- Доверите ли вы бюджетные средства частным коммунальным предприятиям, если они окажутся конкурентоспособными по стоимости и качеству услуг?

- К сожалению, у половины населения подход до сих пор потребительский. Но откуда возьмется активная позиция, если ее не «тренировать»? Снова приведу пример из личного опыта. В 1998 году мы, нижневартовские строители, остались без бюджетных заказов и без работы. Решили рискнуть и привлечь жителей к долевому строительству. Проблем было очень много: и с документами, и с деньгами. Мы привыкли, что при бюджетном строительстве заказчик один. А тут 180 заказчиков, и к каждому нужно найти подход. В ЖКХ заявили: бюджетных денег в проекте нет, здание эксплуатировать не будем. Тогда мы создали ТСЖ, управляющую компанию и передали ей построенный дом.
Другими словами, надо приучать население к самостоятельности и ответственности. У нас госпожнадзор привык писать о нарушениях главе администрации. Я говорю: «Читайте Жилищный кодекс и предъявляйте претензии собственникам -
в Мегионе 60% жилья приватизировано». Следовательно, возникнет потребность в ТСЖ, в конкуренции в сфере ЖКХ. В Мегионе пока два ТСЖ, а по идее надо создавать их в каждом доме, обучать людей, объяснять им выгоду.

- Средняя зарплата в Мегионе - 26 тыс. рублей, на 55 тыс. горожан - 22 тыс. личных автомобилей. Наверное, стоимость услуг - не самая большая головная боль для города и его жителей?

- Конечно, в части капремонта, например.

- Я думаю, это только одна сторона медали. Вторая - в том, что у дворника, условно говоря, нет конкурентов. Так же как у врача или учителя.

- Проблема, действительно, не в этом, а в квалификации работников и качестве услуг - несмотря на отличное материально­техническое оснащение. А ученику или больному некуда деваться. Что делать? Наверное, больше вкладывать в работников, начиная с рядовых и заканчивая специалистами, чтобы они с радостью, с душой принимали клиента. Любой дворник, будучи без настроения, того и гляди, оскорбит тебя. А почему? Потому что низкая зарплата.

- Участники деловой игры согласовано указывали на необходимость дебюрократизации системы принятия решений, введения принципов гласности…

- Верно, это следующий этап. Первые частные садики, например, мы уже открыли, буквально пару месяцев назад.
И дальше будем открывать: несмотря на то, что в муниципальном садике платят 700 рублей, а в частном 5500, люди все равно идут - там подход к ребенку другой. Выбор должен быть.
Но сначала само население надо подготовить к тому, что мы от социализма перешли к рыночной экономике. Народ в массе своей пока не готов строить на свои деньги жилище, организовывать его обслуживание. Этому, повторю, надо обучать.

- А как насчет гласности?

- Да, прежняя горадминистрация Мегиона перешагнула разумные пределы в работе с документами: все что­то делали, но всем было «по барабану», никакого общего руководства, координации, взаимодействия между подразделениями и документооборотом. Чем отличается работа администрации от любого другого предприятия? Приняли бюджет - все, зарплата расписана на год, можно не дергаться: сидеть тихонько, бумаги перекладывать.
Теперь в администрации каждый понедельник проходят аппаратные совещания - подводятся итоги, согласуются планы на неделю. Каждому подразделению выделяются 10 - 20 минут: отвечают на вопросы, выдвигают предложения. Следом четкий контроль за исполнением поручений. Необходимо создать критерии оценки деятельности чиновников. Например, по срокам документооборота: какое время документ должен находиться в том или ином отделе. Или по конечному результату: работу комитета образования оценивать по количеству поступивших в вузы, комитета здравоохранения - по динамике хронических заболеваний, наркомании и так далее.
Ну и мотивация. Помню, меня удивляло: перенес деловой опыт со строительного предприятия в администрацию, начал ставить аппарату четкие задачи, объяснять, каким должен быть результат, а работа не меняется. Думаю: почему?
И я понял, что нужна денежная мотивация: сработал хорошо - получил больше. Такой же принцип должен действовать в отношениях чиновников и населения.

Дополнительный материал к статье
Александр Филипенко: «Должен быть строго определен круг функций и полномочий чиновников, регламентированы сроки и качество выполняемых услуг, сформулированы критерии эффективности деятельности, разработаны положения о порицании или поощрении»

- Мы установили телефон доверия: всякий житель может поставить «на карандаш» администрации свою проблему. Еженедельно веду приемы по личным вопросам (за последние четыре месяца провел их больше, чем вся прежняя администрация за два года), заставил делать то же самое остальных руководителей администрации. Еще одно мощное средство - СМИ: у меня по понедельникам обязательная встреча с журналистами.


Рыбинское НПО «Сатурн» (Ярославская область) и Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) договорились о стратегическом сотрудничестве. «Подписание меморандума обусловлено пониманием необходимости объединения усилий на перспективных программах создания конкурентоспособных газотурбинных двигателей авиационного и промышленного применения», - декларировал генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин. Заявленная цель объединения - организация производства двигателя пятого поколения (1 кг веса двигателя дает не менее 10 кг тяги). По оценкам разработчиков, программа обойдется в 2 - 3 млрд долларов. Одна компания решить эту задачу не сможет: траты такого масштаба эффективны только при отсутствии внутренней конкуренции. Выбор на УМПО пал не случайно. Это лидер российского авиапрома, выручка в 2006 году составила 15 млрд рублей (+ 43,4% к 2005 году, у ближайшего российского конкурента «Салюта» - 11,2 млрд рублей). Компания имеет выходы на наиболее динамичные рынки: в Индию, Малайзию, Алжир. Но 90% ее продукции идет на экспорт, и на российском рынке позиции не очень сильны. Поэтому УМПО тоже заинтересовано в объединении. В будущем компании планируют создать холдинг уже на принципах объединения капиталов и пригласить в него другие предприятия, в первую очередь «Пермский моторостроительный комплекс» (ПМК).

«Нужна специализация,- отмечает аналитик “БрокерКредитСервис” Севастьян Козицын. - Чем лучше будет компания производить два-три уникальных узла, тем выше окажется ее конкурентоспособность». Пока специализация в рамках производственной кооперации недостаточно высока - большую часть узлов для двигателей уральские авиастроительные предприятия создают сами: на Пермском моторном заводе лишь четверть компонентов приобретается у сторонних предприятий, на УМПО - 29%, на «Авиадвигателе» (ПМК) - 38%.

Зачем сливатьсяАбсолютно все опрошенные нами аналитики и представители авиастроительных компаний в необходимости слияний уверены: необходимо расширять предложение на растущем рынке. По данным ИК «БрокерКредитСервис» (Москва), уже сейчас требуется перевооружить около 70% воздушного флота, через пять лет понадобится полностью обновлять вертолеты. Государственная служба гражданской авиации оценивает потребности рынка России и СНГ до 2015 года в 650 пассажирских самолетов различных классов.

Рынок медвежьих услугНо что выбрать: государственную или частную кооперацию? Частный капитал в авиапроме демонстрирует в последнее время гораздо большую активность в плане разработок: еще в декабре 2006-го НПО «Сатурн» (доля государства - всего на 37%) организовал с УМПО (государственной доли нет) и ПМК (она менее половины) кооперацию для производства нового двигателя, пока - без слияния капиталов. Роли разделены: «Сатурн» будет поставлять компрессор высокого давления, «Авиадвигатель» - турбину низкого давления. Собирать двигатели начнут на площадках «Сатурна» и УМПО. В кооперации участвуют и другие компании. В дальнейшем УМПО и «Сатурн» планируют объединиться уже на условиях слияния капиталов: создана управляющая компания «Сатурн-УМПО», которой будут переданы функции единоличного исполнительного органа. Генеральным директором этой компании будет Юрий Ласточкин, председателем совета директоров - нынешний генеральный директор УМПО Александр Артюхов.

Объединение предприятий поможет оптимизировать работу всей отрасли: пока конкуренция не всегда добросовестна. «В числе прочей авиационной техники мы ремонтируем редукторы ВР-14, тем же занимаются заводы-изготовители в Перми и Санкт-Петербурге, - рассказывает помощник коммерческого директора Уральского завода гражданской авиации (Екатеринбург) Александр Плотников. - Мы для них конкуренты. Очевидно, поэтому с их стороны и имеет место “конкурентная борьба” в том виде, как они ее понимают: уклонение от продажи нам запасных частей или выдвижение заведомо неприемлемых условий их продажи. Им неинтересно делиться с нами рынком, и они либо уклоняются от продажи нам запасных частей, либо ставят заведомо неприемлемые условия».

Стремление государства усилить позиции в авиапроме не придает энтузиазма компаниям с частным капиталом: по их мнению, это неэффективно и противоречит целям бизнеса (см. «Все идет по плану»). У государственных структур нет конкретного плана действий. По мнению одного из уральских аналитиков, объединением «Сатурн» и УМПО желают показать Рособоронэкспорту (принадлежит государству, планирует приобрести права на обе компании), что они способны ускорить инновационный процесс и без его участия. Авиастроители не исключают, что развитие отрасли после создания холдингов может даже застопориться: «Работая по отдельности, авиастроительные компании увеличивают выпуск планомерно каждый год. А в холдингах те, кто посильнее, потянут одеяло на себя и развалят даже нормально работающих», - отмечает президент Союза авиационного двигателестроения Виктор Чуйко.

Если руководители уральских авиастроительных компаний говорят о необходимости объединения для сохранения конкурентоспособности, то государство желает большего - контроля над авиастроительными активами. Декларируемая им цель - усиление российского авиапрома на мировом рынке. Первым шагом в собирании активов стало создание Объединенной авиастроительной компании. Формируется этот холдинг путем передачи ему контрольных пакетов акций государственных авиастроительных компаний (корпорация «МиГ», Казанское авиационное ПО, корпорация «Иркут» и др.). Чиновники уверены: без государственных средств невозможно решить проблему износа оборудования, а значит, о новых разработках и расширении выпуска говорить нельзя (износ машин и оборудования на Пермском моторном заводе составляет 59,5%, на УМПО - 47,8%, на «Авиадвигателе» - 69,7%). Не совсем устраивает государство и то, что авиастроительные компании «уходят» от выпуска профильной продукции. Так, столкнувшись со снижением спроса на основную продукцию, двигателестроители увеличили выпуск газотурбинных установок: в последние пять лет они приносят около четверти выручки.

Пока ни частные, ни государственные авиастроительные объединения не заработали в полную меру, и говорить об их результативности рано (правда, о формируемых госструктурах судят по авиастроительным предприятиям советских времен). Тем не менее уже сейчас ясно: частникам будет несколько проще достигнуть целей - в их планах создание двигателя, поиск конкретных заказчиков и заключение с ними долгосрочных соглашений. Задача государства - абстрактное «восстановление отечественного авиапрома». Но восстановить объемы производства и добиться конкуренто-способности на мировых рынках - не одно и то же.

Для эффективного развития авиастроения необходимо не просто объединение активов. Нужна разработка конкретных проектов с четко прописанной целью и планом ее достижения, вокруг которых можно было бы сплотить интеллектуальный и финансовый потенциал отрасли. Пока такие проекты предлагают в основном частные компании: тот же двигатель пятого поколения. Разработки на государственных предприятиях тоже ведутся, но гораздо медленнее и не всегда эффективно (достаточно вспомнить многолетнюю историю создания регионального самолета SuperJet).

Слон в посудной лавке

Александр Плотников


Дополнительные матералы:

- Советский опыт показал: государственная система управления отраслью весьма неповоротлива. Например, до 1993 года мы были госпредприятием и за 30 лет внедрили в производство всего три новых типа изделий. После 1993 года, когда произошло акционирование, за десять лет был освоен ремонт шести новых типов, и именно они сейчас востребованы рынком. Сравните результаты и судите сами, какой собственник мобильнее.

Объединение авиастроителей под управлением государственного ведомства существенно замедлит инновационный процесс, считает помощник коммерческого директора Уральского завода гражданской авиации Александр Плотников - Александр Васильевич, рационально ли объединение авиастроительных компаний под руководством государства?

- С чего вы так решили? Я не думаю, что наши чиновники создадут что-то принципиально отличающееся от того, что было при плановой экономике. По одной простой причине - чиновник остается чиновником при любом экономическом строе. Опыт национализации предприятий и целых отраслей в других странах это подтвердил многократно.

- Но государственное управление осуществляется сейчас по-другому: произошла смена экономического строя, принципов организации управления экономикой.

- Я не думаю, что кто-то в состоянии противиться намерениям государства. Но если государство решило приобрести частную компанию - оно приходит и покупает ее акции официально, на согласованных условиях и по законной процедуре. Есть другая проблема: вместо государства приходят некие люди, которые заявляют, что действуют от имени и в интересах государства, а при этом пытаются откровенно надуть собственников - это рейдеры. Я могу судить об этом по опыту нашего предприятия - в 2005 году мы столкнулись с попыткой силового захвата. Рейдеры утверждали, что действуют чуть ли не по поручению президента России. Врали, конечно, хотя административный ресурс в лице отдельных государственных служащих (судей, силовых органов) у них явно был. Возможно, будь попытка захвата успешной, рано или поздно завод оказался бы перепродан государству. Разве это было бы справедливо по отношению к собственникам, которых обокрали, и по отношению к государству - его поставили бы в положение скупщика краденого?

- Авиастроительный бизнес противится преобладанию государства в авиастроительной отрасли?

Президент Союза авиационного двигателестроения (Москва) Виктор Чуйко ставит успешную работу авиастроительных холдингов под сомнение: нет отраслевой государственной политики и детальных программ, утвержденных правительством - Виктор Михайлович, будут ли холдинги эффективными?

Все идет по плану
Виктор Чуйко

- Почему до сих пор такой программы нет?

- Сейчас говорить об этом сложно. Нет главного: долгосрочной правительственной программы, которая придала бы отрасли динамику. Компании должны объединяться для решения какой-то задачи, а ее можно обозначить только в программе. Когда нет конкретного плана действий, это бессмысленно. Тем не менее подобное мы сейчас наблюдаем.

- Какие задачи должно решать такое ведомство?

- В первую очередь надо разработать и утвердить государственную политику в области авиастроения. Кроме того, нет государственного органа, отвечающего за ее соблюдение. Сегодня авиастроением ведают шесть-семь структур, но реально этим никто не занимается: нет критериев оценки их работы. Не случайно премьер-министр Виктор Зубков дал задание правительству определить такие критерии. Только так можно создать программу развития авиастроения на 5 - 10 лет и возложить ответственность на конкретный орган управления за ее реализацию.

- Понимают ли собственники авиастроительных предприятий, что надо объединяться?

- Надо посмотреть, на чем мы летаем. Прежде всего государственная программа должна содержать проект создания самолета на 150 - 170 мест с данными на 20% лучше, чем у Ту-15 «Тушку» должен заменить средне- и ближнемагистральный самолет МС-2 По нему уже семь лет идут одни разговоры. Между тем много денег уходит на SuperJet - мы пытаемся создать уже четвертый региональный самолет! Также необходимо уже сейчас задуматься над заменой Ил-96 - делать Ту-204: весь мир обновляет парк каждые 15 лет. Наконец: нам нужен военный самолет пятого поколения. Если нет денег на организацию производства, следует готовить научные заделы, а с появлением средств - воплощать эти разработки в жизнь.

- А как же страх потерять контроль над предприятием?

- Крупные проекты, возможные в рамках объединения, заинтересуют любого собственника. Сомнения появляются, только если владельцу говорят: присоединяйтесь, а дальше посмотрим, что будет.


Главная страница :: Энергоносители :: Складывая крылья
вывоз мусора в Москве | демонтаж в Москве
Hosted by uCoz